Человек на картине явно не хочет, чтобы у его завтрака были свидетели, а прикрыть небольшой кусок хлеба совсем не сложно. На картине Павла Федотова молодой человек завтракает черным хлебом, потому что промотал имеющееся состояние и явно сильно нуждается, но стыдится своего бедственного положения. Картина также была большой (2 на 2, 5 м), но все же уже не такой огромной, как Завтрак на траве.
«завтрак аристократа» – картина известная еще и под авторским названием «Не в пору гость», которая является одним из самых известных и узнаваемых произведений живописца. Двадцать лет спустя Ренуар изобразил Альфонса на картине Завтрак гребцов вместе с детьми. «завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году. В 1863 году Эдуард Мане пишет картину «Завтрак на траве» (изначально «Купание») для Парижского салона, однако жюри не допускает ее к выставке. Завтрак гребцов дебютировал в 1882 году на седьмой выставке импрессионистов, где три критика отметили, что это лучшая картина на выставке.
«завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. «завтрак на траве» (Le djeuner sur lherbe) – картина великого французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926). Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике. Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну Завтрак на траве.
В 1955 году картина За завтраком была приобретена Третьяковской галереей у Лидии Руслановой, знаменитой певице русских народных песен и известной собирательнице картин русских художников и антиквариата. Публика картину Завтрак на траве так и не увидела. Не нужно долго гадать над этим вопросом, стоит взглянуть на картину и ответ готов, завтрак этого аристократа не может похвалиться количеством букв, только- Черный хлеб.
«завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe)— картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году.
Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом71. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник, при этом его интересовало не написание бытовых деталей, а запечатление свободным мазком игры рефлексов солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти46. Это можно почувствовать, в частности, в ряде детских образов, созданных художником.
Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции Алисы Меллон Брюс в Национальной галерее искусства (США). В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве»61100939410110295.
Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза – этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни. Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»66, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба68. Несмотря на амбиции Моне, «Женщины» были отвергнуты жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»59.
Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Франция. Он разговаривает с поэтом Жюлем Лафоргом. Сюжет взят, думается изжизни.
Такому же вниманию удостоились утренние яства и их разнообразие. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве».
Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»69, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины70. Художник по очереди приглашал своих друзей в ресторан, чтобы те позировали ему. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины.
Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно. В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Справа изображены приятели Ренуара Эжен Пьер Лестренге (работник Министерства внутренних дел) и Поль Лот (журналист), который флиртует с известной актрисой Жанной Самари.
Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше чем «Завтрак» Мане и в два раза шире чем «Завтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем. Обращает на себя внимание натюрморт с отдельно расположенными предметами. В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа.
Мрачными кажутся дамы в темных одеждах. Было объявлено, что он опасался отказа, но жюри Салона 1866 года было достаточно либеральным и уже принимало его рискованные работы, однако и в этом случае картина наверняка была бы атакована большинством критиков, хотя и стала бы «манифетом пленэризма», со всеми амбициями Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций56. В настоящее время картина «Завтрак аристократа», наряду с другими значимыми работами художника, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Некоторое время спустя Моне вступил в переписку с Фламеном по поводу возвращения картины, для чего в марте 1884 года попросил у своего арт-дилера Дюран-Рюэля денег в долг7779.
Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю37. Но самый красноречивый элемент, которым можно завершить описание картины Федотова «Завтрак аристократа», – совершенно пустой, вывернутый наизнанку кошелек. Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов».
Интересный эпизод жизни семьи состоятельного горожанина примечателен также тем, что мы узнаем из него, какая одежда и мебель были в ходу во Франции в первой половине ХVIII века. Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9. А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя – предательски раскрывают всю «правду жизни». На заднем фоне в цилиндре сидит Шарль Эфрусси, коллекционер искусства и историк.
Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff). Его картина оказалась более сдержанной.
В то же время, в 1866 году, Моне встретил свою будущую жену — Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. За исключением, разумеется, румяного проказника с белой пеленкой на груди. Обратите внимание на тюль занавески. В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве». Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. Импрессионизм. В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине.
Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности». К сожалению, аристократизм далеко не всегда сочетается с материальным богатством. Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»2526. Местами пробиваются светлые лучи солнца. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6694103104. Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зеленая листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами28 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)29.
Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16. Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды. Другие же пускают пыль в глаза показной роскошью, пряча от всех истинное положение дел и расходую последние копейки на то, чтобы казаться благополучным. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность.
В настоящее время картина под номером Ж-3307 находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков6. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»53545. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)332834. Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза — этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни.
Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправданна. Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить».
Главными героями полотна стали друзья Моне. Одни люди при этом стараются сохранить хотя бы богатство духовное, сове благородство. Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части.
В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума».
Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. «Изображён ясный, светлый, несколько прохладный, летний или весенний день.
В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8081. Так, в июне 1874 года Моне арендовал дом в Аржантёе за 1, 400 франков в год у плотника Александра-Адониса Фламена и в октябре переехал туда с семьёй7576.
Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. Весной 1865 года, под впечатлением от одной из своих поездок на этюды в Фонтенбло, Моне задумал написать монументальную картину размерами 4 6м для заявки на Парижский салон 1866 года.
На полотне в полный рост изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на освещённой солнцем лесной опушке на фоне природного пейзажа в довольно театральной мизансцене3441011. Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2521: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино36. Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Наиболее значительное различие между эскизом и окончательной работой заключается в замене сидящего безбородого и худого молодого человека на более взрослого, бородатого и дородного имеющего благодаря своей бородке с бакенбардами поразительное сходство с Курбе2545535. В 1957 году он передал картину в дар государству, после чего она была приписана к Лувру и выставлялась в галерее Же-де-Пом до 1986 года, когда была передана в музей Орсе8082.
Великолепна отделка стен комнаты деревянными панелями. Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Как уже упоминалось ранее, в 1850 году художник закончил одно из своих известнейших полотен «Завтрак аристократа». После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном»4950 (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея)51, для которой моделью снова послужила Камилла52. На первых картинах и рисунках изменения не велики — художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие – купание, античная идиллия, ночная беседа.
В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Павел Андреевич Федотов появился на свет 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве.
Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)58, на которой Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. Не смотря на относительно молодой возраст, в котором написал холст импрессионист Моне, его «Завтрак» получился весьма добротным, реальным и по-семейному теплым. В целом полотно практически фотографично, за исключением некоторых погрешностей в изображении ребенка, вокруг которого и вертится утренняя трапеза. Картина Федотова, написанная после оглушительного успеха «Сватовства майора», была навеяна фельетоном имя автора которого так и осталось неизвестным (предположительно, это был тогда еще молодой писатель Иван Гончаров): «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. » Сказанное было очень близко художнику и самым легким ходом было в полной мере следовать этому высказыванию. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см.
Также разнообразно и изобразительное решение завтраков. Важность того, что выражал в своих произведениях этот художник, сложно переоценить. Эрмитажный «Завтрак», написанный молодым Веласкесом, – один из нескольких вариантов его картин на эту тему. Бунтарь в искусстве, он создал блестящую технику письма с активным использованием черного цвета.
Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью99. В то же время, в 1866 году, Моне встретил свою будущую жену — Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру. Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным. Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе), на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья.
Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому салону. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве». Он, не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»3942. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду».
Незадолго до открытия Парижского Салона, Моне прекратил работу над почти законченным полотном, так и не показав его как жюри, так и публике5556. Висящие сверху на стене шляпа и воротничок (их снимали во время еды), а также оружие, какое носили в Испании простые свободные люди – идальго, дополняют жизненную достоверность запечатленной Веласкесом сценки. Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты. В интерьере много коричневых и шоколадных цветов.
Смотря на полотно, мы видим молодого дворянина испуганно прикрывающего ломоть черного хлеба, который составляет всю его утреннюю трапезу, при звуке шагов незваного гостя. Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно.
Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Моне задумал своё полотно в качестве вызова и одновременно дани Мане избрав ту же тему, но подойдя к ней с другим стилем, которым тоже хотел удивить зрителя, но уже с другой стороны121013. Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло. Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день.
Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем417. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров. К примеру, мужчина, опирающийся руками на перила террасы — Альфонс Фурнез — сын хозяина ресторана, отвечающий за прокат лодок. Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами.
Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» – по господствующему цвету его картин. Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре21. В этом смысле завтрак (и неважно, русский он или французский) – время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына.
Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». В картине чувствуется гигантская работа. Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов». В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров.
Одни стоят и болтают, другие прогуливаются, третьи присели к еде или растянулись в траве. Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправдана. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса».
Лишь некоторые детали, в частности настольная лампа из керамики, скатерть и светлое окно, написаны оттенками серо-белой смеси. Какибрат самого художника Густав. Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале7778. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого.
Зимой 1865—1866 годов Базиль посетил мастерскую Моне вместе с Курбе: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном2547548. На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. На полотне изображены трое из четырех детей художницы – старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение оторвался от еды и повернулся к зрителю и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Музей Орсэ. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.
Подобные картины приверженцы религиозной живописи презрительно именовали «бодегонес» («кабачок»). В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума». После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов21. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию.
Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату.
Одеты мужчины — как денди. Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане. Через эту взаимосвязь художнику удается гениально передать состояние героя и его ощущения, он заставляет зрителей думать и чувствовать. Синее-синее небо мелькает сквозь ярко-зелёную листву. Художником во всех подробностях выписывается окружающая героя обстановка: это коробка из-под распечатанной колоды карт под столом, указывающая на склонность к азартным играм прикрывающая нехитрый завтрак книжка, в которой напечатан один из модных в то время романов афиши рекламы устриц и театрального представления, расположенные на стульях (посещение последних было обязательным времяпрепровождением для светской молодежи того времени) щегольской домашний халат, сшитый по последней парижской моде. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление.
Там же хранится и зарисовка композиции картины, сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю. Специально по его заказу были написаны две картины. Пахнет травой и деревьями, свежо, светло и весело». Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы.
Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музее Мармоттан-Моне)38394041. Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (нидерл. Ferdinand Leenhoff).
Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру. «Завтрак гребцов» — это групповой портрет и участники его — реальные люди. В день открытия выставку посетил президент Франции Франсуа Олланд105, в то время как предполагавшийся визит президента России Владимира Путина был отложен из-за политических разногласий106. Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки.
Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» — по господствующему цвету его картин. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской57.
Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни. Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт». На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Лица людей изображенных за трапезой (представителей трех возрастов – разных этапов человеческой жизни), портретны и встречаются в ряде произведений Веласкеса. Именно он и показан на полотне.
Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7273. В центре стены большое зеркало, над которым висит пейзаж в овальной раме. Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным. В этом смысле завтрак (и не важно, русский он или французский) — время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни. Холст, масло. Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут92.
В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции в Национальной галерее искусства (США). Он имеет сложный рисунок, прописанный с ювелирным терпением. Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Правый фрагмент был утерян, а две единственные сохранившиеся левая (4, 18 1, 5м) и средняя (2, 487 2, 18м) части находятся в коллекции музея Орсе.
Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности. По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных».
Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной45: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»74. Но главное на картине, конечно, не стол, а дети.
Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату. Сегодня они хранятся в фондах галереи, но не выставляются в залах музея. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда.
Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности».
Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропомофорфическими чертами и не проецировали свои чувства на неодушевленные объекты природы. Это картина «Завтрак аристократа», ставшая предметом рассмотрения в данной статье, а также полотна «Сватовство майора», одна из авторских копий «Вдовушки», «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду»4. Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт».
Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма. В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа.
Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Примечательно, что часто изображая естественный свет, Моне расчленял его на различные фракции по методу призмы. «Завтрак гребцов» – это групповой портрет и участники его – реальные люди.
Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки. Через несколько лет он все же попытался продолжить работу над картиной, но некоторые её части были испорчены влагой, вот таким образом художник просто отрезал поврежденные части полотна, тем самым он отсек большую часть своей задумки, оставив лишь её часть, которая на сегодняшний день находятся в Лувре. Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными своими работами18: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард)22, «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе)23, «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей)24.
Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный уменьшенный вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна21564344. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет. Работа «Завтрак» – картина раннего творчества Оскара Клода Моне.
Являясь сторонником только этой техники, Моне на всю жизнь увлёкся перцепционным отображением действительности, особенно по части изображения вариаций цветовых эффектов света и тени в конкретный час и сезон. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине. В картине сказалось известное влияние Караваджо (несколько тяжелая и плотная живопись, подчеркнутая объемность вещей, темный фон, резкие контрасты света и тени). Пикассо интересует сам человек и то, что этого человека непосредственно окружает или касается.
Однако художник не поддался соблазну, а запечатлел момент, предшествующий этому. 208 x 264 см. Творчество последнего великого испанского живописца XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо (1617–1682) представлено в Эрмитаже тринадцатью произведениями. Реалистическая направленность искусства Веласкеса (1599–1660) ярко проявилась и в его жанровых работах. А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя — предательски раскрывают всю «правду жизни».
Его отец был отставным офицером и служил в Московской управе благочиния. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего. Оттенки варьируются от темных до нежно-теплых, погружая зрителя в атмосферу быта тех лет. Но особенно шикарно выполнена одежда героев изображенных на холсте.
В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5643. Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне.
В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. Париж.
Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. Эта работа, помимо всего прочего, продемонстрировала дизайнерские способности Буше. Одеты мужчины — как денди. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому Салону. Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Живописные полотна, попавшие в собрание уже позже, входят в постоянную экспозицию. В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно.
Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру. Но главное на картине, конечно, не стол, а дети. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов.
Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты.