1887 год стал для И. Е. Репина переломным. К счастью, не был утрачен архив. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Л. Н. Толстого». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Стасов присылает ему все, что он просит. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Так ли это – судить зрителям. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Они жили в Пенатах в течение двух недель. За окном летний день.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Пятый факт.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. художественный музей им. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.
Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Репин забыл о конкурсе, об Академии. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Удача следует за удачей. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Выставленная в марте 1873 года картина "Бурлаки на Волге" (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Убийство свершилось. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В 1878 году он вступает в общество передвижников.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Имя Репина стало широко известным. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
я работал завороженный. В его глазах читается печаль, тоска. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Третьяков»109. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25000.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.
Каждый персонаж переживает что-то своё. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. " Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине "Вечорнищ" (1881, ГТГ) и "будто хлынувшая на дорогу "пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883, ГТГ). Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Глаза ясные и добрые.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Работал весь день, не замечая времени. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. О чем эта история.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Имя Репина стало широко известным.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Все заняты.
Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Публике картина понравилась. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Весной он был зачислен на первый курс.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Рассмотрим "ближний круг".
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Имя Репина стало широко известным. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Она была закончена только в 1891 году. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
О картине появилось много статей в периодической печати. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Внимание художника тяготит их. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Вся центральная часть написана самим Репиным. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски.
Среди его педагогов оказался и Крамской. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Мне минутами становилось страшно». Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин встречал их по средам. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В начале 1864 Репин смог осуществить свою сокровенную мечту — оказался в числе вольнослушателей Академии художеств. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». О картине появилось много статей в периодической печати.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Что за людская мозаика со всех концов России", – писал В. В. Стасов. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В его взгляде осуждение и тревога. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Он идет прямо к матери. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Другой "академией" для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Комната небогатой интеллигентной семьи. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В эту минуту в комнату вошел Христос. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Берег Волги.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко».
О картине появилось много статей в периодической печати. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
Не доносчик ли. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Этюд получился превосходный.
Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Этот жанр был особенно любим художником. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Она ушла из жизни в 1931 году55. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
Они словно противопоставлены друг другу. Первый факт. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Возвращается в Россию летом 1876 года. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Репин никуда не делся. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Казалось, она спит.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин считал сам эту картину красивой.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Вегетарианцем стал и сам Репин. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Много учился на написании портретов близких и друзей.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Америка—Франция—Россия. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».