Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Впервые Рембрандт пишет картину, суть которой ему недоступна. Однако амстердамский порт – это прежде всего Биржа, на которой решается все. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное.
Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Это первая большая картина мастера, которая помогла ему укрепить репутацию в Амстердаме. Но это было не так. Уже четыре года он praelector anatomiae (преподаватель анатомии) Гильдии хирургов.
«Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Если только это не еще более свежее воспоминание – об Антверпене и Рубенсе. Алтье, одна из сестер, уже более десяти лет жила в Амстердаме.
Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Типажи его картин нарочито простонародны, но их чувства и переживания глубоки и возвышенны.
На нем широкополая темная шляпа у него красивое лицо с закрученными темными усиками и остроконечной бородкой. Одна смерть, возможно, помогла ему осознать произошедшую в нем перемену – смерть Питера Ластмана прошлой весной, когда он работал над «Уроком анатомии доктора Тульпа». Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Амстердам был самым крупным художественным центром.
По рассказам, он слышал, как великий человек сказал перед смертью: «Господи, помилуй мою душу и этот бедный народ» – эти слова передавались в семье из поколения в поколение. Семейство Эйленбюрха живет в доме, стоящем над спокойными водами Веазе. Ни один корабль не попадет в порт без того, чтобы там не составили его опись.
«Для меня, человека XXI века, выбравшего ремесло врача, этот первый «визит» вызвал глубокое душевное потрясение. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности.
Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Вероятно, это работа «ткань человеческого тела», авторства Везалия.
В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. Не было ни экзальтированных возгласов, ни гримас отвращения, ни обмороков. Но обучение продолжилось всего полгода. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.
Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Среди наиболее известны групповых портретов эпохи голландского барокко, безусловно числится «Урок анатомии доктора Тульпа», авторства Рембрандта. Встань и иди в город, куда шел". Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках.
Как ученый – издаст свои труды у Эльсемиров и заработает репутацию своими трудами о чудовищах изучив, в частности, необыкновенного орангутанга, которого король Англии подарит статхаудеру. Клас Питерсзон, сменивший имя и фамилию на Николас Тульп, так как его отец занимался торговлей тюльпанами (по-голландски – «tulp»), был выдающейся личностью: он исполнял обязанности члена городского совета избирался бургомистром, но прославился, прежде всего, благодаря своему основному занятию – врачебному делу. Упряжки отправляются в город. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Впервые взгляды и жесты слушателей выражали интерес к уроку.
Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). Впрочем, урок анатомии, о котором идет речь, не похож на другие. В реформатских странах знают, как обстоят дела с местоположением Солнца.
Что же до Саске – Рембрандт несколько раз гулял с ней и ее родственницей. Да. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. Одна забавлялась тем, что надела берет художника, взбив его и сдвинув на ухо.
Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Покончено с выстроенными в ряд фигурами, позирующими возле трупа. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
Как политик он восемь раз будет избран городским казначеем и четыре раза – бургомистром. В центре композиции, благодаря интенсивному освещению, выделен труп. Эта знаменитая картина Рембрандта есть на многих кафедрах анатомии в мире. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании.
Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. Наверное, это было даже слишком.
Это Адриан Адрианс, вор и грабитель. Год создания картины 1632. В заказе нет ничего необычного: Миревельт, Томас де Кейзер писали «Уроки». Кассель. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом.
Не кануло в лету и имя того человека, тело которого лежит на анатомическом столе. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов.
Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Прогуливающиеся следуют за ними до самого Гильдейского дома. Николасу Тульпу тридцать девять лет. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда.
Черные и серые силуэты живут своей жизнью в этой горизонтальной плоскости, простертой до самого горизонта, где мачты, реи, снасти – точно шпили соборов, а деревянные краны находятся в постоянном движении, размеренно и со скрипом кланяясь то кораблям, то молу. Микрокосмос человеческого тела исследовали невооруженным глазом и в восхищении обнаружили, что человеческая машина – чудесное, божественное творение. Еще нигде не было такой абсолютной организации. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками.
Но существовала и анатомия Тициана и хотя Альбрехт Дюрер не дошел до самого вскрытия (он оставил его в стороне в своем «Трактате о пропорциях»), Рубенс заказал в Антверпене Павлу Понтию сделать гравюры со своих рисунков мышечной структуры частей тела. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины.
175, 5 x 210, 5 см. В Вики о ней есть несколько интересных фактов. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно.
Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Голод больше не страшен. Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. Главным источником вдохновения для Рембрандта была Библия. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Любой потенциальный клиент художника, несомненно, был впечатлен жизненной силой и энергией, которой 26-летний художник наделил участников сцены. Это бойкое место. Тем не менее перед операционным столом всегда испытываешь некие опасения.
И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. У того Ромбаута из Леувардена было девять детей: три сына и шесть дочерей. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.
Рембранд создает новый подход, сочетая портреты и происходящее действо. Ластману было всего пятьдесят. Обычно все внимательно следили за тем, как снимается кожа, расчленяется тело, как под скальпелем появляются мышцы, кости, органы, пока не останется один скелет, которому гравер по-прежнему придавал человеческие позы. Он окунулся в современный мир. Раз в год во многих европейских городах устраивали публичную аутопсию (вскрытие) тела казненного преступника. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня.
Голландские жанровые картины отражают жизнь не такой, какой она уже сложилась в их век, а такой, какой ее хотелось бы видеть представителям тогдашней буржуазии. Холст, масло. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная.
Старший умер и его младший брат Ульрик, адвокат, стал главой семьи. Он работает над тем, чтобы отобразить впечатление от полученного знания.
В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. Год прошел и столько событий – в это даже трудно поверить. Обычно вскрытие начинали с брюшной полости, но Тульп почему-то сперва вскрыл руку. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Правой рукой он показывает, а жестом левой привлекает внимание к тому, что объясняет.
Представленная работа демонстрирует собрание 31 января 1632 года. Чувствуется, что в этих образах нет согласия, однородности.
Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам.
Они были опекунами Саске, младшенькой. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Он знал, что играет важную роль.
Этот контраст и придает картинам мастера неповторимость. Тульп был практикующим врачом в Амстердаме, анатомия была одной из областей, в которых он специализировался. Ему кланяются на улицах Амстердама. Такой хлев, в котором родился Спаситель, есть в каждой голландской деревне.
Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. Доктор Николас Петерсзоон2 по прозвищу Тульп (Тюльпан) родился в 1593 и умер в 1674 году. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой.
Аромат древних чар кружит ему голову.
Библейская тема и здесь является главной. Я – Иисус, которого ты гонишь. Не позабыть бы изобразить на полотне раскрытую книгу – трактат по анатомии. Иные. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Другие – Адмиралтейству, где пополняет свои запасы военный флот. Впервые Рембрандт присутствовал при вскрытии или по крайней мере смотрел на него как художник, которому поручено изобразить это на картине.
Он застал пастора в его жилище при больнице, сидящим в потемках, сложив руки на Библии. С рисунка Рембрандт сделал гравюру. Особой утонченности Рембрандт достигает в графике. Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень.
На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Здесь вспарывают, отделяют, отворачивают кожу.
И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. Никаких волн, всегда полный штиль, несколько рыбаков удят рыбу. Одни из них внимательно слушают объяснение доктора, другие устремили взгляд на связку мышц, которую он подхватил пинцетом, третьи взирают на зрителя: Рембрандт внес такой «диссонанс» в картину, чтобы установить контакт между смотрящими на нее и изображенными.
Возможно, ему и надо было ослепнуть, чтобы этого достичь. Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхёйсе.
Столь же революционный подход, но в изображении милицейских портретов, Рембрандт демонстрирует в «Ночном дозоре» (1642 год). Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. Какая красота в легких, печени, сердце, какую великолепную систему образуют сосуды, нервы, какая стройность в позвоночнике. В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы.
Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. Вместе с ними он видел столько разных вещей, домов, кораблей, людей.
Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. В отличии от аналогичных портретов, в том числе «Урока анатомии Деймана» (1656), Рембрандт игнорирует тенденции стремления к анатомическому реализму, сосредотачивая внимание на психологических аспектах, подчеркивая любознательность зрителей их близостью к мертвецу. Некоторые принадлежат компаниям, беспрестанно строящим новые.
Он увидел в них трудолюбивое, старательное творчество. В отличие от исполненной художником почти четверть века спустя работы «Урок анатомии доктора Деймана» (1656, Амстердамский музей) на данном полотне основное эмоциональное напряжение создается не пугающими анатомическими подробностями, а контрастом между мертвым телом и живыми людьми. Графические варианты притчи о блудном сыне поражают накалом драматизма и воздействуют на зрителя они не меньше, чем знаменитое живописное полотно на эту тему. Нидерланды (Голландия). Третьи – городу, хранящему хлеб и торф для бесплатной раздачи беднякам.
Открыто показаны на картине лишь руки трупа и Тульпа. Левая рука не соответствует размерам тела и, вероятно, так же была пририсована позже. Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты. Картинная галерея. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
В нижнем правом углу можно увидеть учебник, вероятно о строении человеческого тела. Это известный жанр. Взглянуть на порт. Там все серое: и море и небо. В тот раз, когда Рембрандт запечатлел доктора Тульпа за демонстрацией физического строения человека, труп принадлежал Арису Киндту (настоящее имя – Адриан Адриансзон), повешенному за то, что избил и ограбил человека, а также тяжело ранил тюремного охранника. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии.
В Амстердаме построены самые большие хлебные амбары в мире. Он сделает двойную карьеру: политическую и научную. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. У него много учеников. Барокко. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера.
Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. Врач Николас Тульп являлся ректором этих собраний с 1628 по 1653 год. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки.
Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Среди живописцев был один, знавший о мышцах больше всех врачей, – Леонардо да Винчи.
Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Картина, создана в 1632 году, писалась с доктора анатомии Николаса Тульпа и его коллег. Не все картины хороши, так как девушкам не хватает жизненности индивидуальности.
Однако старания Апостола оказались напрасными. В творчестве Рембрандт также удачлив и счастлив, как и в браке.
Попутно Рембрандт поупражнялся в передаче оттенков слоновой кости и голубого, проявляющихся у трупов. В центре внимания Рембрандта все же стоит человек, психологически верная передача характеров и душевных движений.
Рук почти не видно. Доктор анатомии Николас Тульп стал центральной фигурой. Молодые женщины, каких он еще никогда не писал.
К нему сложнее подобраться.