«рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов в истории европейской живописи». В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра. Профессор Борис Робертович Виппер дал такое определение Рафаэлю – портретисту: «Рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов во всей истории европейской живописи». Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист.
Основная гамма теплых, светлых песочных тонов гармонично и мягко выделяет прелесть нежной кожи лица, шеи, открытой части плеч белой кофты свободного кроя с двумя маленькими и изящными черными бантами завязок, роскошь пышного атласного платья, сверкающего золотой подкладкой и отделкой. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Иеронима, св. К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем.
Черты лица Донны Велаты мягки, текучи, нежны, они растворяются в легких переходах света и тени. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. 1513, музей Гарднер, Бостон). Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам».
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Так началась история Рафаэлевых Станц. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Обе картины написаны примерно в одно и то же время скорее всего, Рафаэль сознательно копировал манеру Леонардо. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза и умный, спокойный взгляд. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.
Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции.
Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически изменяет рукава и дорисовывает собаку. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Тонкий и ранимый, он всю жизнь чувствовал острую потребность вматеринской любви и нежности. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Это самый известный портрет Рафаэля. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. В 1508 году по приглашению Юлия Второго Рафаэль появляется в Римме и с тех пор до самой смерти живёт в Вечном городе. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Левая рука, мягко подчеркивает выпуклость живота, пристальный взгляд направлен на зрителя.
Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника. Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо.
Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. После этих работ Рафаэль вернулся снова в Перуджу.
Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства.
Твердые формы сводятся здесь к чистым сферическим объемам, с тщательно подобранными цветами. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает своих вершин. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Большинство исследователей предполагают, что эта картина является результатом переосмысления Рафаэлем находок портретной живописи, предложенных в «Моне Лизе». Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
VI). «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II.
После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, вот таким образом росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги.
Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Несмотря на свои небольшие размеры, полотно поражает лаконизмом, строгостью композиции и величием образа. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». К счастью, через год она была найдена в Швейцарии. Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Однако это никак не сказалось на его творчестве.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
У ангела слева одно крыло. fornaro – пекарь). Томмазо Ингирами действительно прославился своей необыкновенной ученостью, об этом свидетельствуют и предметы изображенные перед ним. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. 1512, Прадо, Мадрид). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. На столе изображён великолепный натюрморт с богато иллюстрированным манускриптом и колокольчиком. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая Дама в покрывале (около 1514 г. ). Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Только после того, как французы были изгнаны из Северной Италии в 1512 году, что положило конец противостоянию Рима и Франции, папа Юлий сбрил бороду. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Он даже обвинил художника в плагиате. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Мавра и св.
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Он прожил остаток своей жизни здесь. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Лаврентия, св. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Большинство его работ над собором Cвятого Петра были изменены или уничтожены после его смерти и принятия проекта Мичеланджело, выжили только несколько рисунков. Перед ним на столе – маленький деревянный ларец, выполняющий роль подставки для раскрытой книги, чернильница и чистый лист бумаги. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Этот камерный портрет действительно необычен. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Иоанна Крестителя и св.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Несколько раз переписывались и руки дамы.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Выяснилось, что сначала это была Дама с собачкой, а потом поверх собаки появился единорог. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой.
Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Портрет тонко сбалансирован. Его книга об идеальном человеке своей эпохи Придворный (1513 – 1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Работа датируется 1498 годом. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. Первый учитель – Перуджино. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. В 1513-1514 гг.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Отказавшись от традиционного парадного портрета, Рафаэль использовал новый формат и показал папу Юлия в необычном состоянии – в подавленном настроении во время болезни. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Бенедикта, св. Один из лучших – «Донна Велата» (ок.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)1, который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт2. А с XVI века начинается коллекционирование рисунков выдающихся мастеров – как образцов для молодых художников и как произведений имеющих самостоятельное эстетическое значение. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Рафаэль ввел в это общество своих современников: в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, а справа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул».
«Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Рафаэль с большим чувствстом показывает будущую мать, её спокойную гордость. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
1514, галерея Питти, Флоренция). Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной.
Догадку подтвердили радиографические исследования проведенные в 1927 г., впервые в истории итальянской науки. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Сикста в Пьяченце. Руки с короткими пальцами украшены перстнями. В этих фресках мастер воплотил идею о безграничных духовных и физических возможностях человека. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
«Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. В живописи Ренессанса есть очень немного примеров портретов беременной женщины. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера.
Без сомнения, Рафаэль разделял убеждение Кастильоне «Красота изливается как луч солнца на все сотворённые вещи. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. «Шедевр Рафаэля – луврский портрет графа Кастильоне, – пишет Алпатов – После мучительной загадочности Джоконды глаз отдыхает перед портретом Рафаэля, открытым взору каждого и вместе с тем возвышенно прекрасным». В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. Следующий папа Лев Х также был восхищен мастерством Рафаэля и поддержал продолжение росписи. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо: «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул».
Губы тронуты едва заметной улыбкой. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа).
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
В церкви братьев сервитов находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Ромуальда, св. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Он расположен в одном из центральных залов и висит напротив «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). «Форнарина» (прибл. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ. золотых и снял для неё виллу. Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Наряду с «Донной Гравида» и «Маддаленой Дони» входит в число 3-х первых женских портретов Рафаэля. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино.
Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа.
Плацидия. Так же, не идеализируя и не приукрашивая, не придавая значительности и величавости, Рафаэль изображает и Анджело Дони. Ф. Пенни.
В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. Оберхубер считает, что это был первый настоящий «живой человек», написанный художником. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.