Начало 18-го века ознаменовано обращением художников-портретистов к полупарадным и камерным видам жанра портрета.
И по своему чуткому психологизму К. Е. В первой половине XVIII века после долгого господства величавой прически «фонтанж» женщина переходит к скромной почти гладкой прически «a la berger» (пастушка). При пудрении использовали специальное покрывало. Духовенство, естественно, выступало против новой моды по моральным мотивам.
Но холодный фиолетовый фон насыщен множеством отсветов, так называемых «рефлексов», которые привносят мажорные ноты в общее меланхолично минорное, проникнутое тонкой лиричной грустью, звучание колорита. Картина, с одной стороны, становится жизненно правдивой (такие скульптуры вполне могли присутствовать в интерьере, где императрица представала очам подданных), а с другой – по-прежнему передает зашифрованную в аллегорическом образе идею. Антропов отмечает также и статус модели: на груди Измайловой — брошь с портретом Елизаветы Петровны, усыпанная алмазами, что говорит о личном расположении императрицы к своей придворной даме.
Идея, традиционно выражавшаяся средствами парадного портрета, облечена в форму камерного. Эта женственность – в аккуратности прически, в блеске глаз, в чуть приподнятых изгибах бровей, в припухлости губ и в едва уловимом румянце щек. Это, по-моему, одно из лучших живописных полотен середины века. Крепостной сын (Николай) по своему таланту не уступал крепостному отцу.
Художники-портретисты 18 века действительно выдающиеся мастера. Мужчины прежде всего ценили в женщине ну назовем это верхней частью. Будучи за мужем за военным инженером генералом-губернатором Казани А. К. При этом аллегорический образ теперь «спрятан» как изображение в изображении. Простые люди сравнивали таких щеголей с ослами, вышедшими из мельницы.
Красота купеческого зажиточного быта с огромным вниманием показана художником. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм». И сам И. Н. Одновременно портрет отвечал новому художественному вкусу (он получил название сентиментализм) – стремлению к естественному интересу к внутренней жизни человека, его чувствам в противовес прискучившей рассудочности.
Портрет написан, вероятно, по гравюре Д. Уокера, но с несколько большей, чем на гравюре, пухлостью и округлостью лица, столь характерными для почерка этого миниатюриста. В начале 1780-х годов близ Царского Села по проекту Чарлза Камерона (шотландского архитектора, работавшего в России) был построен образцовый город София. Параллельно с развитием станковой миниатюры на эмали с середины XVIII века развивается миниатюра имеющая декоративный характер и предназначенная для украшения различных предметов прикладного искусства. Воплотить Греческий проект Екатерине так и не удалось. Однако в дворянских семьях XVII и XVIII века имя оставалось популярным.
Изысканные женские фигурки оживали в роскошных бальных залах. Одна из стен бальных дворцовых помещений, как правило, была стеклянной и выходила в роскошный сад. Образная выразительность направлена не на передачу живых ощущений и наблюдений, а ориентирована на достижение тонкого эмоционального и интеллектуального наслаждения, поэтичности и иносказательности, некоторой условности и стихотворной ритмичности, роднящей живопись с музыкой и словом. Косвенным подтверждением этому может служить то обстоятельство, что одновременно с А. П.
Облик сестры милосердия несет в себе черты собирательного, типического образа. И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина» Гавриил Иванович Головкин легок изящен, достаточно уверен в себе. Портрет выразителен и в силуэтном решении. Динамика живописного почерка отчетливо проступает в передаче орнаментов – И. Е. Яркая «Портрет напольного характерность достигается и гетмана» колоритом, основанным на сочетаниях теплых золотисто-желтых, красных, розовых тонов.
И. Е. Картины этих художников — эталон живописи для меня. Это было платье для выхода.
Тогда же А. П. Перед нами волевая, независимая, несколько грубоватая, но творческая натура. Однако императрице портрет не понравился. Эмоциональность образу З. В. А. П.
Художнику, очевидно, хотелось добиться возвышенного и одновременно помпезного эффекта. Рокотовский вариант остался невостребованным и все последующие заказы были переданы А. П. Большинству миниатюристов не свойственно было глубокое раскрытие характера своих моделей. Первые портреты в истории русской живописи появились сравнительно (в исторической перспективе) недавно – в XVII веке.
Здесь фон разработан И. Е. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Может быть инвентор (скорее всего им был все тот же Николай Львов) нарочно замаскировал политическое содержание в непривычную форму.
Мориц, написанном в 1892 году, В. А. Твердого ответа на этот вопрос нет. Кроме того считали, что молодая девушка с напудренными волосами выглядит как неземное существо. Некрасивое лицо Петра Федоровича смягчено светотеневой моделировкой. Здесь государь представлен в более спокойной позе.
Чистые прозрачные стекла становились неотъемлемым элементом произведения. Антропов пишет еще один, четвертый портрет монарха -- в обстановке военного лагеря. Сложный и многоплановый образ на портрете отражает великие перемены в истории России, олицетворяя новую жизнь, ворвавшуюся через прорубленное Петром «окно в Европу». Эта картина — признанный шедевр Боровиковского — представляет совершенное воплощение эстетических идей сентиментализма.
Тем не менее, у многих мастеров эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. Они назывались «парсуны», от латинского слова persona – личность, лицо. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХХ веке. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол. Орловой. Художник изобразил портретируемую среди природы, задорно улыбающейся.
Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. Женщина с портрета несколько надменно смотрит на зрителя, с высоты своей кареты. Таким образом Екатерина II, вступившая на престол в результате дворцового переворота и к тому же нерусская по происхождению, старалась доказать свои права на престол. Серова.
Во-первых, это картины большого формата. При новом царе произошли резкие изменения во внутренней и внешней политике России. Применение пудры в XVIII веке болезненно распространяется.
А другая, противоположная, – зеркальной. Дело даже не в награде, а в том, как она написана.
Игра света на ожерелье слегка оттеняет аристократическую белизну кожи. После смерти императрицы в 1796-м замысел был и вовсе позабыт. Юсуповой. Александрова. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г. ), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Нередко дамы путались в собственных юбках.
То есть в портретах любого человека старались изобразить как идеал. И в последующие века, когда в русском искусстве стали превалировать западноевропейские академические принципы, а затем – тенденции романтизма и реализма, русское портретное искусство не утрачивало своей православной основы в глубине внутреннего содержания образов. Авторская копия оказалась более удачной в живописном отношении, чем оригинал. Его ранние произведения – портреты Г. Г.
К 1750-м годам в русском портрете заметно усиливается камерность в трактовке образа. Маковский близок прославленному голландскому живописцу.
Ярким примером реалистического женского портрета рассматриваемого периода является «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс», созданный И. Е. Тарновская позировала художнику в помещении усадебного театра. А женщина XVIII века горела большим желанием жизни, не оглядываясь на долгий путь за собой.
Несмотря на «парадный» размер полотна и репрезентативность позы, герой представлен в домашнем костюме, что говорит о неофициальном характере его деятельности. Портрет императрицы «помещен совсем фронтально вопреки трехчетвертному повороту корпуса статс-дамы: художник не хочет ракурсом нарушать целостное представление о портрете царицы», к которому и модель и Антропов относятся как к священному символу. Мушки были спутниками времен пудреных париков и набеленных лиц.
Достоевского и Л. Н. Это существа из плоти и крови, они могут взаимодействовать с Екатериной, общаться с нею. Эта мода стала не только женской привилегией. Подобно французским импрессионистам, В. А.
За холодной и расчетливой хозяйкой И. Е. Модель кажется не позирующей, а словно бы живущей в этом живописном пространстве.
Однако строительство храма завершилось только в 1788 году, а сооружение «орденского дома», судя по всему, даже не начиналось. И что же мы видим.
Остроумный парадокс (помещица, но каковы ее владенья. ) должен был привлечь внимание зрителей. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён. второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. Цвета увидены художником в их изменчивости импрессионистической иллюзорности. С последней четверти XVIII века в портреты начали вводить неопределенно мерцающий пейзаж.
Образчиком для подражания становилась откровенно декольтированная дама. Вот таким образом хочется больше увидеть, чтобы вновь насладиться живописью. Известно, что этот портрет не был заказан Екатериной. В начале 1780-х годов их портреты были заказаны Левицкому – картины предназначались для «орденского дома», а портрет Екатерины должен был находиться в центре ансамбля. Портреты Виоллье отличаются утонченностью и изысканностью моделировки, сочностью красок. Изображая богачей, он остается правдивым и непредвзятым, его портреты исключают угодливость и ложь. Черты лица на первый взгляд могут показаться грубыми.
«Портрет А. И. Измайловой» Особенно показательно власть сословного статуса проявилась в «Портрете А. И. Измайловой», на котором модель горделиво демонстрирует портрет Елизаветы I высшую награду придворной дамы. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Откинувшись в кресле, она обращена к зрителю.
На забеленной коже заметные темные точки подчеркивают фарфоровую прозрачность кожного покрова. Именно в парадном портрете Левицкий раскрывается как мастер. На портрете – статная, уже немолодая, но волевая женщина. Однако не только атрибуты позволяют художнику указать на общественный престиж человека.
Цвета объединены в спокойном гармоничном созвучии. Третьим выдающимся мастером портретного жанра конца 18 века был Владимир Лукич Боровиковский. Яркие крупные черты лица выдают сильную и властную натуру героини.
Показанные на выставке портреты охватывают целую эпоху золотого века — от ПетраI до царствования ПавлаI. Толстого. Античные камеи вдохновили французского художника А. Лагрене. Двумя главными тенденциями были обмирщение (ведущим становилось искусство не религиозное, а светское, отвечавшее новым интересам и потребностям) и приобщение к европейскими традициям, в том числе и в изобразительном искусстве. Шляпы становились все больше, обязательным атрибутом женщины для выхода был зонт – загорелая кожа считалась признаком простолюдинки и, разумеется, красавицы не просто защищались от солнечных лучей, а еще и применяли в опасных количествах белила – их делали на основе свинца и опасность для жизни от них была действительно серьезной. Помещая свой портрет в этот дворец, Екатерина стремилась продемонстрировать свою причастность европейским правящим династиям (монархи Европы были связаны друг с другом родственными узами, так что собрание было своего рода фамильной галереей) и одновременно вписать себя в чреду российских правителей.
Рокотов. Заметной тенденцией в живописи женского портрета изучаемого периода стал интерес художников к образам женщин из народа, а не только к «светским львицам», богатым заказчицам или же прекрасным незнакомкам.
Причем интенсивно запудривались не только лица и шеи, но плечи и даже руки. Одним из крупных художников, работавших в области эмали на рубеже XVIII — XIX веков, был Д. И. Евреинов (1742 — 1814), многоплановый, обладавший поразительным чувством цвета и гармонии тонов художник, безукоризненно владевший всеми тайнами работы по эмали, академик Петербургской Академии художеств, придворный мастер. Портрет Левицкого связан с историей ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Но в первом История и Хронос (Время) изображены как люди – женщина и старец с соответствующими атрибутами: История заносит деяния Екатерины в свои письмена, а Хронос с косой у подножья ее трона взирает на императрицу с восхищением – над нею не властно время.
Художник легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры модели. Миниатюрный портрет всегда имеет небольшой формат (от 1, 5 до 20 см) и отличается особой тонкостью художественных приемов, своеобразной техникой исполнения использованием только ему присущих средств и способов выражения. Основание Академии стало логическим завершением преобразований в искусстве.
Изысканным колоритом, почти монохромной гаммой коричневато-серых и бледно золотистых тонов художник подчеркивает «иконописность» созданного изображения. Миниатюры на фарфоре были полихромными или исполнялись в один тон наподобие камей коричневой или серой краской — гризайлью. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения и эстетизации жизни. Мушки ведут свое происхождение из довольно прозаических обстоятельств. Пропагандировался здоровый образ жизни. Его пытливый взгляд не упускает из виду и привезенные из дальних стран вещи.
Этим критерием определялся и идеал женской красоты. Они были созданы почти одновременно. В моду вошел корсет. Знаки ордена Св.
Это портреты Нарышкиной, Лопухиной, княжны Суворовой, Арсеньевой. Внимание акцентировалось на дорогой мебели, больших вазах, роскошных одеждах интересных позах. Это «портреты – картины», близкие к бытовому жанру, достигшему к тому времени пика своей популярности. Галерея была очень представительной – в нее входило 59 живописных портретов. И, конечно, каждая мушка имела свое значение.
Художник раскрывает зрителям скрытые черты характера модели. Особенно тщательно продумывались месторасположения мушек, когда дама отправлялась на бал. Белые волосы уравнивали все головы, молодые и старые.
Отсюда особые правила (канон) и художественные средства иконописи. Достигнуть белоснежности кожного покрова помогала пудра. Особую красоту придавало выпуклое стекло.
Вот таким образом довольно рано сформировался набор устойчивых формул – иконографических схем (позы, жесты, атрибуты), которые выражали определенные идеи. Рисунки причесок рекламировали в журналах мод, появившихся и в России. Владимир Иванович Гау.
Госпожа Дю Деффан до самой смерти, на 84-м году жизни, была душой своего салона. Это закономерно – ведь путь творческого поиска неисчерпаем, подвижен и бесконечен. Новосильцевой (1780 г. ), знатной дамы Е. Н. Он находит выразительные позы, жесты, показывая знатных вельмож. В портрете З. В.
Его портретные образы привлекают к себе хрупкой изысканностью. Конечно, гуманистического, правдивого. Такова и красота женщины. Мушки были способны вести интимный диалог с собеседниками. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств.
Аргунов (1729-1802)- крепостной графов Шереметьевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. Семья художников Аргуновых Семья Аргуновых, бывшая собственность князей Черкасских, а с 1743 года графов Шереметевых, – явление необычное даже в России, где из среды крепостных вышло столько замечательных художников, зодчих, музыкантов, актеров. Константинополь так и не стал столицей новой православной империи. Аргунов изображает свои модели крупным планом: они словно находятся рядом со зрителем. Развивая концепцию национального портрета, И. П. Как бы ни желал художник быть объективным, отречься от своего «эго» во имя чистоты образов, все равно, в каждом произведении он выражает себя, одухотворяет все собственной духовной энергетикой. Репиным в 1890 году.
Язык мушек, носивший доверительно-интимный характер, пришел в Россию из Европы. Лишь с середины XVIII столетия портрет «опускается» в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры». Это заметно уже в тех самых похожих на традиционные иконы «парсунах» имена авторов которых, к сожалению, канули в лету. В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов.
При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица. Еще один прием – низкий горизонт. Он создал многочисленные портреты Шереметьевых и людей их круга. Фоном служит здесь залитая солнечными лучами суета улицы, художественное пространство разворачивается в глубину по диагонали, подчеркнутой линией тротуара и чередой стоящих в ряд домов, усиливая ощущение движения фигур торопящихся по своим делам или же праздно гуляющих прохожих.
Решение новых государственных задач сопровождалось созиданием новой культуры. Русских художников отправляли учиться за границу на государственный счет (это называлось «пенсионерство», поскольку ученики получали «пенсион» для поездки). Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения.
Такие «портреты» – это не просто «портреты» в классическом понимании. Низкий горизонт выделяет фигуру, придает ей мощь, величие.
И. Вишняков «Портрет Сары Фермор» И. Вишняков – художник своеобразный и во многом загадочный. Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен. Именно такой дочь критского царя Миноса представлена на барельефе Козловского.
Портрет Е. Н. Арсеньевой (1796)- произведение высокого мастера. В её взгляде то ли презрение, то ли сострадание, то ли грусть, то ли холодность – загадка. На полотне также изображены цветы — сорванные и уже слегка поникшие на стебле розы. Такая парадигма проявляет себя во многих работах мастеров творческого объединения «Мир искусства», к которому и принадлежал К. А. В качестве фона искусно обыгран условный стилизованный пейзаж, опять же вызывающий ассоциацию не столько с настоящим пейзажем, сколько с театральными кулисами. Картины несколько схожи, но забыть их невозможно.
К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А.
Опять повторились формы бочки, колокола, яйца Опять хлопоты с маленькими карстами, узкими дверями и коридорами. Этот момент общения со зрителем вообще составляет особенность многих портретов В. А. Сельская идиллия сентиментально настраивает поэтов, художников, музыкантов и женщин. Может, она дама полусвета, спешащая на бал, может – невеста или жена какого-нибудь чиновника или купца. Нам неизвестно в каких отношениях находились художник и государь мы не знаем, позировал ли Петр III Антропову. Майков (1769-1770 гг. ), почти все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М. А.
Сейчас он хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. А. Антропов. Барельеф создан в Париже в 1780. В колористическом решении этого портрета особенно поражает нас обилие различных золотистых оттенков, то «кричащих», словно бы вспыхивающих на свету, то спокойно мерцающих, то приглушенных и едва различимых, плавно переходящих в другие тона.
Рядом с царскосельским храмом собирались возвести дом Кавалерской думы Ордена Св. Очень сложные, детализированные работы этого периода. В своих работах Боровиковский раскрывает всю красоту женщины того времени. В прежние времена считалось недопустимым эгоизмом изображать современников. спасибо за статью. Так или иначе, её социальное положение не должно по мысли художника интересовать зрителя.
Фиолетовый цвет в гамме считается самым холодным, в противоположность красному – самому «теплому», даже – «горячему», цвету. Как нетрудно догадаться название «парсуна» – от слова «персона». Особенно проявилось это в желании узреть «свет Божий» в потемках человеческой души, в коей земное, телесное и мирское непременно озарено живой духовностью.
Идеи поиска «искры Божией» в земном мире всегда были близки православной культуре, но своей кульминации они достигли во второй половине XIX века, когда именно они стали ключевым аспектом в исканиях творческой интеллигенции – вспомним выдающиеся произведения Ф. М. Н. Аргунов «Портрет графини Шереметевой» Талантливые от рождения, трое сыновей И. П. Аргунова обучались искусству под руководством своего отца. Так Татьянин день стал Днем студента. Сначала дамы одевались, а только потом использовали всякие гримировальные приемы. Работ этого тончайшего миниатюриста сохранилось немного. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления -- все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени.
Сара Фермор покоряет трогательной хрупкостью, чистотой и одухотворенностью. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Несмотря на статичность модели, условность в трактовке фигуры, жеста, орнамента, портрет Сарры Фремор покоряет своей поэтичностью. Сомов. Старшие женщины очень дорожили этой модой, так помогавшей им скрывать свои настоящие лета. Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х -- начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны.
В нем намечен новый взгляд на человека. Наше внимание привлекает, например, гигантская декоративная перламутровая раковина на стене, вероятно из Юго-Восточной Азии или же прекрасный иранский ковер, напоминающий изысканность колорита персидских миниатюр.
Дама усаживалась на стул, а ее голова торчала снаружи. Эти изображения Петра I положили начало развитию эмалевого портретного искусства в России. Стоит обратить внимание на постановку фигуры. Серов насыщает светоносной силой каждый мазок своей кисти.
Пожалуй, при всем разнообразии характеров, темпераментов, внешних качеств изображаемых на портретах женщин, главное свойство, что их объединяет, можно назвать словом «марийность», то есть в каждой женщине художник (осознанно или нет) выражает нечто такое, что роднит её с библейской Марией Только вот с какой именно – Девой Марией или же Марией Магдалиной, спросит внимательный читатель и будет абсолютно прав. Молодость персонажей в данном случае как бы является метафорой молодости новой России. На протяжении шести столетий (с XI века до XVII) древнерусская живопись, продолжая византийскую традицию, развивалась почти исключительно в церковном русле. Осуществить это удалось уже его дочери Елизавете, учредившей в 1757 году в Петербурге Академию трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры и архитектуры). Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица изнеженность и утонченность. Но целью парсуны было все же не столько запечатлеть конкретную личность (хотя черты лица в этих изображениях индивидуализированы), сколько прославить человека как представителя знатного рода.
Воронцова и дети (1770-е). Петр мечтал и о создании Академии художеств. Парадному портрету всегда свойственна панегерическая (то есть торжественная, восхваляющая) интонация: модель – это обязательно совершенный монарх или великий полководец или выдающийся государственный деятель, воплощение тех добродетелей, которые должны быть свойственны его сану и роду деятельности. Царские регалии наполовину срезаны рамой картины.
Возможно, потому, что он невольно воскрешал воспоминания о ее политической неудаче. Мастерская и тончайшая работа с мрамором позволила передать гладкость кожи лица, переливчатость шелковой накидки, сложную фактуру кружев на ней, витиеватые кудри парика «Чередою шли к тебе забавы и чины» — так Пушкин написал и о Голицыне и о братьях Орловых изображение которых Шубин сделал для Мраморного дворца. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Почему. Хотя перед нами и обобщенный образ «незнакомки», но как поразительно индивидуальны черты её лица.
В те времена мушки получили еще одно название – пластыри красоты.
Отсюда та портретистов Европы. Да, а поскольку искусство конца XIX века тяготеет к реализму, то и свойство «марийности» – отображение обоих начал и загадочной чистоты, непорочности и грешности, мирской слабости, которая искупается силой божественного всепрощения и милосердия. Колорит картины построен на гармоничном сопоставлении сближенных золотисто-зеленых, коричневатых тонов в летней природе, розоватых тонов в лице и бледно-желтоватых, а так же синих - в одежде. Декоративность усиливается и кулисами изображающими условные пейзажи или драпировки. — «Сколько лет Вы хотите иметь в этом году». Антропову.
Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Но о нем напоминают памятники искусства. А. Матвеев «Автопортрет с женой» буквально за руку Матвеев вводит свою жену в новый мир. Четкий величественный профиль модели выразительно выделяется на красно-коричневом со светлыми вкраплениями фоне имитирующем драгоценный материал — черепаху, применявшуюся в отделке произведений прикладного искусства.
Свет юных лиц счастливых супругов, кажется, не замечает клубящуюся за ними тьму. Серьезно и чуть напряженно лицо девушки. Здесь можно было бы, конечно и поспорить, все-таки и русские портретисты были хорошо знакомы с античной культурой, копировали многочисленные «антики» – учились рисунку изображая греческие и римские скульптурные портреты и статуи древних божеств. Изображение людей того времени воспринимается сегодня как поэтический рассказ художниками о своем времени.
Гармоничны и мелодичны все линии, привлекают внимание детали. Антропов пишет уменьшенный и усеченный вариант того же портрета Петра III. художники не были абсолютно независимы от своих заказчиков, которым они, по словам Г. Державина высказывали «истину с улыбкой». Худое и уже немолодое лицо модели преисполнено чувства собственного достоинства, что ясно читается в спокойном и уверенном взгляде, в улыбке на тонких губах.
Изображенные более сдержанны в выражении чувств. Серов словно бы «согревает» светом в общем-то холодноватый колорит. Модели изображались в основном на гладком фоне.
Щедро пудрились и мужчины. В изысканно блеклой гамме портрета продуманно сопоставлены приглушенно коричневый и сероватый тон одежды, яркий красный крест и желтизна световых бликов. То же можно видеть и на картинах – в религиозной живописи. Сравним, например, два портрета Екатерины II кисти Иоганна Баптиста Лампи – «Портрет Екатерины II с фигурами Истории и Хроноса» и «Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истины и Силы (Крепости)».
Контраст белой кожи лица и черного пятна нравился модницам. Портрета Татьяны Шуваловой не сохранилось. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Реже миниатюра делалась двусторонней — с изображениями на лицевой и оборотной сторонах.
Владимира для собраний его кавалеров. В его творчестве предугадано и живопись следующего века.
Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. В портретах И. Аргунова выступает живой интерес к человеческой личности как к таковой, вне зависимости от её сословной принадлежности и общественного положения. В чем отличие иконы от картины. Кто она и куда она едет.
Еще много портретов вышло из- под кисти художника – поэт В. И. Репиным как нельзя более детально. Более разнообразны и объективны по характеристикам мужские портреты.
Но восемнадцатый век рекомендовал рассчитывать не только на грим и макияж. Темное пространство озарено словно бы внезапно ворвавшимся лучом света. Мы можем только догадываться, строить собственные выводы и предположения. Тончайшая игра полутонов создает лирическое настроение.
С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов -- будь то царская мемориальная «парсуна», парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти. Это — самый значительный и совершенный портрет среди созданных художником. В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф. С.
Скажем, Настасья Филипповна у Достоевского тоже обладает выдающимися плечами и грудью. Его портреты графини Шереметевой, бывшей крепостной актрисы графа Н. П. Шереметева Параши Ковалевой (в театре Жемчуговой) вызвали в России всеобщий интерес не только из-за чрезвычайной любви богатейшего российского вельможи и его крепостной, но и талантом художника, запечатлевшим незаурядность и обаяние одаренной русской женщины. Это широкое жизнерадостное приятие реальности, ощущение праздничности, триумф природного начала.
Часто русские художники 18 века были вынуждены воплощать в портретном образе представление заказчика о самом себе, но никак не действительный образ. Художник любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Появилась новая техника: письмо темперой по дереву сменила живопись маслом на холсте. Широкая юбка давала возможность скрыть последствия малодушного поведения. Центром этого города стал монументальный Софийский собор (проект тоже разработал Камерон) – в память о главной христианской святыне, находившейся во владении турок, храме Святой Софии в Константинополе.
Платье и грудь закрывались специальной накидкой. Согласно этому проекту, Россия должна была изгнать турок из Европы, овладеть Константинополем и образовать на Балканах, во-первых, независимую Греческую империю (во главе которой должен был встать внук императрицы великий князь Константин), а во-вторых – государство Дакию под эгидой России, в которое должны были войти Дунайские княжества, освобожденные от власти турок. В современных салонах такие накидки называются пеньюарами, а тогда они имели иное название – пудромантели. Задача портретиста иная – это прежде всего рассказ о человеке. И. Никитин — крупнейший художник петровской эпохи, один из основоположников новой русской живописи, создал «Портрет графа Г. И. Головкина» после возвращения из пенсионерской поездки.
Камерный портрет, по природе своей обращенный к сфере частного, а не общественного, служит выражением имперских амбиций верховной русской «помещицы», угодья которой должны простираться до самого Константинополя. По-сути, эти образы тоже можно назвать своего рода «незнакомками» – художники не оставили для истории их имен, они стремились создать обобщенный образ своих современниц, представительниц различных социальных слоев. Хрипунова, «иностранной коллегии переводчика» и его жены (1757) – людей незнатного происхождения. Печать холодной приветливости лежит на устах.
Портрет не говорит, что перед нами дальний родственник Петра, человек с весьма скверным характером. Во-вторых, на парадном портрете модель изображается в полный рост. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Лучшей его работой является женский портрет. Орлова (1762-1763 гг. ), Е. Б. Юсуповой (1756-1761 гг. ) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо.
И художник отходит от первоначального замысла. Спрашивали обычно при новогодних пожеланиях. Антроповым писать Петра III был приглашен Ф. С.
Его кисти принадлежит целая галерея портретов великих людей 18-го века. Но можно выдвинуть предположение. Ярошенко в портрете сестры милосердия. И. И. Красота требовала много средств, труда и таланта.
Высшим властям определенно пришлась по вкусу именно антроповская интерпретация Петра III. Мужчины и женщины часто пудрят не только лица, но и волосы. Талия должна быть неестественной по объему – около 55 см.
Они нарядны, декоративны, красочны. А. П. Антропов — представитель стиля барокко, в творчестве которого окончательно сложился национальный вариант светского камерного портрета. Делает он это с подобающим и своей юности и юности представляемой им страны достоинством.
Одна из самых известных Татьян — Татьяна Шувалова. Но художественные средства парсуны восходят к иконописи: первые портреты создавались выходцами из Оружейной палаты (важнейшего центра художественной жизни XVII века), точнее – из ее иконописной мастерской. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на полотнах кисти великого живописца. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью.
Шереметева. А это так же признак неординарности, самостоятельности и творческого начала. Похоже, что она была левша – ведь веер она держит в левой руке.
Важным было учесть общественное мнение о том или ином человеке. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной.
Что это, зарисовка природы или здесь заключен некий смысл. Но хочется немного больше информации, больше изображений (портретов художников).
Непривычное платье и жесты несколько стесняют персонажей автопортрета, но не сбивают с твердо избранного пути, о чем свидетельствует вся динамика диагонального движения композиции. Позолоченная рама картины, скатерти и ковры, расшитые золотой нитью, золоченые переплеты книг на столе, – все это создает атмосферу роскоши, восточного шика, столь близкого вкусу дочери казанского купца С. Е. Вспомните, сколько в её жизни грязи земного греха и сколько силы самопожертвования.
До Октябрьской революции полотно находилось в Зимнем дворце, затем оно перешло в Русский музей. Рокотов писал преимущественно камерные портреты. Он написал образ энергичного человека, облаченного властью и полезного своему государству. Платье было по-старому двойным и расходилась спереди, как во времена Ренессанса. Ее сын, фаворит императрицы Елизаветы Иван Шувалов, выбрал день именин матери для того, чтобы подписать указ об основании Московского университета.
Одна из первых «парсун» – «Портрет царя Федора Иоанновича» начала XVII века из коллекции Государственного исторического музея в Москве. Российская история в лицах – так часто называют творчество Левицкого. В таком подходе чувствуется вдохновленность мастера шедеврами Рембрандта. Сложная гамма чувств находит воплощение в красивых оттенках словно вибрирующего цвета.
Но нет на это однозначного ответа – ведь в женской природе переплетаются сущности обеих. Подчеркнуто открытая шея и грудь были главными признаками благородства. Произведения И. Е. Этот орден был учрежден 22 сентября 1782 года, его статут (то есть документ, описывающий порядок награждения орденом и связанные с ним церемонии) написал Александр Андреевич Безбородко – фактический руководитель российской внешней политики.
Лиричный и загадочный мир чувств и переживаний женщины отображает в своем творчестве В. А. Вместе с тем такой мягкий свет и гладкие, аккуратные, практически незаметные мазки. Они получили название – «парсуна». В 1760--1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. С отказом от белой кожи и искусственных волос произошел достаточно резкий отказ от мушек.