Реальная человеческая форма превратилась в условный знак. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Я видел самое настоящее веселье – у самых бедных людей. Где остальные мозаики — неизвестно. Петров-Водкин добивается высокого подъема живописи в своей картине «Смерть комиссара».
Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Ноябрь 1941». Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды.
Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
В картине практически нет никаких примет быта. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин.
Ленинская премия (1964). После Февральской революции занятия в училище прекратились. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
Дейнека действительно был большим мастером. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Обращаем ваше внимание на то, что, помимо общеизвестных работ из собраний 42 музеев, в книге опубликованы и работы из отечественных и зарубежных частных собраний, авторство которых не вызвало сомнений. Но была и противная сторона. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Оно объединило как приверженцев свободной и яркой живописности – поклонников французских картин, представленных в Музее нового западного искусства, так и сторонников строгой графической формы. театре им. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933).
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Ноябрь. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Вот таким образом и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью.
В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Искусство это немножко идеал, желание большего, чем видишь и лучшего, чем жизнь. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9.
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Художники добиваются живописной простоты и композиционной выразительности в портретах советских людей – «Председательница» Ряжского, «Академик И. П. Фон дан скупой линией отдаленного города. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Таким видит город Дейнека Александр. Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Меня в юности потрясало, когда узнавал за красивым юношей или девушкой нехорошие поступки. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.
Я не мог связать в единое форму и содержание. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В образной сути немногословных композиций с очень точно подмеченными приметами времени прослеживается органическая связь с лучшей литературой тех лет – сочинениями Михаила Булгакова, Бориса Пильняка, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Евгения Замятина и даже Даниила Хармса. Но картина не была одинокой удачей.
Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ).
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Они занесены снегом. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. путь зигзагообразный, путь колебаний.
Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30).
Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Писал футбол. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». «Весь путь ОСТ –. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. И все.
Художественный образ предельно величав и обобщен. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. В первой половине 1930-х власть впервые заговорила о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод и имя ему — социалистический реализм. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ).
Много общего между ними и в решении пространства. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Член-учредитель ОСТ. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Снова, как и всегда, успех пришел к Дейнеке прежде всего потому, что он создал в этой картине полнокровные и живые человеческие образы. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника".
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
Вс. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс.
Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
Чистейшую любовь к искусству у самых простых. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг.
Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки.
«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу.
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Происходит кристаллизация режима. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934). Исследования, книги, выставки.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. В начале 1950-х гг. Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании – руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи.
Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Вот таким образом и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Но враг не пройдет. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969).
Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).
Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Большой популярностью пользовались тогда теоретические концепции представителя формальной школы искусствознания Адольфа Гильдебрандта. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Картина «Окраина Москвы. Их получилось около 300.
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Беззаботность у людей, живущих среди опасностей. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).
Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Меня целиком захватила героика защитников Севастополя.
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Однако при всей типизации образов зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, столь неповторимо индивидуальны их живые пленительные черты.
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Место и время действия даны предельно скупым намеком композиция освобождена почти полностью от каких-либо локальных и бытовых примет и ничто не мешает величавой героической обобщенности художественного образа. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Если художник, следуя мудрым словам Домье, принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. У финиша", 1927). К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах».
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Но изумительные цветовые качества материала перехлестывали аскетические задания. Монахи в красном», написанной во время путешествия.
Он не показывает непосредственно боя с противником. В 1919-1920 гг. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).
Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария.
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Павлов» Нестерова, «Отец и сын» Корина. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. В «Хлебе» Яблонской сущность труда находит живописное выражение огромного размаха. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. С задачей он, впрочем, все равно справился.
Как замечательно в равеннских мозаиках плоскость бугрится, создает глубину, кладка смальты богато, осязаемо лепит форму присущими только мозаике средствами. Полетико. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Уже только эта мадонна двадцатого века могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова).
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ ("Ударник, будь физкультурником", "Мы требуем всеобщего обязательного обучения. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. В стране даже старые слова приобретают новый смысл.
Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Дома тревожно притихли. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Они— символы настоящего и будущего советской страны— переговариваются, улыбаются друг другу. Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Мерно и стройно шагает отряд. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Но картина не была одинокой удачей. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека.
Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938).
Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, – романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Как и в листах с рисунками, края в его ранних полотнах остаются незаполненными, что вызывает ассоциацию с росписью стены. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ).
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Он посещает Америку, Францию, Италию. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
Но Севастополь в работах Дейнеки— это не экзотический и разнеженный курорт, а база военного флота и авиации. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Иное значение приобретает искусство. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57).
Но вот возвращаюсь несколько обратно – к тяжелому 1942 году, когда я уже написал «Окраину Москвы». В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Что-то задорное оставалось.
Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.
Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).
Художник и сам говорил: «. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол».
Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
В 1924 году художник съездил в Донбасс. Поражает разнообразие сюжетов римских мозаик – сцены войны и мира, кулачные бои, портреты, цветы и аллегории. Мозаика средневековья плоская, двухмерная. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.
В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации.
Художники упорно ищут образную пластику революции. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.
Учился в Харьковском художественном училище. Строг и суров ритм картины. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили — пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, так сказать, на ощупь имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".
2009–2011». В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Наделал десятки рисунков и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин.