У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения. ) Ева кокетлива и соблазнительна. Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан и вряд ли это случайно. В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17).
Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Ева же наоборот выглядит очень спокойной и довольной, у её ног растут цветы. Зритель видит лишь лицо и плечи Адама, ноги его прикрыты шкурой леопарда. Потому сатана и стал врагом человека. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. В разгар работы художник внезапно умер.
Иудаистские толкователи сюжета соблазнения Евы змеем пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений Евы он толкнул Еву так, что она сама коснулась дерева и сказала себе: если я умру, Бог создаст другую жену Адаму, вот таким образом я дам ему тоже отведать от плода – или умрём вместе или останемся живы. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Бавона в Генте. Всмотримся повнимательнее в босховский рай.
Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги Антверпен. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся (Бытие, 3-24). На левых внутренних створках всех трёх алтарей изображен рай.
Вторая серия осталась неосуществленной. «Адам и Ева» является продолжением «Поцелуя», но содержит в себе больше откровенностей. На иврите слово змей – мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в образе женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода.
Перенесёмся, однако, снова в Нидерланды. В иудаизме змей – это падший ангел смерти Самаэль, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему. Гент. Но нас сейчас интересуют только две из них – Адам и Ева. Побывав в Италии, художник перенёс в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда ещё обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций.
Его стиль необычайно красив. Рядом нарисована змея, толкнувшая людей на то, чтобы люди сорвали священный плод. Что нам известно о живописи средних лет. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Первый взгляд не так бросается на целующихся, как на их одежду, которая сияет золотом и чудесными узорами. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины – Адам и Ева. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16).
Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-1432 г. г.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). В Саду земных наслаждений из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах ёделовито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8).
Когда алтарь раскрыт и перед зрителем предстают лучезарные картины преображённого мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи – Изгнание Адама и Евы из рая. Конечно, многие искусные творцы проявили свое творчество и показали талант. Картина рисовалась масляными красками. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своём горе.
Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». В Возе сена прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
для собора Св. И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). Можно вспомнить картину «Поцелуй», одну из самых знаменитых картин этого художника. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу.
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях – гранаты).
Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен. Еще на картине можно увидеть табличку, на которой указан автор и дата написания полотна. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Вот, например, картина «Адам и Ева», написанная призванным живописцем того времени Альбрехтом Дюрером имеет огромное количество поклонников.
Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.
Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат. Стоит сказать, что данное произведение и его сюжет создано в духе античного времени. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.