С Абубакром ар – Рази по вопросам происхождения мира, пространства, времени, движения, мирских наслаждений дискутировали Насир Хусрав, Фахриддин Рази, Абубакр Хусайн Тамор, ал – Мисри и многие др. Во втором параграфе – «Задачи этнки с точки зрения ар -Рази» – констатируется, что среди этических произведений Абубакра ар – Рази, особое место занимает трактат «Духовная медицина» – одно из величайших этических произведений мусульманского средневековья. Великий ученый Востока Абубакр Мухаммад ибн Закария Рази приобрел всемирную славу как врач.
Этическое наследие Абубакра ар – Рази можно смело использовать при воспитании подрастающего поколения и общества в целом. На развитие мировоззрения Абубакра ар – Рази оказали и такие письменные источники, как «Хвадайнамак», «Бундахишн», «Минуи хирад», «дгории зарирон», «Дарахти асурик» и многие другие письменные источники. Об отношении Носири Хисрава к Абубакруар-Рази.
Эл ФС77-55671 от 09. 10. 2013 г. Абу Бакр Ар-Рази в Духовной медицине уделяет особое внимание вопросам нравственно-этического воспитания, лечению психических болезней и недугов, обеспечения всеобщего блага, человеческого счастья и справедливости. В этике Абубакра ар – Рази были продолжены философские традиции античности. Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази -- иранский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Душанбе, 1988 Диноршоев М Мирбобоев М. К. Абубакр ар-Рази и его «Духовная медицина» //Абу Бакр ар-39 Рази. Абубакр ар – Рази был одним из первых философов, который включил проблему человеческой личности в рамки философских исследований на Востоке.
Таким образом исследование произведений Абубакра ар – Рази свидетельствует о том что он за свою короткую, но весьма плодотворную жизнь создал множество работ, посвященных самым в различным отраслям и был признан великим ученым имеющим энциклопедическое мышление. Самолов А. А. Абу Бакр ар-Рази. Однако некоторые характерные черты философии и этики Абубакра ар – Рази, до сих пор недоступны для ученых, сохранились только отдельные оттиски его философских и этических произведений. Учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана.
Абубакра ар – Рази можно считать истинным философом -гуманистом. Абу Бакр Мухамммад бин Закарийа ар-Рази, один из выдающихся врачей Востока, предшественник гениального Абу Али Ибн-Сины, внес большой вклад в науку. Проблемы познания в философии Абубакра ар – Рази //Вестник Таджикского национального университета.
Таких работ, в которых бы глубоко и основательно были рассмотрены все аспекты этики Абубакра ар – Рази. Проанализировав многие публикации о творчестве Абубакра ар – Рази, все же приходится констатировать, что ни в отечественной, ни в восточной, ни в западной историко-философской литературе нет. Изучение творческого наследия Абубакра ар – Рази, началось еще в X в. Оно велось по пяти основным направлениям – медицинскому, химическому, философскому, математическому и физическому. В философской системе Абубакра ар – Рази, Бог считается наравне с материей, пространством, временем и душой одним из пяти древних и вечных субстанций. Этическое наследие Абубакра ар – Рази можно активно использовать при воспитании подрастающего поколения и общества в целом.
Все вышесказанное и обусловило выбор темы диссертационного исследования, посвященного этике Абубакра ар – Рази как неотъемлемой части его мировоззренческой системы. Проявление человеческой подлости Абубакр ар – Рази видел п стремлении страстной души, а достоинство и превосходство относил к разуму и считал, что если душа контролируется разумом, то возникает достойное поведение, которое одерживает победу. В четвертом параграфе – «Значение этики Абубакра ар -Рази для современности» – утверждается, что все категории этики, которые рассматриваются в работах ар – Рази, актуальны и сегодня.
Степень изучение творческого наследия Абубакра ар – Рази началось ещё в X в. В целом изучение его мировоззрения ведётся по пяти основным направлениям – медицинскому, химическому, философскому, математическому и физическому. - изучение философско-этических воззрений Абубакра ар – Рази поможет запомнить некоторые лакуны в истории философии таджикского народа.
Разес считал, что не следует говорить о заблуждениях и лжи в трудах ученых-предшественников: каждый философ ошибался, делая усилия на пути к истине и в меру этих усилий приблизился к ней. В результате этой процедуры пиявка вышла наружу и пациент выздоровел. Opera philosophica fragmentague supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть – принципа металличности. При должной проницательности каждый читатель, конечно, мог бы понять, что эти оговорки, будучи контекстуально истолкованы, вовсе не противоречат «крамольным» идеям аль-Кинди, но факт остается фактом: «философ арабов» вынужден был скрывать свои взгляды за завесой формальных заверений в преданности «общепринятым» догмам. Именно этот трактат, по-видимому, лег в основу средневекового антиклерикального трактата «De tribus impostoribus» («О пророках»). Так «душа» становится пленницей «материи». Вскоре он прославился как весьма искусный врач руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. В свои 30 лет Ар-Рази отправляется в Багдад для изучения медицины.
Ap-Рази отправляется в Багдад, где овладевает основами медицинского искусства. Ар-Рази дожил только до шестидесяти лет. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух— вверх. Основные работы Ар-Рази по медицине – 23 томная книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей. Творчество Р., помимо его самостоят. Рази в этой работе обобщил и использовал материалы историй болезни, которые он первым начал систематически вести. Его атомизм, резко отличный от атомизма мутакаллимов, близок (единств.
Р. создал неск. Но для ас-Сарахси Коран не был книгой, заслуживающей доверия. В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Для искателя истины нет ничего лучше самой истины и не следует пренебрегать истиной и свысока смотреть на тех, кто ее высказал или передал: истиной никого нельзя унизить — наоборот истина облагораживает всякого»72.
«И прицепились к этому те, кто надеется на переход власти от арабов и перемену религии ислама, — пишет аль-Бируни, — и возникли в сердцах слабых мусульман напрасные тревоги»75. Разес создал несколько трактатов на эту тему, в т. ч. И это было в то время, когда Европа утопала в безграмотности и идолопоклонничестве. prepare par M. Nadjambadi, Thran, 1960.
Он был сыном визиря правившего в то время халифа Харуна ар-Рашида. В 20-е годы IX века сын легендарного правителя аббасидского халифата Харуна Ар-Рашида халиф Аль-Мамун основал в Багдаде Дом мудрости – научно-религиозную академию, в составе которой имелись обширная библиотека, а также одна из лучших по тем временам обсерваторий. Москва. Другая крупная работа Рази – это «Китаб ат-тибб ал-Мансури» или «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – двоюродному брату Исмаила Самани (874-907), назначенному губернатором Рея в 903 г. Этот труд состоит из 10 книг, каждая из них посвящена определенному разделу медицинской науки и может свидетельствовать о широте кругозора автора. Значительный интерес представляет его произведение по медицине под названием «Катабаал-Хави фит-тибб», т. е.
Также он составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Так «душа» становится пленницей «материи». Последние годы жизни Р., подобно Ибн Сине, скитался, жил при дворах мелких феод. Полемика Р. с религией – самая острая за всю историю ср. par P. Kraus, P., 1936 Abi Bakr Muhammadi fillii Zachariae Raghensis (Razis).
Учение о лихорадках изложено в X книге. Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Тогда демиург в своем милосердии творит материальный мир, чтобы «душа» наслаждалась в нем и сотворила человека. Полемика Разеса с религией – самая острая за всю историю средних веков.
В труде «Об оспе и кори» Ар-Рази, дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию применял оспопрививание (вариоляцию). — А. С. ) и их мира. резкий антиклерикальный трактат «Машарик аль-анбийа», популярный впоследствии у карматов. Ар-Рази говорил: «Образовывает не только чтение, но и способность прочитанное и осознание истины применить к отдельным случаям».
В основе филос. z., publ. Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описывает сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis). Человек при помощи своих пята чувственных органов – слуха, обоняния, вкуса, осязания и зрения, познает мир (первая форма познания). жизнь Сократа как достойный образец для подражания.
Родился в городе Рее (близ современного Тегерана). Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях и образуют семь металлов. Р. критиковал все существовавшие в его время формы религии и издевался над мутазилитами, пытавшимися ввести в теологию достижения науки и аристотелевскую силлогистику.
Он дал подробное описание симптомов оспы. Умер в Рее. Если они скажут: Следует, то они должны искать ее. Все «священные писания» – абсолютно бесполезные книги гораздо нужнее людям книги Платона, Аристотеля, Эвклида, Гиппократа. Конечно, Авиценна широко воспользовался «Ал-Хави» при написании своего медицинского канона.
Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». Умер в Рее. z., Ab. Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки», «протонауки».
Однако «философ арабов» считает своим долгом отметить, что человеческое знание стоит ниже божественного и потому уступает пророческому, поскольку в отличие от последнего вырабатывается долгим трудом, а не возникает по внушению свыше. prepar. Основу онтологич.
состоянию. Его исследования были изложены в книге «Почему очень мало людей достигает пожилого возраста».
В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. В труде «Об оспе и кори» он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию применял оспопрививание для предотвращения заболевания. Видимо, в связи с этим следует расценивать сочинения Рази «Один врач не может лечить все болезни» как важную веху в истории специализации. Он сделал их посмешищем и говорил о них такие вещи, для которых они слишком возвышенны»76. Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, аламбики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
резкий антиклерикальный трактат «Машарик аль-анбийа», популярный впоследствии у карматов. Узнав об этом, «душа» начинает тосковать и стремится освободиться от пут «материи».
«сумм» по перипатезирующему каламу. Тенденция к сближению калама и арабоязычного перипатетизма прослеживается в комментарии ар-Рази к «Указаниям и наставлениям» Ибн Сины («Шарх ал-Ишарат») и компендиуме к нему («Лубаб ал-Ишарат»), а также в его сочинении по метафизике и физике, построенном по модели «Исцеления» («аш-Шифа») Ибн Сины, — «ал-Мабахис ал-машрикиййа», равно как ив «Мухассал» — первой в ряду характерных для 13—14 вв. Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла.
Сотворение мира имеет у Разеса форму гностического мифа. Вот в каких условиях проходили жизнь и деятельность Абубакр ар – Рази. ар-Рази, Книга тайны тайн.
путь к такому освобождению, по мнению Р., – изучение философии. Вскоре он прославился как весьма искусный врач руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Он думал над загадками диагностики и написал работу «Почему отрезанные части тела вновь не вырастают». Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами., Таш., 1957 Al-Sirat al-falsafiya, by Muhammad ibn Zakariya al-Razi, ed. Соч. : Ep.
Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух— вверх. лит. ), содержащую 184 названия (некоторые авторы называют цифры 167 и 238).
Произведения Разеса были переведены на латинский язык уже в X – XIII вв. выводы, вытекающие из его космогонии, в области этики Р. восставал против чрезмерного аскетизма и рассматривал активную обществ. Известно, что он усердно изучал философию, алхимию, метафизику и поэзию. По словам аль-Бируни, ас-Сарахси «больше всех людей своего времени славился как еретик». пользе.
В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Рази обладал обширным опытом и знаниями в распознании и лечении различных болезней: хирургических, травматических, болезней глаз изучил болезни печени, почек, легких, желудка, кишечника и др. Она, очевидно имеет источник в некоторых манихейских ересях. Для стиля науч.
Особо следует выделить здесь работы М. Диноршоева, в которых впервые были проанализированы натурфилософские, онтологические, гносеологические и этические идеи мыслителя в книге «Из истории таджикской философии». Основу онтологических взглядов Разеса составляет вера в пять вечных начал: «творец», «душа», «материя», «время» и «пространство». время и признавал множественность миров.
концепции Р., близкой нек-рым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве» посланный творцом разум внушает душе, плененной материей, стремление к освобождению: путь к этому – изучение философии. О его детстве и юности достоверных данных практически не осталось. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии.
Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». и многочисл. Разес был знаком с античной наукой, считал себя последователем Платона. е. света и тьмы. Он впервые указал различие между корью и оспой. жизнь является злом и наказанием.
Геоцентрическая космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести — земли, воды, воздуха и огня выше их расположены небесные сферы. Бог даровал ему из Своей сущности разум, с помощью которого (через философию) душа может вернуться к горнему, умопостигаемому миру. Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Критика пророчества у Абу Бакра ар-Рази ведется по трем направлениям.
В монументальном комментарии к Корану — «Мафатих ал-гайб» (или «ат-Тафсир ал-кабир») предпринял синтез философии и религии в рамках экзегетики. Произведения Разеса были переведены на латинский язык уже в X–XIII вв.
века) атомизму Демокрита. Именно Абубакр – ар – Рази впервые в мировой медицине, поставил вопрос об иммунизации. мифа. Религия существует за счет традиций и привычек, основана на обмане и приносит вред, т. к. библиографию всех известных произв. Кроме того, Ap-Рази отводил особое место специализации врача – так, широко известно его изречение о том, что «один врач не может лечить все болезни».
ines S., What was original in Arabic science. В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве» посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению путь к этому— изучение философии. Медицинские сочинения Р. усердно изучались и весьма ценились в средние века и еще по сие время имеют большое значение для истории медицины. требуют обращения к человеку, его внутреннему бытию, к вечным вопросам этого бытия. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла).
В 20-е годы IX века сын легендарного гаруна аль-Рашида Халиф аль-Мамун в Багдаде основал Дом мудрости – научно-религиозную академию, в составе которой имелись обширная библиотека, а также одна из лучших по тем временам обсерватория. Если в логике ар-Рази следовал за Аристотелем, то в метафизике и этике он отдавал предпочтение Платону. Демиург посылает к душе разум, чтобы поведать ей: материальный мир – не ее родина. Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла.
Будучи переведенной на латинский язык, IX книга («Частная патология») неоднократно переиздавалась под названием «Monus Almangoris» (Венеция, 1497 Базель, 1544 и др. ). Для науч. В создании труда по началам специализации врачебного дела, по-видимому, важную роль сыграло то, что Рази имел большой опыт клинической работы в больницах Багдада и Рея, которыми он руководил. Другую его медицинскую работу «Мансурова медицина» («Китаб ал тиб ал – Мансури») перевёл европейский исследователь Герад де Гримоне «Книга об оспе и кори» («Китоб ал джадри ва – л – хасба») неоднократно издавался на латинском, французском, английском, русском, персидском языках.
Вот таким образом Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. На этом пути душа проходит через разные этапы перевоплощения. Основной причиной того, что, будучи уже зрелым человеком (старше 30 лет), Ap-Рази приступает к изучению медицины, ряд биографов называет намерение ученого вылечить поврежденные в результате многочисленных химических опытов глаза. В результате истина оказывается как нельзя более глубоко схороненной и скрытой»78. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Рази много путешествовал.
е. металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и «харасин» (вероятно, цинк) 3) «камни», всего их тринадцать: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло 4) купоросы их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа) 5) «бавраки» – соды, которых также шесть видов 6) «соли». Демиург посылает к «душе» разум, чтобы поведать ей: материальный мир – не ее родина. Особенно известны переводы медицинских сочинений: Liber continens, Liber (иногда Nonus) Almansoris и Liber regius (см. Произв.
Основу онтологических взглядов Разеса составляет вера в пять вечных начал: «творец», «душа», «материя», «время» и «пространство». Единственный путь к такому освобождению, по мнению Разеса, – изучение философии. Религия существует за счет традиций и привычек, основана на обмане и приносит вред, т. к. prepare par M. Nadjambadi, Thran, 1960.
Антиклерик. Автор около 100 сочинений из которых 5 посвящены коранической экзегетике, 40 — каламу, 26 — философии, 5 — фикху, 7 — арабскому языку и литературе, 7 — медицине, 5 — талисманам и геометрии, 2 — истории. Он разделяет их на три больших класса: 1) землистые (минеральные), 2) растительные 3) животные.
Разес был знаком с античной наукой, считал себя последователем Платона. Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним ещё третий принцип— «Соль». Мусульмане участвовали в становлении и развитии всех областей наук. Во многих науках были первыми.
Во втором параграфе – «Идейные истоки мировоззрения Абубакра ар – Рази» – отмечается, что его мировоззрение развивалось на базе предшествующей ему духовной культуры. Основные работы Ар-Рази по медицине – книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух — вверх. У Ap-Рази был свой оригинальный способ определения наиболее подходящего места для постройки больницы: в разных частях города он развешивал куски мяса, после чего в течение нескольких дней наблюдал, где оно дольше не подвергается разложению. Ибн-Сина был знаком с выдающимся трудом Рази.
Первоначальное образование Рази получил в Рее. В этике выступал против аскетизма, призывал к активной обществ. трактата De tribus impostoribus (О пророках). y. ar-R.
Следует отметить, что работы Абубакра ар – Рази «Духовная медицина» («Тибби рухони»), «Философский образ жизни» («Сирати фалсафи»), «Признаки счастья и богатства» («Аломати икбол ва давлат»), «Некоторые отрывки» («Порчае чанд»), «Легенды и рассказы больных» («Киссахо ва хикоёти беморон») были переведены на таджикский язык и изданы в 1989 г. в Душанбе под названием «Избранные произведения» («Мунтахаби осор»). наукой, считал себя последователем Платона. Единственный путь к такому освобождению, по мнению Разеса, – изучение философии. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла). Кроме того, алхимия должна заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла) драгоценных камней.
1, Cahirae, 1939 см. После смерти известного историка Аль-Вакиди (747-823) осталось 600 сундуков с книгами. В самих же писаниях, пишет Абу Бакр ар-Рази, нет ни пользы, ни вреда и в этом их отличие от научных книг, облегчающих людям жизнь и сохраняющих их здоровье. Когда все «души» освободятся, мир растворится и «материя», лишившись форм, вернется к первоначальному состоянию.
Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости: Тепло сухость Огонь Тепло влажность Воздух Холод влажность Вода Холод сухость Земля4 элемента вокруг Земли (Terre): Вода (Eau), Воздух (Air), Огонь (Ferre) В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента, (квинтэссенции) — эфира или начала движения. Именно этот трактат, по-видимому, лег в основу ср. -век. Узнав об этом, «душа» начинает тосковать и стремится освободиться от пут «материи». Примерно в 865 году н. э. liminaire, p. 128-44). Велики их достижения и в медицине и в физике и в математике и в химии.
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. «Чудеса», сотворенные пророками, суть обман либо благочестивые басни, созданные верующими. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. d. par H. Corbin et M. MoIn, P., 1953 (Etude pr.
Ар-Рази до «Канон врачебной науки» Авиценны создал многотомный труд, названный им «Вместилище знаний по медицине – «Ал-Хави». является причиной войн, ведущих к бессмысленной гибели тысяч людей. Священные писания, заявляет Абу Бакр ар-Рази, — это собрания древних легенд, полных неувязок и нелепостей и доверие к себе они способны вызвать только у умалишенных мужчин, женщин и детей. является причиной войн, ведущих к бессмысленной гибели тысяч людей.
Р. были переведены на латынь уже в 10–13 вв. Полемика Разеса с религией – самая острая за всю историю средних веков. Затем такую фабрику построили в Египте в 800-ом году, а в 950-ом году в Андалузии. Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн».
В «Книге тайн» он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций. Душа (слепая жизненная сила) пожелала соединиться с материей, пропитать мир, дабы испытывать в нем наслаждение. антиклерик. Во многом благодаря исламским ученым Европа начала становиться на путь прогресса. Р. был знаком с антич. «Душа» (слепая жизненная сила) пожелала соединиться с «материей», «пропитать мир», дабы испытывать в нем наслаждение.
пространство, абс. Но он в тридцать летнем возрасте изучил медицину и позднее написал огромную фармакогнозию для всех времен «Сайдана». При этом вольнодумец обращает свою критику не только против ислама, христианства и иудаизма, но также против зороастризма и манихейства, в приверженности которым догматики искали мотивы, побуждавшие других мыслителей вскрывать несостоятельность идей трех «авраамических» религий.
В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве» посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению путь к этому— изучение философии. Это место ученый и считал наилучшим. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла. Манихейство). Сотворение мира имеет у Р. форму гностич.
пользе. «Всеобъемлющая книга по медицине», латинский перевод которого занимает 25 томов. Получив начальное образование от своего отца, который также обладал немалыми знаниями, Ар-Рази отправился в странствие по таким городам как Хорезм, Самарканд, Ходжент, Газна для получения новых знаний.
Однако «материя» уклоняется от воссоединения. Об этом свидетельствуют многие указания в «Каноне врачебной науки» (например, в книгах 2 и 3, т. 1-2). Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип — «Соль». Демиург посылает к «душе» разум, чтобы поведать ей: материальный мир – не ее родина.
В его учении говорится о двух формах познания: чувственном и разумном. Радость, наслаждения Разес считал не самоцелью, а лишь переходом к нормальному состоянию из которого ранее нас вывела боль. также книгу: У. И. Каримов, Неизвестные соч.
Известно, что он усердно изучал философию, алхимию, метафизику и поэзию. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения из которых до нас дошло 61 многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X—XIII вв.
правителей. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро. Р. и их переводов: Bibliographie de Rhazes. В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве» посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению путь к этому – изучение философии. И вот еще в 794-ом году в Багдаде первую такую фабрику построил Ибни Фазил (739-805). Он писал, что «завистливость – это недостаток, который зарождается в душе человека от накопления скупости, зависти и алчности». Он создал специальный (дошедший до нас) трактат об образцовой жизни философа и полагал, что философ, по выражению Платона, «должен походить на творца», быть справедливым к людям и снисходительным к их ошибкам.
Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. время и, очевидно, признавал множественность миров. Это место ученый и считал наилучшим. Основные работы Ар-Рази по медицине -- книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» -- своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Некоторое время он жил в Средней Азии и Хорасане, посетил Бухару, высокоразвитый в экономическом отношении и культурный город, где лечил эмира Мансур ибн-Нуха ибн-Насра (961-976 г. Н. э. ) и общался с крупными учеными того времени. Радость, наслаждения Р. считал не самоцелью, а лишь переходом к нормальному состоянию из к-рого ранее нас вывела боль.
О его детстве и юности достоверных данных практически не осталось. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. В одной из библиотек Ташкента удалось обнаружить сочинение на персидском языке, написанное врачом XVI века Наруллах Ала ал-Хакимом, которое называется «Дава ал-масакин» («Лечение бедных»). Антиклерикальные высказывания Разеса вызвали яростные нападки на него со стороны исмаилитов, Насира Хосрова (XI в. ) и Абу Хатима ар-Рази (X в. ). Религия существует за счет традиций и привычек, основана на обмане и приносит вред, т. к.
ni contenant le r. pertoire des ouvrages de Muhammad b. Zakar. В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др.
by P. Kraus, Tehran, 1964. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. пространство и абс. Ар-Рази не отказался от пациента, несмотря на такой приговор. Начиная с эпохи правления Абуджафара ал – Мансура (754 – 775) и его наследников – халифа Махди (775-785), Харун ар Рашида (786 – 809), различные провинции Мавераннахра в основном управлялись знатными местными личностями, в числе которых можно назвать визиров – потомков Бармакидов, Тахиридов (821- 873), Сафаридов (873 – 903), Саманидов (875 – 999). Антиклерикальные высказывания Разеса вызвали яростные нападки на него со стороны исмаилитов, Насира Хосрова (XI в. ) и Абу Хатима ар-Рази (X в. ). Его учение основано на пяти вечных началах: творце, душе, материи, времени и пространстве.
или электронных вычислительных машин в середине XX веке. Когда все «души» освободятся, мир растворится и «материя», лишившись форм, вернется к первоначальному состоянию. Он создал специальный (дошедший до нас) трактат об образцовой жизни философа и полагал, что философ, по выражению Платона, должен походить на творца, быть справедливым к людям и снисходительным к их ошибкам., в кн. : Scientifique change, N. Y., 1963, p. 193-97. В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве» посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению путь к этому — изучение философии. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. Именно этот трактат, по-видимому, лег в основу средневекового антиклерикального трактата «De tribus impostoribus» («О пророках»).
Она, очевидно имеет источник в нек-рых манихейских ересях (см., . Его атомизм, резко отличный от атомизма мутакаллимов, близок (единственный прецедент в средние века) атомизму Демокрита. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами.
Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др. В 11 в. Бируни составил библиографию трудов Р. (см. Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним ещё третий принцип – «Соль». Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, коагуляцию (сгущение).
Кроме того, Ap-Рази особое место отводил специализации врача – так, широко известно его изречение о том, что «один врач не может лечить все болезни». В своей работе «Книга об оспе и кори» даны и конкретные инструкции по его применению. Судя по этим именам, ар – Рази в своем творчестве, рбращался к самым известным произведениям мусульман, христиан, евреев, зороастрийцев и индийцев.
Узнав об этом, душа начинает тосковать и стремится освободиться от пут материи. Ар-Рази дал своему пациенту травку под названием «лягушачья шерсть», чтобы вызвать у него обильную рвоту. Он написал несколько сочинений, в которых разоблачались пророки. me Congr. Все «священные писания» – абсолютно бесполезные книги гораздо нужнее людям книги Платона, Аристотеля, Эвклида, Гиппократа.
ge zur islamischen Atomenlehre, В., 1936, S. 34-93 Kraus P., Pines S., Al-R. Родился в городе Рее (близ современного Тегерана). Алутара и др. Именно Абубакр – ар – Рази впервые в мировой медицине, поставил вопрос об иммунизации.
Чудеса, сотворенные пророками, суть обман либо благочестивые басни, созданные верующими. В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. e par M. Nadjambadi, T. hran, 1960). Специальные книги трактуют вопросы хирургии, токсикологии, частной патологии и лечения болезней. Атомизм Р. близок атомизму Демокрита Р. верил в абс.
Будучи переведёнными на латинский язык, они в течение нескольких столетий служили руководством для врачей. Истина едина, религий множество, следовательно – все религии ложны. Несмотря на пессимистич.
Основные работы Ар-Рази по медицине— книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру»— своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Нужна была фабрика для изготовления ее в большом количестве. Разес создал несколько трактатов на эту тему, в т. ч. А если они скажут: Не следует, то они должны раскрыть причину этого и обосновать свое утверждение с помощью доказательства. Родился в г. Рее (близ совр. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла).
Соответственно если вольнодумные идеи мутакаллимов были результатом диалектических рассуждений, основанных на символико-аллегорическом толковании догм религии, то антифидеистические и антитеистические тезисы «фалясифа» выводились из их «достоверных», научных положений с помощью «доказательных», аподиктических силлогизмов, тогда как символико-аллегорическое толкование религиозных представлений служило им средством для последующего приведения этих вольнодумных тезисов в формальное соответствие с теми из указанных представлений, отрицание которых было бы равнозначно отрицанию своей принадлежности к мусульманской общине. Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип— «Соль». Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами.
Ещё в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». трактатов на эту тему, в т. ч. Тегерана). В XI веке Бируни составил библиографию трудов Разеса (см.
При багдадской больнице функционировала школа врачей, которой также руководил Ap-Рази. Огромный интерес в этом плане представляет творческое наследие выдающегося персидско-таджикского мыслителя IX века Абубакра ар – Рази. Он создал специальный (дошедший до нас) трактат об образцовой жизни философа и полагал, что философ, по выражению Платона, «должен походить на творца», быть справедливым к людям и снисходительным к их ошибкам. «Фалясифа», т. е. представители философии, ориентировавшейся непосредственно на эллинско-эллинистическую науку, отличались от мутакаллимов тем, что в качестве посылок для рассуждений о предельных основаниях бытия они брали не «общераспространенные» положения ислама, а «достоверные» положения античной философии. лит. ), содержащую 184 названия (некоторые авторы называют цифры 167 и 238).
Умер в Рее. Так душа становится пленницей материи. Тяжесть каждого из сундуков была такова, что его не смог бы поднять один человек.
Тогда демиург в своем милосердии творит материальный мир, чтобы «душа» наслаждалась в нем и сотворила человека. Касаясь, в частности, Корана, Абу Бакр ар-Рази указывает на диаметрально противоположные решения в нем вопросов, связанных с представлениями о боге (абстрактная это сущность или наделенная телесными и антропоморфными качествами) и о человеке (предопределены его действия всевышним или основаны на свободном выборе). Приведенное положение, противопоставлявшееся точке зрения догматиков, согласно которой все истины изложены в Коране и сунне, в разных вариациях повторялось последующими поколениями «фалясифа» и через Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие аналогичных концепций в западноевропейской философии. 3) Книга об "оспе" ("De variolis et morbillis" или "De pestilentia", как она называется в старых латинских переводах) изд.
Самые замечательные из его медицинских трудов следующие: 1) Ал-Хави, т. е. "книга объемлющая", составляющая обширный свод всей практической медицины она переведена в 1279 г. на латинский язык евреем Фарагутом (Фарадж бен Салим) под заглавием "Liber continentis", впервые появилась в печати в 1486, а потом выдержала еще много изданий. Веря в прогресс науки, Р. полагал, что, хотя сам он мудрее Платона и приближается по мудрости к Сократу, вслед за ним придут др. tre de B. r. По Абубакру ар – Рази, одним из основных признаков успеха и достижений человека является справедливость: «Другой признак успеха и богатства зависит от того, настолько человек стремится к справедливости и настолько призирает угнетение и насилие». 2 По утверждению ар – Рази, разумный человек не станет заложником ярости, гнева, наоборот, его действия всегда сдержанны, справедливы и руководит ими разум. Сотворение мира имеет у Разеса форму гностического мифа. Другую его медицинскую работу «Мансурова медицина» («Китаб ал тиб ал – Мансури») перевёл европейский исследователь Герад де Гримоне «Книга об оспе и кори» («Китоб ал джадри ва – л – хасба») неоднократно издавался на латинском, французском, английском, русском, персидском языках. фрагменты, включенные в труды др.
Это ближе человеческой душе и разуму, чем некоторых сделать предводителями над другими. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». Над «Всеобъемлющей книгой по медицине» Рази работал 15 лет и после его смерти она была закончена его учениками. Что «истины», передаваемые пророками в образной форме и относящиеся к области практического разума, где речь может идти не об истинном (в строгой смысле слова) и ложном, а о должном и недолжном, — что эти богооткровенные «истины» не имеют никакого отношения к научным истинам, было ясно читателю трактатов аль-Кинди. Bakr Muhammad b. Zakar. Он жил в то. В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. В 1454 году немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг (1394-1468) напечатал первые 300 экземпляров Библии.
лит. ), содержащую 184 названия (нек-рые авторы называют цифры 167 и 238). Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.
(865–925 или 934) – ученый-энциклопедист, врач и философ Ближнего Востока, рационалист и вольнодумец. y., в кн. : Encyclop. Как свидетельство этого мы рассматриваем его труд «Медицина бедных» или «Для тех, у кого нет врача». «Чудеса», сотворенные пророками, суть обман либо благочестивые басни, созданные верующими. Абу Бакр Мухаммед бен Закария – ученый-энциклопедист, врач и философ Ближнего Востока, рационалист и вольнодумец.
В то время, когда авторитет и положение человека определялись происхождением и родословием, занимаемой должностью и богатством, Абубакр ар – Рази, считал основными критериями оценки человека мудрость и умение, разум и рассудок, доброту и милосердие, благодеяние и человеколюбие. Его атомизм, резко отличный от атомизма мутакаллимов, близок (единственный прецедент в средние века) атомизму Демокрита. истолкованием явлений природы, широкое использование экспериментов, стремление к практич.
высказывания Р. вызвали яростные нападки на него со стороны исмаилитов, Насира Хосрова (11 в. ) и Абу Хатима ар-Рази (10 в. ). Наряду с сочинениями Гиппократа, Галена, Али ибн-Аббаса и Ибн-Сины во многих университетах Европы вплоть до XVI века труд Рази служил одним из основных руководств для студентов при изучении ими искусства врачевания. авторов. A. Бертельс. В 1100 г. в Византии, в 1102 г. в Сицилии, в 1228 г. в Германии, в 1309 г. в Англии. Против эгалитаризма Разеса выступали также аль-Фараби и, очевидно, Маймонид, который возражал и против вытекающей из онтологии Разеса. Однажды к нему привели умирающего больного с кровохарканьем.
Особенно известны переводы медицинских сочинений: «Liber continens», «Liber (иногда Nonus) Almansoris» и «Liber regius» (см. Особенно известны переводы медицинских сочинений: «Liber continens», «Liber (иногда Nonus) Almansoris» и «Liber regius» (см. Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Творчество Разеса, помимо его самостоятельной ценности, – одно из важных звеньев, связывавших культуры Востока и Запада, античность и Ренессанс. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними.
Основные работы Ар-Рази по медицине — книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Основной причиной того, что, будучи уже зрелым человеком (старше 30 лет), Ap-Рази приступает к изучению медицины, ряд биографов называет намерение ученого вылечить поврежденные в результате многочисленных химических опытов глаза. В 1482 году в Венеции была впервые напечатано сочинение Евклида «Начала». Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.
Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. является причиной войн, ведущих к бессмысленной гибели тысяч людей. Р. оставил труды по философии, этике, теологии, логике, астрономии, физике, химии (алхимии) и медицине. При багдадской больнице функционировала школа врачей, которой также руководил Ap-Рази. Известный иранский ученый Махди Мухакик пишет, что ар – Рази в своей книге «Алхави фит тибб» упоминает имена десятков ученых, в том числе Галена, Гиппократа, Ибн Сарабиюна, Табари, Руфаса, Ибн Масавию, Шамъуна, Арибоиса, Археджонса, Джорджса, Булиса, Фелгургуса, Александра, Исхака, Ибн Аллджалоджа, Кинди, Хунайна, Темовса, Бадегуриса, Салмавия, Ибн Батрика и многие др. «Душа» (слепая жизненная сила) пожелала соединиться с «материей», «пропитать мир», дабы испытывать в нем наслаждение. Ему говорили, что он по воле Аллаха приговорен к смерти.
Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя – Гебер) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена. Единств. Ар-Рази интересовался широким кругом проблем, связанных с медициной. В XI веке Бируни составил библиографию трудов Разеса (см.
Истина едина, религий множество, следовательно – все религии ложны. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Ap-Рази отправляется в Багдад, где овладевает основами медицинского искусства.
прецедент в ср. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В 891 г. в Багдаде было более 100 книжников.
Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др. В своей работе «Книга об оспе и кори» даны и конкретные инструкции по его применению. Вскоре он прославился как весьма искусный врач руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Авиценна встретился с ним в конце жизни Абу Бакра и считал его своим учителем и другом. В исследовании были также использованы данные других ученых. Считают, что Ар-Рази впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного.
В конце жизни ослепшего и лишенного средств к существованию, как настоящего медика, волновала проблема долголетия. Следуя учению Платона о душе, ар-Рази в своей «духовной медицине» призывает подчинять растительную душу (источник вожделений) и животную душу (источник гнева) душе разумной и во всем соблюдать меру. Вскоре он прославился как весьма искусный врач руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде.
жизни, считая образцом Сократа. До нас дошли 61 произв. Однако материя уклоняется от воссоединения. Он привел благочестивых мусульман в смятение тем, что, опираясь на астрологические вычисления, указал точное время, когда придет конец господства над людьми ислама, — через 693 года.
Истина едина, религий множество, следовательно – все религии ложны. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух – вверх. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. «Мы знаем, — пишет ар-Рази, — то, что говорили, как вы уверяете, ваши имамы, — это никчемные благоглупости, подхваченные и людьми из простонародья и знатными людьми»79. Она, очевидно имеет источник в некоторых манихейских ересях. Сотворив человека. резкий антиклерикальный трактат Машарик аль-анбийа, популярный впоследствии у карматов.
Однако «материя» уклоняется от воссоединения. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах. Мыслитель считал, что добро и добродеяние являются одними из признаков справедливости и что справедливость является плодом добра. Он считал их наравне с другими отрицательными качествами, пороками человеческой души и в своем трактате «Признаки счастья и богатства» он констатировал, что если человек, (особенно чиновник) хочет достигнуть в обществе почтения и уважения, то он должен избавляться от ненависти и злонамеренности. Ядром его онтологии является учение о пяти вечных началах: Творце, универсальной душе, первоматерии, времени и пространстве (месте).
Между тем предсказания Ахмада ибн ат-Тайиба находились в противоречии с Кораном, утверждавшим, что Мухаммед — последний из пророков, что «царство арабов», т. е. владычество ислама, продлится до судного дня и что день этот наступит внезапно ибо ведом он одному только Аллаху. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла). е. традиционалисты, обрушивавшиеся на философию как на чуждую исламу науку. веков.
С помощью аргумента, восходящего к трактату Аристотеля «Пропрептик» («Увещание к философии») и использовавшегося ранее Клементом Александрийским и Давидом Непобедимым, «философ арабов» так доказывал необходимость философии, определявшейся им как приобретение знания об истинной природе вещей в меру человеческих сил: «противники истины (т. Число сочинений Р. (по естественным наукам, философии и в особенности по медицине) превосходит 200. Об этом с горечью пишет сам мыслитель, обрушивая на традиционалистов-догматиков, незаслуженно возложивших на себя венцы истины, обвинения в том, Что они преследуют свободную мысль как проявление неверия только для того, чтобы сохранить свои позиции в обществе и монополию на «торговлю верой». Р. верил в абс.
Учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился приблизительно в 865 году в городе Рей, являвшимся в то время одним из научно культурных центров, который расположен недалеко от Тегерана (Иран). Отдельная книга целиком посвящена советам путникам.