В древнегреческой архитектуре этому термину соответствует гипостиль. Термин наличник применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. Словарь архитектурных терминов. В разработке собраны наиболее часто употребляемые архитектурные термины.
Термин искусства реставрации и реконструкции архитектурных памятников.
Таков знаменитый алтарь Зевса в Пергаме (ок. Мегарон (греч. В архитектуре Итальянского Возрождения и Барокко волюты стали использовать в качестве конструктивных (в поддерживающих консолях) и декоративных элементов. Каннелюры — вертикальные углубления, желобки на стволе колонны, пилястры. Слова, выделенные курсивом, являются заголовками других статей.
Этим средствам соответствуют приемы акцентирования, уравновешивания, пропорционирования. амфипростиль диптер периптер простиль псеадопериптер толос). 1 и 2. Связан в первую очередь с изменениями композиции средневековых кафедральных соборов. Оба они встречаются уже в VI – V вв.
Зал — 1. Предлагаемая серия словарей Мир искусства состоит из нескольких выпусков (Византийское и древнерусское искусство, Декоративно-прикладное искусство, Язык произведения изобразительного искусства и др. ). Окна были волоковыми (прорубленными в бревнах), позже косящатыми (с боковыми бревнами). Во 2-й пол. Капитель ионической колонны отличается большим богатством декора.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и АлварАалто. при создании оборонительного пояса Руси от Старой Ладоги до Смоленска. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
aquae-ductus, от aqua – вода и duco – веду), древнеримский водопровод. nervurе – ребро), системы наружных опор из контрфорсов (франц. арка), ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны. contreforce – противосила) и аркбутанов (франц. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённостьформ, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Для любого ордера характерны строго установленный состав элементов их форма и взаимное расположение, а также профили (обломы) и орнаменты. Ордер вызывает большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески).
Айван внутреннего двора жилого дома в странах Ближнего Востока называют тарма. до н. э. ) римский период (I в. до н. э. – V в. н. э. ). Транспортные имеют различные специализированные назначения (вокзальные, с обширными стоянками автомобилей и др. ). Многие храмы Древней Греции строили гипетральными по необходимости. Крепости на Руси первоначально были деревянными, а с XII—XIII вв.
Новшества готического стиля связаны с деятельностью аббата Сюжера в церкви Сен-Дени к северу от Парижа (1136 – 1140), строительством собора в Дареме, Англия (ок. В каждой из них дается разъяснение термина и его этимология. (лат. ) — архитектурно оформленный проем, являющийся обычно входом в здание. По поперечному сечению обломы делятся на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусёк, каблучок и др. ). Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в композиции которых соединяются утилитарная и художественная функции.
«streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). базилика храм). АРХИТЕКТОНИКА (греч. Требовалась новая конструкция. Свод – перекрытие здания имеющее криволинейное (чаще всего – арочное) очертание.
Усиленное строительство каменных крепостей велось в конце XV— XVI вв. Абаки обычно выступают за линию лежащего на них антаблемента. Большие волюты называют также суппортами или эвольвентами. Много позже (в XV веке) Альберти добавил четвёртое начало — целесообразность, которую можно, впрочем, определить и как производную от первых трёх составляющих. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впервые аркады стали использовать древние римляне (см. Ряд арок образует аркаду.
В Москве, Петербурге, Чебоксарах и Екатеринбурге уже построены (и находятся на стадии проектирования) бизнес-центры и жилые комплексы в этом стиле. Крыша — верхняя часть здания, защищающая его от дождя и снега. 28 февраля 1932 года было издано постановление «Об организации работ по окончательному составлению проекта Дворца Советов».
Русский А. дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806—23, архитектор А. Д. Захаров и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, — в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804—18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства ("Гурьевский сервиз", 1809—18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Статьи расположены в алфавитном порядке. Райтом. Абака или абак — верхняя плита капители колонны, свойственная всем ордерам. В центре амвона устанавливали Триумфальный крест с распятием. В современной архитектуре в металлических, бетонных и деревянных элементах конструкций употребляется термин профили (переплеты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).
также ламассу. Философия стиля — «форма определяется функцией». Акведуки, переброшенные через овраги и русла рек, являются одновременно мостами (см. Именно вот таким образом градостроительство тесно граничит с архитектурой и наоборот. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. сэр БэзилСпенс). Часто крыша является характерной особенностью того или иного архитектурного стиля. Небольшие кокошники венчали наличники многих оконных проемов.
Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. арка), ряд ложных (рельефных) арок на поверхности стены, скомпонованных в виде фриза. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг.
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Спирально закрученные волюты, которые образуют по бокам капители балюстры, составляют отличительную особенность ионической капители. Отверстие в кровле называли гипетроном (греч.
Вот таким образом приведение в популярном словаре на первый взгляд малопонятных и даже редких, забытых или устаревших выражений не причуда автора, а важно в историко-культурном и методологическом смысле. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. АТРИУМ (лат.
V в. до н. э. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Антаблемент без архитрава называют облегченным, без фриза – неполным.
Платные материалы или материалы с пометкой «Реклама» размещаются на правах рекламы. Неофициальным девизом движения был предложенный Мисван дер Роэ парадокс: Thelessismore («чем меньше — тем больше»). Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Модные художники открывают в лофтах свои галереи и студии. Крестово-купольный храм — тип храма, сложившийся в византийской архитектуре VI в. и являвшийся основным в древнерусской архитектуре.
136, фиг. Самый знаменитый из амфитеатров – Колизей в Риме (72 – 80 гг. Аркатурный пояс с колонками называют аркатурно-колончатым.
Распределение конкурсных призов дало понять, что рационалистам и конструктивистам больше рассчитывать не на что — пристрастия Сталина к классической архитектуре теперь играли гораздо большую роль, чем прославляемая в 1920-е целесообразность и «пролетарская аскетичность форм». Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. В Риме крупнейшие архитектурные ансамбли создавались в XVII в., в эпоху Барокко. также аппаратор).
базилика клуатр ср. Стены, потолок, печи, двери нередко расписывались.
Подобные новшества используются в специальных, в частности зарубежных исследованиях, но еще не стали нормой. В 1485 – 1516 гг. Базилики (лат. Алтарь — помост или род каменного стола для свершения жертвоприношений.
Над крыльцом устраивалась обычно шатровая крыша, нередко украшенная кокошниками. Обычно дворцы, расположенные в парках, садах, на городских площадях, являлись основным композиционным центром окружающего пространства.
Рококо – (фр. Применялись также ордера или его отдельные элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). также архитектоника). Символом ArtDeco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов.
aula – двор, дворец), главный, актовый зал средневекового университета, коллегиума. akroterion, от akros – верхний и terion – острие, навершие), в классической архитектуре – навершие здания, украшение, расположенное над венчающим карнизом. 5 г табл. На крыльцо вела лестница с резным или сплошным ограждением.
Художники разных стран, эпох, направлений и школ прекрасно понимают друг друга. В этом случае они украшаются в середине сторон различными лепными или резными украшениями. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который в основу измерения пропорциональных соотношений отдельных его частей кладет модуль – половину диаметра ствола колонны у ее основания.
Аулой древние греки называли богатую, роскошную одежду, шитый ковер затем – крытое помещение, внутренний двор жилого дома (в древности роль стен играли ковры, завесы). megaron – зал, палаты). теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви. Не все архитектурные стили обладают достаточными ансамблевыми возможностями. Ионические колонны более изящные и стройные, ствол их имеет каннелюры.
architektura, от ср. -лат. protos – первый, начальный) или искусство Крита и Микен (III – II тысячелетия до н. э. ) архаический период (VII – VI вв. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. gothi), художественный стиль западноевропейской архитектуры XIII – XV вв. антаблемент архитрав). arena – песок) – площадка для гладиаторских боев или иных представлений.
Возможности различного (иногда даже условного) применения ордера для характеристики других архитектонических систем (например, стены) во многом обуславливают индивидуальность древнегреческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в различные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В разных ордерах каннелюры различаются формой и количеством. Вскоре за оригинальным жильем окончательно закрепился статус элитного.
Крепость — фортификационное сооружение, служащее для обороны во время военных действий. ГИПЕТРАЛЬНЫЙ ХРАМ (от греч. К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф.
П. Ю. Сюзор).
В средневековых храмах Франции амвоном называли навесную галерею, проходящую поперек нефа и отделяющую его западную часть от хора, расположенного в восточной части. Затем, спустя время, так стали именовать здания в архитектуре Рима, появившиеся во второй половине XVI – XVII в. Они отличались динамичностью, экспрессией. Многие пагоды имели богатый архитектурный и пластический декор, украшались скульптурой. 3 ж и фиг. Правитель восседал на троне в апсиде, а вдоль нефа (продольного помещения), обычно разделенного двумя рядами колонн на центральный неф и два боковых, к нему шли просители.
В его основе была идея возведения для пострадавших от пожара оригинального городка. А. включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и. ). Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска.
Отнесение архитектуры к неизобразительным искусствам весьма спорно. в Древней Руси — составная часть поселения, пункт торговой и промышленной деятельности. arc, от лат.
Крыша состоит из несущей части — стропил и ограждающей — кровли. В дорическом ордере их обычно 20 и они расположены вплотную друг к другу. — декоративный узор, выполненный на архитектурном сооружении, на его частях или деталях.
мегарон вилла), выработана композиция античного храма (см. В старину архитектором называли также и заказчика сооружения. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Петров. Отсюда авлический стиль, т. е. богатый, дворцовый, аристократический. Главное качество древнегреческой архитектуры – тектоничность (см. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем.
АНСАМБЛЬ (франц. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана. Основные типы сводов: а) крестовый – состоит из четырех распалубок, применяется для перекрытия квадратных и прямоугольных в плане помещений, давление крестового свода сосредоточено на четырех углах б) сомкнутый – состоит из четырех (или большего числа) лотков, применяется для перекрытия квадратных или прямоугольных в плане помещений давление сомкнутого свода передается на все протяжение опорных стен, а не только на углы, как в крестовом своде в) зеркальный – разновидность сомкнутого свода, верх которого срезан горизонтальной плоскостью, оставшиеся боковые цилиндрические части сомкнутого свода называются – падугами, а средняя горизонтальная часть – зеркалом – обычно отделяется от падуг четкой рамой и часто используется для росписи г) крещатый – свод образованный двумя пересекающимися крест накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой барабан д) парусный – свод на парусах е) звездчатый – одна из форм крестового готического (нервюрного) свода в котором введены ряд дополнительных (вспомогательных) ребер (нервюр) в тонком каркасе звездчатого свода четко выделяются основные диагональные ребра ж) веерный – в английской готике -свод, в котором нервюры исходящие из одного угла имеют одинаковую кривизну образуют равные между собой углы и расходятся наподобие веера, образуя воронкообразную поверхность.
abaque, от греч. 3 табл. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Хрестоматийный пример — «Фабрика» Энди Уорхола. В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. Богатое скульптурное убранство фасада и интерьеров подчеркивает великолепие зданий.
Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчеркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре впервые реализована им в так называемых домах прерий (дом Роби в Чикаго, 1909 г. ). Колонны устанавливаются на профилированные базы. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Возникновение орнамента восходит к древнейшим историческим цивилизациям.
abacus – доска), верхняя часть капители (навершия колонны), создающая зрительный переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия (см. gotico, от лат. В архитектуре дорического ордера абак представляет собой квадратную плиту, положенную на подушку – эхин капители. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный).
Деревянный амбар рубился в виде прямоугольной клети. 1133), собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери).
Особое обрамление для статуи божества в храмовых святилищах Древнего Египта, представлявшее собой первоначально небольшой (в рост человека) закрывающийся деревянный шкаф, позднее оформлявшееся в виде архитектурно обработанной каменной призмы (квадратной или почти квадратной в плане) с открытой прямоугольной нишей для статуи размеры этих последних сооружений колеблются примерно от 1 до 4 м. в ширину и от 2 до 7 м в высоту. Римляне строили из кирпича и так называемого римского бетона (смеси цемента и гравия см. Барочные волюты S-образного изгиба (с двумя завитками на концах) выражают идею динамики, напряжения, скрытого усилия и пластически обогащают переход от вертикальных к горизонтальным элементам здания. 41, фиг.
Следует отметить, что концепция био-тека предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений). archontes – правитель), которых называли басилевсами (греч. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле А., построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина и Станицкой, 1817—22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами.
Происходит термин от французского «btonbrut» — «необработанный бетон». Постепенно, опытным путем, облегчая своды введением каркаса из нервюр (франц. По одной из версий, такие завитки воспроизводят мотив распускающегося цветка. Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др. Архитрав дорического ордера представляет собой гладкую балку, завершенную тенией.
Но позже этот элемент начали сужать, а иногда обходились и без него. 131 табл. basilike – дом басилевса), прямоугольное в плане здание. Причелины (доски на фасаде) и наличники окон украшались резьбой. То же, что у римлян атриум (см. В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания.
Аналогичную функцию в нижней части колонны выполняет плинт базы. Выпуклые элементы — полувалы — декорированы чаще всего орнаментом — «плетенкой». Другое наименование – каведиум. basileus – царственный, мудрейший).
Очень часто залы решались в два света, торжественность помещению придавали ряды колонн, а также богатое декоративное убранство. Однако в эпоху классицизма каннелюрами покрывались не все колонны, особенно в том случае, когда они возводились из кирпича (наиболее распространенный в русском классицизме материал). Они действительно имеют некоторые черты классицизма. требовал возведения больших кафедральных соборов (чтобы под их сводами смогло собраться на воскресную мессу все население города). С XI в. в Италии появлялись подписи главных строителей на возводимых ими зданиях. Самый знаменитый алькасар (XVI в. ) находится в г. Сеговия. 19-20 вв.
Город – сад в Барнауле – В 1914 году в газете «Жизнь Алтая» была опубликована статья «Города будущего, города-сады». Это, в частности интерес к локальному цвету, пластичной броской «модернистской» форме, остро-выразительным фактурам. abax, лат.
архитектура) искусство архитектуры древних греков и римлян. В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Хор был отделен оградой от остальной части церкви, предназначенной для массы молящихся прихожан. возводимые при участии итальянских мастеров новые стены Московского Кремля украсили навершия в виде гибеллиновых зубцов (ср.
Архитектурный словарь позволяет найти определения интересующих архитектурных терминов. Лишь немногие из них решаются браться за реконструкцию исторических (но не охраняемых государством) построек. Именно здесь сосредотачивается артистическая жизнь Нью-Йорка. Ордера архитектурные (от лат.
Такая аркада создает легкий изящный образ пружинящей конструкции (ср. Анфилады жилых комнат характерны для архитектуры русского классицизма. АНТЕФИКС (греч., лат. Их суровый облик замечательно соответствует скалистому пейзажу этой страны. Изваяние мифических существ с телом льва и с человеческой головой иногда с головою священного животного (например в Карнаке – с головой барана). Постройка должна не только быть прочной, но и производить впечатление прочной. 18.
Наос (греч. – макеты. АРХИТЕКТОР (др. -рус. Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Всё это вызывает отрицательные эмоции4.
gothique итал. С IX в. стали делать чертежи, в XIV – XV вв. БАРОККО (итал. Над архитравом, часто не имевшим разделений на фасции, располагался декорированный фриз. Лоренцль (Австрия). Каждый ордер характеризуется определенными пропорциями его основных частей, размеры которых назначались в зависимости от модуля.
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). ordo – порядок) – система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей). Несущие части: колонна с капителью, базой иногда с пьедесталом. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Отцом Барокко считают великого Микеланджело.
После пожара 2 мая 1917 года в Барнауле встал вопрос обеспечения жильем погорельцев. Служат укрытием для стрелков. АЙВАН (араб. Капитель — одна из наиболее узнаваемых и проработанных частей ордера.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. Вот таким образом задачей архитектора является согласование в пространстве и во времени (концептуальном времени восприятия художественного произведения) многих тем, форм, объемов, силуэтов. 4. ИЗБА — русский срубной жилой дом, в первоначальном значении — отапливаемое помещение.
При отделке зала применялись ценные породы древесины и дорогие виды горных пород. Нередко алтарем называют все восточное (алтарное) пространство церкви. Римляне заимствовали эту конструкцию и сооружали многокилометровые арочные мосты (иногда многоярусные с учетом понижения земной поверхности) с трубами, по которым подводили питьевую воду из близлежащих горных источников в Рим. В русском церковном зодчестве порталы играли большую роль в композиции здания, сочетая богатство архитектурного декора с монументальностью. Фронтоны зданий и сооружений дорической архитектуры имеют треугольную форму.
Две волюты являются частью капители ионического ордера. Антаблемент членится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз. Постконструктивизм — введённое С. О. Хан-Магомедовым название для «промежуточного» стиля советской архитектуры в период 1932—1936 гг., когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. entablement – надстолье, от лат. Однако, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны.
Иногда его называют словарем архитектурных терминов. Греческое название гелика. Мегарон послужил прообразом для древнегреческих храмов.
кремальеры машикули мерлоны). «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «NieuweKunst» в Голландии, «еловый стиль» (stylesapin) в Швейцарии. Издали антефиксы выглядят как украшение, наподобие зубчатого карниза. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А. ).
150-метровая длина собора, высота сводов 40 – 50 м, высота башен 80 м становились нормой. В других греческих ордерах – ионическом и коринфском – тоже есть плита-абака, но зрительно она почти незаметна. становится одним из ведущих направлений современной архитектуры.
Д. Либескинд), Центр обработки данных MIT. По верху плиты тянется сима. Открытые дворы древнеегипетских храмов также называют гипетральными (ср. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «петербургского сити». АРКАДА (франц.
Над ареной натягивали тент – велум – от солнца. Испанские алькасары – одно из самых романтических проявлений национального искусства. (Стоит заметить, что в парадигме современной эстетики слово «красота» носит характер индивидуалистического отношения человека к рассматриваемому объекту или явлению — вот таким образом такая формулировка считается устаревшей. ) По его мнению все это лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела. Архитектор оперирует понятием композиция и использует выразительные (композиционные) средства: метр и ритм, симметрию и асимметрию, отношения величин и пропорции. Архитектор становился проектировщиком. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль индо-сарацинский стиль) называютэклектикой в советской и российской практике.
В результате, логическим продолжением архитектурной специализации стало отдельное направление, получившее название «градостроительство». Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» ЗахиХадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997), Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Ствол тосканской колонны — гладкий.
В русском языке слово «архитектура» издревле заменялось словом «зодчество», которое имеет старославянские корни (зьдь – материя, глина). Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.
Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. АРКА (франц.
Жилой комплексAltonWestEstate, в Роэгемптоне, Лондон (1954—1959, арх. В католической церкви алтарь открыт для обозрения со всех сторон. АРХИТЕКТУРА (через польск. Ее поддерживали мощные богато декорированные столбы.
В 1950-е гг. Название возникло позднее, в эпоху Итальянского Возрождения (готами древние римляне называли германские племена к северу от Альп). триконх тетраконх).
Места для зрителей поддерживались арочными конструкциями из римских архитектурных ячеек. Римляне центральный акротерий называли фастигием (лат. до н. э. По всей высоте ствола идут каннелюры. Двор, окруженный колоннами, называют перистилем. В конце XVIII — нач. 1.
Модерн – (от фр. Понятие антаблемента относят только к плоским или архитравным, перекрытиям. авла). Гостиный двор — место в городе, где купцы — «гости» (отсюда и название) вели торговлю и хранили товары. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Они создали новые типы зрелищных, утилитарных и триумфальных сооружений: акведуки, виадуки, амфитеатры, триумфальные арки и колонны, термы и форумы. Некоторые общие приемы формообразования, отдельные приемы. Бруталистские здания и жилые комплексы, выстроенные целиком из бетона, суровые, лишенные регионального своеобразия, бескомпромиссные в своей программной чистоте, не всегда воспринимались в Великобритании (да и в других странах тоже) однозначно.
Плавный переход от арок к барабану осуществляется с помощью парусов. В Древнем Египте аналогичный элемент представлял собой небольшой кубик, помещенный между расширением верхней части колонны в виде цветка лотоса и балками перекрытия. американским архитектором Л. Салливеном, были развиты его учеником Ф. Л.
аркатура). Этот элемент характерен, в частности, для владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв. (португ. ) — здание буддийского храма в странах Древнего Востока, архитектурный облик которого сложился в Китае в первые века н. э. Пагоды возводились перед главным зданием храмового ансамбля и были доминирующими над всеми строениями. В 1915 году в Барнауле был открыт филиал русского общества городов-садов.
Орнаменты отличаются большим разнообразием рисунка. Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. arcature см.
Вот таким образом Б. Р. Виппер называл архитектуру в высшей степени изобразительным искусством. Кровля прижималась сверху охлупнем (бревном с продольным желобом), концы которого коньки вырезались в виде коня или птицы. Однако термин «капитель» применяется не только к классической колонне, но и к верхней части любой колонны, если эта часть как-либо выделена. В русской архитектуре XV—XVIII вв. 3.
Пространство стало легким и светлым. Сфинксы (греч. Ампир – (от франц. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.
Права на изображения принадлежат их авторам. В античную эпоху был создан классический тип жилого дома (см. АЛТАРЬ (лат.
architectura см. utilitas — польза и лат. Прямоугольные зубцы стен с раздвоенным завершением наподобие ласточкина хвоста. было граничит с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (filmnoir) и очарованием 30-х гг. 2 а и фиг.
крестово-купольные храмы ротонда). Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры. Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства.
Входы оформлялись обычно ордерными портиками. — декоративное обрамление оконного проема. В отличие от древнегреческих мастеров, которые использовали преимущественно горизонтальные – архитравные перекрытия и возводили здания из тесаных камней – квадров, римляне заимствовали в странах Ближнего Востока арку и свод, усилили пространственность архитектурной композиции, применяли новые материалы и композиционные приемы (см. бут), вот таким образом их здания, в первую очередь дворцы и храмы, требовали мраморной облицовки. Замечу, что еще во времена Древнего Рима под словом «архитектура» подразумевали обширную область специализаций, в том числе военную, гидротехническую, корабельную и т. д. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.
В других ордерах между каннелюрами оставляют гладкие полосы — дорожки. Комбинация зала и портика входила в состав более сложных архитектурных комплексов и служила, по-видимому, «мужским домом», «мужской половиной», парадным залом. Сейчас стиль «Лофт» становится популярным и в России. В результате мир архитектуры станет для вас простым и понятным. В сравнении с живописью, скульптурой, графикой архитектор действительно (за исключением декоративных деталей) не изображает конкретные предметы.
moderne — современный), ар-нуво (фр. Капитель — верхняя часть колонны, пилястры, расположенная между стволом опоры и вышележащими частями здания (антаблементом, стеной, пятой арки и др. ). виадук). al-kasr – крепость), укрепленный дворец, замок испанских рыцарей XIV – XVI вв.
АБУТ (франц. Арку выкладывали снизу вверх из клинчатых (трапециевидных) кирпичей или мелких камней и запирали в середине дуги, в верхней точке замковым камнем. АКВЕДУК (лат.
В античности жертвенники находились перед храмом, на специальной площадке – теменосе и все культовые церемонии проводили снаружи (храм считали жилищем божества). Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. В Древней Греции городами управляли архонты (греч. Декларативной лёгкости и приглаженности «интернационального стиля» брутализм противопоставил впечатляющую мощь конструкций и объемов, смелые крупномасштабные композиционные решения. Так же, без посторонней помощи и объяснений, должны понимать друг друга художник и зритель.
Каннелюры применяются во всех ордерах, кроме тосканского. rococo, от фр. От ствола колонны капитель отделяется горизонтальными врезами. стали возводиться из камня. архитектоника).
Термин получил широкое распространение после того, как британский архитектурный критик РайнерБэнем использовал его в названии своей книги «Новый брутализм — этика или эстетика. », 1966 г., в которой описал постройки определенного архитектурного характера, в Европе, в частности. Объяснение греческих и латинских названий – обязательное условие правильного понимания слов их смысла и исторического развития. В Германии такую перегородку именуют леттнер, в Англии – скрин. 8-л 9-а, б, е). АЛЬКАСАР (исп.
Они прикрывали торцы калиптеров – выпуклых (двускатных) черепиц. Для арабской и мавританской архитектуры характерны подковообразные (суживающиеся книзу) арки, для древнерусской и индийской – килевидные (с заострением наверху). Идея использования заброшенных мануфактур под жилье и рабочие помещения возникла уже в сороковых годах в фабричном районе Манхэттена.
ajvan – свод, туннель, коридор), в архитектуре эллинизированного Востока (IV в. до н. э. – V в. н. э. ) – большой, прямоугольный в плане храмовый зал с арочным проемом главного фасада, превращающим его в подобие перекрытого туннеля или глубокой ниши. «Лофт» имеет чисто американское происхождение и берет свое начало от фабричных построек, складов и мастерских. римская архитектурная ячейка). ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (франц. В статье достаточно подробно излагалось содержание книги Э. Говарда «Город будущего». Аналогичное хранилище для священной ладьи (также в Дреенем Египте), отличавшееся от наосов для статуй своими пропорциями и размерами (достигавшее 10 м в длину).
В христианской символике амвон – Голгофа, а храм – весь мир. В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX — начале XX веков (псевдовизантийский стиль), конхи, как правило играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола.
В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сечас "Дом Книги") на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. АВЛА, АУЛА, АВЛИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (лат. Сфинксы ставились в Древнем Египте перед храмами и царскими гробницами в качестве охранителей этих священных для египтян мест. АНТАБЛЕМЕНТ (франц. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Г. В. Барановский).
Во 2 пол. С XI в. получили распространение перспективные порталы. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма.
Термин «архитектура» имеет латинское происхождения, но при этом характеризуется греческими корнями. voluta, от лат. В Древнем Риме возникли тосканский и композитный (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами) ордера. В отличие от качеств тектоничности (ясном выявлении на поверхности формы ее внутренней конструкции), архитектоника несет в себе композиционный смысл.
АБАК, АБАКА (франц. Посередине находилась арена (лат. В русской архитектуре XV—XVIII вв. На колонне покоится антаблемент.
Например, расположенные в предместье Парижа дома Жауль, построенные из простого красного кирпича, его «Жилая единица» в Марселе, характерный пример нового «коллективного жилья» (1947-52), а также здания, построенные им в Чандигархе и Ахмадабаде в 1950-60-х годах. Классическими представителями Artdco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан РоберКолине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. АНФИЛАДА (франц. В таком характере были выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. Идеи органической архитектуры, впервые сформулированные в 1890-х гг. Обломы, мулюры – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению – профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн) иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии.
С IV в. до н. известен коринфский ордер. Изба с печью без трубы называлась черной или курной. Для них характерен квадратный, шести-, восьми – или двенадцатиугольный план.
Они объясняются и природой художественного творчества и тем, что содержание и количество словарных статей может расширяться до бесконечности. Это и понятно, ведь Древняя Греция и Рим – колыбель европейской культуры. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. В Византии басилевс – эпитет императора.
«новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны еще в Древней Греции). Каноническую последовательность представляют собой анфиладные аванзал (или антикамера), аудиенц-зал, тронный зал. Высота дорической колонны от 6 до 7, 5 диаметров.
Даже значение самого слова «архитектура» вам покажет этот современный словарь. Единственный недостаток арки и свода – боковой распор, разваливающий опоры. Отсюда изогнутые (выпуклые и вогнутые) фасады, витые колонны, разорванные фронтоны, просторные наружные лестницы, перспективы городских магистралей и создание грандиозных архитектурных ансамблей. В первом выпуске рассмотрена терминология архитектуры.
Святилище в храмах различных стран древнего мира, главное храмовое помещение, в котором стояло изображение божества то же, что целлa (см. ). ensemble – вместе, сразу, от semblable – похожий, подобный греч., лат. Римляне использовали преимущественно коринфский архитектурный ордер, как самый пышный и добавили к существовавшим прежде композитный (сложный).
Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». sphinx). ЙорнУтзон – Во время международного конкурса на строительство Оперного театра в Сиднее (1957) великий Эро Сааринен настоял на том, чтобы победителем был объявлен экспрессивный проект, представленный малоизвестным Утзоном.
Фабрика Энди Уорхола дала старт тенденции, захлестнувшей всю Америку, а затем и Европу. enfilade – по нитке, от лат. произведения. 2. В мусульманской архитектуре айваны открываются во внутренний двор медресе. Антаблемент завершался карнизом.
Поперечный неф подобного типа храма называют трансептом. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Архитектор А. Фьораванти из Болоньи впервые применил этот элемент в портале западного фасада Успенского собора Московского Кремля (1475 – 1479). Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война. Они дают тень и прохладу.
В истории античного искусства выделяют несколько периодов: протоантичное искусство (от греч. Каждая эпоха, каждая страна, каждый стиль создавали свои типы орнамента: это и древнегреческий меандр и растительный орнамент (акант, пальметта) и зооморфный декор (изображение животных) и др. В истории искусства много терминов греческого и латинского происхождения.
firmitas —прочность, лат. Среди его зарубежных работ — здание Национальной Ассамблеи Кувейта. Гибеллины поддерживали германских императоров в их борьбе с римскими папами (по одной из версий, от наименования г. Вайблинген в Германии их главной резиденции). Западноевропейские христианские базилики имеют план в виде удлиненного латинского креста. В XV – XVI вв. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов.
посадами назывались некоторые поселки городского типа. Вот таким образом архитектоника является художественно-образным качеством архитектурной формы. н. Триада Витрувия). Примерами европейских лофтов, существующих в формате культурных центров, сдающих часть своих помещений под офисы, шоу-румы, рестораны, ателье, танцевальные студии и т. д., являются CABLE FACTORY в Хельсинки, MELKWEG в Амстердаме, TEA FACTORY в Лондоне, SUPERSTUDIO в Милане, Лофт Проект ЭТАЖИ и Креативное пространство ТКАЧИ в Санкт-Петербурге, «Лофт» в Екатеринбурге. Название происходит от средневековой партии гибеллинов, противников гвельфов.
Однако в истории архитектуры значение абаки различно. empire — империя), стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. В нем отражена наиболее важная и актуальная информация. амбонъ, от греч.
abaculus – цветной камешек для мозаичного набора. АМФИТЕАТР (греч. С тех пор гирька стала типичным мотивом русской архитектуры. гибким художественным приемом архитектуры греческой классики. Освободившиеся площади охотно занимают люди искусства, привлеченные как функциональными характеристиками жилья (высокие потолки, хорошее освещение), так и низкими, по сравнению с обычными квартирами, арендными ставками. Небольшие кокошники венчали наличники многих оконных проемов. venustas — красота (т.
30-х гг. Барокко — (от итал. Архитектура или зодчество1— искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы)23, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека4. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Только при этом условии возможен научный диалог. В раннехристианских храмах апсиды могли находиться и со всех четырех сторон (см.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Ансамбль стилистически разнородных элементов называют контекстуализмом. Вот таким образом готический стиль – яркий пример метафизики искусства архитектуры, художественного преображения строительной конструкции. arcade см.
Преобладавшая в период постконструктивизма тенденция в творчестве архитекторов — стремление к умеренному «обогащению» внешнего облика зданий, преодолению «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда. В отличие от плоских архитравных перекрытий (которые должны выдерживать нагрузку на прогиб и вот таким образом ограничены по длине), арочные и сводчатые конструкции теоретически способны перекрывать огромные пространства (см. В древнегреческой мифологии известна богиня Арка, сестра Ириды (олицетворяющей радугу). Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. гипостиль).
Древнеримский атриум имел отверстие в кровле – комплювий (изначально для выхода дыма от очага) и бассейн под ним – имплювий для сбора дождевой воды. Вот таким образом архитектурные объекты всегда сопоставляются с потребностями и возможностями людей. fastigium – вершина). При копировании материалов для интернет-изданий обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка вне зависимости от объема используемых материалов (полного или частичного).
до н. э. ) период классики (середина V в. до н. э. ) поздний или эллинистический, период (IV – I вв. Но живой мир художественного творчества разрушает эти границы. 180 г. до н. э. ). В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов2. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из Ближнего Зарубежья). Ларионов, заместителем – А. И.
Эхин декорирован пояском иоников. Дворец — парадное здание, отличающееся большими размерами и монументальными формами. Чем больше нагрузка, тем лучше они пружинят. Оригиналом для человеческой головы сфинксов изображавшей одного из египетских богов (бога Тум), обычно служил царствующий фараон.
План такого храма построен в форме греческого креста по типу центральной симметрии. Ныне остатки грандиозных акведуков сохранились в основном вне Италии, в бывших римских провинциях – это Гардский мост близ Нима (Южная Франция), акведуки в Сеговии и Алькантара (Испания). Все современные градостроители имеют высшее архитектурное образование. опеон). Ср. значительных размеров помещение в зданиях различного назначения.
Табл. АРКАТУРА (нем. XX вв. barocco, от португ.
фиг. АКРОТЕРИИ (греч. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки и экономная «краснокирпичная» архитектура). alcazar, от араб. naos – первоначальное знач. : жилище (божества).
АМВОН, АМБОН (др. -рус. В первом этаже размещаются гостиная, столовая, кухня, хозяйственные помещения. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа. Над архитравом устраивался пояс дентикул, увенчанный декорированным киматием. Эстетически брутализм вписывается в контекст европейского модернизма 50-70-х годов (в сфере пластических искусств — в кино, фотографии, графике, скульптуре, оформлении интерьеров) — с его поисками новых средств выразительности.
Arkatur, франц. 1 табл. В средневековье – главный строитель, руководитель артели каменщиков (см. В более конкретном значении – декоративный элемент, расположенный по углам (вершинам) треугольного фронтона здания. Био-тек — архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «findesicle» (букв.
Их сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества (сакральная или храмовая, архитектура, дворцовые, жилые здания, технические сооружения). Древние римляне называли бога границ и межевых столбов Терминусом. aulicus – дворцовый, от греч. В этом случае верхние украшения именовали акротериями, а нижние – полуакротериями. БАЗИЛИКА (греч. Но творчество – сокровенный индивидуальный и субъективный процесс. Антаблемент, в котором архитрав отсутствует называют облегченным.
(ср. Классицизм – Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Тяжесть сводов передавалась с помощью аркбутанов (в форме полуарки) на контрфорсы – ряды опорных столбов, вынесенных за пределы объема здания. Антаблемент ионического ордера на раннем этапе состоял только из архитрава и карниза. — 1. В XVIII в. архитектура гостиного двора претерпела значительные изменения при сохранении, однако, общего принципа планировки.
Связан с конструкцией венецианского окна (гирька заменяет в таком окне среднюю колонку). Каждый ярус подчеркивался большим ступенчатым профилированным карнизом. Пешеходные площади могут создаваться как парадный центр города, как театральные, торговые, мемориальные (в честь исторических событий, выдающихся государственных деятелей, ученых, мастеров искусства).
ВОЛЮТА (итал. В античной архитектуре сложились основные типы классических ордерных капителей: дорическая ионическая, коринфская, композитная. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Их место заняли успешные адвокаты и финансисты.
Сюжетами для них служили мифы о жизни и подвигах богов и героев Эллады. На представленной модели мы видим наиболее простую греко-дорическую капитель. Так же популярна «стилизация» частных апартаментов под «лофт».
В середине XIX в. возник стиль Необарокко. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Под термином «архитектура» нередко подразумевают облик зданий либо собирательное понятие о здании или сооружении в целом. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны.
Табл. машикули). voluto – катать, скатывать), архитектурная деталь в форме спирального завитка. Интернациональный стиль проник в архитектурно консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер ЛуиджиНерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии.
Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера – постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «ChryslerAirflow» в 1933 г. оказался популярным, формы использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. Стремительный рост населения европейских городов в XII – XIII вв. Особенным богатством выделялись каменные крыльца хором, палат и соборов. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (RadioCityMusicHall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. Председателем общества стал управляющий алтайской железной дорогой А. М.
Ствол колонны был как гладкий, так и с каннелюрами. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн АлварАалто. Общеизвестно, что язык художественного творчества универсален. кантория).
В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Каннелюры придают колонне стройность, подчеркивают вертикальный характер конструкции. Уступы как бы уходят в глубину стены, уменьшаясь в размерах. Пластичность бетона, его «скульптурные» возможности очень привлекали архитекторов-бруталистов.
римская архитектурная ячейка). Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научнных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Пантеон).
Происходит от древнегреческого мегарона или огороженного двора с очагом в центре (отсюда и название). Такие замки создавали наиболее умелые строители – мудехары, мусульманские зодчие, которые остались на территории Испании после отвоевания страны у мавров в конце XV в. Алькасары с множеством башен со шпилями, подъемными мостами возводили обычно на неприступных скалах. Например: Итальянское Возрождение (оба слова с прописной буквы), Северное Возрождение.
Архитектурное и художественное убранство зала обычно было выдержано в стиле всего здания 2. Типы сводов на рис. 4. Термин «брутализм» употреблен первоначально Элисон и Питером Смитсонами в их теоретических записках и статьях, в которых они объясняли свои взгляды и свои архитектурные творения начала 50-х годов. В XVIII в. стиль Барокко распространился в архитектуре Германии, Австрии и России.
Ионический ордер Древнего Рима отличался от древнегреческого. Арка, продолжающаяся в глубину, образует свод. Прямоугольный в плане дом крито-микенского периода, состоявший из двух частей: зала и портика (или лоджии) перед ним, огражденного с боков вынесенными вперед концами продольных стен здания.
Модуль). (франц. ) — 1. Если смотреть с греческой точки зрения, то слово можно перевести как «высшее плотничество» или «строительное искусство».
Такие акведуки пересекали Вечный город в разных направлениях. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала DieJugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modernstyle, букв. За основной модуль принимался нижний диаметр колонны (см. И. Лидваль 1913—1914).
Именно наличие капители отличает колонну от простого столба. н. э. ). 40-х гг. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». В эпоху Итальянского Возрождения, в середине XV в., архитектор Ф. Брунеллески применил аркаду по колоннам – композицию, в которой пяты (основания) арок опираются непосредственно на капители колонн (прототипы этой композиции имелись в арабской, византийской и испано-мавританской архитектуре). А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов).
hypaithron). Типы крылец отличались большим разнообразием. Каннелюры, число которых по фусту колонны 24, отделены друг от друга узкими «дорожками» и имеют вверху полуциркульное завершение.
Конха — полукупол, перекрывающий апсиды и ниши. antiquus – древний см. Восточная часть заканчивается апсидой, но апсиды могут также завершать рукава трансепта. также мегарон).
basilicae – дома басилевсов) строили также в Риме, в частности на Римском Форуме. В архитектуре арку, как и купол, всегда сравнивали с небесной Аркой. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (IledeFrance) и «Нормандия» (Normandie).
Органическая архитектура – направление в архитектуре XX в. (особенно распространенное в 30-50-х гг. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. 138, фиг. artnouveau, букв. «Проект преобразования С. -Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке.
архитектонъ, от греч. АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА (от лат.
На нижней стороне ее в качестве декора расположены небольшие регулы с шестью гуттами (каплями), а над архитравом — фриз из чередующихся триглифов, находящихся над центрами каждой колонны и метоп. Однако по своим пропорциям он более изысканный, чем ионический. К тому же не все постройки были равного качества — какие-то из них были более удачными, какие-то — неудачными и непопулярными. 139, фиг.
Крыши могут быть утепленные и холодные, чердачные (при наличии чердака в здании) и бесчердачные, которые называются покрытием. Каждый выпуск посвящен определенной теме. Она состоит из похожего на тарелку эхина и венчающей его плиты — абаки. Иначе – несомая часть архитектурного ордера (в отличие от несущей опоры). В средневековье алтари помещали внутри церкви – в средокрестии или апсиде (см.