Александр Евгеньевич Яковлев (13 (25) июня 1887, Петербург— 12 мая 1938, Париж)— художник, член художественного объединения «Мир искусства». Русский живописец Александр Евгеньевич Яковлев родился 13 июня (25 по ст. Яковлев, АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ (1887–1938), русский художник, мастер живописи и графики, представитель неоклассического течения внутри модерна.
В 1926 провел в галерее J. Charpentier большую персональную выставку по итогам африканского путешествия, которая принесла доход в 100 тысяч франков. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения или искусству примитива заметны и в других произведениях художника, например в картине Скрипач (1915). Эту и некоторые работы, созданные в Италии, Яковлев показал на выставке Мира искусства по возвращении в Петроград в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных оценок. Совершил путешествие по США и Мексике.
Он такой колоссальный и физически и морально». Вместе с тем художник продолжал участвовать и в выставках русского искусства. Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи. Получил известность картинами (преимущественно портретами), написанными как бы в манере старых, ренессансно-барочных мастеров, но с элементом вполне современного иронико-драматического остранения (двойной, совместно с Шухаевым, автопортрет в образах Арлекина и Пьеро, 1914 Скрипач Мексиканский художник Р. Монтенегро обе работы – 1915, Русский музей). Преподавал на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской (1916 – 1917) в Петрограде. Даже их натурные рисунки жесткой объективностью, отсутствием ясно выраженного личного отношения к мотиву напоминают академические штудии (с другой стороны, они же возродили этот жанр в качестве самостоятельной — не только учебной и прикладной — темы искусства). Не раз обращался к декоративной живописи (росписи купола Оперы Иды Рубинштейн и зала отеля «Князь Юсупов» в Париже, 1934 панно Радость жизни для центрального салона парохода «Нормандия», 1935). До 1938 г. он жил в США.
В 1928 путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом. Бэлла Георгиевна Казароза (настоящее имя Б. Г. Шеншева) (1893—1929) — артистка эстрады, выступавшая в Доме интермедий (1910) Вс. альбом, включивший 50 репродукций его картин китайского цикла Рисунки и живопись Дальнего Востока (книга оформлена Шухаевым). Впоследствии художник поселился в Париже и его дальнейшая жизнь проходила за границей.
преподавал в Школе изящных искусств в Бостоне. В 1928-29 гг. Участвовал в парижских салонах, в групповых выставках во Франции и за рубежом. Лечение за границей не приносит никакого успеха. В своих путевых зарисовках, картинах сочетал детальную наблюдательность с декоративным изяществом, непринужденной элегантностью манеры. Из заграничного путешествия художник привез несколько работ, получивших положительный отзыв в прессе и сразу стал знаменитым.
Окончил гимназию К. И. Мая в Петербурге. Свое положение Я. окончательно закрепил участием в известной экспедиции 1924—25 автомобильной фирмы "Ситроен" в Африку, откуда он привез огромную и блестящую серию африканских типов и пейзажей. В 1912 его работы, показанные на выставке «Мир искусства», вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. 11. Новый большой «цикл странствий» был создан Яковлевым в результате азиатской экспедиции, тоже организованной фирмой «Ситроен» и проехавшей маршрут от Сирии до Вьетнама (1931–1932).
Кроме живописи и преподавания (среди прочего, в 1934-1937 преподавал в Бостоне), занимался книжной иллюстрацией. Одной из самых известных работ художника является двойной, совместно с Шухаевым, автопортрет в образах Арлекина и Пьеро написанный в 1914 году (Яковлев изобразил себя в роли Арлекина). Шухаевым представлял неоклассическое направление в русском искусстве 1910-х гг.
Был принят в общество «Мир искусства». Blanche – аукцион «Черный круиз и негритянское искусство», 1967).
Опубликовал по-французски альбомы Дальний Восток в рисунках и картинах Александра Яковлева (1922), Китайский театр в картинах, сангинах и зарисовках Александра Яковлева (1922) и А. Яковлев: африканские рисунки и картины (1927). Яковлев вскоре уезжает за границу (в пенсионерскую поездку) и больше не возвращается оттуда после революции. Эти произведения, полные тонкой наблюдательности и в то же время (как и его дальневосточный цикл) ставшие своего рода неоклассическим эпосом имели шумный успех и художник даже стал кавалером ордена Почетного легиона (1926).
Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. Совет АХ, в частности, не принял живописные работы художника. В 1916 участвовал в оформлении кабаре «Привал комедиантов» (вместе с С. Ю. Судейкиным и Григорьевым) исполнил плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве. Результатом поездки стала новая выставка в галерее Шарпантье (1933), прошедшая с неменьшим успехом, что и предыдущая.
В 1917 г. покинул Россию и работал главным образом во Франции, подолгу путешествуя по странам Азии и Африки. Участие в объединении «Мир искусства» не удовлетворяло Я. и в 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым он учредил «Цех живописцев Святого Луки» с целью передачи «подмастерьям» опыта классического искусства: преподавал рисунок в Новой художественной мастерской, Институте истории искусств, на Женских курсах Е. Богаевой. В 1988 в ГРМ состоялась выставка работ Яковлева и Шухаева, приуроченная к их столетию. (род. Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910) и в «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910). пРХВМЙЛПЧБМ РП-ЖТБОГХЪУЛЙ БМШВПНЩ дБМШОЙК чПУФПЛ Ч ТЙУХОЛБИ Й ЛБТФЙОБИ бМЕЛУБОДТБ сЛПЧМЕЧБ (1922), лЙФБКУЛЙК ФЕБФТ Ч ЛБТФЙОБИ, УБОЗЙОБИ Й ЪБТЙУПЧЛБИ бМЕЛУБОДТБ сЛПЧМЕЧБ (1922) Й б. сЛПЧМЕЧ: БЖТЙЛБОУЛЙЕ ТЙУХОЛЙ Й ЛБТФЙОЩ (1927).
ьФЙ РТПЙЪЧЕДЕОЙС, РПМОЩЕ ФПОЛПК ОБВМАДБФЕМШОПУФЙ Й Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС (ЛБЛ Й ЕЗП ДБМШОЕЧПУФПЮОЩК ГЙЛМ) УФБЧЫЙЕ УЧПЕЗП ТПДБ ОЕПЛМБУУЙЮЕУЛЙН ЬРПУПН, ЙНЕМЙ ЫХНОЩК ХУРЕИ, Й ИХДПЦОЙЛ ДБЦЕ УФБМ ЛБЧБМЕТПН ПТДЕОБ рПЮЕФОПЗП МЕЗЙПОБ (1926). В 1935-37 гг. В 1923 году Александр Яковлев помог перебраться к себе в Париж матери и сестре— певице Александре (у сестры революционные матросы убили мужа-офицера)— те бежали из России с остатками Белой армии в Константинополь из Константинополя до Парижа уже помогал им добраться Александр Евгеньевич. Луки», в задачу которого входило возрождение профессиональных традиций старых мастеров. После поездки в 1928-29 в Италию (острова Сицилия и Капри, Геркуланум, Помпеи) Я. создал серию широкоформатных полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов. Его конкурсные работы Купание и В бане (обе 1913) демонстрировали ориентацию молодого художника на искусство старых мастеров.
Провел выставку в Шанхае (1919). В 1931-32 участвовал во второй экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый рейс»). Идея этого автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда Шарф Коломбины, поставленного в 1911 г. в Доме интермедий в Петербурге. У Татьяны очень быстро развился туберкулез, но лечить его в родном городе было негде. Одновременно вышел его альбом на темы китайского театра с текстом китайского автора Чжу Ким-Кима. Исполнил росписи на тему Триумф кулинарного искусства в ресторане Лань (La Biche) на Монмартре и вместе с Шухаевым расписал концертный зал на улице Pergolese на тему Сказки Пушкина и музыка.
– Знакомство с Татьяной Яковлевой было для Маяковского подобно светлому солнечному лучику в непроглядной тьме, – рассказывает корреспонденту «Репортера» Надежда Никулаенкова, генеральный директор «Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области». В ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину «В бане», выполненную в манере позднего Ренессанса. Его работы экспонировались в Париже (галерея «Денси», 1921 галерея «Бернхейма», 1927), на Передвижной выставке в США и Канаде (1924–1925), в Копенгагене (1929) и др. оБРЙУБМ ГЙЛМ НЙЖПМПЗЙЮЕУЛЙИ РПМПФЕО Ч ДХИЕ РПНРЕКУЛЙИ ТПУРЙУЕК (1928-1930). – В Пензе Татьяна училась в гимназии, но заканчивала она уже советскую трудовую школу, – рассказывает корреспонденту «Репортера» Нина Забродина, краевед. С 1920 года Яковлев живет в Париже.
Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке «Мир искусства» картины «Рыбак», «Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна», «Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро» и «Скрипач», которые были воспроизведены в «Аполлоне». учился в Академии художеств, среди педагогов Дмитрий Николаевич Кардовский. Решив не возвращаться в Россию из Китая переехал во Францию. В 1919 поселился в Париже. В 1917 наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания «Цеха живописцев святого Луки». В 1931-32 гг. Совместно с Шухаевым расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформил артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде. Был членом «Мира искусства» (с 1912).
Работал в Петербурге, завоевав известность как мастер живописи и графики в духе «нового классицизма». Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона (1927). В 1920 году встречается с Н. Д. Волковым и выходит за него замуж. Помимо частных заказов (например, большая серия портретов деятелей балетного театра), Я. писал декорации для парижских театров, выполнил стенные панно для ресторана «Лань», расписывал зал гостиницы «Князь Юсупов» и купол Оперы Иды Рубинштейн в Париже. Она устремляется на юг страны, где подвергается аресту большевиков, угрожающих ей расстрелом (всё из-за этого странного имени Казароза, которое они принимают за шпионский псевдоним. ). В 1931-32 участвовал во второй экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый рейс»). Сын морского офицера.
В 1914–1915 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым, посетил Испанию и Майорку. Художник, график. альбом, включивший 50 репродукций картин китайского цикла. Кардовского. Причудливо застывшие в динамических ракурсах его персонажи — условные фигуры в некоей пантомиме, бесконечно варьирующей темы, но в синтетизме своего образа неизменно опирающейся на общекультурный подтекст. его африканский альбом.
Карьера немедленно пошла ввысь, поступали заказы: в 1916 году он участвовал в оформлении кабаре «Привал комедиантов» (вместе с С. Ю. Судейкиным и Б. Д. Григорьевым) исполнил плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве и мн. др. оПЧЩК ВПМШЫПК ГЙЛМ УФТБОУФЧЙК ВЩМ УПЪДБО сЛПЧМЕЧЩН Ч ТЕЪХМШФБФЕ БЪЙБФУЛПК ЬЛУРЕДЙГЙЙ, ФПЦЕ ПТЗБОЙЪПЧБООПК ЖЙТНПК уЙФТПЕО Й РТПЕИБЧЫЕК НБТЫТХФ ПФ уЙТЙЙ ДП чШЕФОБНБ (1931-1932). Участвовал во многих выставках: отчетных академических, выставках СРХ (1909, 1910), в «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910), «Мир искусства» (1912). Не сумев перенести супружеской измены и полного разочарования в жизни, кончает жизнь самоубийством в Берлине.
В 1912 его работы, показанные на выставке «Мир искусства», вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. Н. Бенуа. 1910), «Сатирикон» (1909— 13), «Новый Сатирикон» и «Нива» (1914—18). Рисовал для журналов «Аполлон» ( 4.
Провел персональные выставки в бостонском Музее изящных искусств (1934, 1937), Национальном географическом обществе в Вашингтоне (1934), галерее Knoedler в Нью-Йорке (1936), Институте Карнеги в Питтсбурге (1938) и Художественном институте Миннеаполиса (1938). В годы учебы подружился с В. И. Шухаевым, Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом. Художественное образование получил в Петербургской АХ (1905-1913), в мастерской Д. Н. Кардовского.
Тетка— это певица Сандра Яковлева. Поддерживая лояльные отношения с советским государством, стал одним из немногих художников-эмигрантов, удостоенных прижизненной выставки на родине (в том же году в Ленинграде). В годы учебы он сотрудничал с журналами: «Аполлон» (4. В 1921 участвовал в выставках группы «Мир искусства» в галерее La Boetie и Осеннем салоне, Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне. В 1934 г. Яковлев получил приглашение занять место профессора Академии искусств в Бостоне.
К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся Портрет Казарозы (жены художника) (1916) и Автопортрет (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. В 1916 принимал участие в оформлении кабаре «Привал комедиантов» (вместе с С. Судейкиным и Б. Григорьевым) исполнил плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых (совместно с В. Шухаевым), создал эскиз росписей для православной церкви св. Провел персональные выставки в бостонском Музее изящных искусств (1934, 1937), Национальном географическом обществе в Вашингтоне (1934), галерее Knoedler в Нью-Йорке (1936), Институте Карнеги в Питтсбурге (1938) и Художественном институте Миннеаполиса (1938). В 1937 вернулся в Париж. Гелиогравюра является разновидностью фототипии. Выдающийся русский художник.
В 1904 поступил в Академию художеств. Летом 1917 г. Яковлев как пенсионер АХ отправился в Монголию, Китай и Японию. (Автопортреты. – В старших классах у девушки обнаружилась склонность к творчеству. Уже в них обозначилось его тяготение к неоклассицизму. Его конкурсные работы Купание и В бане (обе 1913 года) демонстрировали ориентацию молодого художника на искусство старых мастеров.
В конце 1915 возвратился в Петроград, показал на выставке «Мира искусства» картины «Рыбак», «Скрипач», а также несколько портретов. Уже в них обозначилось его тяготение к неоклассицизму. Ученичество у Кардовского (1904 — 1913) определило путь Яковлева: можно сказать, что в его творчестве, как и в творчестве Шухаева, достоинства и недостатки школы выявились в полной мере. оЕ ТБЪ ПВТБЭБМУС Л ДЕЛПТБФЙЧОПК ЦЙЧПРЙУЙ (ТПУРЙУЙ ЛХРПМБ пРЕТЩ йДЩ тХВЙОЫФЕКО Й ЪБМБ ПФЕМС лОСЪШ аУХРПЧ Ч рБТЙЦЕ, 1934 РБООП тБДПУФШ ЦЙЪОЙ ДМС ГЕОФТБМШОПЗП УБМПОБ РБТПИПДБ оПТНБОДЙС, 1935). в издательстве Люсьена Вожеля (Вогеля) издал альбом тиражом 150 экземпляров, включивший 50 репродукций его картин китайского цикла «Рисунки и живопись Дальнего Востока» (книга оформлена Шухаевым), одновременно издал альбом о китайском театре с текстом китайского автора Чжу Ким-Ки иллюстрировал книги (1928г. — к роману Рене Марана «Батуала» (Maran R. «Batouala»), в 1938г. — к роману Пьера Милля «Фели и слоненок Мбала» (Mille P. «Fli et Mbala llphant»).
его африканский альбом. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся «Портрет Казарозы (жены художника)» (1916) и «Автопортрет» (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. Собирая этнографический материал для росписей Казанского вокзала в Москве, побывал в 1917 на Дальнем Востоке, затем в Китае, Монголии и Японии, перебрался во Францию (1918). Исполнил росписи на тему «Триумф кулинарного искусства» в ресторане «La Biche» на Монмартре и вместе с Шухаевым расписал концертный зал на улице Перголез на тему «Сказки Пушкина и музыка».
Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке «Мир искусства» картины «Рыбак», «Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна», «Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро» и «Скрипач», которые были воспроизведены в «Аполлоне». За эти работы Яковлев получил звание художника и пенсионерскую поездку за границу. Затем побывал в Испании, на острове Майорка. Родился в Санкт-Петербурге. Казароза устраивает жить своего друга и учителя в квартире доктора Левина на Арбате. В 1926 г. он был награжден орденом Почетного Легиона. В 1931-32 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Азии (Сирия-ИранАфганистан-Монголия-Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона экспедиция была прервана смергью Ж. М. Хаарда).
Провел персональные выставки в галерее La Renaissance (1928 и 1930) и выставку совместно с Шухаевым и Григорьевым в Институте Карнеги в Питтсбурге (1927). Участвовал в выставках Академии художеств, Союза русских художников (член Союза с 1911), «Мира искусства» (член этого объединения с 1913) и др. В 1904 – 1905 – занимался в подготовительных Рисовальных классах Я. С. Гольдблата. Член Союза русских художников с 1911 г., участник выставок Мира искусства.
«Музейный», «антикварный» стиль работ Я., выработанный под впечатлением от живописи итальянского Возрождения, вызвал одобрение части критиков, заговоривших о «неоклассицизме» Я другая часть осудила Я. за «манерность» и «эклектизм». Провел совместно с Шухаевым и Григорьевым выставку в Институте Карнеги в Питтсбурге (1927), персональные выставки в Париже (гал. Позже из Италии Яковлев среди своих работ привез свой автопортрет в образе Арлекина, к которому Шухаев подрисовал себя в образе Пьеро (театральные костюмы были придуманы другим художником— Н. Н. Сапуновым)— этот двойной автопортрет Шухаева и Яковлева, созданный в «фирменной» для обоих художников ренессансно-барочной манере с элементом современного иронико-драматического остранения, художники считали одной из самых серьезных своих работ. После поездки в 1928-29 в Италию (острова Сицилия и Капри, Геркуланум, Помпеи) Я. создал серию широкоформатных полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов.
Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. С 1920 жил в Париже. В 1905-13 учился в АХ, с 1907 – в мастерской Д. Н. Кардовского. Родился в семье морского офицера. уПВЙТБС ЬФОПЗТБЖЙЮЕУЛЙК НБФЕТЙБМ ДМС ТПУРЙУЕК лБЪБОУЛПЗП ЧПЛЪБМБ Ч нПУЛЧЕ, РПВЩЧБМ Ч 1917 ОБ дБМШОЕН чПУФПЛЕ, ЪБФЕН Ч лЙФБЕ, нПОЗПМЙЙ Й сРПОЙЙ, РЕТЕВТБМУС ЧП жТБОГЙА (1918).
В октябре 1924 – августе 1925 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Африке под руководством Л. Одуэн-Дюбрея и Ж. М. Хаарда (Сахара–Судан–Нигер–Чад–Бельгийское Конго–Мозамбик–Мадагаскар– Экваториальная Африка). путешествовал по Италии. уПФТХДОЙЮБМ Ч ЦХТОБМБИ уБФЙТЙЛПО Й оПЧЩК уБФЙТЙЛПО (1909-1918). Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке Мир искусства картины Рыбак, Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна, Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро и Скрипач, которые были воспроизведены в Аполлоне. В 1916 участвовал в оформлении кабаре Привал комедиантов (вместе с С. Ю. Судейкиным и Григорьевым) исполнил плафон на тему Девять муз для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве. В 1924–1925 принял участие в экспедиции фирмы «Ситроен» по Сахаре и Экваториальной Африке исполнив огромный цикл картин и рисунков.
1910), сотрудничал в журналах Сатирикон (1908 – 1913), Новый Сатирикон и Нива (1914 – 1918). Заграничная поездка (1914—1918) в Италию и особенно затем на о-в Майорку и в Испанию столкнули Я. с экзотикой, которая сделалась доминирующей в его искусстве. В те же годы Я. не прекращал занятий фресковой живописью (внутренние росписи концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже – совместно с Шухаевым) иллюстрировал для парижских издательств книги о японском и китайском театрах. рПДДЕТЦЙЧБС МПСМШОЩЕ ПФОПЫЕОЙС У УПЧЕФУЛЙН ЗПУХДБТУФЧПН, УФБМ ПДОЙН ЙЪ ОЕНОПЗЙИ ИХДПЦОЙЛПЧ-ЬНЙЗТБОФПЧ, ХДПУФПЕООЩИ РТЙЦЙЪОЕООПК ЧЩУФБЧЛЙ ОБ ТПДЙОЕ (Ч ФПН ЦЕ ЗПДХ Ч мЕОЙОЗТБДЕ). рТЙЗМБЫЕООЩК Ч уыб (ДМС ТХЛПЧПДУФЧБ ЦЙЧПРЙУОЩН ПФДЕМЕОЙЕН ЫЛПМЩ РТЙ нХЪЕЕ ЙЪПВТБЪЙФЕМШОЩИ ЙУЛХУУФЧ Ч вПУФПОЕ), РПВЩЧБМ ЧП НОПЗЙИ ЫФБФБИ уыб Й нЕЛУЙЛЙ (1934-1937), Й ЪДЕУШ ЪБРЕЮБФМЕЧ УЧПК РХФШ Ч НОПЗПЮЙУМЕООЩИ РПТФТЕФБИ, РЕКЪБЦБИ Й ЦБОТБИ. Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона.
Театральная карьера была быстротечна, как пролетевшая комета. Вся семья жила на заработки художника: он писал на заказ портреты, расписывал частные особняки и залы (ресторан «La Biche» («Лань») на Монмартре вместе с Шухаевым— концертный зал на улице Pergolese на тему «Сказки Пушкина и музыка» в 1834— росписи купола Оперы Иды Рубинштейн) выставлялся в Осеннем салоне с «мирискуссниками», устраивал персональные выставки своих рисунков дальневосточного цикла в Париже (галерея Barbazanges, 1920 и 1921 совместно с Шухаевым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922), выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palace, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Питтсбурге (в рамках Международной выставки, 1925), Париже (V. Художник рано, с 1909 г., начал участвовать в выставках. В 1928 исполнил иллюстрации к «негритянскому роману» Рене Марана «Батуала» (Maran R. «Batouala»), а спустя десять лет – к роману Пьера Милля «Фели и слоненок Мбала» (Mille P. «Fli et Mbala llphant»). Проявил себя и как блестящий мастер рисунка (преимущественно сангиной), стилизованного под традиционные академические штудии.
Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. «Мы жили на деньги дяди Саши, — вспоминала Татьяна, — нас было трое, я, бабушка и тетка». В 1924-25 гг. Эти работы — из лучших, чем богато русское искусство 1910-х годов. Участвовал в парижских салонах, в групповых выставках во Франции и за рубежом.
Картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. В 1914–1915 вместе с В. И. Шухаевым путешествовал по Италии, где изучал живопись старых мастеров, побывал в Испании. Иллюзионистическая энергия этой манеры с особой отчетливостью сказалась именно в графике — как в монументальных фигурных композициях, выполненных сангиной, так и в этюдах, привезенных из многочисленных путешествий (1913 — 1915 — Италия, Испания 1917 — 1918 — Китай, Монголия, Япония 1924 — 1925 — Африка). Совершил путешествие по США и Мексике. учился в Академии художеств (в частности, у Д. Н. Кардовского), сдружившись в эти годы с В. И. Шухаевым. В 1928 персональная выставка прошла в Ленинграде, в залах АХ (работы из советских собраний и репродукции картин последних лет). Давал свои картины для благотворительных лотерей, в том числе в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым (1928, 1929) и нуждающимся членам общества Мир искусства (1930), в пользу общества Быстрая помощь (1934), на Балу прессы в пользу Союза русских писателей и журналистов (1937), в пользу Московского землячества (1938). В 1929 пережил смерть жены – эстрадной певицы и актрисы Беллы Георгиевны Шеншевой (сценический псевдоним Казароза). В 1931 – 1932 участвовал в экспедиции фирмы Ситроен по Азии (Сирия – Иран – Афганистан – Монголия – Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона экспедиция была прервана смертью Ж. М. Хаарда).
Бенуа. побывал в Монголии, Китае, Японии. Летом 1917 как пенсионер Академии художеств отправился в Монголию, Китай и Японию. 1913-15 гг. В 1934 создал декорации к балету «Семирамида» А. Онеггера для труппы Иды Рубинштейн.
В 30-е годы манера Яковлева делается более живописной — под влиянием помпеянских фресок, которыми художник весьма увлекся и которые сыграли роль творческого толчка. От брака с Яковлевым у Казарозы рождается сын (маленький Шурик получает забавную кличку Чикочка). с Шухаевым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922). – Тот факт, что в 1929 году Маяковскому отказали во въездной визе во Францию, является во многом «заслугой» Лили Брик, которая ревновала его к Яковлевой и даже сожгла все ее письма Владимиру. цЙМ Ч рБТЙЦЕ, Б МЕФПН ОБ ПУФТПЧЕ лБРТЙ. 1910), «Сатирикон» (1908—1913), «Новый Сатирикон» и «Нива» (1914—1918). Итогом поездки стала серия художественных работ, в основном этнографического характера, но отмеченных виртуозной техникой рисунка.
В 1913 создал конкурсные картины «В бане» и «Купание», за которые получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. Художник относится к цвету как к однородной красочной субстанции, заполняющей прочеканенные жестким контуром пластические зоны. В конце 1921 основал вместе с Шухаевым школу в мастерской на улице Campagne Premir, 17, на Монпарнасе. В октябре 1924 – августе 1925 участвовал в экспедиции фирмы Ситроен по Африке под руководством Л. Одуэн-Дюбрея и Ж. М. Хаарда (Сахара – Судан – Нигер – Чад – Конго – Мозамбик – Мадагаскар – Экваториальная Африка). В самые тяжелые месяцы голода и бесприютной жизни в Москве в 1918 году он умирает. Вместе с В. И. В годы учебы студент Яковлев подружился с ровесником В. И. Шухаевым их дружба продолжится, они еще не раз будут работать вместе и даже получат прозвище «художники-близнецы». В годы учебы подружился с В. И. Шухаевым, Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом. Blanche – аукцион Черный круиз и негритянское искусство, 1967). Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ (23 картины и несколько сот рисунков).
В 1920-х гг. Командировка была отложена из-за войны. В 1904–1905 – занимался в подготовительных Рисовальных классах Я. С. Гольдблата. Провожает на Запад Надежду Тэффи.
В 1937 вернулся в Париж. С осени 1916 преподавал рисунок на Женских курсах высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове в Петрограде. В конце 1916 Совет АХ продлил ему заграничное пенсионерство на два года (за графические этюды людей и животных, выполненные в 1913 – 1916). Но в лучших вещах обостренный артистизм владения формой брал верх над подвижнической концепцией высокого ремесла — и тогда мастер не заслонял художника, творца. работы Яковлева часто экспонировались в Европе и Америке, его искусство пользовалось большим успехом, хотя по-прежнему вызывало противоречивые оценки. Затем побывал в Испании, на острове Майорка. хНЕТ сЛПЧМЕЧ Ч рБТЙЦЕ 12 НБС 1938. В 1913 вместе с Шухаевым побывал в Испании, 1914—1915 путешествовал по Италии.
По-прежнему он пишет портреты, в основном в технике сангины, работает в области театральной декорации (в 1934 году им оформлен балет М. Фокина с Идой Рубинштейн Семирамида). Дядя Саша— Александр Яковлев— Yakovleff или Iacovleff. C 1920 г. жил во Франции. Она стала своей в кругу Всеволода Мейерхольда. В октябре 1924 – августе 1925 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Африке (Сахара Судан-Нигер-Чад-Бсльгнйское Конго Мозамбик-МадагаскарЭкваториальная Африка) под руководством Л. Одуэн-Дюбрея и Ж. М. Хаарда.
Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ (23 картины и несколько сотен рисунков). Портрет Василия Шухаева в его студии 1928 г., холст/масло, 131 х 97 см, кисти А. Е. Яковлева входит в число 25 самых дорогих картин русских художников. Был принят в о-во «Мир искусства». Много рисовал для «Сатирикона», а впоследствии – для «Нового Сатирикона» и «Нивы». В издательстве Л. Вожеля вышел тиражом 150 экз. Умер от рака желудка, во время операции. Это сыграло огромную роль в карьере начинающего художника— еще студентом он вступил в художественное общество «Мир искусства», а закончив учебу, в ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство.
В 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство. С 1934 по 1938 жил в США, преподавал в Школе изящных искусств (1934 – 1937) в Бостоне. Аппликативно наложенное золото в Скрипаче (1915) не кажется чужеродным в этой декоративной пышной композиции: оно заполняет плоскость так же, как и любая кроющая краска. В 1914-15 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым. ч 1905-1913 ХЮЙМУС Ч бЛБДЕНЙЙ ИХДПЦЕУФЧ (Ч ЮБУФОПУФЙ, Х д. о. Рисовал для журналов «Аполлон» ( 4.
Был принят в общество Мир искусства. Художник, график, театральный художник, монументалист, педагог. в Италии. участник экспедиции по Африке – "Чёрный рейс". В 1905-1913 гг.
Будучи в Шанхае, встречался с русскими художниками-эмигрантами М. Ф. Домрачевым, Б. А. Хреновым, Н. Е. Эльтековым и Г. А. Сапожниковым. В это тяжелое время в 1818 году в голодной Москве от бесприютной жизни умер их с Шеншевой маленький сын Шурик. В 1910-е много занимался графикой, его карикатуры печатались в журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон» иллюстрации – в «Ниве» и «Аполлоне». Сын Е. А. Яковлева. В 1918 как пенсионер АХ уехал в Пекин, путешествовал по Китаю, Монголии и Японии. В последние годы Я. написал ряд портретов в разных манерах и стилях. Расписывал частные особняки и писал заказные портреты.
В 1904 окончил реальное училище К. И. Мая в Петербурге. 1887) — художник. российский художник. Во время обучения увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет, в том числе в «Аполлоне».
Среди других известных его работ этого периода «Скрипач» и «Мексиканский художник Р. Монтенегро», обе работы написаны в 1915 году, сейчас находятся в собрании Русского музея. сЛПЧМЕЧ бМЕЛУБОДТ еЧЗЕОШЕЧЙЮ (1887-1938), ТХУУЛЙК ИХДПЦОЙЛ, НБУФЕТ ЦЙЧПРЙУЙ Й ЗТБЖЙЛЙ, РТЕДУФБЧЙФЕМШ ОЕПЛМБУУЙЮЕУЛПЗП ФЕЮЕОЙС ЧОХФТЙ НПДЕТОБ. В 1905 – 1913 учился в Академии Художеств, с 1908 – в мастерской Д. Н. Кардовского. рПМХЮЙМ ЙЪЧЕУФОПУФШ ЛБТФЙОБНЙ (РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП РПТФТЕФБНЙ), ОБРЙУБООЩНЙ ЛБЛ ВЩ Ч НБОЕТЕ УФБТЩИ, ТЕОЕУУБОУОП-ВБТПЮОЩИ НБУФЕТПЧ, ОП У ЬМЕНЕОФПН ЧРПМОЕ УПЧТЕНЕООПЗП ЙТПОЙЛП-ДТБНБФЙЮЕУЛПЗП ПУФТБОЕОЙС (ДЧПКОПК, УПЧНЕУФОП У ыХИБЕЧЩН, БЧФПРПТФТЕФ Ч ПВТБЪБИ бТМЕЛЙОБ Й рШЕТП, 1914 уЛТЙРБЮ нЕЛУЙЛБОУЛЙК ИХДПЦОЙЛ т. нПОФЕОЕЗТП ПВЕ ТБВПФЩ – 1915, тХУУЛЙК НХЪЕК). С 1916-17 Я. всерьез осваивал монументальную живопись: вместе с Шухаевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой в Москве.
В 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картины «В бане» и «Купание», выполненные в манере позднего Ренессанса. В конце 1900-х он был увлечен импрессионизмом.
Картина Я. «На академической даче», выставленная на Балтийской выставке в Мальме (1912), вызвала восторженные отклики, в частности, А. Бенуа, который до последних дней жизни Я. внимательно следил за его творчеством. лБТДПЧУЛПЗП), УДТХЦЙЧЫЙУШ Ч ЬФЙ ЗПДЩ У ч. й. В 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым создал «Цех живописцев св. Посетил Испанию и Майорку. 25 (13). 06. 1887 (С. -Петербург) – 12. 05. 1938 (Париж). 1910), сотрудничал в журналах «Сатирикон» (1908–1913), «Новый Сатирикон» и «Нива» (1914–1918). Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез, в том же году перезахоронен на кладбище Данмуа под Парижем (место для захоронения было куплено П. Кастелем). Несколько работ из мастерской приобрел Люксембургский музей Парижа. В 1928 персональная выставка прошла в Ленинграде, в залах АХ (работы из советских собраний и репродукции картин последних лет). Учился в Академии художеств (1904-1913) у Д. Н. Умер в Париже. «Он выбрал принципы академической живописи.
Оба художника принимали участие в постановке. Жил в Париже, а летом на острове Капри. он провел в Италии, где изучал старую живопись. Приглашенный в США (для руководства живописным отделением школы при Музее изобразительных искусств в Бостоне), побывал во многих штатах США и Мексики (1934–1937) и здесь запечатлев свой путь в многочисленных портретах, пейзажах и жанрах. Долго лечится за рубежом.
В годы учебы подружился с В. И. Шухаевым, Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом. В 1912 работы художника, показанные на выставке «Мир искусства», вызвали много откликов в прессе, в частности громкую статью А. Бенуа. Участвовал в выставках русских художников в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palacc, 1924), Амстердаме-Гаагс (1924), Питтсбурге (Международная выставка, 1925), Париже (Bemheim-Jeune, 1927 La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). Узнает о романе Волкова с Книппер-Чеховой. Сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (1909-1918).
Мемориальные выставки прошли в НьюЙорке (Grand Central Palace, 1939), Бостоне (Vose, 1939 и 1948), Париже (Vendome, 1965) и Версалс (М. Рисовал для журналов Аполлон ( 4. вЩМ ЮМЕОПН нЙТБ ЙУЛХУУФЧБ (У 1912). Картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1905 – 1913) у Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку.
Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910) и в Салоне В. А. Издебского (1909/1910). В 1912 его работы, показанные на выставке Мир искусства, вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. Н. Бенуа. Уже в ранних работах обозначилось его тяготение к «неоклассицизму». Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910) и «Салоне» В. А. Издебского (1909/10). Во второй половине 1910-х гг. В 1928 исполнил иллюстрации к негритянскому роману Рене Марана Батуала (Maran R. Batouala), а спустя десять лет – к роману Пьера Милля Фели и слоненок Мбала (Mille P. Fli et Mbala llphant). В 1928 путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом.
ч 1928 РХФЕЫЕУФЧПЧБМ РП ьЖЙПРЙЙ. Результатом поездки стала новая выставка в галерее Шарпантье (1933), прошедшая с неменьшим успехом, что и предыдущая. Совершил поездки в Африку (1924-1925, 1928), Центральную Азию (1931-1932), Мексику (1935), постоянно выезжал в Италию, где на Капри у него была мастерская. – У Маяковского и Яковлевой все могло бы получиться, но им помешали быть вместе, – пояснил корреспонденту «Репортера» Александр Тюстин, главный специалист Пензенского краеведческого музея. Подобное изображение Востока имело большой успех в тех кругах Парижа (где Яковлев поселился с 1920), которые связаны с французской колониальной экспансией.
Русский академизм Я. сменил теперь на стилевые формы итальянского кваттроченто. Помимо частных заказов (например, большая серия портретов деятелей балетного театра), Я. писал декорации для парижских театров, выполнил стенные панно для ресторана «Лань», расписывал зал гостиницы «Князь Юсупов» и купол Оперы Иды Рубинштейн в Париже. Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938) – сын лейтенанта флота Евгения Александровича Яковлева (1857 – 1898), создателя первого в России двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе (1889), основателя и владельца Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод Вулкан), на котором в 1896 совместно с фирмой Фрезе и Неллис был создан первый отечественный автомобиль. В 1905—1913гг. Произведения вызвали острую полемику в художественных кругах. Расписывал частные особняки и писал заказные портреты. Этот эклектизм сказался в "Групповом портрете" академических товарищей (1912).
«Арлекин и Пьеро» и несколько других работ, созданных в Италии, были показаны Яковлевым на выставке Мира искусства по возвращении в Петроград в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных оценок. участник экспедиции по Азии – "Жёлтый рейс". Мейерхольда, в Старинном театре (1912), в кабаре Бродячая собака и Привал комедиантов (1912—1916), в Троицком театре миниатюр (1915). Судьба Казарозы — трагична.
Семья бедствовала и недоедала. безрассудная, бессознательная жизнь. 13 июня 2007 года она была продана на аукционе Christies за 2, 82 млн фунтов. Умер от рака желудка, во время операции. В 1917-1919 гг. рТПСЧЙМ УЕВС Й ЛБЛ ВМЕУФСЭЙК НБУФЕТ ТЙУХОЛБ (РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП УБОЗЙОПК), УФЙМЙЪПЧБООПЗП РПД ФТБДЙГЙПООЩЕ БЛБДЕНЙЮЕУЛЙЕ ЫФХДЙЙ. Его работы вызвали интерес «мирискуссников», а Александр Николаевич Бенуа даже опубликовал большую хвалебную статью.
Был принят в члены общества «Мир искусства». В 1928 путешествовал по Эфиопии. В конце 1916 Совет АХ продлил ему заграничное пенсионерство на 2 года (за графические этюды людей и животных, выполненные в 1913-16). В те же годы Я. не прекращал занятий фресковой живописью (внутренние росписи концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже совместно с Шухаевым) иллюстрировал для парижских издательств книги о японском и китайском театрах.
Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения или искусству примитива заметны и в других произведениях художника, например в картине "Скрипач" (1915). ыХИБЕЧЩН, ЛПФПТЩК УФБМ ЛБЛ ВЩ ЕЗП ФЧПТЮЕУЛЙН alter ego. Несколько работ из мастерской приобрел Люксембургский музей Парижа. С 1920 г. жил в Париже. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. Луки», которое ставило своей целью возрождение профессиональных традиций старых мастеров. В 1937 г. вернулся в Париж, где умер год спустя после неудачной операции.
Яковлева всегда привлекала экзотика. Girchman июль 1929, апрель 1930 Quatre-Chemins, 1928 La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932) в 1922г. В 1913 г. вместе с Шухаевым побывал в Испании, в 1914-1915 гг. Работы А. Е.
Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. В 1924-1925 гг. Ее жанр остается невостребованным. С женой он больше не виделся. Его большой групповой портрет На Академической даче, показанный на Балтийской выставке 1912 г. в Мальмё (Швеция), заслужил одобрительный отклик А. Н. Бенуа. В академические годы завязалась тесная дружба и творческое сотрудничество Яковлева с В. И. Шухаевым современники в шутку называли их художниками-близнецами. Миновав в ученический период кратковременное увлечение импрессионизмом, Яковлев обратился за вдохновением к классическому искусству. За эти работы Яковлев получил звание художника и пенсионерскую поездку за границу. Чрезвычайно большое значение придавал графике излюбленной техникой была сангина.
В годы гражданской войны жизнь в Пензе была очень тяжелой. Творческий поиск привел его, как и Шухаева, к пониманию больших возможностей мало освоенных в России техник сангины и темперы, которые он постигал в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д. Киплика. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее и в зарубежных музеях. В 1917 вместе с Д. Кардовским и В. Шухаевым организовал о-во «Цех живописцев св.
Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. он провел в Италии, где изучал старую живопись. 1913-15 гг. Казароза была, в сущности, дилетанткой в театре. La Renaissance, 1928 и 1930), Брюсселе (1927, 1929). Участвовал в выставках группы Мир искусства (La Boёtie, 1921 Осеннем салоне, 1921 Bernheim-Jeune, 1927, S. Lesniсk, 1928 V. Girchman, январь 1930), выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palace, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Париже (V. Girchman июль 1929, апрель 1930 Quatre-Chemins, 1928 La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), Праге (1935), в русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924, 1925, 1926), Нью-Йорке (1926), выставки Современное французское искусство в Москве (1928). Совет Академии Художеств, в частности, не принял живописные работы художника.
с Шухасвым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922). Во второй половине 1910-х гг. Горю Казарозы нет предела. Возвращается с юга в Москву и Мейерхольд (по вызову А. В. Луначарского). тПДЙМУС Ч рЕФЕТВХТЗЕ 13 (25) ЙАОС 1887 Ч УЕНШЕ НПТУЛПЗП ПЖЙГЕТБ.
И вновь итогом его поездки стала целая серия художественных работ, в основном этнографического характера, но неизменно отмеченных виртуозной техникой рисунка. Николая в Бари (Италия). В том же году пережил смерть жены – певицы и актрисы Беллы Георгиевны Казаровой (1885—1926). Провсл выставку в Шанхае (1919). Гелиогравюра (от греч. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения заметны и в других произведениях художника, например в картине «Скрипач» (1915). его африканский альбом.
В 1931-32 гг. Она заболевает почечной недостаточностью. По инициативе А. Щусева разрабатывал (при участии Шухаева) проект росписи зала ожидания Казанского вокзала в Москве и церкви Николая Мирликийского в итальянском городе Вари (для этого выезжал с Шухаевым в Ферапонтов монастырь, где копировал фрески Дионисия). В России их гораздо меньше, это преимущественно ранние работы, хранящиеся в ГРМ, ГТГ, некоторых провинциальных музеях. С русским искусством и вообще с СССР Я. связей не поддерживает.
Эту картину художники считали одной из самых серьезных своих работ. Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона (1927). Мемориальные выставки прошли в Нью-Йорке (Grand Central Palace, 1939), Бостоне (Vose, 1939 и 1948), Париже (Vendome, 1965) и Версале (M. ч 1914-1915 РХФЕЫЕУФЧПЧБМ ЧНЕУФЕ У ыХИБЕЧЩН РП йФБМЙЙ.
Со стороны Татьяны чувство было взаимным. Эту картину художники считали одной из самых серьезных своих работ. Луки, в задачу которого входило возрождение профессиональных традиций старых мастеров. Написал цикл мифологических полотен в духе помпейских росписей (1928–1930).
Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи. Татьяна всерьез увлеклась искусством: писала стихи, участвовала в театральных постановках. Нередко стремление Яковлева к стилистической безупречности приводило его к внешним салонным решениям: балансирование на грани академической выхолощенности видно и в нарочитости ренессансных атрибутов Скрипача и в жесткости композиционной клетки портрета Монтенегро. C 1919 года жил и работал во Франции, Италии и США. Отъезд Я. в 1917 на Дальний Восток (в Китай, Монголию, Японию), где он оставался до 1920, еще более заострил это: цветные рисунки и несколько живописных вещей этого периода поставили Я. в ряды выдающихся техников современного искусства, но и разоблачили крайнюю бедность его интересов и его понимания Востока, сведенного к нескольким изображениям китайцев и яркости их праздничных или театральных одеяний.
Много путешествовал по Азии и Африке. В январе 1914 вместе с Шухаевым выехал в Италию, провел за границей полтора года, кроме Италии посетив Испанию и остров Майорку, В 1915 вернулся в Петербург и в том же году на выставке «Мир искусства» показал выполненные за границей работы маслом и сангиной. В 1922 в издательстве Люсьена Вожеля (Вогеля) вышел тиражом 150 экз. Кроме живописи и преподавания (среди прочего, в 1934—1937 преподавал в Бостоне), занимался книжной иллюстрацией.
В 1919 поселился в Париже.