Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов. Дейнека Александр Александрович – советский живописец, художник-монументалист, график иллюстратор, скульптор. Александр Александрович Дейнека был вице-президентом Академии художеств, получил звание Героя Социалистического труда. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем.
Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов3. В 1924 г. состоялась первая выставка Александра Дейнеки, в которой он участвовал в составе Группы трех (в группу входили также Андрей Гончаров и Юрий Пименов) работы художника также были представлены на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя.
Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. 1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича.
Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Ретроспектива Александра Дейнеки под названием Работать, строить и не ныть. И в станковой форме Александр Дейнека был верен себе. 16 февраля в Риме в рамках Года России в Италии открылась масштабная выставка произведений классика советского искусства Александра Дейнеки, чье наследие стало явлением мировой художественной культуры.
Александр Дейнека являлся членом президиума (с 1958 г. ), вице-президентом (1962 – 1966), академиком-секретарем (1966 – 1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969), русский художник, советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963).
Программной для творчестваАлександра Александровича Дейнеки этого времени является картина «Оборона Петрограда» (1928). Живописец, график и скульптор, народный художник СССР Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 г. в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью». 5 июня 1969 г. в залах Академии художеств открылась персональная выставка художника, а 12 июня 1969 г. Александр Дейнека скончался.
Всю свою жизньАлександр Александрович Дейнека искал те приемы, которые помогли бы передать всю экспрессию движения. Александр Александрович Дейнека был лидером. Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком.
Имя Александр Дейнека навсегда останется в истории русского искусства, каким бы переоценкам оно ни подвергалось. Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. Александра Александровича Дейнеку похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор.
1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. Творчество Александра Александровича Дейнеки принадлежит к самым значительным явлениям советской художественной культуры.
Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Где остальные мозаики — неизвестно.
Они выглядели ярко и даже казались рельефными. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности.
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».
В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Родился в Курске 8 (20) мая 1899 в семье железнодорожного рабочего. В 1928-29 гг.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
Вот стоит сдержанный, с черной бородкой Прусаков, внимательно слушает круглолицего, с копной волос на голове, буйно жестикулирующего Андрюшу Гончарова. В кафе, Париж. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей.
Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине. Это одна из самых драматических работ мастера. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Ноябрь 1941». На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ).
Набережная Сены, Париж. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Пишет плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа". Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
Ноябрь 1941». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.
Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899–1969), русский художник. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. В эти годы были созданы полотна "Оборона Севастополя", "Окраина Москвы" (1941 г. ). Таким видит город Дейнека Александр. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог.
В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1925) среди наставников особое влияние на него оказал В. А. Фаворский. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник.
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Но все эти путидля Дейнеки были мелковаты.
Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Один из немногих – эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета – приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Увидев это, профессор А. М. Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками – и на один эскиз ушел почти весь набор.
Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Итальянцы нам – Караваджо, а мы им – Дейнеку. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.
Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки – солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). В конце 1940-х – 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Художественный образ предельно величав и обобщен. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Дейнека действительно был большим мастером.
Но враг не пройдет. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.
Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Вслед за "Обороной Севастополя" появляется целый ряд картин на темы войны.
Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.
В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство. Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. После службы в армии Дейнека едет учиться в Москву.
В 1924 году художник съездил в Донбасс.
И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.
Что писать – он понимал, а вот как – пока не очень. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов – отдельная история. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. IB 1935 году А. А. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. В 1918 году художник возвращается в родной город. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов.
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись – портреты близких, натюрморты, пейзажи. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938.
Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Он посещает Америку, Францию, Италию. В 35 мозаиках раскрывается панорама мирной жизни страны.
Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ».
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», – вспоминал Дейнека. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Картина воспринимается как олицетворение силы духа советских людей идущих на смерть за Родину.
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Герой Социалистического Труда (1969).
При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
носивший название Безбожник у станка (т. к. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Член-учредитель ОСТ. В 1919-20 годах Дейнека руководит изостудией при Курском губоно, в качестве художника передвижного красноармейского театра выезжает на фронт. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932).
Ноябрь 1941 года (1941). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). В нем, правда, тоже пробыл недолго.
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Их получилось около 300.
Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). В 1939 – 1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Самый интересный из них – «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. В комитете подумали, что и не напишет он уже картины, но Дейнека собрался и написал огромную работу всего за неделю— он отличался поразительной работоспособностью, когда это было нужно.
Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое.
Полетико. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Испытал также влияние Ф. Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма. В 30-е годы А. А. Дейнека снова сливает воедино две свои давние страсти – живопись и технику, пишет картины на тему авиации. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.
За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Родился Александр Александрович Дейнека 20 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. 2009–2011». В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).
успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. С задачей он, впрочем, все равно справился. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Многие из работ мастера впервые экспонировались в Курске, на родине художника.
Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. И все. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя.
Где остальные мозаики – неизвестно. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные.
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. А панно было отмечено золотой медалью выставки. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). 2009 – 2011». Жил в Москве. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». "Донбасс" (1947), "На просторах подмосковных строек" (1949), "Кузнецы" (1957), "Тракторист" (1956), "У моря", "Рыбачки" (1956) – таков не полный перечень полотен художника, созданных после войны. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Исследования, книги, выставки. После Февральской революции занятия в училище прекратились.
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они – рабочие». Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Дома тревожно притихли. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.
Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Оно объединило как приверженцев свободной и яркой живописности – поклонников французских картин, представленных в Музее нового западного искусства, так и сторонников строгой графической формы. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Этому помогают и естественная асимметричная композиция и сдержанная простота колористического строя и выбор моделей. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже – с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». А Фаворский, правда, учил его классической гравюре – полезно, но не так актуально. Учился в Харьковском художественном училище. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Крымские впечатления легли в основу картины "Будущие летчики" (1937). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Тридцатые годы – пора расцвета творчества художника.
С той поры Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944).
Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве.
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.
Полотно стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Наступил долгожданный день победы.
Исследования, книги, выставки. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Мерно и стройно шагает отряд. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Художнику предложили выполнить мозаичные плафоны для станции метро "Маяковская".
Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. На склоне лет, в конце 1950-х – 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962 – 1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В картине практически нет никаких примет быта. Любовь к рисованию привела его, шестнадцатилетнего юношу, в Харьковское художественное училище.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. «Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. В 1924 году он принимает участие в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в составе Группы трёх, совместно с двумя другими художниками – Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства».
Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Он выбрал мастерскую теоретика и практика, заведующего кафедрой графики и полиграфии Владимира Фаворского, который учился в известной школе Шимона Холлоши в Мюнхене, там же в университете изучал философию, слушал лекции по искусству Карла Фолля и завершил искусствоведческое образование в Московском университете. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями.
Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Упомянутая выставка, проходившая в Москве, в действительности повлияла на творчество членов ОСТа, в том числе и Дейнеки. Манера письма, ранее гладкая и графичная, обрела большую пастозность, а темная и скудная цветовая палитра стала светлее и разнообразнее. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927).
Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
И художник вновь справляется с вызовом. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс – всесоюзная кочегарка». И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию – «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Река Тускорь, 1945). путь зигзагообразный, путь колебаний. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.
По наблюдениям Костина, особенностью живописи Дейнеки был графический подход, основанный на контрасте белого и черного, а также противопоставление изображения и фона и почти монохромного цветового решения. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение – плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье.
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Учился в Харьковском художественном училище (1915–1917), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. Их получилось около 300.
Фон дан скупой линией отдаленного города. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Плоскостное, почти монохромное решение полотна отсылает к рисунку изображение почти всех героев в профиль — к барельефам и архитектурным фризам. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). В Курске не раз организовывались выставки работ знаменитого земляка.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. В 1925 стал одним из учредителей «Общества станковистов» (ОСТ). Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами.
Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Ленинская премия (1964). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Самое большое полотно было создано художником для Советского павильона на Международной выставке в Париже (1937).
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Таково содер-» жание акварельного листа "Берлин, в день подписания декларации" (1945). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения.
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Но картина не была одинокой удачей. Строг и суров ритм картины. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ – «Общество станковистов». Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». За довольно долгую жизнь Александр Александровичпопробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
У финиша, 1927). Изобразительный язык Дейнеки настолько впечатлял, что многие его картины, купленные с тех выставок, осели в западных собраниях. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. С задачей он, впрочем, все равно справился. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.
Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. О такой работе художник мечтал еще в годы юности.
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Картины зарубежного цикла: "Улица в Риме" (1935), "Тюильри" (1935), "Негритянский концерт" (1935) разносторонне рассказывают о впечатлениях художника. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). И художник вновь справляется с вызовом. Увидев это, профессор А. М. Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками— и на один эскиз ушел почти весь набор. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Педагоги разглядели в мальчике талант и посоветовали ему ехать в Харьковское художественное училище, куда Дейнека успешно поступил в 1916 году в класс М. Р. Пестрикова. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализмне изобрели. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
Это "Тревожные ночи" 1942), "Сбитый ас" (1943) и другие. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). Его объявляли формалистом, его самая сильная картина Оборона Петрограда долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея.
С 1920-х гг. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов).
Они занесены снегом. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения – картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».
Картина «Окраина Москвы. Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
После Февральской революции занятия в училище прекратились. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Происходит кристаллизация режима. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он поступает на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Но была и противная сторона. Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной.
Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. «Весь путь ОСТ –. Трагизм и героика сливаются в ней в единое целое. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.