Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. «Весь путь ОСТ –.
Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Но вскоре редакторы журнала начали отдавать предпочтение фотографии, а не рисункам и Дейнека оттуда ушел. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В это время он создал напряженные и драматичные произведения. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Отточенные движения девушек подчинены ритму работы ткацких станков, девушки словно вплетены в орнамент из катушек и бобин, человек и машина сливаются в некое органическое целое. Художественный образ предельно величав и обобщен. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму.
В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». путь зигзагообразный, путь колебаний.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях.
Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». У финиша", 1927).
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.
Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Где остальные мозаики — неизвестно. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Уходят весь лиризм и поэтичность, перед нами вновь встает в полный рост монументальность, присущая художнику. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника".
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Тягу к монументальному искусству он испытывал уже давно, мечтал украшать архитектуру яркими фресками, мозаиками, среди которых человек чувствовал бы себя смелее, полнокровней, богаче. Таким видит город Дейнека Александр. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Талантлив он был и в литературном творчестве.
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. В начале 1950-х гг. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике.
Изобразительный язык Дейнеки настолько впечатлял, что многие его картины, купленные с тех выставок, осели в западных собраниях. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».
Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.
Набережная Сены, Париж. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. В нем, правда, тоже пробыл недолго.
1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. С задачей он, впрочем, все равно справился. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
В 1924 году художник съездил в Донбасс. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.
Герой Социалистического Труда (1969). Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ).
Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.
Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе.
", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». В картине практически нет никаких примет быта.
При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. 2009–2011». Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. «Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. Картина «Окраина Москвы.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Мерно и стройно шагает отряд. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
носивший название "Безбожник у станка" (т. к. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Писатель Борис Хазанов так охарактеризовал совершенный в культуре переворот: «Можно заметить, как стремительно меняется общество в решающее для становления государственной литературы десятилетие: 1925 – 1935. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. И все., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Могучий Петр Петрович Кончаловский о чем-то спорит с маленьким, еле поспевающим за ним Штеренбергом. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. И художник вновь справляется с вызовом. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
Строг и суров ритм картины. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание.
Они занесены снегом. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).
Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.
В 1928-29 гг. Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Дома тревожно притихли. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Полетико. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д.
Художник путал страшную нужду и подвиг изображая женщин, волокущих неподъемные тачки и вынужденных с радостными улыбками выполнять тяжелые работы на стройке новых цехов. Площадь согласия, Парижанка, Сен-Жермен, Тюильри, Стадион в Риме, Площадь в Риме, Юноша-негр, Негритянский концерт, 1935, Скука, 1936). На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Ноябрь 1941». К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Входящих на станцию встречают плафоны утра, над серединой платформы расположились вечерние и ночные сюжеты. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.
«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Но была и противная сторона. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
Много было и в советский период художников выдающихся и великих. В кафе, Париж. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность.
Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Периодически Дейнека работал и в книжной иллюстрации: в конце 1920-х и в 1930-е годы оформил около десятка книг для детей и взрослых.
В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Здесь ломать копья бессмысленно.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Фон дан скупой линией отдаленного города. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Дейнека действительно был большим мастером. Но картина не была одинокой удачей.
Происходит кристаллизация режима. Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Важнее другое: он был художником универсального дарования, одной из звезд первой величины 1920-х годов, прежде всего как смелый экспериментатор. носивший название Безбожник у станка (т. к. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности.
Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». В том же году Дейнека уходит из Общества станковистов вследствие несогласия с руководством.
Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Учился в Харьковском художественном училище. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Панно не сохранились, но по их эскизам можно видеть, сколько труда и усилий потратил Дейнека на поиски строгой и упорядоченной организации этих многофигурных композиций. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Именно советское государство, остро нуждавшееся в выразителях своих идей, целей и задач, создало для Дейнеки достаточное по масштабу поле деятельности. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Александр Дейнека, уроженец Курска, получил первое образование в Художественном училище города Харьков.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». В 1919-1920 гг. Но враг не пройдет. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. Защищал родной город Курск от белых. Он не показывает непосредственно боя с противником.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Их получилось около 300. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Американская исследовательница Кристина Кьер, впрочем, предполагает, что портрет в духе Кеса Ван Донгена мог быть написан с большей симпатией к модели и ее буржуазному быту. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Эта закольцованность движения создает ощущение неисчерпаемой силы защитников, хотя на картине изображены всего несколько десятков человек.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная.
За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Исследования, книги, выставки. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. С 1920-х гг.
Дейнека успел походить по музеям, познакомиться с творениями своих кумиров Микеланджело, Тьеполо и других. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах Безбожник у станка, У станка иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса В огне. После Февральской революции занятия в училище прекратились.
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.