Советская эстетика опрокидывала понятие «сюжетно-тематическая картина» и в прошлое, подводя под эту категорию полотна Диего Веласкеса, Эжена Делакруа, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, побуждавшие современных художников к созданию масштабных полотен. Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. И вдруг. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. На рисунке 3 четко видно светлое пятно, расположенное в правом верхнем углу картины.
В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом. В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца. (Фигура Fнесколько отличается от силуэта синего здания, но эти отличия незначительны). Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия.
На рис. В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи.
В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части. Нельзя случайно и непродуманно разрисовывать изображаемые объекты и фигуры. Тип центра – конструктивный. Картина «1918 год в Петрограде» требует дополнительных пояснений в связи с тем, что конструктивная схема не очень корректна по отношению к оригиналу, а именно: в схему не включены изображения боковых колонн. Композиционная конструкция этого полотна базируется на двух мотивах F и F1 (рис. 9), определяющих наличие композиционного движения. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.
В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке. Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями. К тематическим композициям можно отнести абсолютно разные по жанру и направлению полотна, к примеру, «Боярыня Морозова» Сурикова и «Охотники на снегу» Гогена.
до н. э. Так, А. Иванов при создании «Явления Христа народу» или В. Суриков в период работы над «Боярыней Морозовой» создали множество этюдов и эскизов, в которых искали образы отдельных персонажей, разрабатывали фон и детали действия, совершенствовали композицию. В композициях картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. Суриков использовал типичную обстановку Красной площади и старых московских улиц.
Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе. Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины.
Урок составлен по программе Б. М. Неменского для 7 класса. Эскиз – это проект картины, первый этап работы над ней. Проведённую работу можно считать проверочной по теме сюжетно-тематическая картина. Бубнов А. П., «Утро на Куликовом поле». Она имеет свои жанровые разновидности: картина историческая («Утро на Куликовом поле» А. Бубнова) историко-революционная («Допрос коммунистов» Б. Иогансона), мифологическая («Явление Христа народу» Л. Иванова), батальная («Тачанка» М. Грекова), бытовая («Взятие снежного городка» В. Сурикова) и т. д. Но иногда это понятие трактуется и более широко: картинное значение могут приобретать пейзажи, портреты, натюрморты, если они имеют значительное содержание, обобщающе-синтетический смысл и особенно связь с сюжетом, с действием («Владимирка» И. Левитана — пейзаж-картина «Академик Иван Павлов» М. Нестерова — портрет-картина и т. п. ). Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции.
Таковы лучшие произведения мировой классической живописи. Современное общество использует для этих целей пластик, бетон и сталь. Так, например, при изображении действия людей в условиях пейзажа очень важно приблизить их, чтобы они не терялись в изображаемом пространстве и заняли преобладающее место в общем построении.
В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен.
В художнической лексике понятию «сюжетно-тематическая картина» соответствовало понятие «фигурная композиция», поскольку без действующих лиц (персонажей, фигур) она не мыслилась. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
в Древнем Египте), в первых веках н. э. Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом. В 19 – нач.
Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс.
Фигуры этих пятен (мотивов) намечены на рисунке 4 и обозначены на конструктивной схеме (рис. 5) как F и F1 соответственно. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром, но и не удаляется далеко от него. Верно найденные пропорции фигур и деталей использование контрастов — все способствует восприятию логики происходящего события.
Он находится в центре поля зрения и его мы видим с подробностями и четко. Уже после появился ещё один вид изобразительного искусства – графика. Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя. К такому изображению зритель равнодушен.
Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита. Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. Готовых рецептов композиционных построений не может быть.
Колорит природы подобен мажору или минору в музыке. В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа. Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился.
Если бы художник передал другое состояние пейзажа, солнечное освещение, весенние цветы вдоль дороги, он внес бы в пейзаж и совсем иное настроение. Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги иллюстратора. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану. Действие под открытым небом требует некоторого пространства. Петров-Водкин К. С., «1918 год в Петрограде».
Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Новизна пластического мотива отражает не только новое явление в жизни, но и новый сюжет.
Когда говорят об эмоциональном воздействии колорита картины, меньше всего надо предполагать возможность эмоционального воздействия цветов самих по себе. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника. Этот ритм выявляет целеустремленное движение. Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции.
Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Картина предполагает глубину, завершенность и обобщенность образного содержания. Так, картина Д. Веласкеса «Сдача Бреды» посвящена одному из эпизодов борьбы в XVII в. народа Нидерландов против испанского господства картина Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» — событиям французской революции 1830 г. картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» — расправе Петра I с мятежными стрельцами, восставшими против прогрессивных преобразований на Руси картина А. Дейнеки «Оборона Севастополя» изображает эпизод боя советских моряков с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. В картине художник изображает типическое событие, которое не берется прямо из жизни, но концентрированно выражает ее суть и смысл. Мы считаем это вполне оправданным, так как эти колонны являются чужеродными в структуре данной композиции.
Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. Данное пространственное искусство осваивает окружающие предметы в пластических образах. В сюжетно-тематической картине видели явление, обладающее внутренней монументальностью и тем самым отличающееся от традиционных «камерных» жанров, где внимание художника сосредоточено лишь на какаом-либо отдельном объекте (природный мотив в пейзаже, предмет в натюрморте, человеческое лицо в портрете и т. п. ), но нет объединяющего действия, нет широкого замысла и идейного стержня. В композиции не должно быть лишних фигур, равнодушных к происходящему. В эскизе определяют формат, размер изображения, точку наблюдения, высоту горизонта.
СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА — определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи (бытового исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др. ), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг. Сюжетно-тематическая картина мыслилась как непременная часть и вершина социалистического реализма, необходимый продукт реалистического метода, «изображение жизни в формах самой жизни». Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Ученики учатся отличать внешнее содержание картины и внутреннее её содержание. Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка».
На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Урок носит обобщающий характер. В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован.
Но в этом процессе большую роль играют воображение, фантазия, вымысел. Скучно. В эскизе определяют формат, размер изображения, точку наблюдения, высоту горизонта. В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции. В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы. Меншиков.
Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Все это создает определенное минорное настроение. При этом используются такие материалы, как бронза, мрамор, камень, дерево. сразу все пришло — всю композицию целиком увидел». Композиционная конструкция картины Петрова-Водкина представлена на рисунке 8. Независимо от того, на прошлом или на современном материале строилась композиция, главную роль в ней играл действующий человек (герой или антигерой), ясно прослеживалось дейст вие, взаимоотношение (обычно конфликтное столкновение) разных ха рактеров, расставлены психологиче ские акценты, выявлены идеи, мобилизующие общественное сознание Немалый вклад в развитие практики сюжетно-тематической картины внесли такие мастера как Б. В. Иогансон, Вл.
Второстепенные фигуры или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему. Дождь идет и работать нельзя. Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр.
Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына. В композиции не должно быть лишних фигур, равнодушных к событиям. Так, скульптура отображает жизненные явления в объёмной, трёхмерной форме.
3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт. Например, до XIX века главными считались архитектура, скульптура и живопись. К нему же можно отнести современные виды, такие как фотография и компьютерная графика.
Именно с ней и сопряжен композиционный центр – фигура впереди стоящего воина. Композиционный центр (фигура женщины с ребенком) сопряжен с осью i, двойной прямой симметрии. 20 вв. «Тематическая картина» – Затем содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете.
Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту. Значение термина «тематическая композиция» для изобразительного искусства напрямую граничит с необходимостью ясно и убедительно передать идею, художественный замысел картины. О том, как зародилась композиция картины. «Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной. По тематике относится к религиозной и иконопись, отличие их состоит в том, что картины религиозного содержания не участвуют в проводимых богослужениях, а для иконы это является главным предназначением. Во многих вариантах эскизов нужно добиться наибольшей выразительности решения, правдиво разместить объекты, предметы, сгруппировать фигуры, найти смысловой центр, который будет привлекать главное внимание зрителя.
Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого. Лето дождливое было изба тесная, потолок низкий. Далее выполняется так называемый подмалевок, чаще всего тонким слоем жидкой краски, «в протирку», лессировочными, т. е. прозрачными и полупрозрачными, красками. Все остальное погружено в тень. Этот недостаток отсутствует на рис.
Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра. В процессе объяснения ученикам вводятся понятия: тема, сюжет, содержание картины. Левая сторона явно перегружена в ущерб правой. Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски.
Эскиз – это проект картины, первый этап работы нал ней. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел. Иконопись в переводе с греч.
Двойным (неподвижным) элементом a является точка О. Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Оптический центр находится приблизительно посредине. Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) – те и другие украшались рисунками и миниатюрами.
означает «молитвенный образ». Тип центра – конструктивный. способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы (о революции, о Гражданской, а впоследствии о Великой Отечественной войне, о социалистическом строительстве в городе и деревне, о борьбе за мир и т. п. ) с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, запечатленным, как правило, в многофигурной композиции.
Нельзя строить композицию картины только, например, по принципу «треугольника» или «диагонали», который применяли старые мастера. Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Ню (произошло от фр. В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия).
Такая форма построения урока позволяет вовлекать в работу на уроке весь класс. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках.