Алексей Георгиевич Явленский (нем. Alexej von Jawlensky 13 (25) марта 1864, Торжок, по некоторым источникам— Кузлово, Тверская губерния— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Алексей Георгиевич Явленский (нем. Alexej von Jawlensky 13 (25) марта 1864, Торжок, по некоторым источникам—, Тверская губерния— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Алексей Георгиевич Явленский— (13 марта (25 марта) 1864, Торжок— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Алексей Георгиевич фон Явленский скончался 15 марта 1941 года в Висбадене, Германия, где и был похоронен на русском православном кладбище. Алексей Георгиевич Явленский — (13 марта (25 марта) 1864, Торжок — 15 марта 1941, Висбаден) — русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии.
Большая часть жизни и творчества русского художника-экспрессиониста Алексея Георгиевича Явленского связана с Германией, он даже добавил к своей фамилии аристократическую приставку «фон», при этом, официальных изменений в биографические данные не вносилось. Алексей Георгиевич Явленский (нем.
Здесь вновь проявляется некая иконность. в Висбаден, где женился на Елене Незнакомовой и жил до своей смерти. Самостоятельно занимался живописью и рисунком, копировал в Третьяковской галерее. 1937). Вместе с В. В. Кандинским организовал «Новое художественное общество» в Мюнхене (1909), позднее сотрудничал в объединении «Синий всадник» (1911–1914).
в Висбаден, где женился на Хелене и жил до своей смерти. Вней он развивает евангельскую тему, начатую в«Ликах Спасителя» и«Абстрактных головах». Сравнение не самое удачное. Был отпет в православном соборе св. Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного биеннале искусств в Венеции (1920). С 1914 года, когда он из-за войны вынужденно живет в Швейцарии, кантоне Во, появляются его знаменитые вариации (так назвал их сам художник). Так Явленский познакомился с принципами символистского истолкования мира.
В 1899 помогал Ашбе вести занятия. Брак с Незнакомовой официально оформил только в 1922. В 1885-87 учился в Александровском военном училище. В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство».
Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. В 1901–1902 провел 14 месяцев в России, во время этой поездки сблизился с Еленой Михайловной Незнакомовой (1881–1955), воспитанницей и прислугой семьи Веревкиных у них родился сын Андрей (Явленский-Незнакомов), впоследствии ставший художником. В колористическом отношении работы 1911 года — самые экстатические по цвету. По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877–1884), где рисование преподавал художник С. И. Васильев и в 3-м Александровском военном училище (1885–1887). В 1890–1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань).
Переехав в 1917 в Цюрих, в 1918-в Аском, а затем в 1921 в Висбаден, продолжал создавать серии с изображением лиц в различных вариациях: серии «мистических» и «святых» голов, в основном, женских, где появился новый религиозный оттенок звучания серия «медитация» («Терновый венец», 1918: «Молитва», 1922 «Поэзия утра», 1930 «Аврора», 1931). С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Помогла Галка Шейер, менеджер идруг художника. Но названия композиций говорят сами за себя: Карма, Великая тайна, Аврора, Сакральный час, Пророк с Тибета (все 1930-х). В 1897 посетил Венецию. После пребывания в 1905 во Франции пейзажи Я. стали превращаться в цветовые композиции «цвета горят, – писал он, – передавая жар души».
В1924 вместе сКандинским, Паулем Клее иЛионелем Файнингером Явленский вошёл ворганизованную поинициативе Шейер группу «Синяя четвёрка», выставки которой прошли вгородах Германии иАмерики. Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного бьеннале искусств в Венеции (1920). В 1896 году обосновался вместе с нею в Мюнхене, где посещал школу А. Ашбе. Надгробную речь произнес его многолетний друг немецкий художник А. Эрбсле.
Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). Грабарём иД. Н. Кардовским. Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/1911). Немецкие друзья художника называли его «Иваном Карамазовым».
Увлекся искусством, копировал картины в Третьяковской галерее. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». Луки. Мировую славу Явленскому принесли работы из огромной серии Медитации (1933–1937) реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами преображаются в смутный и скорбный символ лица, укрупненные черты которого напоминают крест, наложенный на живописную поверхность. «Медитации» по-разному могут интерпретироваться зрителем, сам художник называл их «просьбами кБогу», «молитвами» исполненными вмоменты глубочайшей сосредоточенности исамосозерцания: «Яработаю для себя, для себя одного идля моего Бога.
В 1890-1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань), приезжал в Россию. В 1920 окончательно откристаллизовался его самобытный стиль – с обобщенными головами и фигурами на грани перехода в цветовую или черно-белую абстракцию. Сименем выдающегося живописца связано формирование экспрессионизма вевропейском искусстве, создание важных вего развитии объединений. С 1903 — участник выставок.
Детство провел в родительском имении Кузлово под Вышним Волочком в Тверской губернии. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. По завершении учебы был произведен в подпоручики, зачислен в 7-й гренадерский полк. В России экспонировался на выставках объединений: Новое общество художников (1905), Союз русских художников (1906, 1909), «Мир искусства» (1906), «Венок» (1908), «Бубновый валет» (1910/1910) в Салоне С. К. Маковского (1909), 1-м и 2-м Салонах В. А. Издебского (1909/1910, 1911) в Петербурге и Москве. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 президент.
С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Вместе с ней учился в 1896-98 в «немецких Афинах» Мюнхене, в школе А. Ашбе.
Однако ему было не по пути с художниками Мира искусства. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Здесь он поступает вшколу Антона Ашбе, где учится сИ. Э. Здесь он начал свои «Вариации» — цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. В связи с началом 1 -и мировой войны Я. переехал в Швейцарию, в селение Сант-Пре (кантон Во), где в крошечной мастерской с одним окном написал около 100 пейзажных вариаций, получая, по его словам, «вдохновенье от состояния в природе и моей собственной души».
В 1902 году у него родился сын Андрей, чьей матерью была возлюбленная художника Елена Незнакомова. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». В Локарно (Швейцария) наследниками художника открыт Архив Алексея Явленского, занимающийся популяризацией творчества издан 4-х томный каталог-резоне его произведений (1991–1998). Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство» в Мюнхене (1937), организованная властями с пропагандистской целью.
Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство», организованная властями с пропагандистской целью (она открылась в мюнхенском Доме искусств в июле 1937 и до апреля 1941 посетила еще 12 городов). После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. Главное, что интересует живописца — жизнь цвета. 1937 «Чистилище». По семейной традиции его отдают в кадетскую школу, потом в юнкерское училище.
После гимназии учился в кадетском корпусе и военном училище (1877–1887) в 1896 вышел в отставку в чине штабс-капитана. Немецкие друзья называли Явленского между собой Иваном Карамазовым. С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Потом стали появляться обобщающие названия: Испанка, Фиолетовый тюрбан, Лола. В 1908 году он вместе с Веревкиной живет в доме Кандинского и Габриэль Мюнтер в Мурнау.
С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. В 1890 добился перевода в Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. Окончательно расставшись с Верёвкиной в 1919г., он переехал в 1921г.
Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). В 1874 переехал с матерью в Москву. Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. Ему думалось, как и многим тогда, что искусство будущего — искусство эмоциональное. Родился в Торжке 13 (25) марта 1864 в семье полковника (как выходец из дворянского рода прибавлял позднее, в Германии, к своей фамилии приставку «фон»).
Художник. Немецкие друзья художника называли его Иваном Карамазовым. Уистлера, И. Зулоаги, В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Пикассо и в особенности А. Матисса, с которым познакомился в Париже (1907).
Он работает сней веё мастерской вПетропавловской крепости, вимении Верёвкиных Благодать. Кандинский привлек Явленского к организации Новой ассоциации художников в Мюнхене. Сами названия картин глубоко символичны: Поэзия утра, Карма, Великая тайна, Аврора. Жил в Санта-Пре (1915-16). По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877-84) и 3-м Александровском военном училище (1885-87).
В России картины Я. В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х – «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). Его живопись становилась все более условной. Безусловно, что, происходя из известных дворянских родов (среди его предков графы Ростопчины, вот таким образом в Германии художник добавлял приставку фон к своей фамилии), Явленский вряд ли смог принять революцию. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». С 1915 жил в разных городах Швейцарии, а с 1922 – в Висбадене.
Здесь он начал писать серию пейзажных «Вариаций»– небольшие поразмеру композиции, выполненные тонкими слоями краски набумаге, структурированной под холст. С1934 по1937, несмотря натяжёлые физические страдания, вызванные болезнью суставов, Явленский работает над серией «Медитации», которую считал итогом духовного опыта ивершиной своего творчества. В России картины Я. экспонировались на выставках нового общества художников (1905), «Союза русских художников» (1906, 1907), «Мира искусства» (1906), «Венок-Стефаног» (1909), «Бубновый валет» (1910-11) и др. В послевоенные годы мемориальные выставки Явленского и «Синей четверки» прошли во многих городах Европы и США. В 1916 его менеджером стала Эмма Шейер. По завершении учебы был произведен в подпоручики и зачислен в 7-й гренадерский полк.
Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. В1892 Явленский знакомится сученицей Репина М. В. Верёвкиной, ставшей надолгие годы его спутницей жизни ивдохновительницей творческих начинаний. Нохристианская иконография– ведущая вэти годы, очём красноречиво говорят названия «медитаций»: «Архангел Михаил» (1934), «Иконостас.
В России картины Я. В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). В 1921 году художник переезжает в Висбаден. вошел в группу Синий всадник. С 1914 г. по 1921 г. живет в Сан-Пре (Швейцария). Официальный брак сней был заключен лишь в1922. После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. Но чем больше Кандинский сближался с Францем Марком, тем больше удалялся от них Явленский.
В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. С 1915 года жил в разных городах Швейцарии, а с 1922 года – в Висбадене.
Композиция Праформы (1919) отражает поиски художником новой гармоничности. В 1921 г. художник окончательно поселился в Висбадене. Он идет к созданию обобщающих образов и портреты постепенно теряют необходимость сходства, превращаясь в головы (Галки, Лола, Испанки, Фиолетовый тюрбан и др. ). Постепенно гаснет яркость красок, к 1918-19 гг. Что-то иногда напоминает композиции Пауля Клее. С 1890 посещал петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое».
На рубеже веков много путешествовал, приезжал и в Россию. Это преимущественно пейзажи, натюрморты и, естественно, головы. Дворянин, сын полковника. Жил в Санта-Пре близ Лозанны (1914–1916), где встречался с обосновавшимися там в военное время С. П. Дягилевым, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, И. Ф. Стравинским и Л. С. Бакстом. Детство провел в родительском имении в Витебской губернии. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США.
Те шли к созданию объединения Синий всадник, Явленский нащупывал свой путь. Творчество представлено во многих художественных собраниях России, Европы и США: в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Омском областном музее изобразительных искусств им М. А. Врубеля, Городской галерее Ленбаххаус в Мюнхене, Штедель-музее во Франкфурте-на-Майне, Музее Висбадена, Музее Людвига в Кёльне, Художественном музее в Базеле, Альбертине в Вене, Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА), Художественном институте Чикаго, Музее Нортона Саймона в Пасадене и других. В 1909 году он основал вместе с Василием Кандинским, Адольфом Эрбслох, Габриэлой Мюнтер, Марианной Верёвкиной и другими «Новое мюнхенское художественное объединение». Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912, 1913), Берлине (1914), Базеле (1917) и других городах.
Краски полыхают, встречаясь в немыслимо дерзких сочетаниях, где киноварь спорит с веронезом, охра вторгается в берлинскую лазурь. Член-учредитель Нового художественного общества Мюнхена (1909–1912 первый заместитель президента), участвовал в деятельности группы «Синий всадник» в Мюнхене (1911–1914), объединения «Синяя четверка» (с 1924). В 1874 переехал с матерью в Москву. Но названия композиций говорят сами за себя: «Карма», «Великая тайна», «Аврора», «Сакральный час», «Пророк с Тибета» (все 1930-х). У Репина дышать стало свободнее, проблемы колорита увлекли его именно там. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство».
Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912 и 1913) и Берлине (галерея Der Sturm, февраль 1914). В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Незнакомовой и поселился в Висбадене. Позже сотрудничал в основанном Кандинским объединении «Der Blaue Reiter» и участвовал в его выставках (1911/12). Мировую славу Явленскому принесли работы из огромной серии Медитации (1933-1937) реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами преображаются в смутный и скорбный символ лица, укрупненные черты которого напоминают крест, наложенный на живописную поверхность. В 1896 обосновался вместе с нею в Мюнхене, где посещал школу А. Ашбе.
Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. В 1915 участвовал в выставке русских художников-эмигрантов в Лозанне и в благотворительной выставке в Вильно (вместе с Веревкиной и Б. Цукерманом). Вместе они решили поехать учиться, как многие русские, в Мюнхен. В 1933-37 создал более 1000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. Совместно с М. В. Верёвкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (1915).
В 1890 поступил в Академию художеств, в класс И. Репина. В 1914 году, после начала войны, Явленскому пришлось покинуть Германию и переселиться в Швейцарию. 25 (13). 03. 1864 (Торжок Тверской губ. ) – 15. 03. 1941 (Висбаден, Германия). Мюнхенский реализм, в стиле которого художник работал некоторое время, стал меняться в 1905 и, после знакомства с Матиссом, в работах появилось подражание Ван Гогу и другим французским живописцам.
Художественные критики сравнивали краски Явленского с византийскими мозаиками. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Здесь появляются его знаменитые вариации: пейзажи, натюрморты, головы.
в работах нарастает линейность, ощутимы отзвуки кубизма. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. Явленский уже тогда считал, что искусство не объясняет мир, что оно само — мир. Совместно с Веревкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (январь 1915). Висбаденский период отличается стремлением конструировать головы колорит заметно высветлен, несколько цветных линий дают основные абрисы (всегда только анфас), поверх плавают несколько ярких пятен. Цюрихе (1917) и Асконс (1918-22). Живёт вдеревне Сен-Пре наЖеневском озере близ Лозанны.
В 1933–1937 создал более 1 000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». Увлекался искусством, копировал картины в Третьяковской галерее. Важнейшие элементы созданной Гогеном теории (так называемый синтетизм), окоторых рассказывал Веркаде, увлекли Явленского.
Пример синтеза живописи Ашбе иЦорна– «Елена виспанском костюме» (1901), близкий ряду портретов русской школы этого времени своими колористическими, композиционными иинтонационными особенностями. Постепенно крепнет дружба с Кандинским. В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы» использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами. Художника интересуют отвлеченные гармонии (композиция Праформы), Явленский считает, что каждый находит в картине только то, что есть в его собственной душе.
После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. Большое значение имело знакомство с Матиссом в 1905 году в Париже. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. Вместе с Василием Кандинским организовал Новое художественное общество в Мюнхене (1909), позднее сотрудничал в объединении Синий всадник (1911-1914).
В 1890 добился перевода в Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон и поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и А. И. Куинджи. С 1930 года художник переходит к темным гармониям. Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике.
Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. Поступил вольнослушателем в АХ, учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и А. И. Куинджи. 1936 «Яиночь».
(1864, близ Торжка, Тверской губ. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. В 1874 переехал с матерью в Москву. Особое значение в жизни Явленского имела встреча с художником Эмилем Веркаде, бывшим другом Поля Гогена, ставшим впоследствии монахом монастыря в Бейроне.
Последний раз был в России в 1914. Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930).
Тем не менее духовного родства со своей родиной он никогда не порывал он не только жил воспоминаниями о прошлом (кстати, в написанных им автобиографических записках русским годам отводится больше всего места и они более всего подробны), но оставался глубоко верующим, православным человеком. О своих произведениях сам Я. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». Плюс ко всему имели особое значение музеи, в первую очередь Эрмитаж. В 1890 добился перевода в Петербург в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. От Ленбаха и Штука Явленский отказывается в пользу Ван Гога и Сезанна, Гогена и Ходлера.
С 1890 года посещал петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. Экспонировался в Мюнхенском и Берлинском Сецессионах, Осеннем салоне в Париже (1906). Здесь он начал свои «Вариации» — цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике.
Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Некоторые из ранних голов несомненно ведут происхождение от портретов и иногда сохраняют проблему сходства (портрет так называемой Галки, художницы Эмми Шейер). В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Е. Незнакомовой: их сын – А. Незнакомов-Явленский, также стал художником.
В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. Вскоре к ним примкнул и Василий Кандинский. Моя работа– это моя молитва, нонаиболее страстная молитва, – выраженная вцвете». Болезнь глаз, грозившая слепотой, заставляет менять манеру.
Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). В 1924 по ее инициативе возникло объединение «Синяя четверка» («Die Blauen Vier»: Явленский, Кандинский, П. Клее и Л. Фейнингер), которое в дальнейшем провело свыше 20 выставок в Германии и США. Его живопись становилась все более условной. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США.
В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы» использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами. Последнее десятилетие жизни художника – важнейшее в его творческом и духовном пути – отмечено драматическими событиями. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник».
Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества – Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 – президент. Окончательно расставшись с Верёвкиной в 1919г., он переехал в 1921г. Из дворянской семьи. Отражением этих исканий являются его работы 1911 г., полыхающие открытыми красками в чрезвычайно резких сочетаниях. Это был момент в жизни Явленского, когда все противоречия обострились, полотна фиксировали грандиозную внутреннюю битву, в которой рождалось его новое духовное я. Вместе с Кандинским он был организатором мюнхенского Нового художественного общества, а в 1912-13 гг. Группу художники рассматривали как свободное объединение для пропаганды своего искусства.
Изображённая напортрете Елена Незнакомова (Лёля), горничная Верёвкиной, вянваре 1902 родила Явленскому сына Андрея. Вплоть до1937 Шейер устраивала выставки вразных городах страны, читала лекции отворчестве мастеров объединения. В качестве вольнослушателя посещал занятия в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1890–1896), где учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова, А. И. Куинджи, В. В. Матэ. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США.
В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне. Стал вице-президентом общества, а после ухода Кандинского (1911) — президентом. Немецкое гражданство, которое художник получил виюле 1934, неулучшило его положения. Был отпет в русском православном соборе в Висбадене.
На рубеже веков много путешествовал, приезжал и в Россию. Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/11). Со смертью отца его материальное положение резко ухудшилось. В августе 1914 сначалом Первой мировой войны художник эмигрирует внейтральную Швейцарию. – 15. 3. 1941, Висбаден, Германия) – художник.
Но символичность образов не покидает его (Сакральный час, Пророк с Тибета), Работал художник только для себя и еще, как сам говорил, для своего Бога, работал в экстазе, со слезами на глазах. После знакомства с кубизмом нарастает линейность. Окончательно расставшись с Верёвкиной в 1919 г., он переехал в 1921 г. в Висбаден, где женился на Хелене и жил до своей смерти. Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби».
В 1899 помогал Ашбе вести занятия. Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). 10 работ Я, (пейзажи Бретани) были представлены в 1906 на Осеннем салоне в Париже, на выставке русского искусства, организованной С. Дягилевым. С шестнадцати лет в Москве он каждое воскресенье ходит в галерею Третьякова. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство».
Представлен в крупнейших музеях современного искусства на Западе, а также в ГРМ и ГТГ. праведной Елизаветы и похоронен на русском кладбище в Висбадене. Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». В 1896 вышел в отставку, отказавшись от военной карьеры. В начале войны выехал в Швейцарию вместе с Веревкиной и воспитанницей их семьи Еленой Незнакомовой имевшей от него сына Андрея (впоследствии – художник А. А. Явленский).
Пройдя оттрадиции передвижнического реализма через многие художественные течения ивосприняв их уроки, Явленский пришёл ксамостоятельным художественным открытиям, сумел выработать индивидуальный, одному ему свойственный стиль ивоплотить всвоём творчестве мир образов исполненных живописной энергии, гармонии идуховной глубины. Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества – Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 – президент. Святой Андрей» (1934), «Константинополь» (1936), «Иоанн Креститель» (1936). В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х – «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937).
Делал все это Явленский, чтобы познать и выразить духовное начало своей души. Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). Ихотя «медитации» далеко отходят отрусских истоков, сиконописными образами их роднит насыщенность красок, экспрессия, одухотворённость («Жизнь исмерть». Родившись близ Торжка, ребенком вместе с семьей Явленский попадает в 1874 году в Москву.
Стиль получает эмблематический характер. В дальнейшем написал ряд «абстрактных голов», отличавшихся чистотой форм, геометрической ясностью и точностью. ЯВЛЕНСКИЙ, АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ (1864–1941), русский художник, представитель экспрессионизма. В1899 успешно заканчивает школу, затем открывает свою студию, вчисле учеников которой был В. В. Кандинский. Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике.