Когда Малевич писал свои первые супрематические картины и никого не пускал в мастерскую, только одна Александра Экстер приходила к нему беспрепятственно и Малевич с ней беседовал часами.
У Экстер не было преемников и все ее наследие попало в Америку. Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее «Der Sturm». Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо. Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х). О ее вкладе в дело конструирования одежды стоит сказать особо.
Эти «индустриальные» материалы, разумеется, являлись частью футуристского и конструктивистского культа машины (вспомним «Кошку» и «Стальной скок»), но для Экстер они были не просто «новинкой»: в отсутствие цвета они определяли форму и благодаря своей прозрачности и преломляемости вписывались в окружающее пространство. При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась). Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери.
Скончалась в 1949 году. Ее учениками были И. М. Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие кубофутуризм. В 1907 году Александра уехала в Париж.
Успех костюмов был обеспечен вдумчивостью и тщательностью художника. Участвовала в российских и европейских выставках авангардного искусства (Салон Независимых, Бубновый валет, Трамвай В, Союз молодежи и другие). В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».
Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912). её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене). В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо".
Только что прогремевший «Авиньонскими девицами» Пикассо поражает воображение публики кубистическими экспериментами: препарирует действительность на элементы, низвергая тысячелетние постулаты красоты и гармонии. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. После недолгого сотрудничества с Таировым она работала над коллекцией марионеток (вместе с Нехамой Шмушкович, 1926), над оформлением берлинской квартиры танцовщицы Эльзы Крюгер (1927) и над коллекцией трафаретов, вышедших в свет в 1930 году. Они очень не похожи на пышные костюмы к «Ромео и Джульетте» и напоминают, скорее, простые и строгие костюмы Александра Веснина к «Федре». Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. Полотна, представленные художницей вВенеции, упрочили её европейскую известность, которая продолжала расти впоследующее десятилетие.
По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. Маринетти. В1917–1918 размышления обэнергии цвета игенерируемой ею конструктивной силе привели Экстер ксозданию композиционных схем, которые неимели ничего общего сэкзистенциальной диалектикой супрематизма. Мадемуазель Анзиани дала нам ее адрес, объяснив, что теперь Мишлин Строль работает старшей медсестрой в женской клинике в Фонтене-о-Роз.
В 1915 – 1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). Эта постановка стала настоящим триумфом. Как и многие другие передовые художники (например, Гончарова и Ларионов), Экстер черпала вдохновение в народном творчестве, в частности в украинской вышивке. Ее сосредоточенность на ритмической организации пространства, на ритмической рамке действия была главной особенностью ее стилистического подхода к театру, будь то кубизм «Фамиры Кифареда» или конструктивизм парижских замыслов середины 1920-х годов, будь то театральные костюмы или марионетки. Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала «третейским судьей» в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки «0, 10» (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба.
В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него – с ведущими авангардистами этой страны, принимала участие в их выставках. Именно «амазонка авангарда», как ее назвал поэт Бенедикт Лившиц, первая на заре века познакомилась с новейшими течениями в искусстве и привезла их в Киев. Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году.
Но ее важнейшей оформительской работой 1920-х годов стал фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924). Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич. Считается одной из основоположниц стиля ар-деко в дизайне. Втечение двух лет её мастерская была подлинным центром авангарда вгороде– её посещали писатели ипоэты, музыканты, танцоры.
Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». А ведь в 1910-е годы ее живопись была очень заметна в среде авангардистов, в том числе и российских. Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. «Аэлита» своей двойной любовной историей, вдохновенным изображением жизни на Марсе и неприкрашенной картиной повседневной советской жизни соединила мечты с реальностью, счастливое будущее и настоящее, как это делали фильмы с участием Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем.
И в этом случае на картине она изобразила самою себя». Умерла в 1949 г. в Фонтене-о-Роз, под Парижем, в полной нищете. Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм. Костюмы к «Аэлите» прекрасны.
Некоторые помнили ее имя, но, к сожалению, никто не мог точно сказать, где она жила. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. Мадемуазель Анзиани, дама сорока с небольшим лет, вспоминала об Экстер с теплым чувством.
она преподавала в московском Вхутемасе. Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи.
Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме». Умерла в 1949 году в пригороде Парижа Фонтен-о-Розе. В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. В 1962 г. я встретился с художником Лиссимом, бывшим киевлянином и другом Экстер. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915.
Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн. Здесь она подружилась с такими известными художниками, как Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером. К этой работе она подходила особенно творчески, стремясь к гармонии декораций на сцене и костюмов актеров.
Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». При этом работы художницы экспонируются и за границей. Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Продолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского «Союза молодежи» и московского «Бубнового валета», с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами.
Оттуда они более не вернутся. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус «беженки». Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. Она притягивала к себе людей и все, к чему обращалась – становилось значимым. Благо Экстер знакомится с поэтом Гийомом Апполинером, который приводит ее в мастерскую Пикассо — эпицентр новейшего искусства.
Я долго разыскивал работы Экстер. Появление Таирова и его Камерного театра переключило основное внимание на «внутреннюю технику актера» и на свободное движение. В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус. И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества.
Но отвернуться уже нельзя – он начинает ощущать холодные и чистые как музыка чары это какой-то «надгорный мир», в котором живут лишь чистые идеи живописи: идеи пространства и глубины идеи равновесия и движения». Он отказался, а двадцать лет спустя призвался мне, что это решение было одним из самых неудачных, какие он в жизни принимал. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6).
На родину художница больше не вернется. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. После революции художница развила бурную общественную деятельность.
Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. На камине стояли чашка и соусница, расписанные С. М. Глубокое понимание Экстер основ этого взаимодействия ярко выявилось в первой же совместной работе с Таировым над постановкой «Фамиры Кифареда» в 1916 году, а позднее — над «Саломеей» в 1917 году, «Ромео и Джульеттой» и «Смертью Тарелкина» в 1921-м (не осуществлена).
В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге. Некоторые критики даже говорили о «Ромео и Джульетте» 1921 года как о «самой горькой странице» в истории Камерного театра. Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо).
Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ).
Понятно, почему Таиров приветствовал приход архитектора Александра Веснина в Камерный театр для оформления постановки «Благовещения» Поля Клоделя в 1920 году. пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). За границей Александра Экстер продолжает работать. Сна настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации «русской секции» на Салоне Независимых.
От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова.
Выдающийся искусствовед А. Эфрос писал, что костюмы А. Экстер «застывшие в линиях и красках человеческие ритмы». Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Спровьери в Риме.
Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами. Приехав в Россию, она знакомится с К. Малевичем и супрематизмом и пишет картины.
Когда мир – это знак, вмещающий всеобщие категории. Отныне художница работала восновном втеатре. Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как "Бубновый валет", "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5525», « 4» и др.
Так, на недавней «конструктивистской» выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены «вне каталога» рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не «постмодернистским» классификациям. Кроме того, там можно увидеть фрагменты фантастического кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), чьим героям-марсианам Экстер также придумала невероятные наряды.
Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). Как позднее писал сам Таиров об Экстер, она была «художницей с исключительной чуткостью», отозвавшейся на его «сценические замыслы и на первых же шагах обнаружившей прекрасное чувство действенной стихии театра». С помощью Надежды Ламановой и Веры Мухиной (которая работала с ней в Камерном театре) Экстер создала костюмы, а ее сподвижник Исаак Рабинович вместе с Сергеем Козловским работал над декорациями.
В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. Она также играла ключевую роль в одном из самых значительных проектов русского авангарда имевшем своей целью «эстетизацию быта»: декоративно-прикладное искусство было для нее столь же значимо, сколь и изящное.
Тогда я обратился к искусствоведу Накову, моему товарищу еще со студенческих лет. «Конструктивная» оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише «геометрических стилей». Однажды в 2008 году специально для того, чтобы самому посмотреть произведения авангарда, хранящиеся в музеях, на Урал приехал крупнейший французский исследователь искусствовед Жан-Клод Маркаде.
Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). За семь лет до этого Экстер выполнила макеты и костюмы к спектаклю «Саломея» Московского Камерного театра, который был признан «одной из вех 1917 года». Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917). Его понимание сцены было в основе своей архитектурным, а не декоративным, что он и продемонстрировал в своем наиболее удачном оформлении, в спектакле «Любовь к трем апельсинам» 1927 года позднее, даже в самый напыщенный послевоенный период советского искусства, он оставался верен своим убеждениям. О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей».
Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию. Зачем писать то, что видимо. Эти качества помогли ему в создании изысканного решения «Федры» 1922 года и в построении конструкции для «Человека, который был Четвергом» 1923 года. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и фугуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от «правоверного» кубизма. Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище.
Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери. В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа.
Приехал он и в Нижний Тагил. Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. Тогда Нина показала свою французскую журналистскую карточку, которую получила, работая в парижском отделении журнала «Ридерс дайджест». В течение 1910-х Экстер неизменно участвовала вмосковских ипетербургских модернистских мероприятиях.
Отныне он не достоин изображения. Таковы заостренные треугольники кипарисов и постепенный наклон ступеней в «Фамире Кифареде». Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др.
В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась. Экстер Александра Александровна (1882-1949) – известная художница, представлявшая авангардные направления супрематизм и кубофутуризм. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство. Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других.
Не эмигрировали, нет, просто остались. Но ее супрематизм вовлечен в энергетику движения – и в этом гениальность Экстер. Жильцы ничего не знали об Экстер, но дали им парижский адрес владелицы дома, мадемуазель Иветт Анзиани. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале.
И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве. В своих «Записках коллекционера» Никита Лобанов-Ростовский так описывает этот случай: Родилась в 1882 г. в Белостоке. Став выпускницей, Александра Александровна продолжила обучение вольнослушателем в КХУ. С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. С 1907 года периодически бывала в Париже, где дружила с Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом и другими значительными фигурами авангардного искусства. Ещё доокончания училища она выходит замуж заизвестного киевского адвоката Н. Е. Экстера, который поддерживал её творческие интересы.
После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Вышивка украшала модные платья, сумочки, шарфы и подушки.
В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже. Черный цвет специалисты считают «опознавательным знаком живописи Экстер по его безграничным колористическим возможностям» – он покоряет своей «глубиной и таинственностью, бесплотностью и массивностью, активностью и нейтральностью». здесь разгулялось». Служащий отказался, заявив, что записи закрыты для публики. В эскизах Экстер экспрессивная динамика острых изломанных плоскостей «молниеобразно» прочерчивает силуэт человеческой фигуры, подчеркивая стремительность ее динамичного ракурса.
В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. Её привлекал фовизм. Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича.
В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке «Золотое сечение» (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных «геометрических» рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. Тышлер.
В это же время она проявила интерес к прикладным искусствам использовав кубистические формы для создания бытовых вещей. Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер.
В 1925-30 гг. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне. В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА. Это был период нового взлёта её живописи.
Родилась в Белостоке в 1882 году. В новой советской стране авангардные поиски были больше не нужны, а изменять себе Александра Экстер не умела. При этом работы художницы экспонируются и за границей. Она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом– нематериальным имощнейшим оформлением спектакля. В своей работе для «Аэлиты» Рабинович подчеркнул вертикали как в восходящих эллиптических колоннах из гладкого «металла» (гипс и дерево), так и в полупрозрачных занавесах, веревочных и металлических.
Последний потряс ее до глубины души. В 1921- 22 гг. Александру Экстер знают все, даже не зная ее имени – достаточно посмотреть фильм «Аэлита» Якова Протазанова 1924 года создания, чтобы навсегда запомнить необычные костюмы, созданные А. Экстер и художником МХАТа И. Рабиновичем. В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917).
В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. Она открыла первую частную студию, где страждущие уловить zeitgeist, «дух времени», собирались для общения и обучения. Лисимом. Увлеченная в первый парижский период своего творчества (1910-1914 гг. ) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего из принципов кубофутуризма, в России она стала инициатором первых выставок «современного декоративного искусства» (Москва, 1915 и 1917 гг. ). Её отец был коллежским асессором (гражданский чин). Вернувшись вКиев в1917, художница открыла собственную студию итут раскрылся её недюжинный талант преподавателя.
в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. Рабинович, И. И. Москва) вРоссии. Это был русский еврей, сын киевского банкира.
Проблемы пришли позже. В ближайшее воскресенье мы отправились навестить мадемуазель Строль. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева. Уже в названии (а художника всегда давала своим произведения очень простые и точные названия) заложена суть произведения – плоскости, которые движутся.
Будучи пионером нового дизайна, Экстер всегда оставалась «поверх измов», свободно обращалась с ними и в случае конструктивизма возражала против той экономичности и скупости, которую проповедовали Родченко и братья Стенберг. Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре.
Александра Экстер не эмигрировала в Европу. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии.
Движутся вообще, движется сами им внутри себя. Жанр кино предоставил Экстер массу возможностей: она прибегла к кинематографическому методу «движения» персонажей, дав зрителю постоянно меняющуюся точку зрения — прием использованный ею при работе над марионетками, также рассматривавшимися как кинетическое целое (они тоже предназначались для фильма). Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам.
Так, в своем оформлении «Ромео и Джульетты» Экстер прибегала к роскоши и великолепию, которые для Таирова были «слишком зрительны». В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Несмотря на такие имена, как Ермолова, Нижинский, Павлова, Шаляпин, Южин и т. д., актер обычно играл и двигался «внешне», в соответствии с сюжетом.
Такие книги художница делала, как правило, в одном изредка — в трех-пяти экземплярах. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом, открыли ей двери в так называемое «хорошее общество». Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде. В начале своего творческого пути Экстер была близка к круп/ символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь.
Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. Из предисловия Таирова к альбому «Alexandra Exter. Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием.
Вплоть до начала Первой мировой войны она путешествует, надолго нигде не задерживаясь – Германия, Италия, Швейцария, Париж, Киев, Одесса, Москва, Петербург. Жил он под Нью-Йорком. В послереволюционные годы Экстер много работала «на благо социума»: она украшала Одессу к празднику 1мая, участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки, активно занималась преподаванием (в детской рисовальной школе в Одессе, в собственной студии в Киеве и ВХУТЕМАСе), разрабатывала дизайн рабочей одежды и парадной формы Красной Армии.
Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. Но даже в Париже официальное образование не успевает за духом времени. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. Знаменитый искусствовед Яков Тугенхольд так писал о произведениях Александры Экстер еще в двадцатые годы: «Странное, волнующее впечатление производят эти «беспредметные» работы художницы Взор зрителя ищет в них человеческого содержания, аналогий и намеков на какие-то привычные конкретные образы – и с тщетным разочарованием готов уже отвернуться от этих «ничего» не изображающих холстов.
Но у вас тогда и этих денег не было и он мне дал рассрочку на два года. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914). Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность.
Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. Она сразуже включилась вновые художественные объединения исоциальные группы, находившиеся втовремя преимущественно под влиянием конструктивистского крыла авангарда. 1931). В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер.
Хотя жизнь в эмиграции для советской гражданки (гражданство она не меняла) была непростой, Экстер и там многое успела сделать. Экстер, привыкшая к относительной интимности Камерного театра, столкнулась с проблемой преодоления барьера между зрелищем и зрителем и «Аэлита» помогла ей найти решение: с помощью создания иллюзии художница практически втягивала публику в действие. Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. «Мадам Экстер», как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи. Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе.
В это время она увлечена кубофутуризмом, но обязательно – беспредметным. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь.
В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы. Это эстетическое эссе, забытое на несколько десятилетий, стало в свое время не только одним из первых критических текстов, посвященных кубизму, но и первой книгой, в названии которой фигурировало имя Пикассо. В Нью-Йорке жил ее давний, еще киевский знакомый – художник Симон Лиссим, с ним Экстер дружила в Париже. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). Нивинский, А. Г.
Даже новое «открытие» русского конструктивизма в последней трети XX века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного «построения». Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности». Думаю, что Экстер завещала ему ра» боты, так как во время и после войны он посылал ей продукты и это продлило ее жизнь. Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо).
До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). В композиции, подчиненной строгим ритмическим законам, в действительности все живет и движется, пульсирует и страдает, рвется и, разрушаясь, взрывается. В 1945 умер Г. Некрасов. В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма.
Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала «академии» Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе «Да Гранд Шомьер». И вот у Лиссима я увидел все эти замечательные работы. А ее театральные эскизы в каталоге оценены предварительно в сто — сто двадцать тысяч. Не вызывает сомнений, что та же сознательная сдержанность привлекала Таирова в братьях Стенберг, которых он пригласил оформить целый ряд важнейших спектаклей в Камерном театре, в том числе «Грозу» и «Святую Иоанну» в 1924 году. левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов».
На стенах висели четыре или пять больших картин маслом и несколько трафаретов из книги «Alexandra Exter decors de theatre», стоял расписанный Экстер сундук, а два ящика были набиты трафаретами и различными книжными иллюстрациями. В большой гипнотической силе полотен художницы убеждаешься, попадая в пространство беспредметной композиции «Движение плоскостей». Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. Но важно помнить, что именно фильмы грёз (часто импортированные Голливудом), а отнюдь не эксперименты Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова привлекали московскую публику в начале 1920-х годов.
Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Тогда их вообще никто не покупал.
Проходила обучение в Киевском художественном училище. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. Одним из ее главных достижений стала работа в Камерном театре, где она создала ослепительные костюмы (а также декорации) для спектаклей «Саломея», «Фамира Кифаред» и «Ромео и Джульетта».
Ее детство и юность прошли в Киеве – городе, открытом для контактов с Западом, культурном центре имевшем тесные связи с Краковом и Дрезденом, Мюнхеном, Ееной и Парижем. Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха. Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии Ла Гранд-Шомьер. В 1908 при содействии Давида Бурлюка устроила выставку «Звено»., но в.
Однако, начиная с 1930-х годов она болезненно ощущала сокращение возможностей развития модернистских направлений в искусстве. «В то время» – сказал он, «Александра Экстер носила такую смешную черную шляпку – она вообще очень любила шляпки и, вполне возможно, что она исходила из некоего реального образа или реальных предметов. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка «Звено» и «Кольцо» (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной сэутуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции.
Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). Неоклассицист по своей архитектурной выучке, Веснин обладал той сдержанностью и чувством меры, которых не хватало Экстер.
В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. Еще одним препятствием к изучению ее «чистого» (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье.
Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление. – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. С 1924 года жила в Европе. Александре Экстер присущи смелость композиционного мышления, острая линейная выразительность в ее театральных эскизах «борются статика и преодолевающая ее воля к движению» и этот контраст «замедляет действие, останавливает его в самых выразительных фазах». Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии.
В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве. В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж.
Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году). Родилась всемье акцизного чиновника.
Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Образование будущая художница получала в Киевской гимназии святой Ольги. Но театр – лишь одна сторона деятельности художницы. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди со6ратьев -«беспредметников» осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости.
Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета – февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др. ), Франции (Салон Независимых – март 1912-го и др. ), в Италии. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». Другими словами, движение на сцене играло вспомогательную роль. Человек очень интеллигентный, элегантный, умный. Ею созданы сценические костюмы для балетных спектаклей с участием Анны Павловой, Брониславы Нижинской, Эльзы Крюгер.
Он унаследовал все ее работы, которые были пересланы ему в Америку. Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство. Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами. В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации.