Таким образом, к 40-50 годам 19 столетия из всех течений русской романтической живописи на первый план и в число общественно значимых и всеми признанных жанров стал выдвигаться русский национальный романтический пейзаж. В рамках данной работы необходимо рассмотреть и творчество еще одного круга романтических живописцев, разрабатывавших в своем творчестве тему русской провинции и деревни. Французская романтическая школа произвела значительные сдвиги в области скульптуры (Рюд и его рельеф Марсельеза), пейзажной живописи (Камиль Коро с его свето-воздушными изображениями природы Франции). Ранее всего откликнулись на новые веяния портрет и пейзаж, которые становятся излюбленными жанрами романтической живописи. Свойственная романтизму поэтизации ночи – странного ирреального мира, живущего по своим законам – привела к расцвету «ночного жанра», который становится излюбленным в романтической живописи, особенно у немецких художников.
Французскаяромантическая школа произвела значительные сдвиги в области скульптуры (Рюд иего рельеф Марсельеза), пейзажной живописи (Камиль Коро с егосвето-воздушными изображениями природы Франции). Развитие романтической пейзажной живописи первой половины 19 столетия происходило по трем направлениям: городской пейзаж на основе работы с натуры изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа.
Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).
Русский романтизм в живописи отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановки и иной культурной традиции. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный.
Своеобразным скрещиванием принципов романтизма в Германии и "бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (представители Л. Рихтер, К. Шпицвег, М. фон Швинд, Ф. Г. Здесь хранится ипоныне это одно из лучших созданий французского романтизма — вдохновенноесвидетельство очевидца и вечный памятник борьбе народа за свою свободу. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой —ружье. Справамальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Лувр.
Его движение более сдержанно, болеесконцентрировано, осмысленно. На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Сам Гойя и его творчество выглядятдалекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику оченьчасто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика.
Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству.
Самым сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии, которому были свойственны особое внимание ко всему остроиндивидуальному, мистико-пантеистические настроения, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя (работы Ф. О. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830.
Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Многим дано мало, немногим многое. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён.
Мечтая о лучшем, социально-демократическом устройстве, люди в России той эпохи отнюдь не отрывались от реальной действительности, сознательно отвергали индивидуалистический культ личной свободы, расцветавший в Западной Европе, взрыхленной буржуазной революцией. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь.
Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Без прямого указания на профессию живописца. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Этот повстанец нестоль стремителен, как Гаврош. Им остались последние минуты свободыперед приближением врагов. Фридриха и Й. А.
Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. По прошествии времени аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св.
Художник часто писал виды дорог и аллей, не уводящие далеко взгляд зрителя, а сворачивающие, романтические, затененные кустами. 1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. «Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом.
Еще одним выдающимся портретистом был О. А. Лебедев, как отмечают критики, сумел ощутить внутреннюю напряженность жизни природы. 1806 г. Национальная галерея, Лондон. Франческо Борромио. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа.
Примечательно, что на лицах его героев не увидишь героической приподнятости, напротив, большинство лиц скорее печально, они предаются размышлениям. Человекпрощается со Свободой, прощается с жизнью. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы.
Он пишет сцены на набережных, любуется морскими гротами и скалистыми бухтами. Красоту Невы, окаймленной прекрасными зданиями, воспевает Гнедич, Деларю, Языков.
Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. Это очень ограниченное искусство во времени.
Одинокий монах-скиталец воплощает романтический идеал художника, раскрывает тему трагической затерянности человека в бесконечном пространстве.
Слевастудент с ружьем. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной.
В стремительном, по-мальчишески нетерпеливом движении он даже чуть опережает свою вдохновительницу. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенногоВиктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. — Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Художники мастерски пользовались цветом и светом, создавая пульсирующую глубину чувств, возвышенный порыв к борьбе и свободе. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны.
Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. В конце 18 века «романтический» называли всё новое и эксперементальное. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию.
Рококо- придворно аристократическое искусство. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизниговорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всеххудожников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Холст, масло. Прежде в нем видели автопортрет художника. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. В нем теряются населяющие его маленькие фигурки людей. Каждому открывается душа природы по-иному.
В Портретедетей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость инепосредственность детского характера, но и находит для светлого настроенияособый прием. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852).
Франсуа Буше. Показывал идеальную жизнь. Любимый художник Людвига 14. Этого требовало образное решение картины. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. Смогут ли устоять люди.
Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Генокопии и фенокопии в патологии человека. Смогут ли устоять люди.
Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму. Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу.
Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792).
Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др. ) это также органично вписывалось в его концепцию натурализма. Автопортрет в костюме Гамлета. В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Вот таким образом изображенные на рисунках люди кажутся нам близкими и понятными.
Барокко-ведущий стиль западно-европейского исскуства 17 века. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Тонко построена живописная поверхность холста. Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала.
Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). Динамизм образу придаёт романтический пейзаж: Давыдов стоит возле дерева, сломанного ветром или поражённого молнией. Самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в жанре портрета.
Много общего у романтизма и с символистами конца XIX – начала XX в. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. «Вид в Сорренто». На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты.
Каждому открывается душа природы по-иному. Особенности генетики человека. Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Красивы тела, лица полоненных людей. Герой романтической эпохи: портретная живопись.
Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. К. П. Брюллов. Позиция вслушиванияопределяет основную форму общения человека с природой и ее изображения.
Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Эжен Делакруа.
Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Критика представлений о фатальности наследственных заболеваний. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро.
Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Легкий поворот головы, непокорные пряди золотистых волос, полуоткрытые губы, мечтательный взгляд придают образу особую прелесть и очарование. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Живопись не была исключением.
Холст, масло. 1850 год. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён.
Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Замок св. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму.
Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Светлые, умиротворенные пейзажи Сороки рождены наивным и цельным восприятием окружающего мира.
«Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо.
ПлотМедузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Сначала Жерико хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но потомостановился на героическом поведении победителей морской стихии игосударственной нерадивости. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. 1830 год. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4.
Россия на рубеже XVI – XVII века. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость.
От нее, как от источника света в центре энергии, расходятся лучи, заряжающие жаждой и волей к победе. 2.
Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на вершину мира, стремление к светлеющим непокореннымвысям. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Главное его достоинство — колоритность. В картине Вид Московского Кремля от Устьинского моста (1818 год) на первом плане изображены полуразрушенные дома-печальное напоминание о пожаре Москвы 1812 года.
Оно было красивым но бессмысленным. Слева студент с ружьем. Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему периоду. Ноколористическая гамма сдержанна. «Шубка» и Елена, жена художника.
Оно отражает безметежность. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени.
Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840). Автопортрет.
Этой установки в своем творчестве придерживалось большинство художников, обращавшихся к жанру пейзажа. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. С. Ф. Щедрин.
Более формальным кажется размежевание с художниками – классиками – представителями классицизма другой ветви романтической живописи Германии – назарейцев. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи.
Ульям Блейк – удивительный тип романтика наанглийской культурной сцене. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Романтика стремилась уйти от культа разума, больше доверяли чувствам эмоциям интуициям.
Уровни регуляции жизнедеятельности организма человека. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. В Прогулке в Академию Художеств Батюшков оригинален в чертах жанровости лирического восприятия города, показав его в повседневной обыденности. Нафоне бесконечного пространства всхолмленной местности, которая еще кричит отдыма пожарищ и незатихающего сражения, художник показывает несколько группизраненных, обессиленных женщин и детей. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году.
взаимодействие человека и природыГлава 10. Ранее в архитектуре не было балконов.
Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Русская и итальянская природа в пейзажах классицистов мало разнились между собой. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус.
В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Прежде в нем видели автопортрет художника. Но при таком темпераменте, не выражавшемся, впрочем, в его жизни, он все-таки настойчиво преследовал художественную идею и трактовал ее на всевозможные лады, чему много доказательств в 6000 рисунках, оставшихся после его смерти.
В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. 491 х 716 см. Антинародное искусство. Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Красивы тела, лица полоненных людей.
Церковь «Сан Карло» в Риме. 1819 г. Лувр. Красивая, очаровательная донья Исабель Ковос де Порсель запечатлена на портрете, который художник не случайно считал одной из лучших своих работ. У ног Свободы раненый. Жерико, Делакруа и его последователи. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский).
Эта фигура вноситдраматичное начало в звучание полотна Делакруа. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века. АКСИОМА О ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Вопрос 72.
На фоне бесконечного пространства всхолмленной местности, которая еще кричит от дыма пожарищ и незатихающего сражения, художник показывает несколько групп израненных, обессиленных женщин и детей. Делакруа заостряет внимание на рельефноймоделировке формы. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Эти ошибки были уже разрешены творчеством Жерико, ноДелакруа еще раз демонстрирует романтическое кредо, что живопись – это неправда ситуации, а правда чувства. Наблюдая жизнь, натуру, художник переосмысливал ее, поэтизируя видимое. Были ли у него крылья.
Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы. Отклик в их сердцах рождала Библия, в которой они находили множество сюжетов, созвучных своему времени. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко запределами туманного Альбиона.
Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещейЭто абсолютно физический язык». Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре — в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др. ), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Лучший портет Рубенса- «Портрет Камеристки Инфанты Изабеллы»1625г. В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой. Но сколько – вдохновили.
Находясь внутри природы и одновременно теснимый ею, он воспринимается как чуждый для неё элемент. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. прил. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона.
Были ли у негокрылья. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма.
В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Как и других пейзажистов своего времени, Щедрина влечет изображение воды, воздуха, неба.
Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. О. А. Кипренский. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам.
Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е).
Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Так в чём же между ними разница.
Господствует чувство непринужденности, естественности. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Как и других пейзажистов своего времени, Щедрина влечет изображение воды, воздуха, неба. П. И. Орловский. Впостроении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило емусовместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильноприблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В.
Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение. X. Хант). Угловая церковь. Изображение такого момента неустойчивости, невозможностипозы усиливает эффект движения. Художником удачно найдена гармония цветов: желтоватого тона лица, ярко- красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и чёрного лака сапог.
«Портрет отца (А. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов.
Никто не является мерилом для всех. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Вот таким образом фигуры почти скульптурны.
В своих записках, выдержки из которых приведены в труде Ягодовской, он писал: Хотя мы с ним (Айвазовским) преследовали одно направление, но он мне никогда не мешал ибо я всегда был натуралист, а он идеалист -я вечно писал этюды, без которых письмо картины для меня было бы немыслимо, он же печатно заявлял, что это вздор и что писать надо впечатлением, посмотрев на природу. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Уловить переменчивую игрунастроений человека, заглянуть ему в душу всегда будет пытаться художникромантического склада. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела).
Щедрин стремился находить простые и естественные живописные мотивы. Неповторимость художника ощутима лишь в свободе его творчества – наэтом стоит романтик Фридрих. К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским искусства и жанра портрета в особенности. Вальдмюллер). 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма.
ЧайковскийРомантической музыке, как и другим видам романтического искусства, присущ глубокий интерес к человеческой личности, преобладание в музыке личного тона. Методы изучения наследственности у человекаВопрос 77. Это был какой-то вихрь.
Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов).
Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости.
Искусственные сооруженияV. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. К. Д. Фридрих.
И. К. Айвазовский. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. В 1830-х годах он работал в Италии, в окрестностях Рима. Они отменяю правило что в живописи должно быть только красивое. Были таланты, но большей частью произведения производили впечатления сильные по внезапности, а не такие, которые бы проникали глубоко и оставались бы надолго. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли).
Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Париж.
Они ориентированы на натуру и писались явно с ее использованием. Это был какой-то вихрь. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. Молодой Орловский видел в природе лишь титанические силы, не подвластные воле человека, способные вызывать катастрофу, бедствие. Автопортрет.
Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Бари, Ф. Рюда). Церковь на площади 4х фонтанов.
Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). Кораблекрушение. Не была исключением и живопись. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя.
Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Главное для него – передать томление героя по далёкому, порой несбыточному идеалу, воплотить внутренний разлад души, неудовлетворённость, трагическую надломленность, затаённую печаль и дух сомнения. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен.
Исторические условия в России были иными. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Свобода на баррикадах. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин).
Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Александр Гессе (род.
рис. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Третьяковская галерея. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Вместе с тем образ женщины реален— это дочь французского народа. Фантастический мир снов реализует в своих работах ианглийский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827).
Плот и оплот романтизма. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Позднее влияние этого проторомантического художника будет заметно в творчестве Александра Орловского.
«Портрет М. Ю. «охота на любовь». Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. ЕвгенетикаГигиенические требования к искусственному освещениюГлава 1. Основанный в Вене иобосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеейвозрождения монументального искусства религиозной проблематики. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт».
Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением).
Романтический герой всегда одинок. Связанно с католической культурой. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи».
9). Романтизм в живописи очень тесно связанс сентиментализмом. Англия была классической странойромантической литературы. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Содержание же его картин обыкновенно драматическое или трагическое, но он избегает резко безобразного, чего не боялись близкие последователи Делакруа.
Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. И вновь вернули художнику. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Переводится как морские камушки. Зародилось во Франции в начале18 века.
Жан Оноре Фрагонар «поцелуй украдкой» «Качели». «Девятый вал».
«отплытие на остров Киферы» (любимые цвета оттенки зеленого. его больше привлекают групповые портреты. Ему нравиться театр. уход от реальности (максепизм)основа его творчества. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Но это не суть важно для воспринимающегозрителя, которому условность языка даже помогает понять и почувствоватьглавное: способность человека бороться и побеждать. Фломанскую школу представляет Питер Пауль Рубенс (светский художник. родился в германии. всю жизнь рисовал портреты. 3000 картин) «Персей и Андромеда». Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа).
Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Франсиско Гойя.
По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. В Салоне 1824 г. Делакруа показываеткартину Резня на острове Хиосе. 1841 год. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Романтиков привлекала современность, в которой они черпали сюжеты для многих своих произведений.
Особая слабость в изображении экстримальных ситуаций. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Более светлым стал колорит.
D5. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность яркие примеры — творчество Рубенса и Караваджо.
Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения.
Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко «Путешественники, застигнутые бурей» (1796), «Автопортрет в шлеме» (1792). Автопортрет не был заказным жанром, художник писал для себя и тут, как никогда, был свободен в самовыражении. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя, одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут.
Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах. Да, конечно, его веселость. Этого требовало образное решение картины. Он появился в германии в конце 18 века. он явился реакцией на кризис эпохи просвящения. Венецианова и его школы.
Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. И вновь вернули художнику. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Бородин, Ц. А. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера.
Портрет Н. В. Кукольника. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Смутное время. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Представители«школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: ихвозбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для«классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастахцветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося отточности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости инезыблемого спокойствия. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно.
Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Англия была классической страной романтической литературы. Центральной темой живописи бидермейера стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».
Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Даргомыжский, М. А. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Следовательно, не было и этой причины.
Нидерладны делятся на 2 области: Нидерланды и Фландрия. Плот «Медузы». Рококо- обноженные красавицы, утопающие в жемчугах и золоте. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Он весь еще порыв, движение, но ужеугасающий порыв. Да, конечно, его нищета.
Во французском и британском изобразительном искусстве в конце 18-начале 19 века чаще всего показаны сцены кораблекрушений.
П. Заболотский. Лучшие из них — портреты поэтов В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, баснописца И. А. Крылова, поэта, переводчика и издателя А. Струговщикова, скульптора И. Витали, археолога М. Ланчи. Закат солнца. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности.
Еслифантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебнойсиле колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице ФрансискоГойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, егофантасмагорический и гротескный характер.
Отличительная особенность альбомных портретов — живость их исполнения. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм. Отсюда и патетический характер романтическихпроизведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, кисторическим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклойповседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности.
Уильям Тёрнер. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. и разрушение города Помпеи близ Неаполя.
Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. За ним выступает столь же отважно ирешительно настроенный рабочий с саблей. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). По преданию, одиндобропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы.
Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева). В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Вокруг Свободы рабочий, буржуа, подросток, которые символизируют единство французского народа во время июльской революции. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах.
В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин). Нет глубокого преднего плана, мало разработано пространство. Эти черты угадываются в большом и сложном пейзаже Новый Рим.
Вот таким образом романтизму в русской пейзажной живописи был свойственен в основном светлый характер – в нем часты мотивы задумчивой мечтательности, ожидания, надежды, того, что Пушкин называл томленьем упования. В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов.
«Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Это глубоко трагический образ. Теодор Жерико. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Туда едет сражатьсяромантический бард Англии – Байрон.
Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Каков же он, человек романтического поколения, запечатленный на полотнах выдающихся творцов. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Таким образом, художники этого направления романтической пейзажной живописи основывались на непосредственном восприятии и воспроизведении природы с натуры.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. В 1831 году в парижском Салоне французывпервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции1830 года. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимикеизображенных лиц. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Изменилось их место в обществе. Последние работы художника –Отдых на поле, Большое болото и Воспоминаниеоб Исполиновых горах, Исполиновыегоры – череда горных кряжей и камней на затемненном переднем плане.
Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Портрет сына — Арсения Тропинина — один из лучших в творчестве мастера.
Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины. Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля.
У ног Свободы раненый. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах.
М. Ю. Одни требовали от художника прежде всего умственной работы, другие — воодушевления чувством. Теперь колонны только для высоты.
Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. В романтической полемике отточили свои перья знаменитые В. Гюго, Стендаль, Жорж Санд, Берлиоз и многие другие писатели, композиторы, журналисты Франции. Давида дАнже, А. Л.
Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. Далекое пространство в их пейзажах кажется порой беспредельным.
Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Портретнатюрморт. Далевая панорама Кремля, все соборы и башни прорисованы Воробьевым с величайшей точностью. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Кюи, П. И. Чайковский (Россия).
Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. К. Айвазовский». Портрет работы А. Тыранова.
Эжен Делакруа. Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги.
Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. «И.
Никто не является мерилом для всех. Среди знаменитых художников, которые проявили на самом высоком уровне индивидуализм и личную свободу, посвятив себя большему, чем навязывалось традициями, были Уильям Блейк, Иоганн Генрих Фюссли, Франсиско де Гойя. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. В эпоху барокко столица искусств перемещается из Италии в Нидерланды.
Вживописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял впровожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым.
Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С.
Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ – расстреляла без суда и следствия ни в чём не повинных людей. «Молодой садовник» (1817) Кипренского, «Итальянский полдень» (1827) Брюллова, «Жнецы» или «Жница» (1820-е) Венецианова — произведения одного типологического ряда.
Мусоргский, А. П. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Восприятие их требует углубленного сопереживания. В тех же местах работали и художники его школы.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр.
Он пишет сцены на набережных, любуется морскими гротами и скалистыми бухтами. Многим дано мало, немногим многое. Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Сначала новую для негоэпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты.
Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Она — направляющая сила движения группы набаррикадах. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью.
Париж. Толстой и др. Но колористическая гамма сдержанна. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Романтическаяживопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Кстати, Делакруа позднее будет писать о том, чтогреческая скульптура была превращена художниками в иероглифы, спрятавшиенастоящую греческую красоту лица и фигуры. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
Русский музей. Если он вводит в свои пейзажи человека, то создаётся впечатление, что человек заброшен сюда какими-то случайностями или превратностями судьбы. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Антуан Ватто- осенний художник, настроение миланхолии. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ».
Гюстав Курбе впервые использовал живопись в реализме. Сдержанность и смирение были отвергнуты.
Бенуа увидел в нем замечательного мастера, смело повернувшего в своем горячем стремлении к правде на новые пути, посеявшего первые семена народной живописи. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Еешаг стремителен и легок — так ступают богини. Этовеличие, тайна или просветленность природы и сознательное состояниенаблюдателя. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека.
Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Портреты Кипренского, если окинуть их мысленным взором, показывают душевное и природное богатство человека, его интеллектуальную силу.
Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Реализм 40-80 годы. 1826 год. Романтики стремились уйти от реальности. Двоемирие и романтическая антитеза: мир реальный и мир идеальный всегда противопоставлялись. Горная вершина назаднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Он любил писать горные, морские и лесные пейзажи, давая почувствовать безграничность и беспредельность высей и далей.
Французский художник Теодор Жерико (цикл портретов сумашедших) главная картина:Плот медузы 1819г. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. К. П. Брюллов.
Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. «Дионис» (бог вина и веселья. приглушенные цвета. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет.
Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ). Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Средневековьебыло излюбленным периодом истории для романтиков. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг.
Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. И в этом отношении благодатным материалом будут служитьдля него детские портреты. Да, конечно, его нищета. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи».
Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. И в каждой картине есть несколько строгих вертикалей-столбиков, отдельно стоящих фигур первого плана, обелисков и т. п. Городской романтический пейзаж, родившись в русском искусстве как образ двух столиц- старой и новой, стал затем достоянием многих провинциальных, неизвестных художников. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно.
Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Деление на этажи.
Неоднократное повторение этих цветов поддерживает мощный аккорд трехцветного флага, реющего над баррикадами. «Туалет Винеры». До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Да, конечно, его веселость. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия.
Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош.
Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, — этоактивный, наступательный (революционный) характер. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Он ближе всех к Свободеи как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва.
Часто они вносили в свои произведения наивность и простодушие народной картинки. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Была ли у него для этогокакая-нибудь побудительная причина. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы.
Но после войны народ не получил воли. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Русская и итальянская природа в пейзажах классицистов мало разнились между собой.
Этот круг художников внес свой вклад в развитие пейзажа в России. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. Исторические условия в России были иными.
К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». 465, 5 х 651 см. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Этот художник занимал особое место в искусстве.
Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Существовало и другое толкование этого термина. В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда ониувидели на горизонте Аргус. Рунге, К. Д.