Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рене Магритта. Рене Франсуа Гислен Магритт известен как бельгийский художник-сюрреалист, автор остроумных картин, наполненных загадочной поэзией.
Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика.
Мне эта картина напоминает дзенский коан. Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания и как символ природы, которую пытается понять человек. «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид.
Что автор хочет этим сказать. К сожалению, он так и не был опубликован.
А отвечать самим себе на них нам. Искусствоведы и ценители до сих пор предлагают все новые трактовки его картин и их поэтичных названий, почти никогда не связанных с изображением, что еще раз подтверждает: простота Магритта обманчива. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию.
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". Другие видят здесь невозможность понять и узнать до конца близких людей, третьи понимают Влюбленных как реализованную метафору потерять голову от любви. Добавлю, что благодаря искусству этого художника возникло особое направление в бельгийской литературе — магический реализм с его пристрастием к сказочному сюжету, ко всякого рода волшебным превращениям, когда в реальные события неожиданно вторгаются элементы ирреального. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры.
Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины. В их числе и картина «Голконда» (1953). На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже».
Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516). Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения.
В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. И в то же время он понимает, что это не она: ведь они живут в нищенской квартирке в другом месте.
Он был старшим из четырёх сыновей. Его похоронили на Схарбекском кладбище. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание".
В 1927 году устраивает свою первую выставку. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма.
Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года.
Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929). В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства.
Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников.
Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины". В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки.
Его следы затерялись. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». С началом немецкой оккупации художник кардинальным образом сменил цветовую гамму и стиль своих полотен. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев.
Некоторые работы повторяют сюжеты его картин, другие – выполнят функцию своеобразных эскизов, набросков. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака.
Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью.
Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы.
Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься.
Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. И это глубокой ночью. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид.
Это, безусловно, граница между мирами: сознательным и бессознательным, реальным и вымышленным, сном и явью. Активное участие в группе, построенной на идеологии фрейдовского психоанализа, помогло Магритту сформировать парадоксальный стиль. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина.
Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко). Жизнь была тяжёлой. После выставки Бретон официально простил «отступника». Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира.
На картине Освобождение, выражена тема двух миров.
Художник объяснял свои загадки следующим образом: «Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях.
Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Ты победил смерть». И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма.
Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности. Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое.
В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись.
Большинство снимков являются постановочными. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви».
Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь. А нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами. » Одна из его картин — «Заблудившийся жокей». По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). ред. ). Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену.
Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Скучные, унылые пейзажи, маленькие домики, почти поголовная нищета – Бельгия конца XIX-начала XX века очень сильно отличалась от современного центра Евросоюза. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка».
В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Отслужив год, Магритт нанялся на фабрику бумажной продукции Петера Лакруа, где занимался рисованием узоров для обоев.
В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. Его картины называют ребусами, загадками. Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952).
В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Ключом здесь также становится название.
Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа.
Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта. «Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он.
Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её.
На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Именно так мы видим мир. В конце 1948 года он возвращается к своему сюрреалистическому довоенному стилю искусства. Его работы были выставлены в США в Нью-Йорке в 1936 году дважды – в Музее современного искусства в 1965 году и в Музее искусства Метрополитан в 1992 году.
В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал.
Критики разнесли ее в пух и прах. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно.
Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами.
«Я помню свое изумление, когда впервые увидел шахматную доску, фигуры на ней. Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем».
Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально.
Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Публике всегда нужны простые и понятные символы. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика».
Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». В его творчестве был период абстракционизма, а в 1925 г. он присоединился к брюссельской группе сюрреалистов. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины.
На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма.
Его картины, написанные в духе сюрреалистического веризма, показывающие мир «неотделимым от его тайны», затронули проблему коммуникативности и оказали влияние на сферу масс-медиа и рекламы. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Его картинам, даже самым фантасмагорическим, присущи правдивость, убедительность отдельной детали и искуснейшее владение законами иного измерения, в котором художник чувствует себя легко и свободно. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров.
«Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт.
В 1927 году устраивает свою первую выставку. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды.
– Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума. Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа».
Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. И, как это часто бывает в фильмах – противоборство двух интеллектов перешло в увлечение, а увлечение – в любовь. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). По воспоминаниям родственников и друзей, придумывая названия, он часто обсуждал их с друзьями-литераторами.
Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Пугающее впечатление. Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины». Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Личное гипертрофируется до чудовищных размеров.
Яркий пример – работа Вероломство образов. "Ключом" здесь также становится название. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Но и тебе не дано ничего увидеть. Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта.
Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы. А что же Магнус Шульман. Увлечение художника философией и литературой находит отражение в большом количестве его картин, например, «Гигантессе» (по Бодлеру), «Области Арнхейм» (по Эдгару По). Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Магритт нарисовал более сотни эскизов, прежде чем решить, как ему изобразить простой стакан воды и зонтик так, чтобы они выглядели гениально. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. – Настаивал он. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа.
Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Он расположен в «треугольнике» музеев на Аллее искусств в Мадриде во Дворце Вийяэрмос, в тесной взаимосвязи с музеем Королевы Софии и музеем Прадо. В период с 1932 по 1945 гг.
В 1927 г. Магритт перебрался во Францию, где стал участником деятельности парижской группы сюрреалистов, включая выставку 1929 г. Среди его произведений особенно известны: Фальшивое зеркало (1929, Музей современного искусства, Нью-Йорк), Иллюстрированная юность (1937, фонд Эдварда Джеймса, Суссекс), Империя света (1954, Галерея Пегги Гуггенхайм, Венеция), Последний крик (1967, частное собрание, Брюссель). В 1927 году устраивает свою первую выставку. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист.
Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма.
А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер. Магритт резко выделяется среди сюрреалистов: в отличие от них, он использует не фантастические, а обыденные элементы, взятые в причудливых отношениях. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору.
Его главная цель — передача мысли средствами пластики. Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений».
Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Название её – «Сын человеческий».
Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности).
В своих воспоминаниях художник рассказал о своем первом детском восприятии шахмат и нот. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
Подобно волшебнику, художник словно материализует у нас на глазах образы своей фантазии и они превращаются в прекрасный плодоносящий сад — символ живого творческого воображения. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком.
Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Именно так мы видим мир. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п.
Герой чувствует, что оказался в другом измерении. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг.
На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Это всегда тайна. Магритта увлекла непостижимая способность старого нидерландского мастера переводить сложнейшие алхимические, астрологические, фольклорные символы на язык художественных образов. Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958).
А разве любовь — это не слепота. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка).
Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии.
Ты проник в зазеркалье, но остался. Это всегда тайна". В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи.
В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. И эту силу я называю поэзией».
На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта.
Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор. Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна. В картинах художника все время присутствует напряженность и таинственность («Компаньоны страха», «Букет слез», «Объяснение»). Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок.
Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Это всегда тайна. Почему такое сочетание.
Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Магритт мастерски создает контраст между странными сочетаниями нереальных предметов и натуральным окружением, для чего активно использует в своих произведениях символы зеркал, окон, глаз («Фальшивое зеркало», «Ключ к пространству», «Прекрасный мир»). На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов. Вот таким образом можно с уверенностью говорить о том, что это направление модернизма является достаточно противоречивым, что и поспособствовало его быстрому распространению в живописи и литературе. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода.
Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938). Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Его картины называют парадоксальными. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз.
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Это оказалось очень страшно. Это мнение автора.
На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Похоронен на Схарбекском кладбище. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Зритель как бы мимоходом любуется синеватым блеском стекла рюмки, фактурой деревянной мебели, мастерством передачи зеркальных отражений.
Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Защита эстетики». Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта.
Первой жертвой бельгийского художника стал Эдуар Мане, чью картину Балкон Магритт в 1950 году взял за основу, заменив людей заколоченными деревянными гробами. Где сон, где реальный мир. После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать.
Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов.
Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
Поистине невыполнимая задача. Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей. Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ.
При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака.
На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству.
Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. Делалось это намеренно.
Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий.