Почему так знамениты рубенсовские женщины и что отличает этих пышнотелых красавиц от женщин, которых изображали другие художники как современники Петер Пауль Рубенс, так и те, кто творил до и после него.
Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддается сомнению. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей.
Тем временем злой рок снова расставляет сети на пути бедной девушки. Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. Теннис, велосипед, плавание, волейбол стали массовыми видами спорта. Картина Рубенса «Союз Земли и Воды» изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами и Воды — морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Благодаря Рубенсу, Елена Фурман стала символом женщины барокко, как до этого женским символом Ренессанса была Симонетта Веспуччи, увековеченная Сандро Ботттичелли на картине «Рождение Венеры».
В конце XVI столетия (эпоха рококо) идеал красоты как выражение вкусов высшей аристократии отходит от строгих классических форм: прическа становится нарочито увеличенной формы, волосы для этой цели взбивались тупеем, а в случае необходимости дополнялись фальшивыми. Это сама красота в понимании Рубенса, без всяких потаенных смыслов. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ).
Шею обрамляли изящные маленькие воротники. Сможет ли она выдержать новые удары судьбы и отстоять свое счастье. И это стало еще одним, пожалуй, самым важным завоеванием. Дело в том, что изменения моды возникают под влиянием различных обстоятельств.
Наконец, те же брюки, ставшие неотъемлемой частью женского гардероба. Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее.
Женщину сравнивают с розой — она нежна, хрупка изящна. Исключения не составили даже зимние пальто. Этикет двора Людовика XIV определял размеры шлейфов: у королевы — 11 ярдов (1 ярд равен 119 сантиметрам), у дочерей короля — 9 ярдов, внучек короля — 7 ярдов, у принцесс королевской крови— 5 ярдов, у прочих принцесс и герцогинь — только 3 ярда. Стандарты красоты XVII века предполагали, что женщина должна быть, что называется, «кровь с молоком».
Но не будем о грустном. Появились нижние юбки и прозрачные капроновые блузки. Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной.
Лишний вес был еще и показателем общественного положения дамы – если она «в теле», значит, живет в достатке и хорошо питается. И слава Богу. Ничто так не подвержено частым переменам, как эстетические идеалы и каноны красоты. Елена Фурман также была дочерью друзей. Если проследить историю до этого, то в основном красивыми считались дамы "в соку". Раньше прямую, не приталенную одежду носили все женщины. Короткие юбки как бы по контрасту подчеркивали женственную округлость ног.
На парадах женщины выступали наравне с мужчинами. У вас есть натурщицы. Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. (Сейчас, кстати, мы уже знаем, что дела обстоят ровно наоборот и лишнему весу сопутствует целый букет заболеваний). Выбирая себе жену, мужчина обращал внимание на девушек пополнееПолучается, что Рубенс реалистично писал тех натурщиц, которые были доступны, а вовсе не воспевал женскую полноту нарочно. Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин.
Остается надеяться, что ее второй брак оказался не менее счастливым, чем первый. Не раз менялся идеал красоты в XIX веке. Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается. А вот для молодых ретро-стиль таил в себе необычайную прелесть.
Вожделенные «90-60-90» стали целью всех модниц мира, которые начали истязать себя диетами и разнообразными спортивными нагрузками. В планах Адель — желание разрабатывать действительно красивую и модную одежду для полных женщин. Девушка привыкла к уважению и поклонению. Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы.
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. С его поддержкой она преодолела несколько восстаний аристократов именуемых Фрондой. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка.
Его творцом стал известнейший французский модельер Кристиан Диор. Да и мужчины очень скоро привыкли относиться к ним как к приятелям, которых можно запросто похлопать по плечу и которых уж вовсе не обязательно пропускать вперед, не говоря уж о том, чтобы уступать место в транспорте и о прочих «предрассудках». Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Конечно, певица опровергает эту информацию. Обувь на плоской подошве делала походку более плавной и свободной.
Кстати, жена Рубенса Изабелла Брант, по мерке XVII века, была худышкой. Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизниПодробнее о картине Рубенса «Шубка» – читайте здесь. Елена была второй женой Рубенса. Женские платья, блузы и жакеты стали прямыми. Комплекс полноты стал «популярен» среди женщин только с середины ХХ века.
Эллины большое внимание обращали на прическу. От каждого оставалась и остается какая-то интересная находка, какое-то рациональное зерно, то, что позволяет использовать это направление в дальнейшем.
Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ. И всё же рука не поднимается осудить немолодого по меркам 17 века Рубенса за его увлечённость.
А изящные, женственные нарядные платья в стиле ретро разных периодов XX века. Скромную гладкую прическу венчает диадема. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает венок на голову богини. Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ».
С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой. Но неожиданно в ее жизни наметились перемены – красавчик Барри, кумир всех женщин в округе, обратил на скромную школьницу свое внимание. Другие на время как бы уходят в тень, но мода от них не отказывается. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. Разница была и очень существенная.
Этим отчасти было подготовлено и последуюищие изменение моды. Тогда впервые возник интерес к старине. Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. На тот момент ей было 16 лет, а Рубенсу – 52.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Надвигалась вторая мировая война.
Развивались физкультура и спорт. Все это тайна велика есть. Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определённый женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жён. Но несомненно, он был предан ей душой и телом на протяжении всех 17 лет брачного союза. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». А «платья-рубашки», пришедшие в моду в конце 50-х — начале 60-х годов и благополучно здравствующие и поныне. Да даже на советских моделей-манекенщиц посмотреть.
Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти». Естественно, возникла потребность в новых образах. О ней – в биографии Рубенса. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная так по имени римского императора Тита Веспасиана. Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии.
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Как кому идет. Но война прошла и возникло естественное желание забыть об ужасах и лишениях. Это передано через одежду молодой пары.
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре. На смену абстрактной духовности приходит подчёркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. Юбки резко удлинились, закрыв икры ног, обутых в «туфли-тапочки» (их еще ласково называли «галошками»). В 80-е годы в моду входят турнюры — объемные драпировки и банты сзади, к низу от талии. Напуск на талии сменился мягким облеганием, красиво обрисовывающим стан.
Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна. Художник дважды был женат. Никому и в голову не пришло бы садиться на диету и бороться с лишними килограммами ибо в тот исторический период как раз излишняя худоба воспринималась как показатель болезни и нездоровой хрупкости.
Тут были и мушкетеры и первые авиаторы и Том Сойер и чеховские, диккенсовские образы и решения, навеянные различными стилями в искусстве, такими, как готика, ренессанс, барокко и карнавальные, театральные образы. «Женщины Рубенса» стоят особняком в истории искусства и красоты в целом. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица изнеженность и утонченность. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме».
Платья на кринолинах перегружали мехами, лентами, кружевами, длинными шлейфами. Люди постарше знают, что всякое новшество вначале слегка шокирует нас своей неожиданностью, а потом мы входим во вкус, привыкаем и нам кажется, что только такая одежда красива, удобна, разумна, практична и что только так мы теперь и будем одеваться. Тут было все — и спортивный стиль и «корсетный» и клеши и «бананы» и с вельветом и с искусственным мехом и с кожей и с вышивками и с кружевами. Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде.
Это видно, начиная с "палеолитических венер", прекрасно заметно в античной скульптуре, В живописи, опять же, на протяжении всей ее истории. Прелесть и чувственность юной жены Рубенс изобразил на всемирно известном полотне «Шубка». Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны.
Официально ее регентство закончилось в 1651году, когда королю исполнилось 14 лет (в то время это был возраст абсолютнолетия королей), однако она сохраняла свое влияние на сына вплоть до смерти Мазарини в 1661 году. Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии изображением обнаженной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. Каждый миллиметр их телесных несовершенств выписан с таким тщанием и любовью, что сомнений не остается: Рубенс действительно преклонялся перед таким типом красоты и считал его идеальным для изображения. Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением. Она бывает серьезная и кокетливая, скучная и веселая, строгая и небрежная.
Это было необходимо чисто психологически. Фасон, детали, цвет и рисунок ткани — это то из чего складывается настроение. Представления о женской красоте вполне соответствовали духу самой эпохи: пышные формы воспринимались как свидетельство физического здоровья и внутреннего величия.
Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. Силуэт фигуры в профиль приобретает необычайно женственную S-образную изогнутость. А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь. В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла.
Но судьба распорядилась иначе. Она вынуждена была прислушаться к реальным требованиям большинства. Нужен был вызов общепринятым нормам.
В новых пропорциях и благодаря новой манере одеваться и носить как сами вещи, так и дополнения, украшения, более смело и живописно строить весь ансамбль одежды эти мотивы звучали свежо, современно и очень забавно. Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. Однако до настоящей свободы было еще далеко. Так и получилось — недавно Екатерина предстала перед поклонниками слегка постройневшей, что ей несомненно идет.
Но он был для них не интересен. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Модный силуэт был одинаковым для всех. Прожив с юной женой в гармонии и радости 10 лет, Рубенс скончался.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Первой его женой стала Изабелла Брант, дочь большого друга Рубенса, Яна Бранта. В ее развитии есть одна закономерность.
Или вновь вошедшая в моду длина «мини» вовсе не обязывала всех женщин укорачивать свои платья, юбки и пальто так, как это было когда-то. Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Андромеда Рубенса — не идеальная античная красавица, а рыжеволосая, пышнотелая фламандка. Именно это время ознаменовалось активной популяризацией «идеала куклы Барби», то есть длинных стройных ног и тонкой талии.
Но это не для Адель. Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия гармония — единство в многообразии взаимное соответствие всех черт и пропорций законченный целостный образ чувство подлинной жизни. Очень хорошо сказал об этом французский модельер Поль Пуаре: «человек, единственный из всех животных изобрел одежду и, расплачиваясь за это, обязан ее изменять, никогда не останавливаясь на одной и той же форме».
Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови». Рубенса часто считают едва ли не главным выразителем стиля барокко. Любовь преображает Сьюзен, наполняет ее счастьем. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Рубенс отметил свою свадьбу, нарисовав двойной портрет редкого очарования. Уже постаревший художник жаловался своим ученикам: «Вам повезло.
С присущим царственным особам величием она полна спокойствия. Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой. «Не подверженная капризам настроения и обычным женским слабостям, олицетворение доброты, олицетворение искренности», – так позже описывал ее Рубенс. Ее черты можно найти во множестве работ Рубенса. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Полнота для женщины всегда была естественной.
Плечи теперь стали плавно покатыми. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. А первой – Изабелла Брандт. Римлянки уже знали секрет обесцвечивания волос.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. В самом его начале в моду входит одежда с сильно завышенной талией (под грудью), сшитая из тонких, полупрозрачных тканей, мягко обволакивающих фигуру. И одновременно с этим вновь появился интерес к классическому стилю и резко увеличившихся (еще с момента появления «Дутых» спортивных курток) объемах то и дело звучали мотивы моды 50-х годов. В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства.
Даже те, кто не очень близко знаком с искусством, однозначно слышали о «женщинах Рубенса» – в памяти сразу всплывают яркие пышнотелые красавицы, с томной грацией глядящие с гениальных полотен. Такая одежда, дополненная туфлями на высоких каблуках и толстой подошве «танкетке» (само название было сугубо военным), сохранялась в моде вплоть до 1947 года. Хотелось спокойной, тихой, мирной жизни. А потом началась война, в которой женщины принимали самое активное участие.
И вполне естественно, что модная женская одежда стала еще больше походить на военную форму — широкие приподнятые плечи (теперь уже с массивными плечевыми прокладками), затянутая талия. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Еще не так давно полненькие женщины считались эталоном красоты. Но в целом мода XIX века тяготела к искусственности. Можно, конечно, предположить, что как у Пушкина она «рвалась и плакала сначала», но история свидетельствует, что все было абсолютно не так и с пожилым супругом Елена отлично ладила. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Негативное отношение к женской изящности отразилось и в самом слове «худоба», ведь «худо» означает «плохо», а «худым человеком» ранее называли того, кто отличался слабым здоровьем либо не самой лучшей репутацией. Его искусство нравилось всем и европейцы из многих стран готовы были выкладывать немало звонких монет за полотна с его бесподобными красотками.
В Древнем Риме был культ светлой кожи и белокурых волос. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). Без них, как и без самого Рубенса, мир был бы однозначно бледней. Легким и ласковым жестом Персей прикасается к руке смущенной принцессы. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Юноши доставали с антресолей кожаные «комиссарские» куртки и пальто своих дедов.
Одежда укоротилась настолько, что лишь немного прикрывала колени. Их соединенные руки находятся в центре композиции. Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску». А самые отчаянные модницы бинтовали грудь, чтобы oна была как можно более плоской. И мода провозгласила новый образ.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. И цвета были разные — от густого синего индиго до пресловутой «варенки». Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Возможно вот таким образом сам Рубенс не планировал выставлять или продавать картину. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Характерные для него приемы кроя, свободные формы, четкая технология, карманы, молнии и кнопки, отделочная строчка стали широко применяться даже в традиционных классических вещах, вплоть до нарядных, вечерних платьев. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Мода переставала покорно служить избранным. в грудь. То есть это была первая заявка на свободу выбора.
Английский искусствовед К. В. Уэджвуд в своей книге «Мир Рубенса» пишет: «Трудно себе представить, что Рубенс мог рисовать свои жизнерадостные, ослепительные по колориту картины в такое мрачное время, когда повсюду торжествовали насилие и разорение. Родители молодой жены были довольны успешным и знаменитым зятем. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений.
Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Мода окончательно утратила свою элитарность.
Но мода перестала бы быть модой, предложив нечто стабильное, пригодное на все времена. Неужели она была настолько скромна. Линии плавно извиваются, формы круглятся. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. И подумалось мне, что Рубенс выбрал Елену, быть может, потому, что она напоминала ему юную Изабеллу. Эрцгерцогиня изображена во весь рост. которая не станет краснеть, увидев, как я беру в руки кисти». Они такую одежду, пусть не точно такую, но очень похожую, носили в молодости.
В мои времена женщины были слишком толстые». Все они по сегодняшним меркам полноваты. Так как худоба вообще стала красивой только во второй половине XX века. В моду входили то греческие прически, то египетские а-ля Клеопатра.
И, понимая это, художники постоянно придумывают варианты обновления «джинсовой темы». При этом великий художник не упомянул, насколько же «молодой женщиной» была невеста. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит себе почитательниц.
Маркиза совершенно спокойна. Перед ними раскрывалась чудесная возможность перевоплощения. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
А что же Елена. Затем мода меняется и все повторяется сначала. Это была своего рода революция. Сама жизнь не дает ей исчезнуть. Талия не подчеркивалась вовсе. Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары.
Рубенс знал ее буквально с пеленок. Наряду с короткими художники предлагали модели любой другой длины. Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве. Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы. Почему возникла эта мода. Споры о рубенсовских «грациях» длятся уже не одно десятилетие. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Бытовало мнение, что «мужчины не волки – на кости не бросаются. ».
Надетая теперь, после «мини» и «джинсовки», она их беспощадно старила. Ничего нам не объясняя, она поражает нас своей новизной, точно, безошибочно, как перелетные птицы, угадывая направление своего пути. Мы настолько привыкли к удобству и свободе обращения с одеждой, что теперь известная французская поговорка «Чтобы быть красивой, надо страдать» вызывает у нас улыбку. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными. Уютная, свободная, практичная, лишенная какой бы то ни было манерности, претенциозности, эта одежда прекрасно сидела на любой фигуре, создавая ощущение спокойной уверенности в себе, бодрости, ловкости и, если так можно выразиться, физической полноценности.
Втачные рукава все чаще заменялись цельнокроенными и регланом. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.
Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры).
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Художники стремились создать одежду, соответствующую духу времени — лаконичную, четкую, выразительную по форме, не загроможденную «фасончиками» и позволяющую каждому носить ее по-своему. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». О французском короле Людовике XIV было известно, что он моется только весной.