Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Творческое наследие Тин-торетто включает также несколько десятков портретов.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. В 1548 он был уполномочен для четырех картин в Scuola di S. Марко: Открытие тела Св. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет. Более того — он противопоставляет этим традициям более сложное и драматическое восприятие мира, поиски нового, экспрессивного изобразительного языка. Св. В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто.
Зрелый период. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Двумя из них, теперь в венецианской Академии, является Адам и Ева и Смерть Абеля, обе благородных работы высокого мастерства, которые оставляют нас внутри несомненно, что Тинторетто был к этому времени законченным живописцем – один из некоторых, кто достиг самой высокой известности в отсутствие любого формального обучения. В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»).
Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Леонардо – весь классический отдых.
1585). Николасе, со Св. Представитель венецианской школы. Но к ней следует относиться осторожно.
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). В монументальных полотнах «Брак в Кане» (1561), «Похищение тела св. Фигура св.
Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Т. е, это уже опосредованная информация.
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ). Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света.
Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Картину «Чудо Св. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». В 15651588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. В композиции Благовещение чудесное событие совершается в момент драматического напряжения, в почти натуралистически переданной обстановке. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или восторга, – все это не только не страшило Тинторетто сложностью исполнения, а стало, так сказать, основной его специализацией. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Полотно было заказано Братством св.
В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко.
Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Марк появляется над своими мощами, чтобы сориентировать местоположение их погребения. Слуга – foregrounded, возможно в отношении Евангелия Джона 13:14-16.
Марка» (все – 1562–66). Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Композиция Св.
В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1510г. Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
Маргарет (женскую фигуру иногда называют принцессой, которую Св. Фигура св. Живописное наследие Тинторетто огромно. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Его благородная концепция искусства и его высокое личное стремление свидетельствовались в надписи, которая он разместил по его студии Il disegno редактора ди Микеланджело il colorito ди Тициано («дизайн Микеланджело и цвет Тициана187). С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Зрители, находящиеся в Большом зале, видят только часть произведения: основание креста, Марию и группу апостолов — сломленных, отчаявшихся, убитых горем из-за того, что их Учитель умирает на кресте.
Его живописное наследие включает около 350 работ самых разных жанров (алтарные кар-тины, монументальные настенные панно, портреты и др. ). Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Роха. В детстве Якопо, родившийся художник, начал размазывать на стенах красильщика его отец, замечая его склонность, взял его в студию Тициана, чтобы видеть, как далеко он мог быть обучен как художник. Справа одного из разбойников пригвождают к кресту, слева поднимают крест с другим разбойником. Он учился более особенно от моделей Рассвета Микеланджело, Полудня, Сумерек и Ночь и стал опытным в моделировании в методе воска и глины (осуществленный аналогично Тицианом), который впоследствии сослужил ему хорошую службу в решении расположения его картин. Тинторетто попросили назвать его собственную цену, но это он уехал властям.
Это было, предположительно, к 1533, когда Тициан уже был (согласно обычным счетам) пятьюдесятью шестью годами возраста. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Хорошо творчество итальянского живописца представлено, например, в мадридском музее Прадо и в венском Художественно — историческом музее. В том же году художник становится членом братства. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Одна из ранних картин Тинторетто, все еще существующих, находится в церкви Кармина в Венеции, Представлении Иисуса в Храме также в С. Бенедетто Возвещение и Христос с Женщиной Самарии. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов.
Для Scuola della Trinity (scuole или школы Венеции были больше в природе больниц или благотворительных организаций, чем учебных заведений) он нарисовал четыре предмета от Происхождения. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Молодой художник Андреа Скьявоне, четыре года юниор Тинторетто, был очень в его компании. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Св. Марка» (1562–66) действие развивается в глубину, подчиняясь стремительному сокращению пространства, пронизанного колебаниями света и тени. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.
Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко.
Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело. Центром второй части является св. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови.
56больших картин были выполнены за символическую плату. Екатерины Иисусу (1581–84) в Antichiesetta, Св. Школы существовали на добровольные пожертвования.
В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. Марка» огненное небо озаряет призрачным светом площадь со смятенно мечущимися фигурами. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства).
Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Он успокоился в доме трудно церковью.
Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Рох во славе» безвозмездно. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Тинторетто принадлежит к пантеону художников золотого века венецианской живописи.
Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Его сын Доменико Тинторетто часто помогал его отцу в основе больших картин. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
Цвет приглушен и подчинен мистическому свету, который едва касается краев предметов фосфоресцирующими отблесками. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров».
Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Георгии и Св. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Рох в госпитале».
У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Результатом раннего этапа творчества Тинторетто стали большие композиции «Тайная вечеря» (1547) и «Омовение ног» (1547), в которых талант художника раскрылся в полной мере. «поэзий». Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.
Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Марка» (1548), в которой святой, спасая молившегося ему раба, стремительно «пикирует» с неба прямо в гущу толпы собравшихся на площади людей. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Тинторетто прославила картина «Чудо св. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться. В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность. Роха во славе. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
Тинторетто едва когда-либо путешествовал из Венеции.
Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Настоящее имя – Якопо Робусти.
Активное умаление также не желало, но оно прошло незамеченный Тинторетто. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной следом 1570, он использовал космогоническую легенду как предлог для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд.
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore).
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. (эти три находятся в Gallerie dell39Accademia Венеция). В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. 1540-х гг. ). Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили корпус св.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Тинторетто (Tintoretto собств. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. В 1562 художник создал ещё три картины для Скуола ди Сан Марко.
И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. В силу этих черт характера довольно рано складывается индивидуальный стиль художника. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто.
Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. В лучшем случае их считали бы посредственными и, прибывая от сына Тинторетто, невыносимы. Итальянский художник, представитель венецианской школы. В лощине Залы Anticollegio Тинторетто нарисовал четыре шедевра – Вакх, с Ариадн, коронованной Венерой, этими Тремя Грациями и Меркурием, Минерва, отказывающаяся от Марса и Штамповочного пресса Вулкана, которые были окрашены за пятьдесят дукатов каждый, помимо материалов, приблизительно 1578 в граде Сената, Венеция, Королевы Моря (1581–84) в зале колледжа, Поддержке Св. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов.
Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Размещение персонажей по кругу ненаглядный прием мастера использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей. На картине изображен момент, когда св.
Но в то же время его искусство сыграло большую роль в творчестве Эль Греко и Рембрандта. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Смелая, свободная манера живописи Тинторетто казалась многим его современникам небрежной.
В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Распространенный сюжет из Библии. Эта группа составляет самостоятельную композицию.
Цикл, посвященный жизни св. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену Похищения. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу.
То же чувство ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации.
окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. С этого времени вперед два всегда оставались по отдаленным условиям, Тинторетто, являющийся действительно явным и горячим поклонником Тициана, но никогда друга и Тициана и его сторонников, поворачивающих холодный прием к нему. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке.
Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.
Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Они оба давно погибаются, как все его фрески, рано или позже. Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали (самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы – в левом нижнем углу картины.
Тинторетто произвел не эскиз, а картину и вставил его в ее овал. О предках художника почти ничего не известно. Эта половина изображения абсолютно погружена во тьму, в которой едва можно разобрать отдельные формы: художник словно бы хотел охарактеризовать здесь теневую сторону жизни, нищету, омраченное сознание. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». Андрей в зале большого совета, девяти больших составов, в основном батальные сцены (1581–84) в Зале dello Scrutinio Захват Зары от венгров в 1346 среди Урагана Ракет (1584–87). В картине представлен драматичный миг, когда палач собирается хлопнуть раба молотом.
Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». На суровом темно-зеленом фоне неба и моря яркое свечение фигуры святого усиливает драматическое напряжение сцены и подчеркивает факт свершения настоящего чуда. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти.
Наследие мастера огромно. Здесь действие происходит не в богатом доме, а скорее, в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым длинным столом. Целая сумма, заплаченная за scuola повсюду, составляла 2447 дукатов. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Художник создает фантастические архитектурные построения с прорывами в глубину, которые словно выхвачены из тьмы мощными вспышками света.
Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). Он был также сведущим в механике и механических устройствах. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). С 1539 работал самостоятельно.
В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Это – работа, таким образом громадная по своим масштабам, настолько колоссальный в зачистке ее власти, таким образом опрометчивой из обычных стандартов концепции или метода, настолько чистого вдохновения души, горящей со страстным визуальным воображением и рукой, волшебной, чтобы работать в форме и цвете, что это бросило вызов пониманию трех веков и, обычно имеет (хотя не с его первыми венецианскими современниками), прошел для эксцентричной неудачи в то время как к нескольким глазам это, кажется, таким образом превосходящее, памятник человеческой способности относился к искусству иллюстрированному, чтобы не быть рассмотренным без страха.
В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света.
В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Он сам нарисовал множество работ, многих из них очень крупного масштаба.
Художник предпочитал динамичные диагональные композиции, сложные ракурсы, драматические световые эффекты («Рождение Иоанна Крестителя», кон. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. В 50-60-х гг.
Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. У кого Якопо учился дальше не известно. Адам и Ева, Посещение, Обожание Волхвов, Резня Невинных, Моления о чаше, Христа перед Pilate, Христом, несущим Его Крест и (это одно ударивший восстановлением) Предположение о Девственнице, ведут примеры в scuola в церкви, Христос, вылечивающий Паралитика. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Тинторетто помог Скьявоне, бесплатному в настенной живописи и во многих последующих случаях он ни на что не работал также и таким образом преуспел в том, чтобы получить комиссии. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Якопо (наст. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). По желанию св.
Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена). Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Теперь и впоследствии он очень часто работал ночью, а также днем. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Далее, Ридольфи утверждает, что юноша поступил в мастерскую Тициана, но был изгнан оттуда спустя всего десять дней, поскольку мастер возревновал к таланту нового ученика, когда увидел его рисунки.
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Марка, Тела Св.
В 50 – 60-х гг. Роха) в Венеции, членом которого стал художник. Он написал для Братства св. Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов.
Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения.
Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения.
Марк спускается с неба и молот чудесным образом ломается на глазах у изумленных палача и судьи. Св. Композиция Св. Георгий спас от дракона) и Св. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи.
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). «Чудо св. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений).
Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий». Марка, был продолжен картинами «Похищение тела св.
Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. На полотне Обретение тела св. Тинторетто обладал феноменальной работоспособностью и скорость, с какой он выполнял заказы, вскоре стала легендарной.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны.
Наряду с многочисленными заказами от церквей Тинторетто выполняет многочисленные частные заказы, пишет плафоны и композиции на темы, заимствованные из античных мифов, средневековых легенд и библейских текстов для украшения интерьеров венецианских домов. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается чувство хаоса морского шторма. Жизнь Тинторетто полна тайн.
Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).
Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
Тинторетто трактует этот момент по своему. Лучшие портреты Тинторетто. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников.
Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Сказано, однако, что Тинторетто когда-то нарисовал потолок в доме Пьетро в другое время, будучи приглашенным делать его портрет, он принял участие и сразу продолжил принимать меру своего пассажира с пистолетом (или шпилька) как значительный намек, что он не был точно человеком, чтобы шутиться с. Художник, теперь выполнявший четыре работы в Scuola di S. Марко, его проливы и неясные выносливости были закончены. Под первой аркадой виднеется нечто развевающееся по ветру, точно вуаль, бесформенное, но, однако, обретающее формы при детальном рассмотрении: призрачное видение, словно бы дух святого, содействующий осуществлению чуда. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана.
Тинторетто уделял также много внимания портрету. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. творческая манера Тинторетто изменяется.
В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Братство св. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Рох во славе». В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
После огня Тинторетто начал заново, Паоло Веронезе, являющийся его коллегой. Игнорируя некоторые незначительные действия, scuola и церковь содержат пятьдесят две незабываемых картины, которые могут быть описаны как обширные наводящие на размышления эскизы, с мастерством, но не преднамеренной точностью, законченных картин и адаптированы к тому, что они посмотрелись на в темноватой полутьме. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»). На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
Это – готическое здание, просматривая Fondamenta de Mori, который все еще стоит.
Некоторые исследователи считают, что основам профессии Тинторетто начал обучаться у Тициана, однако быстро покинул мастерскую этого художника из-за нездорового духа соперничества, возникшего между учеником и мастером. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. На полотне Обретение тела св. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Картина изображает освобождение раба святым Марком. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Джером и Св. В «Похищении тела св. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). 1550 — 1635 гг. ). Ученики исходят далеко от Христа в почти математической симметрии.
Незадолго до смерти художник закончил знаменитую «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592–94). Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Его, вместе с некоторыми другими мастерами, пригласили принять участие в конкурсе на получение заказа на украшение нового здания школы.
При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».
Он рисует образы стариков благородных и очень трогательных волнующих до самой глубины души. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко.
Марка, Спасающего Сарацина от Кораблекрушения и Чуда Раба. Эти черты господствуют в серии небольших композиций на библейские темы («Юдифь и Олоферн», 1555 «Соломон и царица Савская», 1555 «Нахождение Моисея», 1555 и др. ) В 1560-е годы, отме-ченные подъемом творческой активности Тинторетто, он вновь обращается к сложным многофигурным ком-позициям, стремясь найти новые образные и пространственные решения. В них художник наделяет свои модели аристократичностью, душевной утонченностью, подчеркивая при этом историческую значимость, неповторимость личного обаяния («Лоренцо Соранцо» (1553) «Дама в тра-уре» (1555) «Альвизе Корнаро» (1564) и др. ). И тут слова попросил пророк Даниил. имя Якопо Робусти (1518–1594) — итальянский художник, один из веду-щих мастеров венецианского Позднего Возрождения, работавший в завершающий, кризисный период ренессансной эпохи.
Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Два старца тайно возжелали Сусанну, жену одного зажиточного Иудея и задумали ее соблазнить. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Марка, Принесенного в Венецию, Св. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. «Чудо св.
Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. В 1550-е гг.