Александр Андреевич Иванов (1806-1858) наиболее известен по своей картине «Явление Христа народу».
Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. Образы в картине не просто толпа и вовсе не случайные люди. Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой.
Огромное значение имела для художника дружба с Н. В. Гоголем. Все картины раннего периода эмоционально и поэтично трактуют античные, библейские и мифологические образы. Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов.
Художник, показывая в картине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики. Иными словами, в образе постороннего наблюдателя. В 1835 году Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» и отправил ее в Петербург. Создается впечатление, что человек качается от дуновения ветра.
Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии.
Под руководством профессора Егорова Ф. Е. А. А. Иванов и Н. В. Гоголь были друзьями. Невозможно предположить, о чем думает раб. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку.
В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств.
По заданию Общества поощрения художников Иванов выполнил в Риме копию фрески «Сотворение человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, поразив своим мастерством и итальянских и русских художников. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура». Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. За годы работы у Иванова от переутомления развилась тяжелая болезнь глаз. В полном соответствии со своей ранней картиной, когда Иисус обращается к Марии: «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты.
Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево. Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. В конечном итоге «сомневающийся» один из самых красивых. Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. За эти-то подвиги нужно, чтобы ему была выдана награда.
Ради Христа, разберите, что это все значит. попутно изучая основы библии. Фигура раба в картине – это символ освобождения через духовное озарение. Картина говорит зрителю о прекрасном.
В журнале Сын Отечества появился резкий отзыв В. Толбина о его картине. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Его учителем был отец — А. И. Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. К счастью, никаких доказательств «художественного смутьянства» Академия не смогла обнаружить и дело удалось замять. Интересна история создания образа.
Пишу к вам об Иванове. Вот о каком понимании наготы здесь идет речь.
А Академия художеств присвоила Иванову звание академика живописи. Он поддержал художника, но годы шли, для продолжения работы нужны были деньги. Но и за три года Иванов не закончил работу. В течение нескольких лет он исполнил две картины.
Тем не менее, Академия художеств потребовала еще одну обязательную работу от Иванова «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», которую он закончил в 1829 году. Картина поглотила художника целиком. В 1858 Александр Иванов вернулся в Петербург. Кроме отца, в Императорской Академии художеств юного живописца, где он был «вольноприходящим» учеником, курировал профессор Ф. Е. Егоров.
А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины.
Что за непостижимая судьба этого человека. Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность.
От явной сатиры в первоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен в образе курчавого беса) до красивого лица, полностью соответствующего античным образцам. И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя. Ему много раз приходилось выпрашивать продолжение пенсиона. Он молит о нищенском содержании, о том содержании, которое дается только начинающему работать ученику, а не о том, которое следует ему, как мастеру, сидящему над таким колоссальным делом, которого не затевал доселе никто. Первоначально учился у отца, затем в Академии художеств у А. Е. Егорова (1817-1828). Это можно определить по его красивой нежной коже, по гладко уложенным золотистым кудрям, по изящному движению руки, которая отодвигает упавшие пряди волос с лица, чтобы они не мешали видеть.
Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Родился в Петербурге в семье художника А. И. Иванова. В двенадцать лет он поступил в младший класс Академии художеств. Это очень сильно поддержало Иванова. Другое обвинение В. Толбина заключалось в следующем.
Сюжет картины был взят из Евангелия. Уже дело его стало, наконец, всем объясняться. Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью. «Смотрящий» – это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером. Записи живописца показывают, что он задумал картину как историческую. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа, этот момент А. Иванов и изобразил на своей картине.
Раб – одна из самых сложных фигур для толкования. Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре. Однако ясно выраженная в картине мысль о беззащитности человека перед лицом произвола, о попрании понятий справедливости и законности вызвала недовольство академического начальства. Многие маститые академики ожидали увидеть еще одну историческую картину в старом, привычном для них роде живописи.
Замысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи. Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. Похоронен Иванов в Петербурге, на кладбище Девичьего монастыря. В картине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами в абсолютно новом облике и занимает особое место. Вот старик и юноша, выходящие из воды – это символ юности и старости.
Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат. Это прямой портрет Гоголя. И тут А. Иванова подстерегал еще один неожиданный удар.
Картина была выставлена в Зимнем дворце. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». Вся работа производилась во мне и собственно для меня. Урок этот нужен, чтобы видели все другие, как нужно любить искусство. Сотворите же плоды, достойные покаяния.
Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. Одним из первых в мировом искусстве разрешил ряд чисто живописных проблем. Этот образ словно состоит из одних лишь сомнений. Академик Императорской Академии художеств (с 1836). В то же время в картине появляется еще один интересный персонаж – его принято называть «ближайший ко Христу».
На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Написать природу без воздуха, без перемены в освещении и цвете, которую он дает, значит, написать мертвую игрушечную природу. Сам Иванов любил эту картину. Не скупитесь. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля.
Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. Далеко ушли мы. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Гоголь, – ловить высокие движения душевные. В 1830 послан за границу, побывал в Австрии и Германии. Да и чего им опасаться Иванова.
и у меня едва достает духу, чтобы более совершенствовать ее исполнение. Известие это произвело на А. Иванова очень неприятное впечатление. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. Художник уже всем надоел своими просьбами, его начали избегать.
Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Каждый персонаж, каждый предмет несет свой философский смысл. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. что все люди братья – ни к чему. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств.
Он был обрадован и удивлен высокой оценкой своей работы, так как считал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» только началом творческих поисков. А существовал я дотоле, – не позабудьте, – единственно доходами с моих сочинений. Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет.
Иванова заподозрили в том, что он делает это нарочно, чтобы получить побольше денег. Здесь звучит тема наготы. Он идет своей собственной дорогой и никому не помеха. Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие.
Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х). Деньги все вознаградятся. С моей души я уже снял его этим самим письмом: теперь он повиснул на вас. Велись дебаты, куда поместить картину, в проекте здания на Крымском Валу был запланирован зал для картины Иванова, но в итоге решили пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.
Волнение, вызванное проповедью Крестителя, охватывает людей. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. 3:9, 10).
Сострадательнейшие из них говорили: «Сам же виноват пусть бы большая картина шла своим чередом, а в промежутках мог бы он работать малые картины, брать за них деньги и не умереть с голода», – говорили не ведая того, что художнику, которому труд его, по воле бога, обратился в душевное дело, уже невозможно заняться никаким другим трудом и нет у него промежутков, не устремится в мысль его ни к чему другому, как он ее ни принуждай и ни насилуй. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора».
Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже. Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858), знаменитый художник, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге.
«Куда он пишет такую картину, – недоумевал поэт, – ведь ее и повесить-то будет некуда». Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника. В продолжение более шести лет я ничего не мог работать для света. Всех персонажей он писал также с натуры. Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. Пенсионер Академии в Италии (1831-1858). Художник уже задумал картину «Явление Христа народу», которая стала главным трудом его жизни.
Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. Страх и робость от римлян и проглядывающие чувства, желание свободы и независимости. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Ни в одной черте нет противоречия понятиям, почерпнутым из Евангелия, все в Нем изобличает Его божественное происхождение, все говорит о том, что Человек Сей – не от мира сего. На заднем плане, слева от Иоанна Крестителя – группа будущих учеников Христа, апостолов.
Но это не означало отрыва от России. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше и вновь приступил к работе. Природа на картине торжественна и величественна, что усиливает значимость исторического момента. Художник мечтал о том, чтобы поместить свою картину в храм Христа Спасителя, который строился в Москве и написал для него эскиз заалтарного образа («Воскресение», 1845). Для этого им было создано к картине более щестисот этюдов с натуры. Художник пытается передать религиозный сюжет как реальное событие.
Кто внушил вам бежать от будущего гнева. О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Весной 1830 года после завершения небольшого полотна Беллерофонт отправляется в поход против Химеры Иванов получает, наконец, возможность уехать в Италию за счет Общества поощрения художников. Иванов изобразил себя в образе странника или путешественника.
На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю. Я знаю и отчасти испытал сам. Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника.
Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Господин сидит спиной к зрителям и одевается после Крещения. Это крайняя фигура и на ней останавливается движение. В результате, в получившейся работе возник резкий контраст традиционных приёмов академической живописи с реалистическими достижениями Иванова, придавший картине достаточно противоречивый характер.
Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. В течение двадцати лет художник работал над грандиозным полотном Явление Христа народу (1837--1857, ГТГ). Это ложь, я в этом уверен. Картина необычайно продумана.
Он писал бескрайние просторы, лишь у самого горизонта очерченные цепочкой синих гор и один-единственный камень, показывая его форму, строение, тяжесть, цвет: серый, лиловый, рыжий. «Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой – темной на светлом фоне. Александр Иванов внес заметный вклад в развитие европейского искусства. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Автор картин на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажей и портретов.
В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Он поражал учителей успехами в рисовании и живописи. Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца.
В 1838 году, в мастерскую Иванова заглянул будущий император Александр II, пожаловав после этого Иванову 3-х летнее содержание. Изучая работы знаменитых художников Европы, он мечтал о создании своих собственных полномасштабных работах на библейскую тематику. Александр Иванов был старшим ребёнком. Предопределил пути развития исторического жанра в отечественном искусстве. Именно таким был А. Иванов, это просвечивало даже в его кротких глазах, утомленных работой. Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя. Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник и исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет». Модели подбирались художником на протяжении длительного времени. «Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции.
После очередной поездки ко двору, в Петергоф, где его снова не соизволили принять, он слег. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». Картина была написана в Обществу поощрения художников. Среди последних работ раннего периода можно назвать Явление Христа Марии Магдалине (1835), Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-34). Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Работая над картиной, художник создает множество этюдов, чудесных пейзажей (например, Ветка), портретов (один из них — Н. В.
В 1845 году его мастерскую посетил император НиколайI. Гоголя, с которым А. Иванова связывали дружеские отношения). Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. В мифологии судьба Гиацинта была трагична, он был убит, по случайным обстаятельствам, Аполлоном, когда тот метал диск. На измученном лице раба изборожденном морщинами, -- заметно подобие улыбки. Создаваемые в порыве нескончаемого вдохновения, с удивительной, едва ли не импровизационной легкостью, они отличаются размахом и богатством воображения и той подлинной монументальностью, которой к середине XIX века европейское искусство давно уже не владело. Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас.
Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н. В. Воля ваша, я вижу во всем этом волю провиденья, уже так определившую, чтобы Иванов вытерпел, выстрадал и вынес все, другому ничему не могу приписать. Гораздо более непосредственно его поэтика сказалась в цикле библейских акварелей и рисунков (1850-е, в основном в ГТГ и ГРМ). Художник-мыслитель, один из величайших русских художников. От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей.
Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, так как я наг и скрылся» (Быт. Персонажи картины дают представление о различном отношении людей к этой встрече. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. Иванов Александр Андреевич.
У ног Иоанна Крестителя -- две сидящие фигуры: господин и его раб. «Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города». Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию.
Место положение «сомневающегося» тоже о многом говорит: он расположен с краю картины, у дороги, сомневаясь идти за Христом или нет. Двадцать лет трудился А. Иванов над своим полотном. А три дня спустя, 3 июля 1858 года, Александр Иванов скончался. Безвременная смерть помешала осуществлению грандиозных замыслов художника.
Несмотря на такую большую обобщенность, Иванов смог удержать и индивидуальность каждого образа. Фигуры дрожащих справа – символ душевного трепета, стесненности, Божьего страха. Мои сочинения связались чудным образом с моей душой и моим внутренним воспитаньем.
Император АлександрII дважды приезжал смотреть «Явление Христа народу», лично беседовал с художником и высказал ему похвалу и благодарность. Главная идея полотна «Явление Христа народу» – тема выбора пути, которая впервые прозвучала в русском искусстве и потом еще долгое время многократно повторялась в различных ее аспектах, питая собой новые поколения художников. Начав свое творчество в Италии с двух ставших известными картин (Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, 1831—1833 Явление Христа Марии Магдалине после воскресения, 1835), Александр Иванов следующие двадцать лет трудится над главной картиной русской живописи — Явление Христа народу. Уже в одиннадцать лет Александр Иванов становится вольноприходящим учеником Академии (1817—1828), после окончания которой он уезжает в Италию (1831) и пребывает там практически до конца отпущенной ему жизни.
Справа – одна из важнейших для философского понимания картины группа – раб и хозяин. Картина вызвала восторг. Работа затянулась на двадцать лет (с 1837-го по 1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов и этюдов (около 600), многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность.
Она вызвала восторг публики, все поставили ее в один ряд с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова. В большой семье Ивановых (у них родилось десять детей из которых до абсолютнолетия дожили пятеро) Александр Иванов был старшим среди братьев. Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу».
Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: Порождения ехидны. Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын».
Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Однако, поездка чуть не сорвалась. А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа. Его обучала мать и для него нанимали учителей.
Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе. По словам самого художника, эта работа едва не довела его до ссылки. Сквозь привычные страдания впервые появилась отрада, -- писал Иванов о рабе. Его находки (возьмите этюд Драпировки, лежащие на круглом столе) сделали бы честь многим новаторам живописи конца XIX века.
Иванов принялся за «Явление Христа народу». Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам. Сын повторял судьбу отца.
Посетив Германию, в 1831г Александр Иванов поселился в Риме, а на Родину ему суждено было вернуться через 27 лет, лишь перед самой смертью. Творческая личность художника не приемлет официальные рамки и нормативность инструкций Общества поощрения художников в живописи. Это заставляет его распускать слухи о своей болезни и всячески уклоняться от возвращения домой из-за страха, что ему навяжут должность в Академии. – Художник, график. Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены. В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе».
Достоинство уже начинает обнаруживаться всем. Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. Но доктор искусствоведения Светлана Степанова в своём исследовании, посвящённом картине, утверждает, что ни сам Иванов, ни его современники, видевшие процесс создания полотна, ни брат художник Сергей ни прямо, ни косвенно об этом не свидетельствовали.
Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). Многие даже подозревали, что работы, представляемые молодым Ивановым, пишет за него отец. Устройте же это дело не то – грех будет на вашей собственной душе. По-своему эпохальны многочисленные этюды к «Явлению Христа», ставшие для многих поколений русских художников истинной школой реалистического постижения натуры.
Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын» и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. И вот почему я теперь пишу вам. «Сомневающийся» на полотне находится в группе апостолов. Вся семья жила художественными интересами.
Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Он работал над ней более двадцати лет и создал действительно непревзойденный шедевр. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты.