Своеобразие Антропова проявилось и в «Атамане Ф. Краснощекове» (1761), напоминающем лучшие образцы украинского портрета, с которыми художник познакомился в 1752—1755 годах во время работы над росписями киевского Андреевского собора и в портретах четы Бутурлиных (1763), М. - А. Румянцевой (1764), особенно в «Портрете А. М. Измайловой» (1759). Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному иконописному и финифтяному мастерству». Оруж.
И. Грабарь. Хотя Антропов все время продолжал усердно работать исполняя то иконы, то чертеж иконостаса, то портрет Императора Петра III в рост для Синода, то портреты Императрицы Екатерины II в Москве ко дню ее коронования, равно как и для Синода (1765 г. ), то, наконец, портрет Петра для Синода же (1769 г. ), — он получал содержание крайне неаккуратно и ему все приходилось обращаться с просьбами об уплате следующих ему денег. Вообще, отношения Алексея Петровича со Святейшим синодом не складывались. С 1732 обучался у художников Матвеева, Захарова, Вишнякова, Каравакка и Ротари.
В 1761 г. Антропов поступил на службу в Синод для «надзирания» за живописцами и иконописцами. портретов, СПб, 1870 Врангель, H. H., Катал, выст. Синода, акад. В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий.
Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная дранироп-ка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д. ), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью. В свою очередь, Ротари считал Антропова лучшим русским живописцем. Возведенный в 1759 г. Правительствующим Сенатом в ранг подпоручика — "за оказанное в живописном мастерстве и засвидетельствованное аттестатами искусство", Антропов, не находя себе других занятий, просил в 1760 г. Императрицу Елизавету Петровну об определении его в Св. Что и проявилось в портрете Петра III (1762. Гос.
Однако не находя в Москве постоянного занятия, Антропов вернулся в Петербург. Например, парные портреты великого князя Петра Федоровича (1753, ГРМ) и великой княгини Екатерины Алексеевны (1753, ГРМ) А. П. Антропов писал с «живописных образцов» Г. -Х. 12-го июня 1795 г. в С. -Петербурге. С 1732 обучался у художников Матвеева, Захарова, Вишнякова, Каравакка и Ротари.
Молодой художник включился в рутинную жизнь команды: в 1742 году имя Антропова встречается в числе художников, занятых при коронационных торжествах Елизаветы в Москве в Петербурге он исполнил картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе участвовал в росписях плафона в Зимнем дворце и для того же Зимнего писал иконы под руководством прославленного декоратора Дж. Шестилетнее отсутствие обусловило некоторое «отставание» Антропова от столичных живописцев, мастерство которых за это время весьма и весьма возросло. Его знаменитый парадный портрет Петра III (1762 г. ) нисколько не облагораживает тщедушную, почти уродливую фигуру императора, а помпезная обстановка только подчёркивает несоответствие кукольного облика государя окружающему его великолепию. Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной палаты Якова Савинова «сына Антропова», отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. (1716—1795) — русский художник, учитель Левицкого, Ф. Алексеева и Дрожжина. 12-го июня 1795 г. в С. -Петербурге.
Хотя Антропов все время продолжал усердно работать исполняя то иконы, то чертеж иконостаса, то портрет Императора Петра III в рост для Синода, то портреты Императрицы Екатерины II в Москве ко дню ее коронования, равно как и для Синода (1765 г. ), то, наконец, портрет Петра для Синода же (1769 г. ), — он получал содержание крайне неаккуратно и ему все приходилось обращаться с просьбами об уплате следующих ему денег. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней». Участвовал в росписи плафонов Аничкова дворца (1750), Андреевского собора в Киеве (1752), Головинского дворца в Москве (1756) в 1761 был назначен в синод главным надзирателем за всеми живописными и иконописными работами. Синоде (1761), окончательно обосновался в Петербурге с 1766.
Мастер испытал воздействие стиля барокко, особенно в ранний период своего развития. Связь с техникой иконы и парсуны очевидна во многих его произведениях. Лит. : Собко, Словарь рус. в Имп. Будучи учеником Вишнякова, Антропов получал самое большое жалованье – 120 рублей. Сын солдата.
П. С. Половцов Антропов, Алексей Петрович художник Св. М. А. Румянцевой (1764) и, особенно, портрет А. М. Измайловой (1754), признанный одним из лучших произведений русской школы живописи того времени. К торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II в том же 1762 г., художник вместе с подмастерьем (Д. Левицким) подготовил 8 портретов ее величества для триумфальных ворот, поставленных в разных частях города. Ещё один портрет государыни Антропов написал для Троице-Сергиевой лавры и впоследствии не раз возвращался к образам царской семьи и близких к ним лиц исполняя заказы Синода «для поднесения высочайшим особам». Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи. Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их нескрыто искустному живописному иконописному и финифтяному мастерству».
Не случайность, что именно он был учителем величайшего русского портретиста Левицкого. В этот период написал множество произведений.
портр. После того следовали его работы — портреты: купца И. С. Чиркина (гравированный Г. Сребреницким в 1770 г. ), Ф. А. Талызина, патриарха Филарета (для Москов. гал. ) и Румянцевой (в бывшем Румянц. Подобная направленность сказалась на целом ряде работ А. П. Антропова, например, на портрете А. Л. Апраксиной (конец 1750-х гг., Гос.
Участвовал в росписи плафонов Аничкова дворца (1750), Андреевского собора в Киеве (1752), Головинского дворца в Москве (1756) в 1761 был назначен в синод главным надзирателем за всеми живописными и иконописными работами. К этому же времени относится и написанный им для гр. К портрету Измайловой близки по художественному решению образы А. В. Бутурлиной (1763 г. ) и М. А. Румянцевой (1764 г. ). К тому же к этому времени он зарекомендовал себя как опытный и умелый художник, не лишенный организаторских способностей и настойчивости в достижении цели.
Андрея Первозванного, а в 1756 — в Москву для поновления, с порученной ему «командой», плафона в построенном гр. Его лучшей – и в наибольшей степени барочно-рокайльной – парадной картиной является большой портрет императора Петра III, написанный для Сената (1762, Русский музей, вариант в Третьяковской галерее). На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря». выст. Однако, постоянное безденежье, о котором свидетельствуют вечные прошения А. о прибавке жалованья и т. п., вынуждали его писать на заказ множество копий и подражать портретам модного Ротари, которого А. несомненно превосходил по силе характеристики.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря». гал. ) и Румянцевой (в бывшем Румянц. Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная дранироп-ка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д. ), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Его положение в сорокалетнем возрасте было, казалось, вполне определенным: в 1740 — 1750 годах он вполне сроднился с «живописной командой», стал одним из основных ее мастеров, успешно выполнял многочисленные работы по росписям.
в Имп. 14-го марта 1716, ум. В его доме поселились два ученика-украинца, один из них – Дмитрий Левицкий. Лобковича (с Ротари), архиепископа Сильвестра Кулябки и свой собственный, он был определен в 1761 г. на желаемое место. В 1789 г. он имел чин коллежского советника.
Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному иконописному и финифтяному мастерству». М. А. Румянцевой (1764) и, особенно, портрет А. М. Измайловой (1754), признанный одним из лучших произведений русской школы живописи того времени. В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). (1716—1795) — русский художник, учитель Левицкого, Ф. Алексеева и Дрожжина. Известен прежде всего как портретист, открывший для России новый, послепетровский этап этого жанра. Сын солдата л. -гв.
В 1732 был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. Матвеева. Антропов учился живописи у разных мастеров. К этому же периоду относятся синодские портреты Петра III и Екатерины II (1762, эскизы к ним — в Третьяковской галерее), портрет неизвестного в красном камзоле (1766, Третьяк. икон в куполе и прочих местах по вновь построенной церкви св. Когда же этот факультет открыт не был, Антропова зачислили в Университет на должность «живописного мастера»: по-видимому, Шувалов хотел сохранить художника близ себя до более благоприятных обстоятельств, освободив его от беспокойной службы в «команде».
Воронцовой, Павла I в детстве, австрийского посла Лобковича. Антропов Алексей Петрович (1716-1795), русский художник. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось. Сын солдата. Имел частную школу.
И. И. Шувалов, организатор Академии художеств, с интересом относившийся к науке и искусству в России, ценил художника и предполагал сделать его профессором проектируемого факультета искусств Московского университета. 1, СПб, 1893 Покровский, Н., Синодальный художник Алексей Антропов (Христ. Вслед за этим полотном художник в течение последующих двух лет создал целую галерею замечательных портретов, в том числе архиепископа С. Кулябки, княгини Т. А. Трубецкой, духовника императрицы Ф. Я. Дубянского и других. Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует отметить «Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощёкова». Среди наиболее известных, написанных в новой стилистике произведений Антропова — портреты А. М. Измайловой (1759, Третьяковская галерея, Москва) императрицы Елизаветы Петровны (1755, Музей русского искусства, Киев), архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, Русский музей, Петербург), атамана Ф. И. Краснощекова (1761, Русский музей), А. В. Бутурлиной (1763, Третьяковская галерея), М. А. Румянцевой (1764, Русский музей). Один из лучших его портретов – Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759). в Имп.
Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. в Имп. Исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744–1745), Царскосельском (1749), Петергофском (1750) и других дворцах под его началом был также украшен Андреевский собор в Киеве (1752–1755). Однако, он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге (1744-50), его пригородах и в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-55).
В 1762 Антропов написал несколько вариантов портрета императора Петра III. Родился в семье мастера Оружейной палаты.
Семеновского полка, по профессии слесарного и инструментального мастера, он с 16-летнего возраста стал учиться у разных русских и иностранных живописных мастеров, как-то: Андрея Матвеева (Кобылина), М. А. Захарова (1734), И. Я. Вишнякова (1739), Л. Каравака, но подражал, главным образом, приглашенному сюда в 1747 г. гр. музее). выст. музей А. С.
Родился в Петербурге 14 (25) марта 1716 в семье слесарного мастера Оружейного двора. Лобковича (с Ротари), архиепископа Сильвестра Кулябки и свой собственный, он был определен в 1761 г. на желаемое место. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера».
Погрудное изображение пожилой придворной дамы статично (позже художник нередко прибегал к особому композиционному приему, окутывая портретируемых плащом, что еще более обобщало форму), внимание сосредоточенно на немолодом обрюзгшем лице бывшей красавицы, написанном объективно и беспристрастно – не скрыты ни следы безжалостного времени, ни живой и проницательный взгляд, ни недюжинная индивидуальность. икон в куполе и прочих местах по вновь построенной церкви св. Как известно, Шувалов И. И.
Эрмитаже), наконец, рисунок антиминса (1775 г. ) и разные образа для Императрицы и церквей (1775-1788 г. ). икон в куполе и прочих местах по вновь построенной церкви св. Вот таким образом среди его работ появилось много портретов «князей церкви» (петербургского архиепископа С. Кулябки, 1760 г. духовника императрицы Елизаветы Петровны Ф. Дубянского, 1761 г. и др. ), проникнутых той же удивительной достоверностью и откровенностью. рус. Однако вернее всего было бы отнести его творчество к раннему реализму.
В самом конце 1789 г. на первой странице «Санкт-Петербургских ведомостей» появилось объявление Антропова об открытии частного училища во флигеле его собственного дома, где уже в первый год занималось 119 человек. Но только к концу 1765 г. его хлопоты увенчались успехом и Антропов был окончательно утвержден в прежней должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья. В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью. Его дед, Яков Савинов и отец, Петр Яковлевич, состояли мастерами Оружейной палаты. И. А. X., р. 1716, 1795 г. Половцов Антропов, Алексей Петрович (1716-1795) — русский художник, учитель Левицкого, Ф. Алексеева и Дрожжина.
Однако не находя в Москве постоянного занятия, Антропов вернулся в Петербург. В какой бы области ни работали представители семьи Антроповых их с уверенностью можно назвать мастерами своего дела. Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной палаты Якова Савинова «сына Антропова», отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. гал. ) и Румянцевой (в бывшем Румянц. Это, в частности, портреты архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ), архиепископа Гавриила Петрова (1774, ГИМ), духовника императрицы Елизаветы Петровны Федора Дубянского (1761, ГЭ), московского архиепископа П. Левшина (1775, Тверская картинная галерея). Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». музее).
Необходимость выполнять всевозможные oбременительные поручения, далекие от основного пристрастия художника – портретной живописи, не могла принести ему удовлетворения. Особенно показателен портрет атамана Ф. И. Краснощекова (1761, ГРМ), сильно напоминающий одновременно парсуну и украинский портрет. Затем он был привлечен к живописным работам в Царском Селе (ныне город Пушкин). Семеновского полка, по профессии слесарного и инструментального мастера, он с 16-летнего возраста стал учиться у разных русских и иностранных живописных мастеров, как-то: Андрея Матвеева (Кобылина), М. А. Захарова (1734), И. Я. Вишнякова (1739), Л. Каравака, но подражал, главным образом, приглашенному сюда в 1747 г. гр.
Манере мастера присущи сильные колористические контрасты (он накладывает теплые тона, словно яркие румяна на лицо) и предметная материальность форм, как бы выступающих из полотна. Портреты эти написаны в годы расцвета дарования художника. гал. ) и Румянцевой (в бывшем Румянц. 14-го марта 1716, ум. В последний период А. П. Антропов все меньше работает с натуры, но создает много икон.
Н. П. Собко «Словарь русс. Учился в Канцелярии от строений в Петербурге (с 1732) у А. М. Матвеева, с 1739 работал там же в живописной команде у И. Я. Вишнякова. Реалистическая выразительность этих портретов была понятна и близка художнику. Возведенный в 1759 г. Правительствующим Сенатом в ранг подпоручика — «за оказанное в живописном мастерстве и засвидетельствованное аттестатами искусство», Антропов, не находя себе других занятий, просил в 1760 г. Императрицу Елизавету Петровну об определении его в Св. Антропов приобретает широкую известность в придворных кругах и получает все новые заказы. Антропов Алексей Петрович (25. 03. 1716-23. 06. 1795) родился в Санкт-Петербурге.
За четыре года (1752-1756 гг. ) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. Академии Художеств). Академии Художеств). Предприняв отчаянную попытку определиться «к одним портретным делам» в ведомство придворной конторы и не получив на то «милостивого соизволения», Алексей Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате Синода. К этому же периоду относятся синодские портреты Петра III и Екатерины II (1762, эскизы к ним — в Третьяковской галерее), портрет неизвестного в красном камзоле (1766, Третьяк. С 1739 работал там же в «живописной команде» под руководством И. Я. Вишнякова. Антропов приобретает широкую известность в придворных кругах и получает все новые заказы.
В доме Антропова поселились ученики с Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. — художник и иконописец, род.
14-го марта 1716, ум. Портретист. В 1755 приезжал для работы в Москву (живопись плафона Головинского дворца), оформлял здесь также торжества по случаю восшествия на престол Екатерины II (1762).
Названные работы принесли Антропову славу одного из лучших портретистов своего времени. Учеником Антропова также был русский художник П. С. Дрождин. В 1770-х гг. Не случайность, что именно он был учителем величайшего русского портретиста Левицкого. Туда же, по примеру отца, поступили Алексей Петрович и его братья. Портреты эти написаны в годы расцвета дарования художника.
М. А. Румянцевой (1764) и, особенно, портрет А. М. Измайловой (1754), признанный одним из лучших произведений русской школы живописи того времени. икон в куполе и прочих местах по вновь построенной церкви св. Сын солдата. художн., т. I, вып.
— художник и иконописец, род. Среди наиболее известных произведений Антропова – портреты А. М. Измайловой (1759, Третьяковская галерея, Москва) императрицы Елизаветы Петровны (1755, Музей русского искусства, Киев), архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, Русский музей, Петербург), атамана Ф. И. Краснощекова (1761, Русский музей), А. В. Бутурлиной (1763, Третьяковская галерея), М. А. Румянцевой (1764, Русский музей). Общение с ними должно было стать более тесным после того, как двоюродная сестра Антропова вышла замуж за Андрея Матвеева, руководителя «команды». Родился 1716 г. марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. После того следовали его работы — портреты: купца И. С. Чиркина (гравированный Г. Сребреницким в 1770 г. ), Ф. А. Талызина, патриарха Филарета (для Москов. К этому же времени относится и написанный им для гр. Портреты Антропова, отчасти связанные с традициями парсуны, отличаются непосредственностью и правдивостью образов исполнены в насыщенной цветовой гамме (Атаман Ф. И. Краснощёкое, 1761, ГРМ Пётр III, 1762, ГРМ и ГТГ А. В. Бутурлина, 1763, ГТГ).
Русский художник, художник-портретист. Назначенный главным надзирателем живописных и иконописных работ при Св. 1, СПб, 1893 Покровский, Н., Синодальный художник Алексей Антропов («Христ. К этому же времени относится и написанный им для гр. Это не только один из ранних, но и один из лучших портретов Антропова (Третьяковская галерея). Синод требовал от Антропова икон его работы, но, по ходатайству И. И. Шувалова, для которого он написал портреты: гр. До конца своих дней мастер писал образа «для поднесения высочайшим особам».
Одновременно он писал в «новостроящемся оперном доме», в зданиях Петергофа. Его лучшей — и в наибольшей степени барочно-рокайльной — парадной картиной является большой портрет императора Петра III, написанный для Сената (1762, Русский музей, вариант в Третьяковской галерее). В 1762 Антропов написал несколько вариантов портрета императора Петра III.
В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Сын солдата л. -гв. Именно картину, так как его образы апостолов — «земные», почти простонародные, даже решение композиции напоминает схему парадного портрета — ниспадающие драпировки с кистями и колонна в глубине. Хотя Антропов все время продолжал усердно работать исполняя то иконы, то чертеж иконостаса, то портрет Императора Петра III в рост для Синода, то портреты Императрицы Екатерины II в Москве ко дню ее коронования, равно как и для Синода (1765 г. ), то, наконец, портрет Петра для Синода же (1769 г. ), — он получал содержание крайне неаккуратно и ему все приходилось обращаться с просьбами об уплате следующих ему денег.
В 1744—1745 годах он участвовал в написании плафона парадной опочивальни в Зимнем дворце. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Предприняв отчаянную попытку определиться «к одним портретным делам» в ведомство придворной конторы и не получив на то «милостивого соизволения», Алексей Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате Синода. В поздних вещах времен Екатерины II можно увидеть отблески классицизма.
В 1759 г. он написал портрет статс-дамы А. М. Измайловой. Оруж. Хотя Антропов все время продолжал усердно работать исполняя то иконы, то чертеж иконостаса, то портрет Императора Петра III в рост для Синода, то портреты Императрицы Екатерины II в Москве ко дню ее коронования, равно как и для Синода (1765 г. ), то, наконец, портрет Петра для Синода же (1769 г. ), — он получал содержание крайне неаккуратно и ему все приходилось обращаться с просьбами об уплате следующих ему денег. Чтение», 1887, 1) Петров, П. Н., Каталог истор.
Грота. Просуществовав еще многие годы, оно явилось своеобразным памятником замечательному русскому живописцу. Антропов скончался от горячки в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре. К тому же не следует забывать, что А. П. Антропов всю свою жизнь писал иконы. Русский музей).
В 1789 г. он имел чин коллежского советника. Портретная живопись переживала в России в середине — второй половине XVIII в. расцвет. После того следовали его работы — портреты: купца И. С. Чиркина (гравированный Г. Сребреницким в 1770 г. ), Ф. А. Талызина, патриарха Филарета (для Москов. В 1754 году Антропов изобразил А. М. Измайлову.
Эрмитаже), наконец, рисунок антиминса (1775 г. ) и разные образа для Императрицы и церквей (1775—1788 г. ). Именно картину, так как его образы апостолов – «земные», почти простонародные, даже решение композиции напоминает схему парадного портрета – ниспадающие драпировки с кистями и колонна в глубине. Туда же, по примеру отца, поступили Алексей Петрович и его братья. С 1732 обучался у художников Матвеева, Захарова, Вишнякова, Каравакка и Ротари.
В эти годы определились многие особенности его мастерства и его воззрения на искусство.