Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Во многом это было вызвано тем, что картины Альма-Тадемы заставляли викторианцев отождествлять себя с римлянами периода расцвета империи. В российских художественных музеях хранится значительное количество работ другого мастера той эпохи, Генриха Семирадского, сюжеты и манера исполнения которых близки к картинам Альма-Тадемы. Альма-тадема не занимался морализаторством, не учил зрителей «как правильно» и «как надо», не философствовал.
Это лишь малая часть работ Лоренса (также известного как Лауренса, Лоуренса) Альма-Тадемы. Сразу после кончины Альма-Тадемы его творчество вышло из моды и было практически забыто. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов) – в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. С 1862 года Альма-Тадема оставил мастерскую Лейса и с тех пор работал самостоятельно, постепенно сделавшись академическим художником европейского уровня.
А еще позже, когда в Европе возникло увлечение Викторианской эпохой имя Альма-Тадемы снова стало в моде. Главным его наставником был Эгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении. В 1996 году была открыта выставка Альма-Тадемы в амстердамском Музее Ван-Гога, что некоторыми специалистами было воспринято как «официальное признание реабилитации, похожей, однако, очень сильно на реанимацию и даже— на эксгумацию»71.
В 1881 году Альма-Тадема был избран действительным членом Королевского общества акварелистов, несмотря на то, что акварелью он писал мало— только 41 такая работа была снабжена номером опуса— отдельным от живописи маслом (первая из них— «Фауст и Маргарита»)42. Лоуренс Альма Тадема прославился не только мастерством, но и дотошным отношением к описываемому историческому периоду. Теперь его полное имя выглядело — Сэр Лоуренс Альма-Тадема. Как бы ни относились критики, каким бы идеалистичным и далеким от реальности не выглядело искусство Альма-Тадемы, можно сказать, что ему удалось воплотить мечту о благополучной жизни, в которой нет тревог и суеты и создать свой, ни на кого не похожий мир художественных образов. В 1861 году Альма-Тадема написал картину, принесшую ему известность.
Альма-тадема – один из самых знаменитых мастеров исторической живописи в европейском искусстве. В 1864 году Альма-Тадема познакомился с Эрнестом Гамбаром — влиятельным бельгийским издателем и продавцом произведений искусства. Эта картина показывает устремления Альма-Тадемы как нельзя четче.
Похоронили Сэра Лоуренса Альма-Тадема в лондонском соборе святого Павла, отдав ему все положенные как рыцарю почести. Позже творчеством Альма-Тадемы заинтересовался Голливуд. В последние десятилетия жизни творческая манера Альма-Тадема испытывал влияние европейскихсимволистов и сам он оказал определённое воздействие наГустава КлимтаиФернана Кнопфа. Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма— Генриха Семирадского. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты.
В 1996 году была открыта выставка Альма-Тадемы в амстердамском Музее Ван-Гога, что некоторыми специалистами было воспринято как «официальное признание реабилитации, похожей, однако, очень сильно на реанимацию и даже— на эксгумацию». 25 июня 1912 года сэр Лоуренс Альма Тадема умер во время прохождения лечения в Висбадене. В ноябре 1858 года Альма-Тадема стал работать с художником Хендриком Лейсом, чья школа была одной из самой известной в Бельгии.
Лоуренс Альма Тадема (Sir Lawrence Alma Tadema) родился 8 января 1836 года в северной части Нидерландов, в небольшой деревне Дронрейп. Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма— Генриха Семирадского. В 1881 году Альма-Тадема был избран действительным членом Королевского общества акварелистов, несмотря на то, что акварелью он писал мало— только 41 такая работа была снабжена номером опуса— отдельным от живописи маслом (первая из них— «Фауст и Маргарита»).
Хотя Альма-Тадема в первую очередь прославил себя как автора жанровых сцен из жизни античности, но он был и успешным портретистом, писал пейзажи и акварели, а также делалофорты, чаще всего— репродукции собственных произведений.
В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года.
Так автопортрет 1851 года был помечен «opus II» (метку «opus I», по-видимому имел портрет сестры, написанный ранее), а последняя картина художника «Прекрасное цветение» 1911 года имело номер «opus CCCCIX». Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. После разгрома мастерской Альма-Тадема некоторое время был вынужден работать как график и акварелист.
Кроме того, на его манеру и стиль письма оказали влияние английские прерафаэлиты и, как водилось в их кругу, его жена стала моделью для многих женских образов на исторических полотнах, особенно в произведении «Женщины Амфисса». Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы.
По своему амплуа живописца Альма-Тадема не был портретистом и писал преимущественно друзей и близких. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. Работы художника чрезвычайно декоративны исполнены света, как, например, «Встреча Антония и Клеопатры».
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира.
Главным его наставником был Эгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении. Главными его моделями оставались жена и дочери, характерно, что со временем он стал избегать использовать их образы для своих исторических полотен, предпочитая нанимать натурщиц или использовать античную скульптуру. За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. В Италии они много времени проводили на археологических раскопках в Помпеях, а также приобрели и сделали множество фотографий, что наряду с большой библиотекойКомм. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. В молодости он общался с кузеном— Виллемом Месдахом— и, по некоторым данным, в 1866 году рекомендовал его в школу В. Руллофса и способствовал переезду в Брюссель74.
Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. В тот момент владельцы дома гостили в Шотландии у поэта Уильяма Белла Скотта— художник должен был иллюстрировать его сборник.
Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14.
Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы». После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа). Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным.
В доме располагалась коллекция греко-римских древностей, а также копий известных произведений искусства. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. Ко времени переезда в Лондон Альма-Тадема, несмотря на все свои успехи, не получил сколько-нибудь профессиональных оценок со стороны голландских и бельгийских критиков, которые ограничивались общими суждениями или описаниями.
По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. В 1873 году Альма-Тадема получил официальное письмокоролевы Виктории, предоставлявшее ему право постоянного проживания в Великобритании.
По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII).
Новая длительная поездка в Италию была совершена в 1883 году, в первую очередь художника интересовали новые находки в Помпеях. Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59.
Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Художник был щепетилен к стремился максимальной достоверности. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке.
Эйрд— его постоянный заказчик55. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями.
Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Картина оказалась столь популярной, что в 1879 году сэр Уильям Армстронг заказал художнику повторение.
1. Там любимым предметом будущего художника стала история.
По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Его заинтересовал Древний Египет, однако в стране пирамид Альма-Тадема впервые побывал только в 1902 году, а в 1860-е изображал увиденные музейные экспонаты. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма.
Таковы его «Розы Гелиогабала», для написания которых художник заказывал розы из Африки и Средиземноморья. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие.
Боясь за сына, мать согласилась с его желанием стать художником. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Рисунки помечались иначе «portfolio N». В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка».
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Он очень интересовался новыми веяниями в искусстве и все их без исключения одобрял. Критики видели в этом противостояние войны и мира. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж.
Вот таким образом его часто называют викторианским живописцем. Одна из них была посвящена поэту и епископу Венанцию Фортунату, общающемуся с королевой Радегондой. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями.
У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года). Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. В 1889 году Альма-Тадема был удостоен Золотой медали на Всемирной выставке в Париже, в 1890 году он был избран почётным членом Драматического общества Оксфордского университета, а в 1897 году удостоен большой золотой медали на международной выставке в Брюсселе.
За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино». В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1.
В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. Две другие леди выглядят немного старше. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань.
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Художник находил в истории только хорошее, отвечающее скорее его фантазиям, нежели правде жизни. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года.
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов.
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Но когда в 1869 году его жена умерла от оспы, художник сам заболел и впал в депрессию. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Сцены из жизни Древнего Рима, Греции и Египта, созданные художником в стиле неоклассицизма, пользовались огромной популярностью в викторианской Англии.
«Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя».
Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк.
Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13.
В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. По мнению А. Шестимирова, критик не понял композиционной новизны картины Альма-Тадемы, который желал сделать её похожей на античный фриз.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Павла. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира.
Отец— известный врач Джордж Наполеон Эппс— поначалу был против их отношений— художнику было 34 года, его ученице— 17. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис».
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. После его смерти, казалось, викторианское искусство стало «пройденным этапом» истории живописи, но с 1960-х годов оно обрело вторую жизнь. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны». Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов.
Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Лоренс родился в маленькой голландской деревне Дронрип семье нотариуса Питера Тадемы. Коричневатый колорит, внимание к эффектам солнечного освещения и изображение людей в интерьерах свидетельствуют о влиянии голландской жанровой живописи.
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира.
Гелиогабалусом именовали римского императора Марка Антония Аурелия. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10.
Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. 8. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться.
Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов». Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. На протяжении художественной карьеры Сэр Лоуренс Альма-Тадема не изменял своей любви к истории, но поскольку работы о средневековой эпохе не вызвали особого восторга у публики, он начал писать на темы античности («Древнеегипетские игроки в шахматы»).
Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль. Художник был как всегда обстоятелен при написании картины, в частности, он подсчитал, что в секторах амфитеатра, видимых зрителю, могло поместиться 5000 фигур.
Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне.
28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. Его работы являются по-настоящему уникальными. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям.
Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Главным его наставником былЭгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении. Портрет императора Альма-Тадема писал с единственного сохранившегося его изображения из коллекции Капитолийских музеев в Риме. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43.
Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы». Этот портрет в те же годы привлёк внимание О. Уайльда, который даже сообщал своему издателю, что охотно написал бы о жизни Гелиогабала.
Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения».
Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет.
За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд).
Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII).
Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Вот таким образом современники часто критиковали его за «ненужные детали с натуры». Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие.
Когда навес был развязан и цветы рухнули вниз, гости задохнулись под этим «дождем». 28 июня 1912 года он умер в Лондоне. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. Ему гораздо интереснее были архитектура, обстановка и яркие костюмы.
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. Здесь были показаны все три будущих императора— Веспасиан, Тит и Домициан, а также добыча, захваченная в Иерусалиме.
3). Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера». После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48.
Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. В 1868 году Альма-Тадема подписал с Гамбаром ещё один контракт на 34 картины, которые должны были быть написаны за три с половиной года. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)».
Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. Напротив, с середины 1860-х годов в Британии началась мода на космополитическое искусство, обращавшееся к темам, далёким от социальных движений и повседневности. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера).
В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи.
Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика». Возможно, этот интерес был вызван стремление искусственно «состарить» картину, сделав ее похожей на классические образцы. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. И вместе с тем Тадема не ставил себе задачей изображения исторических конфликтов. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений.
Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода).
Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Как и раньше, картина привлекла зрителей и критиков археологически точными деталями— например, древнеегипетскую арфу Альма-Тадема зарисовал в Лувре. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34.
Предполагалось дать ему юридическое образование и Тадему определили в гимназию Леувардена, где он увлёкся историей. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия.
Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. А по воле критиков фамилия стала писаться через дефис. В 1883 году Альма-Тадема переселился в новый дом, который был построен в древнеримском стиле и точно соответствовал античным канонам. На щите, который держат двое мужчин на шестах, написана фраза Катулла, адресованная Приапу. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55.
В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Похоронен в Соборе св. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9.
В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Примечательно, что уже на самом раннем этапе творчества Тадема нумеровал свои работы (римскими цифрами), что характеризовало его как весьма честолюбивого человека.
В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы». 8. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум».
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. 5. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году).
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно».
Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». На картине Альма-Тадема изобразил Гелиогабалуса вместе с матерью и фаворитами, сидящими за столом и наблюдающими за удавшейся «шуткой». Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк.
Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. Впрочем, ещё в 1910-е годы декоративные возможности его картин оценили в Голливуде, поскольку живопись Альма-Тадемы использовалась американскими режиссёрами как источник зрелищного материала для постановки фильмов на античные темы. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19.
В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. Художник вёл активный образ жизни: зимой 1902—1903 годов совершил длительную поездку в Египет, где был свидетелем открытия первой Асуанской плотины, строителем которой был Дж. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие.
Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Честолюбие Тадемы искупалось несомненным талантом и потрясающим трудолюбием. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник.
Супруги много путешествовали, посещали археологические раскопки и фотографировали их. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме.
Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Эйрд— его постоянный заказчик. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24.
По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей.
В 1872 году супруги Альма-Тадема совершили европейскую поездку продолжительностью пять с половиной месяцев, побывав в Бельгии, Германии и Италии. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась. Одна из них была посвящена поэту и епископу Венанцию Фортунату, общающемуся с королевой Радегондой.
Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. Доктора посоветовали ему переехать в Англию.
Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. 6), что вызвало ряд протестов. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин.
Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. 4 было важным источником для работы художника.
В картинах Альма-Тадемы нет ни войн, ни жестокости, свойственных Средневековью. Первоначально он поселился в доме Фредерика Гудолла— также художника изображавшего экзотические страны. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка».
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Сам Альма-Тадема уже застал импрессионизм и постимпрессионизм, кубизм, фовизм и футуризм искренне принимал новые направления в искусстве и одобрял их, но примирить его методы с авангардом было абсолютно невозможно. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53.