«спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности. Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения.
Спящая Венера, также известная как Дрезден Венера, является живописью итальянским владельцем эпохи Возрождения Джорджоне, с, это теперь общепринятое, пейзаж и небо, Тицианом, законченным после смерти Джорджоне в 1510, как Vasari, сначала отмеченный. Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера».
В восемь лет его отправляют в Венецию учиться живописи. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Уже при жизни о нем ходили легенды. И отвечал им взаимностью. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло.
Их техника живописи была очень похожа. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Подобно другим величайшим творениям мировой культуры, джорджоневская Венера замкнута в своей совершенной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от созвучной ее красоте музыки окружающей природы. По Большому каналу плыли вереницы барж и гондол, перевозивших трупы на специально отведенные кладбища – там полыхали огромные костры, в которых сжигали тела умерших.
Персонажи картины и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук философию. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Иисус Христос, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в ипостасном единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы в одном лице Бог-Сын, Логос, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни (Послание к евреям 7, 3), – и человек имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Спустя некоторое время Тициан поступает в мастерскую Джентиле Беллини (около 1429-1507 г. г. ), но, по словам Дольче, сухая и архаическая его манера не отвечала художественному темпераменту начинающего художника и совсем скоро он сотрудничает с Джованни Беллини (около 1433-1516 годов), более современный стиль которого ему импонирует. Утонченная муза Джорджоне – это искусство, наиболее непосредственно выражающее эстетический и нравственный мир гуманистической верхушки венецианского общества.
В 1939 году началась Вторая мировая война. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Действительно, с именем художника связано много неясного. В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин "Поэзией" и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон.
В настоящее время существует только один фрагмент – нагая женская фигура (Венеция, Ка дОро), – снятый со стены Фондако в 1937. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля.
Умозрительное отношение к природе и красоте числа типично для Джорджоне. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Италия. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. В XVIII в. от них оставалось лишь шесть фрагментов, которые зарисовал А. М. Дзанетти.
Для ислама Иисус Христос – один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени венецианца Альдо Мануцио. Родился 17 июня 1884 года в Вентноре на острове Уайт (Англия), в аристократической семье Маргарет и Уильяма Уэйн.
Точная дата написания картины неизвестна. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Оптимистическая вера в открывшееся людям прекрасное будущее побеждала суровые впечатления повседневного бытия, где своекорыстие и беспощадность венецианского купечества спорили с жестокостями войн и междоусобиц, сотрясавших тогда сложная духовная атмосфера времени отличилась и в совершенной гармонии «Спящей Венеры», где благоговейно-бережное восхищение пеshyред красотой окрашено чуть грустной дымкой мечты о несбыточном счастье. 15071508, Вена, Музей истории искусства). Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин.
Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. После неожиданной смерти Джорджоне в 1510 году некоторые его картины остались незаконченными, в том числе и «Спящая Венера». И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Но в картине нет и намека на эротичность.
В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления. Вершинами творчества Джорджоне являются картины «Спящая Венера» и «Сельский концерт». Спустя некоторое время Тициан поступает в мастерскую Джентиле Беллини (около 1429-1507 г. г. ), между прочим, но, словам по Дольче, сухая и архаическая его манера не отвечала художественному темпераменту начинающего художника и совсем скоро он сотрудничает с Джованни Беллини (около 1433-1516 годов), более современный стиль которого ему импонирует.
Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Джорджоне с помощниками расписывал главный фасад здания, выходящий на Большой канал (фрески Тициана украшали боковой фасад). Классическая компоновка алтарной композиции на религиозную библейскую тематику.
И все это было в картине Джорджоне. В 1939 году началась Вторая мировая война. Плавную пластику теshyла оттеняют резкие складки белого покрывала. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей.
В картине «Сельский концерт» на фоне спокойно торжественного пейзажа два юных музыканта в пышных одеждах и две обнаженные, роскошно красивые женщины, возможно куртизанки на пикнике. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два.
Картина была заказана Джорджоне по случаю предстоящего бракосочетании Марчелло с известной в Венеции красавицей Морозиной Пизани. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. 82 x 73 см. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался».
Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Воин и паж» «Автопортрет в образе Давида» (Флоренция, Уффици), (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию.
Или изображаются три возраста человека. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.
Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр.
Так же его перу принадлежит Купидон, расположившийся уног Венеры с правой стороны картины. Других дат его рождения нет. Попала не в лучшем состоянии.
Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Чем отличается «Сикстинская Мадонна» Рафаэля от многочисленных изображений Марии других известных художников. Неизвестна и его семья. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму.
К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. В 12 лет Мария дала обет вечного девства. Уже при жизни о нем ходили легенды.
«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. На третьих изображаются сады любви. Больницы были переполнены.
Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. В феррарском замке Дьесте Тициан жил вместе с двумя помощниками. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. И, в феврале-марте 1516 года, на протяжении этого времени они регулярно получали салат, как свидетельствуют записи расчетных книг, соленое мясо, оливковое масло, каштаны, свечки, – сыр и и вино много другого, т. е. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне Старухи (15061508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви.
Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. Пейзажная живопись отходит на второй план. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв.
Моисей (иврит Моше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине). В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна.
Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. И как настоящий романтик, Джорджоне был бедой, он заразился чумой от своей возлюбленной, которую не решился оставлять из-за своей гордости и сильной любви к ней. Друзьями они никогда не были. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Возрождение. Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта.
Один из сыновей, Тициан грустит по рано умершим родным и друзьям. А теперь он уже мог это сделать. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Эта картина логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.
Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. В 1905 году его пейзаж «Амфитеатр. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы.
Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют. Один из них такой же, как тот, что увенчивает голову рыцаря, стоящего у трона Мадонны (рыцаря считают либо св. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини.
Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Как уже говорилось выше, свою идею о прекрасном человеке, о его полной гармонии с окружающим миром Джорджоне воплотил в образе Венеры — богини любви и красоты.
Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Портреты составляют особый раздел наследия Джорджоне, в котором индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами (Лаура, Портрет Антонио Броккардо, Портрет воина и другие). Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
Известно, что в 1511 году (об этом свидетельствует расписка о получении художником гонорара) Тициан работал в Падуе над оформлением местной Скуоли дель Санто, вероятно, в то время, когда наиболее значимые венецианские заказы адресовались исключительно в мастерскую Джованни Беллини, Тициан рассчитал прижиться в небогатой талантами Падуе, где мог бы стать местным кумиром и наиболее популярным мастером., которые, скорее всего и дали некоторые сведения авторам. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне.
Финансовая награда за портрет составляла 1000 дукатов (в то время сказочно большая сумма). Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.
Да и в искусстве шли разными дорогами. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры). В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.
: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Это поэзия портрета и портрет поэзии. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Он достоен того, чтобы ему прислуживал сам король, поскольку у нас много слишком королей – и лишь один Тициан – как однажды из рук Тициана упала кисть, Финансовая награда за портрет составляла 1000 дукатов (в то время сказочно большая сумма). Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской (он бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет).
Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). По какам атрибутам можно отличить Святую Екатерину от Святой Варвары.
Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. Венецианцы хоронили близких, постились – еды тоже не хватало – и сидели по домам, боясь подцепить заразу на улице и молясь Господу, чтобы беда поскорее их миновала. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»).
Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Холст.
В этом специфическое обаяние художника, но также и его определенная ограниченность. Художник переезжает в Марокко в городок Танжер.
Галерея Академии. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). С именем Джорджоне связывают ряд портретов.
Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Тициан взял на себя ответственность дописать это произведение. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. 1510, Дрезден, Картинная галерея). Единство человека и природы воплощено и в ранней картине «Три философа» и в более позднем чудесном «Сельском концерте», где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнаженных женщин.
Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Были попытки наделить персонажей именами (например, В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Это в последствии он станет членом Королевского института акварели, получит орден «Комендадор-де-ла-Мендавия», будет награжден орденом Альфонсо Мудрого. И отвечал им взаимностью.
Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. На других изображен концерт на вольном воздухе. Его тело было привезено в Кастельфранко.
В руке она держит букет роз – традиционный атрибут богини, как и стоящий на подоконнике мирт. Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза». Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Купола и арки собора Святого Марка (4000 кв.
Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Все они получили блестящее гуманистическое образование, хорошо знали философию, литературу и музыку. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина.
15051506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Сам горизонтальный формат комshyпозиции подчинен фигуре.
Больницы были переполнены. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом.
Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Не законченную работу дописывалТициан, которому впоследствии (так же как и Сассоферрато) долго приписывалось авторство «Спящей Венеры». Картина написана предположительно около 1509 года.
Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Которые были в окружении феррарского правителя, находились на полном содержании. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.
Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Не случайно сегодня, на табличке, рядом с картиной «Спящая Венера» можно прочитать имена двух великих художников : Джорджоне и Тициан. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды.
И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Мастера получили 150 дукатов из которых 130 причиталось Джорджоне. Красивый, обаятельный, любимец венецианских интеллектуалов, он как магнит притягивал к себе людей и в его мастерской в пригороде Сан-Сильвестро, в старинном доме Вальера, всегда было множество гостей – цвет венецианской аристократии, музыканты, поэты. Генрих Гейне говоshyрил, что нагота созданного художником образа Венеры была для католичества более сокрушиshyтельна, чем «95 тезисов» религиозного реформаshyтора Мартина Лютера.
Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. И все это было в картине Джорджоне. Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея. В дополнение к полной наготе, поднятая правая рука и ладонь левой на паху добавляют эротичности. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. Мелкие выпадения верхнего красочного слоя, замаскированные реставрационными записями, заметны и на прекрасном теле обнаженной богини.
Джорджоне родился в 1477 г. Живописи обучался в Венеции, у Джованни Беллини. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера. Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой. Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции.
Венеция. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.
семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта.
Работа была завершена к концу года (оплата 11 декабря 1508). По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Современники считали его очень большим мастером и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу.
До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.
«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. Что означает звезда во лбу святого Доминика. Каждый день уносила она сотни жизней.
В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. Джорджоне остается одним из самых загадочных мастеров прошлого, а среди живописцев Высокого Возрождения – самым необычным. Поэтической вершиной его искусства стала Спящая Венера – единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет.
Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Молодая женщина изображена возлежащей головой налево на высокой красной подушке и атласном белом полотне, постеленных в нескольких шагах от нас прямо на поросшей цветами лужайке, в окружении простой, но поэтичной итальянской природы, словно оберегающей ясные грезы ее тихого сна.