Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. В заключение следует кратко сказать об изображении художником самого себя. В 1873 году он получает повышение по службе и меняет место проживания и заработка на Лондонский филиал где он проводит два года упорного труда.
Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом (1888), Кресло Гогена (1888), «Жатва. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами.
Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду» : блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Жители Арле приняли решение предотвратить возвращение Ван Гога и подали ходатайство меру с просьбой запретить ему въезд в окрестности. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Его интерес к Евангелию рос и он загорелся идеей проповедовать беднякам.
Как минимум он продал ещё одну картину в Великобритании. Но судьба распорядилась иначе. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера.
(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён в Париж. Смысл жеста Ван Гога – я проиграл. Есть версия, будто он был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. «Я по-прежнему нуждаюсь в религии.
Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Одной из таких картин является картина «Красные виноградники».
Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Мост через Сену, 1887, Папаша Танги, 1881).
Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. От бури в красочном слое картины остались песчинки, которые позже пришлось оттуда удалять.
Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть. Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888). Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку».
Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Он почти не играл с другими детьми. В 1888 году В. Гог приезжает в Арль, где создает целую серию ярких и солнечных картин, вдохновляясь божественно красивой природой юга Франции.
В конце концов это привело к одной из основополагающих особенностей его стиля— толкованию человеческой фигуры, лишённой плавных или размеренно-грациозных движений, как неотъемлемой части природы, в чём-то даже уподобляющейся ей. Появились там же, в Сен-Реми. Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий.
Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. Всего в семье было семеро детей, Винсент был вторым. 29 июля 1890 года Винсент Ван Гог умер.
Но ужиться не смогли. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Живописная система этих произведений построена на сочетаниях ярких цветов, выразительном ритме рисунка и смелых, свободных композиционных решениях (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ Спальня ван Гога в Арле, 1888, фонд В. Ван Гога, Амстердам). Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера.
В этот период палитра Ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе Тамбурин, 1887—1888, музей Винсента Ван Гога, Мост через Сену, 1887, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам Папаша Танги, 1887, Музей Родена, Париж, Вид на Париж из квартиры Тео на улицу Лепик, 1887, Государственный музей Винсента Ван Гога). Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Одни из первых полотен Ван Гога относятся к своеобразному направлению реализма.
Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. Версия о самоубийстве (выстрелил в себя и потом умер от потери крови) долго никем не оспаривалась. Это Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра». Тень этой неудачи следовала по пятам художника все не долгие годы его жизни.
В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). В серии картин и этюдов середины 1880-х годов (Крестьянка, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Едоки картофеля, 1885, фонд Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности.
Контраст цветовой, тематический, композиционный. Винсенту хорошо даются языки — французский, английский, немецкий. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. С уверенностью можно сказать, что одной из причин психологических проблем Ван Гога была его привычка обсасывать кисти со сладким послевкусием свинцовых красок.
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Эта пагубная привычка обострилась к концу жизни. Другое дело – буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. Этот год стал поворотным моментом, когда нетипичное творчество живописца было признано его коллегами, впервые был написан отзыв о «Красные виноградники в Арле» но художника совершенно не интересовало это событие. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Ведь она подогревала интерес к художнику и делала его работы еще более дорогостоящими.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Точнее, даже не он сам, а его крайне терпеливый брат Тео — арт-дилер по совместительству. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность.
Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог. Но это был вовсе не подарок сумасшедшего, он передал ей ухо и попросил: «Беречь его как зеницу ока». Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».
В Гааге художник попытался создать семью. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Cезанна и проч. Родители Винсента не были известными художниками. Винсент родился 30 марта в 1853 году при деревушке Грот-Зюнгерт (Голландия). Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне.
И этот выбор тоже не случаен. Он почти не играл с другими детьми.
Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Через несколько лет его отправили в еще одну школу. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал.
В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)8. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы (Спальня Ван Гога в Арле, 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам). Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте.
Все это не было простой благотворительностью. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников9.
Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса».
Третьи подтверждают наличие ссоры между друзьями, но результатом было то, что Гоген, будучи хорошим фехтовальщиком, выхватил шпагу и нечаянным движением отрезал ухо Ван Гогу. В дальнейшем ирландский художник отождествил себя с теориями Ван Гога в искусстве и процитировал строки из письма ван Гога к брату Тео: «настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими». Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество – «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн.
Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео).
Всего два года спустя, в 1887 году, он пишет картину «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик». С устройством помог дядя, который владел компанией, торгующей произведениями искусства. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Но она никогда не ценила ни сына, ни его творчество. По своей тематике ранние работы Ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками. Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы.
Публика рано или поздно ее обязательно оценит. Он страдал приступами душевной болезни до самойсмерти. Он почти не играл с другими детьми.
Долина Ла-Кро, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Художник считал, что и цветок и камень и даже космос – все в мире имеет душу. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов».
Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. В работах художника этого периода проявляется заметно больше цвета, он выбирает все более яркие цвета, стараясь проникнуть в суть вещей, бытия как такового. Два мастера стали работать вместе под одной крышей. Это было полотно 1867 года кисти Джорджа Генри Боутона, первоначально носившее название «Ранние пуритане Новой Англии идут в церковь». Последние два года жизни художника были наполнены метаниями.
Объясняется же все просто. Тогда он уехал в Гаагу, где всерьез занялся живописью. Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Трагической историей стала потеря уха.
Напряжённая работа в последние годы жизни сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела Ван Гога в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Она была свидетельством трагической смерти художника.
В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение.
обратился к искусству, посещал АХ в Брюсселе (1880-81) и Антверпене (1885-86), пользовался советами художника А. Мауве в Гааге, рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Ван Гог ушёл из жизни в 37 лет. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые.
Например, подлинный факт – Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, – «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия.
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома.
Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
Сколько работ Ван Гога назовёт непрофессионал. В этом явно сказывается влияние импрессионистов. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». Вот таким образом 1869 году практически сразу после возвращения домой он становится кадровиком гаагского предприятия «Гупиль и Ко» специализировавшейся на продаже произведений искусства.
В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20км от родного дома. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках.
На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Вероятнее всего, он видел «Звёздную ночь», пару интерпретаций подсолнухов и несколько автопортретов. В конце концов это привело к одной из основополагающих особенностей его стиля— толкованию человеческой фигуры, лишённой плавных или размеренно-грациозных движений, как неотъемлемой части природы, в чём-то даже уподобляющейся ей. Конечно, он был гуманистом, старался помочь этим людям, но сближаться с ними и не думал, всегда оставаясь представителем среднего класса. Он же оплачивал лечение Винсента.
А. С. Пушкина, Москва). В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Творческий путь еще короче: писать он начал в 28.
И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. Ван Гог построил работу на подчеркнутых контурах и тональном содержании цветов. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Ван Гог, как и всякий нормальный человек, желал признания не у далеких потомков, а при жизни.
Его отец был пастором, потому сын пошел по его стопам и первое время (1878-1879) работал проповедником в Бельгии, где познал тяготы жизни шахтеров и проникся симпатией к бедным людям с нелегкой судьбой. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888). Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе.
Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». Люди же считали их картинками сумасшедшего и обращались как ни попадя. Портреты Ван Гога, фото с названиями которых представлены в данной статье, это доказывают.
Сам факт того, что хозяин меблированных комнат в Овере, где Ван Гог жил в последние месяцы своей жизни, доверил ему револьвер, необходимый художнику для отпугивания ворон во время работы на этюдах, говорит о том, что он вел себя совершенно нормально. На этом заканчивается его формальное образование. Кроме того, автор особое значение придавал изображению простых людей. Это особенно заметно по его лицу и выражению взгляда. Но она обладала сложным характером и их сожительство продлилось недолго.
Слишком эмоциональный Ван Гог постоянно спорил. В результате его попросили уехать. Коллекционер заинтересовался в творческом восприятии Винсента обладающего «живым умом».
Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы.
К тому же для него было плюсом появление модели для его картин. Размышляя над этим историк Саймон Шама пришёл к выводу, что он «действительно имел ребёнка— экспрессионизм и много-много наследников».
В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. В Прованс по приглашению Ван Гога приезжает Поль Гоген, чтобы работать вместе. На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа.
Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. В результате в конце марта 1876г. Бэкон был вдохновлен не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим Ван Гогом, которого Бэкон расценивал как отчужденного лишнего человека, положение, которое резонировало с настроением Бэкона. Винсент Ван Гог (1853-1890) — величайший самобытный художник, создатель неповторимых портретов и пейзажей. Он ему покровительствовал.
Долина Ла-Кро» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам). Остальное «дорисовало» воображение. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Они считали его ненормальным лунатиком. Он был не единственным ребенком в семье. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке.
Осваивает смешивание различных техник на холсте, добиваясь в работах интересных цветовых оттенков. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру». Это уже не легкость импрессионизма, но постимпрессионизм. Работы Ван Гога с названием особенно выразительно передают задумку их автора. те, которые пришли после импрессионистов (пост значит после).
Ван Гог писал, что касательно этого инцидента между бывшими друзьями заключён «пакт молчания». Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. В число проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) входят: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы».
Например, на картине «Арлезианка» изображен светлый образ женщины на бежевом фоне, который подчеркивает ее спокойное и умиротворенное состояние духа. После того нервного срыва и был написан автопортрет. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». В конце 1888 г. у Ван Гога случился нервный срыв. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (Дорога с кипарисами и звездами, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (Пейзаж в Овере после дождя, 1890, ГМИИ, Москва).
В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil Cie. Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Кроме картин без названий, необходимо упомянуть такие полотна, как «Автопортрет с перевязанным ухом» и «Автопортрет в соломенной шляпе».
Фовисты расширили область применения цвета и свободу в его использовании, также как и немецкие экспрессионисты из группы «Die Brcke» и другие ранние модернисты.
Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Но оригинальность его письма несомненна. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний.
Почти через силу он заставлялсебя писать пейзажи или портреты. Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника.
По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Ещё сильнее наводит на мысль тот факт, что Поль Гоген называл Ван Гога «человеком, у которого рот на замке». И этим артдилером был его брат. В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа».
Пушкина. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка.
Насколько известно, его первую дошедшую до нас проповедь Ван Гог начал фразой: «Наша жизнь — Путешествие Пилигрима». Интересно, что несмотря на нищенское существование, Ван Гог проявлял крайнее усердие в своём деле, вёл неутомимую деятельность и был самоотвержен, но, как оказалось, недостаточно красноречив. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. «Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Проучившись там четыре месяца, Ван Гог поругался с преподавателем и уехал домой к родителям.
Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности. Он всегда лаконично рисует цветом, как гравер, режущий гравюру. Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события.
Его кузина Кея Вос стала вдовой. И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Винсента назвали в честь его деда.
В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Подобные завихрения изображал еще один гений – Леонардо да Винчи. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. выполнил серию картин и этюдов, написанных в тёмной живописной гамме и проникнутых горячим сочувствием к простым людям (Крестьянка, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Едоки картофеля, 1885, фонд В. Ван Гога, Амстердам). В 1888 он перебрался в Арль. Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией.
Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Когда он вернулся в Париж его уволили. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Ван Гог писал не по наитию – долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. Очень скоро они расстались. Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни.
Картина ван Гога «Портрет доктора Гаше» была продана на аукционе за 82, 5млн долларов. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. Его здоровье ухудшалось и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем в Сен-Реми-де-Прованс (1889—1890), где познакомился с доктором Гаше (художником-любителем) и в Овер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года. Когда влюблялся, эти истории рождали бурю негодования у его родных. Темы его работ также изменились. «Звездная ночь» (1889 год), одна из самых известных картин Ван Гога позднего периода, несмотря на нереалистичность изображенного звездного неба (по нему словно летит вихрь из звезд), не кажется надуманной или нарочитой.
Это был один из автопортретов художника. Решая покончить с собой, он стреляет в сердце. Там же он получал уроки рисования.
Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. Фильм получился невероятно красивым и проникновенным и снят с большой любовью к Ван Гогу. Известна его серия картин «Башмаки» (1887 год), где в невероятно гармоничном сочетании цветов изображена простая пара рабочих башмаков, которые рассказывают нам целую историю о своем обладателе. Учитывая то, что скончался Ван Гог в 37 лет, выходит, он писал по 87 картин в год.
Он начал работать пятнами цвета, нанося его на холстэнергичными мазками кисти. Долина Ла-Кро, 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей (Красные виноградники в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии.
Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». Так, его картина «Крестьянин с трубкой» особенно правдиво передает его психологию простого труженика.
В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Мост через Сену, 1887, Папаша Танги, 1881). Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Kартина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком.
При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор.
Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре), а затем вернулся и лег в свою постель, где и был обнаружен. В 2007 году группа голландских историков составила Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль». Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов.
Той же ночью он срезал свою мочку уха таким образом наказывая себя. А «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе» (1887), один из натюрмортов тех лет, поражает и условностью и достоверностью в одно и то же время. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. В 2007 году группа голландских историков составила Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором Ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль». В первой картине – мрак и напряжение, во второй – свет и гармония.
«Ирисы» все же забрала с собой. В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. Из окна своей палаты Ван Гог видел кусок неба и звезды. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года).
В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент (дядя Цент). Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Июль 1890 года стал датой рождени шедевра «Пшеничное поле с воронами» которое стало одной из известнейших его работ. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться.
Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период. Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена.
Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), протестантский пастор, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. В этот период палитра Ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887—1888), Музей Винсента ван Гога, «Мост через Сену» (1887), Музей Винсента ван Гога, Амстердам «Папаша Танги» (1887), Музей Родена, Париж, «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887), Музей Винсента ван Гога). Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. А. С. Пушкина, Москва). Обезумевший Ван Гог отрезал себе мочку уха.
Так сложилось что представители мужского пола в роду Ван Гогов по традиции были либо духовными пастырями, либо коммерсантами произведений искусства. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне. Его стиль весьма неоднозначен и до сих служит предметом серьезных споров. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео (брат художника): «Первая овечка прошла через мост».
В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Вся семья помнила будущего художника, как очень трудного ребёнка со странными манерами. Пуля прошла ниже, но рана, полученная художником, оказалась смертельной. Пейзаж «Красные виноградники в Арле», написанный в 1888 году, был продан в 1890 за четыреста франков, что на сегодняшний день эквивалентно примерно ста долларам.
Признание ждало его сразу после смерти. «Великая жизнь угасла из-за нелепой случайности» – лейтмотив фильма. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»12. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды.
Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Жизнь была слишком сложная, да и заработков у начинающего художника не было. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге.
Самыми известными его произведениями считаются «Едоки картофеля», «Спальня в Арле», «Ночное кафе», знаменитый «Автопортрет», «Подсолнухи» и другие. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. До сих пор ведутся споры, по каким причинам и кто отрезал ухо Ван Гогу. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог – за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо – за абстракционистов и модернистов XX столетия. Художник попросту показывал, насколько это прекрасно, наслаждаться чем-то новым. За свою недолгую творческую карьеру (всего 10 лет) Винсент Ван Гог написал около 2200 набросков и полноценных картин, работая в последние годы своей жизни каждый день и не покладая рук. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым.
Для Ван Гога этот опыт был не только художественным, но и религиозным. Говорят, Винсент был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. Юный Ван Гог отличался от многих сверстников мирным нравом и спокойной натурой. Спустя несколько лет в сентябре 1866 года он меняет поприще для получения знаний на коллегию Виллема II в Тилбурге.
Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее». В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil Cie. Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже.
Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь.
С диагнозом Эпилепсия височных долей он лежал в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Найдя близких по духу людей он в своем творчестве набрал колоссальных оборотов за период с 1886 по 1887 года им было написано около двухсот сорока произведений живописи среди которых широко известные «Башмаки», «Папаша Танги», «Мост через Сену». Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). В основе легенды о художнике лежит подлинный факт – он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве.
Изучал теологию, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где жил среди шахтёров. Картины делаются более яркими, динамичными, насыщенными, экспрессивными. Это учебное заведение проявляет его талант к филологии, в последствии он демонстрирует отличные знания различных иностранных языков, в этом же учебном заведении он посещает первые художественные курсы. Не выдержав ежедневных ссор, он уехал. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским.
От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Он был странным, не таким, как другие.
Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Уже в 1884 году, будучи в Нидерландах, на полотнах Винсента преобладали угрюмые фигуры, выполненные в тёмных тонах, например, как на знаменитой картине 1885 года «Едоки картофеля». В серии картин и этюдов середины 1880-х гг.
Профессор психиатрических и кардиологических наук очень серьезно относился к искусству. Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Очень сомнительна знаменитая история с ухом.
Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Ван Гог родился в деревне Грот-Зюндерт, которая находится в южной части Нидерландов. После этого он был отправлен в Сен-Реми-де-Прованс, где написал более 150 картин, в числе которых есть такая известная картина как «Звездная ночь». Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.
Там он пытался разработать свою собственную технику рисования. Пройдя полугодичный стаж, ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Полотно «Горюющий старик» является ярким примером его работы, посвященной человеческим страданиям.
В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Она была свидетельством трагической смерти художника. В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Его прочтение возвышенного и прекрасного шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов.
В последние семьдесят дней жизни Ван Гог ежедневно выполнял по одной работе. На этом заканчивается его формальное образование. Другие утверждают, что ухо было отрезано в алкогольном и наркотическом опьянении. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником. Что же было на самом деле остается неизвестным.
В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды», – писал Винсент брату Тео. Он хотел спасти эту бедную женщину и даже думал жениться на ней. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом.
Вот таким образом пришлось писать быстро, сразу схватывая взглядом все, что нужно изобразить. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств.
В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil Cie. Ван Гог Винсент (Винсент Виллем) (van Gogh) (1853-1890), голландский художник. У него была система, согласно которой бордель следовало посещать раз в пятнадцать дней (когда Тео посылал достаточно денег), чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, но не давать разуму размягчиться и тем самым отрицательно сказаться на работе. После смерти Ван Гога «Ирисы» были переданы его матери.
Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Ведь ночью пациентов на улицу не выпускали, только днем. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Там же он получал уроки рисования. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи».
Что же было на самом деле, остается неизвестным. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником. Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской».
Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Главное доказательство содержится в переписке. Скончался в 1:30 ночи 29 июля 1890 года. Данная тема, как уже говорилось выше, занимала одно из главных мест в его творчестве. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые.
В этом названии – полное описание нового этапа жизни художника. (Выход из протестанской церкви в Нюэнене, 1884—1885, Крестьянка, 1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Едоки картофеля, 1885, Старая церковная башня в Нюэнене, 1885, Башмаки, 1886, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Защита интересов шахтеров привела ван Гога к конфликту с церковными властями. Вот и его «Звездная ночь» как будто «дышит». Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Но судьба распорядилась иначе.
А при одном взгляде на полотно сложно поверить, что ее автор всего два года назад рисовал темные фигуры крестьян, согнувшиеся над столом. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Например, картина «Портрет доктора Гаше» написана в довольно меланхоличном духе. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником. А мочку он отнес и вручил проститутке, которая предпочитала ему «победителя» Гогена. Через полгода к нему приезжает погостить Гоген, с которым Ван Гог был хорошим другом.
Ирландский художник в дальнейшем отождествил себя с теориями Ван Гога в искусстве и процитировал строки, написанные Ван Гогом в письме к Тео, что «настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими». А. С. Пушкина, Москва).
Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе – не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Одной из множества проблем, вызванных отсутствием художественного образования, с которыми столкнулся художник, стало неумение изобразить человеческую фигуру. Но родные не дали согласия на брак.
Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины. На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. В 1888 году он переехал в Арль. Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок.
В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо – модным «светским львом» и общественным деятелем – борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. И кто это сделал. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. Отцом Винсента был Теодор ван Гог (родился 08. 02. 1822), протестантский пастор, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги.
Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён в Париж. И его мучили припадки болезни, становившиеся невыносимыми. Снова влюбляется.
Что произошло накануне Рождества 1888 года, никто точно не скажет, однако известно, что Ван Гог и Гоген вновь поссорились. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.
Хотя свою деятельность они начинали вместе с импрессионистами их дороги быстро разошлись. В начале XX столетия были ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. В 1957 году ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909—1992) на основе репродукции картины Ван Гога «Художник на пути в Тараскон», оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны, написал серию своих произведений.
Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже.
Картина «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 году за 57млн долларов, невероятно высокую цену в то время, а его «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» был продан в частном порядке в конце 1990-х годов. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Его здоровье ухудшалось и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле врачи поставили диагноз эпилепсия височных долей), затем в Сен-Реми (1889-1890) и в Овер-сюр-Уаз, где он пытался покончить жизнь самоубийством 29 июля 1890 года. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг.
Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком. Понравившаяся женщина вновь отвергла его. Он полюбил свою кузину, рано потерявшую мужа, но вызвал этим лишь недовольство отца. Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию.
Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов. Для начала стоит осветить некоторые аспекты жизни художника.
Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе. Долина Ла-Кро, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. Он писал в письмах к Тео: «Соберу все ненужные остатки и съем».
Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Однако не запрещают ему писать картины даже в больнице. Дело в том, что немало работ того периода художник просто раздаривал – врачам, пациентам.
Свет на этих картинах как будто не реален, потусторонен. По словам брата Тео, который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours (Печаль будет длиться вечно). Вглядитесь в живопись красных виноградников. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род.
Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену.
Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. Насыщенный колорит отличает и серию картин, на которых изображены подсолнухи. Женские образы также занимают важное место в его портретной живописи. Он хотел открыть мастерскую для обучения будущих художников.
Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. А ещё более 1100 рисунков, которыми он занимался в те дни, когда было слишком ветрено для написания картин маслом или когда не хватало денег на холст. Гогену случайно удалось остановить Винсента.
Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников. Но факты говорят, что Ван Гог был чуточку успешнее. В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей.
В 1880-е годы ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880–1881) и Антверпене (1885-1886). Проданные за более чем 100 миллионов долларов (в эквиваленте 2011 года) включают: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Джозефа Рулина» и «Ирисы». Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком ее изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объема, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт.
Но тут уже вмешалась его семья и мысли о браке были попросту развеяны. В 1888 г. он переехал на югФранции, в Арль. На нем Ван Гог изобразил море в Схевенингене во время бури.
В результате его попросили уехать. В школе ему легко давались иностранные языки, там же он учился рисовать. Там же он получал уроки рисования. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил.
Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Винсент Ван Гог родился в 11 часов утра 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отличительная черта нового стиля Ван Гога – яркость желтого и синего цветов их контрастное, но в то же время гармоничное сочетание, воплотилось в полной мере в картине «Ночная терраса кафе» (1888 год).
Картина «Красные виноградники в Арле» (1888 год) отражает особый колорит природы, который мы, быть может, не видим в реальной жизни, но который, тем не менее, очень точно передает ощущение труда в поле на закате. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Большинство художников раскрывают свои таланты ещё в детстве. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им.
Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Сразу после выписки из больницы он направился в Овер-сюр-Уаз. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого.
Все заканчивается в 1890 году, когда Ван Гог заканчивает свою жизнь самоубийством. Винсент много читал, учился, работая. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). С любовью, Винсент» (2017) Дорота Кобела и Хью Уэлшман. Увлечение рисованием помогало Винсенту спасаться от частых депрессий.
В 2011-м писатели Найфи и Уайт-Смит заявили об убийстве по неосторожности. Его нахождение вдали от дома явилось для него сильной эмоциональной травмой. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Умер он, как было сказано ранее, в бедности, не зная, что в будущем его картины будут стоить по 33 миллиона долларов («Звездная ночь»).
Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. Краеугольный камень легенды о Ван Гоге – его безумие. Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. Он был крайне задумчив и не играл с другими детьми. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев.
Ван Гог Винсент (Van Gogh Vincent) (1853-1890), голландский художник. Легенды о Ван Гоге – его безумие. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. «Вид на море в Схевенингене»1882 г. Одной из первых живописных работ, выполненных с натуры, стал этот пейзаж. «Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью».
Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). «Едоки картофеля» было первым полотном его кисти ставшим значимым в его творчестве в 1885 году. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре. Пушкина.
На этом заканчивается его формальное образование. С этой болезнью он угодил в клинику для душевнобольных в Арле. Вероятно, это произошло после ссоры с его лучшим другом, также художником, Полем Гогеном.
В 1957 году ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909—1992) на основе репродукции картины Ван Гога «Художник на пути в Тараскон», оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны, написал серию своих произведений. Он ему покровительствовал. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых.
К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.
Таким образом он потреблял настоящий нейротоксин. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция.
Эту же версию недавно подтвердили и создатели анимационного фильма «Ван Гог. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства – Парижа. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Этот поступок не такой уж странный, как может показаться. Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года.
Однако связи у него остались и летом 1869 года он дал племяннику свои рекомендации и помог устроиться на работу в гаагский филиал фирмы «Гупиль». Что же было на самом деле остается неизвестным. Уже к 1869 году, даже не закончив школу, он стал работать в фирме, которая продавала картины. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии.
На этот раз в свою кузину. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». В новый город он приехал с рекомендательным письмом, адресованным Полю Гаше. Среди его самых знаменитых работ «Подсолнухи», «Ирисы», «Звёздная ночь», «Пшеничное поле с воронами» мы можем увидеть весь жизненный путь и переживания Винсента Ван Гога, не покидающих его до конца дней.
В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. Самоуверенного Гогена это раздражало.
Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента. В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880-1881) и Антверпене (1885-1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Благодаря влиянию импрессионистов живопись Ван Гога приобретает больше ярких красок.
Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Где бы ни учился Ван Гог, везде был изгнан из-за вспыльчивого характера и странного поведения.
Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». Одна из немногих работ, написанная не с натуры. В середине 80-х гг.
И хотя в брюссельской Академии изящных искусств он долго не проучился, рисовать не бросил. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым».
Соединить, казалось бы, несоединимое – рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Особенно интересно полотно «Портрет молодой девушки на фоне хлебного поля». Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил.
Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Национальная галерея, Лондон). Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. О своём детстве он вспоминал так: Моё детство было мрачным, холодным и пустым.
В 80-х гг. Бэкон был вдохновлён не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим Ван Гогом, которого Бэкон расценивал как «отчуждённого лишнего человека»— положение, резонировавшее с настроением Бэкона. В 1868 году он внезапно бросает учебу и приезжает домой. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Несмотря на благочестивые взглядыи набожность, в борделях Ван Гог не был случайным гостем.
Переезжая, попросту бросила на чердаке несколько его ранних работ. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа. А. С. Пушкина, Москва). Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера.
Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh 30 марта 1853, Гроот-Зюндерт, Голландия— 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)— нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись 20 века. В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil Cie.
Однако художники слишком различались по темпераменту, что приводило к бурным ссорам. Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. На этих картинах художник предстает как сложная личность с непростой судьбой.