Как уже упоминалось, в работах Рубенса часто встречались библейские и мифологические сюжеты. Рубенс создавая свои шедевры на библейские сюжеты. Рубенс изобразил сюжет в соответствии с библейскими легендами. В работах Рубенса часто встречались библейские и мифологические сюжеты.
Наука 20 века развеяла романтический миф о «Рембрандте-изгое» (он вступал в острые конфликты с голландским истэблишментом, но никогда не был каким-то отверженным, а тем паче нищим), провела большую работу по разделению произведений художника и его учеников (среди них были такие крупные мастера, как Г. Доу, К. Фабрициус, А. де Гелдер). Биограф художника А. Фелибьен отмечает, что «все его дни были днями учения». Фигуры Рубенс так же расположил в соответствии с построением картины, параллельно кресту.
В жестокой схватке он убил чудовище и освободил Андромеду. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. 1635, Лувр). В 1620-е гг.
Контуры не акцентированы, гамма полутонов сужена лишь в фигуре Христа – проступил первоначальный подмалевок ультрамарином, образовавший теперь какие-то пятна. Персея пленила чудесная красота девушки. Так же начиная с Возрождения и Контрреформации, Иисуса начинают изображать мертвым и следуя свидетельству Иоанна «Иисус преклонив голову, передал дух» стали изображать его с преклоненной головой на правый бок – в соответствии с утвердившимся символическим значением стороны по правую руку Христа, как места праведников. Однако на Западе представления о персидском происхождении волхвов были утрачены.
Правда, сочетание резкое, но оно не вредит ни одному из тонов. Антверпенский период. В 1608 г. вернулся в Антверпен.
Рубенс, в изображении облика Богоматери отошел от церковных догматов так как она была изображена в широкой фламандской. Ф. Пенни. Весьма вероятно, что эта красивая девушка с черными глазами, твердым взглядом и чистым профилем – портрет Изабеллы Брандт, на которой Рубенс женился за два года до создания этой картины и которая служила ему, возможно, во время своей беременности моделью для богоматери на одной из створок картины с изображением «Посещение богоматерью святой Елизаветы». 1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Дело в том, что Иисус Христос был распят вместе с двумя разбойниками. Путь же Рубенса как живописца исполнен стремления к совершенствованию.
Сам же Пуссен замечает, что «ничем не пренебрегал» в своем стремлении «постичь разумную основу прекрасного». Последние произведения Рубенса – «Три грации», «Вакх» и «Персей, освобождающий Андромеду» (закончена учеником Рубенса Я. Йордансом). В ее костюме он искусно скомбинировал красный, рыжеватый и темно-голубые цвета. Матфея» -- возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Вадус, Музей Лихнетштейна Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, 1626-1627.
В обязанности Рубенса входило копирование полотен великих мастеров. Ильдефронсу" (в венской галерее). Карель ван Мандер, первый биограф нидерландских живописцев, перевел ее на голландский язык и в 1604 году включил в свою знаменитую «Книгу о художниках». В жестокой схватке он убил чудовище и освободил Андромеду. Рубенс добивается этого, применяя широкую гамму цветных теней и рефлексов.
Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Картина выполнена с поразительной уверенностью человека искушенным в лучших традициях она следует им, сообразуется с ними, стремиться мастерски работая. Один из них действительно Давид, но это тот, который стоит к нам лицом. Каждое полотно («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») выражает определенный настрой художника в его индивидуальном видении идеала и натуры, в них заключена жажда красоты и познания ее законов, размышление о жизни человека и общечеловеческом. «Воздвижение креста» написана в один прием и построена на очень смелом узоре линий. Вирсавия была вынуждена подчиниться.
Во время беременности Агарь очень сильно конфликтовала с Саррой. В 1620-е гг. Здесь во всех створках ее образу придан, несомненно, героический оттенок.
Существует легенда, что художник написал ее за несколько дней. Свидетельство тому рисунки Пуссена к трактату Леонардо да Винчи о живописи (Эрмитаж). Недаром он назвал ее «любимой профессией».
Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и Адонис», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок. Летом 1642 года после долгой болезни, медленно угасая, умерла Саския.
По просьбе герцога Рубенс везет ценные подарки испанскому королю Филиппу III. Черты блестящего аристократа сделали Георгия образцом сословной чести. 1514-15, вилла Фарнезина, Рим).
Так, манерой моделировки, распределением световых пятен он часто снимает ощущение камня. В переводе эскиза в большой формат Рубенсу помогали его ученики. Затем он исправлял и завершал основное распределение масс и цветов в эскизе. По картинам Рубенса легко можно представить себе жизнь Фландрии XVII века.
Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления. Страшный Суд. Таким образом осуществляется слияние композиции с экспозицией.
Среди шедевров — «Портрет Питера Брейгеля Младшего» Антониса Ван Дейка, «Большая Юдифь» Корнелиса Галле Старшего, «Снятие с Креста» Луки Ворстермана, «Сад любви» Кристофера Йегера. был в Италии на службе у мантуанских герцогов Гонзага. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен).
Христос в переводе на греческий язык обозначает мессия, а с еврейского помазанник. Весной 1640 г. здоровье Рубенса резко ухудшилось (он страдал подагрой) и 30 мая 1640 г. художник скончался. Но Перо спасла его: навещая отца, она кормила его грудью. Мария Магдалина прелестна. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Рубенс обладал универсальным гением. Однако диалог организуется не только по оси, выраженной горизонтально стола. Портреты.
Напряженным физическим усилиям палачей противопоставляется духовная сила Христа. В «Мадонне делла Седия» (ок. Иоанн единственный из евангелистов, кто упоминает об этом эпизоде, однако имени он его не называет и говорит лишь что он воин. Однако несмотря на все это картина «Воздвижение креста» отличается одной особенностью. Германия Самсон и Далила.
Поступок поистине умного, доброго человека. Петра» и «Обращение Савла» (1600-01, Санта Мария дель Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Рубенс добивается этого, применяя широкую гамму цветных теней и рефлексов. У герцога художник оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. складывается зрелый стиль художника. И во искупление этих дерзких слов Андромеду принесли в жертву морскому чудовищу, которого Посейдон наслал на «Кефеевы долы».
Однако человек, стоящий к нам лицом, явно уже в преклонных годах, он по возрасту не похож на сына живущего – и очень активно живущего – царя Саула. Ранние произведения Рубенса хранят отпечаток влияния венецианцев и Караваджо.
Эта чудесное изображение имеет свою легенду. Он приобретает поместье с замком (Стен) в Элевейте (Брабант) и поселяется там с молодой женой. Пропорции безукоризненны, вкус совершенен, рисунок достоин вдохновившего его чувства. Грандиозности формата (4, 47м на 2, 25м) отвечает монументальность композиции. 1602.
Персей и Андромеда и другие работы гения 4. Мифология в искусстве 3.
В 1600-1608 гг. Гробом этим была пещера, которую Иоанн Аримарейский высек в скале для своего погребения.
Поразительная светоносность отличает палитру художника. Но перипетии сюжета мало интересовали Рубенса. Художник, правда изобразил на картине волшебные предметы, которые помогли Персею одолеть Горгону Медузу и убить морское чудовище: крылатые сандалии на ногах Персея, одолженные ему вестником олимпийских богов, Гермесом, серповидный меч на поясе героя, зеркальный щит с привязанной к нему отрубленной головой Горгоны Медузы и волшебный шлем владыки царства мертвых Аида (шапка-невидимка) в руках амура. Все это придавало его словами естественную красноречивость и убедительность.
Мастерская появилась у него уже по возвращении в Антверпен. Только их перечисление свидетельствует о ренессансном богатстве натуры художника. В 1609 г. был назначен придворным художником габсбургских правителей южных (испанских) Нидерландов – эрцгерцога Альберта (брата императора Рудольфа II) и инфанты Изабеллы-Клары-Евгении (дочери испанского короля Филиппа II). Единственными сохранившимися произведениями Пуссена парижского периода являются исполненные пером и кистью рисунки (Виндзорская библиотека) к поэме Марино под его влиянием родилась и мечта о поездке в Италию. Сюжет заимствован Рубенсом из книги римского историка I века Валерия Максима «Замечательные дела и речи» Кимон, отец молодой римлянки по имени Перо, был приговорен сенатом к голодной смерти. Среди его многочисленных учеников и помощников были Антонис Ван Дейк, Корнелис Схют, Ян Букхорст, Эразм Квеллин, Теодор ван Тюльден, Ян Вильденс, Лукас ван Юден, Паувель де Вое, Франс Снейдерс, Якоб Иордане. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко.
Привали вход огромным камнем и удалились. Всю яркость и всю поспешность, с какой убийцы стремятся закончить свое дело, художник выразил как человек, глубоко понимающий проявления гнева и зверские инстинкты.
Поздний период. Париж, Лувр В 1630-е гг. Для большинства произведений мастера относящихся к самым разным жанрам, характерна динамика контрастных форм, полных энергии и обладающих большой эмоциональной выразительностью. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец».
Но Ионафан, любивший Давида известил его об этом. От этого брака родилось трое детей. – в Рим.
Распятие происходило около полудня, а по еврейскому времени в шесть часов дня. Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок.
Например известно, что детальную разработку персонажей по правую руку Христа Рубенс поручил Антонису ван Дейку «лучшему из учеников», как он охарактеризовал молодого живописца в письме Карлтону 28 апреля 1618 года. Рубенс вернулся в Антверпен и написал их если так можно выразиться, едва сойдя на берег. Как повествует легенда один из противников нового учения Симон Фарисей, однажды пригласил к себе в дом Иисуса Христа. Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта становится портрет старательно изучая мимику, фиксируя в ту пору даже резкие, гротескные гримасы, он делает портретные образы (в том числе автопортреты, а также изображения родных и близких ему людей) постоянным аккомпанементом своих творческих исканий, придавая им тем самым беспрецедентную по искренности человечность. Звучные краски картины сгармонированны в единый радостный аккорд. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим). Отец посылает мальчика в далёкую Мидию (местность в пределах нынешнего Ирана), где у него остались кое какие сбережения. Вещий сон запрещает им возвращаться к Ироду и они на утро отправляются к себе на родину.
Это же изображение Христа присутствует и в 17 веке у Рубенса. Он был слепым и, согласно «Золотой легенде» излечился от слепоты чудесным образом – кровью вытекшей из раны Иисуса Христа. Нет ничего более не сходного между собой – чем эти два произведения.
1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Высшим олицетворением этой гармонии стал цикл из четырех полотен «Времена года» (1660-1665, Лувр), завершенный в год смерти. начался новый период творчества художника. Среди его построек -- маленькая церковь СанЭлиджо дельи Орефичи (заложена ок. В 1612-20 гг.
События Нового Завета служили источником вдохновения многих живописцев. Он ждет в ней ответа на волнующие его нравственные проблемы («Спасение Пирра», 1633-1635, Лувр «Похищение сабинянок», 1633, частное собрание «Смерть Германика», 1627, Палаццо Барберини, Рим). В большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли сами картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачей заказчикам. Из схватки он вышел победителем и вытащил свою добычу из воды.
Прославленный греческий герой Персей, сын громовержца Зевса и аргосской царевны Данаи, «одолитель змеевласой Горгоны», чей взгляд превращал все живое в камень, пролетал однажды над морем. Увлекается изучением античности, по гравюрам знакомится с живописью Рафаэля. Но в быту применялось для обозначения месопотамских («халдейских») астрологов.
Вместе с Иисусом Христом распяли двоих разбойников. Блестяще образованный, владеющий несколькими языками, Рубенс довольно часто привлекался испанскими правителями для выполнения дипломатических миссий. «Посмотрите, как тяжело оно, как бессильно скользит оно вдоль пелены и с какой ласковой заботой его принимают протянутые женские руки». 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла. «Святой Георгий» Рубенса одно из очаровательнейших произведений его, составленное целиком, как говорит предание из портретных изображений его семьи, то есть воплощение его привязанности, близких ему умерших и живых людей, огорчение, надежды, прошлое, настоящее и будущее его дома. Жемчужина экспозиции — гравюра «Св. В 1592-1598 гг. В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.
Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской Пинакотеке). Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь».
Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937-1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Графическая часть экспозиции представляет три основных этапа развития «рубенсовской» школы граверов, главной задачей которых было распространение иконографии картин мастера по всей Европе. Картина поражает свободой композиционного решения и яркой, мажорной красочностью. Обликом и поведением он больше напоминает женщину.
Горизонт покрыт свинцовой чернотой. Спаситель – воспринималось как перевод по смыслу имени Иисус – его эквивалент.
Мастер своего дела 2. В общей сложности из мастерской Рубенса вышло три тысячи картин. Елизаветы святая Мария одета как истинная фламандка в длинной красной юбке и широкополой шляпке. Учился у Симоне Петерцано в Милане. В мастерской Рубенса работали А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс. В «Снятии с креста» трагическая сущность совершившегося несет в себе начало катарсиса.
Свершилось. Картина «Смерть Германика» на сюжет из римской истории Тацита, заказанная кардиналом Барберини, считается программным произведением европейского классицизма. Так Иоанн обращается к Марии Магдалине, являя собой пример стоической сдержанности. Композиция алтаря восходит к знаменитой «Святой ночи» Корреджо, которая находится в картинной галерее в Дрездене.
Елена Фоурмен с детьми, 1636-1637. Эскиз этого алтаря находится в Эрмитаже.
Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Также на место казни пришли Богоматерь, Мария Магдалина и Никодим – его ученики. Воздвижение креста относится к 1610 году, а Снятие с креста – к 1612г.
Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант («Автопортрет с Изабеллой Брант», 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Учился в школе в Лез Андели, не выказывая особого интереса к искусству. на кресте. В облике Богоматери ярко выражены черты фламандской национальной культуры.
По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто дЭрколе умер от лихорадки в возрасте 37 лет. Но важнее всего необычайная широта охвата явлений жизни, мира и человека. Главный мотив движения в центральной створке также идет снизу вверх.
Набросок композиции он делал пером, бистром. Выдвигалась версия, что героиня Рембрандта – Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая в роскошных покоях царя Давида.
Вся словно сотканная из света и воздуха, она является взору Персея, подобно Афродите, возникающей из морской пены. Бегство Лота. Третья картина -- «Св. Сам художник изображен на этой картине в доспехах, сверкающих темной сталью и серебром, со знаменем «Святого Георгия» в руках.
Так, в 1620-е годы он руководит работой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книги для антверпенского издательства Плантена, делает картоны для шпалер, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в 1622 году двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами». Библейские сюжеты он стремиться трактовать в пане более приближенном к реальности. В последних работах -- «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) – одно из самых совершенных творений Рафаэля. В красном плаще – суровый строгий старик с насупленными бровями. Образно говоря в картине два неба: одно – облачно-бурое небо пира, служащее «декорацией» праздничной суеты, земных даров, утолений плоти другое – темный астральный фон за фигурой Христа, чей лик сияет на нем, подобно одинокой звезде.
Напротив важная деталь углубляет общую мысль, составляя необходимое звено в нерасторжимом единстве целого. Всякое выражение страдания сошло с него. Однако он терпеть не мог излишества в вине и пище, а также в игре. В тенях колорит еще сохраняет темный тон – это значит художник не забыл Караваджо. Талантливыйдипломат, владевший несколькими языками, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Европы.
Однако никто не мог сравниться с ним в мастерстве. В этот период он создает многие из лучших своих работ: мифологические картины («Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», «Союз Земли и Воды», «Венера перед зеркалом», «Битва греков с амазонками») сцены охоты («Охота на гиппопотама и крокодила») пейзажи («Возчики камней»). Позднее средневековье открывает эмоциональные возможности «подражания Христу» в его земном унижении, сочувствия страданиям девы Марии на византийско-славянском Востоке появляется новая чувствительность, например, в изображении Голгофы или оплакивания Христа, на Западе, особенно германском, она соединяется с резким натурализмом в изображении истерзанных тел Христа и мучеников. Георгий Победоносец в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого фольклорная традиция связывала мотив драконоборчества Христианская житейская литература говорит о том, что Георгий жил при римском императоре Диоклетиане (284-305гг), уроженец восточной Малой Азии или сопредельных ливано-полестинских земель. В «Снятии с креста» диагональ «Воздвижение креста» превращается в гибкое «S».
По другой версии, получившей хождение в сибирской и армянской традиции их было двенадцать. Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен. Очевидно ван Дейку была представлена значительная свобода в исполнении полученной ему части картины, кстати, пожалуй, наиболее ответственной и сложной, так как здесь требовалось умение не столько создать запоминающийся внешне характерный образ, сколько передать скрытое за внешней оболочкой внутреннее эмоциональное состояние персонажа или, как сказал бы де Пиль, умение раскрыть «нежные страсти души». Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Один из самых прославленных шедевров великого фламандского живописца – «Персей и Андромеда».
Мастерская Рубенса. 1618 -- все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок. Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен, расписывавший в Андели церкви. Склонившая голову, Мадонна полна обаяния, скромности, пленительной женственности. План 1. Рубенс был монументалистом по призванию.
1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска «Триумф Галатеи» (ок. В 1620-е гг. Техника письма. Во второй картине этого цикла -- «Мученичество св.
Рассматривая многие картины Рубенса написанные на библейские сюжеты видно, что всей его «религиозной» живописи была чужда отвлеченность церковной догматики. Краска положена ровным, плотным слоем, мазок легкий, но осторожный. Таким образом грешница Мария Магдалина каялась в своих грехах и просила прощения. Нанси), "Св. Как и в классической трагедии с большим количеством персонажей, развернутое многоплановое повествование заставляет думать, что Пуссен использовал так называемый перспективный ящик (этот метод был известен и другим мастерам 16-17 вв. ), в котором, расставляя восковые фигурки, находил ритмически четкое построение композиции. В эту пору создаются многие из лучших автопортретов, а также замечательные пейзажи (Рембрандт писал их вплоть до 1654), где природа и деяния человеческих рук, природа и история сливаются в единую почвенно-землистую массу, согретую теплым сиянием и живущую своим мерным, величавым ритмом. Он учился у П. Ластмана в Амстердаме (1623), в 1625-1631 годах работал в Лейдене. 1513, Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо) Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына -- маленького Титана с недетским серьезным взглядом.
В античных статуях его очаровывает спокойное благородство позы, захватывает предельная экспрессия. «Воздвижение креста» создано для ныне существующей церкви Синт-Валбург. Рубенс обнаруживает в картине очень характерные и многозначительные представления. Более свободной, легкой предстает живописная манера мастера, растут масштабы композиций. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества.
Все исключительно по своему размаху и строгости. В картине св. Художник, правда изобразил на картине волшебные предметы, которые помогли Персею одолеть Горгону Медузу и убить морское чудовище: крылатые сандалии на ногах Персея, одолженные ему вестником олимпийских богов, Гермесом, серповидный меч на поясе героя, зеркальный щит с привязанной к нему отрубленной головой Горгоны Медузы и волшебный шлем владыки царства мертвых Аида (шапка-невидимка) в руках амура. По эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы – в мюнхенской Пинакотеке и в Эрмитаже). Это имя стоит в ряду самых прославленных художников мира. Его, северянина, поразила пластическая свобода и образная сила произведений великого флорентийца. Он рисует аллегорическую статую «Ночь» с основной точки зрения, а потом, на этом же листе, с позиции, с которой обычный зритель не может ее видеть.
Благодаря рисунку Рубенса мы можем представить себе гениальную, давно исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». Карла Борромея в Антверпене, как серия «Жизнь Марии Медичи», состоящая из двадцати четырех монументальных полотен. Так прочерчивается незримая ось, перпендикулярная плоскости изображения, – ось «включения» зрителей, которые призваны замкнуть собой композиционную сферу.
По явлению чудесной звезды они узнают, что родился «царь иудеев», мессия и приходят в Иерусалим, где простосердечно просят Ирода, царя иудейского, помочь им в поисках младенца. Именно он находился по правую руку от Христа. Постепенно он отходит от государственных дел, продолжая активно заниматься живописью. Но не эта тема, перекликающаяся со строками Овидия, описывающего, как после бритвы «рукоплесканье и клик наполнили берег и в небе сени богов», не героика самого подвига Персея определяют пафос картины.
Он не слышит уже ни тех, кто его проклинал, ни тех, кто его оплакивает. Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для церкви св. Его картины отличаются и тем, что Рубенс придал всем своим святым народную окраску.
Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Рембрандт все чаще драматически укрупняет фигуры («Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», 1656, Картинная галерея, Кассель), окутывая образы обаянием неизъяснимой тайны (как в так называемом «Польском всаднике» или «Путешествии Блудного сына», около 1655-57, собрание Фрик, Нью-Йорк). Был назначен секретарем Тайного государственного совета Нидерландов. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портреты («Камеристка», около 1625).
Зрелое творчество. Художники буйные призывали его дерзать, строгие – рекомендовали сдержанность. Его необыкновенный талант был сразу же замечен.
Потом он использует свои наблюдения в ряде работ. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр). Все это придавало его словами естественную красноречивость и убедительность. В нем звучит не только смысловой подтекст -- композиция панно в форме тондо строится по строго классицистическому принципу изменить которому в угоду рокайльным вкусам он не счел нужным. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602 в госпитале в Грассе), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". Сама задача требовала, чтобы он использовал обе стороны своего превосходного дарования.
В 1610-е гг. Бавона" (для церкви св. Участвовал в подготовке мирного договора между Испанией и Англией. Давид был молод, значит, молод был и Ионафан. Выполняя заказы, ездил в 1601 г. в Рим, в 1603 г. – в Испанию, в 1605-1606 гг. Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики.
Родился в 1577 г. в Зигене (Вестфалия). Действительно, так и произошло. Она довольно «неправдоподобна» в том смысле, что крест с распятым Христом поднимают с полным напряжением всех сил девять атлетически сложенных палачей, то есть гораздо больше чем действительно нужно для подобного случая. Этот глубокий фон с сияющим ликом содержит как бы предзнаменование будущей трагедии.
Таковы, например, «Святое семейство» (1645-46, варианты в Эрмитаже и Картинной галерее, Кассель), «Христос в Эммаусе» (1648, Лувр). Вот таким образом тогда и образ женщины получает дополнительное истолкование « Возливши миро сне на тело мое, она приготовила Меня к погребению» – говорит Христос ученикам в Евангелие от Матвея.
Когда он умер, вечером того же дня, т. е. Южные нидерландские провинции, которые называли иначе Фландрией, во главе с Антверпеном оказались не в силах сбросить гнет испанского владычества. Разоренную страну покидали голодные, обнищавшие жители, переселяясь в другие края Весной 1600 года Рубенс уезжает в Италию, где проводит восемь лет. Даже Иисус Христос и тот у него не похож на Христа эпохи Ренессанса, немощного и худого. Первый римский период (1623-40) В 1623 Пуссен приезжает сначала в Венецию, затем в Рим (1624), где и остается до конца жизни.
Мастерская появилась у него уже по возвращении в Антверпен. Совместно с мастерской «художник королей» выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Рубенс получил широкое признание и известность.
Любил рисовать углем с подцветкой сангиной, мелом, белилами. Несмотря на трагизм сюжета, картина свидетельствует о любви к жизни, о душевном здоровье. Свет падает на тело и на простыню за ним, привлекая взор и создавая удивительный эффект. Только их перечисление свидетельствует о ренессансном богатстве натуры художника. Так, в 1620-е годы он руководит работой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книги для антверпенского издательства Плантена, делает картоны для шпалер, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в 1622 году двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами».
Кроме этих работ, Рубенс исполнил немало и других, например, серии охотничьих сцен для королевского дворца дель Прадо в Мадриде, картины "Суд Париса" (в лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и "Диана на охоте" (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам" (в галерее Питти, во Флоренции) и "Радугу" (в Эрмитаже). Он пишет групповой портрет старейшин суконного цеха («Синдики», 1661-62, Государственный музей, Амстердам), добиваясь внешней простоты и эмоциональной непринужденности образа. В свою очередь, значительную часть новозаветных сюжетов составляют евангельские сюжеты, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа2.
Рубенс схватывает целое во всем его многообразном единстве. В это время проявилось свойственное ему чувство динамики изменчивости жизни. У восточных славян волхвы это жрецы, служители языческого культа. Здесь краски могут наноситься корпусно. Осенний пейзаж с видом на замок (Het Steen). 1635, Национальная галерея, Лондон Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен.
Она была наказана за «материнский язык»: ее мать, царица Кассиопея, похвалялась тем, что Андромеда прекраснее всех морских нимф, дочерей владыки морей Посейдона. Галерея Уффици, Флоренция Портрет юной девочки, (Портрет дочериКлары Серена Рубенс), 1615-16.
Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639). Навес очень темный, тонет в воздухе.
Само слово «самс» исконно означало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Григория" (1606, в гренобльском музее) и три картины изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме). Один из самых прославленных шедевров великого фламандского живописца – «Персей и Андромеда». Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время 2-й мировой войны) -- была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
Помимо копья, атрибутом Лонгина является дароносица, в которой как об этом повествует легенда он собрал капли святой крови Христа. Он писал огромные полотна, которых не знали нидерландцы 16 века. Как правило его изображают с правой стороны от Христа, то есть с «хорошей». Он с искренним изумлением смотрит на молодую мать. 1620, Эрмитаж). В Снятии с креста мы присутствуем уже при развязке. Теперь Давиду оставалось одно – бежать из страны.
Давид позже раскаивался в содеянном.
Младенец Христос окружен сиянием, от него будто исходят лучи. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. Налево в торжественной позе вырисовываются два колоссальных всадника весьма своеобразного англо-фламандского стиля. Тициан дал гамму, подсказал немного тона. Створка созданная Рубенсом восхитительна во всех отношениях.
Одно из последних произведений на библейскую тему Рубенс написал в 1638 году, незадолго до своей смерти – «святой Георгий». На протяжении жизни он создает четыре варианта «Поклонения волхвов». Он как бы в узком снопе, в котором сосредоточены все лучи, рассеянные по картине. С 1598 г. – свободный художник. По картинам Рубенса легко можно представить себе жизнь Фландрии XVII века.
В Амстердаме существует музей Рембрандта (в доме, где он жил в поздний период жизни). В центре – царь Африки со своим квадратным лицом, толстыми губами, красноватой кожей, странно горящими большими глазами и тучным телом, затянутым в шубу с рукавами цвета синих павлиньих перьев, представляет собой абсолютно необыкновенную фигуру, которой «рукоплескали бы, наверное и Тинторетто и Тициан и Веронезе». Первой работой исполненной в Риме, было полотно «Эхо и Нарцисс» (1625-26, Лувр) на мотив поэмы «Адонис» Марино.
Симон осудил Христа за то, что он разрешил грешнице осквернить себя прикосновением, на что Христос ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Большой силой воли наделил своих библейских героев Рубенс. Прославленный греческий герой Персей, сын громовержца Зевса и аргосской царевны Данаи, «одолитель змеевласой Горгоны», чей взгляд превращал все живое в камень, пролетал однажды над морем. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж).
Персея пленила чудесная красота девушки. Следовательно другой, который находился по левую руку – не раскаялся. Все остальное – черное, желто-бурое или холодное по тону. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Быть может, он же внушил зеленоватую лазурь красиво светящуюся между колоннами. Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций). Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Фактура его картин превращается в подлинную материю света: свободные лессировки усиливают до предела эффект сияния, которое как бы озаряет красочную массу изнутри, акцентируя психологические узлы композиции. Все его святые апостолы внешне схожи с настоящими фламандцами и фламандками.
Но технике фрески он предпочел масляную живопись. Однако это не единственное произведение, созданное на эту тему. Во время распятия наступила тьма по всей земле и продолжалась она до 9 часов. В середине между этими восемью фигурами находится Христос в необычайно трогательной позе. А припадающий к его груди юноша – его бунтующий сын Авессалом.
Библейско-евангельские сцены отмечены печатью трагизма -- с телами и лицами, как бы самосветящимися на темном фоне («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Жертвоприношение Авраама», 1635, Эрмитаж «Снятие с креста», 1633-1634, варианты в Старой пинакотеке, Мюнхен и Эрмитаже). Вплоть до раннего средневековья включительно литература и особенно изобразительное искусство акцентирует мотивы царственной небесной славы (очень долго темы «страстей» Христа и страданий мучеников остаются редкими и трактуются условно). Сарра отдает ему свою египетскую служанку Агарь, которая и рожает ему Измаила. В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Эта картина находится в Антверпене в музее.
Многие из них были талантливыми художниками. Таким был великий фламандский художник XVII века Петр Пауль Рубенс. Рубенс почувствовал, что такой случай ему подвернулся, ухватился за него и разработал каждый сюжет сообразно его духу, создав о себе самом два противоположных, но правильных представления. Осенью того же года Питер женится на аристократке Изабелле Брандт., дочери Джона Брандта, секретаря городского суда.
Живопись 1610-х гг. 1618. Но конечно движение все равно остается основой живописного языка Рубенса.
С наступлением эпохи Великих географических открытий и активизации миссионерской деятельности в «экзотических» странах волхвы становятся олицетворением человеческих рас – белой, желтой и черной или трех частей света – Европы, Азии и Африки. Интересы Рубенса отличались исключительной широтой. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен).
Второй парижский период (1640-1642) В конце 1640 под нажимом официальных кругов Франции Пуссен, не желающий возвращаться в Париж, вынужден вернуться на родину. Все молчат, плачут, с трогательной заботой принимают дорогие останки. Ранние годы. Сын мельника, после недолгого обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт посвятил себя искусству.
Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602-04, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605-06, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в т. ч. Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). 1638), одной из трех граций (ок. Ведь Давид и Ионафан были друзьями, то есть людьми примерно одинаковыми по возрасту. Антония») иконографически восходящие к творчеству Иеронима Босха и Антониса Ван Дейка («Апостол Петр»). Он проявил себя как художник-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график. Живописные произведения, представленные на выставке, в основном, относятся к «кабинетной живописи» — так в XVII веке фламандцы именовали картины небольшого и среднего размера, которые служили украшением «кабинетов» — частных коллекций изделий художественного ремесла и произведений искусства.
Картина исполнена художником в начале 1620-х годов – пору яркого расцвета таланта мастера. Программным произведением позднего творчества Пуссена явилась вторая серия «Семь таинств» (1646, Национальная галерея, Эдинбург). Но самым гениальным по изображению, по передаче охватившего чувства героев является «Поклонение волхвов» созданное в 1624 году. Составитель: Астахов Андрей. В Евангелии Никодима, говориться, а затем в «Золотой легенде» повторяется, что имя воина, пронзившего Христа копьем, было Лонгин. Эскизы Рубенса -- великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) -- писались быстро, запечатлевая замысел мастера после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью.
Особое внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов. Спустя десять лет он напишет одну из самых замечательных своих картин, «Битву греков с амазонками», где постарается достичь леонардовской силы в сложной многофигурной композиции. Его искусство развивалось только по восходящей линии, не зная спадов и неудач. Одной из бесспорных вершин творчества стала картина «Персей и Андромеда». Так, манерой моделировки, распределением световых пятен он часто снимает ощущение камня. Выполненные в 1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц, однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, -- черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции.
Из-за постоянных скандалов Агарь ушла из дома Авраама в пустыню. В написанном по заказу Ришелье панно «Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора» (Художественный музей, Лилль) Пуссен в аллегорической форме выразил историю своего краткого пребывания при дворе. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода -- «стеновский»). Эта тема является излюбленным сюжетом многих художников еще в древности. Агарь в переводе означает «отвращаться», «откочевывать», «бежать».
1609 г., Национальная галерея, ЛондонЧетыре философа (справа налево: Ученый Ян Вовелиус, знаменитый философ-стоик Юстус Липсиус, ученик Липсиуса, брат художника Филипп и сам Рубенс над ними бюст Сенеки). В первом и самом значительном из них -- «Призвание апостола Матфея», -- перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события -- вторжения света Истины в самые низы жизни. Богоматерью св.
Однако никто не мог сравниться с ним в мастерстве. 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев.
Сюжет передан с строгой торжественностью. Период творческой зрелости (конец 16 -- первое десятилетие 17 вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Авраам получил приказ от бога скитаться с семьей и найти путь в Ханаан. Сейчас так же как и «Снятие с креста» находятся в Антверпене в Соборе Богоматери. Полотно «Зима» было последним в серии. Перефразируя итальянца Беллори, одного из первых биографов Рубенса, с полным правом можно сказать о картине, что она «как будто исполнена единым движением кисти и одушевлена единым дыханием». В алтарных картинах «Мученичество св.
Вплоть до раннего средневековья включительно литература и особенно изобразительное искусство акцентирует мотивы царственной небесной славы (очень долго темы «страстей» Христа и страданий мучеников остаются редкими и трактуются условно). Такое расположение так же имеет свое объяснение. Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Мужественная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Взгляд матери с ребенком на руках в первой створке дает глазам зрителя направление вверх. Новозаветные сюжеты составляют часть библейских сюжетов1.
1630-40, Музей истории искусств, Вена). Сюжет картины заимствован из поэмы Овидия «Метаморфозы». Рубенс написал «Святого Георгия» в конце своего творческого пути, в самый разгар славы, может быть, в торжественные часы отдыха от трудов, вызывая в воображении образ богоматери и того единственного святого, которому Рубенс решился придать свой облик. Свод библейско-евангельских картин, гравюр и рисунков художника называют «Библией Рембрандта».
Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних, небольших по формату вещах («Принесение во храм», ок. 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург «Симеон во храме», 1631, Маурицхейс, Гаага) уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени. Первый парижский период (1612-1623) Сын крестьянина. Ни одного пробела, ни одной резкой черты. Тут все сдержано, сжато, лаконично, как на странице священного писания. По свидетельству Фромантэна «моделью для Богоматери могла служить молодая жена Изабелла Брандт во время беременности». Картина исполнена художником в начале 1620-х годов – пору яркого расцвета таланта мастера.
Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки и жёны его будут открыто отданы другому. А Ионафану Рембрандт придал свои черты. Но Саул, после разговора с сыном, разозлился еще больше.
1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1514-15, Лувр) и т. н. «Донна Велата», возможно – модель «Сикстинской мадонны» (ок. Георгий Рубенс святого мужа наделил чертами, свойственными самому художнику.
Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим). Но здесь появляется типаж, какого у Корреджо не встретишь – старушка из народа. Как гимн любви воспринимается «Автопортрет с Саскией» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Позднее средневековье открывает эмоциональные возможности «подражания Христу» в его земном унижении, сочувствия страданиям девы Марии на византийско-славянском Востоке появляется новая чувствительность, например, в изображении Голгофы или оплакивания Христа, на Западе, особенно германском, она соединяется с резким натурализмом в изображении истерзанных тел Христа и мучеников. В переводе эскиза в большой формат Рубенсу помогали его ученики. 1622.
Высокие художественные идеалы вступают в противоречие с интригами в придворной среде. Иисус-грог передача еврейского личного имени йешу (а) исходная форма которого, бог помощь, спасение». После того, как сотник подтвердил смерть Иисуса Христа, разрешение Иосифу было дано. Итальянский период. Слава талантливого художника приходит к нему неожиданно.
И только у Богоматери, едва прорываются рыдания непомерная скорбь выражена жестом безутешной матери ее заплаканным лицом и покрасневшими от слез глазами. в пятницу, Иосиф попросил у Пилата разрешение снять тело Христа и похоронить. Так получилось, что Иисус на кресте был помещен между ними. Они были первым публичным выступлением в жизни Рубенса, как главы школы.
Он проявил себя как художник-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график. И тот же наряд дается волхвами. В пластическом отношении фигура Христа здесь менее ценна, чем в картине «Снятие с креста», хотя никто кроме Рубенса не смог бы задумать ее такой, какой она нарисована, поместить на том месте, которое она занимает и наделить ее высокими живописными достоинствами. Женился на Изабелле Брант.
Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники («Крестьянский танец», 1636-40, Прадо «Кермесса», ок. Делались попытки идентифицировать его с сотником (центурионом), о котором повествует Матфей: «Сотник те и те, которые с ним, стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «воистину, Он был Сын Божий» и Марк и Сотник стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив испустил дух, сказал истинно Человек Сей был Сын Божий». Это прикосновение неуловимо: оно скорее угадывается, чем видно. учился в Антверпене у Адама ван Норта и Отто Вениуса.
Он никогда не осуждал чужих произведений и находил нечто хорошее в любой манере». 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. Однако еще чаще за родину волхвов принимали персидско-мессопотамский ареал.
Центральная группа перемещена налево. Живая плоть противопоставлена бледности мертвого тела, даже в смерти есть свое очарование. Галерея Палатина (Палацо Питти), Флоренция, Италия В этот же период Рубенс выступил в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Алтарный триптих был поставлен некогда высоко в центре алтарной части готического храма.
Таким образом, такое расположение фигур делает их похожими на рельеф. Перефразируя итальянца Беллори, одного из первых биографов Рубенса, с полным правом можно сказать о картине, что она «как будто исполнена единым движением кисти и одушевлена единым дыханием». Безжалостный рок овладел телом избежала его только душа. Характерно что раннехристианское искусство изображало ветхозаветных персонажей, оказавшихся в Вавилоне, то есть Даниила и трех отроков, одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия).
Та же атмосфера психологического откровения царит в портретах, где фокусом интереса все чаще предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени: портреты человека в золотом шлеме (около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем), Яна Сикса (1654, собрание Сикса, Амстердам), читающего Титуса (1656, Художественно-исторический музей, Вена). В 1626 г. умерла Изабелла Брант, а в 1630 г. Рубенс женился на Елене Фурман. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Изабелла Брандт, жена Рубенса, 1626.
В ней нет ни одной незначительной детали, ни одной, как говорил Делакруа, «пустой и не нужной подробности». В долгом и опасном пути его сопровождают верный пёс Нимврод и некий Азария. Характеризуется он тем, что Рубенс отходит от бурных динамических композиций, от повышенной эмоциональной напряженности и пафоса, свойственных барочному искусству в сторону классической ясности, гармонии и простоты.
– в Геную, в 1605-1608 гг. Темы и жанры. Христос похож на прекрасный срезанный цветок.
Живопись 1620-х гг. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», ок.
В картинах, как светских, так и религиозных, доминируют сильные драматические эффекты. Предметом глубочайшего изучения для Рубенса оставалось античное искусство.
Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец». В возрасте 13 лет Питер начинает обучаться живописи. В последствии согласно преданию он крестился и принял мученическую смерть. 1617. А. С. Пушкина, Москва «Венера и сатиры», 1625-1627, Национальная галерея, Лондон «Спящая Венера», 1625-1626, Лувр). Знаменитая «Даная» – одна из самых спорных его картин именно из-за сюжета.
«Воздвижение креста» гораздо больше говорит о самобытности Рубенса, о его порывах, дерзаниях, удачах, – словом о брожении ума, охваченного страстью ко всему новому и неведомому. Римские Мадонны. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в семье юриста, эмигранта из Фландрии. Ранний период. В этом сказалось воздействие великого итальянского «натуралиста» Караваджо. занимался дипломатической деятельностью, выполняя поручения правительницы.
В волнах реки Тигр мальчик вступил в бой с напавшей на него огромной рыбиной. Пейзаж: Доярки и коровы. Архитектурные произведения. 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», ок 1505, там же «Донна Гравида», ок. 1505, там же).
В 1620-е гг. Смерть неизбежна. У них было пятеро детей.
Не менее известны произведения Давида Тенирса Младшего («Портрет епископа Антония Триста и его брата монаха-капуцина Евгения», «Аллегория Благоразумия, побеждающего земную суету» («Аллегория Веры»), «Искушение Св. Он так же у Рубенса изображен с правой стороны. Франциска Ксаверия» (1642, Лувр).
И во искупление этих дерзких слов Андромеду принесли в жертву морскому чудовищу, которого Посейдон наслал на «Кефеевы долы». Многие из них были талантливыми художниками.
1513, Картинная галерея, Дрезден). Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми («Радуга», 1632-35, Эрмитаж «Возвращение с поля», 1636-38, галерея Питти, Флоренция). Поиском гармонии чувства и логики отмечены и полотна «Моисей иссекающий воду из скалы» (1648, Эрмитаж), «Великодушие Сципиона» (1643, Музей изобразительных искусств им. А в воскресенье он воскрес. Не завершив работ, окруженный враждебностью придворных, он решает возвратиться в Рим. Эта картина – триумф вдохновения, знания, уверенности в себе самом.
А если к этому прибавить сильно выраженное итальянское влияние, то можно понять почему потомки так исключительно высоко чтят эти его произведения. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода.
Кроме того, Рубенс делал этюды голов, фигур, которые потом переносились на большой холст. Возможно изображая прощание двух библейских героев, художник рассказывал о своей утрате. Его искусство жизнерадостно и полно веры в героизм, волю, энергию людей. Таков этапный для судеб исторической картины, драматически-напряженный «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился в сильно обрезанном виде Национальный музей, Стокгольм) эта композиция на тему борьбы батавов против римской оккупации предназначалась для Амстердамской ратуши, но шокировала заказчиков своим новаторством и не была принята.
Давид послал приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. Рубенс не раз возвращался к теме «Вакханалии». Они договорились встретиться после того, как Ионафан попытается умилостивить царя. Значительную роль в его судьбе играет встреча с итальянским поэтом Дж. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду («Аньоло Дони», ок. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. В эту пору им были написаны: "Обращение св. дель Прадо), "Преображение" (1604 в муз.
Указом короля он назначается руководителем всех художественных работ, что восстанавливает против него группу придворных живописцев во главе с С. Вуэ. Причин небезынтересно отметить, что эти образы отличаются от соответствующих фигур, на разработанном Рубенсом первоначальном эскизе всей композиции. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Тематика произведений этого времени разнообразна. Они совершают перед ним обряд «проскинезы» (повергаются ним, как перед восточным монархом) и приносят ему в дар золото, ладан и благовонную смолу – мирру.
И этот арабеск пронизывает весь ансамбль своим благородным ритмом. В них перед зрителями разыгрались сцены страданий и мученической смерти, вместе с тем нравственной победы гибнущего героя, как бы напоминавшие о недавно минувших драматических событиях нидерландской революции. "Демокрита" (1603, в мадридском муз. 1596, Уффици «Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок.
Первые его опыты в области офорта (фигуры нищих, бродяг, крестьян) относятся еще к лейденскому периоду. Рубенс обратился к любимому им миру античности, но, как всегда, по-своему пересказал миф. Со временем он стал великим реформатором искусства гравюры (офорт, часто в сочетании с сухой иглой): виртуозно применяя повторные травления, создавая серийные оттиски, разнообразные по силе тона и штриха, добиваясь удивительной образной глубины содержания, он впервые (если не считать А. Дюрера) поставил печатную графику на один уровень с шедеврами живописи и литературы. Кроме того, Рубенс делал этюды голов, фигур, которые потом переносились на большой холст.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Одним из таких произведений является «Отцелюбие римлянки», написанное около 1612 года. Так же большое влияние на настрой картины оказывает диагональное ее построение. Георгий принадлежал к местной знати и он дослужился до высокого военного чина.
1612. Карла Борромея в Антверпене, как серия «Жизнь Марии Медичи», состоящая из двадцати четырех монументальных полотен. Композиция (на которой герцог изображен сидящим верхом на коне) имеет оглушительный успех и слава Рубенса разносится по европейским королевским дворам. Собственно религиозно-мистическая сторона сюжета Рубенса не интересует. 1593, там же), «Вакх» (ок. Урия пал в бою. Его главной моделью становится молодая супруга. Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности.
Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Все в картине пронизано ощущением жизненного напора, преизбыточности и великолепия. Это поистине подвиг, тем более удивительный, что картина исполнена с быстротой импровизации. Ни резких жестов, ни криков, ни мук, ни излишних слез.
Величественные многофигурные композиции на стенах (объединяющие от 40 до 60 персонажей) «Диспута» («Спор о причастии»), «Афинская школа», «Парнас», «Основание канонического и гражданского права» и соответствующие им четыре аллегорические женские фигуры на сводах олицетворяют богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Женщина приникла к ногам Христа, как к подножию креста, открывая трагическую перспективу его земной судьбы. Композиция здесь менее напряженная, в картине больше чувствуется гармонии. К концу 1610-х гг.
Его определяет широкая школа эмоций, настроений «движений души» – от «сокрытых в ее глубине» высоких благородных чувств доверия, сострадания, сочувствия – в группе фарисеев. Снятие с креста. Значительную роль в формировании Пуссена как художника-интеллектуала и эрудита играет знакомство с Кассиано дель Поццо -- его будущим покровителем, знатоком античности, обладателем великолепного собрания рисунков и гравюр («бумажного музея»), благодаря которому Пуссен стал бывать в библиотеке Барберини, где познакомился с трудами философов историков, античной и ренессансной литературой. Рубенс построил пластически трактованную группу, подчеркнутую скульптурностью лепки форм. Рубенс запечатлевает ее в библейских и мифологических образах («Вирсавия»), создает более 20 портретов Елены («Шубка», «Портрет Елены Фурмен»). Эта поэтическая работа стала началом серии картин 1620-30-х годов на мифологические сюжеты, воспевающих любовь, вдохновение, гармонию природы.
Музей Лихтенштейна, Вадус В ранний период творчества Рубенс пишет парадные портреты в духе нидерландских традиций XVI в. («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). Это ставит Георгия в один ряд с другими христианскими мучениками из военного сословия, которые после превращения христианства в государственную религию стали рассматривать как небесные покровители «христолюбивого воинства» и воспринимали как идеальных воинов. Горе не ослабляет людей, а становиться для них могучим стимулом к действию. Ездил в Париж (1622- 1625 гг. ), в Голландию (1627 г. ), в Мадрид (1628 г. ), в Англию (1629-1630 гг. ).
Сумрачно-таинствен «Урок анатомии доктора Деймана» (или «Вторая анатомия», 1656 сохранился лишь фрагмент картины, Государственный музей, Амстердам). Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Однако он терпеть не мог излишества в вине и пище, а также в игре. Рубенс создает цикл картин, заказанных французской королевой Марией Медичи и предназначенных для украшения Люксембургского дворца («История Марии Медичи»), пишет парадные аристократические портреты («Портрет Марии Медичи», «Портрет графа Т. Эренделя с семьей») исполняет ряд интимно-лирических портретов («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), создает композиции на библейские темы («Поклонение волхвов»).
По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию. В главной сцене всадники в ожесточенной схватке сражаются за знамя. Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).
Рисуя, Рубенс применял разные техники. Интересы Рубенса отличались исключительной широтой. Близкий по значению эпитет Иисуса Христа Искупитель переводится с еврейского как кровный родич, заступник, выкупающий из плена. Но перипетии сюжета мало интересовали Рубенса. Так, положенный в основу картины «Пир у Симона Фарисея», созданную около 1618 года популярный в живописи 16-1766 евангелистский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей бурное столкновение разнообразных человеческих характеров.
Что-то неуловимое напоминает о его путешествии, какой-то чуждый аромат исходит от него. Его привлекает живопись Караваджо и болонцев, скульптура античного и барочного Рима. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала. После четырех лет вдовства, в 1630 г. Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фоурман, дочери друга и дальнего родственника Даниеля Фоурмана. Рубенс был монументалистом по призванию. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Что бы там ни говорили, произведение никак не назовешь скорбным. Рубенсовский Христос это прежде всего хорошо атлетически сложенная фигура. Сам о себе он сказал: «У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил». На его столбе была прибита табличка с надписью: Иисус Назарий Царь Иудейский. В той части Ветхого завета, которая называется Писания, есть Книга Эсфирь, рассказывающая об одной из знаменитых библейских женщин, спасшей свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом). Эсфирь, так же как и Версавия, стала героиней многих театральных постановок, музыкальных произведений и живописных полотен. Марино интерес которого к античной и ренессансной культуре повлиял на молодого художника. Троицу" (1604, в мантуанской библиотеке), "Крещение" (в Антверпене), "Св.
Так в картине Посещение св. На выставке в Калининградской художественной галерее представлен один из его лучших пейзажей — «Лесной пейзаж со сценой отдыха Святого Семейства по пути в Египет». В реальности на рубеже веков грань между обоими смыслами стерлось. исполняет алтарные образы в духе барокко для антверпенского собора и городских церквей («Водружение креста», «Снятие с креста»).
Причем, как и в более ранние годы, основу палитры Рубенса составляют чистые, насыщенные, звучные краски. Последние десять лет жизни Рубенса (1630 – 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности. В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. Большую роль в этих картинах играет пейзаж («Нимфа и сатир», 1625-1627, Музей изобразительных искусств им. Маленький мальчик в ее руках – воплощение детский непосредственности.
И называться она должна "Давид и Авессалом". Несомненно именно этому чудесному аромату Италии обязано Снятие с креста особыми симпатиями, которые к нему проявляют.