Федор Алексеев родился в простой семье, отец его был сторожем и работал в Академии наук, которая в то время была художественным центром. Федор Алексеев умер 23 ноября 1824 года в такой бедности, что Академии художеств пришлось выдать его вдове деньги на погребение. Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности.
Федор Яковлевич Алексеев сумел открыть своим современникам красоту русского городской архитектуры, в окружении которой они жили, но зачастую просто не замечали. Работы Федора Яковлевича Алексеева являются не только документальными историческими памятниками, но обладают и высоким эстетическим содержанием.
Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.
В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Сын сторожа при Академии художеств.
— Энциклоп.
Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ). Она позволила запечатлеть в едином пространстве великолепные здания, олицетворявшие мощь и процветание молодого города. Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н.
За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени. За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. Безбородко, кн. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры.
Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. АЛЕКСЕЕВ Фёдор Яковлевич, российский художник. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». 11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге.
Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ). А. С. Строганова, гр. слов., т. III, 214—15. По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы.
За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. Произведения Алексеева охотно раскупались. Алексеев — уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Пенсионер Академии Художеств в Венеции (1773-76 годы), обучался театрально-декорационной живописи у Дж.
особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794). Работал также как акварелист, рисовальщик и театральный художник.
в 1753 г., ум. лекс. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. знаменитый перспективный художник и декоратор, род. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Орлова-Чесменского и брата его гр.
Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е.
Умер Ф. Я. Владимира, гр. Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень.
Имп. Картины по Высочайшим заказам, как предполагалось вначале, должны были гравироваться в академическом пейзажном гравировальном классе и составить такую же коллекцию, только несравненно более обширную, чем виды Императорских подстоличных резиденций с картин С. Ф. Щедрина, но эта мысль осталась неисполнению. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.
В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». Владимира, гр. Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами.
Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста». В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), живописную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1800-02, Музей Института русской литературы АН СССР, Ленинград), поэзию повседневной городской жизни.
В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). Среди его учеников – М. Н.
В 1800 Алексеев уезжает в Москву— писать по заказу Павла I виды древнерусской столицы. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Воробьев. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи.
Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. и Кабин. Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом.
Его блестящие пейзажи, вроде Вид дворцовой набережной (1790, Третьяков, гал. ), Вид Биржи и Адмиралтейства (1810, Третьяков, гал. ), Вид Московского Кремля (1810) — заслужили ему почетное прозвание русского Каналетто. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. — Сборник матер. Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств.
Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии. Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке». Безбородко, кн. П. П—в.
Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Он был гравирован С. Ф.
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ).
Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ). С 1803 г. – преподаватель перспективной живописи в Академии художеств. Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. По акварельным этюдам с натуры выполнял виды городов (Площадь в г. Николаеве, ГРМ).
Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ). Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. 11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге.
Плюшара. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Пиранези.
Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. В них много прозрачности воздуха и колоритности, без усиления синевато-черных теней, что замечается в работах Алексеева позднейшего времени. В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). По возвращении в Санкт-Петербург был декоратором при Дирекции императорских театров (с 1777 года) и при Театральном училище (до 1886 года).
52 (некролог Алексеева). Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. Так появляются пейзажи южных городов — Николаева, Херсона, Бахчисарая.
Е. И. В. — знаменитый перспективный художник и декоратор, род. В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль. Классицистические черты особенно заметны в самых известных его работах – видах Санкт-Петербурга и (с 1800 года) Москвы (Красная площадь с храмом Василия Блаженного, Соборная площадь Московского Кремля и многих др. ) помимо художественной значимости последние имеют историческую ценность, так как точно фиксируют облик старой столицы до пожара 1812 года. Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры. По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786).
Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. Ф. Я. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Учился в петербургской АХ (1766-73) преподавал там же (1803).
А. принадлежит к школе перспективистов. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). Среди его работ 1790-х гг.
В 1773-77 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи (Набережная Скьявони в Венеции, 1775, Художественный музей БССР, Минск). Сын отставного солдата, сторожа при Академии Наук, Алексеев обучался сперва в гарнизонной школе, а в 1764 г., поступил в закрытое училище при Академии Художеств и в течение курса, продолжавшегося тогда 9 лет, выказал особенную наклонность к перспективной живописи, так что его посылали брать уроки декоративного искусства у специалиста, вне Академии. Алекскеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа.
После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. Зубова, гр. Половцов Алексеев, Федор Яковлевич (1753—1824) — русский художник сын сторожа при Академии наук. — Отеч. в 1753 г., ум.
Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Дела арх. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. После 1812 года писал преимущественно северную столицу, достигая всё более тонких световых эффектов, гармоничного единства архитектуры и окружающего пространства (виды набережных Невы, Биржи и Адмиралтейства, Казанского собора и так далее).
В лиричных картинах запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), своеобразную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1802, ИРЛИ РАН). Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения.
В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств. Его отец работал сторожем в Академии наук. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
Зап. В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. Работы мастера этого периода в отличие от первых городских пейзажей отличаются пластичностью и свободой в передаче архитектуры. Худож.
И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Орлова-Чесменского и брата его гр. Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много.
Алексеев Фёдор Яковлевич (между 1753 и 1755 – 1824), русский художник. Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора.
С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. Был первым мастером городского пейзажа в русской живописи. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века.
Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге. Художеств, т. I—II. Не удивительно, что первые из известных оригинальных пейзажей художника сразу приобрели статус шедевров. Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом.
В его работах словно появился шум города. — Энциклоп. Сын сторожа Петербургской Академии Художеств учился там же (1766-73 годы). В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. Заказывала копии императрица Екатерина II. Пробыв в Венеция три года, Алексеев просил в 1776 г. о дозволении остаться ему еще на год, что было исполнено, вероятно, под влиянием отзыва об Алексееве архитектора Тишбейна, строителя в Петербурге Большого театра, — отзыва, сообщенного Академии Рейфенштейном, ее римским корреспондентом.
За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. В 1800-х гг. Произведения Алексеева охотно раскупались. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815г., первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург).
Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). Акад. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов.
С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Маруцци вынудил Алексеева вернуться в Венецию, но строптивый ученик предпочел занятиям с Моретти и Гаспари самостоятельную работу с натуры. Получив за копию картины Каналетто звание «назначенного» (1794 год), а за «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794 год, ГТГ) звание академика Академии Художеств, с 1795 года по заданию Академии Художеств исполнял виды российских городов (Херсон, Николаев, Полтава, Бахчисарай в начале 1810-х годов – Воронеж, Орёл и др. ). 1824 г., ч. 20, стр. Композиция организована четко и логически ясно. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е г. г.
По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне». В 1800-х гг. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Акад. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много.
Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы.
Зубова, гр. Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). для ист. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». — Н. П. Собко, Словарь русских художников, т. I, в. 1, стр. С раннего детства Федор увлекся рисованием.
Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук. 112—119. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. В письме президенту Академии художеств А. С. Среди его работ 1790-х гг. Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.
Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр.
Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). Копируя их картины, Алексеев осваивал композиционные приемы построения пространства городского пейзажа. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень.
Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. В его работах словно появился шум города. Имп. А. С. Строганова, гр. Один из основателей жанра городского пейзажа (ведуты) в русской живописи, Алексеев обычно писал картины на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры, сочетая документальную точность с поэтическим обобщением и образной цельностью. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Моретти и П. Гаспари.
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона. С 1794 г. – академик пейзажной живописи.