Сюжет показывает миру крохотное, но такое яркое его отражение, что мир в него верит. Существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета». Возникает такое впечатление, что связанный с ним микросюжет, построенный на алогизме, сам представляет собой алогизм, несообразность в рамках большого сюжета и только отвлекает внимание читателя, создает коротенькое, но все же – избыточное замедление. Что такое сюжет произведения.
Такое окончание произведения называется открытым финалом. С появлением «формальной школы» в 1920-х гг. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором— «сюжетом».
Так, в сюжете выделяют несколько основных составляющих: зачин, пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, финал (развязка, концовка, эпилог). Что такое сюжет. Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». Эта традиция продолжает сохраняться (см.
Основной предпосылкой развёртывания сюжета являетсявремя, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Существуют сюжеты хроникальные и концентрические. Он на протяжении многих лет пытался зафиксировать изображение в «темной комнате».
А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов. иск-ва. Различие между этими видами сюжетов хорошо иллюстрирует такой пример: во фразе «Король умер и скоро умерла королева» воссоздается хроникальный сюжет, но если мы скажем: «Король умер и королева умерла от горя», – это будет формула концентрического сюжета. В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). Возможно, в будущем не останется уже никаких стандартных схем. А пока что это лишь схема и метод выстраивания повествования.
Одновременно С. — это способ существования фабулы в худож. Это совокупность событий, действий, раскрывающих основное содержание произведения, а вот фабула – это содержание самих событий и их последовательность. Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие. важно содержание, а не, сюжет»» Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219 Горький М. : «.
Классический образец несовпадения сюжета и фабулы — роман М. Ю. Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». В немецкой классической эстетике (Гегель) события, происходящие в произведении, назывались «действованием».
В произведении может преобладать какой-то тип сюжета, а могут хроникальные и концентрические начала сосуществовать в одном произведении. Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения само повествование о С. ). собр. Причем заинтересовать не на пару страниц, а так, чтобы он не мог оторваться от произведения. Основные проблемы в историческом освещении») сюжет рассматривается как «действие произведения в его полноте, реальная цепь изображенных движений».
И ответ на вопрос Что такое сюжет. Простейшая единица фабулы — мотив или событие. Исследователь дал следующее определение: «Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные положе- ния-мотивы». К литературе слово «С» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. В ряде произведений некоторые из этих элементов ослаблены или отсутствуют вовсе («Степь» А. Чехова, «Детство» М. Горького).
Это хронологический порядок событий. Их немного — завязка, кульминация и развязка. sujet — предмет, содержание) — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях (в лирике сюжет встречается редко). Опоязовцы (В. Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «С». Композиция).
Под этим термином подразумевали мифы, басни, рассказы. В XVIII нач. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).
Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф» (мthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». Одновременно был в употреблении и термин «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать), возникший раньше и тоже получивший широкое распространение. Совместная работа двух великих изобретателей привела к открытию нового принципа светописи.
Представители миграционной школы и мифологической школы литературоведения находили в произведениях фольклора, древней, средневековой литературы определенное сходство в отношениях и действиях персонажей (сходство повествовательных мотивов). С этой т. зр. В понимании термина «сюжет» они следовали традиции Аристотеля. в литературе развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических.
Соответственно, они различали «фабулу» как заимствованный из жизни материал и «сюжет» как прием его обработки. С. произведения одно из важнейших средств воплощения содержания обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. В основе же сюжета лежит конфликт, «сюжет есть движущаяся коллизия». Совокупность и последовательность действий и событий – это сложное целое понятие.
Фабула представляет собой средство, которое скорее нужно автору, а не зрителю. sujet — тема, предмет) — динамический аспект произв. В этом случае окончание истории должен придумать сам читатель. В литературоведении он переосмысливается: этим термином обозначают систему осн.
Но повторить успешный результат коллеги ему не удалось. Что такое сюжет в Толковом словаре русского языка Ушакова. Простейший элемент сюжета — «отдельное движение или жест человека или вещи, в том числе душевное движение, произносимое или мыслимое слово».
Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами. Сюжет (от франц. будет гораздо сложнее и запутаннее, чем сейчас. В литературе понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы, но путать их не стоит.
Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Фабула — то, «что было на самом деле», сюжет — то, «как узнал об этом читатель», — писал Б. Томашевский в «Теории литературы». стали доминирующими композиционные моменты. " будет гораздо сложнее и запутаннее, чем сейчас.
А. Веселовский в своей «Исторической поэтике» дифференцировал «мотивы» как «простейшие повествовательные единицы» и «сюжеты» как «сочетания мотивов». Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными. Возможно, в будущем не останется уже никаких стандартных схем. В целом, оба понятия тесно связаны между собой.
В основе С. лежит конфликт (коллизия), к-рый содержит в себе предпосылки развития действия, совершающегося через ряд перипетий (соотнесений, торможений, повторений и т. п. ). Сюжет.
произв., внутреннее смысловое сцепление образов. Придумывая сюжет, автор книги в первую очередь думает о том, как заинтересовать читателя. Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода. Впервые этот термин был употреблен классицистами П. Корнелем и Н. Буало.
Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка и миф стал фабулой. Под воздействием прямого солнечного света копия изображения ложки «отпечаталась» на поверхности из серебра. В Большом энциклопедическом словаре и Современной энциклопедии (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий. И ответ на вопрос "Что такое сюжет. Фабула же — общий ход, схема действия, «система основных событий, которая может быть пересказана».
построением, расположением частей произведения. Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа, которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором— «сюжетом». Сюжет любого произведения тесно связан с его композицией, т. е. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В и т. п. ), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение. Проблема превращения фабулы в «цельное действие», т. е- в С., рассматривалась Лессингол в трактате «Лаоко-он». В современном литературоведении существуют различные взгляды на сюжет и композицию.
Схожими экспериментами занимался другой изобретатель – Жозеф Нисефор Ньепс. Одновременно складывается понимание С. как развертывания действия во всей его полноте. мышления конкретной культурно-исторической эпохи, творческим методом художника (мифологические С. в классицизме, обращение романтиков к средневековой истории, социально-бытовые С. в реалистическом иск-ве и т. п. ). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. Уже Аристотель разграничивал фабулу (мифос) и ее живое «словесное выражение».
В XIX в. понимание значения термина «сюжет» изменилось. Именно анализ сюжета произведения позволит правильно проанализировать его фабулу. Что такое сюжет и фабула. Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию.
В 1920-х гг. Шкловский) предложили различать «материал» и «систему приемов» в произведении. Современная русская литературная критика обозначает сюжет ходом развития событий, а фабулу – основным художественным конфликтом. Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. В коллективном труде советских литературоведов («Теория литературы.
Ньепс пытался проводить похожие эксперименты в камере обскура. Это может быть встреча, разговор, весть, что-либо предполагающее дальнейшее развитие событий. С. связан с типом худож. А пока что это лишь схема и метод выстраивания повествования.
Они так и называются — узловые точки. Причем заинтересовать не на пару страниц, а так, чтобы он не мог оторваться от произведения. Он органически связан с идеей произведения, является способом ее развития и обнаружения.
Такой метод переноса зафиксированного эпизода получил название гелиогравюра. Как правило, романы и многие драматические произведения отличаются многосюжетностью. Чтобы понять, что такое сюжет в литературе, нужно разобраться в некоторых тонкостях. Г. Б. Лит. : Аристотель.
Единицей С. является деталь. Само слово происходит от французского «sujet», что дословно переводится как «предмет». XIX в. термин «С» используется применительно к живописи в значении «тема». На первый взгляд кажется, что содержание всех книг строится по одной и той же схеме.
Данное значение закрепляется в работах А. Н. Веселовского об исторической поэтике (1894—99), где изложена теория «бродячих сюжетов». Но, несмотря на это, повествование воспринимается цельным и стройным. С. во всём его неповторимом своеобразии это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике.
Различие между сюжетом и композицией зачастую рассматривается как различие количественное, как отношение части (сюжет) к целому (композиция). Отсюда – элементы сюжета: экспозиция (см. ), завязка (см. ), развитие действия, кульминация (см. ), развязка (см. ). Но что такое сюжет в детальном рассмотрении. Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета – это событие и действие. событий.
Понятие «сюжет» имеет очень много смыслов в зависимости от сферы употребления.
., большую роль также играют внесюжетные элементы (описания, авторские отступления). В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним. Такова судьба. противоречия — к развязке. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую фабулой. Часто сюжет путают с фабулой. от фр.
Понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно.
Характер С. в значительной степени определяется видовой и родо-жанровой природой произв. Так, роман «Что делать. » Н. Чернышевского начинается со смерти героя, а потом рассказывается обо всем, что предшествовало этому. Именно он определяет последовательность изложения истории для зрителя/читателя. В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет.
В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С» и «фабула» осознаются или как синонимы или же С. называется весь ход событий, а фабулой основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть. «Теория литературы. » в трёх тт., т. 2, М., 1964). Фабула – «ядро» сюжета и они неразрывно связаны. Придумывая сюжет, автор книги в первую очередь думает о том, как заинтересовать читателя.