Однако мы верим, что насильственный перерыв на пути, столь насущно-дорогом для дальнейшей жизни русского творчества, будет заполнен. "Его бравурность меня смущает, – писала мать художника. Но если у предшественников Серова изображенный художник, писатель, артист — это по преимуществу «труженик мысли», зоркий наблюдатель или выразитель чаяний униженных и оскорбленных с печатью «думы не о своем горе», то у Серова художник в широком смысле — «глашатай истин вековых». Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Здесь год спустя восьмилетний Валентин Серов стал брать уроки рисования у гравера Карла Кеппинга.
Умер В. А. Серов 5 декабря 1911 года в Москве. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Все в этом портрете поставлено на грань парадокса, все обратимо в свою противоположность. Интерес к XVIII веку возник у Серова под влиянием «Мира искусства» и в связи с работой над изданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси». Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Творчество Серова чрезвычайно многообразно.
В обоих портретах Серов, наряду с Коровиным, дает образец импрессионистической живописи. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно.
"Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Творчество Серова вызывает восхищение и у Чистякова и у его современников. Если же художникам и приходилось обращаться к образам неомраченным, радостным и светлым (а это чаще всего были образы природы), то они либо окрашивались тонами идиллической мечтательности, как, например, в «Московском дворике» Поленова, либо имели театрально инсценированный характер, как в пейзажах Куинджи.
Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. В 1911 году Серов также написал портрет Владимира Гиршмана. Серовские поиски законов художественной трансформации реальности, как и сама сюжетная мотивировка этого эксперимента в обращении к первоистокам целостно-поэтического восприятия мира в мифе, сказке, басне (цикл рисунков на темы басен И. А. Крылова), оказались созвучны творческим устремлениям молодого поколения художников. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.
Сначала занятия с Серовым Репин проводил в Париже, потом в Москве и Абрамцеве. Результатом стал сильнейший сердечный приступ. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут.
В «Петре I» так же, как в портрете Орловой присутствует элемент гротескности. Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей.
Колорит решен всего в двух цветах: черном и сером, но во множестве оттенков. На самом деле очень известный художник. Отсюда интерес Серова к античной мифологии, памятником которому явился цикл поздних произведений на античные сюжеты — серия эскизов к «Похищению Европы» и «Одисею и Навзикае».
Умер в самом расцвете сил, мастерства, творческих замыслов, в возрасте сорока шести лет. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской).
Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево. С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Но главным остается лицо — красивое, гордое, отрешенное от всего мелочного и суетного. В «Девушке, освещенной солнцем», написанной прямо на открытом воздухе, еще в большей мере сказались принципы пленэрной живописи. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной — в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX — начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Это образ сущего, которое еще не «вочеловечено». Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком. Ещё при жизни. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Впрочем Серов даже в светском портрете настойчиво стремился ухватить хоть «кусочек правды», который мог бы внести нечто значительное в будуар светской красавицы.
Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Он был все время в пути.
Валентин Александрович Серовродился 19 января 1865 года в Петербурге. Радость, как жизненная ценность. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Художник как бы решительно вырвался из «темного царства» и обратил свой взор к тому, что безусловно отрадно, к тому, что положительно не в силу своего морального превосходства над гнетом жизненных обстоятельств, а в силу своей красоты. Согретые чувством особенной, трогательной нежности к мужику, его быту, думам, чувствам, картины «крестьянского Серова» отражают целостное мироощущение художника ибо он не только изображает, но и делится со зрителем своими мыслями о данном явлении.
Серов отходит от критического реализма своего учителя Репина к «реализму поэтическому». Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Он сосредоточил все свое внимание на животных, на показе характеров героев их поведения.
После 1922 года Гиршманы эмигрировали во Францию. Они занимались торговлей антиквариатом, но из-за кризиса начала 1930-х прекратили дело.
Это случилось в 1871 году. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Это, если можно так сказать, мир не как воля, а как представление. Упал и умер от приступа стенокардии. Абсолютно по своему Серов трактовал историческую тему: «царские охоты» с увеселительными прогулками Елизаветы и Екатерины II переданы художником взглядом нового времени ироничным, но и неизменно восхищающимся красотой быта XVIII века.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. оборвала поиски Серова резко и вдруг.
Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Портрет был написан в столовой усадьбы Мамонтовых в Абрамцево. Нет, Савва Иванович был себе на уме. Ранним утром 22 ноября (5 декабря – по новому стилю) 1911 года спешивший на портретный сеанс Серов упал и умер от приступа стенокардии.
– спрашивал Серов демонстрируя портрет (по свидетельствам современников, Таманьо обладал столь сильным голосом, что выступал, затянутый в корсет, чтобы не петь чересчур громко, а на его спектаклях дамы часто падали в обморок). Серова решено было отдать в обучение к Репину. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Осенью 1911 года заваленный работой Серов поехал отдохнуть в Домотканово. С великим удовольствием посетила бы его выставку. Неожиданная смерть художника потрясла его современников.
Валентина Семеновна, страстно увлеченная музыкой и общественной деятельностью, не хотела бросать ни того, ни другого. Мы знаем, что и прежде русское искусство обращалось к положительному в жизни. Автопортрет. В Домотканове был создан другой знаменитый портрет – двоюродной сестры Марии Яковлевны Симанович – "Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ). Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта». Торжественный на первый взгляд портрет наполнен иронией.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Ее организовали разночинцы. Художник написал огромную галерею портретов людей разных профессий и сословий, членов царской фамилии и удивительные детские образы, заслуженно считающиеся вершиной его творчества.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Картины просто великолепные, не тяжелые на восприятие. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Грусть его изящна.
Его «Девочка с персиками» (портрет Веруши Мамонтовой, 1887, Государственная Третьяковская галерея) и «Девушка, освещенная солнцем» (портрет Маши Симанович, 1888, Государственная Третьяковская галерея) — целый этап в русской живописи. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Смерть оборвала поиски Серова резко и вдруг. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Материнское сердце не обманулось в предчувствиях. Это была нелёгкая, неблагодарная задача – писать женщин в богатых, элегантных нарядах, в обстановке шикарных гостиных, с болонками на руках и пустыми, незначащими взглядами, писать военных в расшитых золотом мундирах, в которых незаметно ничего, кроме породы и самодовольства. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Детство Серова прошло в артистической среде. Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. Самая значительная из композиций Серова на исторические темы — «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская галерея).
Когда портрет был закончен, в обществе его назвали «дама на диване в пустыне». Юность, весна жизни — тема этого произведения. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Последние годы Генриетты Гиршман провела в Нью-Йорке, где она умерла в 1970 году. В Абрамцеве он пишет легендарный портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками" (1887, Государственная Третьяковская Галерея), в котором художнику, как он писал своей невесте, хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров". В русской живописи это было чем-то новым: за милым и чистым образом девочки виднеется окно и тенистый ароматный сад, откуда льётся свет. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. Сама мотивировка парадной импозантности этого портрета насквозь иронична.
Большего контраста невозможно придумать. Художник знал модель с младенчества. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Среди них один из самых замечательных — портрет княгини О. К. Орловой (1911, Государственный Русский Музей), который очень хорошо показывает, что значило в устах Серова выражение «делать характеристику».
Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта». У серовской Европы, «смотрящим» взглядом наделен бык — Зевс. Они так меня заворожили, что захотелось узнать о его творческой деятельности побольше. Круг друзей Серова сложился помимо Академии.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась.
Серов с самого начала оказался на стороне "как написать". Радость беспричинная. С Серовым она познакомилась в 1903 году. Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге.
Да ещё и с издевательствами. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. в зеркале у края холста). Утром 22 ноября 1911 года Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым.
Работа над полотном шла три месяца. В семье Серовых часто бывали Репин, Антокольский. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Там, решив тряхнуть стариной, принял участие в игре в городки.
Этого человека мог бы написать Веласкес – я напишу его, как Веласкес. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Он воспитывался в среде выдающихся деятелей русской музыкальной культуры: отцом художника был известный композитор А. Н. Серов, матерью — пианистка, композитор и общественный деятель В. С. Бергман-Серова. Иного рода, но столь же заостренной парадоксальностью отмечен портрет Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей) — знаменитой русской танцовщицы, блиставшей в экзотических постановках дягилевской балетной антрепризы в Париже. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Серов искал больше, чем другие. – Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию". Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.
Серов тоже был частым и дорогим гостем в Абрамцево и именно здесь в 22 года написал свою самую знаменитуюкартину «Девочка с персиками». А заметно, что у него золотое горло. Отец – Александр Николаевич Серов – был знаменитый в то время композитор и музыкальный критик, страстный почитатель и пропагандист Вагнера.
Такая участь настигла Софью Михайловну Боткину, которую сам художник называл «скучающей барынькой». Иначе. Серов здесь выбирает манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые тона, суховатая живопись. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Губы серьёзно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Прекрасную жизнь в юности не видели.
Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Грусть его изящна. Годом позже Серов создает портрет своей кузины Маши Симанович — «Девушка, освещенная солнцем». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
Но самое забавное, что центром этого большого по размеру портрета является вовсе не сама «барынька», которая смещена вправо, а ее крошечная собачка. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В 1885 году за этюд с натуры получил малую серебряную медаль.
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Это «влечение» началось в Абрамцеве в 13 летнем возрасте, там же оно развивалось, окрепло в юношеские годы и сложилось в своеобразный Серовский стиль. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Он вернулся в Москву.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Мы допытывались, что с ним случилось. Серов нарочно «очистил» интерьер от так раздражавшей его вычурной роскоши, создав впечатление пустого пространства. Хочется смотреть и смотреть на них. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
Живописное обобщение служит здесь целям поэтического уподобления. Портрет знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета. Столь ярко выразившееся в картине «Петр I» стремление к художественному обобщению влекло художника к синтезу в области формы и, соответственно, к поискам первоистоков поэтически-целостного взгляда на мир. Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий.
Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». "Сюжеты все вышли", – отвечал он нам со вздохом отчаяния". А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Линия артистического портрета в творчестве Серова достигает кульминации в портретах А. М. Горького (Музей А. М. Горького, Москва), М. Н. Ермоловой и Ф. И. Шаляпина (Государственная Третьяковская галерея) исполненных в 1904-1905 годах. Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Чуть раздуваются её ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега.
В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России. Именно в этом и заключалась новаторская роль его «Девочки с персиками».
Создавая портреты высшей знати, он беспощадно обнажал душевную пустоту, самодовольство и чванливость тех, кто почитал себя «хозяевами жизни». И хочется верить, что недоговоренное Серовым б у д е т д о г о в о р е н о, что то живое и чрезвычайно нужное, что мы чуем в Серове, б у д е т р а з г а д а н о не нами, а теми х у д о ж н и к а м и, что начнут свои поиски там, где оборвались достижения Серова. В. А. Серов принимал активное участие в развитии художественной жизни России, входил в состав разных художественных группировок, (он состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок и членом-художником Московского общества любителей художеств с 1894 года членом Союза русских художников с момента его образования в 1903 году и общества «Мир искусства» с 1910 года с 1899 года по 1911 являлся членом Художественного совета Третьяковской галереи). Одним из самых крупных художников, новатором русской живописи на рубеже веков явился Валентин Александрович Серов (1865-1911).
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. После поездки в Запорожье, в 1880 году, Репин направляет Серова в петербургскую Академию художеств, где его наставником становится П. Чистяков.
Очень здорово прорисованы детали, каждый штрих несет в себе теплоту мастера. Размышления о необыкновенной судьбе России побудили Серова создать цикл великолепных картин об эпохе Петра Первого, его соратников и преемников. Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье.
Его отец, Александр Николаевич Серов, был композитором и музыкальным критиком. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Так пребывание в знаменитой усадьбе чуть не разрушило начинающую карьеру юного художника. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Но его глаз — это лишь орнаментальная эмблема «видящего ока» его взгляд не столько оживляет мир присутствием сознания и памяти, сколько подчеркивает состояние непробужденности человеческой воли и разума в лике Европы. Если бы Серов не написал ни одного портрета, он мог бы войти в историю как «Крестьянский Серов»: так много лет и любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Качество, в силу которого героиня портрета может претендовать на ту степень общественного внимания, которую предполагает репрезентативная форма парадного портрета, это то, что Орлова представляет собой в своем роде образцовый «экземпляр» модной дамы в стиле модерн. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Но сам этот предел в свою очередь оказывается таинственно-беспредель ным — лик архаической коры с невидящим взглядом, спрятанным в темных провалах глазниц неподвижной маски. Многие русские дарования уже бились над тем же, что было заветной целью Серова – найти отечественный канон красоты, свое, двигаемое из поколения в поколение ремесло. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Портрет писателя А. М. Горького. Это достигнуто «легкой» импрессионистической живописью, для которой столь свойственен «принцип случайного», лепка формы динамичным, свободным мазком, создающим впечатление сложной световоздушной среды. Художник восхищается величием своего героя. Картина «Похищение Европы» (1910, Государственная Третьяковская галерея) трактована как декоративное панно.
"Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. И эта индивидуальность сделала художника пасынком передового, на тот момент, сообщества живописцев и критиков, которые отрицали безыдейность живописи. Успехи мальчика не остались без внимания педагогов и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов.