Картина Васнецова Витязь на распутье – положила начало целому ряду работ, посвященных русским былинам. Картина Васнецова «Богатырь» или «Витязь на распутье» почему-то всегда вызывает ассоциации не с Ильей Муромцем, но со Святогором ищущим, куда бы силу приложить. Первая версия выставлена в Историко-художественном музее в Серпухове, а последняя, собственно картина «Витязь на распутье», находится в Государственном Русском музее.
Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину «Витязь на распутье», он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу. В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова. Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Описание картины Витязь на распутье и благожелательные отзывы появились во многих газетах и журналах.
Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г. Санкт-Петербург). «витязь на распутье» – картина, над которой автор работал почти 10 лет. Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье».
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза Витязь на коне и в кольчуге». В 2013 году в честь 165-летия со дня рождения Виктора Васнецова поисковая система Яндекс на главной странице сделала специальный логотип по мотивам картины «Витязь на распутье»3.
От начала работы над картиной до её завершения заняло у Васнецова пятнадцать лет. Общую напряжённость дополняет кровавый отблеск заката. И могучий конь богатырский опустил голову, задумался. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси. Когда мы смотрим на картину «Витязь на распутье», первый образ, который приходит нам на ум, это, конечно, Илья Муромец, герой былин и сказаний. Искал ли он этот указатель или нет — не известно. Распутье не столько в чистом поле, сколько в мыслях витязя, он не может решиться. Илья Муромец понимает, что путь у него только один, который приведёт к смерти.
Интересно, что, хотя Васнецов трудился над картиной почти пятнадцать лет (конечно, параллельно работая над другими полотнами), всякий, кто повидал картину в Третьяковке, отмечает – «а копье-то не рыцарское, пехотное. ». А создал он свое творение в 1882 году. Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Богатырь слегка склонил голову, опустил поводья у коня. Например, «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и другие. Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину Витязь на распутье, он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу.
Копье его также наклонено вниз. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Есть узенькая тропинка, которая уходит влево, петляя между валунами.
Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Кроме того, был увеличен размер холста, что придало полотну большую монументальность. Заехал в широкое поле.
Задумался он над своею долей. Первые наброски к ней были сделаны еще в начале 1870-х годов. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В перспективе нет ничего, что могло бы вселить отрадную надежду. Моё впечатление. Акцент делается исключительно на самоопределение личности.
Среди них наиболее известная — «Богатыри». Куда путь держать. Данная картина В. М. В раннем варианте перед витязем была дорога, в окончательном – только поле. Значит, одна ему дорога – туда, где не быть живому. Вот и в картине Виктора Васнецова Витязь на распутье перед нами появляется былинный герой.
Изначально Виктор Михайлович написал несколько этюдов с изображением воинов и богатырей под впечатлением от сказки «Илья Муромец и разбойники». Изменился и пейзаж. Витязь огорченно задумался. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством.
Наверное, витязь все-таки решится ехать вперед и победит все опасности. На фоне большинства картин Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. Впрочем, это можно разглядеть и на качественной репродукции: у копья есть «подток», его второй конец тоже окован – так пешему удобней втыкать его в землю, отражая атаку тех же конных витязей.
Не побоялся Илья трудного пути и победил разбойников, очистил дорогу.
Эта известная русская картина Витязь на распутье была закончена в 1882 году. Что ищет витязь в этом заброшенном краю. Ошибка ли это. Ведь и дороги-то никакой нет.
В окончательной версии картины автор развернул его, скрыв лицо. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного. Может быть потому, что известный русский художник В. М.
В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. 4. Какой путь избрать.
В бессилии опустил богатырь копье, читая надпись. Взгляд Ильи Муромца направлен на камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Куда направиться. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. В небе кружат черные птицы.
Но в названии картины, как и в задумке художника, никакого имени не фигурирует. Но надпись на нем заставила его остановиться и глубоко задуматься. Он не знает, как ему быть. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая.
Казалось бы, полная безысходность, нет пути ни вправо, ни влево, а прямо – смерть. У этой картины довольно долгая история создания. В ней всё как бы говорит, что нет иного пути, кроме указанного на камне.
Так что это произведение Васнецова, в своем роде, уникально не только нехарактерной для творчества Виктора Михайловича мрачностью, даже безысходностью, но еще и вот этим «копьем пехотинца в руках конного витязя». Художник не стремился к всеобщему признанию. У этой работы, созданной по мотивам былины Илья Муромец и разбойники, – долгая история. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набосок композиции Витязя. Мне картина очень понравилась. Вопрос выбора пути в жизни человека наполнен в картине Васнецова эпическим звучанием.
Он находится перед ответственным выбором и тяжело ему принять верное решение. На живописномполотнеВитязь стоит на перепутье. Также это изречение усиливается мрачным пейзажем: останки павших бойцов рядом с камнем, вечернее небо и небольшая стая ворон. Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей – копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам.
Она ведет неведомо куда и постепенно растворяется. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Беду предвещает он усталому путнику. Там, наверное, заря. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси.
Почти сразу за камнем твердая земля превращается в зыбкую болотистую почву. В композиции присутствовала дорога. И что же. Идти напролом, рискуя всем и даже собственной жизнью или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу.
Значит, других дорог здесь нет. Думается и витязь, очнувшись от тяжелых дум, поедет прямо, чтобы уничтожить злую силу, закрывшую этот путь. История картины В. М. Васнецова Витязь на распутье. Витязь на распутье, 1882г, холст, масло, 167x299 см, Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургЕхал богатырь но своим богатырским делам. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Но в данном случае всё наполнено предельным драматизмом.
Над полем – недоброе красное небо. Конечно же, он параллельно вел работу и над другими полотнами. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. А образы русских богатырей волнуют и манят его с самого начала творческого пути. Про неё ничего не говорит вещий камень.
Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий. При этом он вовсе убрал дорогу и из трех изречений оставил одно: «прямо пойдешь, живым не бывать». Тропа меж белых камней убегает на запад, где садится солнце, окрашивая небо в золото и огонь.
В центре произведения – Илья Муромец. Среди поля стоит старый камень. На камне грозное предупреждение: «Живу не бывати».
Такое решение придало картине большую эмоциональность. Художник В. М. Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.
Теме былин и легенд художник посвятил много полотен. Куда идти витязю. Но куда же ехать, если не сюда.
Только сгущающийся сумрак, пробирающий душу холод и неизвестность надвигаются на героя. Его крепкое тело сейчас расслаблено, а плечи опущены. Путник, верно, очень долго ехал и устал. Но дальше небо чистое и немного розоватое. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне.
Есть немало набросков, рисунков, где изображены былинные герои. Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один – «прямо пойдешь – живым не бывать. ». Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.
Васнецова Витязь на распутье. Угасающую зарю закрывают надвигающиеся грозовые тучи. Если вперед, то что его там ждет. По признанию мастера, эта картина является выражением его собственных мыслей. Но не гордо возвышается в седле воитель, нет, стоит он в глубокой задумчивости перед чародейским камнем-предсказателем.
Ведь остальные надписи поросли мхом и стерлись от времени. Первоначально витязь был обращён к зрителю лицом. Она словно пугает витязя, предупреждает его об опасности. А открывает этот богатырский цикл картина «Витязь на распутье», которую Васнецов писал на протяжении пятнадцати лет.
Все быльем поросло. На закате дня он наткнулся на вещий камень на дорожной развилке. Новый вариант (но не последний известны еще две законченные картины с таким же названием) и стал каноническим. Выполняя заказ, Васнецов значительно изменил композицию раннего варианта. Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году Васнецов показал его под авторским названием Витязь на VI передвижной выставке тогда же он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок.
Все зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Всаднику же такая отделка нижней части древка не только неудобна, но и способна повредить.
Его длинная лохматая грива свисает почти до земли. Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. Центральное место на картине занимает образ богатыря, который подъехал к камню с четко сохранившейся надписью: Как прямо ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Третьей дороги, как положено в сказках, нет. В сущности именно этот вариант открывает фольклорную, богатырскую серию художника. И все же он оказался новатором, создавая картины на сюжеты русских сказок. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову.
Даже вода изображённая вдали, ассоциируется с мёртвым болотом. Другие надписи на камне не сохранились, так как прошло уже очень много лет. Впереди художник изобразил черную тучу. Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Последние Васнецов кропотливо выискивал в процессе внимательного изучения эпохи – в Историческом музее, в Оружейной палате, в соответствующей литературе, обильно издаваемой во второй половине XIX века. Картина «Витязь на распутье» изображает богатыря или Ивана-царевича, который подъехал к камню, чтобы узнать, что ждет его на этой дроге.
Какую дорогу и судьбу выберет: вперед или отступит назад. Картина художника Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье» была написана под влиянием сказочных и былинных сюжетов. Но интересен тот факт, над которым спорят многие искусствоведы: в руках витязя пехотное копье, а не конное. В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года.