Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Эдгар Дега: Французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. К концу жизни из-за болезни глаз (он застудил глаза в армии, во время франко-прусской войны 1870—1871 годов) Дега не может больше заниматься живописью и переходит к скульптуре. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.
Дега Эдгар (Degas), французский живописец, график и скульптор. «меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. «меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. В 1853 году Дега начинает изучать право, одновременно берет уроки живописи в мастерской Барриаса. Композиция и рисунок — элементы живописного языка, с помощью которых Дега пытался преодолеть статику станковой картины.
1858 – 1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок. К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Юность Дега-художника была отмечена метаниями в поисках выразительных средств и сюжетов, которые бы в полной мере отвечали его пониманию прекрасного.
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). В них эффект раздельного существования фигур и фона звучит явственнее. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей.
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Каждый глядит в свою далекую пустоту, не замечая другого. Поездки по Италии и влияние итальянских живописцевXV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллелли. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». В этом их сила и слабость.
Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Он жил один. «Всё, что я делаю — это результат размышлений.
Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Он создает целые серии «причесывающихся», «одевающихся», «выходящих из ванной», «занимающихся туалетом», «вытирающихся» и т. д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя: их позы были исполнены изящества, движения – грации.
1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок. Оба оставались завсегдатаями Оперы. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. 1871, Коллекция Бюрле, Цюрих).
Вообще же, художественные интересы виконта отличались изрядным разнообразием. Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. На соседнем с женщиной столике стоит графин с водой использовавшейся для разбавления абсента. Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. Как Дега, они свободно переходили жанровые границы. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Речь идет, разумеется, не о каких-либо заимствованиях, а именно о способе видения, порождающем особую композиционную двупланность: по существу фризовое размещение фигур переднего плана при ограниченной глубине пространства, которое становится для них фоном.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Роберт Херберт усматривает способ подчеркнуть тренированное безразличие фланера. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Холст, масло. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. Если исследовать его генезис, следует вспомнить о мастерах раннего Возрождения, живопись которых Дега изучал повсюду и в Лувре и в своих итальянских путешествиях. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Двумя именами – Дега и Лепика – подписан этот лист: случай, чрезвычайно редкий.
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Как изящно выточена ее нога, как трогательно-умильна ее улыбка, сменившая собою профессиональную гримасу и вызванная неподдельным «контактом» с публикой. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Он жил один. 1869 – 1872, Бостон, Музей изящных искусств).
Вместе с тем эффект подмечен точно, хотя своим происхождением фотографии не обязан. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Мне вспомнилась парочка в бистро.
Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков. Рядом с ней дочери — старшая, Джованна и младшая, Джулия, сидящая, поджав под себя ногу и повернувшись в сторону отца — барона Беллели. О вдохновении интуиции, темпераменте я и знать не хочу».
Эта двойственность, а точнее сказать, более глубокое понимание человеческой натуры. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Она возвышается словно массивная темная пирамида.
Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. 1880 – 1890, Париж, музей Орсе). Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Он хотел, чтобы воспоминания и фантазия были «свободны от тирании правды». В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. «Арлекина» Пабло Пикассо тоже можно было увидеть в Москве. То есть, далеко не всё. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Вот она — тайна подтекста, когда так мало на поверхности и так много в глубине. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание). Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Со временем он приобрел фотоаппарат и сам ею занялся. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. Некоторые выставки он помогал организовывать.
Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Эта большая работа создана около 1879 года на ней изображена балерина, сидящая на скамье. Ренуару для Бала в Мулен де ла Галетт (1876, Музей Орсэ, Париж), позировали его друзья, но во всех этих и других подобных случаях картины не воспринимались в качестве всего лишь портретов. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем). Этот момент преображения Дега и запечатлел в «Голубых танцовщицах».
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Они работали с натуры, он — только по памяти. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Замкнутый, язвительный, скрытный в личной жизни, художник был одержим настоящей страстью к изучению окружающей действительности. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе). В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Мы видим отдельные положения, отдельные па балерин — все то, что не видно очарованному зрителю из чего слагается театральная иллюзия. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон). Конечно, это не значит, что художник развертывает перед нами целостное зрелище того или иного балета как представления верный своему обычному композиционному принципу, Дега показывает нам только уголки театра: части сцены, фойе или уборной (иногда видимой даже через дверную щель) — но даже там, где у Дега всего лишь две или одна танцовщица, мы вычитываем целое, мы чувствуем все характерные грани балета.
Еще в юности он как-то записал для себя: «Ах, Джотто, не мешай мне видеть Париж. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства.
Работ Пабло Пикассо на торгах Sothebys много — целых семь. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»). Тот много экспериментировал в гравюре и изобрел особый метод мобильного офорта. ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский художник, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев.
Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Она пришла к нему довольно поздно, под сорок лет. Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному.
Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Цветы на картине кажутся сделанными из жести, настолько они твердые и угловатые. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон).
Э. Дега «Мытьё» (1886). На второй выставке импрессионистов Лепик был представлен уже 36 номерами. Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело.
Наряду с семейством Лепика на первом плане картины присутствует еще один персонаж. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Это действительно труженица балета — не жрица, но жертва его. Его прельстила не та или иная прима-балерина как пластическая индивидуальность.
Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Остальные выполнены пастелью.
Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. «Семейство Беллели». Вместе они занимались верховой ездой. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Самые последовательные из них, как Моне и Писсарро, писали мгновенность впечатления от жизни.
Чтобы довести аналогию до конца, напомню, что и в скаковой серии момент бега занимает Дега гораздо меньше, нежели «проездка» лошадей ибо последняя дает большую свободу группировок, большее разнообразие движений. Это название «прилипло» к художникам, как маска к лицу, когда Клод Моне назвал так свою картину — «Впечатление. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Во всех этих образах утверждалась новая, ломающая все академические каноны красота. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Эдгар Дега получил художественное образование во французской Школе изящных искусств, в классе Ламотта, который был одним из лучших учеников Энгра.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Начал Дега со строгих композиционно исторических картин и портретов, среди которых «Семейство Беллелли», после чего перешел к импрессионизму изображая современную городскую жизнь – улицы, кафе, театральные представления: «Площадь Согласия», «Абсент». Душа его искусства – линия, острый, подчас гротескный рисунок. Также можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей – и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило. Чудо искусства и поэзии рождается именно из прозы жизни.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Все, что я делаю, есть результат размышления и изучения старых мастеров. Мои же женщины – честные человеческие существа, они не думают ни о чем другом, а заняты своим делом.
Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Хюттингер). Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Конечно, у него есть несколько пейзажей.
Печально, дар Кайботта приняли лишь наполовину, разместив в Люксембургском дворце (ныне это собрание составляет основу Музея дОр-се), остальная часть после смерти художника «ушла» к коллекционерам за океаном. Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение.
Гоген и числится по другому ведомству — постимпрессионизму. 1886, Париж, Музей Орсэ). Они находятся достаточно далеко от группы переднего плана.
На этих принципах оказалась построена вся его деятельность: Дега с его стремлением к точности, приближенной к кинематографичности, привнес в импрессионистское движение особую свободу, особый сорт правды жизни, переданный графически. Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872) у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей) в Швейцарии (1882). Сравнительно незадолго до написания Площади Согласия, в 1874 г., он вместе с Лепиком исполнил свою первую монотипию – изображение знаменитого хореографа Большой Оперы Жюля Перро во время репетиции (оба художника разделяли увлечение балетом). Словом, она не замышлялась как портрет Лепика для Лепика.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. «В течение всей своей жизни, — писал Поль Валери, — Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. «Месье Ренуар, — с нажимом ответил Дега, — может писать где хочет». Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Площадь Согласия дает едва ли не лучший пример Парижа, увиденного не без помощи Джотто.
Импрессионистов «первого часа» сменяют пуантилисты во главе с Жоржем Сера. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Мне нравится эта суровость». Тонкий психологизм, одухотворенность, ощущение тихой жизни души воплощены здесь с глубиной, сопоставимой с духовными открытиями литературы столетия и в то же время внимание к форме, отточенность линии, каллиграфия рисунка заставляют вспомнить работы Фуке и Фр. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Ноги женщины немного вытянуты вперёд, плечи опущены, взгляд потухший.
Impression — впечатление. Гравюры Лепика высоко ценил Дега. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета.
Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Эдгар Дега, сын своего времени, ничего не утратил в иной эпохе. Он боготворил Энгра.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В ней нет плакатной броскости, однозначности и лаконизма Пикассо, но в бесхитростной композиции предстает то, что выше символа, — сама жизнь. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Колористика картины, построенная на ограниченном сочетании цветов, придает полотну ощущение строгой ясности и уравновешенности.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Однако не только ритм и движение пьянит Дега в зрелище балета и побуждает его опьянять нас, зрителей — столь же подвластен он (особенно во второй половине своего творчества, начиная с 90-х годов) красочной гармонии, фантасмагории цвета. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Главный персонаж картины – Людовик (полное имя Людовик-Наполеон) Лепик (1839-1889), художник, чье творчество впоследствии оказалось забытым. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
На выставке представлены две картины, подписанные Моне и предлагается небольшой фильм об атрибуции этих полотен. Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью. Дега — художник Парижа, не сторонний созерцатель, однако и не участник, скорее — действенный наблюдатель парижской жизни, сам «горожанин и друг горожан». Э. Дега начинает использовать пастель. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Он поступил в Школу изящных искусств, учился у Кабанеля, затем у Глейра, в то самое время, когда там появились будущие импрессионисты Моне, Ренуар, Сислей, Базиль. Основой процветания города была торговля хлопком. Делакруа говорил: «одна линия неимеет никакого значения нужна другая, чтобы дать ей выражение».
Впрочем. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великогоо французского живописца Ж. Д.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Все здесь полно осмысленного движения. Э. Дега. При исследовании полотна в инфракрасных лучах заметно, что оно создавалось не в один прием. В них мерцает и искрится вся многоцветность феерии.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Школа театрализирует ее для сцены, но. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. Это было сказано парадоксально и резко, но, несомненно искренне.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). несколько быстрых черных мазков на сером означают траурные ленты по потерянному после франко-прусской войны Эльзасу. В1873 г. художник вернулся в Париж. Иногда театр для него – это феерия, волшебство (Звезда, ок. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Тот послал туда четыре пейзажных акварели и гравюры Цезарь и Юпитер с подзаголовками Портрет собаки (Лепик, о чем красноречиво напоминает и Площадь Согласия, был ревностным собачником).
Он не менее портретен. Моделями для этого полотна послужили дядя художника Дженнаро, его жена Ааура и две их дочери – Джованна и Джулия. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В позе виконта действительно заключено что-то от движений кукловода. Однако импрессионистом Дега не был.
К тому времени, когда Дега исполнилось 30, он уже создавал полотна, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Новаторство Дега в передаче движения неразрывно граничит с его композиционным мастерством: у него очень сильно ощущается непреднамеренность, случайность, выхваченность отдельного эпизода из потока жизни. Но другим он отказывал в этом праве. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. В 1885 году эту пастель купил друг Эдгара Дега она хранилась в одной семье более ста лет — до своего первого появления на аукционе Sothebys в Лондоне в 1999 году (тогда при эстимейте 5-7 млн она была продана за 17, 6 млн).
Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно. Его композиции, в которых главную роль стали занимать балерины, жокеи, скачки, музыканты были очень смелые и необычные для того времени. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Он был старшим из пятерых детей. Плечи женщины опущены, взгляд потухший.
Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи. В1861году Дега знакомится сЭдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Э. Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке.
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. «А как же месье Ренуар. »— спросили его однажды. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Другое дело, что из столкновения неустранимых противоречий Дега научился (хотя и не сразу) извлекать интенсивную энергию творчества, да и вообще склонность к разрешению трудных (для других — непосильных) задач была у него в крови.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Можно смотреть на людей. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Лепик очень рано познакомился с Дега, а также с его братьями. Родился в состоятельной семье банкира де Га. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, FranceПо возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. (Абсент, 1876, Париж, музей Орсе). В Площади Согласия все иначе. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Ренуар, Моне.
Он также был известен как способный мимический актёр. Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Дега примкнул к этому движению практически с самого начала его возникновения. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». И эти надежды оправдались.
Позже он пишет портрет художника Лепика (Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Да был ли он настоящим импрессионистом. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Никого не видишь. Что не мешало ему отдавать должное «затворнику» Тулуз-Лотреку и немыслимому вне пейзажа Полю Гогену. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Это произошло в 1874 году. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Балет Дега — классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье»Мопассана и «Гримасам куртизанок»Пьера Луи. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Однако не следует переоценивать влияние фотографии на его творчество. Вот почему я люблю омнибус. Это происходит уже в середине 80-х подов — начинается время, когда появляются не только разногласия внутри самого движения, но и приходят новые веяния с Ван 1огом, Гогеном, Дега (который импрессионистом себя никогда не считал). Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Художник изображает не вакхическую пляску античности, не «евритмию» Платона, не гордую пластику Ренессанса, не медлительную плавность менуэта, — но театральный танец современной академии. В середине 1880-х гг. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок.
Дега Эдгар – французский художник, график, скульптор. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Говорим балет – видим картины Дега. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Балет, как его понимал Дега, отлично подходил к его философии времени. Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега». Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. И, однако именно в этой небольшой серии балерин на сцене Дега иногда изменяет себе. Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. Позади сидящей пары установлено зеркало, обрезанное в характерной для Дега «фотографической» манере. Собака вторит их роли и ее породистая наружность делает ее подходящим компаньоном (Лепик был собаководом). Изображая балерин на сцене, Дега уже всецело, безостановочно отдается живописной иллюзии. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
Он подобен Льву Толстому, подглядевшему репетицию оперы и написавшему «Что такое искусство». Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Основой процветания города была торговля хлопком. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. У самого Дега отношение к дендизму было по меньшей мере двойственное. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиялОноре Домье. Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей.
Говорим Дега – подразумеваем балет. Э. Дега «Абсент» (1876). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
В конце концов мы же созданы, чтобы смотреть друг на друга. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. 1876 – 1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи вЛувре, за время своей жизни несколько раз посещалИталию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров ИтальянскогоВозрождения. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
В Мужчине в окне Кайботта (1875, частное собр., Париж) изображен его брат в Мосте Европы художник представил самого себя. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Мастер утверждал своим искусством эстетическую ценность естественного, обыденного, того, что принято считать банальным, недостойным внимания художника он нацеливает восприятие зрителя на открытие прекрасного в окружающем мире. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Холодный дневной свет широких окон скучного танцкласса (против которых Дега так любит ставить своих героинь) превращает эти контуры балерин в дымчатые силуэты с нежно тающими облачками тюник. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Часто он рисовал не на полотне, а на картоне использовал разную технику в рамках одной картины.
Он жил один. Пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» оценена в сумму более 40 млн. Необычное для художника обилие обнаженной мужской натуры наблюдается на картине «Три возраста мужчины», написанной в 1942 году ее эстимейт 2-3 млн. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Но передача жизненной правды достигается не подражанием, а условными средствами искусства.
Дега был так давно и так недавно. считая, что на воздухе художнику не следует писать. Особенной близостью к персонажу из Площади Согласия отличается изображение Алеви в монотипии Людовик Алеви находит м-м Кардиналь в грим-уборной (1876-1877, Городская галерея, Штутгарт).
И где граница между характерностью и красотой. Ту же тему вычитываю я в картине Э. Дега «Абсент». Каждый зал выставки имеет свою микротему.
Считается, что Лепика Дега изобразил в Джентльменской гонке (Музей Орсэ, Париж). Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение.
В этой картине, где наибольший интерес Дега, кажется, привлекала Эйлау (у трехлетней девочки уже весьма осмысленный взгляд и повадки маленькой женщины), сам Лепик предстает в немного забавной роли демонстратора собственных дочерей, двух хорошеньки и ухоженных кукол. Но бывают мгновенья, когда иронические искры готовы совсем погаснуть в глазах правдолюбца Дега. В том же направлении действовали Кайботт и Ренуар.
Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Такие сценки полны неожиданности, в них очарование естественности, нередко они балансируют на грани гротеска. Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Круг знакомств самого Лепика, вероятно, был шире. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Картины Дега – это удивительно продуманные композиции, множество интересных деталей игра оттенков, линии, доведенные до совершенства.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Конечно, работа эта – столь же портрет, сколь и жанровая композиция, причем жанровая в абсолютно особом импрессионистическом понимании. Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. Он говорил Сиккерту: Сам я не люблю фиакров.
В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. И в многочисленной серии «танцклассов» и «репетиций» перед нами развертывается вся оборотная и черновая сторона оперной карьеры, которая мнится наивному зрителю столь «божественной и легкокрылой».
Одна из поздних работ Дега, одна из последних в его прославленном цикле балетных сцен. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». Он умер в 1917 году, но как художник — гораздо раньше, пораженный почти полной слепотой.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. В 1855 – 1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Много и плодотворно рисует, работает над портретом – это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. А ведь он родился в 1834 году, при Луи-Филиппе. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Например, в Женщине с хризантемами (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. В 60-х, его композиционно сложные и масштабные полотна на античную тематику, посылаемые для выставок в Салоне, становились объектом критики и предметом споров о компетентности художника в этом жанре. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Кайботт в 1881 г. в письме к Камилю Писсарро писал, что у Лепика нет никакого таланта. Дега, наверное, самый совершенный среди современных ему художников.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Мы подходим тут ко второй черте театральных впечатлений Дега.
Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Правда, уже в образах балетного быта, в изображениях закулисной жизни у Дега ощущалось некоторое раздвоение художнического созерцания его колорит всегда «благороднее» формы. Автопортрет (1854-1855). Он возводил это в принцип. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Дега писал своему другу: «Один хлопок. Та, которая продается, названа шедевром заслуженно: резко кадрированная композиция (от второй балерины виден только кусочек юбки) и сложного оттенка огромный зеленый бант за спиной танцовщицы придают работе энергичность и законченность. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. У Дега всегда был независимый стиль, его в отличие от большинства импрессионистов не привлекали пейзажи. На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре (фр. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Затем начинается игра света и тени. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании. Портретность их фигурных композиций на парижскую тему придавала холстам большую достоверность, вносила то живое чувство, которое возникает у художника, когда он пишет близких ему людей. Но известно, что цюрихский холст принадлежал некогда Лепику. Фотография, которой увлекался Дега, сделала более свежей и необычной композицию его полотен.
Эту пастель с характерным названием Портрет друзей в кулисах (1879, Музей Орсэ, Париж) художник показал на четвертой выставке импрессионистов. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Ellen Andre) за столиком в кафе «Новые Афины». Фланёров, которых уместно сравнивать с главным персонажем Площади Согласия, писал, в частности, Кайботт в двух версиях Моста Европы (1876-1877, Музей Пти-Пале, Женева и Художественный музей Кимбелла, Форт Уорт) и в Дождливом дне в Париже (1877, Художественный институт, Чикаго).
Под «правдой» он подразумевал буквальность. Как и другие импрессионисты, Дега придавал большое значение рамам, он сам проектировал их цвет и очертания. Девочки обрели самостоятельность.
Восход оолнца. Вот таким образом, кстати, он не любил пейзажа. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева.
Устроители пошли еще дальше, обнажив перед зрителями то, что обычно от их глаз скрыто, — так называемую «артистическую кулису» Например, на выставке можно увидеть палитры Ван lora и Сера, коробку с клубками разноцветных шерстяных ниток, с помощью которых Ван lor подбирал сочетание цветов для своих картин, балетную туфлю, принадлежавшую Дега, фотографии бородатых художников на пленэре и многое другое.
» (deliberation) — писал мастер. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманногоЛюдовиком Галеви. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. Камеры и средства достаточно простые, чтобы ими могли воспользоваться массы любителей, – это феномен конца 1880-х годов, наиболее явно обозначенный появлением первого Кодака в 1888 г. Площадь Согласия написана в 1875 г. Не важно, сколь убедительно картина подсказывает нам, что в ней есть что-то фотографическое и не важно, сколь тщательно разыскиваем мы в архивах стереоскопические виды (я провел долгие часы за этим занятием) не существует фотографий этого времени, которые по- настоящему походили бы на эту картину. Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Конечно, он изображал мимолетности бытия, останавливал мгновения, но делал это совсем иным способом, чем его друзья и сподвижники, «праведные» импрессионисты: Мане, Писарро. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами. Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Вполне вероятной кандидатурой представляется Людовик Алеви. Фланером выглядит Эдуард Мане в известном портрете Фантен-Латура (1867, Художественный институт, Чикаго) в цилиндре, с перчатками, с тростью в руках, словно только что собравшимся на ппрогулку.
И не так уж важно, написан он по его просьбе или по предложению Дега. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Сходство с другими его изображениями значительное.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Дега интересовала обычная жизнь людей. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва).
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Его кумиром и образцом всегда оставался Энгр — последний великий классицист Франции. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Сделав важный шаг к рассекречиванию своего спецхрана, руководство Эрмитажа рассчитывало не на шумные сенсации и скандальный успех, а на притягательность художественного поля «Неведомых шедевров». Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
Именно там, сияющей и воздушной, освобожденной от земного тяготения, выплывает на авансцену его «Прима-балерина», в своем розовом облаке, несомом волнами звуков, чтобы раскланяться с публикой. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Это «Голубые танцовщицы» — пастель из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина, написанная около 1897 года. Она понадобилась лишь, чтобы очертить границы площади. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. На нем безукоризненно сидящий сюртук.
Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел её. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанна. Так почему же все-таки балет и танцовщицы.
Тут нет и следа труда и пота, тут нет подделки и нет прикрас — только танец легкий, воздушный, заставляющий вспомнить образы давно минувших эпох, более счастливых и прекрасных, думал Дега, чем его собственная О «Голубых танцовщицах» один исследователь сказал, что цвет является в них «радиацией формы». Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Хюттингер). Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Его произведения ничего не воспевают. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.
1878, Париж, музей Орсе) иногда рутина, обыденность, утомительный труд (Репетиция балета на сцене, ок. Самая дорогая импрессионистическая вещь на Sothebys — это «Руанский собор в тумане» Клода Моне (эстимейт 16-22 млн). Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине.
92 х 68 см. Основой процветания города была торговля хлопком.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Но кто он. У этих деталей важная динамическая нагрузка: своими движениями они вторят движению семейства Лепика. Так угловатые и костлявые контуры балерин, подчеркнутые Дега с любовной проникновенностью Энгра, дают восхитительную игру линий, то пропадающих, то вновь возникающих на фоне стен или пола. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана.
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Родился в старинной банкирской семье. Слова Дега лишний раз указывают на его интерес именно к людям, к современным парижанам. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Его произведения ничего не воспевают. Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю.
Эдгар Дега — удивительная и чем-то загадочная фигура во французском изобразительном искусстве, за которой закрепилось случайно оброненное одним критиком название «импрессионист». Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане иМоне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. В обширной литературе, посвященной шедевру Дега, о нем сказано ничтожно мало.
Как показывает вся история фотографии, она не опережала живопись, а шла вслед за ней. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а скрытой камерой.
Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Затем его замечание подхватил Тимоти Кларк (из лекций): История. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. А. С. Пушкина). Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Экипаж на скачках (ок. Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора — до этого тщательно обходили стороной все художники.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. В Площади Согласия виконт Лепик показан отцом семейства. Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища.
С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Художник может быть и восторженным почитателем и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука – точностью («островидец» – так иногда называли Дега) каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком.
Девочки Эйло или Эйлау, названная так отцом в честь знаменитой битвы 1807 г. при Прейсиш- Эйлау и Жанин родились соответственно в 1868 и 1869 гг. Энгра. 1897 – 1899, Москва, Гос. В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре. Во всяком случае такое название закрепилось за картиной в галерее Дюран- Рюэля (на обороте, на подрамнике имеется ярлык этой галереи с заглавием Place de la Concorde). Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие «па», воплощая саму душу балета – динамику (Большая арабеска, ок.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Клуэ. Работа была задумана как одна из тех сцен современного Парижа, в которых в середине 1870-х годов концентрировались важнейшие аспекты творчества импрессионистов и которые в значительной мере были предвосхищены Эдуардом Мане (Балкон, 1868-69, Музей Орсэ, Париж Железная дорога, 1872-73, Национальная галерея, Вашингтон).
Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. С Дега такого случиться не могло, он мастер до кончиков ногтей. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
1872, Бостон, Музей изящных искусств). Да и вся эта картина — словно проблеск улыбки (столь редкостной. ) в угрюмом и насмешливом творчестве Дега. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Через год Дега вдруг оставил занятия в мастерской Ламота и уехал в Италию – страну великих мастеров Средневековья и Ренессанса. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. В 1873году художник вернулся в Париж.
музей изобразительных искусств им. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Академическими в этих работах являются только лишь сами сюжеты. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художникЖан-Луи Форен. Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе.
В самом простом варианте – детской непоседливостью. Тут надо пояснить отношение Дега к импрессионистам, с которыми его часто объединяют. 1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Дега, которого тешит контраст между реальным обликом балерин (их вульгарностью и худобой) и их живописным обличием (воздушный газ, розовый шелк и т. д. ), наоборот, более «правдив» в рисунке, нежели в живописи. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Так появились его ранние произведения. С Людовиком Алеви (1834-1908) известным драматургом и романистом, Дега связывала довольно тесная дружба в 1870-е годы.
Алеви, впрочем, был не только слушателем и зрителем. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Эдгар Дега скончался27 сентября 1917г. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен. Площадь Согласия Лепику не принадлежала и, скорее всего, ему не предназначалась. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» вСалоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. В дипломатических кругах говорили: из-за этих самых «Неведомых шедевров». Это признано совершенным воплощением отчужденности. Но рождается ли сама картина от чисто эмоциональной реакции на окружающее или в ее основе точный расчет.
Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. Дега, конечно интересовался фотографией.
Лепика Дега вывел во второй версии Балета из Роберта Дьявола (1876, Музей Виктории и Альберта, Лондон), где он показан сидящим во втором ряду партера, то ли дремлющем, то ли погрузившимся в слушание музыки, во всяком случае ничуть не интересующимся бурным танцем, который разворачивается на сцене. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Курбе иДелакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Впервые в этом качестве он фигурировал вместе со своими дочерьми в цюрихском портрете (ок. Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром.
Зато с тех пор он не переставал удивлять современников властной безусловностью своих живописных решений. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый. Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866 – 1868, Париж, частное собрание). Композиция картины необычна — смысловой центр резко сдвинут влево, где доминирует фигура одетой в черное Лауры Беллели.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. 1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе). Здесь есть неоклассическая пастель «Девушка в голубой шляпке» (1923-1924 годы, эстимейт 6-8 млн), которую составители каталога Sothebys не постеснялись (в общем-то справедливо) сравнить с мраморной головой Артемиды V века до н. э. Экспрессионистический натюрморт написан Пабло Пикассо 10 июня 1941 года в оккупированном нацистами Париже.
«Голубые танцовщицы». Дега писал своему другу: «Один хлопок.