Живописец, график, художник театра и кино, дизайнер, основоположник стиля ар деко Александра Александровна Экстер (урожденная Григорович) родилась 6 (18 по новому стилю) января 1882 г. в городе Белостоке Гродненской губернии в семье коллежского асессора. Александра Александровна Экстер (в девичестве Григорович), (6 января 1882 года— 17 марта 1949 года)— русско-французская художница-авангардистка (кубофутуризм, супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Александра Александровна Экстер (в девичестве – Григорович 18 января 1882, Бялосток, Гродненськой губернии, ныне Польша –.
Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912). Отлитые из бронзы, они покрыты эмалью. Она вышла замуж за своего кузена известного адвоката Николая Евгеньевича Экстера. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой.
В 1923 году художница работала над декорациями и костюмами к фильму Я. Протазанова «Аэлита». 1949. Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. Ее учениками были И. М.
В 1915 г. вступила в группу К. Малевича Супремус. Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). Не эмигрировали, нет, просто остались. В 1924 году оформляла советский павильон в Венеции, затем в Париже, где осталась навсегда. Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами.
За границей Александра Экстер продолжает работать. Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др. Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность. В том же году участвовала в Международной выставке новой театральной техники в Вене. Работы экспонировались на многих ретроспективных выставках, посвященных русскому и мировому авангарду, конструктивизму искусству первых советских лет: «Вклад русских в искусство авангарда» (Милан, 1964), «Авангард 1910-1930» (Берлин, 1967), «Русский авангард 1905-1925» (Париж, 1969), «Искусство в революции» (Лондон, 1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Париж, Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Революция: русский авангард 1912-1930» (Нью-Йорк, 1978), «Советская сценография. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич. По завещанию большинство рисунков и личный архив были переданы ее другу С. М. Лиссиму.
Создавалось впечатление, что кконцу авангардистской эпопеи её живопись окончательно отошла навторой план. Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой. в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. С 1916 создавала беспредметные картины.
Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде. Создала эскизы костюмов к фильму «Аэлита» Я. А. Протазанова по повести А. Н. Толстого (1923). «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Последний потряс ее до глубины души.
Среди преподавателей был Николай Пимоненко. В 1921- 22 гг. Создала костюмы к фантастическому фильму «Аэлита» (1924 г., режиссер – Я. Протазанов). Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915. Футуристы.
В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. Неоценимый вклад Экстер и в театральное искусство первой половины ХХ века. Война помешала осуществлению этого проекта воФранции ипрошло целых десять лет, прежде чем в1925 вПариже состоялась Международная выставка декоративных искусств ихудожественной промышленности. В пейзажах, выполненных в этот период, природа и городская среда видятся художнице в первую очередь как скопление и динамичное взаимодействие геометрических фигур и их цветов: "Мост Севр" (1912), "Берега Сены" (1912), "Город" (1913), "Город ночью" (1919) и др.
Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА. В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича "Супремус".
левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве. Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер.
Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Родилась в Белостоке 6 (18) января 1882 в семье коллежского асессора А. А. Григоровича («Экстер» – ее фамилия по мужу). На родине Экстер также активно участвовала в выставочной деятельности. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище.
Отец Аси был белорусом, мать – гречанкой. Давала уроки живописи, рисунка и театрально-декорационного искусства. Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. В Киеве она поселилась с мужем на улице Б. Хмельницкого, 27. Проблемы пришли позже. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. М. Козинцева, Л. Ф. Манд ель, П. Ф. Челищев, И. И. Нивинский, Н. А. Шифрин, А. Г. Тыптлер.
В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т. д. ), тем самым закладывая основы «ар деко», универсально охватывающего жизнь, но свободного от жесткой социологичности и тотального утопизма постреволюционного «производственного искусства». Исполнила эскиз занавеса, расписала лестницу, вестибюль и портал сцены. пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Много времени уделяла все эти годы преподаванию в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер.
Художник, сценограф, художник прикладного искусства и педагог. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). 1900-1930» (Вашингтон, 1985), «Искусство и революция» (Вена, 1988) и др. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма.
Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. В 1918 вернулась в Киев.
Не было ни одной крупной ретроспективы ее творчества. российская художница. Мемориальные выставки состоялись в Париже (галерея J. Chauvelin, 1972), НьюЙорке (галерея Vincent Astor и Публичная библиотека Линкольновского центра, 1974), Западном Берлине (совм. здесь разгулялось». Часть работ он распределил по музеям США, остальное было продано.
Женившись Александра Григорович взяла немецкая фамилия мужа-адвоката. За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. 1917-1982» (Эдинбург, 1983), «Русская и советская живопись. С 1924 г. в Париже (по приглашению Ф. Леже преподавала в Академии современного искусства, до 1930 г. ). Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937).
Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. – вместе с другими художниками-супрематистами работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – ее ученица Н. Генке) и села Скопцы (руководитель Н. Давыдова). В работах Александры Экстер можно проследить влияние импрессионизма ("Натюрморт с вазой с цветами", 1908 "Три женские фигуры", 1911), пуантилизма, постимпрессионизма, но самым сильным ее увлечением стал кубизм истоки которого она впервые отметила в картинах Николя Пуссена, выставленных в Лувре.
Выразительность цвета и линии стала главной особенностью эскизов. И действительно, создать декорации, которые затмили и режиссерский талант Александра Таирова и актерский Алисы Коонен, – не каждому под силу. Оформила в кубистском духе постановки «Фамира-Кнфаред» И. Ф. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве.
Творчество А. А. Эстер занимает одну из ярких страниц русского искусства ХХ века. Ее имя называли вместе с именами Татлина, Малевича, Поповой, Родченко. Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе. Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др. После революции художница развила бурную общественную деятельность. Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер.
В 1930-40-е исполняла декоративные ширмы, расписывала керамическую посуду. Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. В Париже Александра Экстер успешно вписалась в художественную среду города, ее произведения выставлялись на ведущих выставках того времени: салон Независимых (1912), выставка "Золотое сечение" (1912). Родилась в Белостоке, её девичья фамилия – Григорович.
Лучисты. Ольги, в 1901 поступила вольнослушательницей в Киевское художественное училище. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). Она принимала активное участие во всех авангардных выставках, проходивших в России.
Родилась всемье акцизного чиновника. Обучалась в Киеве в гимназии Св. Первая выставка артели – "Современное декоративное искусство Юга России" – прошла в 1915 году, на ней в числе вышитых орнаментов были представлены и некоторые супрематические работы Малевича.
О творчестве одного из ярких представителей авангардного искусства начала XX века, российско-французского живописца, графика, художника театра и кино Александры Экстер (1882-1949). В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо". Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь. В их доме Александра Александровна организовала мастерскую и салон, ставший местом встреч многих киевских литераторов и художников-авангардистов. В Италии они приняла участие в "Первой международной футуристической выставке" (1914)., но в.
жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), активно путешествуя по Европе. Григорович). Детство и юность Александры прошли в Киеве, где в 1889 году она закончила гимназию. По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. Вольное игровое начало царит в ее работах 1920-х годов (модели тканей и одежды оформление спектаклей Камерного, Художественного и других театров эскизы костюмов к фильму Аэлита Я. А. Протазанова, 1923).
Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами. Посещала также парижскую академию Гран-Шомьер (1907). В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера.
Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности». Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича.
В 1908 вместе с Бурлюком организовала в Киеве выставку «Звено» в дальнейшем приняла участие в большинстве выставок русского авангарда: Современных течений в искусстве (в составе группы «Венок» СПб., 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 1910/11), «Союза молодежи» (СПб., 1910, 1913/14 Рига, 1910), «Московском салоне» (М., 1911), обществ «Бубновый валет» (1910-17 член общества), « 4. В 1908 г. организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено». (урожд. В 1908-14 жила попеременно в Киеве, Москве и Петербурге. Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). Род. В автусте 1920 переехала в Москву, вышла замуж за актера Георгия Георгиевича Некрасова.
Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме». После смерти мужа от холеры вернулась в Киев. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин».
Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении. Участвовала в создании парадной формы Красной Армии. Вес» (1916 не издан). В 1945 умер Г. Некрасов.
С 1921 по 1922 гг. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Участвовала в выставках: «5525» (с А. А. Весниным, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и А. М. Родченко 1921), «Театрально-декорационное искусство Москвы. Ещё доокончания училища она выходит замуж заизвестного киевского адвоката Н. Е. Экстера, который поддерживал её творческие интересы. преподавала в Академии современного искусства в Париже.
Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Александра принимала активное участие в художественной и общественной жизни Москвы как художник-оформитель. Ее театральное творчество предвосхитило многие идеи конструктивистов. Путешествовала с мужем по Швейцарии и Италии.
Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. Война резко оборвала многообещающую карьеру Экстер наЗападе ивпоследующие десять лет она оказалась заблокированной вРоссии. После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Вместе с ним здесь учились будущие авангардисты А. Богомазов и А. Архипенко.
В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась. Некоторое время жила в Одессе, открыла мастерскую живописи. Художница создала костюмы для А. Павловой, Э. Крюгера, В. Нижинского.
В 1886 переехала с семьей в Киев. Отныне художница работала восновном втеатре. занималась в Киевском художественном училище. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914)., но в.
В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Создала цикл беспредметных «цветовых конструкций». Это девятая зима с начала войны и для меня она будет тяжелая. Экстер всегда проявляла свои выдающиеся организаторские способности, в 1908 году вместе Д. Бурлюком открыла выставку «Звено», а в 1914 году подготовила выставку «Кольцо», которые привлекли внимание киевскую публику, любителей искусства и друзей-единомышленников.
Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась). Преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). Еще она создала костюмы марсиан для фильма "Аэлита" Я. Протазанова, которые были представлены на выставках в Венеции (1924) и Париже (1925) и были с восторгом встречены публикой и кинематографистами. Родилась в г. Белосток. Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн.
Оформила футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов» (М., 1914). 6. 1. 1882, Белосток, Гродненской губ. Разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды сотрудничала с мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея». С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу.
с М. Ф. Андреенко галерея Werner Kunze, 1974), Вашингтоне (Hirschhom Museum, 1980) и Москве (ГЦТМ, 1986 и П Т, 1988). Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6).
Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга., но в. вела курс в ВХУТЕМАСе.
В 1901–1903 и 1906 занималась в Киевском художественном училище. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Она была первой, кто использовал прием так называемой "вертикальной сцены".
В ее ранних работах, особенно в пейзажах и натюрмортах чувствуется влияние французской живописи: «Три женские фигуры», 1910, «Натюрморт» 1910, «Вид Парижа» 1912, «Античный пейзаж» 1910, «Город ночью» 1910. её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене). Кроме того, в 1910-е годы художница оформляла и иллюстрировала футуристические сборники "Молоко кобылиц" и "Первый журнал русских футуристов", создала обложку книги молодого искусствоведа И. Аксенова "Пикассо и окрестности" (1917). В 1945 умер Г. Некрасов.
Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Декорации были оформлены в авангардистских-конструктивиському стиле Экстер. Сотрудничала с Б. Ф. Нижинской, которая организовала в Киеве танцевальную «Школу движений». пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974).
ЭКСТЕР, АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (1882–1949), художница, выдающийся мастер русского авангарда, одна из основоположников «ар деко». Занималась театральными и прикладными работами, в 1925-30 гг. В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже.
С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). Оформляла спектакли для московских театров: «Смерть Тарелкнна» А. В. Сухово-Кобылина (студия МХТ, 1921 не осуществлено), «Ромео и Джульетта» Шекспира (Камерный театр, 1921), «Современный Хлестаков» Д. Смолина (Государственный Театр комедии и драмы, 1922) и др. Но ее все больше привлекает декоративно-прикладное искусство и текстиль, она с удовольствием придумывала рисунки тканей, разрабатывала модели женкой одежды, много эскизов готовила для московского ателье мод, была соавтором образцов красноармейской амуниции. Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как "Бубновый валет", "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5525», « 4» и др.
Примитив» (М., 1914), «Кольцо» (Киев, 1914), 1-й футуристической выставке картин «Трамвай В» (Пг., 1915), «Магазин» (М., 1916), Выставке современной русской живописи в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (Пг., 1916/17) и др. Это был период нового взлёта её живописи. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923).
Движение. В 1930 в Париже вышел альбом театральных декораций Э. с предисловием Таирова, отметившего ее возросшее мастерство и постоянно обновляющееся творческое воображение. Устроилась в Париже. Участница общества "Бубновый валет" (с 1911 г. ), общества художников "Союз молодежи" (с 1913 г. ), Профессионального союза художников-живописцев (1917). От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сера и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формыКрасной Армии.
Позже преподавала в Ателье М. Франкетти (курс композиции в живописи, театральное искусство). В 1892-99 училась в женской гимназии св. Окончила гимназию Святой Ольги и Киевское художественное училище. В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации. Выразительность ее беспредметных композиций новаторски смела и оригинальна: «Город Ночью» 1919, «Цветовая динамика» 1914.
левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»).
Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других. она преподавала в московском Вхутемасе.
– в Москве, во ВХУТЕМАСе. В 1921 г. принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х525». В 1924-25 сотрудничала с балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова и исполняла костюмы для одноактных балетов Б. Ф. Нижинской в Лондоне.
Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. А. Экстер была участницей почти всех авангардных художественных выставок в России, в том числе в 1908 году вместе с Д. Бурлюком организовала в Киеве авангардную выставку «Звено», а в 1914 г. совместно с А. Богомазовым – выставку Кольцо. А. Экстер экспонировала свои произведения на выставках «Бубновый валет», особенно интересны были встречи с художниками после вернисажей, когда они вместе обсуждали работы и делились своими достижениями в живописи. В произведениях ощущается динамика цвета и форм. Как театральный художник работала в Московском Камерном театре у полтавчанина Александра Таирова над костюмами и декорациями, а также в Киеве в Балетной студии Брониславы Нижинской (1918-1921). В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж.
Здесь сказался ее интерес к эксперименту с разными фактурами и материалами. Иннокентий Анненский написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовской сюжеты и вакхического драму Фамира кифаредов (шла в сезон 1916-1917 гг на сцене Камерного театра в Москве). Александра Экстер не эмигрировала в Европу. Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии.
Оформила балет «Этюды» на музыку И. С. Баха, выполняла костюмы для концертных программ труппы М. М. Мордкнна. Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог.
Вместе с В. И. Мухиной оформила павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923). В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. Позже Экстер участвовала во «Всемирной выставке» в Париже и получила золотую медаль. 18 (6). 01. 1882 (Белосток Гродненской губ., ныне Польша) 17. 03. 1949 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа).
Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942. Период с 1908 по 1914 года был очень насыщен событиями. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923).
Рабинович, И. И. Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. 1882, ум.
Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921).
Нивинский, А. Г. Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914).
Эта постановка стала настоящим триумфом. О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. Благодаря дружбе сРобером иСоней Делоне она познакомилась сискусствоведом иколлекционером кубизма Вильгельмом Уде иберлинским галеристом Хервартом Вальденом. Александра Экстер стала одним из основателей художественного стиля «Ар деко».
Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ). Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Ее учениками были Б. С. Аронсон, JI.
Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Этапными в авангардной сценографии явились работы Экстер для Камерного театра А. Я. Таирова (оформление Фамиры Кифаред И. Ф. Анненского (1916) и Саломеи О. Уайльда (1917), где она предвосхитила принципы конструктивистской «биомеханики», подчиняющей тела актеров единому сверхличному ритму спектакля. В 1906 ненадолго возобновила занятия в училище. В 1945 умер Г. Некрасов. Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу.
А. А. Экстер выставляла свои работы в Европе. В 1918-1921 гг. Участвовала в салоне Независимых (1912, 1914) и выставках группы «Золотое сечение» в Париже (1912), Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (1914). По рисункам Экстер выполнялись костюмы к некоторым кинофильмам.
Выступала с публикациями по современному стилю одежды. Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. В 1916 начала сотрудничество с московским Камерным театром А. Я. Таирова. – вместе с Вадимом Меллером работала с Брониславой Нижинской в ее Балетной Студии в Киеве.
Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Её привлекал фовизм. В 1915-1916 гг. В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х). Родилась в Белостоке в 1882 году.
В 1921-22 преподавала во ВХУТЕМАСе. В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено» с тех пор принимала участие в большинстве наиболее значительных экспозиций русского авангарда (выставки «Бубнового валета», «Союза молодежи» «Трамвай В» и др. ). Работала как оформитель (Камерный театр — "Фамира Кифаред", "Саломея" МХТ и др. ).
В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. Представительница кубизма, конструктивизма и модерна. Жила и работала в Киеве, Москве, с 1924 г. – в Париже. Москва) вРоссии. Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье. Отец – белорус, мать гречанка. По мотивам ее театральных костюмов также были созданы скульптуры.
Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием. Режиссер был театра Александр Таиров. При этом работы художницы экспонируются и за границей. В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством. Оформляла балетные спектакли русской танцовщицы Э. Э. Крюгер, создавала «светящиеся скульптуры» для ее берлинской квартиры. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам. Готовила для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв.
В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери.
1931). Дочь коллежского асессора Александра Авраамовича Григоровича. Скончалась в 1949 году. С 1930 жила в пригороде Парижа Фонтене-о-Роз.
Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). Сконструировала и оформила раскладные детские книжки-панорамы: «Мой сад» (1936), «Река», «Гора», «Море» (издательство «Flammarion» 1938). Возвращения художницы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в большое событие. Вскоре родители переехали в Киев и Ася, так называли ее друзья, стала киевлянкой.
Провела персональные выставки в Берлине (Der Sturm, 1927), Магдебурге (1927), Лондоне (Claridge, 1928), Париже (Quatre Chemins, 1929 театральные работы) и Праге (Художественно-промышленный музей, 1938 театральные работы). Оттуда они более не вернутся. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников.
Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. Вместе с учениками участвовала в праздничном оформлении улиц Киева и Одессы (1919).
В 1907 году Александра уехала в Париж. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. Девушка окончила Киевскую министерскую женскую гимназию и поступила в Киевскую рисовальную школу, а после – в Киевское художественное училище.
Дружба с Робером и Соней Делоне обогащает ее возможности во всех смыслах: она трактует по-своему открытый Робером орфизм и через супругов Делоне сводит знакомство со знаменитыми галеристами Вильгельмом Уде и Гервартом Вальденом. Тышлер. Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич.
Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета – февраль 1912, Союза молодежи, Трамвай В), Франции (Салон Независимых – март 1912 и др. ), Италии. Во время этой поездки у нее сложились дружеские отношения с П. Пикассо, Г. Аполлинером. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма.
Стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств (май-июнь 1918). пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). С 1908 по 1914 гг. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938).
Александра Александровна Григорьевич родился 1872 года в Белостоке Гродненской губернии. В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Эскизы, выполненные на плоскости бумаги, творчески преобразованы в пластические формы. Влияние ее стилистики, к примеру, можно заметить в культовом фильме "Метрополис " Ф. Ланга. Часто посещала Париж, где снимала мастерскую. Кто-то уверен, что художница давно мечтала выехать, другие считают, что причиной отъезда стал разрыв с Таировым.
Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие кубофутуризм. Создала несколько библиофильских рукописных изданий. А. Экстер не оставляла преподавательскую деятельность и по приглашению французской стороны работала в Академии современного искусства, а также давала частные уроки. К Париж Экстер уехала за новыми впечатлениями. Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи.
В 1914 году она совместно с Давидом Бурлюком организовала в Москве выставку "Звено". Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Умерла она в 1949 году в пригороде Парижа. Наряду с авангардистской живописью занималась (с 1915) сценографией оформляла спектакли Камерного театра в Москве, Московского Художественного театра (МХТ), балетные постановки А. П. Павловой и др., а также фильм «Аэлита» Я. А. Протазанова (1923). Ее творчество развивалось в русле русского авангарда. – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. Пожалуй, ярче всего Экстер проявила себя как театральный художник и дизайнер.
Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа. В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо. 1918-1923» (М., 1923), 1-й Русской художественной выставке (Берлин, 1922) и «Художники Камерного театра Москвы» (Москва-Парнж-Берлнн, 1923).
В 1923 г. вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. Ее опыт в направлении супрематизма помогал ей в решении сценического пространства. Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление. Их дом на Фундуклеевской улице стал местом встреч киевских литераторов и художников. Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. Там художница создала костюмы и декорации к его спектаклям "Фамира Кифаред" (1916), "Саломея" (1917), "Ромео Джульетта" (1921).
Её отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором, мать была гречанкой. На родину художница больше не вернется. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи».
При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. В 1925-30 гг. Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Участвовала в Международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926, 1934), выставках: «Круг и квадрат» (Париж, 1930), «Кубизм и абстрактное искусство» (Нью-Йорк, Музей современного искусства, 1936), «Искусство театра» (Оттава, 1938), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставке русских художников, организованной журналом «Наш Союз» (Париж, галерея Zak, 1936) и др.
После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. Выросла в Киеве, где закончила гимназию Св. Ольги и Киевское художественное училище (педагог Н. Пимоненко). Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге.
Обучалась в Киевском художественном училище, парижской академии Гран-Шомьер (1907). В 1903 г. вышла замуж за своего двоюродного брата – адвоката Н. Е. Экстера. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923).