В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Однако разница между ними не меньше, чем количество персонажей «Игры престолов». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш.
Предки его занимались выращиванием винограда. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2.
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии».
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. В 1906 году мастер женится на Марии. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Образы меняются от картины к картине до той поры, пока и в жизни и в творчестве художника не остается только одна женщина – Мария Хитилова, его ученица, супруга и муза.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Произведения дышат спокойствием и негой. Акварели эти художник называл «Блаженствами».
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико».
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). 1893 год. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. В настоящее время она живет в Чехии.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Данные веяния в философии и культуре были характерны для этой эпохи. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Как мудры вы стали с годами. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Тогда Муха стал брать уроки рисования.
Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника — Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные.
Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Просто они красивы неземной красотой. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника.
И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Как много вы познали. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В настоящее время она живет в Чехии.
Искусством, не имеющим самоцелью эпатаж или претензию в адрес современников. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Влияние его увлечений особенно четко прослеживается в его поздних работах. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж.
После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. От заказов не было отбоя. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Но с меня он решил не брать платы.
Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Лето – с помощью ярких зеленых оттенков, осень – насыщенно-оранжевой, а зима – прозрачно-холодной.
О перевозчики. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита.
Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Альфонс был первым сыном во втором браке. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом).
Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного и молодой художник быстро оказался на мели. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Позже у них рождаются две дочери и сын. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Граф, восхищенный талантом художника, соглашается оплатить его обучение в академии искусств города Мюнхен.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ.
У неё две дочери. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Афиша стала революционной.
На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Поворот в его судьбе наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.
Альфонс Муха (чеш. Художники отказывались от прямых линий, на полотнах цвели фантастические лилии, нарциссы и орхидеи, порхали бабочки и стрекозы. В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее— известный журналист, умер в 1991г. ). И все же это просто унитаз. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет.
Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Муха остался без средств к существованию. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Ничего подобного до Мухи никто не делал. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах.
Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Рушились академические нормы, громко спорили искусствоведы, в моду входили восточные мотивы. Мальчик с детства хорошо рисовал. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей.
Помимо «Искусства» Муха написал циклы «Сезоны», «Времена суток», «Звезды», «Драгоценные камни», «Цветы». Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить. При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. У неё две дочери. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда».
Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Художник моментально становится знаменитым. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. Близится Рождество. Альфонс был первым сыном во втором браке.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа.
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Это было довольно прибыльным делом. Проникновение элементов антагонистической в каком-то смысле для Европы культуры не выглядело, однако, противоестественным: после эпохи Великих Географических открытий, когда Восток обрел вполне реальные очертания, он утвердился в сознании европейцев уже не как сказочный, а как экзотический. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Мой перевозчик слушал русский блатняк.
Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса.
Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш.
Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Он согласился. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок.
Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Каждый его визит длился несколько месяцев, а с осени 1906 года он прожил в Америке два с половиной года, до июня 1909го. Но судьба благосклонна к гению.
Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Помимо этого масштабного проекта, Муха занимается декорированием интерьеров Муниципального дома, отелей «Империал» и Европа», создает эскиз витража в соборе Святого Вита. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге.
В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Причина, разумеется, не в размере. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В представлении принимала участие Сара Бернар. Я предложил мою работу о драпировках. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Чтобы прокормиться, будущая знаменитость вынуждена зарабатывать на жизнь изготавливая плакаты, афиши, приглашения и календари. Те, кто думал что мудрые люди предпочитают тишину или звуки ветра – ошибаются. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
франков. Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. От заказов не было отбоя. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия.
Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Дистиллированная красота, которая не может не притягивать. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
Он знал, что я могу дать ему гораздо больше. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Техника создания – масло и яичная темпера. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Он, сродни Харону, доставлял людей из точки в точку.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. От того, что здесь его называют Мюша. Муха остался без средств к существованию. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Те расплачивались с ним звонкой монетой. Семья была большая.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Интересна история внучки Мухи. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток.
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Они проникнуты мистицизмом и символизмом в духе «Серебряного века», вызывающим из темных переулков души спрятанные там, сложно объяснимые эмоции, отдающие торжественностью и тревожностью. Приведем краткое описание картины.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Хитилова была соотечественницей Мухи. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Двадцать полотен изображают переломные моменты в этногенезе славян, среди которых «Славяне на исконной Родине», «Гора Афон», «Отмена крепостного права на Руси», «Апофеоз истории славянства». Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк».
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Семья была большая. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице.
От заказов не было отбоя. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Великая актриса была очарована работой. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей».
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Оформительскую задачу художник решал комплексно.
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Интересна история внучки Мухи.
В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Занимался он и практической работой. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Он обрамил идею рекламы изысканной формой, сотворив прототип массового носителя аутентичной элитарности, который со второй половины двадцатого века по сегодняшний день эксплуатирует семья направлений в contemporary art.
Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
На картинах этого цикла практически нет и следа арт-нуво. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Рефлексия над историей, культурой и мифологией славянских народов стала катализатором восемнадцатилетней работы над циклом «Славянская эпопея».
Предки его занимались выращиванием винограда. Разумеется, в этой связи уместно говорить о многих других известнейших направлениях, таких как импрессионизм испытавших влияние восточной культуры, но Арт Нуво занимает особое место. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Является единственным официальным музеем художника. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу.
Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Один экземпляр оттиснули на пергаменте, один — на шелке, 15 — на японской бумаге, 35 — на рисовой бумаге, а остальные 180 — на веленевой.
Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Он был вхож в мистические общества, собрание франкмасонов. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Сразу вспоминается Клод Моне, стремившийся запечатлеть все грани одного явления. Мальчик с детства хорошо рисовал. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
С мудростью приходит отрешение от общепризнанных норм. Но на этом сказка закончилась. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Серийная живопись — еще одна черта его творчество.
Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.