–Чего ты грустишь. Со временем асимметрия станет излюбленным приемом Тициана.
так отзывался о венецианках португальский поэт Антонио Феррейра, побывавший в Венеции в начале XVI века и покоренный их очарованием. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Было похоже, что все присутствующие любовались им. Королева Катерина Венета могла выйти замуж за любого из европейских аристократов, но Серениссима (ее названная мать) не могла и не хотела допустить потерю вожделенной территории.
Вот только новый плащ – это еще не весь костюм. Голос его звучал негромко, со спокойной уверенностью. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» — слишком уж непростое прошлое было у новобрачной. Он был очень доволен работой художника. Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви.
У него и раньше было немало женщин, в основном натурщиц. Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. Имя его стало известным. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли.
На том и расстались. Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания.
Лотто и сам уже несколько лет работал в этой мастерской. Но интриги на острове-государстве продолжались еще долгие годы, в них участвовали венецианские представители, в том числе брат Катерины и ее дядя испанские посланники и агенты, аристократия Кипра, множество шпионов со всей Европы. «О чем я думаю. Картина была им приобретена в 1952 году у наследников генуэзского рода Бальби. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости.
Они были знакомы еще с ученичества в мастерской Беллини. Однако Тициану стало скучно. Он был и льстец и тонкий психолог. В этой работе, как и в своих аллегорических poesie, Тициан показывает, насколько его живописные творения многозвучны, сколь многозначны и выразительны в них жесты и позы, а изображенная в цвете красота непередаваема словами. Тициан никогда не увлекался идеями неоплатонизма как Боттичелли или поисками идеальной красоты как Рафаэль.
За последние годы он научился умело их обходить. На барельефе фонтана изображен ретивый конь, который должен выражать безудержную страсть – voluptas, способную сгубить любого человека, даже наделенного добродетелью – virtus. Исходя в работе над картиной из этой дилеммы, Тициан вступает также в негласную полемику с автором «Азоланских нимф» Бембо и с близкими ему поэтами-петраркистами, а также с музыкантами. Не следует забывать, что он был хорош собой и любвеобилен.
Пожалуй, ни о какой другой картине Тициана не было написано так много, как о «Любви небесной и Любви земной». Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий.
И стала Екатерина Корнаро официально зваться Екатериной Венетой, дочерью Венеции. Роман пользовался шумным успехом. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине.
Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху».
Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио.
У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза. Леонардо Лоредан пригласил на буцентавр и обнял по очереди каждого нобиля из числа тех, с кем он ссорился в этом году. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». В городе вскоре заговорили об этой истории и даже о намерении Тициана жениться.
Новые морские пути еще только-только осваивались. Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. Блондинок мало.
Никколо Аурелио долго не мог отвести глаз от почти трехметрового холста, сверкавшего еще не просохшими красками. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Но роль придворного художника, пусть даже щедро оплачиваемого, его не очень привлекала. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика.
В общем, рисунок у Тициана не получился. Символ тайных мистерий остается на территории Италии. Но Тинторетто обладал несносным характером, вот таким образом редко у кого с ним складывались добрые отношения.
Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. В свободное время Тициан увлеченно рисовал.
Но если присмотреться, то нетрудно обнаружить, что Ульф как две капли воды похож на Роха, которого раньше можно было увидеть на картине «Святой Марк на троне». Но не успел. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок.
Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Вдали расстилается просторный пейзаж с золотистым небом и кристально чистым воздухом.
Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана. Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Иногда на его крик прибегали стражники проверить, все ли в мастерской остались живы. Видимо, к тому времени Лучани успел частично выполнить поручение друга и прислать из Рима несколько рисунков. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио.
Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. В фигуре же святой Екатерины угадывается то, что было с блеском осуществлено Тицианом в картине «Флора». Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. Его кисть рождала шедевр за шедевром. Ваза драгоценностей символизирует мимолетное счастье на земле и тот имеющий горящее пламя любви Бога, символизирует вечное счастье на небесах.
А Серениссима, «удочеряя» Катерину, заботилась о том, чтобы права наследования новой королевы никем не могли быть оспорены. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Но его предложение было отклонено. Он просто наслаждался ею.
Только так она смогла сохранить собственную жизнь. Ей исполнилось уже пятьдесят лет. Вот таким образом талант этого художника можно считать достоянием всего европейского искусства. Отец наверняка передаст свою должность и дело одному из них, а быть всю жизнь на подхвате у братьев Дзуккато Тициану не хотелось. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Одновременно капитан галерного флота Венеции парадным строем провел корабли, украшенные цветами и лентами, по Гранд-каналу. Нагая женщина – Венера, одетая – Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона.
Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. Достаточно упомянуть хотя бы известный труд искусствоведа Эрвина Панофского.
Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Мастер Дзуккато сразу взял на место Тициана другого парня. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Тициан явно изобразил в ее лице ту же Виоланту, но все же решил пощадить отцовские чувства своего товарища и несколько изменил внешний облик возлюбленной, сделав ее постарше и, самое главное, слегка прикрыв накидкой откровенную наготу. Второй раз Тициан так и не женился.
Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. В четырнадцать лет Катерину Корнаро выдали замуж за короля Кипра, Иерусалима и Армении.
Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. А венецианские женщины. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Что это – неведение или нечто умышленное. Видимо, не случайно Вазари в первый приезд в Венецию, познакомившись с Тицианом через своего приятеля Аретино, тотчас отметил в алтарном образе признаки «портретности» в лицах святых.
В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. Может из всей мастерской Джамбеллино выбрали только его, Тициана. Прежде всего на картине бросается в глаза поразительное сочетание чувственного и одновременно изысканного восприятия природы, человека и красоты обнаженного женского тела. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну.
Он превыше всего ценил свободу выбора и свое независимое положение. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Тициан спрятал паленые пряди под потертый берет, чувствуя, что выглядит нелепо. На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато.
«Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. А вот художник Джорджо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне был приглашен наверняка. Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции».
«Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. Взгляд Джорджоне был необычайно глубоким, глаза будто смотрели в иной мир.
Тициан и сам тогда был влюблен. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия.
Ее сын-младенец погиб, не отметив свой первый день рождения. Невесте, одетой в белое расположенной около Купидона, помогает Венера лично. Однажды, когда он сидел над картиной для Аурелио, к нему зашел на огонек Бастьяно Лучани.
Его работоспособность была чудовищной. Богатство Республики росло.
На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Мой друг Маньяни был профессором Римского университета, автором замечательной книги «Разговорные тетради Бетховена». Тициан почувствовал благоухание горных цветов и трав, аромат пробуждающейся земли. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина.
Незнакомка была явно нездешней. Таинственный момент затишья, передышки. Превосходно изданная книга являла собой подлинный шедевр искусства книгопечатания.
Поскольку картина писалась по заказу влюбленного царедворца, знатока литературы и поклонника красоты, художнику пришлось нагрузить работу некоторыми атрибутами распространенной в ту пору символики. Лоренцо и Тициан невольно отступили.
Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Иначе говоря, слух является основополагающим, а зрение вторично. Скорее всего, будет художник Лоренцо Лотто, хотя это не точно. Вместе с тем он казался скромным, чуть ли не застенчивым. Замужние матроны, а также и куртизанки спешили увидеть выход золотых дел мастеров. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком.
Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Люди беседовали, сбившись в группы, на него никто не оглянулся. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики.
Работа имела большой успех. «Глядя на такое лицо, на маленькие умные глаза, – подумал Тициан, – вспоминается библейское изречение: «Во многой мудрости много печали».
В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Ожидания заказчика были превзойдены. Тициан подумал, что именно такой голос можно назвать «сладким». Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин.
Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием Любовь небесная и любовь земная (галерея Боргезе в Риме). Тициан был разочарован, что секрет приглашения объясняется так просто.
Тициан встал у стены, не зная, как себя вести. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Тициану повезло сказочно, так как работы Джамбеллино, как все называли младшего Беллини в городе, нравились ему гораздо больше, чем «засушенные», как и его физиономия, творения старшего из братьев. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини.
Чудо случилось. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. Поэт Торквато Тассо (1544-1595) назвал этот город украшением и блеском Италии. Заячья плодовитость никак не вяжется с понятием о любви возвышенной. Но в действительности дела обстояли иначе.
Расходы значения не имели. Но вернемся к самой картине. И вот три года уже как Тициан трудится в мастерской Джамбеллино на Сан-Лио. То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном.
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Наконец, после витиеватого вступления он перешел к сути дела, по которому явился. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу.
От Джорджоне здесь почти ничего не осталось. Худых — больше, чем толстых. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. В парадном зале, расписанном золотом и лазурью, уже собралось человек двадцать. В то время тот работал над мозаиками собора Св. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей.
У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. Душа — навсегда — живописи. Тициан долго раздумывал над сюжетом.
Катерина Венета стала единовластной правительницей Кипра в шестнадцать лет. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Однако Земная и небесная (Священная и Светская Любовь) Тициана осталась и фактически стала символом самой галереи Боргезе. Строгую композиционную схему классического стиля Тициан несколько смягчает асимметрией. За что бы Тициан ни брался, мысли о Виоланте не давали ему покоя.
В соответствии с неоплатонической теорией обе Венеры были добродетельными. Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. Гости подходили к хозяйке, Катерина беседовала с каждым. Несколько дней юноша был в отчаянии, плакал, чего с ним не случалось с раннего детства.
Аурелио пояснил также, почему не стал обращаться к избалованному капризному Беллини. Как считают некоторые исследователи, таким он изобразил себя на картине «Мадонна с младенцем и святыми» (Мадрид, Прадо). У Тициана были отложены деньги на тонкую рубашку и бархатный берет, но из-за дурного нрава Франческо ему придется пойти к королеве в старой одежде. Имя этой женщины осталось неизвестной.
Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Тициан стал гадать, кого он может увидеть сегодня. Она парила над толпой, как грозный корабль над людским морем. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то материальности, которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы. Что-то, однако, помешало дальнейшему развитию бурно начавшейся любовной истории.
Позднее свои впечатления Вазари изложит в книге, дав описание высоко оцененной им картины. О патриотизме венецианцев составлялись легенды. Увлечение было настолько велико, что стало бросаться в глаза окружающим.
1 Писана эта картина, вероятно, в 1512-1513 г. по заказу Никколо Аурелио, великого канцлера Венецианской республики, герб которого украшает бассейн, занимающий середину композиции. 2 К сожалению, картина пострадала от времени и, быть может, благодаря этому она лишена той свежести, которая присуща другим однородным и одновременным произведениям мастера. 3 Если это действительно Медея, то поражает костюмный анахронизм, который себе позволил здесь Тициан. Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина. Все же Тициан считал себя венецианским художником и оставался патриотом этого города до конца своих дней. Марка. Рассматривая созданные в Венеции удивительные по радостному звучанию «Любовь земную» или «Флору», пожалуй невозможно согласиться с утверждением П. П. Муратова в его книге «Образы Италии», что «в тициановской Венеции нет вообще никакой печали и никакой улыбки и оттого так трудно чувствовать сердцем ее восхищающую глаз пышность».
При первом же взгляде на картину «Любовь небесная и Любовь земная» поражают ее удивительно праздничный просветленный колорит и поистине полнокровное мировосприятие. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Он стал вспоминать, как ходил с отцом и братом в горы за травами по февральским лужам. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью.
В Венеции был – Тициан. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Хотя, что греха таить, весьма лестно, когда тебя так ценят. Тициан не вспомнил с ходу, как звали ее супруга, но главное знал: Совет Республики накануне свадьбы провел уникальную церемонию – Республика Венеция «удочерила» Катерину Корнаро.
Появившиеся на свет два образа-близнеца стали у римлян олицетворением двух разноликих Венер. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Высоких было больше, чем низких. Рина не умела этого делать, она раскалила на огне большой корабельный гвоздь и волосы ему сожгла. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение.
«Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. Безусловно, он не мог тогда не уловить сходство между святым Рохом и возмужавшим автором. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. А может быть и влюбленный Тициан сам осознал, что «желание не всегда есть любовь».
Ситуация деликатная для него, видного государственного чиновника и потому в качестве свадебного подарка он хотел бы заказать не портрет своей возлюбленной падуанки, а какую-нибудь аллегорическую картину на одну из тем своего близкого друга поэта Бембо, например, какую-нибудь сцену из его знаменитой книги «Азоланские нимфы» или из поэмы «Аркадия» Саннадзаро. Привратники переглянулись, но пропустили его. Тициан – мастер цвета.
За измену Венецианской республики Совет десяти приговорил Бертуччо к смертной казни с конфискацией имущества, в том числе и приданого дочери. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Ей он принадлежал безраздельно. Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке. Это прежде всего «Азоланские нимфы» Бембо и роман «Нурnеrоtоmасhiа Poliphili» (Любовные битвы в снах Полифила), о котором в то время велось много разговоров и споров в венецианских салонах.
Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Выгнал с позором. Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу Лаокоона с сыновьями, открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини). Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3.
Хотя Аурелио наведывался чуть ли не каждый день интересуясь ходом работы над заказанной картиной, Тициан не мог отказать обратившемуся к нему Доменико Бальби, венецианскому потомку старинного генуэзского рода и довольно быстро, что необычно для него, написал «Мадонну с младенцем и святыми Екатериной, Домиником и донатором» (Реджо-Эмилия, частное собрание). Так утверждали венецианские знатоки. То есть символически после этой процедуры отцом ее стал считаться Святой Марк (Тициан усмехнулся, вспомнив шутки венецианцев, а особенно флорентийцев и иностранцев по этому поводу), а матерью – да, сама Серениссима. Строптивый Джентиле возражал султану, утверждая, что на его картине все прописано верно.
Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая — в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств. Считалось, что это было сделано для того, чтобы благородный король Кипра (тут Тициан вспомнил, что король был из рода Лузиньянов, те самые Лузиньяны, что вели родословную от змееподобной феи Мелюзины) не оскорбил мезальянсом свое порфироносное величество. Он насчитывал более трех тысяч судов.
Тициан чуть было не остался без работы. Четверть — молодежь.
Эти три знаменитые семейства Италии на многие десятилетия сделались постоянными заказчиками художника. Он казался ровесником Тициана или немного старше, был не таким высоким, как Вечеллио, но хорошего роста, в то же время очень изящным, с лицом почти женственным. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Видимо, Тициан не стал развивать далее мотивы книги о снах Полифила и увлекся темой «фонтана любви», чья влага обладает чудодейственной очистительной силой, помогая Любви земной возвыситься до Любви небесной. Вряд ли юная Виоланта была знакома с поэзией Сапфо, но ее образ еще долго будет будоражить воображение Тициана, а черты этой девушки узнаваемы в «Любви небесной и Любви земной» (Рим, галерея Боргезе), в «Портрете молодой женщины», которую в литературе принято называть «прелестная кошечка» (Вена, Музей истории искусств), в «Саломее» (Рим, галерея Дориа Памфили) и в великолепной «Даме с зеркалом» (Париж, Лувр). Если выступление принцессы поражало и немного пугало, то слушая пение Джорджоне, люди улыбались, – просто так, будто без причины. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Столь же статным и привлекательным Тициана можно увидеть в ярком парчовом камзоле с виолоне (разновидностью контрабаса) в руках на картине Веронезе «Брак в Кане Галилейской» (Париж, Лувр).
Высказывается предположение, что в «Саломее» Тициан изобразил самого себя в образе Иоанна Крестителя, чью отрезанную голову держит на блюде красавица Саломея. Моделью или возлюбленной художника. Небесная Любовь обнажена (за мыслью Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере».
Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Он не получил хорошего классического образования и всю жизнь у него были проблемы с латынью. Кто была эта золотоволосая незнакомка.
Визави Любви земной является Любовь небесная, которая изображена обнаженной. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследииДостижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Современники свидетельствовали, что в семейной жизни художник был счастлив, любил жену и детей.
В Риме. Цветок у нее в руке, но рука в перчатке и она еще не осязает цветок кожей, то есть между ней и Учением розенкрейцеров – преграда.
Можно еще предположить, что Тициан относился несколько недружелюбно к возрождению античности. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Размах торговых связей Венеции был огромен.
Вот таким образом в руке Любви небесной пунцовая накидка, а у Любви земной алые рукава платья. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника.
Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. Обе они рельефно выступают на затемненном фоне задника. Хотя было ясно, что просто ее дзокколи (туфли на высокой подошве, которые венецианцы называли попросту «копыта») выше, чем у других дам, тоже господствовавших над толпой.
Отходит к покою людская суета, спешат путники восвояси и наступает час Венеры, держащей в руке лампаду, чтобы светить во мраке, час Эрота, баламутящего волшебный водоем и превращающий его темные воды в чудесное зелье. Да и само произведение можно рассматривать как гимн женской красоте. Кстати, Альбрехт Дюрер (Альберо Дуро, как его звали в Венеции) тоже рисовал лицо Катерины, не приукрашивая, а вот все другие многочисленные ее портреты последние тридцать лет изображали цветущую красавицу.
Спасибо за них. «Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Ты славный парень, Тициан, в твоей работе есть страсть и я посоветовал Катерине пригласить тебя, так как мне кажется, брат из тебя выйдет толк. – Лоренцо говорил без остановки и это помогло Тициану расслабиться, хотя он и отметил, что Лотто одет гораздо богаче, чем он, в бархатную куртку и тонкую рубашку.
В центр зала вышел Джорджоне. Долгое время имя автора оставалось неизвестным. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу.
Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Однако сама тема будущей картины его заинтересовала. После разнообразных, в том числе кровавых маневров Совета Десяти, Катерина отреклась от престола в пользу Венеции и отдала королевство «приемным родителям».
Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Те же чувства разделял и Аурелио. За двадцать лет она создала королевство, которое никто не мог у нее отнять, – королевство разума и гармонии. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Недавно даже Лоренцо Лотто, замечательный мастер, вынужден был уехать куда-то, чуть ли не в далекую Анконскую марку, не найдя себе применения на родине.
Как самого способного. Происходил процесс инициации. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Для полноты картины порхают две бабочки как символ чего-то возвышенного, неземного. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные.
Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. Джорджоне не переставал играть и вдруг тихо запел.
Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. А заказов ему и здесь хватает.