Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов. Примечательно, что тот факт, что Рафаэль изобразил себя на фреске «Философия» («Афинская школа»), а не «Поэзия» («Парнас») показывает, что в то время художники были ближе к философам, нежели к поэтам, тогда как сегодня живопись считается изобразительным искусством, поэзия – литературным, тогда как философия превратилась в гуманитарную науку, а математика– и вовсе, в точную.
В книгах сатир, од, посланий – философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности – золотой середины (выражение, восходящее к Горацию). По форме ствола и раструба – это труба (на оксфордском рисунке мы видели, что там изображена двойная труба). И несмотря на то, что весь народ жил искусством и среди искусства, художников ценили хоть и высоко, но не как артистов, а как ремесленников, хорошо исполняющих свою работу.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). На субъективном и личном уровне поэма отразила жизненный опыт самого Данте изгнанного из его родного города, Флоренции. Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.
Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. 7. Все это мог видеть и Маркантонио – видеть и изобразить.
14. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Здесь перечисляется довольно большой ансамбль инструментов – струнных (гусли, псалтериум), духовых (орган, трубы), ударных (кимвалы). В этом смысле "Коронование Марии" примечательно тем, что ничем не примечательно. 18 ГОМЕР- (ок. Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли.
7. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Боккаччо, Джованни (1313 – 1375) – итальянский писатель. Композиция делится на три части.
Здесь, однако, уже явственно выступает другая сторона творчества Рафаэля: легко заметить, что тема произведения и его выполнение близки гуманистической культуре римского двора с его академическими интересами, направленными на вопросы стиля, формы, риторики. В настоящее время известны и другие подобные саркофаги12. Он также автор сатирической поэмы "Ворон" (1354 – 1355) и книги "Жизнь Данте Алигьери" (около 1360). В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. Анакреонт (Анакреон) (ок.
Мельпомена – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии. Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести. Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет. Точность изображения костюмов кардинала или папы, швейцарских гвардейцев во фресках ватиканских «станц» не включается в повествовательную жанровость ситуации и не становится началом проникновения в сложную и неповторимую игру человеческого характера. Изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты) начиная с XVII века ее атрибутом является книга, на обложке которой может быть написано: "Илиада", "Одиссея" или "Энеида".
Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). Урания – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница астрономии. 3. 200 до н. э. ) – древнегреческая поэтесса из Танагры (Беотия). он их написал более двадцати.
В своих стихах воспевал любовь с присущей ей ревностью, огорчениями и разочарованием. Для сравнения можно указать на картину римского художника Пьер Франческо Молы (1612 – 1666) "Гомер, диктующий свои поэмы" (Москва, ГМИИ им. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой).
В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности. Он, естественно, в центре. Так он изображен на "Парнасе". Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. Разговоры Гете.
Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам вот таким образом Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто – XIV в., кваттроченто – XV в. и чинквеченто – XVI в. ). Темноволосая и темноглазая, с крепко вылепленной пластикой лица, она напоминает и величественную сивиллу и красавицу итальянку, повязанную платком, с крестьянской шалью на плечах из картины «Мадонна в кресле».
Форма раструба и мундштук доказывают, что это медный духовой инструмент. История живописи знает множество примеров изображений многофигурных композиций. Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди Фра Бартоломео. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).
На Парнасе берет начало священный Кастальский ключ источник поэтического вдохновения. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
На его фресках люди сильной воли и высокого достоинства. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Аполлон (15). Другое направление искавшее путей непосредственного отражения «идей, духа и облика своей эпохи», по словам Делакруа, открыло огромные возможности реалистического метода, непосредственного отражения действительности, утеряв при этом монументальность и синтетичность стиля.
Возможно, его нужно называть неоплатонизмом, но так называли философскую школу начала эры и может возникнуть путаница. Именно на его склонах раскинулся знаменитый город Дельфы – центр эллинского мира. Толпа народа, женщины и дети на левой стороне фрески, со страхом и изумлением смотрят на совершившееся чудо. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. С. 230).
В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. 24 Проперций (ок. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Эвтерпа вобрала в себя Каллиопу".
Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом. 19. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. Петрарка, Франческо (1304 – 1374) – итальянский поэт. Что же касается Рафаэля, то приходится констатировать, что, несмотря на попытку изобразить вполне конкретные ноты их запись оставляет желать гораздо большей точности, – нотные знаки не складываются в осмысленную музыкальную фразу, ритмическая группировка произвольна. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
17. В глазах ее нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного, а для нее уже нет случая — все свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное. Помимо циклов рисунков и множества иллюстрированных изданий, появившихся на свет после создания поэмы, творение Данте вызвало к жизни большое количество монументальных живописных произведений (дантовское видение Ада вдохновляло ренессансных художников, которые выбирали из него отдельные элементы, чтобы проиллюстрировать аспекты христианской эсхатологии или даже пытались представить всю программу дантовского Ада).
Художник показывает мир, где человек величествен, мудр, уверен в себе. У нас нет другого объяснения этому, чем данное американским музыковедом. Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. Джорджо Вазари писал о росписях Станца делла Сеньятура: «Ее украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех, прежде здесь работавших».
14. Стихи Тибулла пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами. В области музыки Сапфо во времена Рафаэля приписывалось – безосновательно – изобретение плектра (пластинки или кольцо с "когтем", надеваемое на палец с помощью плектра защепляют струны и тремолируют на плекторных музыкальных инструментах), а также миксолидийской гаммы. Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников.
Эти два столпа древнегреческой лирики расположились – симметрично – у основания Парнаса. Леонардо да Винчи такой же запредельный гений Ренессанса, каким Платон был для Древней Греции. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Был вместе с Сапфо представителем эолийского мелоса (лирической песни). Цецилия" раскрывает знание художником современных ему проблем музыкальной эстетики. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. Неизвестная фигура. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно. Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Его смертьвызвала всеобщую скорбь.
Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям. В правой части картины художник изобразил (сверху вниз) итальянских поэтов Лудовико Ариосто и Джованни Боккаччо, древнеримского поэта Горация, который беседует с современником Рафаэля Джакопо Саннадзаро. Э. Уинтернитц полагает, что на фреске Рафаэль изобразил некий гибрид инструментов. Не абстрактная «музыка сфер», а пространство грандиозной лоджии, наполненной светом н воздухом, рождает иной пульс жизни.
Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля». Соединение этих фигур представляется абсолютно ясным и оправданным: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу, описанию которого посвящены первые две части "Божественной комедии", спутником и проводником Данте был именно Вергилий. Различия эти касаются и музыкальных инструментов. Эта оценка, как вы можете догадаться, отнюдь не была окончательной.
Это сочетание национального типа и классических реминисценций образа в поздних «мадоннах» Рафаэль быстро завоевал беспредельное доверие папы Юлия II, который предоставил двадцатипятилетнему художнику огромные возможности и творческую свободу в работе над росписями «станц». – И, услышав эти слова, Ананий пал бездыханным на землю и великий страх объял всех. » Отдельные лица апостолов и просто людей из толпы прекрасны. Сапфо – древнегреческая поэтесса.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами в одно время, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной– дамы. Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. Этот знаменитый портрет Сапфо был найден и в Помпеях.
В эти годы Рафаэль создавал только картоны изредка подрисовывая и поправляя главные фигуры. Сапфо (VII – VI века до н. э. ) – древнегреческая поэтесса. В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер.
Но сколь различны духовные концепции этих образов и композиционное понимание тондо.
Изображалась с шаром и циркулем начиная с XVII века, ее голову венчает полумесяц из звезд. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. В XVI в. искусство еще могло создать такой портрет, лишенный фальшивой идеализации, остающийся в рамках спокойного правдивого реализма, но свободный от ненужных натуралистических подробностей. Коринна (VI – V века до н. э. Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания. Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства. Эти произведения Рафаэля – «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. – уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства. Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство.
"Долой варваров. Цецилию покровительницей музыки. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).
Полуфантастический образ Гомера породил в науке так называемый гомеровский вопрос из проблемы авторства выросший до совокупности проблем происхождения и развития древнегреческого эпоса (в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества). Под этой диаграммой изображено так называемое абсолютное пифагорейское число – X, как сумма первых четырех чисел имеющих пропорцию всех основных музыкальных консонансов – октавы, квинты и кварты (1:2:3:4). Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером.
Гомер, который изображен под номером 18, традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Уже Вазари констатировал это: "На картине изображена св. Существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Кроме того исследователи выделяют на этих двух фресках группы персонажей, взаимодействующие между собой, например, Данте и Вергилий на «Парнасе» или группа пифагорейцев в нижнем левом углу «Афинской школы». Однако к временам Рафаэля не сохранилось ни одного подлинного инструмента античности. Традиция эта продолжалась и после Рафаэля.
Тибулл (23) и Проперций (24). Сын вольноотпущенника.
(Об этой картине мы поговорим специально в другой раз). В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны. В образе «Сикстинской мадонны» впервые оказалось воплощенным сочувствие человеку, не исключающее преклонения перед ним. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Изображение по сторонам от мадонны св. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
– А. М. ). По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). «Сикстинская мадонна» – это апофеоз его гигантского творчества и одно из величайших мировых творений.
Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. Данте и Вергилий смотрят друг на друга на фреске. В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни.
2. Картина поражает сочностью красок и филигранной детализацией каждой фигуры. Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги.
В греческой мифологии Парнас – гора в Аркадии, место обитания Аполлона и Муз. В планировке – резкое противопоставление неба и земли. Сикстинская мадонна Где-то около 1515 года Рафаэля посетили в Риме «черные монахи» – бенедиктинцы, представители далекого монастыря из глухого городка Пьяченцы.
Для поколения Рафаэля это и было выражением идеи возрождения (античности). Автор комедий нравов (Шкатулка, 1508 – 25 Чернокнижник, 1520).
13. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Сам папа Лев Х хорошо знал музыкальную теорию играл на органе (орган-позитив имелся в его покоях), обладая, по свидетельствам современников, неплохим голосом, он часто и охотно пел, любил обсуждать профессиональные вопросы со своими придворными музыкантами.
Кроме этого, он написал поэмы "Африка" (1339 – 1342, на латинском языке) о 2-й Пунической войне и "Буколики" (1346 – 1357), а также автобиографическую прозу – "Моя тайна или Книга бесед о презрении к миру" (1342 – 1343), "Письмо к потомкам" (1374). Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками.
47 до н. э. – 15 до н. э. ) – римский поэт. Во второй половине жизни Рафаэль становится официальным художником папского двора. В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. В книге новелл Декамерон (1350 – 1353, опубликован 1470) – гуманистический идеал ренессансной литературы, тип нового героя – естественного человека, гармоничного и прекрасного от природы. 23 Тибул Альбий (50 – 19 (17) до н. э. ) – римский поэт из аристократического рода.
Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах. Каждого он изобразил в присущей тому манере. 5. Почему органетто (или органино) – маленький орган-портатив – Цецилия держит так, что на нем не только нельзя играть, но из него даже вываливаются некоторые трубки.
По-настоящему первое зрелое композиционное решение в искусстве Рафаэля мы встречаем в знаменитом «Обручении Марии», где внешне простая и очевидная схема симметрического построения и пространственного противопоставления переднего и заднего планов, почерпнутая из арсенала композиционных приемов кватроченто, трактована не только с тонкой нюансированностыо, но и принципиально новым пониманием соотношения целого и частного, закономерного и жизненно конкретного. Изображалась с флейтой (часто – с двойной или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом. Рафаэль – это завершение. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. соч., т. VIII.
Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом. 47 до н. э. – 15 до н. э. ) – римский поэт. В двадцатилетнем возрасте он стал придворным поэтом Арагонской династии. Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи. Жила на острове Лесбос (Малая Азия). Л., 1935.
Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого. Он отличаетсябольшими добродетелями. Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду». Безусловно, Рафаэлю чужда фотографическая точность. Св. Цветы п траиы, силуэты деревь-1н написаны с любовной тонкостью.
Обручение Марии В 1500 году Рафаэль поступил в мастерскую Перуджино. В исполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. Сохранилась античная ваза (ок. Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох.
«Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. Таковы «Портрет кардинала» (около 1518), «Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи» (около 1518). Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Терпсихора – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница танца и пения. Художник показал ее в тот момент, когда она игрой на органе привела себя в состояние экстаза. Достаточно указать на скульптурное убранство французских готических соборов, грандиозные алтари и фрески итальянских церквей эпохи Возрождения (например, "Триумф Фомы Аквинского" Андреа Бонайути в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции или "Распятие" Фра Анджелико в монастыре Сан Марко (тоже во Флоренции) – это если приводить примеры из предрафаэлевского времени) или монументальные полотна, скажем, Ильи Репина – "Заседание Государственной Думы" или "Русские композиторы", картину, украшающую фойе Большого зала Московской консерватории. Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется». Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
21. 25. По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). е. по-сухому). Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) – помещения (станца – комната) в папском дворце Ватикана. Подобную лиру держит, например, Аполлон – статуя в нише в "Афинской школе". В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма.
23. Сапфо (1) и Алкей (2). Ему было поручено расписать фресками комнату в папском дворце – «Станца делла Сеньятура». Прокомментируем здесь рафаэлевские изображения кратко.
Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви. Жила на острове Лесбос и именно благодаря ей появилось слово лесбиянка.
Теперь св. Проперций, Секст (ок. Он был признан одним из самых великих ученых своего времени. Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала. Цецилия, которая, ослепленная сиянием небесного хора поющих ангелов и вся во власти гармонии, прислушивается к божественным звукам. Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы. Но художник не согласился уничтожать работы своих предшественников: он хорошо знал цену искусству. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке – именно в эпоху Ренессанс после нескольких столетий забытия возрождается платонизм.
Это побуждало многих, вслед за Гете, Стендалем и Листом, сравнивать его с Моцартом. Его Пастушеские песни рисуют идиллический мир сельской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию (местность на Пелопонессе). Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах. Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено.
Мадонны Рафаэля, которые займут в дальнейшем большое место в творчестве художника, в первый период его обучения в Перуджии несут на себе следы влияния. Что касается рафаэлевской св. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Орган и другие музыкальные инструменты изображены очень хорошо. Рисунки эти относятся к тому времени, когда саркофаг был цел. Примерно между 1503 и 1504 годами Рафаэль написал для церкви Сан Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло алтарный образ «Обручение Марии» – произведение, которое достойно завершило ранний период его творчества.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». «Афинская школа» Философия Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа». поручил Джованни написать орган, который держит святая, воспроизведенный им с натуры столь отменно, что кажется рельефным, а также музыкальные инструменты у ног святой и, что важнее всего, написанное им схоже с тем, что сделано Рафаэлем, настолько, что кажется, будто это одна рука". Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам.
Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов. Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. немедля многие его детали повреждены, но имеются рисунки Франческо ди Джордже и Амико Аспертини, на которых изображены детали и, в частности, музы с инструментами.
Фреска посвящена теме поэзии. Однако в XV в. слово "organis" стали понимать буквально, то есть "орган". В самом низу, являя собой композиционную пару Сапфо, помещен лирик Пиндар. Это не картина. Автор поэм на сюжеты античной мифологии, пасторалей, сонетов.
На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Музы (по правую руку Аполлона) 11. Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев.
Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески. Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом. Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. 18. Гете с восторгом говорит о ней в "Итальянском путешествии": "Начну с "Цецилии" Рафаэля. Его пасторальный роман "Аркадия" (1504) был весьма популярным памятником итальянской литературы.
Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. В композиции «Обручение Марии» «все приведено к золотой мере», в ней нет ничего, что отвлекало бы внимание от главной группы Марии и Иосифа. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность. Все три картины кажутся вариациями одной схемы, проявлением почти нарочитого самоограничения художника, жертвующего разнообразием жизни и композиционных возможностей во имя разработки В образах рафаэлевских «мадонн» есть отвлеченность от самого течения жизни, которую академическая схема последующих столетий превратила в бездушную холодность. Как раз в это время особого расцвета достигли небольшие органы-портативы и св.
А. С. Пушкина). Его пасторальный роман Аркадия был весьма популярным памятником итальянской литературы. е. по-сырому), так и способом "а секко" (т. Ее мотивы – сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон – тяготы старости и предчувствие смерти.
Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Трактат "Наука поэзии" ("Послание к Пизонам" стал теоретической основой классицизма. Но также необходимо было изобразить считавшийся обязательным атрибут Каллпопы – трубу. Главным творением является Неистовый Роланд (1516). 22. Бокаччо Джованни. (1313 – 1375) – итальянский писатель.
Полигимния – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница героических гимнов. 8. Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Джорджо Вазари писал о росписях Станца делла Сеньятура: «Ее украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех, прежде здесь работавших». Станцы Рафаэля – это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508 – 1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. СПб., 1905. В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты.
В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество. Абсолютно по-другому трактует эту тему Андреа Мантенья: на его "Парнасе" (1497): Аполлон сидит слева и играет на лире, под его игру музы пустились в пляс. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа. И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно. Абсолютно очевидно, что Рафаэль не случайно поставил эти две фигуры близко друг к другу.
Ариосто Лудовико (1474 – 1533) итальянский поэт. Это лица обычных людей, одухотворенных всепоглощающей мыслью, стремлением разрешить волнующие вопросы. От центральной группы расходятся, образуя полукруг, остальные фигуры, в которых узнаются древние и более поздние поэты: слепой Гомер, поющий свои стихи, Данте, увенчанный лавровым венком, Вергилий, стоящий по другую сторону от Гомера и смотрящий на Данте, проводником которого по Аду и Чистилищу он является в «Божественной комедии».
Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения. Даже в гениальной «Тайной вечере» Леонардо, в построении которой он с поразительной простотой совместил логику геометрической, пространственной и психологической структуры композиции, основу выразительности составляют не всеобщие закономерности и единство целого, а многообразие решения каждого отдельного образа этой «энциклопедии человеческих характеров». 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Канцоньере (Книга песен) – сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры. Он был необычайно эрудирован в области классического (античного) наследия, широко использовал в своих трудах таких писателей, как Вергилий, Цицерон и Боэций. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление.
Ученик, управляющий лодкой, увлечен своей работой фигура его изогнулась в неудобной позе, для того чтобы удержать лодку в равновесии. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Иуда, прежде изгнанный из храма и клеймённый, вытесненный в бессознательное (по Юнгу), является перед Джотто в сиянии, которое предвещает спасение и, возможно даже, обусловливает его. – Стендаль.
Гораций (Квинт Гораций Флакк) (65 – 8 до н. э. ) – римский поэт. Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести "Фьямметта" (1343, опубликована 1472), пасторалей, сонетов. Станцы Рафаэля— это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6м. ), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Исповедовал идеалы Высокого Ренессанса в лирике на латинском и итальянском языках. Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). И обратил внимание на поразительную особенность этой картины: «В богоматери идущей по небесам, не приметно никакого движения, но чем больше смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается».
Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. Более того, о музыкальности Рафаэля можно и нужно говорить имея в виду несколько ее аспектов. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. 480 до н. э. ), на которой они изображены вместе, причем играющими на лире. Этот плафон одновременно можно назвать утончённым и помпезным изящным и величественным. 27 ГОРАЦИЙ (65 – 8 до н. э. ) – римский поэт.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами около 27 года до н. э., в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной – "госпожи". 13. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян.
Интервалы обозначены здесь их греческими названиями: диапазон (октава), диапенте (квинта), диатессарон (кварта) и эпоглон (секунда). Алкей (VII – VI века до н. э. ) – древнегреческий поэт.
16. Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах. Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви. Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки. Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик.
4. Все группы сливаются воедино, т. к. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Кроме этого, он написал поэмы Африка (1339 – 1342, на латинском языке) о 2-й Пунической войне и Буколики. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». О причинах этого можно высказывать лишь предположения и первое из них, что слава композиторов, подобных Окегему, Обрехту, Изаку, Жоскену де Пре, Пьеру де ля Рю, Брумелю (кстати иностранцев), зиждилась на их церковных, т. е. полифонических сочинениях, на музыке, стиль которой неуместен на Парнасе. Цецилии.
Итак, о расположении фигур на "Парнасе". Гомер традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Вергилий – римский поэт. Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля. Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. Скромное место Аполлона (центральными фигурами здесь являются Марс и Венера) дало в свое время – в инвентаре мантуанского дворца (1542), для которого картина была написана, – основание признать в этой фигуре Орфея.
Приведу лишь два высказывания на этот счет – Гете и Стендаля. 1. Все преисполнено жизнью и правдой. В центре повествования страдающий от любви поэт, который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. Изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке. Изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов). Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут».
рано потерял родителей. Эту задачу, величайшую задачу живописи Возрождения, за которую впервые взялись мастера треченто, завершил на заре чинквеченто Рафаэль. Спаситель на руках матери — совершенный младенец от одного до двух лет. Этот первосвященник был нрава крутого и решительного.
Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап. Они существовали уже при папе Николае V (1447 – 1455 годы). Вам хотелось тогда услышать, как одной из его мелодий оглашает лес далекая валторна. Но никакой гений не может сиять тем лучезарным светом, каким светится каждая его черта.
Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев. Тибальди, Антонио (1463 – 1527) – итальянский поэт и литератор, Жил при дворах Феррари, Мантуи и, наконец, в Риме в период правления папы Льва X. Он лишился своего имущества во время разграбления Рима, оставил описание разграбления Рима, во время которого потерял все. Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия.
Примитивность была их отличительной чертой. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Одним из таких людей и был Юлий II. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж, который представлен на фреске «Парнас». В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона.
24. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Этот символ находится в метафизической реальности. 26. Не намек ли это на гностическое Евангелие от Иуды к тому времени давно запрещенное и уничтоженное, но сохранившееся в отрывках в критике к нему «отцов церкви».
Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. Соединение двух этих поэтов – ренессансного и античного – объясняется, вероятно, тем, что первый подражал второму. 26.
А его символ – гостия (хлеб) – находится в центре композиции. 485 до н. э. ) – древнегреческий поэт-лирик, певец любви. Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. Часть II. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Писал хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». На первой по времени фреске, "Диспут о таинстве причастия" (1509), среди других изображен царь Давид, держащий в руках свой атрибут – псалтериум. I. образах рафаэлевских «мадопп» есть отвлеченность от самого течения кнзпп.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). 28. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Соотношение длины этих струн выражает пифагорейскую теорию музыкальных интервалов: октавы (6:121:2), квинты (6:98:122:3), кварты (6:89:123:4) и секунды (8:9). То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима».
Папа завоевал Болонью, Перуджию и другие города, ранее не подчинявшиеся его воле. И последнее. Урбино в этом отношении не был исключительным городом.
Данте Алигьери (1265 – 1321) – самый великий поэт Италии, а также одна из выдающихся фигур в западноевропейской литературе. 582 – ок.
Фрески этой станцы интересны ещё и тем, что показывают истинное положение даже такого гения, как Рафаэль, при дворе папы, зависимость художника от тенденций своего времени и невозможность подать своё видение исторического события. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано). Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Мол, один человек с таким бы объемом информации не справился.
Ей посвящали латинские и итальянские стихи. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. Гомер (8) и Безымянный юноша (6).
Знаменитый Памятник Горация породил множество подражаний (Г. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на струнах и органе. 13 игл ид мадон- ны из композиции «Мадонна со щегленком» кажется устремленным к младенцам Христу п Иоанну Крестителю из бесконечной выси.
Саннадзаро (26) и Гораций (27). Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Мы еще вернемся к Кастильоне в связи с "Парнасом". Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Сын вольноотпущенника. 10. В «Афинской школе» все построено на контрастах — встречных контрапостах, склоняющихся и распрямляющихся фигур, обращенных лицом и спиной к зрителю.
11. Перуджино. Гераклит так же знаменит в становлении древнегреческой философии. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев.
В переносном смысле Парнас – мир поэзии, поэтов. Главным творением является "Неистовый Роланд" (1516). И если Гете говорит, что ни до кого, кроме самой св. «Форнарина» (прибл. Она воспевается под условным греческим именем, выбранным так, чтобы вместо него в стих можно было вставить и настоящее: героиню Тибулла зовут Делия (в действительности Плания), а героиню Проперция – Кинфия (в действительности – Гостия). Оба поэта имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами около 27 года до н. э., в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной – "госпожи". Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция.
А для чего все это. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Безымянный юноша. красота земного оытия. 18.
«Афинская школа»— блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых После глубокой самопогруженности опершегося да камень Гераклита, после вызывающей раскованности позы лежащего на ступенях Диогена, после сосредоточенной энергии и увлеченности Эвклида изображенного с учениками в правом углу фрески, после мрачной сдержанности Зенона и искренней красноречивости Сократа в образах Платона и Аристотеля покоряет всепоглощающая сила мысли. Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. В качестве примера иного подхода укажу на картину Витторе Карпаччо "Видение св. В чем же тогда причина.
Возможно, с поцелуя Иуды с фрески Джотто. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Большинство художников выходило из народной среды.
Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Вокруг Аполлона с музами Рафаэль изобразил знаменитых греческих и римских поэтов, поместив их в прославленном кругу и своих более близких современников, где рядом с Гомером, Вергилием, Горацием, Анакреоном стоят Данте, Петрарка, Боккаччо, Ариосто и даже Микеланджело, выступающий здесь как автор поэтических циклов. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
Гомер (ок. Многие малые художники бессодержательно подражали ему, но он был основным источником вдохновения для великих классических художников, таких как Аннибале Карраччи, Никола Пуссен и Энгр. В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах.
Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Они окружены величественным пейзажем и замысловатыми архитектурными элементами. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). 9. Рафаэль живописал мечту о абсолютном человеке, свободном и благородном. Лица апостолов – простые, грубые.
За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. Традиция, которой в придерживался Рафаэль, предписывала изображать Гомера вместе с сопровождающим его безымянным юношей, который стилем записывает его слова на вощёную дощечку. Сложнее обстоит дело с трубой у музы слева от Аполлона.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
И все-таки оказался один такой источник информации, сохранившийся к началу XVI в. в достаточно хорошем состоянии, - это древнеримские саркофаги с изображениями муз. Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. Музыкальность Бембо хорошо известна. Цецилия в состоянии воспринимать небесную музыку ангелов и орган ей больше не нужен.
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell39Incendio di Borgo) – последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг. ). Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. В 1513-1514 гг.
Однако ныне есть версии, что Гомер– это не один человек, а целая школа. Его пасторальный роман Аркадия (1504) был весьма популярным памятником итальянской литературы. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию поздней античности (Carmina Anacreontea), Возрождения и Просвещения (в России образцы анакреонтической поэзии – у Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, А. Н. Майкова, Л. А. Мея). Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку.
Однако разговор о музыкальности Рафаэля необходимо начать с гораздо более ранних его работ. К этому мотиву Рафаэль обращается во многих своих произведениях и в дальнейшем, но первый раз эта тема затронула художника именно при сотворении «Парнаса».
Клио – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница истории. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы. 22. «комнаты Рафаэля»)— помещения в Папском дворце Ватикана, с фресками Рафаэля. Он был признан одним из самых великих ученых своего времени.
В переводе с итальянского слово "фреска" означает "свежий", "сырой". 47 до н. э. – 15 до н. э. ) – римский поэт. В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Стихи Тибулла пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами. Страбон в своей "Географии" пишет: "Над городом возвышается Кинф – лишенная растительности и скалистая гора (. ) Миф рассказывает, что Латона избавилась от родовых мук, произведя там на свет Аполлона и Артемиду". Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ).
«Аркадия» — первая крупная пастораль в ренессансной Европе, которая приобрела международный успех. 24 – Проперций, Секст (ок. Ведь Иуда – это самый страшный персонаж для христианина и тут вдруг поцелуй, окутанный светом. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая.
Они работали как в технике "а фреско" (т. Такие же отверстия на инструменте с двойным стволом – у музы на упомянутых римских саркофагах. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу. Это живопись по сырой штукатурке, т. е. в те короткие десятки минут, пока раствор еще не "схватился" и свободно впитывает краску.
Обратил на себя внимание Вергилия. В правой части картины художник изобразил (сверху вниз) итальянских поэтов Лудовико Ариосто и Джованни Боккаччо, древнеримского поэта Горация, который беседует с современником Рафаэля Джакопо Саннадзаро. Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости. Так, они выдвинули Рафаэля, у которого и мысль и дело были равно совершенны некоторые из его лучших последователей приближались к нему, но ни один не сравнялся с ним. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных". С восхитительной логикой и иконографическим вкусом Рафаэль исключает из композиции также и буколически звучащий спринкс имеющийся на гравюре Маркантонио.
В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. Лицо св. Тем не менее и в этот период целый ряд выдающихся произведений выполнен самим Рафаэлем.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Августина" (Венеция, Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), созданную одновременно с этой Мадонной Рафаэля. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры.
Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи. Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах. В своих стихах воспевал любовь с присущей ей ревностью, огорчениями и разочарованием.
Мадонна с щегленком Прекрасная садовница и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем Мадонна с щегленком (1506 год). Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии. Якопо Саннадзаро – итальянский поэт. Но так же как о Леонардо, несмотря на его самооценку (uomo senza lettere – человек без образования), немыслимо утверждать, что он был необразованным человеком, точно так же о музыкальности Рафаэля (uomo senza lettere в музыке) невозможно говорить с пренебрежением.
Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. Музы (по левую руку Аполлона) 16. Осмелюсь предположить, что оно также сказалось и в области музыки.
Композиция делится на три части. Я сказал "естественно" и это так. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. На переднем плане картины изображены три журавля. Безымянный юноша.
Знаменитый "Памятник" Горация породил множество подражаний (Г. Таким образом, авлос соединился с трубой, а археологическая достоверность – с аллегорической убедительностью. 20. В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. по другим данным ок.
Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени. В Италии XV— XVI веков эти слова звучали синонимами нового стиля, еще недавно выступавшего с полемической заостренностью против традиций средневековья — «варварского искусства готов», как квалифицировали в ренессанспой Италии французскую готику. Большую роль в образном решении фресок «Месса в Больсене» и «Изгнание Элиодора» играет изображение современников — папы Юлия II и его окружения. Ее мотивы – сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон – тяготы старости и предчувствие смерти. Характер же ее мужа — Анджело Дони привлекает благородной открытостью натуры.
Мы видим псалтирь очень архаичного типа. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). подчинены идеальной симметрии. Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. На его картине встречаются Боги и люди, древнегреческие и древнеримские философы со средневековыми, то же касается поэтов. 1510 е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля.
Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). В ее чертах видна та отрешенность, которую можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга". Начиная с 1509 и по 1520 гг. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем.
Собр. В книге новелл "Декамерон" (1350 – 1353, опубликован 1470) – гуманистический идеал ренессансной литературы, тип нового героя – "естественного человека", гармоничного и прекрасного от природы. Как и Сапфо, происходит с острова Лесбос. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Члены семьи не очень ладили друг с другом.
Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров. В данном случае перечень фигур выглядит следующим образом (краткий комментарий по поводу изображенных персонажей поможет понять смысл именно той их группировки, которую избрал Рафаэль). Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Его исследования и личная причастность к жарким политическим спорам привели его к сочинению "Монархии", одного из главных трактов средневековой политической философии. Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке».
В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). С. 207).
Данте (7) и Вергилий (9). Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие ("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила") (1509-1511 гг. ), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя.
Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. Пиндар (около 518 – 442 или 438 до н. э. ), древнегреческий поэт-лирик. 12. Так и Моцарт выдвинут ими как нечто недостижимое в музыке" (Эккерман. Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello, букв.
Гораздо более поздний по времени псалтериум изобразил Ганс Мемлинг в своих "Музицирующих ангелах" алтаря в Генте. 19. 15. Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. История живописи в Италии.
Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах. Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита.
Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. Примеров можно привести десятки. 485 до н. э. ) – древнегреческий поэт-лирик, "певец любви", наиболее значительный автор (после Архилоха), писавший на ионическом диалекте. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. 6. Почему Рафаэль изобразивший на этих фресках наряду с античными поэтов и художников своих современников, не показал ни одного музыканта, среди которых были при папском дворе достаточно известные (нельзя считать достоверным, что в облике Аполлона художник запечатлел известного музыканта Сансекондо).
Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Вергилий (Публий Вергилий Марон) (70 – 19 до н. э. ), римский поэт. Редкая растительность покрывает его лицо и голову. Что касается древнегреческой литературы, то здесь представлены и героический эпос (Гомер) и сольная (монодическая) мелика, то есть мелийская поэзия (от греч. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.
В глубине видна часть собора св. Аполлон (Феб) – в греческой мифологии олимпийский бог, сын Зевса и Лето целитель, пастух, музыкант, покровитель искусств, прорицатель (оракул в Дельфах). Сикста и св.
В XV в. многие художники, в том числе и в Италии (например, Заноби Макьявелли) изощрялись в изображении целых небесных оркестров. Каллиопа – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница эпической поэзии. Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Р. Державин, А. С. Пушкин и др. ). 28 ПИНДАР (около 518 – 442 или 438 до н. э. ), древнегреческий поэт-лирик. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом.
Политика его была не только смелой, но и гибкой. И так как именно в этотдень возникло опасение, что папскийдворец может обрушиться., высокая духовная полнота человеческой натуры, раскрывающаяся в его зрелом творчестве, общечеловеческий идеал и личная судьба, утопическая идея вечной гармонии и мысли о реальной конечности жизни человека слились в образном содержании «Сикстинской мадонны», не нарушая его ренессансной целостности. 21 Аристо Вергилико. (1474 – 1533) итальянский поэт. Две последних – самые выдающиеся– известны сегодня как «Парнас» и «Афинская школа», которые он рисовал в 1508-1511. Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками.
В этой картине он снова вернется к форме тондо — круглой картины (вспомним написанную в юности «Мадонну Конестабиле»). В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Во многих случаях на таких картинах имеющих явно символическое значение – показать взаимосвязь (прежде всего духовную) персонажей – модели группируются отнюдь не случайно, а сообразно их значению и месту на иерархической лестнице. Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями.
С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. Но такое местоположение Аполлона не единственное, встречающееся в живописи. Статуи Аполлона дошли в слишком поврежденном виде. Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости.
Среди поэтических творений Алкея также бравурные военные песни (стасиотика), застольные песни (сколия) для аристократических пиршеств мужчин, любовные песни и гимны в честь богов. Для нас особенно примечательно (поскольку речь идет об обществе Аполлона), что имя Кинфия было дано героине по названию горы Кинф на острове Делос, на которой родился бог поэтов Аполлон. Автор комедий нравов ("Шкатулка", 1508 – 25 "Чернокнижник", 1520). Художник изобразил Галатею ориентируясь на поэму Анджело Полициано – придворный поэт Лоренцо Великолепного выразил в этих стихах в полной мере свое острое чувство внешней картинности. Такого ясного, лучезарного чела, таких глаз не может быть у человека.
Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью. 26 Санадзаро Джакопо. (1456 – 1530) итальянский поэт. С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра.
Другие художники также изображали псевдоантичные лиры (например, Мантенья в своем "Парнасе". Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина. Стихи Проперция отличаются печальным настроением, сердечной эмоциональностью, душевностью, его язык порой загадочен и теме. 25 Тибальди Антонио (1463 – 1527) – итальянский поэт и литератор. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях.
Житие Цецилии, одной из первых христианских мучениц, жившей во II или III веке, было известно еще с раннего Средневековья (примерно, с VI века). Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте». Тибулл, Альбий (50 – 19 (17) до н. э. ) – римский поэт из аристократического рода. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. В следующем году он завершает первую редакцию "Канцоньере", названную "Триумф любви" и указывает свое авторство, как "Лавровенчанного Поэта (sic. ) Франциска Петрарки". Тяготение к абсолютной завершенности развития человеческой личности, которое лежит в основе образного строя портретов Рафаэля, получило окончательное п наиболее последовательное выражение н теме «мадоппи». Живопись Возрождения обращена к зрителю. Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем.
В портретах он сводит до минимума значение деталей — описательный план своей живописи. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. В центре композиции— фигуры Аристотеля и Платона. В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения. Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора». Разве это картина, разве это сочинено.
В книгах сатир, од, посланий – философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности – "золотой середины" (выражение, восходящее к Горацию). На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Героический эпос "Энеида" о странствиях троянца Энея (римская параллель древнегреческому эпосу) – вершина римской классической поэзии прославляет историческую миссию Рима трагизм судьбы (направляемой неведомым провидением) и самоотречения умеряется верой в верховный смысл истории и мирового закона.
От центральной группы расходятся, образуя полукруг, остальные фигуры, в которых узнаются древние и более поздние поэты: слепой Гомер, поющий свои стихи, Данте, увенчанный лавровым венком, Вергилий, стоящий по другую сторону от Гомера и смотрящий на Данте, проводником которого по Аду и Чистилищу он является в «Божественной комедии». Исповедовал идеалы Высокого Ренессанса в лирике на латинском и итальянском языках. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Она находится слева внизу рядом с другими лириками.
582 – ок. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались. В Древней Греции Парнас был местом поклонения Аполлону. В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем. Портреты Причина такой быстроты освоения новой техники и новых образных возможностей монументального искусства, которые Рафаэль продемонстрировал уже в росписях «Станца делла Сеньятура», лежала в основах его художественного метода.
Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. В этой связи интересно, что уже одна из самых первых полностью самостоятельных картин художника – "Коронование Марии" (1503) – дает некоторое основание для определения той музыкальной концепции, которую он воспринял от предшествующего поколения живописцев через Пьетро Перуджино, своего учителя, влияние которого на Рафаэля было очень сильным и ощущается на протяжении всего творчества Рафаэля.
Передний план занимают фигуры апостолов. Фреска «Диспут» – это рассказ о небесной церкви и земной и действие композиции происходит в двух планах. Перуджия являлась центром всей Умбрии. В самом низу, являя собой композиционную пару Сапфо, помещен лирик Пиндар. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Все же следует заметить, что этот высокий отзыв о коврах Рафаэля справедлив, если говорить только об отдельных образах, несомненно, представляющих собой шедевры мирового искусства. Картоны к этим фрескам были написаны в 1518 г., то есть в то время, когда Рафаэль занимался уже архитектурой, руководил работами по постройке собора Святого Петра, археологическими исследованиями, охраной античных памятников и восстановлением древнего Рима. Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. Саннадзаро, Джакопо (1456 – 1530) итальянский поэт.
Изображался с кифарой или лирой. Именно таким мог видеть его Рафаэль. Р. Державин, А. С. Пушкин и др. ). которую академическая схема последующих столетии превратила н бездушную холодность. С чего все началось. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции.
Такой раствор художники-монументалисты называют "спелым". 27. Картина поражает сочностью красок и филигранной детализацией каждой фигуры.
Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. Я много знал о ней, но сейчас увидел ее своими глазами. Даже одежда прописана с особой тщательностью – кажется, что можно ощутить текстуру ткани. 17 ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ, (1265-1321) – самый великий поэт Италии, а также одна из выдающихся фигур в западноевропейской литературе.
16 Анакреон ок. 8 апреля 1341 (на Пасху) Петрарка был увенчан в Риме, на Капитолии, лавровым венком. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало. Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II.