В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. В Лавре картину почистили и открылись два обнаженных силуэта. История забавна эта так, Что рассказать о ней необходимо. По удачному стечению обстоятельств она попала в руки профессора Киевского университета Гилярова, работавшего в то время заместителем директора Музея искусств Всеукраинской академии наук (ныне — Музей искусств Богдана и Варвары Ханенко). В пользу Строганова-Щербатова сыграла приписка советских функционеров «Адама и Евы» к собранию князей во время продажи в Берлине. В 1929 году, через четырнадцать месяцев после чудесного открытия, диптих изъяли и отправили в главную контору Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей «Антиквариат» в Ленинграде.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Понятно: сьеден был запретный плод, И сорван был он с дерева познанья. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы изображения Мадонны.
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Год спустя художник скончался в Веймаре.
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера. Иск отклонили и право собственности на картины осталось неизменным. Помните, у Солженицына в «Круге первом» в шарашке сидел человек, который где-то обмолвился о продаже Эрмитажных картин. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
«Адама и Еву» Кранаха оценили в 30 тысяч рублей. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. «Кранаха отнимут и продадут», – витало в воздухе. Однако образы лишены индивидуальности, неповторимости. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
«Впечатлённый художественностью образа» Ищенко незамедлительно отправил картину в Лаврский музей, где её определили в Отдел культов. Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви.
Такая ювенальная женственность и сегодня кажется трогательной. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. В сознании людей той эпохи грехопадение было граничит с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Да и все вариации «Адама и Евы», представленные в залах, заказывались для альковов и будуаров. Плод знаний нужен так для простака И очень может вскоре пригодиться. У Евы же лукавый очень взгляд, Зловещий даже, вовсе не наивный.
Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. В творчестве Лукаса Кранаха Старшего, немецкого живописца эпохи Возрождения, библейский сюжет об искушении прародителей запретным плодом повторяется примерно 50 раз.
В 1966 году суд признал незаконной продажу коллекции Строгановых на Берлинском аукционе и аннулировал сделку с голландским антикваром Гудстиккером. Однако это приносит и неожиданные результаты. В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном.
На дереве познания висят. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.
У Кранаха дерево – всегда яблоня, хотя у других живописцев оно может быть и фиговым. Как картина оказалась здесь – неизвестно. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Растерянным он в тот момент казался.
И волосы отягощая взгляд, Разбросаны вокруг неё небрежно. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Все понимали, что скорее всего картина не станет музейным достоянием и предметом гордости мастеров, а исчезнет вместе со многими ценнейшими экспонатами.
В брошюре Гиляров описывает реставрацию работы, приводит доказательства подлинности, коротко рассказывает о жизни Кранаха и сравнивает «Адама и Еву» с другими полотнами художника. Но смотрится, как прежде, с любопытством. Адам и Ева. В Вене, где Лукас Кранах провел около пяти лет, его присутствие засвидетельствовано, начиная с 1503-1504 годов именно здесь он написал свои первые известные нам картины («Распятие», «Св. После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.
И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий. Виттенберг был университетским городом. Кажется, гражданское звучание темы не миновало и Лукаса Кранаха, поборника Реформации.
Адам в руке плод этот ощутил. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16).
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Неизвестно, почему именно Кранах поместил на свой герб это хтоническое существо и можно ли найти в этом какие-то ветхозаветные параллели, однако фактом является то, что изображение Адама и Евы, а точнее, сногсшибательного «трио» : Адама, Евы и Змея является одним из самых известных образов в его работах. Они долго беседовали, пировали. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8).
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. и нет. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В Избе-читальне вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др. ) Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. Весной 1928 года Лаврский музей чуть было не внёс картину в список «вещей, не отвечающих целевому наставлению музея и не имеющих значения для украинской культуры». И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю.
Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Древний сей сюжет. Картину купил антиквар Жак Гудстиккер. Когда представители музея заявили, что наследники Гудстиккера не могут претендовать на «Адама и Еву», поскольку картина была незаконно конфискована большевиками у Строгановых и по справедливости возвращена им после войны — вот тогда на свет был извлечён «Новознайдений твр Кранаха» Гилярова. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Известно, что у художника было еще три дочери. Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). В скором времени реставрация вернула шедевру первоначальный вид. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17).
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». История имеет поворот В оценке двух нагих и их сознанья. Он собирает восстание и идет на Рим.
Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург.
В мае 1931 года «русский» Кранах был продан на аукционе в Берлине за 10 тысяч долларов. В написании портретов его кисть становится все более изысканной и вычурной. Мифологические сюжеты у художника в этот период были преобладающими, а приемы изображения он использовал декоративные. Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Как девиз на латыни, отчеканен на скале, возвышающейся над томной красавицей из картины «Нимфа у источника» : «Нимфа у источника заснула, не нарушь ее сна ибо она отдыхает».
Франциска» все в Художественно-историческом музее в Вене). Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Сложно понять имеет ли такое мнение реальные основания, но считается, что некоторые аукционы по продаже антиквариата из СССР проходили с условием сохранения «инкогнито» государственного происхождения ценностей и произведения искусства приписывались разным частным собраниям. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
В том же 1508 году, по возвращении Мастера из Нидерландов, курфюрст пожаловал ему дворянство и личный герб (змея с крыльями летучей мыши), который стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Профессор вспоминает без ложной скромности, как «с первого же взгляда убедился, что передо мною вещь не только, как говорят, классная, но и первостепенное произведение». Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Новое рассмотрение дела состоится в ближайшие месяцы. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в «Алтаре Святой Екатерины» и «Княжеском алтаре», в картинах «Венера и Амур» и «Нимфа источника». Известно, что в 1044ревнем Риме женщины, как и рабы, были лишены политических прав.
Недаром на могиле художника высечен девиз Pictor celerrimus (Художник – самый быстрый), как намек на чрезвычайную продуктивность автора и скорость в выполнении заказов. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Потому сатана и стал врагом человека. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Только вот поделать с этим нечего, писать и говорить о таком было просто опасно.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Подобное упоминание могло стоить десяти лет заключения. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Картина «Адам и Ева. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд).
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Есть версия, что «Адам и Ева» попали на витрину, отмеченные как часть коллекции из дворца Строгановых. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Адама с Евой он изобразил, Когда запретный плод передавался.
А Бог спросил про эту суету, И почему на лицах их тревога. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Лукреция в мехах, удачно оттеняющих прекрасную грудь, восхищает красотой, а не подвигом. Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. Для них он написал портреты.