Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Его ликующие Мадонна с вишнями и Цыганская мадонна, живущие нынче в Антверпенском музее, явились бы, вероятно, вызовом кротким мадоннам Рафаэля, если бы художники знали друг друга. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
Эта работа новатора. Художнику поручают завершение неоконченных Джованни Беллини картин в зале Большого совета Дворца дожей (Palazzo Ducale). В 1516-1518 г. г. в венецианском соборе «Успения Девы Марии». Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Но его живописное наследие необычайно многообразно — он превосходно владел техникой фрески, писал большие многофигурные композиции и огромные алтарные картины, большое место в его творчестве занимает мифологическая тематика и, наконец, он был величайшим итальянским портретистом эпохи Возрождения, создавшим обширную галерею портретов своих современников. Ниспадающие одежды плохо прикрывают её грудь, которую она стыдливо прячет за пышными волосами, мягко очерченными светом.
Впрочем, покупали эти картины (а также зеркала, книги и многое другое) не только в Венеции, но и по всей Европе — то есть республика выступала и глобальным производителем ценностей и диктатором вкуса. Более всего похожи между собой Данаи из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Тот же Вазари уверял: Если бы он еще раньше попал в Рим и увидел произведения Микеланджело и Рафаэля, то уже сегодня сравнялся бы с Урбинцем и Буонаротти. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Две любви: небесную и земную.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Лукой и Екатериной Александрийской» (The Madonna and Child with Saints Luke and Catherine of Alexandria) – 16 882 500 долларов США (27. 01. 2011)- «Портрет адмирала Франческо Дуодо» (Portrait of An Admiral Francesco Duodo) – 1 762 500 долларов США (27. 01. 2009)- «Кающаяся Магдалина» (The penitent Magdalene) – 4 521 000 долларов США (24. 01. 2008)В двух разделах коллекции показана 91 картина ТицианаРаздел 1.
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Над темным морем он несет её на Крит. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил.
Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Петра. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Созданные им образы обладают мощными силами. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
А потом бывают шокированы и изумляются гадостям от Бунина (1, 2), матерку от Пушкина или врубелевскому сифилису. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами.
Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Беспокойная, напряженная палитра в сочетании с мерцанием света и тени создает драматическое настроение. Это отразится в его автопортретах.
А это всегда драма. Разумеется, не современного искусства, а столпов классической живописи. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается.
На Тициана повлиял не только богатство цветовой гаммы пролизведений Джованни Беллини, но и лирически неуловимые пасторальные и мифологические сцены картин ученика Джованни Беллини Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко). Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. И вспомним, что он прежде всего художник. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту.
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом.
В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, воздуха картине добавляет пейзаж за окном. Кто изображен на картине – загадка. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
И оказался прав. А Тициан – дает. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. И пусть на этикетках многих из них мы увидим стыдливое «и мастерская», но тут, на самом деле, надо позавидовать еще раз — в ту эпоху даже «негры» от живописи работали на высочайшем уровне.
И она отвечает ему любовью. В 1511 г. художник оправляется в Падую, где в течение нескольких месяцев работает над фресками в соборе Святого Антония Падуанскаго (Basilica Pontificia di SantAntonio di Padova). В 1512 г. Тициан возвращается в Венецию и в 1513 г. назначается смотрителем правительственных работ. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. И королей и святых.
После этого Даная родила сына Персея. А ведь ему было уже за сорок. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Франциска. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. У них родился сын Персей. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) Тициан создает шедевр – «Успение Богородицы» (Assumption of the Virgin). В 1532 г. художник возводится в дворянство, ему присваивается титул графа-палантина и он награждается орденом рыцаря Золотой шпоры. В 1545 г. Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III и там встречается с Микеланджело. В 1548 г. по приглашению императора Священной Римской империи Карла V Тициан посещает Германию. В период с 1550 г. по 1576 г. Тициан работает в качестве художника-портретиста короля Испании Филиппа II и по его заказу пишет серию мифологических картин известных как «Poesie» и считающихся величайшими произведениями художника. В 1575 г. во время эпидемии чумы в Венеции Тициан заболевает и умирает 27 августа 1576 г. Работы Тициана экспонируются во многих, самых знаменитых музеях мира: Лувре, Национальном музее Прадо, Музее Тиссена-Борнемиссы, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Метрополитен-музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Венском музее истории искусств, Государственном Эрмитаже. На аукционах Sothebys в 2008-2011 г. г.
Тициан не писал толп, разве что в редких вакханалиях, а вот Веронезе обожал населять множеством посторонних (включая своих современников) даже такие секретные рандеву, как Тайная вечеря. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Динамично построенная композиция, усиливает свое воздействие за счет использования насыщенных красных и синих цветов. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Необычно исполнение картины. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Много и охотно художник писал женские портреты.
Картины Тициана не только глубоко проникают в психологию, но и демонстрируют женскую красоту. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. Жесты и позы становятся все более эффектными, святые не парят, а взмывают с ускорением — наступает новая эпоха, новый этап в истории живописи. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Но вряд ли кто и изучил так возможности живописи, как величайший труженик Тициан, стаж которого на ниве холста бьет все мыслимые рекорды. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Рядом с ней находится в рубище св. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. И к тому же один из самых больших его портретов. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. В мастерской у Беллини он познакомился с Джорджоне, которым долгое время восхищался и стремился подражать его легкой манере.
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. Причем делал это с легкостью и виртуозностью, которым бы хоть немного поучиться Глазунову (а интересно бы вышло). Имя венецианского живописца Тициана Вечеллио стоит в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело.
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании.
Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Перейдем на личности: самая крупная фигура из этих венецианцев — разумеется, Тициан. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Так называли современники Тициана. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Именно с Джорджоне Тицианом выполнены первые работы – фрески в венецианском дворце Фондако деи Тедески (Fondaco dei Tedeschi). Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. Тициан Вечеллио (1488/1490—1576) родился в городке Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore), расположенном в итальянских Альпах. В возрасте 11-12 лет Тициана отправили в Венецию для обучения живописи и устроили учеником в мастерскую Джованни Беллини, ведущего художника своего поколения. Тициан написал целую серию работ на эту тему. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Колорит – контрастный.
Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Такой возраст — срок для мастера огромный и Тициан прошел все этапы Ренессанса: от безмолвной безмятежности («Венера Урбинская», 1538) до предчувствия жестокого барокко («Наказание Марсия», 1570—1576). По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Сначала явился Леонардо. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Он прожил ровно век. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Тут надо остановиться и позавидовать тому, насколько же высокого художественного уровня был этот «ширпотреб»: Тициан написал около 400—500 произведений (смотря как считать), Тинторетто приписывают около 500, а Веронезе — примерно 400.
Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Он чувствует себя независимым. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Да, он был творец. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Тициан поистине мыслил краской.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Все его святые просто земные люди. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде.
Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Картины Тициана этого периода характеризуются монументальностью, которая наполнена пафосом и динамикой. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.
Потом Тициан. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.
Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники.
Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя. Я заглянул к Джорджо Вазари и поразился: только названия картин и фресок Тициана занимают в книгах знаменитого биографа Возрождения больше места, чем все житие художника. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу.
было продано три картины художника:- «Мадонна и младенец со Св. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Едва завершив работу над Ассунтой, Тициан получил новый большой заказ: семья Пезаро поручила ему написать большой алтарный образ для одной из боковых капелл той же церкви. Он сконцентрировался на ее высоком положении, культурной утонченности, сильном характере и интеллекте. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Однако видно, что не зря художник получил прозвище Il Furioso («Неистовый»): так драматично он писал, так свободны, энергичны, а порой даже небрежны его мазки (любители импрессионизма, проследите родословную через Делакруа и Жерико). Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор.
Известны также и алтарные произведения, которые Тициан выполнял по заказам венецианских церквей. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан.
Художник одет в простую и дорогую одежду. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. 49 произведений, созданных с 1508 г. по 1551 г. Раздел 2. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Затем Микеланджело.
Неудивительно, что монахи, заказчики картины, с большой осторожностью согласились принять работу.