Для этого необходимо было три года успешно преподавать в университете. Одной из таких проблем было познание. Альберт даёт скорее парафраз текста изобилующий авторскими отступлениями. За эту птицу король Богемии предлагал Альберту баснословную сумму, однако ученый отказался расстаться со своим творением. Около 1212 г. поступил в Падуанский университет. богословия, развивавшегося в русле традиции блж.
Граф принял приглашение и прибыл в дом знаменитого учёного в сопровождении большой свиты. Его интерпретации, это, в сущности парафразы (пересказы) Аристотеля в духе христианства. При жизни его обычно называли Альбертом Лауингенским или Кёльнским. (Sum. При этом эксперименте присутствовали еще несколько учеников Альберта, которые, воспользовавшись предложением учителя повторить эксперимент, не сумели достичь желаемого результата.
theol. I 12a), совершенно прост и исключает всякую сложность. По своей сущности (secundum se) она представляет собой простую нематериальную (incorporea), разумную и мыслящую (rationalis et intellectualis) субстанцию, не зависящую от тела и возвышающуюся над материальными частями (Sum.
Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. С 1228 по 1254 гг.
XIX 7b). Мэтр Альберт родился в 1193 году в Лауингене в богатой семье. theol. В Париже и затем в Кёльне А. В. составил обширный комментарий (до 1249) к 4 книгам сентенций Петра Ломбардского, а также единственный в схоластической традиции комментарий (до 1250) к «Ареопагитикам». II 249b In I Sentent. Богословию и философии соответствуют 2 различных образа откровения (modi revelationis) Бога: первый происходит от Божественного Света, превосходящего тварную природу (lumen elevatum) и выражается в положениях веры, второй проистекает от естественного общего для всех людей света разума (lumen generale, lumen connaturale) и выражается в общих понятиях, полученных самим человеком (in per se notis) (Sum. Поскольку тексты Аристотеля порождают много противоречивых толкований, постольку их обсуждению Альберт посвятил особое сочинение «О пятнадцати трудностях».
Ее функция – управление телесной жизнью. XIII в., до 1243), в к-ром видное место отводилось мариологии. II 246b). По А., первыми в процессе творения были так называемых четыре «со-вечных» сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Образование получил в Италии.
II 44b). Подобный трактат А. создал и о «тайнах» растений, животных и камней, в котором описал их «магические» свойства. II 342a). Но как же тогда быть с вечной жизнью души после смерти тела.
Вот лишь один пример, взятый из первой главы второй книги «Великого Альберта» : «Первая трава – от Сатурна и называется офодилий. В рамках своей антропологии А. В. Писания и теологии. И почти наверняка можно утверждать, что он не имеет никакого отношения к прочим трактатам. Не все истины откровения могут быть познаны разумом. theol.
являющееся первым сотворенным сущим, а следовательно и основой всех сотворенных вещей, композиция каждой из которых образована из «того, что есть» вещь. Учился в Падуе, где, вероятно, в 1223 году вступил в орден доминиканцев и в Болонье. Креста (1804) мощи А. В. были перенесены в ц. св. Высшими авторитетами для А. В. были св.
Впоследствии, когда он полностью посвятил себя оккультным и научным изыскам, он, первым делам, глубоко изучил имеющиеся на тот период книги по алхимии «Я изучал алхимические книги двояко, стараясь уразуметь в них и то, что говорит в пользу мужей их написавших и то, что говорит против них, но установил, что эти книги никчемны, бессмысленны и бесполезны». После того, как пиршество закончилось, появившиеся почки замёрзли. theol.
Opp. Дают ее также тем, кого беспокоит мочевой пузырь. В творении мира Бог сознательно проявил Свое всемогущество, мудрость и благость. Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы – бессмертные части любой человеческой души). I 317a II 44b).
Кроме того, философ занимается комментированием Священного Писания и «Сентенций» Петра Ломбардского. Приглашение генерала ордена переехать в Париж (1269) А. В. отклонил по причине преклонного возраста, но согласился вернуться в Кёльн (1270/71). Альберт многое сделал для популяризации сочинений Аристотеля. II 328b). Придерживаясь аристотелевского различения деятельного и возможностного интеллектов, А. В.
Для объяснения этой аномалии ссылались на чудо, случившееся после вступления Альберта в орден доминиканцев. 1). Там же в Падуе в 1223 вступил в доминиканский орден. theol.
Мир разделится на три огромных государства. Так что где и учить было Аристотеля как не в Падуе. четыре со-вечных сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея.
Андрея в Кёльне, глава его покоится в городской церкви Лауингена. II 342a). Несмотря на чрезвычайно занятую и переменчивую жизнь, он в большем объеме, чем к. л. I 8b In Metaph. Доминика – Альберту Великий и Фоме Аквинскому – учителю и ученику.
Гумберт Романский генеральный настоятель доминиканцев, которому не хотелось терять прекрасного учителя, пытался помешать этому назначению, но ему это не удалось. Космос, по А., – наполненная различными силами совокупность форм. кор. виду или общей природе (Sum. Каждое из Его свойств выражает всю Его Сущность. Там король увидел слуг, которые выносили все необходимое для пиршества, то есть столы и стулья. Альберт же полагает, что движение существует в движимом (претерпевающем), но принадлежит движущему (действующему) как причине.
Разумеется, занимался он и алхимией. 524a). Время, являющееся мерой изменений, также различно в различных частях бытия. Альберт рассматривает также спекулятивный и практический интеллекты.
theol. НА основе этого различения существуют не только нравственные нормы, но и законы. Такие знания Альберт называет "ложное благоразумие".
de creatur.
Альберт многое сделал для популяризации сочинений Аристотеля. В своей книге «Оракулы», написанной во второй половине XIII века в том самом монастыре, который был построен на купленном у голландского короля земельном участке, Альберт Великий явил удивительные пророчества, охватившие тысячелетний период мировой истории. Различал «простое», сущность которого совпадает с источником его бытия и «составное», бытие которого не тождественно его сущности. II 348a).
Абсолютно очевидно, что он делал это в духе христианском. При этом универсалия как абстракция, содержащаяся «после вещи» (post rem) в человеческом разуме, представляет собой лишь один из трех возможных способов существования общей природы вещей: два других — это идея, пребывающая «до вещи» (ante rem) в божественном уме и пребывающий «в вещи» (in re) индивидуализированный материей вид (species) или форма. Последнее сочинение – «De secretis mulierum» – «о тайнах женщин» или «о женских тайнах» – никаких особых тайн или откровений, конечно, не содержит, за исключением некоторых физиологических секретов и особенностей женщин, самой природой предназначенных для продолжения человеческого рода это медицинский трактат, в котором автор, правда, отдает дань распространенным в его время суевериям, физиогномике и вере людей в астрологические предсказания. Его необыкновенные для того времени знания в физике, химии и механике были причиной того, что Альберта порой подозревали в колдовстве и в этом отношении с его именем связаны многочисленные легенды. I 45b Sum. Изображен А. В. вместе со своим учеником св. 5 янв.
И только после этого приступил к собственным экспериментам. II 35b 44b Sum. В рамках своей антропологии А. В. Августина.
После длительных служебных поездок по делам церкви с 1248, не считая коротких перерывов, был учителем (в т. ч. и Фомы Аквинского), читал общие дисциплины в только что основанном доминиканском ун-те в Кельне. XIII в. могли быть написаны оба сочинения о Евхаристии («De mysterio missae» и «De corpore Domini»), а также «Summa theologiae» («Summa de mirabili scientia Dei»), хотя их принадлежность А. В. оспаривается.
de creatur. de creatur. Бог также есть абсолютная Воля, т. е. свободная движущая сила Разума, а также высшее Благо (bonum), существующее Само через Себя (per se) и превосходящее все остальные блага (Sum. theol. Создавая общий план всех наук, Альберт следует традиционной аристотелевской схеме: он либо основывается на аристотелевских текстах, либо пытается восполнить утраченные трактаты или те, которые Аристотель не успел написать (поскольку тексты Аристотеля изобилуют постановками задач, к которым он планировал обратиться позже, «в свою пору»). Согласно Альберту, разум, который до опыта подобен «чистой доске» (tabula rasa), приобретает знания посредством двух интенций. А. В. ложно приписываются мариологические сочинения («De laudibus beatae Mariae virginis», «Mariale», «Biblia Mariana»), комментарии на Псалмы и Апокалипсис, трактаты по богословию, алхимии, магии и астрономии («De adhaerendo Deo», «Paradisus animae sive de virtutibus», «Semina recta», «De secretis mulierum», «Speculum astronomiae», «Philosophia pauperum», «Summa naturalium» и др. ).
Мораль человека – продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму. Августином А. В. полагает, что Бог, как первое Сущее (Sum. I 333b). (на самом деле ничего в этом популярном учебнике особенного не было – более или менее удачная компиляция разных текстов). Форма вещи всегда есть нечто общее (communis, universalis), сообщимое (communicabilis).
При этом каждая из частных наук связывается с общим учением о космосе, с теологией и онтологией. Альберт Великий проявлял интерес не только к философии, он был универсальным ученым. люди откроют большой берег на большом расстоянии от Геркулесовых столбов. Как первичный акт она даёт телу бытие, как вторичный – осуществляет его движения.
Космос, по А., – наполненная различными силами совокупность форм. Там же в Падуе, он познакомился и очень глубоко с трудами Аристотеля. Известны его комментарии к «Этике». de creatur.
Этот анекдот, проникший даже на страницы «Большого Ларусса», лишен всяких оснований. II 35b 38ab). Вот таким образом он предпочитает называть душу актом или совершенством тела, а не формой, ведь форма не может существовать без материи (форма – частный случай совершенства, а именно совершенства по отношению к материи).
Надо сказать, что Падуанский университет был известен как цитадель аристотелизма. бытие, являющееся первым сотворенным сущим (ens), а следовательно и основой всех сотворенных вещей, композиция каждой из которых образована из «того, что есть» вещь, т. е. Допустим, Бог решил сотворить лошадь. переводах трудов Аристотеля, в т. ч. и приписывавшихся ему. Другое важное произведение – «Сумма теологии» («Summa Theologiae»). Проблемы и методы философии сегодня совсем другие. Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы – бессмертные части любой человеческой души).
theol. II 348a). По А., первыми в процессе творения были т. наз. С тех пор и начался «взлет» Альберта, впоследствии прозванного за свои достижения Великим. Он также выступает против учения Аверроэса о едином, вечном и общем для всех интеллекте.
Ему принадлежат также трактаты о минералах. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Albertus Magnus, Albert der Grobe, Albert von Bollstadt) (1193 или 1206/07, Лауинген, Швабия -15 ноября 1280, Кельн) немецкий богослов, философ и ученый-естествоиспытатель «всеобъемлющий доктор» (doctor universalis). Всему сотворенному присуща также причастность определенной форме, соединенной или же несоединенной с материей. Лишь много позже было замечено, что, например, в «Малом Альберте» приводятся цитаты из Парацельса и Василия Валентина, которые родились два столетия спустя после него, вследствие чего более решительные критики пришли к выводу, что эти практические руководства по магии являются апокрифами.
Поскольку Бог не испытывает лишённости и не может утратить ничего, он есть благо. Анджелико в зале капитула Сан-Марко во Флоренции (ок. Доминиканец (с 1223), провинциал ордена в Германии (1254—57), епископ Регенсбурга (1260—62). Определяя характер отношения между уровнями нисходящей иерархии сущностей, Альберт использует неоплатоническую по духу терминологию метафизики света («эманация», «истечение бытия» и т. п. ), однако при этом он настаивает, что мы должны верить в сотворение мира Богом «из ничего», поскольку Бог сам сообщил нам об этом в книге Бытия средствами же разума невечность мира доказанной (как и опровергнутой) быть не может. теологии и нем. Бытие—первое сотворенное сущее и основа всех сотворенных вещей, каждая из которых составлена из «того, что есть» (id quod est), т. е. ее сущности и отличного от сущности «бытия, которым есть» (esse quod est) вещь бытие (esse) метафизически предшествует конкретизирующим и ограничивающим его определениям, благодаря которым просто бытие становится бытием чем-либо (esse aliquid). Сразу же после смерти его стали почитать как святого, хотя некоторые враги обвиняли его в колдовстве и издевательски напоминали о постигшем его перед кончиной слабоумии: «Монсеньор Альберт сначала преобразился из осла в философа, затем из философа в осла». Остается одно: так принять, чтобы не принимать, так отвергнуть, чтобы не отвергать. 15 нояб.
II 30a). Основные труды: «Сумма о тварях», «Об интеллекте и интеллигибельном», «О душе», «О причинах и о возникновении всеобщего», «О единстве разума против Аверроэса», «Метафизика», «Сумма теологии» и др. Некоторое время (1245 – 1248) он занимал кафедру богословия в Парижском университете и, по преданию, читал свои лекции, вследствие громадного стечения слушателей, под открытым небом. В 1245 году был переведен в Париж. Около 1212г.
Формы, существующие в вещах, представляют собой их сущности (essentiae), наделяющие вещи бытием (dare esse rei apta dare multis esse) вместе с качественной определенностью. Он также думал, что сущность у всех металлов едина – металлическая, а различия порождены внешними условиями и внешними причинами. Еще до начала преподавания в Париже (1245) происходит знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям. В частности, ученый пишет о том, что «. I 222a De intell. Философия основывается на разуме, теология на откровении. Придерживаясь аристотелевского различения деятельного (актуального) и потенциального разума, Альберт критикует теорию универсального деятельного разума (intellectus universaliter agens) Авиценны (Ибн Сины) и отождествляет этот разум с Богом, чей свет разумения сообщается индивидуальным деятельным разумам отдельных людей выступает он и против учения Аверроэса (Ибн Рушда) о едином, вечном и общем для всех разуме.
Кроме того, философия Альберта являет собой образец философии открытого оптимизма ибо она вскрывает в бытии глубокий смысл. А. В. говорит даже, что эти виды и рациональные основы всего творения, составляющие мир невидимый, суть сам Божественный Разум (ipsa mens divina) (Sum. Альберт этот вопрос решает следующим образом. критикует теорию универсального деятельного разума Ибн Сины (Авиценны), корректируя ее так, что упомянутый разум отождествляется им с Богом, чей свет разумения сообщается индивидуальным деятельным разумам отдельных людей.
занимал там кафедру теологии. Им написаны комментарии к большинству сочинений Аристотеля. Августином А. В. утверждает, что единственный истинный и независимый Деятельный Разум (intellectus agens vel practicus) – это Бог, Который производит все формы, как для общего, так и для единичного из Себя Самого (formans ex se ipso) (Sum. И к возможным, если она разумна. Из араб.
Он готовит свои "глоссы" (замечания) к "Corpus Juris" и Дигестам, пишет трактаты "Quaestiones de juris subtilitatibus" ("Вопросы о тонкостях права") и "Summa Codicis", преподает римское право своим ученикам. Надо немало времени и трудов, чтобы исключить дефекты, возникающие от разности ракурсов. ее сущности и отличного от сущности «бытия, которым является» вещь. Фомы Аквинского («Super Ethica Commentum et Quaestiones»).
de creatur. theol. орденской провинции (примерно 50 конвентов), что заставило его отложить преподавание. Действительно, Альберт активно интересовался оккультными науками и алхимией. I 317a 335b). Креста в Кёльне, на строительство к-рой, согласно завещанию (янв.
После разрушения ц. Св. Ему принадлежит одно известное среди оккультистов высказывания — «Бог может быть найден везде». Король, жаждущий увидеть какое-нибудь чудо, охотно согласился. Бытие, т. о. XIII в. А. В. составил комментарии на физические сочинения Аристотеля («Physica», «De generatione et corruptione», «De anima», «De caelo et mundo» «De natura locorum», «De causis proprietatum elementorum», «Meteora», «De mineralibus» в 5 кн., «De nutrimento», «De sensu et sensato», «De somno et vigilia», «De morte et vita», «De vegetabilibus» в 7 кн., «Quaestiones super libris de animabilibus» и «De animabilibus» в 26 кн., «De principiis motus processivi») и «Метафизику» («Metaphysica» в 13 кн., «De unitate intellectus contra Averroem»). А. В. не был однозначным последователем Аристотеля: большое место в его воззрениях занимали идеи неоплатоников, почерпнутые в «Ареопагитиках» и питавшие затем через посредство А. В. неоплатоновское направление в нем. Предмет богословия – Бог, насколько Он обладает свойствами (attributa), к-рые приписываются Ему верой, предмет философии также Бог, но насколько Он, как первое Сущее (ens primum), обладает свойствами первого Сущего (proprietates entis primi) (Ibid. ).
Пользуясь в Кёльне значительным авторитетом, А. В. впервые в 1252, а затем в 1258 и 1271 гг. поступил в Падуанский университет, где изучал труды Аристотеля и Отцов церкви, а также проявил большие способности к естественным наукам. Универсальность (всеобщность) свойственна только форме, а не материи (esse universale est formae, non materiae – cf. : De intell. Принять нельзя – так как она противоречила во многом христианству. обр.
Учение о душе и познании. Всякое тварное бытие (omne creatum) состоит из «того, что есть» (id quod est или suppositum – «подлежащее») и «того, благодаря чему есть» (quo est или «бытие» – esse), к-рые реально отличаются друг от друга, причем первое изначально есть ничто и чистая потенциальность (potentiale est), а второе есть актуализация первого и происходит от Бога как от своей Первопричины (Sum. За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор всеобъемлющий). немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт, удостоенный звания Doctor Universalis (всеобъемлющий доктор). Мораль возникает не из рассудка, она имеет основу в совести. Духа (bonitas Spiritui Sancto) (Sum.
Их девизом было: Веровать, чтобы понимать. Была середина зимы и стояли такие холода, что Рейн промёрз до самого дна. Его сочинения состоят частью из комментариев к философским сочинениям Аристотеля, частью из исследований физического, алхимического и естественно-исторического содержания (критическое издание части этих последних предприняли Эрнст Майер и Карл Эссен: «Alberti Magni de vegetabilibus libri VII, historiae naturalis pars XVIII», Берлин, 1867). Во-первых, в условиях позднего средневековья, христианский мир становился более открытым внешним влияниям и это требовало устойчивости и незыблемости религиозных и мировоззренческих основ этого мира.
«Физике» и «Политике» Аристотеля. В случаях, когда учение Аристотеля вступает в противоречие с христианскими догмами, Альберт стремится не опровергнуть его, а восполнить, осуществить «согласие рассогласованного». Временами он будет (так он сам говорил) заполнять пустоты и пробелы, затемняющие мысль Философа. А. В. отрицает возможность непосредственно доказать бытие Бога (онтологическое доказательство) и пользуется косвенными аристотелевскими доказательствами, восходящими от тварных следствий (ex creaturis) к Богу как их Причине (causa omnium creatorum) (Sum.
В 1223 году окрыленный своим видением он принимает решение стать монахом-доминиканцем, вот таким образом вступает в одноименный Орден, руководители которого, видя рвение молодого человека, тут же отправляют его Кёльн для более глубокого изучения богословия. Эту науку и философию нельзя было просто принять, но нельзя было просто отвергнуть.
Первое документальное упоминание А. В. как frater Albertus Theutonicus (среди парижских магистров теологии) датировано 15 мая 1248 г. Осенью 1248 г. А. В. был направлен в Кёльн, с тем чтобы организовать и возглавить Studium generale et sollemne для нем. В это же время начал писать первые из своих многочисленных трудов по естествознанию, метафизике, логике, этике, экзегезе Св. Он также выступает против учения Аверроэса (Ибн Рушда) о едином, вечном и общем для всех интеллекте.
Множество самых разнообразных птиц слетелось туда, чаруя гостей песнями своими и пестрым оперением – словно бы уже наступил июнь. А. В. создал первый в Зап. Об этом свидетельствуют, например, гневные инвективы реформаторов 16 века по поводу того, что средневековые схоласты отравили религию философией и тем самым осквернили "чистое христианство". theol. Инструменты для этого есть.
Заслугой Альберта следует считать более точное отграничение философской и богословской проблематики: у философии отбирались некоторые проблемы, которые раньше входили в ее сферу теология передавала решение которых вопросов в компетенцию философии и не вмешивалась в философские дела (у аверроистов будет не так). Противопоставление души и тела неправомерно. Важнейшее место в онтологической структуре реальности занимает у А. В. он являлся провинциалом нем.
Но по своей деятельности (operatio) душа имеет отношение к телу ибо она формирует и оживляет тело и его органы как его субстанциальная форма и есть его законченность (entelecheia sive perfectio corporis physici organici) (Sum. В 1223году вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. Однако хотя бытие—это наипростейшее из всего сотворенного, оно все же обладает (также наипростейшей) композицией, поскольку может рассматриваться как существующее по отношению к Творцу и как существующее по отношению ко всем своим детерминантам. Противопоставление души и тела неправомерно.
Душа – субстанция – от Платона и Августина. Но правитель отказал ученому в сделке. Впрочем, А. В. не отвергал и др. ему науки. Вновь разделение объекта и предмета исследования.
theol. Около 1212года поступил в Падуанский университет, где изучал труды Аристотеля и Отцов церкви, а также проявил большие способности к естественным наукам. и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеч.
Но духовные существа (души, ангелы), хотя и бестелесны, все же изменчивы, следов., они не могут быть Первым. Сок ее очень помогает смягчить и исцелить боли в пояснице и ногах. Эта площадь сохранила его имя: ведь название Мобер (Maubert) означает не что иное, как мэтр Альберт (maitre Albert). theol. е. все Его свойства), есть Он Сам. Невежд хватает всегда, разуму и знанию по преимуществу сопротивляются невежды. I 316b).
Среди сочинений Альберта Великого комментарий на Книги сентенций (Sententiarum libri quatuor) Петра Ломбардского и толкования на великих и малых пророков, Книгу Иова и евангелия. et intellig. Снег растаял и некоторые свидетели даже утверждают, что появились цветы и первые почки на деревьях. Он имеет двойственную природу – как деятельный и как возможный разум (intellectus agens et intellectus possibilis) (In I Sentent. Канонизирован Римско-католической церковью в 1931. папа Пий XII объявил А. В. покровителем естественных наук (1941).
В 1248 г. он вернулся в Кельн, чтобы поновому направить ученые занятия в своем ордене. акциденций. c. qu.
Таким способом можно узнать о том, что Бог существует, чем Он не является (quia est et quid non est), а также получить представление о таких Его качествах, как красота, благость, безграничное могущество, вечность и др. I 38b I 316b). участвовал в примирении архиепископа и городской общины. Вера и разум. Важнейшее место в онтологической структуре реальности занимает у А. В. Материя ничего не говорит об истинном бытии вещи (de esse vero rei – Sum.
Оно занимает важное место в его философии. Телесные же субстанции, кроме того, представляют собой соединение из материи и формы (Sum. Альберт Великий ввёл в обиход европейской науки очень большой объём знаний, недоступный для неё ранее, почерпнутый в сочинениях древнегреческих философов и арабских учёных.
Первая интенция (intentio prima) есть акт интеллекта, направленный на внешний объект и сформированное таким образом понятие об определенной вещи вторая же интенция (intentio secunda) предполагает акт интеллектуальной рефлексии, объектом которой выступают уже не вещи, а содержание самого мышления (т. p. 1. В 1245 г. в Париже происходит знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям. Она способна к восприятию форм и есть вещь лишь в возможности (Sum. I 336b).
богословия все сочинения Аристотеля, к-рые были известны на Западе уже со 2-й пол. Рудольфа Габсбурга (1273-1291), а в 1277 г., согласно актам о канонизации Фомы Аквинского, защищал в Париже его учение. Альберт Великий жил в золотой век схоластики. К разделу «рациональной философии» (логике) Аристотеля А. В. обратился в сер. Вот и Альберт – не зря же он назывался не только великим, но и универсальным доктором.
А. В. был похоронен 18 нояб. Учение о сущности и свойствах Божиих.
1193, Лауинген-на-Донау, Швабия – ум. Душа – форма заимствовано Альбертом у Аристотеля. До 1270 г. Альберт жил в Регенсбурге, потом переехал в Кёльн, где и жил до смерти. Его умственный Свет (lumen intellectuale) есть не только причина всего умопостигаемого (omnis intelligibilitatis), но и причина познавательной cпособности для ангельского и человеческого разума (Sum. Окончив курс обучения в Падуе, поступил (в 1223) в незадолго перед тем основанный орден доминиканцев, начальство которого послало его в Германию, где он преподавал в различных монастырях – в Кельне, Фрайбурге, Регенсбурге и Страсбурге. Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля.
Вера ищет основной опоры в авторитете, философия – в разуме. 524a Sum. theol. Вероятно, с 1240/41 (1243/44) г. А. В. находился в Париже, где в 1246 г. сделался магистром богословия. С 1244 года учеником Альберта стал Фома Аквинский, впоследствии также причисленный католической церковью к лику святых.
Относительную, так как есть запрет на утверждения философии, противоречащие вере, особенно в части основополагающих истин. Философы опираются на низшую, рациональную способность ума, богословы же извлекают мудрость из его сокровенной части (abditum mentis), озаряемой светом Божества (lumen infusum). I 333b Sum.
Так были заложены основы светской герменевтики исторически первой из которых была герменевтика юридическая. Жестко проведя черту между Аристотелем и его иудейскими и араб. 1200 – 1280), граф – немецкий философ, богослов, один из самых ученых людей Средневековья. Дальнейшие различия: философия основывается на спекулятивном, то есть умозрительном разуме, теология (вера) на разуме, управляемом волей (любовью) и чувствами.
II 35b 44b Sum. Легенды утверждают, что андроид этот был изготовлен из металла и неизвестной субстанции, выбранной согласно всем правилам астрологии и алхимии в специальный час, под определенной звездой и «активирован» Альбертом Великим с помощью только ему известных магических формул и заклинаний. В этих отступлениях Альберт обращается к опыту, понимаемому в широком смысле. Он обладал самым всесторонним образованием из всех ученых XIII века, вследствие чего и получил от современников и потомства прозвание Великого и от католической церкви титул «универсального доктора» («Doctor universalis»), а в 1622 г. был причислен к лику святых.
Первый крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Из сохранившихся трудов А. В., по-видимому, наиболее ранним, еще почти не испытавшим на себе влияния Аристотеля, является незавершенный трактат поучительного содержания «De natura boni» (О природе блага – 30-е гг. Альберту Великому, помимо прочих заслуг, также приписывается изобретение одного из первых андроидов (роботов). Источником познания для веры являются первичные истины, заключенные в откровении. Его даже называли магом, намекая на увлечение алхимией.
Альберт вопросы философского и теологического знания решал так. (Аристотель). XIII в. («De V universalibus», «De XV problematibus» и «Problemata determinata») сочинения А. В. по этике – парафразы к «Никомаховой этике» (отличные от «Super Ethica») и комментарий к «Политике» («Politica»), единственный не в форме парафразов, - не поддаются точной датировке. Таким образом, универсалия или идея вещи существует до вещей – в вещах – после вещей, объединяя ее (вещи) существование в некую универсальную длительность.
Мораль человека – продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму. Само Божественное знание (Dei cognitio) представляет собой единую и простую интуицию всех вещей и таково, что все в нем содержится как в действующей, формальной и целевой причине (Sum. Ему приписывают также два небольших учебника по магии: «Изумительные тайны Великого и Малого Альберта» («Les admirables secrets du Grand et du Petit Albert»).
1256 г. А. В. совместно со св. Каким же способом творит Бог сущее. 2. Для пояснения этого механизма А. В. использует аристотелевский образ: подобно тому как телесный свет, освещая поверхность, делает явными ее цвета со стороны их формы (formale colorum), так и деятельный разум, направляя свой умственный свет (lumen intellectus agentis lumen intellectuale) на единичные представления, актуализирует содержащиеся в них умопостигаемые формы (formale intelligibilium) (Sum.
Среди главных сочинений – «Summa de creatoris» («Сумма о творениях»), «De anima» («О душе»), «De causis et processu universitatis» («О причинах и о возникновении всего»), «Metaphysica» («Метафизика»), «Summa theologiae» («Сумма теологии»). утверждает, что в то время как сущностно душа есть чисто духовная субстанция. XIII в. : комментарии на Книги Иова, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля (2 последних сохранились во фрагментах), Даниила, Варуха, Плача Иеремии и др., на Книгу Притчей Соломоновых («De muliere forti» – авторство А. В. оспаривается) и на 4 Евангелия. Далее, если универсалии и реализованы во множестве индивидов (in re), то в своей универсальности они содержатся в них лишь потенциально и не превращают их в одну всеобщую вещь.
theol. Кроме того, Альберт Великий был наставников в алхимии и философии самого Фомы Аквинского. Кроме того, Бог есть духовное Существо (intellectualis substantia), всеобщий Деятельный Разум (intellectus universaliter agens) источник всякого познания и всего познаваемого (форм) (Sum. Учение об универсалиях. О местном почитании А. В. среди доминиканцев сообщается с самой его кончины, в 1484 г. разрешено литургическое почитание А. В. в соборах Кёльна и Регенсбурга, папа Григорий XV признал А. В. блаженным (1622), а папа Пий XI канонизировал А. В. и присвоил ему титул «учителя Церкви» (doctor ecclesiae, 1931).
Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Нельзя познать разумом триединство Святой Троицы, сотворенность мира – то есть те первичные истины, на которых основано откровение. По завершении этой миссии А. В. в 1264-1267 гг. 1222/23 г. Там же в 1223 (1229. ) г. А. В. вступил в недавно основанный орден доминиканцев, проведя первые годы (новициат изучение богословия, принесение обетов и посвящение) в нем.
V 248a). 1440).
через книгу сентенций Петра Ломбардского), св. Конечно, в отстаивании прав разума Альберт не был ни одиноким, ни первым. В 1223г.
С 1228 по 1254гг. Понятие «материя» многозначно: рассматриваемая теологически, она есть то, чему была придана форма в течение шести дней творения рассматриваемая философски, она – субъект изменений. Конечно, время схоластов давно прошло.
другой из его современников, овладел теми знаниями, крые были доступны в то время. В духовных тварях «подлежащее» не отличается от самой их природы или формы (forma, species). 18). Во время одной из лекций его хватил апоплексический удар.
Альберт Великий в своих исследованиях отличался скрупулезностью и терпением. Высшее доступное человеку состояние — растворение в созерцании Бога. 227a). лат.
вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. theol. Альбертом Великим написаны комментарии и Парафразы к Аристотелю.
Это трактаты «Об алхимии», «Превосходные секреты Альберта Великого» и «Превосходные секреты Альберта Малого». В процессе познания деятельный разум человека анализирует данные чувственного опыта и посредством абстрагирования выделяет общие формы из единичных предметов и тем самым разрешает их в простое умопостигаемое бытие (in simplici esse intellectuali) (Sum. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. theol.
Фомой Аквинским на фреске работы св. критикует теорию универсального деятельного разума Ибн Сины, корректируя ее так, что упомянутый разум отождествляется им с Богом, чей свет разумения сообщается индивидуальным деятельным разумам отдельных людей. Альберт Великий много сделал для развития науки, резко ограничив ее от теологии. I 132a).
В первые годы учебы его успехи были довольно скромными, никак не давали оснований предположить, что он станет величайшим ученым своего времени. Альберт, однако, не простой толкователь Аристотеля, но философ и богослов, разъясняющий и дополняющий сочинения Аристотеля и в то же время исправляющий их для приведения в согласие с христианским вероучением. 1350), происходил из рыцарского рода (ex militaribus), а не из рода графов Больштедтских, как считалось прежде на основании поздней биографии А. В., написанной Рудольфом Нимвегенским (ок. ангелов) с материей. Противопоставление души и тела неправомерно. de creatur. Но осталось и унаследовано от них желание сделать пути разума ясными и в то же время соединить их с верой в гармоничном единстве. Тогда же, по мнению ученого, для человечества наступят самые тяжелые времена.
Кроме того, ложное благоразумие служит доказательством хитрости во временной деятельности. Им написаны комментарии к большинству сочинений Аристотеля. Формы имеют универсальную природу (natura universalis) умопостигаемого света излучаемого первой причиной. Позже он стал главой германской провинции доминиканцев и был назначен епископом Регенсбурга (126062). theol.
1280, Кельн) – нем. I 98a). Albertus Magnus) (род. Преподавал в доминиканском университете в Кельне, был учителем в т. ч. А. В. полагает, что Бог есть формальная и «образцовая» Причина всех тварей, поскольку Он причинно и идеально от века заключал в Себе формы всего, что Он сотворил (Sum.
Один из биологов 19 века (Мейер) пишет в "Истории ботаники": "Ни один ботаник, живший до Альберта, не может сравниться с ним, даже Теофраст, с которым он не был знаком а после него никто не описывал природу такими живыми красками и не изучал ее так основательно, вплоть до времени Кондрата, Геснера и Чезальпини.
В кельнском университете Альберт читает лекции (строго следуя Аристотелю) по этике, физике и логике. II 51b). аристотеликом в средние века. Основываясь на аристотелевском тексте, Альберт разделяет три типа определения движения: формальное (актуализация потенциального), материальное (актуализация могущего двигаться) и целостное, охватывающее актуальность двигателя и движимого.
Альберт Великий принадлежал к четвертой категории – так, по крайней мере, его воспринимали современники. В 1245 г. в Париже происходит знакомство с Фомой Аквинским. Если душу понимать, как форму тела, то без тела она существовать не может. Мораль человека — продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму. В этом качестве они позже вещей (posterior particulari).
За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор всеобъемлющий). В юношеском возрасте, семнадцатилетним, обучаясь в университете итальянского города Падуи (Это на северо-востоке Италии, между Венецией и Вероной) вступил в доминиканский орден, его привлекли туда проповеди блаженного Иордана Саксонского, второго генерального настоятеля ордена. Оба они увлекались также созданием роботов, чрезвычайно модных в ту эпоху. схоластов. Альберт управлял общиной (диоцезом) до 1862 г., когда после принятия его отставки, он добровольно вернулся к обязанностям профессора в "Studium" в Кельне, к тому же занимающегося научной работой.
Но, увы, ты предпочел заниматься философией, а не теологией. Считается, что Альберт Великий первый из европейских алхимиков описал свойства мышьяка. Преподает в Парижском университете с 1245.
ок. Это очень важный момент не только для Альберта и его явного стремления примирить крайности бесконечного спора номиналистов и реалистов, но для будущей науки. Здесь мы тоже встречаемся с одной из особенностей науки в том числе современной. Бытие, т. о., метафизически предшествует конкретизирующим и ограничивающим его определениям, благодаря которым просто бытие (esse simpliciter) становится бытием чего-либо (aliquid esse). 3, 19)".
Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы — бессмертные части любой человеческой души). По-разному можно относиться к этим попыткам, но нельзя не признать, что в мировой философии они продолжают существовать и поныне. de creatur. За энциклопедичность своих познаний удостоен титула «всеобъемлющий доктор» (doctor universalis). По своей природе они выше единичного (natura priora sunt individuis).
Высшее доступное человеку состояние – растворение в созерцании Бога. Этика А. В. - учение о практич. В 50-60-х гг.
I 14a 6a). Альберт Великий ведущий мыслитель своего времени. I 316b – 317a).
II 84a). Среди главных сочинений – Summa de creatoris (Сумма о творениях), De anima (О душе), De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего), Metaphysica (Метафизика), Summa theologiae (Сумма теологии). Уйдя с административных постов, был учителем, писателем и полемистом. Затем, все сущее или изменяемо или неизменно. Формы, существующие до вещей (роды и виды – genera et species), суть образцы вещей (rei exemplar et paradigma), содержащиеся в Разуме Божием (см.
В 1254-1257 гг. Почетное именование Мagnus впервые зафиксировано в XIV в. А. В. известен также как «великий философ» (philosophus magnus), «сведущий доктор» (doctor expertus), «универсальный доктор» (doctor universalis). Разум (intellectus) представляет собой высшую способность души. I 52a).
С 1251 г. по просьбе собратьев А. В. впервые в схоластике приступил к работе над комментариями (изложениями) всех выявленных им в лат. А. В., в соответствии с наиболее ранним свидетельством хроники Генриха Херфордского (ок. 60-х – нач.
По А., первыми в процессе творения были так называемых четыре «со-вечных» сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. theol. theol. Альберт Великий (AlbertusMagnus) Святой, (Альберт фон Больштедт – von Bollstdt, ок. T. 5. ее сущности и отличного от сущности «бытия, которым является» вещь. В сент. Он вернулся в Кельн в качестве лектора и посвятил себя всецело занятиям наукой.
В 1270 году он послал в Париж статью, чтобы помочь св. В 1931 канонизирован католической церковью.
До нас дошло пять алхимических трактатов, подписанных его именем среди них самый знаменитый – «Об алхимии» («De Alchimia»). Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. Но ведь получалось. Она изучает физическую реальность – объекты, очищенные предварительно от индивидуальных и даже природных особенностей, своего рода универсальное в природе, самотождественные универсалии. Здесь к числу его учеников принадлежали св.
Для веры нет необходимости доказывать бытие Бога. Противопоставление души и тела неправомерно. Таково непреложное требование герменевтического методологического стандарта. орденской провинции (высшее учебное заведение ордена). В отличие от Аверроэса А. В. полагает, что обе эти способности не составляют принципов, отдельных от индивидуальной разумной души, но соединены с ней, входя в ее структуру (de constitutione ipsius) и суть ее существенные силы (Sum. Альберт Великий чётко разграничивает сферы философии и теологии. Учение Альберта о душе – эта часть трактата «Сумма теологии».
de creatur. Альберт пожелал достичь успеха в изучении царицы наук – философии.
II 246b 258а). Вообще, когда в школьных курсах говорят о свободе научного и философского духа, то начинают с Возрождения, часто не замечая, как средневековые философы своей упорной работой освобождали область независимости мысли и прав разума (которыми он иногда перестает пользоваться – но это другой вопрос). Как и блж. Богословие основано на авторитете Откровения, на вдохновении Божественного Духа Истины (ab inspiratione Spiritus Veritatis), философия же – на разуме (Sum. de creatur. Там одним из его учеников стал Фома Аквинский. 430a De mineral.
Большую часть своей жизни он провел в Кельне, где воспитал много превосходных учеников, прежде всего Фому Аквинского. T. 2. Вторая из основных областей его интересов синтез философии Аристотеля и христианства. Ученый, теолог и церковный деятель, монахдоминиканец. Бог, как Первопричина, свободно сотворил мир ex nihilo (из ничего). Это бытие Бога, в котором нет и не может быть никакой композиции, так как и «то, что есть» Бог и само его бытие в Нем абсолютно тождественны.
Разность двух путей познания Бога – философского и теологического – Альберт суммирует в пяти моментах: 1) философским путём мы следуем только при свете разума путь веры – дальше и выше разума 2) философия отталкивается от предпосылок непосредственно очевидных, веру же сопровождает так называемый «люмен инфузум», то есть свет, осеняющий разум и открывающий ему горизонты в ином ракурсе невидимые 3) философия в своем опыте следует от сотворённого, в то время как вера – от Бога, явленного в откровении 4) разум не вникает, что есть Бог, но вера, в известных пределах, знает об этом 5) философия являет собой теоретический процесс. V 247a 248a). XII в., по преимуществу в изложении Аверроэса (Ибн Рушда) и в этой интерпретации породили кризис католич.
Наиболее важное творение Альберта – «Сумма о творениях» написано в 1228-1233 гг. В 1223 г. вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой.
Первые его лекции стали подлинным триумфом: аудиторию, где он читал, студенты брали штурмом, так что пришлось искать для него более просторное помещение. Подобно всем христианам. 70-х гг. Сам дьявол войдет в человека и человек будет молиться не именем Божьим, а именем сатаны.
Доказательства бытия Божия. Впоследствии эту работу продолжил его ученик Фома Аквинский.
Он может выбрать те аспекты процесса сотворения, которые ему под силу. I 38b).
de creatur. theol. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Альберт принимает аристотелевское деление разума на сущностные части – активный и возможностный интеллект и деление Авиценны, описывающее степени познания: 1) интеллект потенциальный ко всякому познанию (hyleaiis), подобно тому, как первоматерия потенциальна ко всяким формам 2) «хабитуальный» интеллект (in habitu), уже владеющий началами познания (habitus principiorum) 3) интеллект, владеющий познаниями и способный произвольно обращаться к ним (in effectu) и 4) интеллект коммуницирующий (accomodates) с отдельными интеллектами. Что-то вроде средневековой формулировки теоремы Геделя.
Что и говорить – различия несомненны. В мире рассеяны следы (vestigia) Божия присутствия, как бы знаки (signa), посредством к-рых можно частично узнать о характере (habitudo) Бога как первой Причины (causa prima) по отношению к своим следствиям (ad causatum), но не о Его внутреннем существе (secundum se). При этом вера использует разум для своего укрепления и распространения.
То же самое следует сказать и о сочинениях, которые традиционно приписываются А. (апокрифические) – «Liber secretorum Alberti Magni de virtutibus herbarum etc» (Рейтлинген, 1871), «De mirabilibus mundi» (много изданий) и «De secretis mulierum» (в книге «Les Admirables Secrets DAlbert Le Grand. Европе комментарий к «Никомаховой этике» Аристотеля, к-рый стал фундаментом для классической интерпретации этики Аристотеля у св. Ибо такое познание не создаёт, но разрушает. 1263 г. проповедь крестового похода против вальденсов в Германии и Чехии.
Его преподавательская деятельность не огранивалась, однако, только Кельном, он так же много и часто преподавал во многих городах Франции и Германии (Страсбурге, Регенсбурге, Париже и др. ) В 1260 он становится епископом Регенсбурга. В особенности он отличился в ботанике подробными исследованиями. Ее начало обычно связывается с именем Ирнерия (Irnerius) из Болоньи. Главным методом научного исследования считал наблюдение. Для теолога нет сомнений: мир сотворён, душа индивидуальна и бессмертна. т. е.
Между 1250 и 1252 гг. 1488). Поскольку в божественной сущности нет никаких чуждых примесей, она есть то, что есть, т. е. К слову сказать, Альберт прав. "Грубые животные, которые хулят то, чего не знают", – так говорил Альберт Великий.
theol. Со стороны тела – это восприимчивость разума, со стороны души – жизненный дух. мистике (Ульрих Энгельберти, Дитрих Фрайбергский, Майстер Экхарт, Бертольд Моосбургский, Николай Кузанский). Поклонник универсальной энциклопедии иранца Авиценны.
et intellig. Главным методом научного исследования считал наблюдение. theol., prolog. Это был его второй специальный трактат, направленный против этого арабского комментатора (Аверроэса), первый же был написан в 1256 г. и назывался "De Unitate Intellectus Contra Averroem". Среди главных работ— De animalibus (О животных), De vegetalibus et plantis (О растениях), De mineralibus (О минералах), De caelo et mundo (О небе и мире) и др. I 12a). Главным методом научного исследования считал наблюдение.
Правда, в результате исследований, проведенных профессорами одного из больших американских университетов, обнаружилась вещь не менее поразительная: было неопровержимо доказано, что по крайней мере часть «Изумительных тайн Великого Альберта» была действительно написана монахом доминиканского ордена. разд. Придерживаясь аристотелевского различения деятельного и возможностного интеллектов, А. В.
Имя "Великий" Альберт получил не зря. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Их задача – отыскать причины природных явлений (De vegetab. Вернувшись из Италии, А. В. в 1258 г. вновь преподавал в Кёльне. А. В. считал, что следует разграничивать сферы богословия и философии.
Альберт Великий интересовался и, видимо, сам занимался астрологией и алхимией приписываемая ему «Книжица об алхимии» содержит описание алхимических опытов и лабораторного оборудования для них. разуме, направляющем через познание волю и действие человека к практич. Фома Аквинский, Амвросий Санседони из Сиены, Ульрих Энгельберти, позднее, возможно, Майстер Экхарт и др.
Его богословские сочинения, самое известное из которых «Summatheologiae», состоят главным образом из толкования книг Священного Писания и из трудов догматического содержания («Compendium theologicae veritatis», Нюрнберг, 1473), которые, как и многие другие сочинения А., распространены в бесчисленных изданиях XV – XVII вв. 1. I 31a). Формы имеют 3 образа своего бытия: они существуют до вещей (ante rem), в вещах (in re) и после вещей (post rem) (Sum.
Были до него и Ансельм Кентерберийский и Иоанн Скотт Эриугена и Пьер Абеляр. Преподавал в доминиканских школах Германии (1228-40 годы), в Парижском университете (1245-1248 годы), после 1248 года – в доминиканской школе в Кёльне, где его учениками были Фома Аквинский и Ульрих Страсбургский. Заслуга А. В. состоит в том, что он ввел в обиход католич. Преподаватель Парижского университета (1245—48) и кельнской орденской школы (1248—52) учитель Фомы Ливийского и Ульриха Страсбургского.
богословия учеником А. В. св. Более того, в мире отражается и Сама Св. Это та же универсалия, но существующая уже в реальном предмете. К его строительству он приступил, когда стал мастером магических наук. Конечно, лбщее число его работ гораздо больше.
Принадлежа по рождению к высшему дворянству Швабии (граф фон Болыптедт), он в 1223 г. стал монахом. theol. Кроме того, философ занимается комментированием Священного Писания и «Сентенций» Петра Ломбардского. Высшее доступное человеку состояние – растворение в созерцании Бога.
I 46b). Но если относительно материи до сотворения мир был ничем, то относительно формы он всегда существовал в Разуме Божием (in mente Dei) или в Премудрости Божией (in Dei sapientia) (Sum. Однако по настоянию церкви ученый был вынужден уничтожить свое удивительное творение. В 1274 г. А. В. принял участие в Лионском II Соборе, на к-ром он обратился к папе с предложением признать избранного нем. е. универсальные понятия, логические законы и т. п. ).
Актуально же универсалии существуют только как умопостигаемое (intelligibilis), как собственный предмет мышления (proprium objectum intellectus): до вещей – Божественного, после вещей – человеческого (Sum. В 1254 г. назначен провинциалом Доминиканского ордена. Душа действительно есть форма тела, но форма имеющая собственную идеальную субстанцию. А. В. создал также ряд экзегетических сочинений, к-рые обычно относят к 60-м гг.
Альберт указывает на ограниченность философского разума, который способен понять творение, но не в силах понять творение из ничего, то есть сверхъестественное, вот таким образом он отрицает такое творение. Если Аристотель в учении о душе допускал существование только совершенно простой нематериальной субстанции (в аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, таким образом, смертными), то Альберт Великий принимал существование многих нематериальных субстанций (ангелы и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеческой души), каждая из которых является и простой, поскольку в ней «то, что есть» совпадает с её сущностью и составной, поскольку её бытие не тождественно её сущности. Для воспитания ума и воображения требуется широта взгляда, умение мыслить ассоциативно (а для ассоциаций требуется материал. ), очень, очень много знать и всем на свете интересоваться.
В 70-х гг. Материя же (или вообще suppositum – «подлежащее») есть нечто единичное, несообщимое (non communicabilis) и, т. о., служит принципом индивидуации всякой вещи, но не в качестве материи, а скорее в качестве собственного «подлежащего» (per rationem proprii subjecti), к-рому свойственно принимать те или иные несообщимые (incommunicabile) акциденции (Sum. Троица: Всемогущество Отца (potentia Patri), Премудрость Сына (sapientia Filii) и Благость Св. провинции ордена, возможно в ее главном конвенте в Кёльне (основан в 1220). Однако вслед за блж.
богословия. Теология, по Альберту, это наука о бытии как предельной цели и способах достичь eё. К сожалению, о жизни этого замечательного человека сохранилось не так уж много сведений.
Наиболее значительные работы Альберта Великого разъяснения научных трудов Аристотеля, а также Сумма теологии (Summa theologiae), в крой он пытался согласовать теологию и философию. theol. Еще одно различие происходит из различия источника знаний. Все любовались ими, не без некоторого, однако же, страха, хотя и воздавали должное блюдам, которые появлялись неизвестно откуда. Первая есть неопределенное подлежащее (primum subjectum) для общей природы (naturae communis), а также качества, количества, места и др. Альберт вновь впал с состояние слабоумия, на протяжении последующих трёх лет разум его быстро угасал и в 1280 году, в возрасте восьмидесяти семи лет, он умер в Кёльне в доминиканском монастыре, посвятивши последние пятнадцать лет своей жизни научным работам.
1279), А. В. выделил личные средства (как епископ он имел персональную привилегию распоряжаться собственным имуществом). И если мы ссылаемся на человеческие авторитеты, как в деле изучения природы, мы понимаем. Космос, по А., — наполненная различными силами совокупность форм. theol.
Высшее доступное человеку состояние – растворение в созерцании Бога. Крайне раздосадованный граф собрался было уехать, когда Альберт предложил ему подойти и сесть рядом. и Фомы Аквинского. II 249b 258а). Теология, понимаемая как учение о спасении, не сливается у А. В. с метафизикой, как у мн.
И для этого были ресурсы. Но в философии Альберта они примиряются, душа становится двойной: субстанциальной формой. – В Бога веровать, тварное понимать.
поведения. О годах его учебы почти ничего не известно, кроме упоминания об обучении грамоте в Падуе ок. Мораль человека – продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму. theol.
Как утверждал сам Альберт Великий. theol. Различал «простое», сущность которого совпадает с источником его бытия и «составное», бытие которого не тождественно его сущности. Фоме в его борьбе против Сигера Брабантского и аверроистов.
души), основываясь на восходящем к Боэцию различении между простым, сущность (quod est) к-рого совпадает с источником его бытия (quo est) и составным, бытие к-рого не тождественно его сущности. В «Оракулах» Альберт Великий утверждает, что придет время и появится шагающая машина, в которую будут садиться люди. Альберт не удовлетворялся синтезированием ставших уже классическими проблем, но предложил ряд оригинальных наблюдений над растениями, минералами и животными. Фомой Аквинским. В Нем Сущность (essentia или substantia) тождественна бытию (esse) и свойствам, содержащее совпадает с содержимым и все, что имеет Бог (т.
В познании же природного мира разум должен опираться на опыт и логическое доказательство. Главным методом научного исследования считал наблюдение. Всему сотворенному присуща также причастность определенной форме, соединенной или же не соединенной (как у чистых интеллигенции, т. е. ангелов) с материей. de creatur.
I 52a). За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор универсальный). На собственной печати А. В. (до 1260) значится Albertus de Lauging.
В доминиканский орден вступил около 1223. Августин (воспринятый гл. de creatur. Космос, по А., – наполненная различными силами совокупность форм. theol.
бытие. 524a). Способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии, считая методом научного исследования наблюдение, т. е.
Учение о творении. После того, как граф отказал ему, Альберт прибегнул к очень необычной уловке. философов помимо Аверроэса А. В. обращался к Авиценне (Ибн Сине) и аль-Фараби из иудейских – к Маймониду и Авицеброну (Соломону Ибн Гебиролю). Высшая интеллектуальная (intellectiva) деятельность души не связана с телесными органами (nullius corporis est actus) (Sum. Граф был настолько ошеломлён увиденными чудесами, что согласился на сделку.
Душа, управляющая телом, обладает несколькими свойствами. В 1248 г. Альберт возвратился в Кёльн, где преподавал философию и теологию вновь принятым членам ордена в Studium generale – доминиканской школе, только что основанной в этом городе. Учение о творении). Среди главных работ— De animalibus (О животных), De vegetalibus et plantis (О растениях), De mineralibus (О минералах), De caelo et mundo (О небе и мире) и др. Репутация Магнуса была столь велика, что после минутного колебания граф всё же согласился.
все процессы в котором производились неведомой силой. Вслед за Аристотелем А. В. выделяет в душе 3 способности: растительную (vegetabile), чувствующую (sensibile) и разумную (rationale), к-рые вместе составляют одну субстанцию (una substantia), одну душу (una anima) и одну действительность (unus actus) (Sum. Opp.
В 1245г. Но наблюдал, размышляя ибо, как говорит Авиценна, «возможно ли это. Учение о Боге. Кроме того, душа наделена свободой воли (libertas arbitrii), вследствие чего она получает награды за свои добродетели и наказывается за свои грехи (Sum. Но свои предсказания Альберт доверял только бумаге. Иоанн Дамаскин, а в экзегетике – св.
А потом уже будучи вполне зрелым человеком, в возрасте от 54 до 68 лет (мы помним, что точный его возраст неопределим и разночтения довольно велики, 14 лет) Альберт становится епископом Регенсбурга (Ратисбона). Бытие является и предельным основанием всякого умопостижения, будучи простейшим понятием, на знании которого останавливается абстрагирующий интеллект. 1280 г. в алтарной части (хоре) доминиканской ц. Св. Пророчество Девы Марии исполнилось.
Среди его работ есть трактаты, посвящённые зоологии («О животных» – «De animalibus» в 26 книгах, первые 19 из которых опираются на аристотелевские труды, а остальные построены по самостоятельному плану), ботанике («О растениях» – «De vegetabilibus»), минералогии («О минералах» – «De mineralibus», где Альберт Великий описал 95 их видов), а также астрономии, климатологии, географии: «О небе и мире» («De caelo et mundo»), «О свойствах элементов» («De proprietatibus elementorum»), «О небесных явлениях» («De meteoris»), «О природе местностей» («De natura locorum») и др. В 1260 году папа Александр IV назначает Альберта Великого епископом Регенсбурга. Стало быть, металлы надо лечить, вернуть к первоначальному совершенству. Человек станет летать к другим планетам и к другим мирам. Это так.
А. умер в Кельне, в 1280 г., сделавшись уже за несколько лет перед тем слабоумным. Еще есть различия в целях: теология (вера) указывает путь человеку к вечному спасению и счастью, цель философии – теоретическое познание. Вслед за блж. Все сущее или телесно или бестелесно. de creatur. Иоанн Златоуст. В духовных тварях принципом индивидуации служит сама форма или вид, не отличающиеся в них от «подлежащего» ибо они различаются друг от друга не только по числу, но и по виду (Sum.
II 350a 353b). theol. II 342a 346b 347a 348a). Жизненный дух проявляется в чувственном восприятии, а посредством его действует тело.
В отличие от созданных в середине XVI века знаменитых «Центурий» Мишеля Нострадамуса, в которых пророчества облечены в весьма туманную форму, предсказания Альберта носят конкретный, не терпящий иного толкования характер. Кивнув, Богородица сказала с печалью: «Я выполню твою просьбу – ты станешь великим философом. Бог, неизменное существо, находится вне времени, в вечности, которая качественно отлична от «вечной жизни», присущей вещам, не имеющим конца существования.
В первом случае – это низший разум, обычное познание, во втором – разум высший, познание специфическое. Но если этого не может быть, то каким образом этого не может быть. ». Между ними возникнет сильный спор, который, возможно, выльется в кровопролитную войну. Все дело в природе изучаемых объектов. Судя по всему, перу мэтра Альберта принадлежит сочинение «Об алхимии» или, во всяком случае, оно было написано под его руководством. III 313b).
В 1259 г. на генеральном капитуле ордена в Валансьене он был среди тех, кто добился включения философии и естественнонаучных дисциплин в учебный план орденских школ, что имело огромное значение для дальнейшей рецепции наследия Аристотеля и в конечном счете для судеб католич.