Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений».
Вместо того чтобы ослаблять силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью. Чем больше оно ест, тем больше хочется. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей.
На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Меня зовут Лубберт Дас». Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву».
Постоянно нас призывает отец диакон возгласом «вонмем»– быть внимательными, сейчас совершается главное действие службы, читается Священное Писание. Страх в малых дозах – это лекарство. Завершилось все тем, что монарх умер вследствие несварения желудка. Кто-то изучает восточную философию, проникаясь её идеями.
В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. От неумеренного приятия пищи, от пьянства наживаем мы много болезней. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Как избавиться от чревоугодия.
Высказывались мнения. Вот несколько советов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Люди, постоянно потакающие себе в еде, постепенно становятся ее рабами. Сначала возникает чувство недовольства, которое превращается в раздражение. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Тщеславный боится показаться обжорой.
Иногда мы даже говорим, что Бог посетил нас болезнью. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда».
О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие. Кто переносит её с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Перед этим человек утрачивает непрерывное ви.
Справа в шатре сидят любовники. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.
Корни ревности уходили в гордыню. Так прочитайте проповеди Высокопреосвященнейшего Варсонофия и ответьте, не о том же ли самом идет речь. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Мы должны внимать словам Господа. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего всё большую легкость.
Они пьют вино. Босх, по мнению де Сигенсы, является единственным художником изобразившим человека изнутри. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения.
Преподобный Варсонофий Великий говорит: «А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Мы не можем никак сосредоточиться на том, что поется и читается на службе. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Ничто не нарушало размеренного ритма его существования, распределённого между семьёй, мастерской и Братством, вот таким образом ключ к объяснению того, зачем ему понадобилось изображать тот завораживающе-странный мир бурлящих человеческих страстей, которым наполнено всё творчество хертогенбосского мастера, следует искать в другом месте. Без тела не формируется человеческая личность. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка – атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ.
Но дух важнее тела, дух первичен по отношению к телу. Преподобный Серафим учил: спасать надо себя, тогда вокруг нас тысячи спасутся. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. В старое время был обычай трапезничать молча.
О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие. Но многие из современных поучений к жизни имеют иностранные корни.
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. В трапезу, кроме того, вошла копченая сельдь и кислая капуста. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Тогда же и написан знаменитый «Корабль дураков», также обличающий духовенство. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.
Ревность связана с телом. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Но за это надо благодарить Бога, а не роптать на Него, как страдающие не заслуженно.
Под ревностью я всегда видел гордыню. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Справа в шатре сидят любовники.
Они пьют вино. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта.
Часто мы читаем у святых отцов, как они наставляли своих учеников, чтобы те внимали себе. Св. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Такой человек жестко защищал свою территорию, не мог принять потери отношений измены.
Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы.
Бороться с яростью и аффектом – бесполезно, со злостью и гневом – тяжело, а вот с недовольством – гораздо легче. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Согласно традициям, перед стартом Великого поста на просторах Швеции организовывают жирный вторник, который является аналогом Масленицы. Она происходила из «хорошей семьи», обладала значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. Но есть небольшая разница. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Однако большая любовь ко вкусной пище оказалась для него губительной.
Первое звено этой цепи – чревоугодие. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках — от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону.
Преподобный Ефрем Сирин учит: «ибо не от явных только грехов: блуда или воровства или зависти или чревоугодия или клеветы или лжи или празднословия или кичливости или смеха или острословия или сребролюбия или любостяжательности, должна быть чистою душа, которая устранила себя от мирского общения, обрекая себя пребывать в союзе и общении с нетленным Женихом, но тем паче надобно ей содержать себя в чистоте от сильнейших душевных страстей и тайных грехов, то есть от похотливости, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравие, ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревности, самоугодия, самолюбия, кичения и подобных сих невидимых страстей бесчестия». Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Особенно многие жалуются на рассеянную молитву.
Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. И вот если мы потерпим свою болезнь, то и сами «увидим славу Божию» (Ин. 11, 40). дение Божественной воли. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Наше духовное рождение произошло в Таинстве Крещения. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. Аминь. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Тот, у кого было чувство превосходства над другими, неизбежно становился ревнивцем. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. дения Божественной воли. Но тот неожиданный и необъяснимый случай заставил меня усомниться в своих выводах. Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.
Они уже не могут остановиться и едят при любой возможности. Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Этим и занимался Адольф Фредерик, которому в 1771 исполнилось 60 лет. Они пьют вино. Тот, кто осуждал других, не мог принять унижения, потери.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Раздражение перетекает в злость. Страсть чревоугодия является грехом не случайно. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Обжорство и похоть – эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего представителям духовентства.
Внимательно испытывай помыслы свои, как бы они не заразили сердца твоего смертоносным ядом (серчанием) и не прельстит тебя принимать комара за верблюда и камешек за утес, так что тогда ты бываешь подобен человеку, который имея сам у себя бревно, смотрит на чужой сучок». Иероним Босх – великий нидерландский художник. Это проблема у многих. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
То есть страсть к объедению несет в себе постоянную измену своей же молитвы. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться.
Элементарные (или не очень) познания в живописи не являютсо признаками ума, они лишь демонстрируют интересы к определенной области этого самого "знатока".
Через молитву мы испрашиваем у Бога все добродетели. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. 2. Я наблюдал множество случаев, как гордый человек становился ревнивцем. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Господь учит: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк.
Справа в шатре сидят любовники. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с четками в руках. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Даже подписывать свои картины он предпочитал почему-то сокращённым названием родного города Хертогенбос (Den Bosch).
Будь же долготерпелив ко всем и остерегайся примешивать к чему-либо волю свою. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха. В этом оживлённом брабантском городке, входившем в XV в. в состав Бургундского герцогства (ныне административный центр провинции Северный Брабант в Нидерландах), художник и родился около 1450 г. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.
Они получили свое развитие под влиянием культуры и религии зарубежных стран. Страх заставляет думать, страх делает человека умнее. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Это было вполне логично. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
Справа в шатре сидят любовники, пьющие вино. Проблема здоровья духовного и телесного актуальна всегда. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Средств для приобретения различных добродетелей много, но одно из них– молитва.
Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву. Тело – рабыня духа. Св.
Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. И преподобный доказал это на деле. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Они у нас как пленники у лукавого. Справа в шатре сидят любовники. 13, 24) и еще: «претерпевый же до конца спасется» (Мф. Чревоугодие иногда сочетается со скупостью.
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Если у человека уменьшалась гордыня, то становилось легче и с ревностью. Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Часто на больных является слава Божия. Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу.
Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. В древние времена чревоугодие было в почете у обжор.
Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Ненасытное удовлетворение собственного чувства Голода — эт единственная цель.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. 21, 19). 12:1). Они пьют вино.
Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Разве не ведет духовное здоровье к здоровью телесному.
А все мы знаем, как тяжело приходится ребенку, вскармливаемому молоком неродной матери. Но это еще не первое звено в процессе утраты единства с Богом. И раз за разом порции все увеличиваются и увеличиваются. Долгие годы эта ситуация оставалась для меня загадкой.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.
На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полулюди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам. Тело – это злой друг и добрый враг. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т. д. Но нам трудно это делать ибо не привыкли владеть своим умом, своим сердцем.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Чревоугодие на пьедестале греховных страстей занимает третье место после Гордыни и Блуда. И уж точно отношение к картинке никак не демонстрирует умственные способности. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста и ценится даже более его.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает Свои раны. Чревоугодие — это когда человек принимает пищу не по мере надобности, а просто бесконтрольно. В одной из проповедей приводятся слова Иоанна Златоуста: «Чего только не исцеляет пост.
Картина «Аллегория чревоугодия и любострастия» или иначе «Аллегория обжорства и похоти» написана в зрелом периоде творчества художника (на рубеже 15 и 16-го веков) не случайно, по-видимому, эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего монахам. По плоти мы можем расти и стареть, без всякого на то усердия и труда.