Как архитектор Альберти тяготел к смелым решениям, много сделал в разработке теории пропорции. Леон Баттиста Альберти — один из наиболее одаренных людей своего времени — архитектор, живописец, поэт, музыкант, теоретик искусства и ученый. Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) – (1404 – 1472 г. г. ) – итальянский ученый, теоретик искусства, литератор, архитектор эпохи Раннего Возрождения.
Не разрушая элементы готической базилики 14в. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений. Бернардо, приступивший по желанию папы к перестройке папского дворца и к некоторым работам в церкви Санта Мариа Маджоре, с тех пор всегда советовался с Леон-Баттистой. В других случаях новизна менее приметна, но более значительна.
Альберти был сведущим в науках о его возрасте. Он дал правильное методическое направление обучению рисунку. Высокий цоколь, как в античных римских храмах, приподнимая здание над землей, придает ему особую внушительность и величие.
Трактат Альберти был издан уже после смерти автора в 1485 г. и оказал огромное влияние как на его современников, так и на архитекторов XVI в. Справедливость теоретических положений Альберти была доказана ими на практике.
Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Мы иначе относимся к копии и цитате. Знаменитый отрывок «.
Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме. Круг его интересов был поистине безграничен: наука и искусство, проблемы семьи и общества, психология и этика, математика, оптика, механика, породы лошадей, тайны женского туалета, шифровальные коды он изобрёл гигрометр (прибор для измерения влажности воздуха), проектировал механизмы для подъёма затонувших римских галер, заново переосмыслил теорию пропорций. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию.
Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Общность культур, понимаемая отнюдь не абстрактно (в смысле общего понятия), а конкретно (в смысле культурной преемственности и связи) позволяла Альберти делать содержание источников своими. В книге "Искусство архитектуры" (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году).
Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. Примерно в 50-60-е гг. Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 153.
Его полотен и скульптур сохранилось мало. Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики. Был бы только, что работа Вазари была здесь добавлена описанием как этот Альберти. Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. Мне нравится способ Витрувия (I, 8), кто не станет порицать Тарквиния (II, 2), я не стал бы строить там, где Калигула наметил основать город (I, 4), - говорит он.
Им он посвятил свой теоретический труд "О живописи" (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. В На Живописи, Альберт использует выражение «Мы Художники», но как художник или скульптор, он был дилетантом. Работа не была издана до 1485. Этика Альберти— светская по характеру— отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Наибольшую известность архитектору принесли три разработанных им типа театральных декораций, описанные в его знаменитом Трактате об архитектуре (отдельные книги публиковались в 1537–1575). Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея.
Они и здесь не обезличиваются, так как и здесь по большей части приводятся античные имена.
О гробнице Порсенны, описываемой Плинием и у старых коментаторов превращавшейся, по выражению Катремера де Кенси, в смешное нагромождение (ridicule echafaudage) пирамид, Альберти отзывается так: Эта диковинная и отнюдь не отвечающая разумным целям постройка ни в коем случае не заслужит моего одобрения (VIII, 3). «В живописи Альберти не достиг ничего ни из какой большой важности или красоты», написал Вазари. Палаццо Венеция и церковь Сан Марко в Риме точно так же не были начаты Альберти. Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию.
Если же подобная щель только одна, то более открытая укажет на сдвиг в углах.
Примечательно, что в описаниях сельскохозяйственных построек виллы Альберти уделяет главное внимание помещениям и постройкам, предназначенным для хранения урожая.
Получил гуманистическое образование в Падуе и Болонье. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу "возрождения" римской античной архитектуры. Его картины и скульптуры почти не сохранились. Теоретические сочинения и художественные произведения Альберти, его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства эпохи Возрождения. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи».
Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. В трактате О зодчестве (X, 1) Альберти писал: Клянусь, я порой не могу удержаться от вздоха при виде беззаботности некоторых людей, - чтобы не сказать резче, скажу: алчности, - которые разрушают то, что варвары и неистовые враги пощадили за высокое достоинство или чему время, неумолимый губитель вещей, легко дозволило бы стоять вечно. Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. Замечательный латинист, он в молодости написал комедию, которую долго принимали за подлинное произведение римской литературы, — настолько он владел классической латынью, очищенной от средневековых вульгаризмов.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Возможностей возводить постройки заново, с основания, было мало.
Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной.
даБертино). Чаще задача заключалась в продолжении и переистолковании начатого. (узкие боковые двери, стрельчатые арки, круглое окно-розу), создал декор, отвечающий духу нового времени: применил инкрустацию цветными мраморами, впервые использовал волюты, объединившие центральный высокий неф с пониженными боковыми. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы». Новинками вего оформлении были волюты побокам. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
Типичным примером может служить описание сельскохозяйственных построек виллы в V книге. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим.
Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти глубоко переработал эту тему иридав ей иной художественный смысл и новую пластическую выразительность. Исключительно важные градостроительные идеи Альберти, связанные с его новым пониманием архитектуры как важнейшей общественной деятельности и отразившиеся (помимо трактата) лишь в неосуществленном проекте перестройки римского района Борго 16, остались – ив тех исторических условиях не могли не остаться – утопией.
Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов. Брагина Л. М., Итальянский гуманизм. Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить объем здания тяжелой полусферой.
Удлинение одного из концов креста создает преобладание продольной оси без нарушения центрического строения алтарной части, целиком раскрывающейся в пространство нефа. Как Эразмус несколько десятилетий спустя, Альберти подчеркнул потребность в реформе в образовании. Теперь онмог реализовать свои теории напрактике. Во Флоренции он проектировал верхние части фасада для доминиканской церкви Новеллы Санта-Марии, классно соединив неф и более низкие проходы с двумя декоративно инкрустированными свитками, решив визуальную проблему и установив прецедент сопровождаться архитекторами церквей в течение четырехсот лет.
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. В культурном зодчестве применил волюты для соединения разновеликих частей фасада здания (церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1456-70) стремясь к величию и простоте использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церкви Сан-Франческо в Римини, 1447-68 и Сант-Андреа, 1472-94, в Мантуе), что явилось важным шагом в освоении античного наследия мастерами Раннего Возрождения.
К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. В равной степени он учился владеть оружием, ездить верхом и играть на музыкальных инструментах по всем правилам искусства, как и увлекался науками и свободными искусствами и занимался изучением труднейших вещей», — рассказывает старинный биограф он продолжает свою характеристику так: «Он был человеком столь многосторонним, что едва ли остался чужд какому-либо из свободных искусств». Он тактичен по отношению к ним и всегда слушает своего собеседника.
Это сопровождалось в 1464 его менее влиятельной работой, De статуей, в которой он исследует скульптуру. Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати.
Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. Пиенцу считают ранним примером ренессансного городского планирования. Согласование всех частей в гармоническое целое так, чтобы ни одна не могла быть изъята или изменена без ущерба для целого Ни одна линия не живет в нем самостоятельно.
Из сооружений древних я научился гораздо большему, чем от писателей, - заявлял Альберти. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти.
Подлинный архитектор обязан собрать и продумать не только отрывочные и, так сказать, рассеянные (dispersas et quasi disseminatas) достоинства, но даже те, которые скрыты в глубочайших недрах природы (intimis penetralibus naturae IX, 10).
Альберти написал мне Libri della famiglia — который обсудил образование, брак, домашнее управление и деньги — на Тосканском диалекте. Будучи высланным из небес, Момус, бог осмеяния, в конечном счете кастрируется. Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. Учился в Падуанском и Болонском университетах и в возрасте двадцати лет написал комедию "Филодокс", которую принимали за подлинное римское произведение. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубл. в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубл. Но это уже выходит за пределы темы настоящей статьи. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
Однако Альберти не подразумевал, что художники должны подражать природе объективно, как это, но художник должен быть особенно внимателен к красоте, «для в живописи красоты так же приятно, как это необходимо». Работа была первым архитектурным трактатом Ренессанса. Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии.
Именно упорядоченный, монументальный, даже тяжеловесный, чисто римский характер построек Альберти отличает их от непринужденной и вместе с тем строгой в своей возвышенной гармонии ясности произведений Брунеллески, теснее связанных с традициями средневековья и «проторенессанса» 7. в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологич. Мирабилии удивляют, как все новое и необычное. Достоинство (dignitas) как выражение величия было девизом Альберти и самой характерной чертой его архитектурных произведений.
Леон Баттиста Альберти родился в 1404 в Генуе богатому флорентийскому отцу, который был сослан из его собственного города, но кому разрешили возвратиться в 1428. Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). В Галлии мы видели. В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения.
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Хотя он часто характеризуется как «архитектор» исключительно, как Джеймс Бек заметил, «выбрать одну из 39областей39 Леона Баттисты по другим как так или иначе функционально независимый и самостоятельный не имеет помощи вообще никакому усилию характеризовать обширные исследования Альберти в искусствах». и в 1550 был издан стандартный итальянский выпуск Козимо Бартоли. Интерес к гражд.
46–30 до н. э). Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту А. (ок. 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде ц. Санта-Мария Новелла (1456–70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в ц. Сан-Панкрацио, 1467). Альберти запланировал посвятить свой трактат на архитектуре его другу.
гуманистам А. провозгласил необходимость развития прозы на нар. В числе их есть рисунок моста св. Вот таким образом на первый план выдвигались не столько вопросы конструктивные, сколько (волей-неволей) вопросы переосмысления старого.
1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии. Он развивал в зодчестве античные мотивы. В книге Искусство архитектуры (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций. Современники Альберти разрушали античные памятники. Альберти спроектировал монументальный фасад в виде двухъярусной триумфальной арки, напоминавший о величии Древнего Рима (замысел был осуществлён лишь частично).
по проекту Альберти – яркий пример светской архитектуры того времени. Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения. Труд у таких людей шел об руну с вдохновением и творческими стремлениями. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим.
Греки почерпнули и извлекли все искусства, в том числе и зодческое из лона самой природы – ex naturae gremio (VI, 3). Альберти оправдал эти слова своей деятельностью и хочется в связи с этим повторить слова, сказанные о нем его старинным биографом: «он являл собою пример того, как человек может сделать из себя все, что только пожелает».
15в. ). Фамильная капелла Ручеллаи в церкви Сан-Панкрацио (1467), украшенная пилястрами и мраморной инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, стилистически близка к предыдущей постройке. Среди архитектурных экспериментов Альберти по созданию нового типа церковного здания заметное место занимает сооруженная по его проекту церковь Сан Себастьяно в Мантуе (начата в 1459 г., впоследствии сильно перестроена).
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. С большими надеждами он дал работу своей семье, чтобы читать, но в его автобиографии Альберти признается, что «мог едва избежать чувствовать гнев, кроме того, когда он видел некоторых своих родственников, открыто высмеивающих и целую работу и бесполезное предприятие автора вдоль нее». В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок.
Характер — категория не только психологическая, но и социальная. Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. Ко входам вела высокая лестница, стены были украшены пилястрами большого ордера (пилястры охватывали весь фасад здания на высоту нескольких этажей).
рус. Образцом для них в 1479 г. Джулиано Сангалло взял ионийскую капитель, найденную во Фьезоле. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. Она прозвучала как нечто новое.
В этическом трактате О семье разработал идеал гармонически развитой личности. Сан-Франческо в Римини (т. н. 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. 1–10, 1452, опубл. Джоржо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Если бы, небо, звёзды, море, горы, все животные и все тела оказались бы по воле божьей наполовину меньше, ничего не показалось бы уменьшенным ни в одной своей части. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим.
практики А. Согласно письм.
Люди Возрождения искали для своего нового отношения к искусству и науке опоры в прошлом, принадлежа сами настоящему и будущему. По окончанию университета (1428 г. ) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды.
Колизей) переработан в соответствии с новой урбанистической ситуацией. Его личное человеческое величие было поистине титаническим. Процесс их познания – не пассивное созерцание, а активная деятельность, творчество в самых разнообразных его формах.
Аннунциаты во Флоренции, авторство знаменитого флорентийского палаццо Ручеллаи. в 1890, 1960, 1964). Он понял необходимость обогатить практику искусства опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства». Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с. 26.
Цитаты образуют во взаимном сочетании новую связную картину. Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
опытов А. – лат. В проекте ц. Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, А. одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу др. -рим. Здесь зачастую невозможно решить, цитата это или непосредственный опыт. Даже слово libido здесь и в отзыве о Нероне одно и то же.
Однако и в VII книге мы встречаем такую готическую фразу: Трепет, который возникает в сумраке, по своей природе увеличивает в душах благоговение и сумрачное по большей части сочетается с величием (VII, 12). Место Альберти как архитектора-практика определялось целым рядом факторов. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды.
И. Л. перспектива и ордерная система. Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг.
Указания древних авторов имели для него такое же непосредственное практическое значение, как для нас могут иметь забытые указания о полезных ископаемых в неопубликованных или малоизвестных древнерусских источниках. Окончательная цель художника состоит в том, чтобы подражать природе. Фасад воссоздавал портик храма-периптера. Многогранность его интересов – яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения.
Я читаю у Плиния. Альберти написал «Застольные беседы». Само обращение к античности требовало мужества и новаторства.
В книгах о живописи Альберти постоянно требует от художника, чтобы он подражал природе. В 1527 году Себастьяно Серлио переехал в Венецию. архит. Большинство сочинений Альберти проникнуто живой творческой мыслью, наблюдениями над действительностью, стремлением откликнуться на острые проблемы современности. Альберти создал новый тип городского дворца, в котором замкнутость и «крепостной» характер средневековых построек сменяются ясностью форм и идеальными пропорциями античной архитектуры.
Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. В книге Искусство архитектуры (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций. На службе у пап ЕвгенияIV и НиколаяV А. принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443–49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Как художник, Альберти отличился от обычного мастера, получившего образование в семинарах.
Принцип строить новое, не разрушая старого (фактически же переосмысливая его и подчиняя новым задачам) сыграл еще одну огромную роль в теоретической и практической деятельности Альберти. М., 1935, I, стр. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
В палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–51, строил Б. Росселлино) на фасад трёхэтажного здания наложена сетка классических ордеров. Плоский рустованный (облицованный прямоугольными каменными плитами) фасад расчленён тремя ярусами пилястр, обрамляющих арочные окна и лентами антаблементов завершается сильно вынесенным карнизом. Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе).
Он занимался изучением проблем математики и картографии. Человек познает законы природы благодаря разуму.
«Десять книг о зодчестве» Леон-Баттисты Альберти — первый известный архитектурный трактат со времени Витрувия. Леон-Баттиста Альберти изучив латинский язык и в то же время посвятив себя зодчеству, перспективе и живописи, оставил после себя книги, написанные им так, что ввиду неспособности кого-либо из современных художников к письменному изложению этих искусств, хотя многие из них в области практики и стояли выше него, он, по общему признанию, превзошел в этом отношении всех тех, кто превзошел его в творчестве такова сила его писаний, владеющая и поныне пером и устами ученых. Ясная (и многообразная) характеристика соотношения стены и ордера распространилась позднее – достаточно сравнить работы помощника Альберти, Росселино и, в особенности, Браманте и позднейших архитекторов 8. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро). Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе – первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г. ) и «Филодокс» (1425 г. ), были написаны еще в период учебы в Болонье.
проектов для др. В монастыре Альберти есть нечто подобное средневековому монастырскому chiostro (V, 7). Работа не была напечатана до 1843. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов.
Это не механическое соответствие, а диалектическое взаимодействие. Сталинский «имперский» стиль», черпающий вдохновение в античности и ренессансе и строительство бараков ГУЛАГа – набирали силу. Вот почему он считал возможным в той мере, в какой это было ему нужно, включить в свой трактат и средневековые источники, освещавшие отдельные вопросы науки искусства и техники воистину – Je prends mon bien partout оu je lе trouve (Я беру свое добро повсюду, где его нахожу, - Мольер). Им он посвятил свой теоретический труд О живописи (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе.
Но что-то в альбертиевском монастыре есть и от античной витрувиевской палестры. в 1520)– едкая сатира на правителя в стиле Лукиана.
Таким приемом Альберти реализует одно из положений своего трактата, требующее единства композиционных приемов, применяемых при разработке интерьеров и внешнего облика здания. Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. После римского восстания. Примечательный внутренний суд палаццо. Наиболее значит.
Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. Трещина, поднимаясь вверх и отклоняясь в ту или другую сторону, укажет на причину изъяна. Консоль гурта становится капителью пилястра. При определении ширины улиц необходимо, по его мнению, учитывать климатические условия. В 1432 г. получил работу в папской канцелярии, где и трудился до 1462 г. Покинув службу, вплоть до момента своей кончины в 1472 г., Альберти проживал в Риме.
Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). В нем он также затрагивает вопросы градостроительства. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума.
Фасаду, окончательно потерявшему сходство с укрепленными средневековыми замками, придан более плоскостным характер, соответствующий расположению в узкой улице старого города (пилястры вместо римских полуколонн, плоский руст, порталы вместо укрепленных ворот). Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве. Возражения, которые нередко делают (намек на Альбретри) против таких прямых улиц, а именно будто бы их легко защищать от вторжения в город неприятеля, отпадают, так как в таких случаях по его мнению, можно протянуть поперек улиц цепи или строить баррикады. В 1514 году переехал в Рим.
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Говорили иногда о ретроспективизме Возрождения. Себастьяно Серлио родился в Болонье 6 сентября 1475 года. Альберти весьма озабочен тем, как оградить монахинь от соблазнителей – стены должны быть высокие, сплошные, без всяких отверстий, через которые, не скажу, завоеватели непорочности, но даже факелы очей и речей соблазна не могли бы проникнуть, смущая души (V, 7).
Такое отношение к источникам не приводило, однако, Альберти к модернизации прошлого. По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Способности человека. Одно высказывание находится в VI книге (VI, 2), другое – в VIII (VIII, 5), притом нет никаких данных для утверждения, что первое высказывание относится к готике.
городов, осуществлённых под наблюдением помощников. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. По заказу Ручеллаи завершил фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456–70 строил Дж. Казалось, ни один отец семейства не мог обойтись без башни.
Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения. В соч.
Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе. Новым во времена Альберти было не разрушение, а сохранение памятников. Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам — кварталы ремесленников и мелких торговцев. При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод.
Создал новый тип городского дворца, включив в руст стены три яруса ордерных пилястр (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446-51, построен Б. Росселлино по планам Альберти). Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте.
Альберти намного превосходил своих современников и талантом и любознательностью и многосторонностью и особой живостью ума. Основное место жительства, Палаццо Piccolomini, находится на западной стороне. Во всяком случае абсолютно не прав Боринский, сливая в одно две цитаты из Альберти и утверждая, что для Альберти готика – безрассудная страсть громоздить камни (Inconsiderata coacervandorum lapidum libido), объяснимая лишь астрологически. Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). В высоком цокольном этаже находилась крипта с отдельным входом.
Перуджино в Санта Мариа Маддалена деи Пацци (1496) соединяет консоли арки с изображенными полуколоннами. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр. Альберти.
Одно из главных культовых сооружений Альберти — церковь Сан Франческо в Римини (начата в 1446 г. перестройка ранее существовавшей готической монастырской церкви) — было задумано в виде величественного купольного сооружения — мавзолея для тирана Римини Сиджис-мондо Малатесты, его родственников и сподвижников. Финальность, польза, красота – все эти социальные критерии мы находим в природе Альберти. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451-1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церквей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Беспросветно-черным фоном всей истории гуманизма было стихийное уничтожение следов античного искусства, уничтожение, которому не остались чужды даже люди, покровительствовавшие гуманистам и которое позднее, после переплавки бронзы Пантеона папой Урбаном VIII (Барберини) в 1632 г., было заклеймлено общеизвестной фразой: Quod поп fecerunt barbari, fecerunt Barberini (то, ЧТО не разрушили варвары, разрушили Барберини).
Вазари в биографии Сангалло не только указывает на этот факт, но прослеживает и судьбу самой капители, характеризуя тем самым отношение людей Ренессанса к подобным цитатам: Оная капитель была скопирована (ritratto) с очень древней мраморной капители, найденной во Фьезоле монсиньором Леонардо Салутати, епископом этого места, который хранил ее вместе с другими антиками некоторое время на улице Сан Галло в доме с садом, где он жил, напротив С. Агата, каковая капитель ныне находится у монсиньора Джованни Баттиста деРикосоли, епископа Пистойи и ценима им за свою красоту и своеобразие (bellezza е varieta), поскольку среди древних капителей не встречается другой ей подобной. В них А., опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы худож. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. В глазах Альберти и его единомышленников это были cose antichissime, nove amoderni animi.
Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. В теоретических трактатах (О статуе, 1435, О живописи, 1435-36, – оба на итальянском языке О зодчестве, опубликован в 1485, на латинском языке) обобщил опыт современного ему искусства, обогатив его достижениями гуманистической науки.
Della pittura (также известный на латыни как Де Пиктюра) положился в ее научном содержании на классическую оптику в определении перспективы как геометрический инструмент артистического и архитектурного представления. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Архаичнее была бы в этом случае конструктивная правда готики. Человек познает законы природы благодаря разуму.
1–3, 1433–37, кн. Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками.
в кон. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Вернемся теперь к теме Bucher nnd Bauten Буркгардта. Его знание оптики было граничит с направленной вниз давней традицией Kitab al-manazir (Оптика Де aspectibus) арабского эрудита Алхэзена (Ибн аль-Хайтам, d. c. Античную консоль Альберти дословно процитировал.
Первой работой Альберти стал проект палаццо для флорентийского купца Ручеллаи— друга изаказчика зодчего (1446–51). «Очень немного картин его, который является существующим, совсем не прекрасны, но это не удивительно, так как он посвятил себя больше его исследованиям, чем к черчению». Универсальный человек раннего Возрождения» (1969), в которой показана как связь эстетики Альберти с его научными взглядами, так и нерасторжимость связи всей деятельности Альберти с гуманизмом эпохи Возрождения. В данном случае неважно имя автора, важна сама мысль. Большое здание, - писал Альберти в трактате, - почти никогда не заканчивается тем, кто его начал из-за краткости человеческой жизни и из-за величины сооружения, а мы, преемники, всегда стремимся ввести что-либо повое и хвалимся этим.
При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов— гармонии и совершенства. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. в 1890), «Теодженио» (ок. 1440, опубл.
Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. В проектах Альберти в Северной Италии ярко воплотилась программа «возрождения» древнеримской архитектуры.
Последний проект был осуществлён в Мантуе уже после смерти мастера. Текст трактата О зодчестве порою превращается в мозаику цитат. Заметим – выбирать, а не пассивно отражать. Так, говорят, на протяжении тысячелетий тысячами тысяч людей изобреталась медицина и равным образом мореплавание и почти все искусства подобного рода развивались медленно и постепенно (VI, 2). Отсюда требование: Itaque pristina velim serves integra quoad nova illis non demollitis attolli nequeant (Я хотел бы, чтобы ты сохранял старое нетронутым, пока нельзя будет строить новое, не разрушив старого III, 1). Кэтомуже периоду относится его посещение Феррары, Венеции иСиены. Выступил как архитектор-практик., Леон Баптиста (1404-1472).
Роман-трактат «Мом» (до 1450, опубл. II, 20).
В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Дорический и ионический ордер еще предстояло возродить на практике. Жил и работал в Риме и Флоренции.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Красота была для Альберти «гармонией всех частей относительно друг друга» и впоследствии «это согласие понято в особом числе, пропорции и договоренности, потребованной гармонией». Но вместе с тем он чувствовал связь и преемственность культур. Своеобразие исторических эпох и культур Альберти чувствовал. Это показывает на опыте, насколько писания, в числе прочего, могущественны и живучи для приобретения славы и имени ибо книги легко распространяются и повсюду снискивают себе доверие, только бы они были правдивы и лишены всякой лжи. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. В Новелле Санта-Марии, Флоренции, между (1448–70) верхний фасад был построен к дизайну Альберти.
Этому препятствовала его культура гуманиста-филолога. периптеров. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
И есть прогрессивные эпохи, когда воля и энергия человека расцветают. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». Особенно хорошим примером близости к родной почве Италии и тесного переплетения античных текстов с собственными наблюдениями могут служить отдельные главы II книги, посвященной материалам. Церковь Сан-Себастьяно в Мантуе (1460, строил Л. Фанчелли), возведённая по заказу герцога Лодовико Гонзага, представляла собой центрическую, крестообразную в плане постройку, перекрытую большим куполом. Таким образом, Альберти около 1450 оказался вроли ведущего зодчего эпохи.
Античный прием (ср. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Альберти оказался первым в ряду основоположников новой художественной культуры.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. «Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти. Его подробные наблюдения, включенные в его Де Р Адификаторя (1452, На Искусстве Строительства), были скопированы после архитектуры Де римским архитектором и инженером Витрувиусом (fl.
Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Он предсказывает, что вскоре прекрасное искусство древности исчезнет без следа (VI, I). в 1485 на лат. Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности".
В конце жизни создал проект Театро Олимпико, завершенного его учеником Скамоцци. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен). Альберти, Десять книг о зодчестве, М., Том II, «Издательство Всесоюзной академии архитектуры», 1937 г. с. 48.
Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Способности человека. Но это подражание природе не есть копирование какого-либо единичного природного образца.
Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. Кажется, что здесь безраздельно царят книги. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации.
Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистич. Примечания:«Десять книг о зодчестве» Леон-Баттисты Альберти были переведены и изданы в СССР Академией архитектуры в 1935-1937 годах. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. Колоссальные схемы характера Леонардо никогда не могут больше, чем смутно и отдаленно задумываться».
В1450 ему была заказана перестройка церкви Св. базилики Максенция. Древние, справедливо считавшие, что необходимо подражать природе, лучшему мастеру форм (optimam formarum artificem), собрали, насколько это было в силах человеческих, те законы (leges), которыми она пользуется при создании вещей и применили их к зодчеству (IX, 5). Ниже этого сада сводчатая конюшня, у которой были киоски для 100 лошадей.
Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме. Альберти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472) итальянский учёный, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. Показательно, например, что излагая в VII книге теорию ордеров, Альберти ни разу не называет Витрувия. Одаренность и разностороннее образование позволили ученому внести значительный вклад не только в литературу, теорию искусства и архитектуру – Леон Баттиста также занимался изучением проблем педагогики и этики, математики и картографии.
Однако у Альберти не трудно заметить и различные градации такого освоения. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. Особенно явно его воздействие проявилось вработах урбинских мастеров. направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. Под этой перспективой виллу Medici во Фьезоле можно было вот таким образом считать «музой» для многочисленных других зданий, не только во Флорентийской области, которые от конца 15-го века вперед находят вдохновение и творческие инновации здесь. источникам (Дж.
Капеллу дель Инкороната (1478–80) отличают архитектоническая ясность пространственной структуры, прекрасные пропорции арок, легко несущих купол и своды. При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. В церкви Сан Франческо в Римини впервые была сделана попытка создания фасада базиликальной церкви эпохи Возрождения. 27). По окончании университета в 1428 г. получил степень доктора канонического и гражданского права. Ведь редко, когда даже самой природе дано произвести на свет что-нибудь вполне законченное и во всех отношениях абсолютное (VI, 2). «И Альберти был Леонардо Да Винчи как финишер новичку как владелец дилетанту.
Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
Выступил как архитектор-практик. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Приблизительно такой же архитектурной цитатой была альбертиевская дверная консоль. Но целое – в корне иное. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo).
1–3, 1435–36), «О статуе» («Della statua», ок. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование.
Первоначально изданный на латыни, первый итальянский выпуск вышел в 1546. Дизайн также включает глазное окно, которое уже было в месте. Он изобрёл вуалевую сетку («reticolato» или «velo»), она разделена на маленькие правильные четырёхугольники и, будучи помещена между глазом и предметом на месте плоскости изображения, дает возможность наметить любую точку предмета в определённой петле и перенести её, таким образом, на соответствующую квадратную сетку плоскости черчения». Тempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие рим. «Он первый стал разрабатывать теорию рисунка, положив в основу её законы науки и законы природы.
Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу «возрождения» римской античной архитектуры. Викентьева). «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Он оставил следующим поколениям образцы творческой и научной этики. Есть эпохи, ломающие человека, подминающие и разлагающие его личность. Подобно античному Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г. ), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике.
Однако книга была написана «не только для мастеров, но также и для любого заинтересованного благородными искусствами», как Альберти выразился. Перестройка готической церкви Сан-Франческо в Римини (1447–68), согласно воле тирана Сиджисмондо Малатеста, должна была превратить это здание в фамильный мавзолей. К тому времени Лодовико Гонзага, маркиз мантуанский, пожелал соорудить в церкви Нунциаты при монастыре сервитов во Флоренции круглый хор и главную капеллу по проекту и модели Леон-Баттисты. Флорентийское иск-во кватроченто вместе с наследием античности стало источником собств. В 1435 он начал свою первую основную письменную работу, Della pittura, в котором, вдохновленный расцветом иллюстрированного искусства во Флоренции в начале 15-го века, он анализирует природу живописи и исследует элементы перспективы, состава и цвета. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации.
худож. Нагляднее всего об этом свидетельствует (безотносительно к ее правильности) характеристика архитектуры Востока, Греции и Рима, как трех основных этапов развития зодчества (VI, 3). практики Возрождения, как центр.
Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. Я не стану восхвалять недавнюю пору, лет двести тому назад, - говорит Альберти (VIII, 5), - когда распространилось всеобщее поветрие (communis morbus) строить башни даже в самых мелких городах. Он отметил, что «забота об очень маленьких детях – женская работа для медсестер или матери» и которому в самых ранних детях возраста нужно преподавать алфавит.
Альберти был одаренным во многих направлениях. Это жилье вершины, уполномоченное Джованни де39 Медичи, Козимо il второй сын Векчио, с его видом на город, может быть самым первым примером ренессансной виллы: то есть это следует за критериями Albertian предоставления страны, живущей «вилла под-Урбана». Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). Взгляды, привычки, оценки другого времени неизбежно сказывались на интерпретации.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. В-третьих, наконец, Альберти делает материал полностью своим, не упоминая имени автора. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
И конечно, - говорит он в трактате О зодчестве (IX, 5), - вновь и вновь следует повторить изречение Пифагора: Нет сомнений, что природа во всем остается себе подобной. Среди первых лит. Но как целое, материал деформируется, хотя составные части остаются неизменными. Верный своему органическому ощущению архитектуры, Альберти повествует, с каким благоговением он созерцал мертвые останки (cadavera) моста Адриана (VIII, 6). яз.
По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Альберти внес чисто античное членение этажей наархитрав, фриз икарниз. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия ( век до н. э. ).
Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Имя его героя, Момуса, относится к греческому слову для вины или критики. комедия «Филодокс» (1424, опубл.
Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св. При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. языке. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Назовем также заслуживающую внимания работу Джоан Гейдол «Леон Баттиста Альберти.
В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450-1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Им он посвятил свой теоретический труд О живописи (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. Он признает, что не без слез видел, как день ото дня разрушаются древние образцы вещей (vetera rerum exempla VI, I).
Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини. Позже составил трактат О принципах составления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Такой прием был связан с задуманной Альберти системой перекрытия центрального нефа церкви легким деревянным цилиндрическим сводом, а боковых нефов — скатными кровлями, торцы которых были скрыты за полусегментами фронтонов. В самом деле, если бы Леон-Баттиста избежал этого приема, было бы лучше и, хотя его очень нелегко осуществить, он все же некрасив ни в малых, ни в больших вещах, да и не может хорошо удастся. В 50-60-е гг. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). Мотив этот значительно позднее широко использовался в зодчестве барокко. Десять книг о зодчестве. Создал неск.
«Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) — наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Джорджио Вазари, который утверждал, что исторический прогресс искусства достиг своего пика в Микеланджело, подчеркнул академические успехи Альберти, не его артистические таланты: «Он провел свое время, находя о мире и изучая пропорции предметов старины но прежде всего, после его естественного гения, он сконцентрировался на написании, а не на прикладной работе».
В Риме у Альберти было много времени, чтобы изучить его древние места, руины и объекты.
Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность. Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции).
Но они не встречают одобрения у опытных зодчих. Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами. Известно, что взгляд на культуру античного Рима как на исконное наследие Италии – один из пунктов культурной программы Альберти имевший тогда прогрессивное значение не только в гуманитарной, но и общественно-политической сфере, отвечая тенденции к сложению единого национального государства из множества феодальных княжеств, тираний и городов-республик6. Альберти, Леон (1404, Генуя, – 1472, Рим) итальянский архитектор, выдающийся теоретик искусства эпохи Возрождения.
гуманизма. Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. и этич. «демонстрации» с изображением ландшафтов.
252). К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г. ) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г. ). пер. – «Десять книг о зодчестве», 1935–1937) стали первыми со времён античности трудами по теории иск-ва. Художники и скульпторы борются «через различными навыками, в той же самой цели, а именно, это почти, работа, которую они предприняли, должно казаться наблюдателю подобна реальным объектам природы». Время для Альберти – непреклонный разоритель вещей (pervicax rerum prosternator X, 1).
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого А. (1430-егг. ). Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. То же – в главе о кирпичах (II, 10) и др. Проект Альберти был осуществлен только частично, ему принадлежат западный и южный фасады. Альберти рассматривал человека как существо изначально абсолютное и мыслил его предназначение как сугубо земное. Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания.
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе – большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной.
сочинений А. – имеющий практич. В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа. В общей композиции трехэтажного дворца с внутренним двором и в расположении его помещений Альберти строго следовал сложившимся традициям. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
Вот почему я полагаю, что следует держаться планов тех авторов, которые продумали их до полной зрелости (IX, 11). На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис. Эта сторона для него неактуальна и его не интересует. Таким образом, хорошо начатое одними, портится и плохо довершается другими. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
Палладио опубликовал путеводитель по древностям Рима иллюстрировал первое печатное издание Витрувия (1556), а в 1570 — Четыре книги об архитектуре, оказавшие огромное влияние на архитектуру XVII-XVIII вв. Первой увидела свет четвертая книга серии, озаглавленная «Общие правила архитектуры». Процесс их познания – не пассивное созерцание, а активная деятельность, творчество в самых разнообразных его формах.
Сам Альберти писал своему другу — великому архитектору Филиппо Брунеллески: «. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву.
По этому случаю, можно вспомнить моцартовское: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». И в Della pittura и в De статуе, Альберти подчеркнул, что «все шаги изучения должны быть разысканы от природы».
В полном соответствии с этим и другими подобными находятся практические советы Альберти по исправлению недостатков зданий (X, 16-17). «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Альбертиевский фасад церкви Санта Мария Новелла (1456 — 1470) является перелицовкой ранее существовавшего фасада средневековой базилики. У Альберти, как член благородной семьи и как часть римской курии, был особый статус.
Прямую параллель к только что приведенным примерам архитектурного перетолкования ранее сооруженных памятников путем добавления новых элементов составляют аналогичные примеры из истории живописи XV в. Так, Мантенья в Камере дельи Спози в Мантуе (1468-1474) впервые связывает гурт свода с нарисованным пилястром, членящим стену. Альберти – в трактате и в интереснейших письмах к одному из заказчиков (Ручеллаи) – призывал к патриотизму и чувству гражданственности молодую буржуазную элиту, которая должна была, по его мнению, употребить свое могущество не на самопрославление путем строительства своих дворцов, нередко нарушавших целостность застройки, а на украшение родного города выдающимися общественными сооружениями. Для Северной Италии Альберти стал первым архитектором Ренессанса. Minutis addittamentis excrevisse (небольшие наращивания) – вместо пропасти и разрыва традиций Вазари. ПАЛЛАДИО, Андреа (1508 – 1580).
А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»). Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). «Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти. Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре. И повсюду вырастали леса башен. Наиболее полно эта задача была решена вцеркви Санта-Мария Новелла. 1041), который был установлен францисканскими оптическими семинарами 13-го века традиции Perspectivae ученых, такие как Роджер Бэкон, Джон Пекхэм и Витело (подобные влияния также прослеживаемы в третьем комментарии Лоренцо Гиберти, Commentario Терцо).
Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Леон Баттиста Альберти (14 февраля 1404 – 25 апреля 1472) был итальянским гуманным автором, художником, архитектором, поэтом, священником, лингвистом, философом и шифровальщиком он воплотил Человека эпохи Возрождения.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти". А. был воплощением ренессансного идеала uomo universale– всесторонне развитого человека. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Леон Батиста Альберти родился в знатной флорентийской семье, которая по воле судьбы оказалась в изгнании в Генуе.
Леонардо, который иронически назвал себя «необразованным человеком» (omo чувства lettere), следовал за Альберти в представлении, что живопись – наука. «. 4, 1441 опубл. Л. Б. Он впервые сформулировал в своем трактате эстетические идеалы Возрождения. Так, например, трехчленное деление орудий у Варрона на словесные (рабы), полусловесные (домашний скот) и бессловесные (инструменты) Альберти заменил аристотелевским двучленным делением на одушевленные и неодушевленные, умалчивая притом, что у Аристотеля к первой категории отнесены рабы.
(Народный итальянский язык – Прим. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу возрождения римской античной архитектуры. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
иск-во и музыка. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).
Обладая характерными для флорентийских дворцов чертами— три этажа, декорированные рустованным камнем снависающим карнизом, — палаццо Ручеллаи отличается новой трактовкой стенной плоскости как системы пилястров, поддерживающих междуэтажные пояса. из лит. Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. Но мы на опыте убедились и т. д. (II, 11).
Он не оставил значительного отпечатка на облике города, однако долгое время работал над задуманной серией из семи книг по архитектуре. Согласно Альберти, общество есть гармоничное единство всех его членов, которое обеспечивается разумной деятельностью правителя, мудрого, просвещенного и милосердного. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии.
В организацию пространства ц. Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие рим. Леон Баптиста (1404-1472) Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. В VII книге своего трактата (VII, 8) Альберти, описав капители дорического ионического, коринфского и композитного ордера, заключает: Кроме этих, встречаются еще многие капители, сложенные из описанных очертаний и частей то увеличенных, то уменьшенных. Реконструируя по заказу Сиджизмондо Малатесты готич. ц. «Он делился всем, что имел, знал или мог, — пишет его первый биограф. Перые знания получил дома. Богато инкрустированный разноцветным мрамором фасад этой церкви заменил ранее существовавший фасад средневековой базилики (рис.
Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Альберти системно изложил математические основы учения о перспективе.
Через его книгу Альберти открыл свои теории и идеалы флорентийского Ренессанса архитекторам, ученым и другим. В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. Здесь Альберти, первым из мастеров Возрождения, положил в основу композиции церковного здания форму равностороннего греческого креста.
.