Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты). Главная особенность средневековой скульптуры, что она стала частью архитектуры (в основном соборов, как главных и единственных общественных пространств для искусства).
В этом синтезе архитектура доминирует. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник -- К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Отдельно выделяется скульптура малых форм.
Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Здесь его работы отличают богатство колорита. Экстаз передан с убедительностью реального события и одновременно как мистическое чудо. К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». Эрмитаже). прежде всего отображение личности человека, его индивидуальности. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и другое) называется лепкой (пластикой).
Художник-анималист В. А.
Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Существуют разновидности скульптур общественного характера, расположенные в парках, скверах, на площадях. В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма. Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение. Эти черты стилистически сближают группу Ионы с памятниками романского искусства, что особенно заметно в жестких изгибах складок одежды, как бы совсем не связанной с человеческим телом и трактованной в духе раннесредневековой миниатюры и стенной живописи. Другие апостолы — бородатые мужики.
ворот. Смыслообразующие элементы живописи – обработанное плоское основание, правильные края картины и рама (в наскальной живописи эти элементы отсутствовали). Принципы барокко получили свое полное и последовательное выражение в скульптуре 17 века. Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. В произведениях О. А.
Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ). Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония).
Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ).
Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа. Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее). Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, — со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире.
Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. В Дрездене одновременно трудились два первоклассных ваятеля: Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению (главные работы: величественный памятник Лютеру в Вормсе, монумент Шиллеру и Гете в Веймаре, статуя Лессинга в Брауншвейге) и Э. Гэнель, последователь идеалистической школы (лучшие произведения— декоративные статуи фасада Дрезденской картинной галереи, памятник князю Шварценбергу в Вене, статуя Бетховена в Бонне). Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. Античные статуи всегда были подчинены человеческим масштабам и пропорциям. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д. Таков портрет П. А. Односельчанин Ломоносова.
Портреты Антропова отличала жизненная правда, порой беспощадная. По проекту А. А. Микеланджело «Давид» (1501-1504). Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм.
Кокоринова. Во второй половине XVIII столетия была заложена хорошая основа, на которую опирались замечательные мастера живописи последующего времени. В первой больше величественности, покоя. За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. И. Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. С. Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. П. Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. П. Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие.
Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами. Процесс размежевания живописи и графики завершают импрессионисты. Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый. «Классический рельеф» не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно фону.
Например, камень, олицетворявший зверя и служивший мишенью для нанесения ран («репетиция» охоты), заменяется натуральным чучелом зверя, а потом его скульптурным образом. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. М. Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. Р. Баха (статуя «Пифия»), Р. Р. Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. А. Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. П. Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. В. Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. Р. Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. Ф. Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. П. Крейтана (портретные бюсты), Н. А. Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. И. Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. Л. Обера (произведения такого же рода), А. М. Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. И. Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. П. Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. В. Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. А. Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребёнка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. Н. Шредера (памятники принцу П. Г. Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске). Терезы» (Рим Церковь Санта Мария дела Виттория) стала своего рода образцом барочной скульптуры. В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее).
Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году. Одна из разновидностей рельефа – «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и классицизма). Таковы Портрет тверской крестьянки с жемчужной поднизью и Слепец с поводырем. Дальнейшее свое развитие скульптура получает в период разложения первобытнообщинного строя в связи с технологическим прогрессом. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане.
На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота. - мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Юношей отправился в Петербург, где на его способности обратил внимание Ломоносов. В его творчестве устанавливаются прочные связи русского искусства с искусством Запада. Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы.
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. В ходе развития древнего общества, на основе возникших из практических потребностей магических реалий (синкретических и ритуальных по своей природе дохудожественных изображений), родилась знаковая система, способствовавшая затем художественно-образному отражению мира. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых.
Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого. Складки одежд разработаны уже с известным реализмом.
Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. П. Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 1812—1814гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. П. Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. К. Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. С. Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. А. Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. И. Иванов («Маленький купальщик»), А. В. Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. И. Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма). При этом официально признанным методом был классицизм. Но подлинным наставником в живописи стал А. П.
Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. Что такое скульптура с точки зрения художника. Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд— статуя Екатерины в Академии художеств). Затем изваяния стали более оживлёнными, причем туловища их изготавливали из дерева, а головы и руки из мрамора (такие изваяния называются акролитами). Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов.
Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. Просто запечатлеть объект на память теперь может фотография. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк ит. д. ). Таков портрет А. Б.
Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Углубляется интеллектуальный и психологический мир человека. В истории развития резьбы по дереву можно легко рассмотреть как мастера переходили от плоского рельефа к исполнению объемных форм.
Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. Щедрина.
Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела. Скульптура – искусство лепки из пластических материалов – глины, пластилина, гипса, воска.
Дж. Ритм, соотношение объемов, линий – средства ее выразительности. В духе античного искусства старались трудиться Бушардон (1698—1762) и Пигаль (1714—1785 статуя маршала Морица Саксонского в Страсбурге). Одна из современных художественных структур – аритмия в ритме, диссонанс в гармонии (например, ансамбль зданий города Бразилия).
В Древней Элладе архитектура обретает демократический облик. Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. Его мастерство отличало виртуозное владение колоритом, умением передать мельчайшие подробности одежды и интерьера, создавать впечатление ослепительной роскоши. Главный мастер младшей школы хорошо знал современную французскую готическую скульптуру, особенно памятники Реймса.
Своими успехами оно было там обязано, главным образом, сыну вышеупомянутого Николо Пизано, Джованни (кафедра в церкви святого Андрея в Пистойе, надгробный памятник папе Бенедикту XI в Перудже, рельефы для кафедры Пизанского баптистерия). Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). Демута – Малиновского, С. С. Они странно выгнуты и настолько рассчитаны на внешний эффект, что почти лишены действительного внутреннего содержания. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П.
Таково изображение мертвого Христа, лежащего на коленях у Богоматери, в скульптуре «Пьета» Микеланджело. Скульптура – один из древнейших видов искусства, восходящий к эпохе палеолита. Если нужно сделать несколько гипсовых экземпляров, то с полученной отливки снимается вторая, так называемая «кусковая форма». Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами. На портрете кисти Мунка погруженный в себя субъект расположен немного сбоку в пустом пространстве. Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге)2, Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе).
Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886г. Его алтарная группа «Экстаз св. Возникновение скульптуры, которое произошло еще в первобытные времена, граничит с развитием трудовой деятельности человека и его верой во все магическое. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую историческую и другое. Гордеевым и И. П. Дело не могло обойтись без колебаний и фальшивых уклонений тем не менее, в общем своем движении новейшая русская скульптура, сделав крупный шаг вперед, завоевала себе сочувствие не одних только высших классов, но и массы родного ему общества и заставило иностранцев признать существование самобытной русской школы.
Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади. Возникают новые виды общественных построек – театры, стадионы, школы.
Такую модель можно будет заподозрить в инопланетном происхождении. Ломоносов изображен как бы в момент творческого вдохновения. Уже в нем выразились черты художественного почерка мастера. Если к скорби больше пойдёт тёмный или тусклый цвет (что не есть синонимом слова не красивый), а для радости более светлый и радостный то в скульптуре у нас вовсе нет цвета как инструмента (крашеную скульптуру я сейчас рассматривать не хочу). Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) родился в Киеве. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности. Тропинина утверждались естественность характера и свобода чувств частного человека. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры.
Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. Козловского и др. ). В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго. Основанная этим художником берлинская школа произвела многих более или менее искусных мастеров, каковы:.
Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения. Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф. В каждой паре есть такое противопоставление. Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло. Ее аналогом стала скульптура без пьедестала – подвешенная или стоящая на земле.
Древнекитайскую и древнеегипетскую живопись и графику роднит повествовательность. - монумент очень близок памятнику. Зато в архитектуре скульптура имела практически полную свободу.
Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»). Куракина, надменного вельможи, слегка презрительного и в то же время любезного. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей.
Между этими художниками первенствовал Лисипп, ваятель из бронзы, современник и любимец Александра Македонского, прославившийся его портретными изображениями, создавший новый канон пропорций человеческого тела своею статуей атлета-апоксиомена (то есть счищающего с себя пыль палестры) и создавший, между прочим, типический образ Геракла. Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Только так можно достичь высокого результата.
История и виды скульптуры тесно переплетаются. Несмотря на условность, присущую жанру, подчеркивается индивидуальность каждого персонажа. Бернини поместил свою группу в глубокую нишу на фоне золотых луче. Скульптура в Риме использовалась в основном для поддержания престижа военной власти.
Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. на выставке Академии художеств им был представлен портрет ее президента А. Ф. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной.
Прежде боги изображалась в виде грубых деревянных истуканов (так называемые ксоаны), с окоченелыми, порою едва намечаемыми и неотделенными от корпуса членами. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела. Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль). Словом, наступает эпоха Возрождения.
Они едят, пьют, как люди физического труда. В подобном рельефе основную изобразительную роль играет силуэт. То же самое происходило и с человеческим телом. Мрачная энергия Этого почти мужского выразительного лица игра света и тени на беспокойно бегущих складках одежды — все создает сильный и полный драматизма эффект.
Древняя Греция. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. Если её оживить то передвигаться она сможет только на четвереньках). Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером. Он изображал мужчин и женщин, облеченных всеми атрибутами своего сана, но прежде всего это самостоятельные характеры, стоявшие на вершине общественной лестницы и потому еще более открытые всем бурям своего сурового времени.
Однако есть существенное отличие. Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Основа архитектурной композиции – объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий.
Живопись в системе видов искусства эпохи Возрождения играет ведущую роль. Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера. Знаковый смысл имеют части изобразительной плоскости, место изображения предмета на ней. Точно следуя оригиналу, Шубин проявил большое мужество – создал реалистический портрет изобразив непривлекательные черты психически неуравновешенного самодержца с отпечатком затаенного страдания на лице. Возможно, ради этого придётся даже переступить через грань реализма. Со второй половины XIXв.
Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. В 1770г. Классический рельеф обычно расположен на гладком фоне.
Это были первые композиционные акценты живописи, не знавшей перспективы. Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. Особый светло-кремовый оттенок кости очень выигрышно придает особую теплоту предметам. Его образ исполнен мужеством и жизненной силой. Михаил Иванович Козловский (1753–1802) – воспитанник Петербургской академии художеств.
Лопухиной – одно из лучших его творений. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге). Гудон (1741—1828) внес во французское ваяние большую простоту и жизненность его знаменитая статуя Вольтера в Comedie Francaise (другой экземпляр— в Имп.
Эти изделия используются для украшения любого интерьера. Пленэрные тенден-ции сказались также в живописи М. И. Левицкого. Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается. В этом живописном жанре он идет дальше своего учителя Д. Г.
Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. Но вместе с этим он создает и парадные портреты. Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ). На смену совершенным формам греческого изобразительного искусства приходит реализм натуры.
Гениальный русский скульптор. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок». Могучим созданием средневекового мастера является голова Елизаветы с широко раскрытыми глазами, строго глядящими перед собой в окружающий средневекового человека сложный и сумрачный мир.
Чередование эмалевых пластин с филигранью в сочетании с тисненным по металлу тонким орнаментом и прорезным узором делает вещь очень эффектной. Памятник был воздвигнут перед Михайловским замком лишь при Павле Первом – в 1800 Тогда же были созданы под руководством М. И. Козловского рельефы постамента. Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее). Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Его отец и родственники были художниками.
Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. Мелкая пластика – скульптура малого размера из камня, фарфора, дерева, бронзы.
Он изображал своих героинь наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. За бюст Екатерины Второй Шубина избирают академиком. Появление фотографии и освоение ею цвета поставило перед живописью новые задачи. Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы—«старшую» и «младшую».
Художники утверждают общечеловеческое значение живописи, не нуждающейся, подобно литературе, в переводе на другой язык Леонардо да Винчи писал: «если поэт служит разуму путем уха, то художник – путем глаза, более достойного чувства Картина, так много более полезная и прекрасная, понравится больше Выбери поэта, который описал бы красоту женщины ее возлюбленному и выбери живописца, который изобразил бы ее и ты увидишь, куда природа склонит влюбленного судью». Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. Некоторые из них, однако, заслуживают быть упомянутыми. Однако у каждого из них есть своя специфика. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна.
Екатерины II предстает без всяких атрибутов сана, прогуливающейся в своей усадьбе в Царском селе. С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма. Характерной отличительной чертой его скульптурных портретов был психологизм, т. е. На портрете А. М. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Древний художник не воспринимал красоту пейзажа.
Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур. Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак».
Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью.
Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление. Эти художники сделали темой искусства мир, окружающий человека в его обычной жизни. Возвратившись в 1773 г в Петербург, Шубин создает гипсовый бюст Голицына, который прославил имя молодого автора.
В скульптуре мы лишены такой роскоши. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом. Как и его наставник, Боровиковский был выдающимся мастером психологического портрета. Давид Анжерский и Прадье стремились примирить античные традиции с романтизмом. Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). Антропов.
Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления. Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж. Закутанная в плащ св. При его содействии Шубина определили в Академию художеств, по ее окончании получил право на поездку за границу (Париж, Рим). Важное место в ансамблях русских городов заняла монументальная скульптура, проникнутая возвышенным героическим содержанием (памятники Петербурге и Москве работы Э, М. Фальконе, М. И. Козловеого, Б. И. Возрождение открыло законы перспективы или даже шире – свободное владение пространством.
Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Федот Иванович Шубин (1740–1805). В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск.
Статуя – главная форма Греческого искусства. В противоположность северным странам, в Италии ваяние готического периода развивалось независимо от архитектуры. Русская архитектура богата самобытными национальными творениями (колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного, постройки из дерева с их четкими конструктивными решениями и богатыми орнаментальными формами, как, например, церкви в Кижах). Отсутствие парика, простота одежды подчеркивают духовное начало личности великого ученого.
Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп. Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. Около середины 13 в. живопись испытала заметный поворот в сторону светских мотивов, жизненной полноты изображения, реалистического многообразия формы. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи).
Пименова и др. ). музее), Ж. Б. Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). Этому виду характерно повествование сюжета, часто используется метафора и символы для изображения. Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно.
Мастер чувствует это несоответствие и отчасти преодолевает его при помощи декоративных средств. В Древнем Египте строились огромные гробницы (высота пирамиды Хеопса в Гизе – около 150 м), храмы со множеством мощных колонн (в храме Амона в Карнаке высота колонн 20, 4 м, а диаметр 3, 4 м). Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Измайловой, принадлежащей к знати, она предстает нарумяненной чопорной старухой.
Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю. «Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки.
Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Так, античные мастера для своих скульптур чаще всего избирали мрамор. Станковая, по своим размерам не превышающая изображаемый предмет (портрет, торс, бюст, статуя). Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа.
Щедрина, В. И. Средневековая живопись давала условно-плоскостное изображение мира. В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам.
Таков портрет М. И. дон. э. ). Под станковой скульптурой подразумевают изделия, которые предназначены для выставок, музеев, жилых интерьеров, а так же для продажи (бюсты, головы, различные отдельные фигуры или их группа, связанная единым сюжетом). Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). Он был наставником многих выдающихся художников. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок.
Так, в бамбергской статуе св. Свет, падающий из окна сквозь желтое стекло, мягко освещает фигуру.
Но им удавалось создать органичный и цельный художественный образ. Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго— «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). Скульптуры создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое (различных материалов, гипса, бетона, пластмассы и тому подобное). Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св.
Их романтизм чуждался пафоса гражданственности и выражал растущее самосознание личности. Это создает художественно-смысловой эффект грусти и отчуждения, который усиливает поза портретируемого. К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св.
Круглая скульптура: статуя, статуэтка, торс, бюст и др. В Древнем Риме широко применяются арочные и сводчатые конструкции из бетона. При освобождении отливки раскалывается и таким образом уничтожается и сама «черная форма». Характерно уважение к личности, что было созвучно идеям Просвещения.
В ином ключе написан портрет донского казака Краснощекова.
Тем самым подчеркивалась антропоморфность греческой мифологии – античные боги были лишь чуть совершеннее людей и им не было чуждо ничто человеческое. Органная музыка была соподчинена с готическими соборами. Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочайшую мысль и наоборот, декоративные излишества подчеркивают пустоту, бессодержательность. Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях.
Об овладении пространством говорит не только построение перспективы (например, в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи), но и создание «дематериализованного» пространства. В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, Андреа Контуччи (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти. Переселившись в Петербург, он работал под руководством Д. Г.
Прадье и Ж. Давид Анжерский. Обе картины неизвестного художника. Первым его учителем был по-видимому, отец, украинский гравер.
Ее отличительными чертами были мастерство композиции, простота и задушевность, в которой видятся отголоски народной культуры, умение донести внутренний мир человека, что позволяло увидеть лучшие черты его натуры. В XIX в. завершается наметившийся уже ранее процесс размежевания живописи и графики. Особенно замечательны по своим художественным достоинствам группа Петра и группа Ноны, принадлежащие, по-видимому, разным мастерам. Его засыпают заказами.
Главою классической школы явился в 1839г. Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством. Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи).
По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров. Формовка). Прокофьева, М. И. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сливаются воедино.
Алексей Петрович Антропов (1716–1795) был сыном оружейного мастера. Орловского). XIXв. Но и здесь под условностью поз и жестов изображаемых персонажей проглядывают живые люди.
Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа). Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала.
Ученик Бартолини, Дж. Воробьев и др. ). На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. Датируются первой половиной XIX в. С большим мастерством выполнен портрет В. Н. Время формирования нового искусства —15 столетие.
С ее уст срывается сладостный крик, веки полузакрыты. Его лицо, полное вдохновения, озарено улыбкой. Демидова, богатейшего заводчика. Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно.
Его ученик Фальконе (1716—1791), даровитый автор петербургского памятника Петру Великому. К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в Париже), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб. Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет.
Скульптура — более широкое понятие. Даровитейший из английских скульпторов, Джон Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие). Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур.
В ХХ в. резко меняется характер живописи. Расположение фигур в картине раскрывало их жизненные взаимоотношения. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Культовые сооружения (например, храм Парфенон) утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина.
наметился подъем русской скульптуры. В таком положении застало скульптуру христианство, восторжествовавшее над язычеством. - Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Лучший скульптор этого времени Жан-Батист Лемуан (1704—1778 многочисленные бюсты и статуи современных знаменитостей). Картина даёт нам в распоряжение и такие внешние факторы как освещение.
С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения). Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях.
Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Это очень удобный материал для создания округлых форм. Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ).
Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры. Это придает скульптуре динамическую выразительность.
Монумент отличаются лаконизмом форм и подчеркнуто суровой мощностью. В тоже время, отличительная черта греческого искусства – это идеализация. «Св.
Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля. Левицкого. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др. ) путем удаления лишней массы. Этот замечательный портретист родился в Миргороде.
Между прочими дрезденскими скульпторами более других достойны внимания: И. Шиллинг, ученик и последователь Гэнеля (группы «Ночь» и «День» на Брюлевской террасе, памятники Ритшелю в Дрездене и Шиллеру в Вене) и А. Донндорф, наследник живой и благородной манеры Ритшеля, его сотрудник по вормскому памятнику Лютера, автор конной статуи Карла Августа в Веймаре и монументов: Шуману в Бонне и Корнелиусу в Дюссельдорфе. «Русское барокко» утверждало единство русского государства, подъем национальной жизни (творения Растрелли: Зимний дворец и ансамбли Царского Села). Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже). Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Баснина (1821) художником Михаилом Васильевым. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ). Первоначально он получил известность как мастер парадного портрета.
Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Что такое скульптура. В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития.
Также ценится резьба по кости. Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности. Картина – цепь событий, рассказ, развернутый в ряде фигур.
Мрамор. В древности графика и живопись были близки не только друг другу, но и литературе. С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая «черная форма», состоящая из 2 или нескольких частей. Его художественным кредо было «изображение частного человека с его простыми естественными чувствами». Мелкозернистость, плотность, близость по тону и цвету человеческому телу делают мрамор наиболее подходящим для изображения обнаженного тела, его силы, красоты и гибкости.
Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд ит. д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум. Художники Древнего Египта рисовали на лице изображенном в профиль, оба глаза, а художники Южной Меланезии изображают плоскости, скрытые от прямого взгляда: над головой человека рисуют диск, обозначающий затылок или двойное лицо, передающее «круговой взгляд». Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок.
Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях). Отходный материал должен быть сведен до минимума. Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора. Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени.
Голицына. Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей.
Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Такие огромные глаза по моему мнению практически не жизнеспособны (это как кукла Барби. Одним из первых скульптурных портретов, принесших известность автору, был бюст князя А. М. Внешнее сходство при этом не важно.
В живописи ХХ в. возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения индивидуального восприятия жизни (вспомним «Мартовский снег» Грабаря). комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера). Эти же особенности присущи русской иконописи. В произведении автор может экспериментировать и проявлять всю свою индивидуальность.
Он всегда связан с архитектурным сооружением и раскрывает замысел здания. Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие). Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Это раньше всего проявилось в детской игрушке.
Передовыми распространителями нового движения являются Якопо делла Кверчья, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло. Это— Ф. Рюд, Дж. Начинается один из наиболее плодотворных периодов в творчестве мастера.
Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Появились также первые опыты хризоэлефантинной пластики.
Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики. Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр. Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ. Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая «отливка».
Мартосом. Высота 5, 17 м. Флоренция (Италия)Скульптура изображает второго царя народа Израиля Давида. в дар Соединенным Штатам Америки. Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед. Он изображен на фоне колонн и занавеса, за которым просматривается дворец. Ваяние всегда передает движение.
То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен. В пример приведу Царевну лебедь Врубеля. На рубеже XVIII--XIX вв.
Диссонансом ему стал одухотворенный скульптурный портрет великого Ломоносова. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. Бюст Паниной близок к Голицыну – образ аристократа, но усталого, пресыщенного. В это время она наконец выделилась как особый род деятельности.
Они поставлены так, чтобы можно было охватить взглядом целое и потому зритель, стоящий у арки входа, откуда ему открывается вся скульптурная группа, видит каждую фигуру в наиболее благоприятном для нее аспекте. По этой причине они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру. Федор Иванович Шубин – мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805). Скульптуры Козловского украшают лучшие музеи России.
Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами. В нач. В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. Г. Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие).
Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты). С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Вот таким образом история немецкого искусства начиная с 30-х годов 15 века рассматривается в следующем томе. П. К. Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «Амур и бабочка» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «Защита Сарагосы»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев Триппеля (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «Ариадна на пантере», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне).