Следующими пунктами его остановки были Болонья и Венеция, в которой он изучал преимущественно Тициана и П. Веронезе. Его отец, богатый негоциант, дал ему отличное воспитание. Подобные образы впоследствии абсолютно исчезают в творчестве ван Дейка. Пушкина).
В 1618—1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант— не сохранился 2-й— Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок. Третий результат Ван Дейка— 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. Однако сложившейся национальной художественной школы в Англии не было. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки.
Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене. В Англию он вернулся тяжело больным. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). Идущий во главе быстро надвигающейся толпы предатель устремился к Христу. В результате такой системы из мастерской выходило огромное количество картин.
Уже в 14 лет Антонис пишет свой первый шедевр — портрет старика, а в 16 лет у него имелась собственная мастерская, в которой он с другими молодыми художниками пишет серию работ «Головы апостолов». Фон обстановочных картин-портретов обычно представлен пейзажем, архитектурными фрагментами и декоративными элементами (драпировки). Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. От четырехлетнего путешествия потомкам остался Итальянский альбом Ван Дейка. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных.
Вплоть до последнего времени картина считалась копией. Ван Дейк пишет теперь почти исключительно портреты. В тот же период ван Дейк создает цикл произведений изображающих Христа и апостолов. Одни называют это кощунством, другие – издевательством над шедеврами. Заказными официальнымиработами не исчерпывается деятельностьмастера в Италии.
Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства. К числу работ, в которых с особой яркостью проявился реалистический дар Ван Дейка, относится «Портрет молодой женщины с ребенком». Так, в декабре 2009года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3миллиона фунтов (13, 6миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. 1620—1621, Виндзор, Королевское собрание). 1623, Палаццо Питти, Флоренция).
В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников. Для чего ему это было нужно. Сохранив силу и широту кисти и блеск колорита, перенятые перед тем от Рубенса, он приобрел, особенно через изучение венецианских мастеров, большую округлость и определенность контуров, большую изящность и глубину колорита, большую пластичность и рельефность моделировки.
Каждый сеанс длился не более часа. Этому, видимо и надо приписать редкое у Ван Дейка душевное волнение, так сильно сказавшееся в «Семейном портрете». Художник выделил светом фигуру Карла, оставив в тени его слуг и коня.
В 1633 г. он женился на дочери лорда Рутвена. Ван Дейк подолгу жил за границей, в 1621—27 годах — в Италии (в Генуе и Венеции) и там глубоко усвоил уроки старой итальянской живописи, особенно Тициана и Тинторетто. Художник изображает его то во весь рост, то верхом на коне, то пишет на одном полотне голову Карла в трех различных поворотах (что послужило образцом итальянскому скульптору Бернини для работы над портретом короля). А. С. Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея», на которой экспонируются 10крупноформатных групповых портретов второй половины XVI — конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи.
С юных лет ван Дейк обращался к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Английский двор был в то время одним из самых блестящих в Европе.
Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Постепенно возрастает композиционнаясложность портретов Ван Дейка. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70-летнего старика. В эти годы он создает тип блестящего аристократического портрета, в котором стремится подчеркнуть значительность и достоинство своих заказчиков. Ее муж застыл в напряженной позе, в глазах тревога и немой вопрос.
Это в полной мере отразилось на его живописи. А люди того времени, рядовые жители этой страны. Его не лучшая, но типичная картина на библейский сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок. Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св.
Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично. Влияние Рубенса сказывается во многих религиозных и мифологических композициях ван Дейка этих лет, в частности в «Святом Мартине» из церкви Савентема.
Положение второго живописца Фландрии не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу. Скандал в благородном семействе. Он писал также художников позже, работая в Генуе (1621— 1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета. «Мой талант таков, - говорил Рубенс, - что как бы огромна ни была работа, сил моих она ни разу не превзошла». Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей.
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599г. В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую.
В то время как картина написана гладким слоем густой краски, а иногда корпусными мазками, так что можно проследить движение кисти (это характерно для манеры Ван Дейка), художник, чтобы выделить лицо портретируемой, пишет его технически по-иному – тонким эмалевым красочным слоем цвета слоновой кости, мягко моделируя объем нежно-розовыми и желтыми оттенками. За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла (Портрет Карла верхом, Карл на охоте, Карл в трех ракурсах), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей. В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен. В 1639году Антонис женился на фрейлине королевы Мери Рутвен и вошел, таким образом, в круг английской аристократии, которую он и изображал. Эти портреты отличаются строгой изысканностью поз и тонких сдержанных красочных сочетаний.
И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16портретов), государственные деятели и философы (12портретов), художники и коллекционеры (52портрета). Но лучшим из них может считаться луврская картина «Карл I на охоте».
Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра— «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи— сэра Антониса ван Дейка. Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Пьета (в Антверпене) Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св.
Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров («Семейный портрет», между 1618 и 1626 гг., Ленинград, Эрмитаж), знатных семейств. Две его дочери, увековеченные художником, умерли от горя, а королева бежала из Англии. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже— ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры.
Мастер портретной живописи. Луки. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги. К числу наиболее значительных религиозных композиций этого периода принадлежат также «Венчание тернием» из музеев Мадрида и Берлина и «Поцелуй Иуды» из Мадрида. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка.
В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Большой признательности заслуживает издание ван Дейком сборника гравированных портретов своих знаменитых современников, часть которых исполнена им самим (Антверпен 1636 г. ). Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе. Хороший человек и благожелательный политик, но декадент с головы до ног. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель Юпитер и Антиопа, ок.
Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением из Италии: «Самсон и Далила», «Сусанна в купальне» картины на религиозные сюжеты несколько распятий «Святые семейства» сцены из жития святых. Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9декабря 1641года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне.
Ван Дейк славится как мастердетского портрета. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)— самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период.
1618, Лондон, частное собрание). По глубине характеристики он нисколько не уступает полотнам прежних лет. Петра, ок.
Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (Маркиза Улена Гримальди, Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли, Паола Адорно с сыном, Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли, Маркиза Бальбиани, Семейство Ломеллини, Старый сенатор). А при повторной продаже вещь не провалилась, а ушла в пределах эстимейта, как ей и положено. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание).
Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца. Его затемненное лицо противопоставлено ярко освещенному спокойному лицу Христа. Учеников у Рубенса было много. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». Портретная живопись сделалась его специальностью именно в силу личного характера художника.
Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. Антонис ван Дейк (22. 03. 1599, Антверпен — 9. 12. 1641, Лондон) — знаменитый фламандский портретист и исторический художник, сын живописца на стекле Франса ван Дейка, родился в Антверпене 22 марта 1599 г. Поступив в 1609 г. учеником в мастерскую Гендрика ван Балена, он, 19-ти лет от роду, он сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию св. В марте 2011года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства.
Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Книги и античныебюсты, помещенные на столе в «Портретеантверпенского бургомистра НиколасаРококса», отражают богатый мир духовныхинтересов представленного человека известного в свое время ученого-нумизмата, коллекционера и покровителяискусств. Называют и много других художников, так или иначе повлиявших на него.
Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. К тому же последствием этой связи оказалась нежелательная беременность Анны Саксонской. За свою жизнь он написал сотни портретов людей.
Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Антонис с детства тяготел к рисованию и вот таким образом уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов.
1623 г., Флоренция, галерея Питти) исполненного чувства достоинства. В это же время он стал писать картины совместно с Питером Паулем Рубенсом (1577-1640).
Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Это уже пожилой человек с усталым лицом, чуть припухшими и покрасневшими веками. В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки.
Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого. В «Мужском портрете» (1620-е гг., Ленинград, Эрмитаж) психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом, экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Ван Дейк Антонис (van Dyck), фламандский художник. 1623, Эрмитаж, Ленинград).
Он изобразил Карла на фоне мрачного романтического пейзажа. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Младший современник Рубенса, крупнейший фламандский художник Антонис Ван Дейк родился в Антверпене 22 марта 1599 г семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка. Так, в «Семейном портрете» художник накладываеткраски почти без подготовки, местамиоставляя открытым грунт и даже холст. В семье было двенадцать детей, Антонис был седьмым по счету. На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х — начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом.
Эти детали имели аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза и лилия – цветы Марии яблоко – напоминает о том, что она искупает грех Евы подсолнечник, который всегда тянется к солнцу, – намек на возвышенные помыслы богоматери куропатка – символ беспутства – улетает). 1618—1620, 1-й вариант— Мадрид, Прадо 2-й— Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Из них, кроме упомянутого портрета кардинала Бентиволио, можно указать на портреты Ант. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). А. С. Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам.
Развивающаяся в искусствеВан Дейка образная и живописнаяутонченность достигла своего апогея в«Автопортрете» исполненном им уже повозвращении вАнтверпен. Матфей (ок. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами.
Ван Дейк запечатлел сложный, не лишенный противоречий образ. Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. Чувственно-осязателен женский образ, дети играющие в «золотые ворота», грациозны и изящны мягкость и притушенность колорита картины хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера. За это время ван Дейк писал лицо и набрасывал контуры фигуры.
Получил блестящее образование. Антонис ван Дейк – великий фламандский (нидерландский) художник. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. Ван Дейк также известен и как придворный художник.
Уже при отце Карла Ван Дейк прожил около 2 лет в Лондоне. С 1632 Ван Дейк работал в Лондоне придворным художником Карла I исполняя многочисленные портреты короля и представителей английской знати. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка — своего рода идеал творческой натуры. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом.
Ван Дейк подобной участи избежал. Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. Традиционнуюсхему портрета Ван Дейк наполняетсовершенно новым содержанием. В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий— «Иконографию»— сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию.
Вторично он был приглашен в 1632 году и с тех пор он почти постоянно оставался при короле (в 1634 году он жил в Антверпене), женился в Англии на благородной девице Рётвен, был возведен в рыцарское достоинство, сделался своим человеком в высшем обществе и переписал почти без исключения всех видных политических деятелей и весь двор Англии. Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах.
Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Но уже тогда в своих ранних работах молодой мастер стремился отойти от прямого подражания приемам славного учителя и достичь самостоятельных глубин в изображении художественного образа. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Картины художника А. ван Дейка, написанные в Италии (1621-1627), в основном портреты, благодаря влиянию творчества художников эпохи Высокого и Позднего Возрождения, особенно Тициана, приобретают парадность, палитра художника становится более насыщенной, со множеством оттенков. К ранним его работам относится Автопортрет (ок.
Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии). К этому раннему периоду его деятельности относятся: Христос и 12 апостолов (в Дрезденской галерее), Пьяный Силен (в Брюсселе), Несение Креста (в антверпенском соборе) и несколько портретов.
Впрочем, задолго до того, чтобы стать общей, метаморфоза самого духа фламандской живописи обозначилась сначала в лучшем из лучших учеников Рубенса, в Антонисе ван Дейке (1599 — 1641). Между тем славе художника это не мешало: 18октября 1634 года гильдия св. В последнем произведении художник достигает необычайной экспрессивности и драматизма. Недаром его так ценили в XVIII веке — он был предтечей, угадавшим его изощренность. С конца 1621 Ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал характерный для себя тип парадного аристократического портрета, в котором важную роль играют поза, осанка, взгляд и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция).
Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны. С 1618 по 1620 гг.
Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Антонис ван Дейк родился вбогатой и уважаемой семье торговца тканями. Написанные в генуэзский период, самые известные картины ван Дейка с названиями Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623), Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео (1623).
Ван Дейк принадлежит к первым портретистам истории искусства. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Но происхождение подкачало. 1618, Лондон, частное собрание), Св.
На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х — начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. Когда работа была закончена, ван Дейк вносил необходимые поправки и изменения. Чувство меры, гармонии, такта и вкуса было развито у него в гениальной степени. 12. И в то же время король с головы до ног. В эти дни в ГМИИ им.
К числу подобных работ можно отнести портрет Томаса Чалонера. Там он получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 году пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. музей, Вадуц).
Антонис ван Дейк (22. Образ Чалонера лишен какой бы то ни было идеализации. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св.
Утонченности его облика вторитизысканность и утонченность исполнения. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7250500долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7миллионов долларов. Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. А созданный художником тип идеализированного парадного портрета стал образцом для многих живописцев последующих веков. Видно, что его безымянные друзья по-человечески близки и понятны ему.
Заказов так много, что художник, работавший исключительно быстро и много, вынужден обзавестись помощниками.
Себастьян), Дрездене, Берлине. Еще одна из бессмертных картин живописцаАнтониса ван Дейка – Мадонна с куропатками или Отдых на пути в Египет (нач. 1630). Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель).
Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Пьета (в Антверпене) Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св. У него тонкое бледное лицо с проницательным, устремленным на зрителя взглядом, красивые руки. По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627 —1632 гг., Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины.
Король даровал ему дворянский титул и золотую цепь. Историки назвали его вундеркиндом – художником от природы. Он совершил две поездки в Париж. Но с этой работой связана очень интересная история. Написанные в генуэзский период, самые известные картины ван Дейка с названиями Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623), Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео (1623). Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и теплоту. ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599 – 1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников.
По примеру Рубенса Ван Дейк много ездил по Италии изучая ее художественное наследие. Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Он совершил две поездки в Париж. Ван Дейк трактует в ней образ короля с почти жанровой непосредственностью и в то же время сообщает ему выражение величавого достоинства и своеобразную поэтичность.
В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр).
Посетив Париж, он снова вернулся в Англию, где и умер в Блакфрейерсе 9 декабря 1641 года. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Поездка вышла на редкость удачной— с конца 1620до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин.
Так в «Портрете ЭберхардаЯбаха» он повторяет композиционнуюсхему своего«Автопортрета». Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека).
1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. Также художник создавал семейные портреты и, так называемые, парадные портреты, одним из изобретателей которых он и является. Однако настоящим его призванием стало искусство портрета. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам.
Даже руки выдают состояние супружеской пары: расслабленное жены и напряженное – мужа. Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших воротниках из накрахмаленных кружев. В конце 1620 – начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период (Семейный портрет, 1621, ГЭ) определились стремление Ван Дейка к интимности и одухотворённости образов, внимание к особенностям эмоционального и интеллектуального склада человека. Однако это не совсем верно, так как большинство собственноручных работ художника выполнено с неослабевающим мастерством. Современники даже отмечали, что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не уступали полотнам Рубенса, разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов.
Такой настоящий король, каких не было с тех пор в истории. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка. Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами. Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622—1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Ван Дейк— один из них. А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом. Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене. Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622—1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Это характерно и для всего его искусства. Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант— Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант— Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. 03. Он был седьмым из двенадцати детей. И мазки краски то тонкие и прозрачные, то плотные, густые, почти рельефные, сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют какбы вибрировать, житьсаму красочную поверхность, в тожевремя создавая ее неповторимый узор.
1599, Антверпен 8212 9. Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Серию английских портретов ван Дейка в Эрмитаже следует начать с самой королевской четы. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Зимой 1641года у четы Ван Дейк родилась дочь.
Врожденной чертой Ван Дейка, говорил Э. Фромантен, было изящество и «частицу своего собственного изящества» он научился передавать своим моделям.
Мальчиком десяти лет он стал заниматься живописью и уже в 1615 году открыл было мастерскую, проучившись несколько лет перед тем в мастерской Хендрика Ван Балена, который был, правда, посредственным художником, но зато умным и добрым человеком и оказал сильное влияние на своего питомца. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент). Количество английских портретов ван Дейка баснословно. В 1649 ему отрубили венценосную голову. В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека (Портрет кардинала Г. Бентиволе). «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Работы живописи мастераможно найти во многих музеях мира и в частных собраниях.
Итальянская поездка прервала это пребывание и службу. В это же время художник впервые написал детский групповой портрет. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира— от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена. Это был период наивысшего творческого расцвета художника. Незаурядный сильный характер чувствуется в его облике (он был известен в свое время как политический деятель, подписавший в числе других во время английской революции смертный приговор Карлу I). Писал он также картины на религиозные и мифологические сюжеты (Распятие св.
Заказчики живописцав Италии – аристократы, вельможи, духовенство. Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид. В пейзаже Гентского алтаря ботаники различают десятки пород деревьев, трав, плодов и цветов, порой самых диковинных, экзотических (ведь то было время, когда человек впервые приступил к познанию Вселенной, во всех ее широтах и меридианах), порой самых обыденных, знакомых здесь каждому с детства. Более итальянский характер носят другие портреты мастера, писанные во Фландрии (или в первый период его пребывания в Англии), но и они еще дают впечатление простоты и искренности.
Сам труженик, он не понимал и не любил праздности. Даже руки выдают состояние супружеской пары: расслабленное жены и напряженное – мужа. Петра, ок. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. Портрет— жанр особенный. он работал в мастерской Рубенса.
Людовик XIV рядом с Карлом кажется лишь актером играющим роль. О первых портретах кисти Ван Дейка исследователь писал, что в них проявилась та «своеобразная атмосфера семейственности, солидности и порядочности, которая окружала его в антверпенских домах, в частности в доме учителя, где он остался жить и после того, как сделался самостоятельным, входящим в известность мастером». Симон (ок. Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christies более чем за 6миллионов долларов, втрое выше эстимейта. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью.
В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж.
Банкир Еберхард Ябах, который был приятелем Ван Дейка и неоднократно служил ему моделью, рассказал, как обычно действовал художник: художник назначал модели день и время сеанса и никогда не работал больше часа над одним портретом. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка.
Здесь он становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря, король также подарил ван Дейку два дома и выделил солидную ежегодную пенсию. Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный.
Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал.