Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Мария несколько отстраняет от себя младенца (жест, повторяющийся в ряде работ мастера, например, в Святом семействе – Вашингтон, Национальная галерея) и рождается абсолютно особенное чувство – задумчивости, мечтательности, сосредоточенности и тем самым – интимности образа. На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема. К числу лучших произведений венецианской школы относится «Юдифь» Джорджоне. Реставрация картины закончилась в 1971 году. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. // Художник.
Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. П. Муратов).
Работа реставраторов живописи напоминает работу археолога.
Antoinette Larcher, род. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио.
Milano, 1942 Fiocco G. Giorgione. Эти источники дают представление о состоянии картины в конце XVII— начале XVIII века, до того, как она вошла в собрание Кроза. Он получил распоряжение убрать надставки, однако в каталоге Ф. Лабенского (1838) размер «Юдифи» был указан снова с ними. Джорджоне свойственна особая чуткость и тонкость восприятия звуков и мастерство, с которым он может изобразить всю эту полифонию звуков полифонией красок.
Так захватчики поплатились за разрушения и боль, которую они принесли еврейскому народу. «Юдифь» утверждает в этой школе новый идеал идеал Высокого Возрождения, подобно тому как он был утвержден во Флоренции ранними работами Леонардо. В этом определении важно то, что он поставил на первое место изображение природы, ее состояние. В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке.
Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Firenze, 1991 Rapp J. Die Favola in Giorgiones Gewitter // Pantheon. И это различие настолько значительно, что обычно нам хочется сказать Флорентийская (или какая-либо другая) школа, но Венецианское искусство. Вып.
Вот древнеегипетские и ассирийские скульптуры и рельефы. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Коллекция была создана дядей барона, банкиром Пьером Кроза. В отношении памятников культуры хочется, пожалуй, предположить, что только выдающиеся произведения предельно полно передают соответствующую картину мира. Ни один из них не прослеживается.
Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Заказы на работы монументального характера – свидетельство перемен в стиле Джорджоне. «Юдифь» – одно из самых известных произведений Джорджоне – изображает прекрасную библейскую героиню, которая спасла свой город и народ, соблазнив, а потом и обезглавив спящего Олоферна, вождя вражеской армии. В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля4. В исследовательскую и реставрационную практику музея внедрены физико-оптические методы, рентгеноструктурный и спектральный анализ (с применением микролазерного анализатора, электродиализа) ингибиторы коррозии металла, полибутилметакрилат, пенопласты, фторопласты и другие синтетические материалы, вакуумная техника, способы определения кислотности гравюр и исторических документов с помощью электродов.
Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). Были попытки наделить персонажей именами (например, Архимед, Птолемей и Пифагор), а также представить их как олицетворение трех возрастов человека.
1676). Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании. Слева стоит молодой человек с посохом и задумчиво смотрит кдоа-то в сторону. Milano, 1955 Della Pergola P. Giorgione. И тем и другим приходится с величайшей осторожностью снимать исторические напластования.
«Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы. В первоначальном варианте голова больше (примерно на пять сантиметров), волосы уложены более свободно и довольно пышно.
Помните технологию того процесса. Она опирается рукой па меч, слишком тяжелое и грозное оружие для маленькой женской руки. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. Другие произведения Джорджоне: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св.
Прическа первоначально была менее гладкой, пряди, спадающие вдоль щек, – более пушистыми.
Однако она держала меня в постоянной тревоге: не случится ли что-нибудь неожиданное. Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это». Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. Реставрация картины закончилась в 1971 году. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь.
Он весь ушел в восторженное созерцание природы, он — воплощение идеала Джорджоне — прекрасного человека с поэтической душой, который находит в природе отклик своим переживаниям. Были обнаружены отпечатки пальцев художника на небе справа, на стене и платье. де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Его автор – пылкая дочь почтенного художника Орацио Джентилески. Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте.
За века «Юдифь» покрылась десятками, если не сотнями, лаковых пленок. De Bisschop Fecit Na Raphael» (Я. Её перевод на холст произвёл в 1893 году реставратор Эрмитажа А. Сидоров.
Не таится ли в опущенных глазах Юдифи улыбка Джоконды. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир.
Голову Олоферна выставляют на городской стене. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. В каталоге также упоминается, что помимо гравюры Ларше существовала гравюра анонимного художника, подписанная инициалами L. Sa.
На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. Оно подчеркнуто самой композицией картины — группа философов, предстающих на фоне темных стволов больших деревьев идеально уравновешена темной массой скалы с окутанными тенью очертаниями грота. Богатейший материал дала научная фотография. Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством.
Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). В полночь она по обыкновению выходит из стана и направляется в свой город. При этом на фотопленке фиксируются и древние кракелюры — трещины в красочном слое. М., 2008 Cook H. Giorgione. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор.
Литература о Джорджоне: Вазари 2001. Юдифь, по-видимому, написана раньше Грозы (говорить о хронологии работ Джорджоне трудно, так как, по существу, он мог творчески трудиться одно десятилетие). della mostra.
Каким же представил Джорджоне зрителям легендарную красавицу-иудеянку Юдифь. Berlin, 1971 Einem H. von. Украсив себя "так, чтобы прельстить любого, кто взглянет на нее" (10:5), она со служанкой отправилась в стан ассирийцев. «Так как красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его. »6 Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Войско неприятеля, лишившись предводителя, в страхе отступает.
Оно оказалось удачным и существует по сей день. 9 Виппер 1977. Однофигурные произведения в основе своей монологичны. Великолепно использует художник особенности красных и коричневых тонов (красный кажется обычно выступающим, коричневый — расположенным в глубине): находящиеся позади Юдифи в красном одеянии коричнево-бурые ствол дерева и ограда подчеркивают положение фигуры как самой близкой к зрителю и удаленность лежащего за ней пейзажа.
Заставить улыбаться мертвеца – странная мысль для художника эпохи Возрождения. По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478. СПб., 2000.
Юдифь изображена на картине в страшный момент, когда она отрубает голову Олоферну. Bine Neuinterpretation // Pantheon. Они напитались почвенными водами, в которых содержится немало солей. Собственно реставрация началась в 1969 году.
В Эрмитаже хранятся две работы мастера камерная «Мадонна с младенцем» и «Юдифь», которая по праву принадлежит числу величайших шедевров эрмитажной коллекции. Сделаем небольшое отступление и объясним термин «переводная». Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. 1998.
Иудифь / (апокрифический Ветхий Завет). Переселение древних камней из земли в самые благоприятные музейные условия, как правило, влечет за собой тяжелое «заболевание» экспонатов. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. De Bisschop Fecit Na Raphael» (Я.
Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». Mainz, 1971 Pignatti T. Giorgione: Lopera completa. Кроме того известен рисунок из коллекции профессора Ван Регтерен Альтена (Амстердам) исполненный бистром и очень точно следующий оригиналу.
Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. 4 Шауб И. Ю. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник. В конце концов кристаллики солей раскалывают камень, превращают его в щебень. Как мастер Высокого Возрождения, Джорджоне создает идеальный образ молодой женщины. Исследователи предполагают, что Джорджоне придал Олоферну собственные черты лица. 1770), барона де Тьера.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. 5 Сонина Т. В. «Вечная связь и узы мира» («Спящая Венера» Джорджоне) // Образы любви и красоты в культуре Возрождения: Сб. Эта композиция, казалось бы, передает все очарование образа юной женщины, холодно прекрасной и ясной, которой вторит, как своеобразный музыкальный аккомпанемент, мягкая ясность мирной природы. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Это слово в эпоху Возрождения было синонимом слова «ученый», «гуманист».
Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Сейчас кажется странным, что в знаменитом собрании барона Кроза, откуда «Юдифь» вместе с другими шедеврами западноевропейской живописи поступила в 1772 году, она считалась произведением Рафаэля.
Giorgione lenigme et la couleur // LOeil. Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно. Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. Порой не знаешь, что делать.
Учитывая сказанное, легко понять, как велика заслуга и как значителен подвиг реставратора Александры Михайловны Маловой. Сделанное же Маловой ярко выделяется даже на этом фоне. Между ними словно тянутся незримые духовные нити, создающие ощущение глубокого внутреннего единства персонажей. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры).
Я считал его самой поэтической работой Джорджоне. Либерале, которому посвящен собор). Milano, 1913 Hartlaub G. Giorgiones Geheimnis. Он подписан: «J. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Джорджоне показал не сам подвиг, а момент, когда Юдифь осталась одна с головой поверженного врага, которую она попирает ногой.
И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. В эпоху Ренессанса в связи с сильным оживлением духовной жизни и распространением различных философских течений среди довольно широкого круга людей, в искусстве (и в живописи, в частности) возникает и большая потребность, по сравнению с предыдущей эпохой, в выражении абстрактных эстетических и философских категорий, приводящая к распространению многочисленных аллегорий и символов, во многом отличных от средневековых. 2004.
Был близок к кругу венецианских гуманистов. Этим произведением я не уставал любоваться, восхищаться, много писал о нем. Судя по ней, картина была несколько шире. Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно. Однако художники, много раз бравшиеся за чинку картины, сильно исказили ее.
Комментарий Марьетта— первое письменное упоминание «Юдифи». Светло-серые пятна — будто туман лег на этот участок полотна—свидетельствуют: кто-то ремонтировал картину очень давно, возможно, несколько веков назад. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии.
Сегодняшний отдел реставрации Эрмитажа — это крупный научно-исследовательский и художественный комплекс, включающий в себя фиЗико-рентгеновскую и химическую лаборатории, биологическую группу и шесть мастерских, которые занимаются широким кругом проблем консервации и восстановления произведений искусства и предметов старины, оказывают «скорую помощь» экспедициям археологов при обнаружении древних памятников. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения). «Юдифь» – одно из самых известных произведений Джорджоне – изображает прекрасную библейскую героиню, которая спасла свой город и народ, соблазнив, а потом и обезглавив спящего Олоферна, вождя вражеской армии. — В Эрмитаже произошло событие огромной важности. Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников.
1510, Дрезден, Картинная галерея). В конце XVIII— начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Т. 2 Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве. Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне.
Судя по ней, картина была несколько шире. Прекрасное лицо девушки контрастирует с искаженными гримасой смерти чертами Олоферна. Его тело было привезено в Кастельфранко. Очевидно, художник основывался на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине.
Но современников Джорджоне, видимо, в меньшей мере поражала жестокость контраста (ренессансный гуманизм никогда не отличался чрезмерной чувствительностью), нежели привлекала та тонкая передача отзвуков отошедших далеко бурь и драматических конфликтов, на фоне которой особенно остро ощущалось обретение утонченной гармонии, счастливого состояния мечтательно грезящей прекрасной человеческой души. Dresden, 1979 Cioci E La Tempesta interpretata dieci anni dopo. 1676).
Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком.
Вообще реставрационные работы, выполненные в Эрмитаже, очень высоко ценятся во всем мире. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Вот таким образом работники музеев «переводили» картины, паписанные на дереве, на холст.
Думаю, что реставрационные работы подобного масштаба случаются раз в столетие. Около 1508-1509 Джорджоне создал одну из самых знаменитых картин в европейском искусстве – «Спящую Венеру» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров). Giorgione Maler als Dichter. В те времена художники брали в качестве основы для картины преимущественно деревянные доски (холст стали широко использовать лишь с XVII века).
По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка. 5 Смирнова И. А. Джорджоне. Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж.
Собственно реставрация началась в 1969 году. По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Фотоаппарат, оказывается, часто видит совсем не так и не то, что видит человеческий глаз.
Milano, 1968 Kes-selhut U. Giorgione. Впервые этой гармонии художник добивается в "Юдифи". При съемках через сильно увеличивающий объектив получаются макрофотографии, на которых специалисту нетрудно выявить «почерк» художника, то есть манеру наложения красок, направление движения кисти.
Джорджоне (1476/1477-1510), венецианец по происхождению, учился у известного живописца Джованни Беллини. И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести. Окружение Джорджоне составляла патрицианская утонченная культурная среда. Эта сторона, со слегка отставленным локтем, кажется немного выдвинутой вперед. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами.
Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). Английский поэт-романтик Байрон, сам тогда не имевший собственной семьи, видел в сюжете «Грозы» семью художника которой у Джорджоне не было. 1695), была размещена в первом томе каталога. Фигура девушки и ее поза подчеркнуто женственны, но правая рука твердо сжимает меч.
Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Кроме того, в коллекции Ван Регтерна (Альтена, Амстердам) хранится рисунок исполненный размывкой коричневым тоном и очень точно следующий оригиналу, подписанный: J. De Bisschop Fecit Na Raphael (Я. Эта мысль постоянна для всего творчества Джорджоне, в частности, для Юдифи. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Трудно представить, что это произведение могла исполнить женщина 17 века. Итак, положение фигуры Юдифи предопределено.
Фраза "в капле воды отражается мир", конечно, является трюизмом. Впервые каталог коллекции Кроза5 был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта.
Подчас эта иносказательность затрудняет для непосвященного восприятие сюжета произведения. Джорджоне пишет эту картину на заказ как дверцу для стенного шкафа. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». В правой руке она держит меч, которым был убит Олоферн. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа3.
Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои произведения художник не подписывал, вот таким образом полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П. Важную роль в эстетическом восприятии картины играет ее колорит, в частности изысканно нарядное сочетание оттенков голубого цвета (пейзаж вдали), винно-розового и связующего их сиреневого (платье и поясок героини). 4 Дзери Ф. Джорджоне: «Гроза». Даже в период Итальянских войн (1494-1559гг. ), когда во всех крупнейших городах Италии святым долгом каждого гражданина считалась зашита отечества от захватчиков, венецианское правительство не занимало каких-либо конкретных позиций. Живопись, созданная рукой Джорджоне, сохранилась хорошо. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Иудейская героиня, богатая и красивая вдова из города Вифулия, символ патриотизма и борьбы иудеев против их угнетателей.
В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель. Комментарий Марьетта— первое письменное упоминание «Юдифи». В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Сильный свет падает слева и освещает темное пространство, усиливая напряженность сцены.
Milano, 1955 Pallucchini R. Giorgione. Всю жизнь я преклонялся перед картиной Джорджоне «Спящая Венера», хранящейся в Дрезденской галерее. Но преломленные в живописи Джорджоне, они получили удивительную многогранность и одухотворенность. Только спустя почти двадцать лет после смерти Джорджоне, около 1530 пода, картина была названа венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, «Пейзажем на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко: А название «Гроза» или «Буря» появилось у этой работы лишь в XIX веке.
Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста. Джорджоне был вновь «открыт» лишь в XIX столетии. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). В 1893 году реставратор А. Сидоров перевёл картину с доски на холст. Большое значение в создании этой замкнутости играет силуэт головы и ее наклон. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь.
Это «Юдифь». Согласно библейской легенде, красавица Юдифь проникла в шатер вражеского военачальника Олоферна, прельстила его, напоила и, когда он заснул, обезглавила. Но тайну этой картины унес с собой художник точно так же, как унес он и разгадку многих своих других картин. Работа художника «Юдифь» посвящена известной библейской истории.
В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Джорджоне писал «Юдифь» на дереве. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом.
1695), была размещена в первом томе каталога. Густая черная полоса — это фотоаппарат заметил на полотне сравнительно свежую краску. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Её перевод на холст произвёл в 1893 году реставратор Эрмитажа А. Сидоров9.
В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз. Творчество Джорджоне неотделимо от венецианского гуманизма XVI века.
Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». 1998. Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин.
Каждый видевший замечательное произведение Джорджоне с трудом узнал бы «Юдифь» на этих фотографиях. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения». За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Ясный покой и тишина разлиты в пейзаже в этот вечерний предзакатный час. Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои произведения художник не подписывал, вот таким образом полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П. Во Франции в конце XVII— начале XVIII века с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам картины были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см) с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева.
Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. И, как положено, такие обыденные истины мы воспринимаем не задумываясь. Все сделано безукоризненно, с большим чувством меры.
В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Реставрация проводилась с огромной осторожностью, бережностью и любовью. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Теперь я не меньше люблю «Юдифь», я восхищен ею и преклоняюсь перед этим замечательным творением великого мастера.
Он умер, не успев осуществить многое из того, что задумывалось, мечталось, угадывалось. За четыре с половиной века существования «Юдифь» побывала в разных руках. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок.
К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Затем Джорджоне заново переписал картину и превратил волхвов в трех философов. 1676). Т. 3 Алпатов М. «Венера» Джорджоне. Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году из парижского собрания Антуана Кроза (ум.
Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака.
П. Муратов). 56 Hornig C. Giorgiones Drei Filosophen. В чем дело. Собственно реставрация началась в 1969 году. Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой. Реставратор Перонар, которому поручено было провести операцию, обнаружил, что картина была надставлена.
// Итальянский сборник.
2000. В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля. Мастер не сразу находит для нее правильное очертание. Лицо Юдифи с легкой улыбкой полно жизни. // Художник.
«Так как красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Voi. London, 1900 Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. Освобожденная от желтого лака, вековых напластований грязи и искажений, эта картина как бы ожила, в ней проявилась неведомая доселе поэтичность, стали явственнее ее тонкий колорит и скрытая прежде от зрителя нежная гармония красок. Этот монолог либо обращен к зрителю, либо замкнут в себе.
А следовательно, можно определить автора картины (как по почерку устанавливают, кто автор рукописи). Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Вып. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна.
Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) итальянский художник. Один из основоположников Высокого Возрождения. Milano, 1978 Water A. Giorgione. Особенно выросла реставрационная служба в годы Советской власти, когда резко расширились и обогатились коллекции Эрмитажа: сейчас в музее насчитывается свыше 2 600 тысяч экспонатов. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале).
Небо, дерево, дальаий пейзаж, трава, стена — все было переписано ими заново. СПб., 1997. Каждый в свое время покрывал «живописью» тетради и книги с помощью переводных картинок. Antoinette Larcher, род. Инфракрасные лучи как бы снимают с живописи лак и дают возможность судить о состоянии поверхности картины, верхних слоев краски.
Но сейчас должен признаться: с тех пор, как закончилась реставрация «Юдифи», я изменил «Спящей Венере». Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века. Вып.
Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти). В первом варианте возникает обычно однозначное понимание, во втором же — более ассоциативное и многозначное. Когда пир кончился и они остались одни, он задумал соблазнить ее, но был слишком пьян. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. С тех пор он жил там постоянно и умер (вероятно, от чумы) в 1510 г., т. е. совсем еще молодым. Георгием, либо св.
Кроме того, «Гроза» Джорджоне стала продолжением серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» Но эту картину можно вполне обоснованно назвать шедевром из шедевров: по оценке специалистов, картина входит в десятку лучших живописных произведений мира. Улыбка сдержанного торжества и спокойного достоинства. Наглядным примером здесь могут служить как раз различные решения образа Юдифи: у Донателло и Мантеньи Юдифь — это грозная мстительница, подвигом своим освобождающая отечество, а у Джорджоне в ее образе можно найти какие угодно чувства, только не героическую патетику. Характерно, что мастер изображает не какой-нибудь кульминационный с точки зрения развития события момент, как это обычно делали мастера кватроченто (библейская Юдифь поражает мечом опьяненного Олоферна или несет вместе со служанкой его отрубленную голову). Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Потом прикладываете ее к поверхности, которую решили украсить, тщательно приглаживаете. Некий чудак обвел все кирпичики и травинки золотом.
Он получил распоряжение убрать надставки, однако в каталоге Ф. Лабенского (1838) размер «Юдифи» был указан снова с ними. Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу. Новость привела ассирийцев в замешательство и они бежали, преследуемые израильтянами. Недаром состояние природы как бы передается и людям, находит отзвук в настроении неопределенной поэтической взволнованности, которым они охвачены. Ее служанка была наготове с мешком, в который они положили его голову. Полотно не подновлено, каждый видит, что картина старая.
Milano, 1955 Zampetti P. Giorgione e i Giorgioneschi: Cat. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Было ему тогда 33 года. Venezia, 1955 Volpe C. Giorgione. Наконец, рентгенография.
Все они испещрены пятнами, штрихами, рябинами-точками. 1695), была размещена в первом томе каталога. Voi. Джорджоне Картины и биография Джорджоне Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. 559. В каталоге также упоминается, что помимо гравюры Ларше существовала гравюра анонимного художника, подписанная инициалами L. Sa.
Лак удалялся ватно-марлевым тампоном, смоченным в специальном составе, прописка— скальпелем под микроскопом. Картина наполнена контрастами, усиливающими её смысл. В картинах Джорджоне герои редко смотрят на зрителя их глаза либо закрыты, как у Венеры (Спящая Венера, Дрезден, Картинная галерея), либо взор скользит поверх голов, куда-то вдаль, как у мадонны (Мадонна Кастельфранко, собор города Кастельфранко), либо веки опущены, как у Юдифи, - прием, повторяющийся слишком часто, чтобы быть случайным. Им удалось покинуть лагерь и вернуться в Вифулию прежде, чем обнаружилось содеянное.
Вот уже поистине в ней все гармония, все диво. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу.
Не установлено его происхождение. 1961. Впервые каталог коллекции Кроза был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. В 1807 году картину предполагалось перевести с дерева на холст. «Досье» картины — огромные папки, заполненные снимками. Milano, 1955 Pignatti T. Giorgione. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два.
Сведения о Джорджоне очень скудны.
Большинство из них вписывается с традиционную для Венеции начала XVI века схему погрудного портрета-бюста. Однако в XVIII веке имя гениального венецианского живописца было забыто, к тому же он не подписывал свои произведения, вот таким образом естественно, что неизвестные шедевры живописи приписывались тогда самому почитаемому из живописцев Возрождения — «божественному» Рафаэлю. Их общая толщина достигала полмиллиметра, а иногда и целого миллиметра, а это очень много.
Juin. де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои работы художник не подписывал, вот таким образом полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П.
В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. На четвёртый день Олоферн устраивает пир, на который приглашает Юдифь. Победительница одета в легкое платье насыщенного розового цвета. Antoinette Larcher, род. Milano, 1963 Lilli V., Zampetti P. Giorgione. Других дат его рождения нет.
Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Судя по ней, картина была несколько шире. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. В результате трепетная живопись потеряла объемность, глубину, стала плоской. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты.
Десятки раз фотографировали «Юдифь» в отраженной ультрафиолетовой люминесценции, в инфракрасных лучах, при просвечивании рентгеном. Впервые каталог коллекции Кроза был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. А потом на картину нанесли еще и желтый, специально подцвеченпый лак: в конце XVIII — начале XIX века была такая своеобразная мода. Видимо и сама гроза имела символическое значение.
де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). «Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века.
Полководец оказывает Юдифи прекрасный приём и она остается в его стане, питаясь принесённой с собой едой и по ночам выходя в долину для омовения и молитвы. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Зыбкость, намеренная неопределенность сюжетной ткани допускают множество ассоциаций и его композиции всегда шире того, что они непосредственно изображают. Bergamo, 1948 Coletti L. Giorgione. Munchen, 1925 Marassi A. Giorgione.
Неизвестна и его семья. В определенной степени объяснить это можно, вспомнив историю Венеции. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века.
Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля. Картина «Юдифь» – формально композиция на библейскую тему. В отличие от художников флорентийской и римской школ, Джорджоне, а затем Тициан, не используя подготовительные картоны, писали прямо на холсте или, как в данном случае, на деревянной доске (впоследствии также замененной холстом). Фигура девушки и ее поза подчеркнуто женственны, но правая рука твердо сжимает меч. Все обошлось благополучно.
М., 1962 Дьяков Л. Три шедевра Джорджоне. Написанная в самые первые годы XVI столетия, эрмитажная картина может быть признана «ключевой» для оценки не только творчества Джорджоне, но и всего развития венецианской школы. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Правда, у «Юдифи» кризисных явлений не было.
Исследователи предполагают, что Джорджоне придал Олоферну собственные черты лица. Здесь ее выражает равновесие, найденное между женской фигурой и пейзажем. В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи»— предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность.
Кроме того известен рисунок из коллекции профессора Ван Регтерен Альтена (Амстердам) исполненный бистром и очень точно следующий оригиналу. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Другие исследователи и толкователи видели в сюжете картины библейские аналогии — изгнание из рая Адама и Евы (на эти мысли, очевидно, наводила обнаженная женская фигура), бегство в Египет.
Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову.
Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. Почти во всех картинах Джорджоне много места уделено пейзажу иногда, как в знаменитой Грозе (Венеция, Академия), этот мотив становится ведущим, определяя настроение картины. Старец — олицетворение схоластической науки, метафизики, отрицающей доводы разума и знания (он стоит на нижней ступени, так как схоластика считалась в эпоху Возрождения нижней ступенью науки). Были обнаружены отпечатки пальцев художника. Один из первых венецианских художников, связанный с этим этапом живописи Ренессанса, – Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко, около 1478-1510). 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
«Раскопки» на холсте, проведенные Маловой, подтвердили выводы, которые были сделаны при предварительных комплексных исследованиях картины. Пробравшись в шатер ассирийского военачальника Олоферна, войска которого окружили ее родной город, молодая женщина покоряет вражеского полководца своей красотой, а затем его обезглавливает. Были обнаружены отпечатки пальцев художника на небе справа, на стене и платье. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму.
Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. 58 JoverM. 1969. И все же, почему так смещены акценты в произведении. Очертания города почти у самого горизонта сюжета о связаны с Юдифью — свой подвиг она совершила для него, а такая удаленность как бы говорит о том, что этот подвиг был совершен ею одной, без чьей-либо помощи.
ст. Лучи «икс», пронизывая картину, делают доступными для изучения слои живописи, лежащие наиболее глубоко, — самые старые. СПб., 2001.
Возможно, это и объясняет тот факт, что вопреки сложившейся традиции голова Олоферна не выглядит чудовищной и мерзкой, наоборот, лицо побежденного воина красиво. Но, в отличие от работ да Винчи, глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как бы подчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, лирическое начало в своем ясном согласии с рациональным началом в картинах Джорджоне дает себя чувствовать с необычайной силой. М., 1982 (2-е изд. : М., 1996) Санина Т. В. «Юдифь» Джорджоне. П. Муратов)2.
Утверждение же М. В. Реставрация картины закончилась в 1971 году. Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште.
Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Комментарий Марьетта— первое письменное упоминание «Юдифи». И от головы Олоферна взгляд опять по более светлой стороне фигуры устремляется вверх. Он подписан: «J. В 1807 году картину предполагалось перевести с дерева на холст.
Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию.
Да, несамостоятельное течение возрожденческого неоплатонизма, но измененный, казалось бы в незначительных деталях, он оказывался гармоничнейшим образом связанным с венецианской действительностью и притом, только с венецианской действительностью. Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства директор центра «Эрмитаж — Италия» и куратор выставки, рассказывая о творчестве Джорджоне, напомнила, что «Гроза» до сих пор считается сдной из самых таинственных работ в творчестве мастера и что эта загадка до сих пор не разгадана. На ней имеются лишь незначительные иногда точечные утраты. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства).
Впоследствии картина сильно пострадала от времени, фигурка Купидона почти разрушилась и была записана. Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Взгляд скользит по наиболее светлой части фигуры, вниз, к голове Олоферна.
И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. Одна из них повествует о подвиге Юдифи. Представитель венецианской школы. С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Исходя из этого, постараемся на таком хрестоматийно известном произведении, как "Юдифь" Джорджоне понять как и какой мир запечатлен.
К сожалению, не сохранилось ни рукописей художника, ни его записок об искусстве, живописи и музыке, не сохранилось даже его писем. Герои картин Джорджоне погружены в мир собственных эмоций и переживаний. Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий. Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Все, что окружает Юдифь, призвано оттенить ее красоту.
Богиня спит на цветущем лугу, на фоне пейзажа венецианской провинции. На свету ткань выглядит бледно-розовой, по вот ложится тень и платье становится красным, а в глубоких складках приобретает густые винные оттенки. М., 2001 Сонина Т. В. «Гроза» Джорджоне – поэтическая трансформация мифа // Итальянский сборник. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову.
Свое прозвище Джорджоне (что значит «большой Джорджо») он, по словам Вазари, получил «за величие духа». Насыщенные тона красной бархатной покрышки и белых простыней с пятнами запекшейся крови подчеркивают жестокость сюжета. Тот же Вазари сообщает, что Джорджоне был «весьма низкого происхождения». В Эрмитаже Джорджоне представлен одной из своих ранних и самых прославленных картин. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Юдифи удалось выхватить его меч и двумя ударами отсечь ему голову.
Ясный, плавный контур головы и плеч, мягкость движений, легкие тени на лице, безмятежный пейзаж, окружающий героиню, казалось бы, не связаны с только что происшедшими драматическими событиями. К началу XVI века Венеция вслед за Флоренцией встает на путь Высокого Возрождения. Световая и колористическая драма этой картины характерна для барочной живописи.