Поэтому история искусства Средневековья сохранила немного имен живописцев, скульпторов и архитекторов эпохи. Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств.
В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства. Германские племена вторглись в Италию, разорили Рим. Во Франции величайшимпамятником той эпохи яв-ся «Песнь оРоланде» (идеальном рыцаре, патриоте иправдолюбце, защитнике христиан отневерных).
Оформление проекта в форме презентации в программе Power PointПрактическое применение: наглядное пособие для уроков МХК, обществознания и истории. Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв. Но стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов (формы феодальной зависимости, которые были в деревне не могли быть действенными в городе) неизбежно привело к коммунальному движению — сначала за освобождение от наиболее тяжёлых форм феодального гнёта, а потом встали политические задачи — горожане боролись за самоуправление. Отсюда основополагающее значение принципа симметрии и правила прямого угла. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. В романскую эпоху ведущую роль в художественном творчестве играла архитектура.
Города боролись с феодалами за свою независимость. Здесь господствовали строгие правила изображения святых или событий из «священной истории». Не подлежит сомнению существование связей между некоторыми приморскими городами Европы и азиатскими торговыми портами, кроме того, мы имеем сведения о существовании крупных азиатских, преимущественно сирийских, колоний в разных городах Центральной Европы (напр., в Трире). Петра и Павла строили в XIII—XIVвв. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского».
Но это не так.
Миниатюра). В своем альбоме он фиксировал мотивы увиденного, с его точки зрения полезные архитектору. Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Основным видом искусства в эпоху готики оставалась архитектура.
Скульптура (лат. «), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Одним из редких каменных сооружений этой эпохи является гробница вождя готов Теодориха (520 г., Равенна, Италия). Ян ван Эйк был великолепным портретистом.
Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена. В XIV веке начинается угасание искусства витража. у ван Эйка и Робера Кампена на основе реалистических тенденций франко-фламандской миниатюры начала XV века и бургундской скульптуре того же периода складывается новый тип реалистической картины. Как создавался образ мадонны.
Это была доступная всем и каждому связь с Богом, ведь многие люди в то время были неграмотными, а значит, не могли читать тексты молитв и вообще любые церковные книги. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами. Это изображения не картинного типа. Отсюда девиз: Материал выше работы (лат. В течение многих столетий церкви и монастыри были очагами средневековой культуры. Художественно-выразительные средства скульптуры— построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Изображения фантастических животных, человеческих голов и целых фигур на этих памятниках всецело принадлежат кругу народных представлений.
Это было граничит с той особой ролью, какую играла в жизни средневекового общества церковь. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. статью в разделе История искусства). Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба между ангелами и дьяволом за человеческие души – распространенный сюжет храмовых росписей) оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира идею искупления и спасения.
Madonna and Child with Saints and Crucifixion. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка и вместе с тем -- ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч.
Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Появляется книжная миниатюра, в которой романский стиль ярко проявился себя.
Позднее на смену архитектурному декору приходят изящные обрамления на полях в виде побегов листвы, в завитках которых нередко появляются маленькие забавные фигурки, обычно не имеющие никакого отношения к тексту (так называемые «дролери»). Карл видел свою задачу в создании единого христианского мира. Миниатюрная живопись распространена также на востоке. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями. Не одно столетие, до покупки Сикстинской мадонны для Дрезденской галереи, в 1754 году курфюрстом Саксонии, мать и сын смотрели на деревянное распятие, по древней итальянской традиции установленное напротив алтаря церкви в Пьяченце Святой Сикст (многие исследователи считают, что здесь перед нами портрет заказчика картины Папы Юлия II, которому не суждено было увидеть прекрасное творение Рафаэля оконченным) и Святая Варвара приветствуют их. Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье).
Само итальянское слово fresco означает свежий. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды. Средневековая живопись не знает перспективы, открывающей глубину картины.
Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св. В области теологии XIII век ознаменовался расцветом схоластики, задачей которой стало обобщение учения церкви и соединение его с элементами приспособленной для христианства философии Аристотеля и реальных знаний о мире. Last Judgment1537-41. Образование породило потребность в книге. Излюбленные темы их песен –пирушки, легкий флирт ироническиесетования на свою тяжкую долю («Вофранцузской стороне»). Во-вторых, действие цветных стекол.
(дошли в оригиналах и копиях). Основным строительным материалом стало дерево.
Его отмечала специальная ниша — апсида. была театром технически-художественных находок и событий. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи. В простенках барабана купола помещают изображения двенадцати Апостолов, в куполе — небе — образ Пантократора (Вседержителя).
Сегодня мы называем фресками как созданные в этой технике картины, так и вообще любую настенную живопись. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. «Каролингский ренессанс» (франц. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий.
Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. 167, 168). Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Основным стилем живописи в начале Средневековья в Западной Европе принято считать романский. Их покровителем и заказчиком был выдающийся коллекционер и ценитель произведений искусства той эпохи герцог Жан Беррийский, младший брат французского короля Карла V. Его имя прославила книга, вошедшая в историю под названием Великолепный часослов герцога Беррийского.
Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Но средневековое искусство выражало это зашифрование, своим значительно более условным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху, языком. Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника). Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены.
Искусство этой эпохи проникнуто духом символики. На сохранившихся образцах египетских тканей VI-VIII вв. Дерево, темпераКрещение ХристаНачало XVI в. Пинакотека, ВатиканИкона св. Из живописи исчезают такие жанры, как портрет, пейзаж, натюрморт.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). В то время значительно увеличилось количество картин, декоративных предметов, которые заказывали не служители церкви и не правители, а обычные люди хорошего достатка. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Он построен из известняка на двух десятигранных ярусах, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня, возможно, в подражание шатрам германцев. Марии в Мюльхаузене).
Восточный трансепт завершался полукруглой абсидой и хором западный имел над проходом высоко расположенный хор. Это касалось и жилых сооружений и храмовых, в особенности монастырских комплексов. Главным элементом оформления в книгах стали сюжетные миниатюры с изображением действующих лиц, пейзажей, архитектурного фона (см. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует). Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью. –песня, в кот.
и привела. В этот период борьбы нового со старым происходило столкновение в сфере идеологической -- новой гуманистической культуры с феодальной. Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св. Особенности картины. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне.
И естественно, что на этот свет было обращено всеобщее внимание. Экслибрисзаключениебиблиография Развитие живописи на протяжении веков Живопись – очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Роспись пещеры Альтамира, Испания Средневековые храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более разнообразным и прежде всего за счёт настенных росписей — фресок. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Стефана, ок. Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль). Это объясняется рядом причин. Устанавливалась обязательность соблюдения правил иконографии.
Но в целом создание франкского зодчего тяжелее и массивнее византийского храма. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей).
Начало иконографических систем относят на связь с религиозным культом. Перед ними будущее. витражи нах-ся в соборахШартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа (Сен-Шапель). Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св. Ян ван Эйк был великолепным портретистом.
Удивительное мастерство передачи всех оттенков человеческих переживаний сделало Джотто великим драматическим художником. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв.
Речь идет об изобретении масляных красок. Римляне называли их варварами. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Готическим первоначально именовали все средневековое искусство.
В 1420-30-е гг. Она была простой, тяжелой и очень прочной. На четырех парусах, поддерживающих купол изображали четырех евангелистов, а четыре столпа средокрестия символизировали прочность евангельского учения. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером.
Возглавлял строительство главный мастер, опытный и искусный архитектор. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. на стр. Она хорошо сохранилась.
Контраст между тяжеловесными, приземистыми очертаниями собора и духовной экспрессией его образов отражал христианскую формулу красоты – идею превосходства духовного над телесным. В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. В Англии – тяжеловесность, перегруженность композиции излишество архитектурных деталей. Несмотря на политическую раздробленность Европы, представлявшей пеструю и быстро меняющуюся мозаику народов и государств, на разные пути культур разных народов, были и объединяющие начала, основными из которых были: память о римском наследстве (римское право, в основных своих формах распространенное по всей территории Европы, римские города, традиции городской жизни), христианская религия, латинский язык, ставший основой романских языков и являвшийся важной составной частью германских языков, общие процессы искусства. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов.
169). Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Фрески и миниатюры XI-XII вв., выражая примат духовного над материальным, проложили путь для дальнейшего развития художественных направлений. В результате альбом превратился в цеховую книгу образцов.
Следя на протяжении XI–XV вв. Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры.
Среди этих построек главное место принадлежит собору или ратуше. Сикста) в Пьяченце. Собор Свв.
Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. Ломбардцы внесли свежую натуралистическую струю в утонченный стиль франко-фламандской миниатюры нач. Гораздо ближе был им мир фантастических животных и сложный узор орнаментов, которыми они украшали изделия из металла, дерева, кости, детали одежды, оружие, обрядовую утварь.
По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. Яркая красочность исчезает, на смену ей приходит монохромность. В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. Миниатюры рукописей первой половины XIII века нередко получают обрамления, напоминающие медальоны витража (Псалтырь Бланки Кастильской, Париж, библиотека Арсенала).
Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. В них вырабатываются своеобразные композиционные приемы, которые затем окажут влияние на построение образа в станковых портретах. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511 г. г. ), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. The Damned1499-1502. В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе. Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.
Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). Он получил название «готика». Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Типы фигур, особенности жестов святых подчинялись правилам и легко узнавались.
Вот таким образом они представляют собой как бы многократно репродуцированное обрамление. Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов.
В них чётко прослеживаются древнеримские традиции. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства. Господствовавшей стала базиликальная форма. Это была огромная работа. Мастерам, впервые столкнувшимся с этой задачей, было непросто создать иллюзию реальности изображаемой сцены. 218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе).
Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Расширяется и обустраивается общественными зданиями городская площадь. похоронили древние росписи, открывают красоту романской фрески в самых различных областях Франции: произведения различных художественных школ, всюду проникнутые основным единством. Характерно, что с натуры художники не писали. ис-ве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа. а в водах Сены плескались обнаженные девы изображая морских сирен. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов.
Их произведения не лишены интереса. Раскраска изображений условна.
Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. Трактовка фигур примитивна. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных. Живопись в Средние века была представлена книжными миниатюрами, фресками (роспись по стене), мозаикой, витражами и иконографией.
Тем не менее романский стиль (к. Письмо становится «живописным», страницу могут украшать различные орнаменты. худ., ок.
Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля -- так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Но при этом готическая скульптура – неотъемлемая часть ансамбля собора, она – часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. Ее лицо печально и задумчиво, а на руках Марии охваченный ужасом младенец Христос. Duomo-OrvietoBOUTS Dieric the Elder.
«Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков. Венчающие части колонн — капители — украшались сюжетными скульптурными изображениями. Скульптурные изображения помещали и на порталах по сторонам поперечного нефа. В большем относительно числе их сохранила Италия. 3.
Всюду в них бросаются в глаза огромные каменные кубы из которых сложена массивная стена, деревянные стропила кровли, сильно вытянутая крыша, высокое внешнее крыльцо, круглые башни и колонны и закругленные углы и пилястры, полуциркульные завершения дверей и окон, наконец, преобладание той же формы «римской арки» повсюду в декорации. В эпоху готики художники уже пытаются придать модели реалистические черты. Имена почти всех средневековых художников остались неизвестными. Наряду с церковными сюжетами появились фигуры античных философов, королей, правдивые изображения представителей разных народов иллюстрации назидательных басен.
По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. По всей территории бывшей Римской империи они уничтожили рабство, установив общественный строй, опиравшийся на свободный труд крестьянина-земледельца (речь идет об эпохе раннего, еще пред феодального средневековья).
Подобные соответствия В. Мортэ остроумно назвал символизмом задним числом (symbolisme a posteriori). По снегу облаков неслышной поступью к нам приближается, плывет прекрасная Дева. К этому времени заметно расширяется производство, увеличивается сеть дорог, земля становится более «обжитой» и обозримой. Эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того положение.
В оформлении ранней готической книги сказывается влияние архитектурного декора. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. Изменяется и характер витража.
человеческого лица». Четные числа священных персонажей соответствовали симметрии архитектурной конструкции и композиции храма. centrum — центр, средоточие), в отличие от пантеизма предыдущего времени (античности) и последующей эпохи Возрождения. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета.
Это был Ян ван Эйк. Среди преобладающих сюжетов в византийской живописи можно выделить распятую на кресте фигуру – символ страданий, фигуру женщины с раскинутыми руками – символ матери, фигуру с нимбом – символ святости, фигуру ангела с крыльями – символ чистоты и непорочности.
государств германских племен произошло их обращение в христианство. Когда мрак уже опустился на всю Европу, свет еще долго не угасал на берегу Босфора.
Параллельно с этим складывалось и росло городское сословие. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Сюжет.
Средневековье стало началом для возрождения литературы. Высокого уровня достигает во Франции искусство миниатюры. В чём смысл этого занятия.
Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте). известные школы официального искусства. Согласно подобной медиевистской концепции (от лат. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Из светской архитектуры появляются пфальцы – замки для временного проживания короля. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания.
Для искусства Средневековья характерно использование системы символов. Внутри книги были полны рисунками или миниатюрами. Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы. Из прозрачной мозаики он превращается в род живописи по стеклу. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов.
Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Она наиболее ярко воплотила новые представления об окружающем мире. Вероятно, он учился во Франции, в 1125—1130-хгг.
Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Ему завидовали, его старались похитить. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Городской и особенно сельский труд трактован здесь идиллически, с точки зрения богатого художника, вышедшего полюбоваться на него в час досуга. Они – живописны и красочны. Примеры:SIGNORELLI Luca. Постепенно за расположением живописных сцен в храме закрепили определенное место.
Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. Мы не знаем русских натюрмортов или пейзажей.
Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация. Главными формами византийской живописи были монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска) иконопись, книжная миниатюра. печах, затем резали всоответствии с подготовленным рисункоми набирали на спец.
Но к концу XIII века положение начинает меняться. Династия Каролингов названа по имени ее основателя Карла Великого (768-814). Миниатюра (от лат. Следовательно, определяющим фактором является не хронология, а категория художественного стиля.
Романский замок и романский (в особенности раннероманский) храм выразили лицо западного общества в это время. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). До XII в. главными культурными центрами были монастыри, где было больше всего образованных людей, обсуждались строительные проблемы, переписывались книги. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре.
В выразительности изображений огромную роль играли цветовая звучность и фактура живописи. Средневековое искусство отразило новое понимание положения человека в мире (творение Божие и его раб, микрокосм и тлен), провозглашало новые моральные и духовные ценности и на их основе создало свою эстетику, утверждавшую примат духовного начала над материальным и стремившуюся к универсальности эстетической оценки «божественной вселенной». На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Но как изобразить неизобразимое.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513 г. ), символ материнства и самоотречения. В конце 8 в. была возведена восточная ее часть, в конце – обширный атрий строительство продольного трехнефного, лишенного трансепта корпуса продолжалось до конца 12 столетия. Культовые постройки преобладали среди каменной архитектуры эпохи Каролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий). Отдернут занавес и перед нами небеса.
Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. В XII в. первенство стало переходить к новым хозяйственным и культурным центрам — городам.
Готическая скульптура по сравнению с романской больше похожа на круглую статую. известные школы официального искусства. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Строительство храмов послужило средневековым мастерам стимулом для освоения римской строительной техники – не случайно стиль этих ранних средневековых соборов получил название «романский» (термин был введен в начале XIX века). В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью -- взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Именно в Средневековье зародилось ощущение масштабности роли человека во Вселенной, столь отличное от привычного образа букашки, чья судьба полностью находится во власти грозного бога.
Книги в раннем средневековье были редкостью. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение. Средневековая живопись (книжная миниатюра, монументальнаяживопись, витражное искусство).
Главные жанры скульптуры— портрет исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. До появления определенного натурализма в искусстве готики, средневековые портреты были далеки от документальной достоверности.
Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Поскольку в христианских храмах, в отличие от античных языческих, богослужение ведется внутри храма, то строители много внимания уделяли как внутреннему оформлению стен, так и храмовой утвари. Можно, однако, сказать, что архитектурная массивность наиболее сильно выражена в соборах германских (Шпейерский, Майнцский, Вормсский), а декоративная роскошь — в Италии, где сами архитектурные формы уже производят впечатление легкости, где особое имя пизано-романского и романо-тосканского стиля (храмы Пизы, Флоренции, прелестная церковь Сан-Миньято) выделяет эту разновидность из романского родового целого.
Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Theos — Бог и лат. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему. Марка и Амьенского лабиринта. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным.
И это не метафора. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. Вот таким образом такие качества людей того времени, как личная энергия и инициатива, смелость и упорство в достижении поставленной цели, обрели для себя в Италии чрезвычайно благоприятную почву и могли раскрыться здесь с наибольшей полнотой.
Храмы приобретают более легкие, стремящиеся вверх очертания. Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. В центре композиции всегда изображалась фигура Христа. Эти же черты характерны и для появившихся в начале II тысячелетия декоративных предметов домашнего обихода, а также для книжных миниатюр. Однако и здесь на всем был виден отпечаток романского стиля.
Обозревая алтарь, приделы, все внутреннее убранство, прихожанин постигал сущность христианского вероучения. Такие же заостренные формы приобретают башни и крыши готических храмов. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Итальянские гуманисты считали его порождением готов, в начале V в. разграбивших Рим. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Длятого чтобы написать мотет, комп.
Paradis1450MusEe des Beaux Arts, LilleMICHELANGELO Buonarroti. Ее исполнял один певец смногоголосным инструментальнымсопровождением. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. Впоследствии так стали называть искусство эпохи в целом.
В архитектуре преобладал купольный тип храма. 3 На тканях встречались самые разнообразные рисунки. XII – XIII века – эпоха зрелого европейского средневековья. При сооружении каменных зданий средневековые зодчие столкнулись с рядом технических трудностей, в частности при возведении перекрытий: деревянные балки и потолки часто горели, каменные же конструкции — арки, купола, своды — имели полукруглые очертания и, подобно натянутому луку, как бы стремились раздвинуть стены постройки в стороны. Однако установлено, что подобные отклонения всегда были случайными и объясняются исключительно техническими причинами, поскольку храм строили в течение столетий многие зодчие. Простые воины-дружинники и земледельцы, не знавшие грамоты, еще долго сохранявшие общинные формы отношений (даже внутри уже сложившихся государств) и языческие верования, они положили начало всей современной европейской культуре. 1371-75, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха).
Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности. Можно утверждать, что Византия уберегла мировую культуру. поднимаются уже соц.
Высшее создание готики — величественный городской собор. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины.
Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Алтарной части церкви предшествовал поперечный неф.
Само искусство приобрело новые черты, резко отличавшие его от искусства Греции и Рима. Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода (в частности, Каролингского Возрождения) и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. Стефана.
Прототип Мадонны. Верхнюю часть занимало небо, нижнюю – земля, по правую руку Христа находился рай и праведники (добро), по левую – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранилась палатинская капелла в Ахене (788-805).
Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. Особо следует сказать об оформлении книг. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк (в храмах западная поперечная постройка (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах), служившая, в частности, целям придворного церемониала. Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты.
Tempera on wood. Изображения в византийском искусстве, как правило, плоскостны. Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400-1420-е гг. Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии.
Никогда ранеецвет и свет не играли такой символическойроли. К примеру, объясняя базиликальный план церкви изображением человека с раскинутыми в стороны руками (рукава трансепта), они объясняли некоторое отклонение апсиды от главной оси храма тем, что она будто бы изображает склоненную набок голову распятого Христа. Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов. Использование цветных стёкол в окнах церквей восходит ещё к раннему средневековью.
Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Так, например, движение умирающего св.
С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. В византийском искусстве складывались новые принципы развития церковной живописи. Во Франции – это ясность пропорций, чувство меры изящество форм.
К концу века в этих странах, а также в Испании, развиваются местные школы по примере нидерландской — наступает Северное Возрождение. de Honnecourt), монах цистерианского ордена, в 1230-егг.
работал над статуями для собора в Амьене, возможно также, в Реймсе. и даже стиль Барокко XVI—XVIIвв., проникнутый христианским мистицизмом, а также Маньеризм. Затем пражская школа живописи распространила свое влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
Уже в XII веке появились нецерковные школы. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. После смерти Виллара альбом хранили в г. Сен-Кантен, в масонской артели, добавляя к нему новые рисунки (проблемы авторства не существовало). Высокого расцвета в этот период достигла рыцарская поэзия, складывалась литература городского сословия.
Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием иконографические схемы постепенно менялись. На занавесях Св. Второй расцвет византийского искусства продлился два с половиной века. К XI в. обширное каменное строительство развернулось по всей Европе.
на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Фёдора Стратилата и Фёдора ТиронаXV в. Эрмитаж, С. -ПетербургВ Западной Европе внешне всё совсем иначе. Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует абсолютно отождествлять с восточным, азиатским. Он предстал огромным и динамичным.
Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). особенно пышный расцвет романского убора наблюдается в зодчестве церковном. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок.
Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. До 1559Ярославль. Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. рыцарский куртуазныйроман. Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного.
вопросы:кто достоин любви – учтивый простолюдинили бесславный барон. Со временем отрицание всего античного наследия стало ослабевать. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Третий период расцвета византийского искусства падает на середину XIII – середину XV века. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках.
Отсюда – внешняя броскость, приглядность изысканность их картин. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Отсюда иконографический канон в размещении росписей и мозаик. Во Франции мастера уделяли особое внимание оформлению западного фасада, который был богато украшен скульптурой. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII--XIV в. -- Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто XV в. -- раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV--первая треть XVI в. --Высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто). Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского».
Для готики характерны стрельчатые, устремленные вверх арки. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый Богатейший часослов герцога Беррийского (около 1411-1416). Распространились книжные миниатюры – таким образом пытались усовершенствовать и украсить книги, делая их более привлекательными для потенциальных покупателей. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков.
XV века. Аахенская капелла (илл. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Византия, отбиваясь от варваров, окруженная постоянной опасностью, все же продолжала существовать, как больной, дряхлеющий, но не оставленный жизнью организм.
Связующим же звеном между миром древним и новым явилось христианство. В среде горожан рождалось свободомыслие и критическое отношение к феодальному строю.
Рост городов, развитие ремесел, торговли постепенно меняли уклад жизни. 171, рис- на стр. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло.
Эти различия, с годами нараставшие, грозили церковному единству. Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Созданные художниками совершенные образы олицетворяли связь между миром земным и небесным. Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала.
Каждая деталь здесь была важна не сама по себе, а как выражение этой идеи. Отличительные черты произведений, созданных художниками этой школы, — наличие орнамента, позолота и пурпурная окраска бумаги.
к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Особые соединительные арки — аркбутаны передавали давление сводов центрального нефа, который был выше боковых, на контрфорсы, расположенные вдоль стен. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Это сознавали и западные люди того времени.
Начиная с XI века в феодальном обществе неприметно накапливались черты нового. Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей.
Вариантом центрического сооружения является капелла св. Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. 1260-70. Восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом.
В 1430-х гг. Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок. Именно города становятся сосредоточением оппозиционных феодализму тенденций (многие передовые города стали центрами распространения ересей). Это было важнейшим событием в истории европейской музыки.
Не подлежит сомнению существование связей между некоторыми приморскими городами Европы и азиатскими торговыми портами, кроме того, мы имеем сведения о существовании крупных азиатских, преимущественно сирийских, колоний в разных городах Центральной Европы (напр., в Трире). Возникла масляная живопись. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете – П. Сорокин).
Среди них выделяются Мастер Тржебоньского алтаря (Воскресение Христа, конец XIV века), Мастер Вышебродского алтаря (Моление о чаше, сер. Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. До X в. в Европе длился период так называемых «темных веков». Потолок стали покрывать синим цветом и усеивать его золотыми звездами – эффект, любимый итальянской готикой. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г. Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св.
Оно и понятно. Картина мученической смерти Христа во искупление грехов человечества. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье.
(Архитектура и скульптура средних веков были Библией в камне.
Средневековое изобразительное искусство: русское и западноевропейское. По своим внешним признакам они различаются достаточно сильно:В русской живописи до XVIII столетия почти абсолютно не было описательности. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Так, отношения сторон фасадов следовали правилу золотого сечения (2:3 или 3:5), однако это правило подкреплялось теологически. Из огромного числа бытовавших в церковной практике (преимущественно римской) напевов были отобраны наиболее употребительные и отвечающие духу религиозности они распределились по дням церковного календаря, каждый был строго связан с определенным моментом церковной службы.
Сильным толчком для развития и обновления всей жизни послужили крестовые походы (при всей их чудовищной жестокости, вызванной религиозным фанатизмом): они открыли народам Европы новые земли и страны, вывели их из вековой замкнутости. Она была главным заказчиком художественных произведений. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу.
В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. Священное прошлое человечества представало на востоке храма (алтарная часть), его грядущее будущее (конец света, страшный суд) – на западе. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Внутри собора стройные столбы, окруженные тонкими полуколонками, стремительно поднимались вверх к стрельчатым сводам, аркады создавали величественную перспективу нефов.
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Описательность – характерная черта западноевропейской средневековой живописи. Мы видим, насколько много внимания европейские авторы уделяют проработке мельчайших деталей изображений. Когда мрак уже опустился на всю Европу, свет еще долго не угасал на берегу Босфора. В истории Византии этот этап занимает важнейшее место. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии.
Он не был единственным. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века).
Виллар де Оннекур (V. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. О кинематографе отчасти было сказано здесь.
С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Средневековая Литература: и ее особенности.
Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. В России в это время писал иконы Андрей Рублёв. Иконография (от др. - греч.
Когда появился термин «романское искусство», под готикой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV вв., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Они подчеркивали легкость и устремленность готической архитектуры ввысь. То же самое прослеживалось и в живописи. 1412-15), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы.
Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Почти везде фоном служат строения времен античности. Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античности, с большей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ). В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. В храме перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение. Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует совершенно отождествлять с восточным, азиатским. 220). Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. Варвары не видели в изображениях людей и богов никакой ценности и уничтожали их.
Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I». В политической жизни установилась большая или меньшая стабильность, вследствие этого исчезла необходимость превращать жилище и храм в крепость развитие науки и техники привело к усовершенствованию способов строительства, открытию новых методов обработки металлов, стекла и т. п.
Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство. Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов. Имелся ли для него реальный прототип. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве. Эволюция французской готической иллюстрации характеризуется все более широким включением реалистических деталей. Среди них выделяются две — фигуры Маркграфа Экхарда и его супруги Уты. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике.
Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса.
Петра). Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Оно и понятно. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Искусство сплочало государство.
Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. Так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу античности. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали.
Мало того, животные, человеческие и фантастические образы сливаются с буквами, обогащают их образную выразительность. Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. Особый выразительный эффект создавала так называемая «обратная перспектива», очень часто использовавшаяся в церковной живописи. Именно в этом городе был найден художественный стиль, отвечающий новому идеалу красоты. 1370-80, Вена, Музей города). Подобным образом символически осмысливаются формы круга, квадрата, октагона.
Архитектоничность таких изобразительных композиций проистекает от декоративности — органичной связи с пространством архитектуры, а их внутреннее изобразительное пространство строится рядом последовательных плоскостных планов. Единообразное христианское пениепостепенно вводилось во всех странахЗ. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест». Имя их создателя неизвестно, его называют Мастером из Наумбурга. При императорском дворе расцвело искусство книжной миниатюры.
Искусство возведения каменных сводов и арок было забыто на несколько столетий. Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. При всей условности приемов миниатюра передавала сюжет в живой и выразительной форме. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора. В конце VIII в. началось Каролингское Возрождение.
Во 2-й пол. Однако его достижения затмил один из последователей известный сегодня практически каждому, кто интересуется изобразительным искусством. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену.
Готические картины не чужды идее пространства, но фигуры и предметы разномасштабны, перспектива, если она есть, «обратная», то есть люди на первом плане меньше чем на втором, а линии предметов уходящих в глубину, расходятся. Он приходится на промежуток правления македонской династии (867 – 1057). Крупными центрами художественных ремесел были монастыри, такие как Хельмарсхаузен в Падерборне (Северный Рейн-Вестфалия).
Люксембургская династия была родня французам при дворе работали итальянские, французские, чешские и немецкие мастера. 1267-1337). Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. А чтобы немного понять о том, к чему призвано, к примеру, такое явление, как живопись, я думаю, уместно взять два примера.
Внутреннее убранство храмов было значительно богаче. С наступлением эпохи готики стиль мышления изменился. Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Замечательным памятником переходного периода от поздней романики к ранней Готике являются скульптуры собора в Наумбурге — городе в центре Германии, в земле Саксония-Анхальт. Важно учитывать и то обстоятельство, что деятели церкви, особенно в Западной Европе (где грамотными были по преимуществу клирики) нередко совмещали церковные и светские должности: в Византии они были выходцами из крупной аристократии, не чуравшейся светской образованности и это не могло не накладывать определенного отпечатка на характер заказываемых ими произведений.
Классический тип ранней средневековой культовой музыки складывался постепенно. В Западной Европе церкви имели вытянутую среднюю часть. Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». Такая на первый взгляд необычная концепция теснейшим образом, — пишет М. Пруст, — связана с идеей преемственности эстетической традиции, которая не обрывается с переходом человечества к христианству. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Здесь хранились древние манускрипты – бесценные сокровища человеческой мысли: монахи переписывали их, сберегая от разрушений временем при монастырях организовывались школы, мастерские письма (они способствовали распространению книжного дела), ваяния, резания по дереву, а также певческие капеллы.
Кроме того исчезала необходимость торопиться, сопровождавшая написание картин при помощи темперы: составляющий ее основу желток очень быстро высыхал. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур -- все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне. Варвары поклонялись силам природы громную роль в их жизни играли магические обряды. Их граждане гордились своими завоеваниями. Синий цвет считался также символомверности.
Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени». Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). Первыероманы появились во Фр. путешествовал по Европе в поисках работы строителя. Создавая свои панно, Джотто применял изобретенную к тому времени итальянцами технику фресковой живописи. Стали возводиться каменные христианские храмы.
Вожди варварских племен стремились приобщиться к этому величию. Он стал основателем итальянской школы живописи, предложив совершенно новый способ изображения пространства. был резиденцией епископа. С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды.
Возможно, это вызвано необходимостью облегчить узнавание изображённого персонажа или сцены, но скорее всего это было вызвано необходимостью согласовать изображение с теологическими утверждениями. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса. Полуциркульные арки сменяются заостренными кверху стрельчатыми арочными проемами. В символическом смысле — проема из мира материального в мир духовный, трансцендентный. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне.
В 7 – 8 вв. Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне. В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд.
Краски на его полотнах создают ту игру света и тени, которой так не хватало многим его предшественникам для передачи реальности. Чуть позже появился готический стиль. В готическом зодчестве она постепенно хиреет. Долгое время примером каролингского церковно-монументального искусства служила только мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре (илл.
Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Во Фландрии были изобретены масляные краски. FrescoChapel of San-Brizio. Среднее геометрическое число многих отношений обозначалось эстетической категорией «Ad meridianum (лат., К середине), что можно перевести: К равновесию, гармонии, золотой середине. renaissance «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи.
Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство. Сильно овосточенная Византия сохранила все же свою классическую основу и эта основа не переставала сквозить в творчестве западного художества, попавшего под порабощающее влияние Византии4.
В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. И именно живопись заняла в искусстве Византии главенствующее место. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных районах Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы (например итальянское романское искусство испытало более сильное влияние византийских традиций). XIV века).
Целые кварталы города были заселены переписчиками, переплетчиками и миниатюристами. Среди статуй святых вдруг появлялись странные существа – грифоны, химеры, причудливые полуживотные-полурастения: в «космос» храма они вписывались, вероятно, как изображение злой «нечисти».
Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны. «Materiam superabat opus»). Народнаясмеховая к-ра преобразилась в сатиру ипородила новый жанр – фарс (грубыйкомизм с присущим ему издевательством). Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Ему завидовали, его старались похитить. Наиболее известнымэпич. Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете.
Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными. Средневековье создало культуру, отличную от античной.
Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество -- повышенный духовный контакт со Зрителем. Подобно другим искусствам, профессиональная музыка в течение долгого времени развивалась в рамках церкви: «серьезное», «содержательное» было для средневекового человека неотделимо от понятия «религиозное». Их очень любопытно разглядывать.
Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. Это сознавали и западные люди того времени.
Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды. Он должен был затмить величием и блеском западную столицу. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Е. он.
В отличие от своих предшественников, художники VIII—IX вв. Возведение общественных построек, установка монументов, украшение главных сооружений города были делом государственной важности и предметом внимания высших должностных лиц. Временами, в некоторых местах, эта классическая основа проявлялась с особой яркостью. Популярныйжанр – фаблио (во Фр. ), шванк (Герм. ).
X – XII вв) стал первым общеевропейским стилем. Образцом книжной миниатюры этого времени является Утрехтская псалтырь. Можно утверждать, что Византия уберегла мировую культуру2. все больше места в изоб. В границах этой традиции работал Джотто.
Эта нидерландская живопись в 1-й пол. Наивысшего расцвета алтарная живопись достигла в Чехии. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров. Там же находились усыпальницы знатных лиц.
1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах. Город с 1028г. Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Западной Римской империи (V в. ) до начала эпохи Возрождения (XV в. ) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами. Как и скульптура, готическая живопись очень экспрессивна, драматична и полна любопытства к увлекательным подробностям реального мира (например, если изображали птиц сидящих на дереве, то было узнаваемо, что это за птица, если цветы, то каждый цветочек изображался отдельно с прорисовкой всех лепестков). Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ). XV века.
Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. На рубеже VI и VII веков ее завершил папа Григорий I (540 – 604). Михаила в Фульде (илл.
Готический стиль в разных странах имел ярко выраженные национальные черты. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует абсолютно отождествлять с восточным, азиатским.
Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Скажу честно – глядя на работы современных авторов, я не понимаю, как именно. Средневековое искусство -- особая ступень в мировом художественном развитии. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.
В XIII—XIV веках Париж приобретает значение общеевропейского центра изготовления книги. Возрастает количество светских книг. Внутреннее пространство восьмиугольника весьма искусно соединено с внешним шестнадцатиугольником. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Живопись Средневековья еще в романский период обогатилась новым приемом.
Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». К восточной его части пристроена низкая четырехгранная с внешней стороны и многогранная изнутри абсида. Начало ему положило падение западной части Римской империи. Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви.
Согласно утверждению Блаженного Августина (354—430), Ноев ковчег имел пропорции: 300:50:30 локтей, таковы же пропорции идеальной фигуры человека (отношения роста, ширины и толщины 30:5:3), соответственно должно строиться и здание. Зодчие готических соборов были смелыми экспериментаторами. Это время, когда духовная насыщенность византийского искусства достигает предела, когда складываются признаки византийского стиля и он проникает в другие страны. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий».
Канон в известной мере обусловливал и образный строй изображения. Куски стекла становятся крупнее, участие кисти все более заметно.
Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. Временами, в некоторых местах, эта классическая основа проявлялась с особой яркостью. В Милан приезжает множество мастеров, в свою очередь, ломбардская продукция широко проникает во Францию и Бургундию. 2. Более разнообразными стали и темы изображений.
Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Варвары ненавидели города и боялись их. С 1240г. Это, в свою очередь, приводило к деформации, дематериализации изобразительных форм.
«родник» из серии 8 гобеленов, вытканных на одноименной мануфактуре при королевском дворе в 17-ом веке Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св.
И естественно, что на этот свет было обращено всеобщее внимание.