«четыре всадника» – знаменитая гравюра Альбрехта Дюрера, которая была им создана в 1497 – 1498 годах.
И все, что есть на листе, сливается в некий сложный узор. это«Св. Оставалось думать, что наступили последние времена.
В 1492 он приехал в Кольмар, чтобы познакомиться с М. Шонгауэром. Прекрасен сильный мужчина, гордо и независимо подпершийся рукой. При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497 – 1511, Жизнь Марии, около 1502 – 1511, Малые Страсти, 1509 – 1511). В 1490-е художник обращается к живописному творчеству. Фигуры их величественны и спокойны. Море обращается в кровь. Последний всадник с луком – это Победитель. Дюрер с симпатией изобразил простых крестьян («Три крестьянина», «Пляшущие крестьяне»).
Они действуют. Она и рождает ощущение света. Мария и Христос. Вот образы, созданные для Дюрера. Возникает образ скачки, столь выразительный, что кажется – слышен топот коней.
Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Многие запутываются в делах, которые приводят их на скамью подсудимых.
Преобладание графики характерно для раннего периода творчества Дюрера до второй его поездки в Италию в 1505. Мы предлагаем постеры на холсте и на бумаге. Но, быть может, этому есть и другое объяснение. Создает Дюрер и большое число автопортретов.
Остроконечный колпак, широкополый халат изогнутый лук у первого. В этой сфере он превзошел всех современников, подняв печатную графику до уровня высокого искусства и воплотив в ней многие ключевые проблемы своей эпохи. Мадонна, папа император вписываются в воображаемую пирамиду. К числу лучших принадлежат портреты курфюрста Фридриха Саксонского (1524) императорского советника Ульриха Варнбюлера (1522) известного гуманиста Эобана Гесса (1527). В картине 1498 (Мадрид, Прадо) Дюрер изобразил себя утонченным «аристократом духа», уверенным в себе и полным достоинства.
Стояло жаркое лето, когда Дюрер начал трудиться над этим циклом. Дюрер приезжает в Италию. Альбом, где главенствует изображение. Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св.
В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Ангел опирается ногами на море и землю, головой уходит за облака. Свет померкнет и здесь. Дюрер не знает на пего ответа, но гибнущих детей изображает с щемящей душу жалостью.
Здесь уже чувствуется рука профессионального художника — ясность композиции, чётко продуманный план, ровное настроение. Оно простирается от края листа и до края – от одного конца мира до другого. Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». Они держат пальмовые ветви, как нюрнбергские подростки в процессии с освященными вербами. Всадники, которые изображены на гравюре, – образы, которые встречаются в библии. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева». А ведь простые люди знали что почем.
Ну хорошо, полотно крестьянин мог и не покупать, ткал сам. Что-то в этом есть обыденное. Этот цикл принес художнику всемирную славу. Он строит гигантскую мировую сцену. Земледельцы Франции, Германии и Италии стали забрасывать поля. Замысел Дюрера близится к завершению.
Подули холодные ветры. Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. Семь громов поведали нечто Иоанну, но голос с неба повелел ему сказанное скрыть. Но надолго ли этот мир. Потому эта гравюра и называется Клеймение праведных. Снятие третьей печати и появление вслед за тем вороного коня со всадником имевшим «мерило в руке своей», обозначает отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него.
В 1503-1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Сама форма издания избранная им, была необычной. Ему удалось передать не мгновенное, а протяженное во времени состояние ужаса. Антония и св. Среди немногих живописных работ исполненных Дюрером в ранний период, — три автопортрета. Толстый горожанин уже встречался на других листах этого цикла.
Тем отвратительнее сделает он их обличья. На четырех углах земли появляются четыре ангела. Предсказанное вот-вот свершится. Евстафий и св.
Говорят, что так изображал солнце в гравюрах уже учитель Дюрера, Вольгемут. Отныне оно все состоит из одного только созерцания бога и вознесения ему хвалы. Дюрер не подвергал Откровение Иоанна историческому и критическому анализу. Простолюдин в отчаянии вздымает руки к небу. Как трудно, как трудно, господи, как трудно. Второй взмахнул мечом, готовый разить. Вот одна из душ получает белую одежду.
Дюреру же можно удивляться. Традиция изображений па апокалипсические темы сложилась в Европе давно. Художник расположил всадников по диагонали. Это – безмолвный свидетель.
Он и одет не так, как они. Его внутреннее состояние окрашивалось тем, над чем он трудился и не могло быть радужным. В работе прослеживаются тенденции, характерные для творчества мастера: с одной стороны, — следование традициям средневекового искусства (неправильная перспектива, тонкие резкие контуры), с другой, — реалистичное изображение героев с заострением внимания на их индивидуальных чертах.
Но на это даже его силы не хватит. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др.
Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Он разглядывал их сам. Снова фантастическое убедительно, так как детали жизнеподобны. Он сослал Иоанна на остров Патмос. В такие произведения надо долго вглядываться. Первый день тысячного года будет последним днем существования света, решили люди.
Исполненная в 1504 гравюра Адам и Ева отличается монументальностью и классицизирующими тенденциями. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Искаженные морды – верблюжья, кабанья, львиная, песья и еще трех неведомых зверей, разинутые пасти, вытянутые языки, щетина, чешуя, зазубренные рога, шеи извивающиеся, подобно змеям, острые когти, тело пресмыкающегося, но на кошачьих лапах, огромный голый хвост, перепончатые крылья – здесь соединено все, что может вызвать чувство страха и омерзения (Семиголовый дракон).
Несмотря на то, что его живописные полотна являются очень профессиональными, прекрасными и практически бесценными, особое значение этому художнику стали придавать именно из-за его необычных гравюр. Сюжетные картины Дюрера раннего периода отражают поиски индивидуальной манеры, в которых он стремился соединить опыт своих немецких предшественников и новации итальянцев («Алтарь Паумгартнеров», ок. Дюрер придал небесному пространству ощутимую глубину – оно кажется бесконечным и гулким. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Мрачные пророчества продолжаются.
И самые мрачные его опасения постоянно сбываются. «Мера пшеницы за динар» означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им Божественный образ «три меры ячменя»— это те, которые, подобно скотам, по недостатку мужества, покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли оскверненный образ «и елея и вина не вреди» означает, что не следует из-за страха отвергать Христово врачевание, оставлять без него уязвленных и «впадших» в разбойники, но приносить им «вино утешения» и «елей сострадания». Наискосок пересекает небо хищный орел.
Вот так под него подкладывали дрова. Смерть размахивает не косой, а вилами. Под котлом, в который ввергнут Иоанн, пылает огонь. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути.
Этот недостаток заставил художников вскоре оставить травление на железе и разработать способы травления на меди. Подобный ковер, как фон для девы Марии, Дюрер видел на картинах Джовани Беллини. Никто ее не поймет, никому она не понравится, никто не захочет покупать ее. Адам и Ева стали выражением ренессансного идеала, гармонии духа и тела человека. В них надо вдумываться. Иерониме» художник воспевает человеческий разум.
Он вслушивается в то, что говорят в толпе. А его сосед что-то назидательно говорит, наверное: Сам виноват. Лучи солнца извиваются, как змеи. Он разгневан чем-то и вот таким образом беспощаден.
Разглядывали его внимательно и неспешно. Большое значение имело творчество Дюрера для развития портретного искусства в Германии. Возрождение.
Это слишком упрощенно и прямолинейно. Волосы вьются и ритм этих завитков созвучен ритму завитков на светильниках. Земля покрыта телами поверженных. Парящие херувимы держат за ее спиной завесу, а над головой — драгоценную корону. Однако Дюрер, разочаровавшись в технике офорта, больше не возвращался к ней. Лица молящихся некрасивы, напряжены, сумрачны.
Ангельские руки – маленькие в небе, приблизившись к земле, стали зловеще-огромными. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. Так и кажется, что черно-белая гравюра передает золото украшений и багряный цвет одеяния. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» – пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи.
Едва преодолев одну крутизну, он оказывался перед другой. А ведь он создан черными линиями на белой бумаге. Плывут по воде обломки мачт, в ужасе поднимает руки гребец, чью лодку захлестывает волна. Наступил новый год, а он продолжал ее. Лицо Иоанна печально, но не искажено мукой. Страшное черное солнце, разящее острыми черными лучами, над гибнущим миром.
Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой эпохи. Украшения сложны, топки изысканны, но светильники не кажутся фантазией. Досадно. Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу. Их невозможно мерить одной меркой.
Прекрасен далекий горизонт. Вся природа объята волнением. Мелькает человек в шляпе, надвинутой на лоб, с низко опущенными полями. «Паумгартнеровс кий алтарь», заказанный Дюреру братьями Стефаном и Лукой Паумгартен. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra co versazio e (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам).
Дюрер с детства привык верить, что существует книга, где все – истина. Он может передать грохот грома и землетрясения, но не сладостные голоса ангелов. Подобные представления в средние века распространялись как духовная эпидемия. 30 ноября 1486 отец Дюрера заключил контракт с художником Михаелем Вольгемутом (1434-1519), мастерская которого была крупнейшей в городе и отдал ему в обучение сына сроком на три года. От некоторых из них, покаянно размышлял Дюрер, он несвободен и сам. Больше всего сил отдал художник Иоанну. «Четыре всадника» – одна из самых известных его работ.
Даже Дюрер, который мог изобразить все, не сумел увлекательно изобразить славословящую толпу. Ремесленники разоряются. Художник намеренно сближает рамки гравюры, вся группа персонажей едва помещается в них. Когда Дюрер – старший увидел эту гравюру, он прежде всего обратил внимание на светильники. Дюрер не решался покинуть типографию.
Одни молитвенно складывают руки перед зверем, другие пытаются отвернуться от него, хотя бы глаза отвести в сторону от стыда, что вынуждены ему поклоняться (Зверь и дракон). На более раннем из них (1493) перед зрителем предстает юноша, держащий в руках ветку чертополоха — символ мужской верности. Берег лесистый: вблизи растет узловатый дуб, вдали стройные сосны. Он влагал в каждый образ многие скрытые смыслы и оставлял огромный простор воображению.
Светильники – видения, но они материальны. И еще одно, быть может, самое удивительное повторение. Дюрер снова дал проглянуть между крыльями ангелов кусочку мира, еще не затронутому бедой. Одни широко распахнуты, другие раскрыты наполовину, третьи сложены. Особенно в Германии. Последуем в этом отношении их примеру. Нет подобного образа ни у одного из прежних иллюстраторов.
Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Он создает замечательную галерею портретов современников — графических и живописных («Эразм Роттердамский», рисунок углем, 1520, Париж, Лувр «Портрет молодого человека», 1521, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров «Портрет Ульриха Фарнбюлера», гравюра на дереве, 1522 «Мужской портрет», 1524, Мадрид, Прадо «Портрет Филиппа Меланхтона», гравюра на меди, 1526 «Портрет Иеронима Хольцшуэра», 1526, Берлин, Государственные собрания и др. ). 1510-е — время блестящего расцвета графического искусства Дюрера. Тот безвестный художник обозначил Христа и Иоанна скудным контуром. Дюрер резко делит толпу надвое: слева простые люди, справа – знатные.
Но что. Холст. По виртуозности исполнения они превосходят все ранее им созданное. Апокалипсис можно исследовать как литературное произведение со сложной композицией. Иоанн здесь старше, чем на предшествующих листах.
Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. От хорошего настроения не осталось и следа. Так Дюрер увидел и показал царей земных и вельмож и богатых тысяченачальников. Это движение проходит через весь лист, объединяя его единым порывом.
Кому какое дело, сколько сил и времени в нее вложено. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris)— знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496—1498 годах после первого путешествия в Италию.
Дюрер продлил этот список. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров и местом «где я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит».
Пронеслись над головами стаи перелетных птиц. И ему удалось это сделать, сюжет гравюры получился интересным и гармоничным. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). Турецкая угроза во времена Дюрера была постоянной опасностью. ибо чего не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами.
На гравюре Дюрера блудница обольстительна. А к этой великой тревоге о судьбах мира, которому предрешена близкая гибель, прибавлялась иная – тревога мастера, напряженно, неотступно думающего, как одолеть трудности, заключенные в образах, которые он отважился сделать зримыми. Дюрер не может долго оставаться среди отвлеченных символов. Предшественники Дюрера обозначали землю и море почти условным знаком. Он снова почти гаснет, когда рождается грозный звук труб, обрекающий землю на новые беды.
Но куда плыть. Рот его широко раскрыт в выдохе. Однако художественный эффект снижался из-за несовершенства техники.
Прошло лето, наступила осень – жаркая и сухая, а он все еще трудился над Апокалипсисом. Полыхали зарницы. Ангелы затрубили в трубы, па землю обрушился град и хлынула кровь. Над каждым простым человеком было множество господ. Между их головами выглядывает еще одно лицо: застывшая маска скорби. Вот так палач, отложив меч в сторону, кузнечными мехами раздувал огонь.
Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия». Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо).
Люди воспринимали его страницы, как сегодняшние кровоточащие, современные. Дюрер в Апокалипсисе – художник трагический. Они созданы из разной материи. Веками читатели Апокалипсиса пытались разгадать эти строки. В этих сложных, символичных произведениях художник философски осмысливает пути, по которым мог идти в его эпоху передовой, образованный человек. Маленький человек живет в вечном страхе. До сих пор значение некоторых деталей в гравюре «Меланхолия» до конца не раскрыто. Передышка длится недолго.
Не случайно в нем угадываются итальянские впечатления Дюрера. Вжиться в образы Апокалипсиса – значило существовать среди видений мрака и гибели., т. 1, с. 205. ). В неурожайные годы – а они повторялись часто – крестьянину продать нечего, прокормить бы семью, а в урожайные – цены на хлеб, овощи, виноград падали и получалось, что он весь год задаром гнул спину. Изредка он позволял себе уйти за городские стены, пройтись по окрестностям. Образы, созданные мастером, получались напряженными, внутренне неспокойными, динамичными.
Мир, который окружал Дюрера с детства, был тесен и мал. Седобородое лицо Христа застыло и неподвижно. Порой ему казалось, что они удались, но чаще собственная работа представлялась неабсолютной. Он всматривается в императора: в его глазах ужас и гнев.
После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Как разносторонне одаренный мастер, Альбрехт Дюрер занимался также алтарной живописью. Да, конечно, земной мир полон мерзостей. Здесь преобладает белизна бумаги. Дюрер верил в пророчества Апокалипсиса.
Перед ним – пылающий берег. Уроки базельской типографии пошли ему на пользу: оп умел обращаться с печатным станком. Чем могли помочь Дюреру гравюры предшественников. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Городской совет вознамерился задержать талантливого живописца, с предложением ему 200 дукатов в качестве годовой премии. Лувр. Всюду – терпеливые наблюдения над птицами: орлами, аистами, лебедями.
Вот таким был котел. Теперь конца света ждали в 1500 году.
И только рука ангела, которая повелительно протягивает Иоанну книгу, ощутимо телесна. Так выдыхает мясник, когда обрушивает топор на тушу. Были привычными и гравюры на евангельские сюжеты в отдельных листах. Несоразмерно маленьким, по сравнению с людьми из толпы, кажется палач, а ведь он куда ближе к переднему плану, чем зрители, значит, следовало ему быть крупнее. Библиотека университета). На заднем плане картины, за спиной героя, художник обычно изображал нишу и окно из которого открывался прекрасный пейзаж.
Замысел картины возник у его во время пребывания в Венеции. Он думал об этом иначе. Юноша в шляпе с плюмажем возник впервые в базельских работах.
Главным достижением этого времени явилось то, что мастера стремились в своих произведениях отразить живые человеческие чувства. Со всех сторон на солнце надвигается черпая тьма. Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур.
Копи надвигаются неотвратимо. Спокойный, полный достоинства молодой Иоанн и старый Петр с «сократовским» черепом и следами внутренних борений на усталом лице евангелист Марк. В таинственной мистической форме выражался дух борьбы. Семь ангелов получают трубы (Трубный глас). Иероним», «Меланхолия», ряд больших декоративных работ для императора Максимилиана. Дюрер сам проследил за всем: как замачивается в воде бумага, как смешивается по его рецепту краска, как накладывается она па доски, как прижимается пресс.
Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. Сам папа император и духовенство падают первыми жертвами божественных всадников и ангелов-мстителей. Но прозвучали грозные трубы и все, что есть на ней, гибнет. Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник.
Сохранилось четыре живописных портрета, датированных 1521-1528: портреты неизвестного бюргера (1524), нюрнбергских купцов Якоба Муффеля и Иеронима Хольцшуэра (1526) и гуманиста Иоганна Клеберга (1526). Они сколочены из толстых досок и подвешены на кованых петлях. Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Но почему греховный мир так соблазнительно прекрасен. Грозный мужской лик помещен в топкий серп ущербной луны.
Иероним», «Меланхолия». Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Впору разорвать оттиск, а доску бросить в печь. Нынче картины Альбрехта украшаю музеи разных столицах Европы, среди которых Вена (Музей истории искусств), Прага, Мадрид и т. д. По всей Германии пустовало все больше и больше земель. Это молодой мужчина.
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в городе Нюрнберг (Германия). Месть, уверяет он, свершится тогда, когда число убиенных возрастет. Продолжение текста привело Дюрера в отчаяние. Мягкие холмы, обрывистые берега, редкие прозрачные рощи, манящие вдаль дороги извилистые реки. В Мучении св. Такова точка зрения современной пауки. Что примечательно – в библейских текстах всадники появляются не все вместе, а по очереди.
Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Свободными складками струится его одеяние. Его неведомый автор догадывался – бесконечно нагнетать ужас нельзя. Это ярко можно наблюдать в портрете отца (1497), в котором художник изображает старца с сетью глубоких морщин на лице и седыми волосами. Вверху сохранилась собственноручна я надпись художника: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда был еще ребенком.
Он не просто наделяет ангелов крыльями. Художник резко противопоставил два человеческих образа. Накануне 1500 вся Европа была охвачена распространивши мися слухами о предстоящем конце света и близости «судного дня». Вверху, между богом и алтарем, восьмой ангел. Он создал серии «Малые страсти Христовы» и «Большие страсти Христовы» на меди, три прославленные гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св.
Это Дюрер и изобразил на следующем листе – Снятие пятой и шестой печатей. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Позади Мадонны, выделяя ее, висит узкий длинный ковер. Жил и работал в Нюрнберге — одном из главных культурных центров Германии того времени. Обстоятельное перечисление оказалось избыточным. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей.
Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. Но лист по сюжету более поздний – Небесные врата создавался, видимо, раньше. Сейчас от нее начнут отваливаться глыбы: И солнце стало мрачно, как власяница и луна сделалась, как кровь.
Краску набивали в эти углубления тампоном, удаляя ее остатки с поверхности доски. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным.
1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Для Дюрера – возможно. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. Земля поклонилась злу. И не было силы, способной ему противостоять. На императоре длинный плащ, подбитый горностаем, с шеи свисают золотые цепи, па груди драгоценный камень, в руке скипетр. Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море.
Небесное видение создано частыми, вьющимися, перекрещивающимися, сгущающимися линиями. Дюрер послушно следует в нем каждой букве Апокалипсиса. Такие трубы издают громкий однотонный звук, подобный реву. То он жалел, что не ограничился меньшим числом сюжетов.
В картине «Рыцарь, смерть и дьявол» представлен образ человека с сильной волей. По крайней мере, пока творит их образы. Он вдруг видит: удалось не все. Каждый вооружен мечом.
Экспрессивны композиции каждого лица, полные драматизма и активного действия. Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) — образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) — прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Пейзаж этот прекрасен, но лист, как целое, он разрушает. Мужчина, которого она оттолкнула, сердито обернулся. Чуть дальше – воин с хищным профилем. Он так бережно и так привычно держит тоненькую кисточку, что кажется, Дюрер нарисовал его с одного из своих учеников, которому впервые было разрешено прикоснуться кистью к картине. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Прием этот надо запомнить.
Просыпаясь, он даже записывал их, а иногда зарисовывал. В Нюрнберге таких еще не делали. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486 – 1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). гравюры последнего оказали на него большое влияние.
Видно лишь несколько человек, по разнообразие типов создает ощущение многолюдства. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Но в ту пору они не стали для него толчком, чтобы усомниться в тексте Откровения. Ошибка почти ученическая. Библия имела успех. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался.
Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494 – 1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495 – 1497, Британский музей, Лондон). К 1515-1518 относятся опыты Дюрера в новой, тогда только возникшей технике офорта. Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма.
Сатана, сброшенный с неба, вновь появляется на земле в обличье некоего зверя. Крупнейшим мастером этого времени был Альбрехт Дюрер. Они пересекают поверхность листа как будто с нарастающим темпом, что создаёт впечатление неотвратимости надвигающихся бедствий. Видны только их лица.
Снята седьмая печать. А вот шестикрылые звери подобны геральдическим животным. Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями. Он долго бился над тем, чтобы создать не только неподвижное видение, но передать таинственное событие – действие, о котором Иоанн решил поведать человечеству. Кажется, получилось.
Обходить же их Дюрер не хотел. Они рождают не просто тьму, но тьму движущуюся. Но это им удается плохо. Таинственное должно быть недосказанным. Каждый из всадников имеет свой уникальный образ. А сколько их еще впереди.
Оттуда поднимается дым. Здесь гибнут люди всех племен и наречий, правые и виноватые. Он подбирал их с земли и доставал с неба. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев.
Германия. Одна из них похожа на Дюрера. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. Среди мрачных видений, которыми он жил, работая над Апокалипсисом, Дюрера радовала каждая возможность изобразить красоту пейзажа или прекрасное создание человеческих рук. Творчество Альбрехта Дюрера Дюрер, Альбрехт (Drer, Albrech) (1471-1528), немецкий художник, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства.
Ведь Апокалипсис был для него книгой боговдохновенной. Каждая пара йог дана в другом положении. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. В них религиозные и мифологические сюжеты представлены в несколько переосмысленном виде. Не верится, что их работы отделяют неполных пятнадцать лет.
Император Домициан приказал бросить его в котел с кипящим маслом. Рушится с неба в колодец звезда Полынь и горькой становится вода па земле. Многие верующие постепенно отдалялись от католической церкви.
Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. Творчество Дюрера оказало огромное влияние на развитие германской живописи и гравюры. Сделать зримым бесконечное благоденствие немыслимо трудно. Он обращался к краскам зримого мира и к туманным видениям мира воображаемого.
Художник переносит действие в своё время. По крайней мере, огонь в ней настоящий. Голоса громов зримыми не сделаешь, по ощущение могучей силы, которая создается строкой о семи громах, проговоривших голосами своими (Иоанн глотает книгу), определяет величественный строй гравюры.
Следующей крупной работой художника стала книга «Страсти Святой Бригитты», в которую вошли 30 гравюр. Дальнейшее развитие образ прекрасной златовласой Марии получил в картинах «Мадонна с чижом» (1506, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с разрезанной грушей» (1512, Вена, Художественно-исторический музей) и др. Художник устал. Тот, кто писал Апокалипсис иного дать людям не мог. В ясном, спокойном, гармоничном пейзаже есть нечто от духа Возрождения. Разят мечи ангелов-мстителей и на горизонте остается лишь узкий просвет.
Еще две гравюры и он будет закончен. Это соглядатай. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению.
В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра. Поза его независима. Купцы сбивают цены.
Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. Дюрер делает его грозным, жест его подъятой десницы – величественным. Уже погиб на костре инквизиции народный вожак Ганс Бегайм, который провозгласил: «Налоги и подати должны быть упразднены». Резцовая гравюра относится к технике углубленной печати – одному из трех видов гравюры.
В 1512 он завершил третий по счету цикл «Страсти Христа», а в 1513-1514 выполнил три больших эстампа «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия», вошедшие в историю искусства как «Мастерские гравюры» («Meisterstiche»). Автопортрет во многом напоминает творчество мастеров Возрождения, создающих в этом жанре сложные композиции. Она полностью передает красоту и стиль творения известного мастера. Он еще не догадывался, что, глядя на его гравюры, люди забывают, что перед ними черно – белое изображение.
Вслед за последним всадником ползет по земле чудовище с открытой пастью. Поразительно его лицо. Горят деревья и трава. Они образуют нервный, острый изломанный узор, в нем преобладают темные штрихи. Могучие мышцы напряглись на спине.
Это беззаботное лицо ребенка, который забавляется. В 1520-1521 совершил поездку по Нидерландам, оставив подробный дневник путешествия. В ней объединено несколько текстов, написанных разными людьми в разное время.
Несмотря на неуверенность художника, в рисунке уже хорошо виден стиль мастера. К сожалению, сохранились лишь три рисунка, выполненные пером, датированных 1489: «Три ландскнехта», «Кавалькада» и «Сражающиеся всадники». Он знал свой город, несколько других, немного Швейцарию, чуть-чуть Италию. В центре на фоне цветущего пейзажа сидит Мария, у ног которой играет на лютне ангел.
Подробная детализация, свойственная мастерам позднеготическо го искусства, перерастает у Дюрера в реализм. Грозные видения скорее условные знаки, чем впечатляющие образы бедствий. Одной из самых ярких работ в живописи Дюрера считается картина «Поклонение волхвов». Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Нарушать традицию Дюрер не стал. Претворить ужас в образ – значит отчасти победить его.
На его коне пи седла, ни стремян. Дюрер отчаянно старается поймать ускользающий смысл сбивчивых прорицаний. «Геркулес», «Мужская баня». В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей).
Нелегко превращать такие иносказания в гравюру. Утверждать это с решительностью трудно.
Он восседает на костлявом копе. Не больше.
Не менее произведений искусства его привлекала окружающая природа. Если не вглядываться., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528). Большая часть жизни осталась позади. Земной же пейзаж создается линиями более редкими, более спокойными. Лучи луны остры, как кинжалы. А иногда подмывало бросить все там, где он остановился.
Предполагалось, что Альбрехт Дюрер будет участвовать в городских проектах. Лежит теперь перед Дюрером, приводя его в отчаяние своей загадочностью. Здесь ему двадцать два года. Остальные три всадника символизируют войны (красный или рыжий), голод (вороной), болезни, эпидемии и другие причины преждевременной смерти (бледный). Так Дюрер уже изображал ад в гравюре Четыре ведьмы. А соседний корабль – галера. То, что окружает героя (интерьер, пейзаж), также является отражением реалий времени, в котором жил мастер.
Первой стала Четыре Ведьмы. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Движутся, сходясь, лопатки. Он уже многое увидел и услышал, он уже много тайн хранит. Когда праведники возносят благодарение небу, свет пылает сильнее.
Печалующегося Иоанна. Все созданное им в эти годы было отмечено новизной и смелостью исканий. Дюрер выпустил даже целую серию подобных работ, которая так и называется: Апокалипсис в лицах. Сначала доску покрывают особым кисло-упорным лаком, на котором процарапывают линии рисунка. Бессердечная мотовка была не единственной. На губах улыбка удовольствия, в глазах любопытство. Художник написал это слово буквами. Снята седьмая печать.
Мрак и отчаяние уступают место свету и надежде. о котором свидетельствуют рисунки с итальянских гравюр, в том числе с «Битвы морских божеств» А. Мантеньи (Вена, Альбертина), влечет Дюрера в Венецию, где он проводит зиму 1494/95. Палач льет ему на спину кипящее масло.
Дюрер добился ощущения, что битва с драконом происходит словно бы перед плоскостью листа, видение это висит, как занавес. Не сразу удастся обуздать приступ острого недовольства. После того как снята печать шестая, началось великое землетрясение. Он страстно добивался того, чтобы его гравюры были как можно более убедительными.
Конец света не наступил. У первого всадника на голове корона, он отпустил поводья и, натянув тетиву лука, готов поразить кого-то. Полного расцвета живописное мастерство Дюрера достигло ко времени его второй поездки в Венецию, где он написал большое алтарное панно «Праздник четок» для церкви Сан Бартоломео (1506, Прага, Национальная галерея). Первой его значительной работой стал цикл гравюр на дереве, посвященный Апокалипсису. Если в первом из них (1493, Париж, Лувр) он стремился с возможной точностью запечатлеть свой внешний облик, то два других заключают в себе более глубокое содержание. Некоторые фигуры в толпе кажутся нам знакомыми. Последний творческий взлет мастера относится к 1520-м.
Дюрер обратился к Бестиариям, где были гравюры существующих и выдуманных зверей, отыскал собственные рисунки всевозможных животных, вспомнил множество геральдических изображений и соединил все это в образе семиглавого дракона. А конь этот, припадая на разбитые копыта, неотвратимо надвигается на людей. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). Подобные произведения Дюрера отличаются подробной детализацией каждого выведенного на полотне образа, будь то фигуры людей или обстановка, окружающая их.
А как ему без подковы, без вил, без топора. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса.
Люди распродавали или бросали свое имущество. Дюрер вдохнул в них жизнь. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом.
Стоимость плакатов отличается в зависимости от материала, на котором они отпечатаны. Женщина тянет шею – только бы ничего не упустить. «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд.
Огромным облаком накрыл он землю. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Почти во всех работах изображена фигура современника живописца. Но, пожалуй, в ней запечатлелись и разные стороны души художника: ему были дороги зловещие видения, возникающие из тьмы изломанность и напряженность, столь характерные для искусства средних веков, ему была дорога солнечность, открытость, разумность, прославленные искусством Возрождения.
Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису» проникнуты духом реформации. Репродукция отличается высоким качеством печати. Эпидемия, уносившая десятки тысяч жизней, представлялась всемирной катастрофой.
сочетается с пантеистическим восторгом перед богатством и красотой Божьего творения. На берегу потока, обозначающего народы мира, уже гибнет в пламени город. Ни у одного прежнего иллюстратора такой детали нет.
Силуэты лодок, чуть намеченная кромка дальнего берега придают озеру живую протяженность. Перемена эта, знаменующая приближение Реформации, ощущалась в воздухе и Дюрер был одним из первых, кто отозвался на нее. Один из них грубо схватил за волосы женщину, пригнул ее голову к земле и замахнулся мечом. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. Пожелтели и опали листья. Не случайно портрет является наиболее значительным достижением немецких художников. Их язык надо постигать.
Светел этот уголок мира, по небо над ним уже потемнело. Современники Дюрера охотно покупали альбом Дюрера, отводили ему почетное место. Волнения крестьян разгорались все сильнее. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. У нее молодое прелестное лицо, округлые руки и плечи, шелковистые волосы. Кажется, что Дюрер захотел доказать себе и другим, как далек ушел он в искусстве гравюры. Разве сохранишь, погружаясь в этот мир, душу спокойной и ясной.
Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Могучую крылатую женщину, сидящую в окружении орудий ремесла, геометрических фигур и измерительных инструментов и погруженную в мрачное раздумье, часто называют музой Дюрера. На рисунке изображен худенький подросток с длинными прядями волос, обрамляющими лицо. Мрачнеют луна и солнце.
В этих работах природа не противопоставле на человеку, а является неотъемлемой частью мира людей, она прекрасна и одухотворена — картины «Вид Инсбрука», «Заход солнца», «Вид Триента», «Пейзаж во Франковии». Когда здесь началось преследование христиан, его схватили и доставили в Рим. Теперь Дюреру начинает казаться, что языки пламени не похожи на огонь.
В его лице иногда видят сходство с Дюрером. Иероним», «Всадник, смерть и дьявол». ( Дюрер А. Дневники. Спасенные возносят хвалу богу (Хор праведных).
Они не пытаются сопротивляться. Карающий гнев выглядит то праведным, то безжалостным и слепым. Особенно часто он писал автопортреты. Огромные пылающие звезды падают на землю, прочерчивая в небе огненные следы. Лист Св.
Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. Людьми сильной воли, независимой мысли показывает Дюрер и героев своей монументальной картины «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен). Многие нанимались в солдаты или подавались в бродяги.
Апокалипсис принадлежит к тем произведениям искусства, которые не открывают своей сущности с первого взгляда. Грех сказать, даже небесное видение не нарисуешь без набросков, сделанных в бане. Отсюда название техники – резцовая гравюра на меди. Что касается Апокалипсиса, то надо помнить, насколько по-иному, чем мы, воспринимали эти листы современники Дюрера. «Апокалипсис» принес Альбрехту Дюреру всемирную известность, а «Меланхолия» Дюрера вошла в золотой фонд изобразительного искусства.
Герои Дюрера энергичны, умны, они полны достоинства и уверенности в себе (портреты Эразма Роттердамского, друга художника Хиеронимуса Хольцшуэра, неизвестного молодого человека и др. ). А дети чем виноваты. Едва рассказав о победе над злом, он продолжает повествование о новом наступлении зла. Войны, если в них участвовали тысячи солдат, а гибли сотни, казались ему огромными. Третья гравюра – «Меланхолия». Фигур не так уж много: но за ними угадывается великое многолюдство.
Горожане не строили новых домов. Буря топит корабли. На этот раз для тяжелого настроения были особые причины. Узкие язычки пламени чуть дрожат, воск оплывает.
Удивительна сила света па этом листе. Старца, утешающего его. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Мысли его путались, теснимые лихорадочными видениями.
Еще одна звезда падает на землю, отворяя еще один колодец. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. К концу XV столетия относятся созданные Дюрером гравюры на меди и дереве: «Продажная Любовь» (1495-1496), «Св. – возникал и возникает неизбежный вопрос у того, кто читает Апокалипсис. Дюрер перенял от итальянских теоретиков искусства учение о пропорциях человеческого тела, а позднее и сам внес в него много нового, обобщив свои наблюдения и исследования в «Четырех книгах о пропорциях». Ковер поддерживают два парящих в воздухе ангела. Руки Иоанна, обхватившие книгу, устремляются вслед за рукой ангела, подъятой для клятвы.
В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). А внизу, насколько хватает глаз, расстилается мирный пейзаж. В нем ни гнева, ни угрозы. Каждая такая строка напоминала обо всем виденном наяву и во сне. Сразу вслед за ними предсказание: времени уже не будет. Но Дюрер ее не придумал. У современников впоследствии были все основания называть Дюрера «немецким Леонардо».
Дюрер решил на одном листе (Блудница Вавилонская) соединить столько сцен, для скольких его предшественнику – художнику кобергеровской Библии понадобилось четыре отдельных гравюры. Дюрер показал, как вот – вот обрушится гора. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. Следование по этому пути умножило бы его славу. Под блудницею в Апокалипсисе подразумевался императорский Рим.
Полная гибель всего человеческого рода кажется близкой. Рыцарь — аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Что всадники посланы небом, показывают стрелы лучей.
Следом идет «Дрезденский алтарь» и «Семь скорбей» — обширный полиптих. Первыми досками служили медные пластины. Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Себастьяна. Вся обстановка, окружающая святого, демонстрирует зрителю гармонию мирового устройства.
«И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли – умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными». Каждая пара крыльев – иная. Ему необходимы живые подробности. Отважное решение. Там представляешь себе сроки, знаешь, когда работа будет закончена. 57 x 45 см.
Забыть его невозможно. Где. Дюреру, когда он задумал Апокалипсис, было всего двадцать семь лет. Он бросает на землю жертвенный огонь. В восприятии природы он обнаруживал черты, присущие всем художникам Северной Европы. А в городах тоже не все было ладно.
В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (33, 5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Сейчас вспыхнет перебранка. Дюрер (Durer) Альбрехт (1471 – 1528), немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. Самое удивительное в гравюре – толпа. У его кромки растет камыш, к нему подплывают изогнув длинные шеи, белые лебеди.
На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. Распахнутые створки врат зримо выступают вперед, только подчеркивая, какое плоское на этой гравюре небо. Поучительная неудача. Красоту человеческого тела, лишенную средневекового аскетизма, прославляет Дюрер в «Адаме и Еве» (картина и гравюра на меди). Люди в толпе ведут себя неодинаково.
И победила земная. Он просовывает голову и руки в рубаху, которую держат ангелы. Он стоит недалеко от императора и его свиты, но он чужой им.
«Апокалипсис» Дюрер, в котором отразились настроения, характерные для предреформационной Германии, стал уникальным творением, открывшим новую эпоху в искусстве ксилографии.
Другой пытается спастись вплавь. На нем основывались их пророчества. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины.
В Государственном Музее архитектуры им. Во времена Дюрера яростное обличение Апокалипсиса связывали с папским Римом. Анной (1519-1520, Метрополитен). Потом радость сменяется ощущением недовольства. Огромный опыт был уже накоплен. Прекрасен весь земной мир.
У предшественника лик Христа – маска. Он мог бы прибавить к уже написанным латинским трактатам новые. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки (1503-1504), на основе которых художник создал прославленную гравюру на меди «Адам и Ева» (1504). Кони трех всадников с подковами: металлическим цокотом звучит их галоп.
Он родился в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. Отчаявшись, они пробуют отстоять свои права, хотя бы в качестве вечных подмастерьев. На траве рядом с Иоанном раскрытая тетрадь. Домициан огромен и неподвижно важен.
Тревожное мироощущение людей конца XV в. выразилось в первой знаменитой работе Дюрера — цикле гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498). И у них черный цвет. Единственное лекарство от этой беды – продолжить работу.
Альбрехт Дюрер». Это — наиболее амбициозное из всех произведений художника. Всадник-смерть отпустил веревочные поводья. Но связь между Иоанном и светильниками не только в ритмической созвучности.
Человек этот, едва скрывая потрясение, заставляет себя всматриваться в то, что происходит. Действительно, светильники на гравюре восходят к итальянским образцам. А в другой половине: король с короной па голове, папа в тиаре, епископ в митре, монахини. Воистину наступили последние времена.
Умирая от страха, уподобил римского императора зверю, дьяволу – воплощению мирового зла. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». Наблюдения над конкретными моделями подводят Дюрера к созданию собирательного образа человека того времени — эпохи гуманизма, религиозных бурь и Крестьянской войны. Воплощенный в последнем капитальном произведении мастера — диптихе «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека), написанном для нюрнбергской ратуши, этот образ как бы играет разными гранями.
В середине 1490-х гг. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Два пространства существуют на этом листе: земное и небесное. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504).
Всадник с устремленными вперед безумными, яростно округлившимися глазами конем не управляет. Но жестокость, роскошь, разврат языческого Рима были далекими. Он не смотрит на императора, не ждет от него пощады, не замечает ни его свиты, ни толпы. Париж.
Так, Смерть можно узнать по худому изможденному телу, а Войну по решительному и непримиримому виду. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. В картине царит торжественно-праздничное настроение. Сосредоточенно молится.
Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Как тонко выделены отдельные волоски, показано то, что шерсть в участках шеи влажная. И небо скрылось свившись, как свиток.
Но в авторе Апокалипсиса были и другие черты, покорившие Дюрера. Она входит в цикл из пятнадцати гравюр на дереве, созданных им для иллюстрации «Апокалипсиса». Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет.
В центральной части алтаря представлено «Рождество Христово», на створках изображены св. Люди гонятся за дешевкой. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. В каждом светильнике горит свеча. Земля не заметила ее.
Самой крупной работой этого времени была серия из 15 больших гравюр на дереве «Апокалипсис» изданная в 1498 в виде альбома, который имел огромный успех и стал поистине «народной книгой». Слышишь свист, с которым они разрезают воздух. Развитие художественного метода Дюрера иллюстрируют два «Автопортрета».
Огромные руки высовываются из – за облака, швыряют в море огненную гору. Каждой шее он придал свой изгиб, каждой голове особый поворот, объединив их общим ритмом. В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию.
В отличие от высокой печати, в резцовой гравюре линии рисунка вырезали резцом на доске и изображения выглядели углубленными. Он – воплощение беззаботной жестокости. Таким образом, в них как бы сочетались современность, притча и библейская легенда, вот таким образом гравюры представляют собой синтез элементов искусства раннего Средневековья (именно оттуда художник берет аллегории и символы) и современности. Вот и настал долгожданный час: началось печатание. Тут нет и намека на то, что за ее прекрасной внешностью скрываются мерзость и зло.
Дюрер соединил на одном листе несколько событий, о которых повествует Апокалипсис. Взгляд устремлен на того, кого истязают. Стрела на луке, взмах меча подсказывают направление скачки.
Но грозный судия, вершащий суд над грешным человечеством, не удался ему. Видны исписанные страницы. Так, в творчестве Дюрера появились изображения обнаженных тел, отличающихся необычайной точностью, например, гравюра «Четыре ведьмы».
Борьба Михаила и его ангелов с драконом и враждебными ангелами предстаёт как борьба сил света и тьмы, Бога и дьявола. В них словно отражены разные грани духовной жизни эпохи: активное служение Истине, воплощенное в образе сурового воина, следующего по избранному пути, не страшась ни козней дьявола, ни самой смерти «тихий» подвиг научного труда, красота и возвышенность уединенной созерцательной жизни, которую олицетворяет склонившийся над рукописью святой Иероним. Искать справедливости было бессмысленно. Он спустил парус и гребцы взялись за весла. Испуганное недоумение застыло на сытом лице бюргера.
Строгие, неподвижные, они подобны молчаливым стражам. Его тело сжато, как пружина и сейчас мгновенно распрямится, нанося удар. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. Лист полон движения. Первым на его гравюре адская пасть поглощает епископа в митре.
Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг — поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева — мученики во главе с Богоматерью справа — пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева — деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа — миряне во главе с императором и королем. Наиболее известный из сохранившихся рисунков того времени — «Автопортрет» (1484). Их сигнал звучал над войсками, готовыми броситься на штурм обороняющегося города.
Подмастерья помогли понять, что творится с ними. Пожилая женщина пытается прикрыть своим телом ребенка.
И все – таки по сравнению с ним ангел кажется огромным. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Иеронима 1492. Консультации с математиком Лукой Пачоли, а затем долгие беседы с архитектором Донато Браманте пополнили багаж знаний художника, а картины Дюрера становились все более грандиозными. Вверху листа парит белый ангел. Четвертого копя художник оставил некованым. А он чем дальше, тем туманнее.
Странное утешение. Дюрер творит зримый берег. Бережно, чтобы не смазать краску, Дюрер берет за уголок пробный оттиск, разглядывает его.
Рука, подъятая для клятвы, пробивает облако огромным – в полнеба. Лицо всадника обращено вверх и выражает отрешенность и равнодушие.
Он не понимает, в чем он провинился. Бело — розовые пышные крылья ангелов трепещут в воздухе. художник, график, гравер. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. «Праздник четок» — бесспорный шедевр Дюрера, в котором немецкая любовь к деталям органично сочетается с итальянским размахом, а рационализм пространственного построения дополняется чувственным великолепием колорита. Перед таким выбором некогда стоял Данте. Дюрер словно бы запечатлел на этом листе две стороны своей души: обращенную к символике, к чему-то смутно ощутимому, загадочному и ясную, солнечную, земную.
В «Св. А спрятав ее, снова пророчествовать, ощущая горечь тайны на губах. Ему чудятся вопли погибших за веру и оставшихся не отмщенными. Дюрер медленно шел по пыльной дороге, глядел вокруг себя, по не видел окружающего. То ему хотелось начать все сначала и делать все по-другому.
Старик с изможденным лицом сострадательно смотрит на Иоанна. Смутный текст претерпел много превратностей, оброс ошибками переписчиков и переводчиков. Но и самим мастерам, если послушать их, тоже несладко.
Немецкая Stuttgarter Erklrungsbibel называет его гражданской войной и внутренним раздором. Но по праву этот заяц навсегда останется произведением искусства высшего уровня. Это согласуется с Откр. 1:1, 10, где говорится, что события, описываемые в книге Откровение, происходят во «дне Господа».
Вчитавшись в нее, он натолкнулся на противоречия. Зловещие слова «Апокалипсиса» – мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, – раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о пропорциях, читал трактаты итальянских гуманистов, учился у живописцев Венеции колориту. Он подчеркнуто отодвинулся в сторону от трона. Загадочность Апокалипсиса, повторы и противоречия в нем, символика чисел (почему именно десять рогов, почему именно семь диадем. ) приводили в недоумение даже богословов, посвятивших жизнь изучению Священного писания. Рядом – тучный горожанин с брюзгливо-равнодушной физиономией. Особое место среди его полотен занимают портреты: «Автопортреты» (1493, 1498), «Портрет Освальта Крелля» (1499).
Современные немецкие и венецианские костюмы, оружие и архитектурные формы еще более усиливают это впечатление, что обусловило огромный успех серии «Апокалипсис», воспринятой современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. В гравюре, демократичнейшем жанре искусства, Дюрер сказал о том, что горе в Германию принесли нынешние грешники – развращенные церковники и князья и именно их в первую очередь должно постигнуть возмездие. Тема света звучит у Дюрера в каждом листе. Оно приходит всегда, когда закончена работа, сменяя недолгое чувство радости. Дюрер создал более 200 гравюр. Недовольство собой окрашивает все мысли.
Он до головокружения вчитывался в загадочные страницы. Ангелы повернуты друг к другу спинами. Зритель видит сцену страшного истребления. Не менее ярко Дюрер проявил себя в те годы и в области резцовой гравюры. Был одержим желанием выразить свой страх, предостеречь мир, даровать надежду достойным.
Ум его был занят образами Апокалипсиса. Первый всадник— Иисус Христос, которому был дан венец, символизирующий, что он начал править на небе как Царь (Дан. 7:13, 14). Необычайной силой экспрессии отличается гравюра «Четыре всадника», где Дюрер продемонстрировал незаурядное композиционное мастерство.
В них угадывается внимательное изучение птиц. К тетради привязаны чернильница и прибор для письма. Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. Частыми, сильными сгущающимися до черноты штрихами создает художник Иоанна. Второе путешествие в Италию (1505 – 1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид).
Так и в числе 666 зашифровал он имя императора Нерона (666 – сумма цифровых значений тех букв, которые в древнееврейском алфавите обозначают это имя). – взмахом, другая – властно протягивает книгу Иоанну. Первая из них изображает всадника, который неуклонно движется вперед, несмотря на то что смерть и дьявол всячески искушают и пугают его вторая – сидящего в келье за столом св. Впервые эта техника была использована для исполнения гравюр.
У его поступи костяной звук. Светозарность ангела нечто большее, чем простая иллюстрация к тексту. А Дюреру все еще не верится, что работа закончена. У подножия скалы город.
Передышка продолжается. Еще один ангел метит праведных, спасенных от гибели. 1500, там же «Геракл и стимфалийские птицы», 1500, Нюрнберг, Германский национальный музей «Поклонение волхвов», 1504, Флоренция, Уффици). Видно, какое удовольствие получил Дюрер, рисуя их для гравюры. Иные грани личности мастера воплощены в «Автопортрете» 1500 (Мюнхен, Старая пинакотека), который поражает напряженным внутренним драматизмом и аскетизмом живописного решения. Тонки пальцы одухотворенных рук.
Мысль того, кто написал это пророчество, мечется. И в ее красоте нет ничего зловещего. Именно в этом году Альбрехт Дюрер закончил обучение в мастерской Вольгемута и для получения звания мастера 11 апреля 1490 отправился в путешествие по городам своей страны. Только что земля эта была спокойной и прекрасной.
Так за видением светил, которые меркнут и мира, который гибнет, возникает иная картина. Дюрер создает мрак, тесно сближая почти прямые, но колеблющиеся черные линии. Почувствовалось приближение зимы, а работа еще не была закопчена.
В ужас повержены люди разных возрастов и сословий. Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы. Эта болезнь мучила его до конца жизни. гуманистический и реалистический характер.
Прекрасен корабль с туго надутыми парусами. Нам же необходим комментарий. Несколько из них относились к Апокалипсису.
Он дважды побывал в Италии: в 1494-1495 и 1505-1507. Это находка Дюрера. И Альбрехт Дюрер оказался первым, кто решил их объединить в одном произведении. А Дюреру часто снились сны красочные и фантастические. Все жили в тревоге и страхе. Глаза его устремлены на обнаженного Иоанна.
Одни возвещает, другой внемлет. О бархате он не помышлял. Дюрер объединяет в толпе фигуры, которые появлялись в его работах раньше. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. Слева и справа, на боковых створках, размещены образы св.
Зверь и дракон то сливаются воедино, то разделяются па два начала. Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины — серия пейзажей. Всадники возникают из густого мрака, который надвигается на землю. Ведущую роль в живописи и графике Дюрера начинает играть жанр портрета. Золотых дел мастер мог бы создать их по этому рисунку.
Да, конечно, он осужден на гибель. Упругое облако прогибается под их тяжестью. Для него это была своего рода «информация к размышлению». Кони по-разному вытягивают шеи, напрягают поводья, прядают ушами. Прекрасна девушка в толпе, преданно склонившая голову к плечу юноши.
Они удерживают четыре земных ветра, чтобы те не дули на землю. В 1490-1494 странствовал по немецким землям с целью усовершенствования в профессии. семейство с кузнечиком» (около 1494-1496), «Три крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (около 1498). Ветер свистит в полураскрытых крыльях орла из клюва вырывается клич: Горе, горе, горе.
Занавес, под темным краем которого в глубине мировой сцепы возникает земной пейзаж. Свет почти вытеснен тьмой, мрачнеет солнце, чернеют его лучи. Главной своей задачей художник видел в том, что бы показать, что отличает портретируемого от других людей, вот таким образом героями своих картин он выбирал яркие личности. Погибшие могут утешаться белыми одеждами, которые раздадут им на небесах.
Пожалуй, только тем, что подсказали, какие эпизоды выбрать. Георгий. Чем больше жертв, тем ближе возмездие.
В хрониках сохранилась бесстрастная запись о некой рыцарской вдове. Но тогда оно останется неподвижным. Оп изображает и престол и восседающего на нем бога – отца и радугу вокруг престола и еще двадцать четыре престола, а на них старцев в белых одеждах и семь светильников и четырех шестикрылых животных.
Наверное, это надобно понимать так: назначенный срок наступил. Оставалось одно. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. Она сшила себе на все вырученные деньги весьма красивое платье из голубого бархата. Дюрер таким анализом не занимался, да и счел бы его греховным. Тьму можно бы изобразить сплошным черным пятном.
Анатомия крыла передана безупречно. Так, да не совсем так. 1498, Мюнхен, Старая пинакотека «Оплакивание Христа», ок. Церковь и князья жестоко мстили бунтарям.
Религиозная тематика перестала играть доминирующую роль в немецком искусстве. Дюрер и здесь шел за текстом, но радость и ликование не покорились ему. Но Дюрер – автор и живописных полотен. Потрясенный император не решился назначить новой казни. Четыре могучих окрыленных ангела надежно защищают мир со всех четырех сторон.
У Дюрера между лучами – змеями – еще и лучи острые, как пики. То, что происходит в небе, оставаясь видением, обретает земные черты. Картины художников, творивших за Дюрером, стали носить уже чисто светский характер.
Страна была раздроблена. Даже в таких акварелях, как «Большой кусок дерна» (1503) и «Заяц» (1502, обе — Вена, Альбертина), естественно-научный интерес к натуре, характерный для людей эпохи Возрождения. Передышка. В 1513-1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол Св.
Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. У третьего вместо оружия пустые весы на коромысле. В глубине художник изобразил и самого себя с листом в руках, содержащим подпись и дату. Муки творческой души, стремящеися проникнуть в тайны мироздания, составляют содержание самой загадочной из гравюр — «Меланхолии». Современники привыкли к религиозным книгам с гравюрами-иллюстрациями. Его слог становится еще более смутным. Грозным каре ангелы врубаются в толпу беззащитных людей.
Дюрер создал произведения, отмеченные необычайно высокой напряженностью и конфликтностью, что, несомненно, было отражением реально сложившейся в то время в стране общественной ситуации. Одной из последних работ Дюрера является живописное полотно «Четыре апостола», написанное в 1526. Трескается каменная скала. Он омрачает солнце и небо и превращается в хищную саранчу. Прекрасна юная женщина в праздничном наряде.
Каждый приказывал, требовал, взыскивал, повелевал. Но Иоанн вышел из котла невредимым. Лицо его на этом листе кажется юным и красивым. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Каждый новый трубный звук предвещает новые беды. Чёрный цвет коня символизирует «плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений».
Когда он, наконец, осознал это, на него обрушились усталость и опустошенность. Стоит отметить, как мастерски художник изобразил шерсть животного. Еще в юности Дюрер освоил технику ксилографии (гравюры на дереве) и резцовой гравюры на меди. Об огненной горе в Апокалипсисе говорится, о руках, бросающих ее в море, там нет ни слова.
Все труднее выбиться в мастера. Мельчайшие штрихи отчетливо рисуют стремительное движение галеры к берегу. иллюстрации к «Кораблю дураков» С. Бранта и др. Налоги и поборы год от года росли и крестьянину жилось хуже, чем отцу, а если верить старикам, так гораздо хуже, чем деду.
Возможно ли сделать зримой такую метафору. Его лучшие листы («Блудный сын», 1496 «Морское чудовище», 1496 «Мадонна с обезьяной», 1498 «Немезида», начало 1500-х богатству значительно превосходят работы Шонгауэра. После появления четырех всадников текст Апокалипсиса становится еще более сложным. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери.
Достаточно сравнить гравюры Дюрера с аналогичными по сюжетам иллюстрациями Кёльнской Библии (1479), чтобы увидеть новаторство молодого мастера. Прочно стоят дома на площади. Образы, владеющие его воображением, все равно не дадут ему покоя ни во сне, ни наяву. Думать: чем хуже, тем лучше.
Рот широко раскрыт в вопле. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, — он видел ее во время путешествия в Италию. Вот Дюрер и заменил традиционную косу вилами. Но таинственное, загадочное хотелось сделать зримым – постоянное стремление Дюрера.
Бессмысленно. Там косили траву и сушили сено. Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса». Самым значительным результатом его путешествия на юг стали акварели исполненные по дороге в Венецию и на обратном пути, — первые в европейском искусстве «чистые» пейзажи («Вид Инсбрука», Вена, Альбертина «Вид Триента», Бремен, Кунстхалле «Домик у пруда», Лондон, Британский музей и др. ). Но все – таки – самое главное и самое страшное ясно: напрасной была недавняя победа. «Малые страсти» состоят из 36 листов небольшого формата.
Лик ангела увенчан радугой и излучает сверкающие лучи. Родился в 1471 году – умер в 1528 году. Современники Дюрера знали этот звук, от которого замирала душа, как от волчьего воя. Это ему пророчилась неминуемая гибель.
Он не смотрит па мученика. Позади него бледное лицо мужчины, упавшего навзничь прямо под копыта копей. «Паумгартнеровс кий алтарь», «Оплакивание Христа», «Поклонение волхвов» — эти работы стали первыми в истории развития немецкой живописи религиозными произведениями, которые носили возрожденческий. На переднем плане человек в дорожном плаще. Это новшество в книжном деле выражает умонастроения переломного времени.
Дюрер дает обоим светилам угрюмо – мрачные человеческие лица. «Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера-гравера, позволявшее ему без помощи красок, одними лишь черными штрихами, передать все доступное человеческому зрению и чувству, – говорил великий гуманист Эразм Роттердамский. Снова раздается звук трубы (Ангелы – мстители). Так в рукопашных схватках становились пехотинцы. А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Непосредственным же толчком для Дюрера послужило издание, предпринятое Кобергером.
В Кёльне появилась Библия с гравюрами. Значит, как ни грешна эта мысль, он сильнее их. Им и дела нет, что это вещи, неведомо кем и невесть как сработанные. Да все там же, все в той же нескончаемой работе. В Германии XV века церковь играла первостепенное значение.
Волосы его вздыбились от страха. Во время эпидемий могильщики вилами спихивали тела умерших в яму. Дюреру казалось, что работа эта никогда не будет закончена. Интерес к родине Ренессанса.
Третий ангел направил оружие на папу и императора, уже поверженных во прах. Но миновать эту главу он не решился.
Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Однако лицо его не выражает ни злобы, ни ярости, словно ему жаль свою будущую жертву. Кусок земли обозначает для Дюрера и для его зрителей всю ведомую им землю.
Второй ангел отталкивает старика, молящего о пощаде и, подняв меч, готовится разить им. Она взрывается огнем и паром, как вулкан и вода вокруг нее закипает. Снова звонко, радостно, сильно звучит тема света.
Увы, у небесного видения нет глубины. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Бедствия охватывают землю. Был день, когда он решил, что должен овладеть всеми тайнами гравюры. В 1486-1490 занимался в мастерской нюрнбергского живописца и гравера М. Вольгемута.
Философских раздумий полны гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». Гремели грозы. Эту Библию Дюрер знал с детства и, должно быть имел свой экземпляр. В подтверждение этому Свидетели Иеговы приводят параллель между видением о четырёх всадниках и признаками присутствия Христа и последних дней, о которых говорится в Евангелии от Луки (Лк. 21) и от Матфея (Мф. 21).
Эти издания покупали ради текста иллюстрации играли в них скромную роль. Апокалипсис бросался от проблесков надежды к отчаянию. Под копыта коня падают поверженные ужасом бюргер, крестьянин, горожанка. И в дальнейшем Дюрер много и охотно работал в технике гравюры. Единого автора у этой книги, по – видимому, вообще не было.
Прежние иллюстраторы Апокалипсиса никогда не миновали этой главы. Он назвал это число – числом зверя. Горностаевый мех на мантии императора пушист, латы воинов холодно поблескивают. Сражение в небе закончено, силы мрака побеждены, тьма отступает.
Одна такая волна прокатилась по Европе в преддверии конца первого тысячелетия. Это может пригодиться. Св. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями.
Не напоминание ли об ордах, некогда двигавшихся на Европу с Востока и снова угрожающих ей. И все это передает он черными точнейшими штрихами. » В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони.