Грабарь справедливо замечает, что "такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем". Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры. Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры. Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен.
Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты. Много еще прекрасных портретов написал позднее Репин, но второго подобного портрету Мусоргского уже не появилось. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Репин Илья Ефимович – выдающийся русский художник-жанрист, мастер исторической и портретной живописи.
Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников. В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах.
Илья Репин запечатлел родных на портретах.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Весной он был зачислен на первый курс.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Убийство свершилось. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Гоголевский Андрей мягко улыбается. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Одним из таких стал гениальный портрет Мусоргского, законченный за две недели до его кончины. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Рассмотрим "ближний круг". Музыка переносила его в мастерскую, к картине. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Вся центральная часть написана самим Репиным. Работал весь день, не замечая времени. Удача следует за удачей. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Вот она вещь в уровень таланту. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. О чем эта история. В последние годы ухудшающееся здоровье и иные проблемы не позволяли работать ему в полную силу.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Мне минутами становилось страшно». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Евреинов и художник Ю. Анненков.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски.
За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. О картине появилось много статей в периодической печати.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Казалось, она спит. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Восстановлен в 1962 году.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Публике картина понравилась. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Доняша сначала снимала пальцем нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так они слипались. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Они жили в Пенатах в течение двух недель. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: "Прежде всего меня охватило чувство абсолютного удовлетворения за Репина. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Зритель становится участником происходящего. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Это вы сами. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Л. Н. Толстого». Написан портрет вдохновенно. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Америка—Франция—Россия.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. "Я родился военным поселянином. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Среди его педагогов оказался и Крамской.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Репин был очень дружен с Мамонтовым. — сказал Крамской. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. В его взгляде осуждение и тревога. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А свеча становилась ниже и тени менялись. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Этот жанр был особенно любим художником. Третьяков»109. Но он мечтает о большем. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин считал сам эту картину красивой.
Она была закончена только в 1891 году. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Она ушла из жизни в 1931 году55. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко».
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Берег Волги. И это не скрывает Репин. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Первый факт. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Не доносчик ли. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Общение с прежними друзьями было только заочным. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Умер русский художник в Пенатах.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1878 году он вступает в общество передвижников. Это лучше всех ваших академических работ.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Имя Репина стало широко известным. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Стасов присылает ему все, что он просит. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Отец ударил своего сына жезлом в висок. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. художественный музей им. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Репин никуда не делся. Тем не менее он находил возможность заниматься благотворительностью: помощь финским театрам и музеям, безвозмездная передача полотен в картинные галереи России и Финляндии.
Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
— Да это превосходно. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25000. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Работа над ним доставила Репину огромную радость. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Однако в Советской России он оставался «своим». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. В его глазах читается печаль, тоска. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков.
я работал завороженный. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Он идет прямо к матери.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Жил в Италии и Франции (1873–1876). К тому же и погода благоприятствовала работе. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Над письмом склонился предводитель казаков. Когда школа была закрыта из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях. Этюд получился превосходный. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Внимание художника тяготит их. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. -— И. Г. ), они много смеялись». Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В конечном варианте оно одухотворённое.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Глаза ясные и добрые.
Крамской. Пятый факт. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное".
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Репин запечатлел момент написания письма. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Все заняты. Возвращается в Россию летом 1876 года. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо.
Они словно противопоставлены друг другу. Родом из семьи военного поселенца. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И вот уже перед нами не царь, а отец. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Подробность шекспировского комизма.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
К обоим Репин относился сочувственно. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Репин встречал их по средам. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. На что получил насмешливое письмо. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Труд — вот что определяет и украшает человека. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. «Как. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. За окном летний день.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Поставленная перед художником задача была очень трудной. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний.
Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
К счастью, не был утрачен архив. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Широко известное и признанное произведение И. Е.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Так ли это – судить зрителям.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).