Как показывает анализ программ по изобразительному искусству знакомству с жанром изобразительного искусства – портрет отведено недостаточное количество часов. Рассмотрев программы по изобразительному искусству, применяемые в начальной школе, разобрав, что в каждой из них в той или иной степени присутствует тема портрета и имеются общие моменты, мы приходим к выводу, что для детей начальной школы данная тема будет интересна, актуальна. Цель данной презентации – познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием портрет, его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов.
Портрет в изобразительном искусстве – это изображение какого-либо человека или группы людей, существующих сейчас или существовавших ранее, посредством создания визуальных характеристик модели. Разработка урока по изобразительному искусству на тему Портрет в живописи 6 класс по сингапурской методике. В изобразительном искусстве портрет – один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства.
Фоном портрету служит эскиз какой-то композиции самого Врубеля. утверждается другой способ изображения внешности, т. н. Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства. Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Жанр литературного портрета достаточно сложен.
Названная, проблема требует разрешения н связана с обновлением содержания, поиском эффективных условий, форм и методов в работе с детьми 5-6 лет. В египетском государстве происходило обожествление усопших. Проблема развития творческого воображения детей – одна из важных проблем педагогики. Множество своих современников — поэтов, ученых, властителей — запечатлел Ти-циан. Эпоха Просвещения способствовала возвращению реалистического и психологического портрета.
Модель на портрете изображена в серьезную минуту жизни. Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль. При этом греч. Ф. Милле, К. Коро, Г. Курбе) импрессионисты (Э.
Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести. Колонна и драпировка— традиционные атрибуты парадного портрета.
Сходство – это подобие, но не тождество. 5в. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Отмечают среднюю линию и углы рта. ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Лука Лейденский) и немецких (А.
Портрет – серьезен. Как понимать искусство. По характеру изображения портреты стали делиться на парадные и интимные. Для др. -гр. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным.
Если ранее в европейской культуре этот термин объединял в себе изобразительное воспроизведение любого объекта (человеческие образы, животный и растительный мир), то начиная с Андре Фелибьена термин стал употребляться исключительно для изображения конкретного человека (или группы людей). скульпт. (Напомним, что в Средние века животные считались с точки зрения юридического права субъектами их могли вызывать на допрос, судить и пытать). В чем заключается эстетический инвариант жанра портрета.
Я познаю мир: Искусство. В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. Герасимов, следует применять комплексный подход. В период Средневековья, когда искусство было подчинено церкви, в живописи создавались в основном религиозные образы. до н. э. ).
Своего расцвета портретное искусство достигло в эпоху Возрождения. Хотя такая постановка встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне. де Латур, Ж. Б. С. Шарден).
Духовный аспект – главное в портрете. Художники сидят за рабочим столом, на котором изображены эскизы, баночки с яркими красками, флейцы фоном служат плакаты, созданные художниками во время войны. Борис Виппер, отмечая эту уникальную особенность портрета, говорит о ней как о «хитром обходе божественной воли, не давшей человеку бессмертия». «Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе.
Изображения достоверны, написаны на грани гротеска и карикатуры. «Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Появился принцип мумифицирования, а затем и портретирования. За портретом и моделью в том или ином виде стоит самосознание их эпохи. Искусство смотреть и видеть.
Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. преобладал статичный экспозиционный портрет, основанный на подробнейшем перечислении черт лица, особенностей фигуры, одежды, характерных жестов и других примет внешности. Степень разработанности проблемы.
О них – отдельная статья. Из мастеров этого периода известен Ж. О. Д. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского П. в эпоху раннего Возрождения называют «выход из профиля» в фас. Достаточно развита память ребенка – он легко и прочно запоминает то, что понравилось, что произвело сильное впечатление и что непосредственно граничит с его интересами, вот таким образом в обучении и воспитании можно добиться желаемых результатов, если использовать перечисленные выше психические особенности младшего.
Именно к такому сходству стремится художник. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. А если просто похож. Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство», то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков.
Мои ноги полностью расслабленные теплые неподвижные. 6. Как и глаза, губы всегда что-то говорят». Такой художникпредпочитает вводить в свои картины небольшое количество цветов.
Сходство – это подобие, но не тождество. Одновременно многие портреты XVII – первой половины XVIII вв. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. С конца V в. до н. э. Древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), а в эллинистическом искусстве тяготеет к драматизации образа.
Разновидностью камерного портрета является интимный портрет. Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. Самым распространенным способом портретной живописи у профессиональных художников является картина маслом на холсте. Для рим. Портрет, в отличие от пейзажа, давал художникам хороший заработок.
Подобная техника требовала особых приемов. А в какой повествовательной форме выполнена эта фотография, этот вопрос, наверное, через десятки лет уже не будет иметь для зрителя большого значения. В П. частных лиц нередко проглядывают черты фараона. Если заказчик, зритель понимает под портретом только и исключительно то, что обладает несомненным сходством с неким лицом-оригиналом, то художник, отталкиваясь от оригинала, который он воспринимает всего лишь как модель, строит свой особый художественный мир. В то же время складывается традиция профильного портрета (Пьеро делла Франческа, Пизанелло и др. ). Частные заказы выполнялись для королевских семей Месопотамии, Египта, Греции. Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов.
С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается. 1648). Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью.
В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. Жанр существовал в виде скульптурного изображения, фресок. «Существует особая точка зрения по поводу сходства в портрете— мнение портретируемого. Эстетическая форма выражения должна быть только абсолютной, гармоничной, «прекрасной», композиционная – «технически» обеспечивать реализацию эстетической и коммуникативной формы.
Она специфична для искусства. Райля в Англии, Ф. Де Шампеня, братьев Ленен во Франции, В. Гисланди в Италии. Парадный портрет предполагает изображение че-ловека в полный рост (стоящим, сидящим на коне и т. п. ).
Портретная живопись имеет разнообразные функции. Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах. Такое изображение объемной типической формы плоскостями – планами часто называют «обрубовкой», помогающей точнее выявить общую форму головы и характерных частей. Духовный аспект – главное в портрете. – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет. Категория комического противопоказана «архетипу» жанра портрета.
Замечено, что модель на портрете не смеется и не вызывает смеха. Портретная живопись является самым сложным в изобразительном искусстве. Мое туловище полностью расслабленное теплое неподвижное. 8. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок).
Виппер даже говорит о прямой «вражде» между портретистом и заказчиком, поскольку у них обоих стоят абсолютно разные задачи: у одного— создать произведение искусства, у другого— увидеть на полотне свой внутренний мир. Требования канона распространяются на все уровни формы, которые в своей целостности характеризуют стиль портрета.
Когда человек серьезен, он не смеется. Парадный портрет – определенный вид портретного жанра имеющий свои цели закономерности.
Корина «Портрет художников М. Куприянова, П. Крылова, Н. Соколова». Его роль во многом определяется модой, отдающей предпочтение той или иной гамме и, конечно, контекстом, в котором он смотрится, — абсолютным размером и пропорциями данного помещения, цветом обивки стен, занавесей и мебели, особенностями других произведений живописи, скульптуры и графики»19. В «Эстетике» Гегель выразил точку зрения, которая стала одно время почти нормативной: он бушевал насчет «почти отталкивающе реалистичных портретов» и требовал, чтобы художник-портретист льстил своей модели, обращая меньше внимания на наружность и «показывая нам то, что подчеркивает общий характер субъекта и неизменные душевные качества». Хопнер, Дж. не выходили за границы чисто внешней импозантности, демонстрировали ложно идеализированный, часто мифологизированный образ заказчика (произведения французских живописцев П. Миньяра и И. Риго, англичанина П. Лели).
Вместе с тем, многие рекламируемые в интернете «портреты маслом по фотографии» часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати. Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. Манцу в Италии и др.
Дега, О. Ренуар) и постимпрессионисты (П. Портреты могут являться важными государственными или семейными знаками, создающимися для увековечивания памяти изображённого. «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место». Парными (или pendant — пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту.
изобразительном искусстве. Душа, как правило, передаётся через выражение глаз, через взгляд, устремлённый на зрителя. Также портрету противопоказано комическое. В отличие от инварианта («архетипа») каноническая структура портрета относится не ко всем эпохам, а лишь к некоторым: через каноны их историческую смену совершается развитие портретного жанра. Описывать нужно избегая поверхностных формулировок.
С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова). Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство»28, то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков. Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см. Именно здесь он искал для себя «большой стиль» в искусстве, например изображая М. Н.
характеризуют такие черты, как «натюрмортность», выражение родового начала (не «Я», а «МЫ»), самовыражение, конструктивное сходство с моделью, гротесковость как ведущая эстетическая категория. Это может быть человек изображённый как общим планом (стоящий в полный рост или сидящий на чём-то), так и средним и крупным планом. Воспроизведение чего-то черта в черту. Похожесть и непохожесть одинаково важны для П. В отличие от инварианта /«архетипа»/ каноническая структура П. относится не ко всем эпохам, а лишь к некоторым: через каноны их историческую смену совершается развитие портретного жанра.
В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Для портрета характерен одушевлённый покой». Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс).
Энкаустика – это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). Коммуникативным инвариантом жанра портрета является изображение.
Уравновешенная композиция (фигура расположена по центру), естественный жест руки – это все дает ощущение большой внутренней силы, уверенности. Мое туловище расслабляется и теплеет. 7.
и живопис. Сознание погружается в самого себя. Основная черта изображения – сходство с отображаемым объектом, с моделью. Какова тема любого портрета. Портрет опускает то, что принадлежит простой случайности, мимолетной ситуации, присущей человеку в реальной жизни.
Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. Множество портретов оставил нам знаменитый французский художник Пабло Пикассо. На выбор концепции портрета при заказе (большой/маленький, роскошный/лаконичный, парадный/интимный) влияла его функция, задача, которую возлагал на него заказчик, поскольку подавляющее число портретов предназначалось не для музеев, а для быта, повседневной жизни.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, художественно-эстетическое развитие и предполагает понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру формирование элементарных представлений о видах искусства стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др. ). «После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нём зрителю.
Там, где на П. модели смеются, жанр П. находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т. п. А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству». На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Специфический жанр портрета – автопортрет.
Пьеро делла Франческа «Портрет герцога Федериго Монтефельтро» (1465-1466)В эпоху раннего Возрождения произошёл «выход из профиля в фас», что указывало на становление жанра европейского портрета. По этим работам можно проследить, как развивалось творчество мастера от т. н.
Из этого следует, что формирование художественной культуры носит всеобщий характер и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте. Эстетическая форма выражения должна быть только абсолютной, гармоничной, «прекрасной», композиционная – «технически» обеспечивать реализацию эстетической и коммуникативной формы. Жанр портрета подразделяется на несколько типов: парадный, камерный интимный и сюжетный. Степень разработанности проблемы. Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет».
Здесь проявился выдающийся талант голландского художника Рембрандта. История, эпохи и стили. На середине верхней губы обозначают фильтр и под ним бугорок. со своим обществ, статусом – это П. гос.
К жанру портрета относятся:поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. Похожесть и непохожесть одинаково важны для портрета. Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук.
Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. Обдуманно, не спеша, проверяют композиционное решение рисунка и пропорции головы. Опи. Искусство видеть. личности.
10. В такой же манере исполнены и две другие картины – "Портрет нубийца" и прекрасное женское изображение, т. н. «На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную. Живописные файюмские портреты (Египет, I-IV вв. ), во многом связанные с древневосточной магической традицией портрета-двойника, создавались под воздействием античного искусства, несли в себе ярко выраженное сходство с моделью, а в поздних образцах – специфическую духовную выразительность.
Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей». личности и ориентировалось на создание П., отражающих более обществ, функцию, нежели индивидуальные черты изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). 42 Список использованных источников и литературы 1. Коммуникативным инвариантом жанра П. является изображение.
П. с ярко выраж. Рисунки лиц усопших становились все более похожими на оригинал. изобразительному стилю и искусству изображения предков. Задача непростая, но фактор достоверности свидетельствует о мастерстве художника. Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение).
Скульптура. Энгра), появились значительные образцы сатирического портрета (графика и скульптура О. Домье во Франции).
Скульпторизобразил библейского персонажа как борца за свободу. Для этого требуется мастерство истинного творца. "Госпожа Алина" (II век н. э. ). Размеры портрета определяют его вид. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным.
Внимательно разглядывали и не могли увидеть разность. М., Гречук Ю. Я.
В первой половине XIX в. наряду с развитием тенденций романтизма (живописные портреты работы Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, отчасти В. А. Тропинина в России, Ф. О. Рунге в Германии) новым жизненным содержанием наполнились и традиции портретного искусства классицизма (в творчестве французского художника Ж. О. Д. Портрет – слово французского происхождения (portrait), означающее "изображать". Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см. Духовный аспект – главное в портрете. Фемистокла). Новаторскими чертами отмечены советские групповые (произведения А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, Д. Д. Жилинского, С. М. Вейверите) и историко-революционные (Лениниана Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе и др. ) портреты.
В реалистической литературе второй пол. диадохов, философов). Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом). В истории русского искусства портрет занимает особое место. Сложность заключается в том, что такое портрет, для чего его создают художники и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение. Функции искусства. Серов.
У ч е н и к и. Для большей эффективности художественного воспитания, как отмечает С. А. Зародившись в глубокой древности, портрет впервые достиг расцвета в древнеегипетском искусстве, где скульптурные бюсты и статуи выполняли роль «двойника» человека в его загробной жизни. В зависимости от размеров картины портрет может быть разных видов: погрудный, поясной, поколенный и во весь рост.
Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета: в зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д. Существуют портреты на медалях (см. портреты императоров Константина и Феодосия II). Становлениереализмав искусствепередвижниковотразилось и на искусстве портрета.
Состояние приятного (полного, глубокого) покоя. В процессе овладения методом психомышечной тренировки каждуюпредварительную формулу, вызывающую два ощущения – расслабленности итепла, можно осмысливать по два, четыре, шесть раз подряд. М., Виппер Б. Р. Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Не случайно, что многие художники пытались передать улыбку«Джоконды», модели Леонардо да Винчи. Такое постижение происходит только в акте эмпатии /перевоплощения/ в процессе слияния «Я» модели и «Я» автора.
Врубель изображает поэта стоя, со скрещенными на груди руками. Первые образцы П. относятся к эпохе Древнего царства в Египте (III тыс. Основная черта изображения – сходство с отображаемым объектом, с моделью. изображения на монетах и геммах.
(Например, бедный Сезанн оставил 27 портретов жены, которую не очень любил). В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. Актуализация знаний. У ч и т е л ь. Мастерство Рембрандта проявилось и в его крупноформатных групповых портретах ("Ночной дозор", 1642 "Синдики", 1662), передающих различные темпераменты и яркие человеческие индивидуальности.
В Римской империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур, обозначая присутствие собственно правителя на заседании. Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук. Существует внутренняя связь между созерцанием-размышлением и эстетической серьезностью. С начала XVIII в. портретный жанр быстро развился в русском искусстве. Основы портрета.
Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. 10 «Портрет в своей современной функции— порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». 11 Именно вот таким образом жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе. »12 Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков. На портрете человек обычно не действует, не говорит. Моя шея полностью расслабленная теплая неподвижная.
От художников ожидалось, что они с помощью портрета могут приукрасить «натуру», сохраняя при этом с ней связь при помощи сходства. Ширина носа обычно укладывается в длине носа два раза. Возможностей для творчества сколько угодно. Во втором классе дети знакомятся с выразительными возможностями разных художественных материалов, в том числе и графических изучают «выражение характера человека в изображении». В эпоху Раннего Возрождения перед мастерами стояла задача точного воспроизведения черт лица и облика модели, художники не скрывали недостатки внешности (Д. Гирландайо). Ихпортреты поражают не внешним блеском, а правдивым обликом человека. Изображение человека строго в фас развивается под воздействием изображений Иисуса Христа и святых, прямо взирающих на зрителя.
Бесспорным является факт, что в XX веке, с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности, жанр портрета находится в упадке12 (подробнее см. : История портретного жанра в XX веке). А затем копирование лица ушедшего в мир иной заменили на маску. По характеру изображения выделяются две основные группы:парадныеикамерные портреты. Именно к такому сходству стремится художник. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая»4, «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником»50.
«После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нем зрителю. По свидетельству Дж. Вазари, «он ввел обычай рисовать живых людей с натуры, чего не делалось уже более двухсот лет». Каждый художник видит мир посвоему и посвоемуизображает его. характеризуют такие черты, как «натюрмортность», выражение родового начала /не «Я», а «МЫ»/, самовыражение, конструктивное сходство с моделью, гротесковость как ведущая эстетическая категория. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора.
Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в техникеэнкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Также на достижение сходства влияли и сторонние факторы. Восемнадцатое столетие часто называют «веком портрета».
Итак, два противоположных полюса. – М. : АСТ, Претте М. К. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т. п.
Однако полнота и разносторонность исследования в этом случае возможны только при условии комплексности подхода. – Обнинск: Титул, Янсон Х. В., Энтони Ф. Янсон. Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром и ярко накрашенные губы. Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях весьма относительно.
Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. Портрет (франц. Лит. : Искусство портрета. Хотя исследователи назвали эти образы "придворными дамами", нам неведомо, кого пытались показать критские мастера – богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья. Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными "Парижанка". 14.
Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно. Древний художник обозначил основные линии глаз, носа, рта. Своеобразно сочетаясь, они дополняют, уравновешивают, облагораживают друг друга. Предпочтительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени.
Например, стиль авангардного портрета конца XIX–XX вв. Соответственно то уменьшается, то увеличивается количество аксессуаров портрет может выглядеть в интерьере то претенциознее, то скромнее. Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах.
Правдивостью и психологическим реализмом отличались древнеримские скульптурные портреты. Интимный портрет редко бывает обстановочным. Ярким примером группового портрета может служить работа П. Д. Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала— документальное и эстетическое. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём.
Итог урока. 1. В этом смысле портрет, по выражению Гегеля, «льстит» модели. Энгр. Творчески развивали и развивают традиции реалистического портрета художники Р. Гуттузо в Италии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Э. Уайет в США, скульпторы В. Аалтонен в Финляндии, Дж.
Введение в историческое изучение искусства. Работы крупнейших портретистов (Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова) представляли не столько конкретного человека, сколько общечеловеческий идеал. В России передвижники открыли новые возможности в живописи, в частности, в портретной. Портрет – один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.
По числу изображений на одном холсте обычно выделяют двойной и групповой портрет. Коммуникативным инвариантом жанра портрета является изображение. 1659). Возможность выявления в портрете не только высоких духовно-нравственных качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление портретной карикатуры- шаржа, сатирический портрет. 19в. Его знатные и богатые современники мечтали о том, чтобы художник запечатлел их на своих полотнах.
Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. «На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния «Я» модели и «Я» автора. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними.
Медальерное искусство), геммах (см. Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. «Художник-портретист не стремится к буквальному сходству. Рисунок лица человека на портрете – это одно из самых сложных направлений в живописи. лейтмотивный портрет, широко использованный Л. Н. Толстым. господства там снач.
сохран. На этом основывается необходимость осуществления межпредметных связей в процессе преподавания искусств. Главное, как указывал Л. С. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести. У писателей-реалистов такой портрет плавно переходит в социально-психологическую характеристику персонажа (напр., портрет Обломова, данный в самом начале одноименного романа И. А. Гончарова).
Только в 4 в. началось создание П. в наиболее чистом жанре (Платон, Аристотель, Софокл, Еврипид, Александр Македонский). Как и глаза, губы всегда что-то говорят».
В советских портретах-типах и портретах-картинах отразились невиданные прежде явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Рижского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова). Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Художественная же форма интимного портрета определяется и композиционными особенностями. иск-ва.
В этой портретной разновидности присутствуют элементы театральности. Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах. Исследование, посвящённое пониманию жанра портрета (живописного, графического, скульптурного) позволит определить условия, содержание, формы и методы знакомства детей 5-6 лет с произведениями портретного жанра, вводящих их в мир человека, его эмоциональных переживаний и духовных ценностей. голубого периода к кубизму. Жанр литературного портрета многообразен, описание следует определенному стилю, оно может быть веселым или грустным, кратким или пространным, все зависит от каждого отдельного произведения. Образцом подобного произведения является "Портрет Папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545 – 1546) кисти Тициана.
Вишневой, Е. В. Когда человек серьезен, он не смеется. Это костюмированный портрет, когда на полотне изображается современный человек в одежде прошедшего времени.
Что такое искусство. Исключение составляют портреты святых Нового времени, созданные при их жизни. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. 50 Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах. Г. Риго «Портрет Людовика XIV» (1701)Но упадок жанра не означал его полного уничтожения. Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств.
Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов. Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот "три четверти" в ту или другую сторону и в профиль. Особенно ярко и выразительно сущность человека раскрывается в произведениях портретного жанра, в них изображается вся его жизнь (радость, страдание, любовь, мужество, сила духа и др. ), все то, что ребенок узнает из жизни, воссоздается в искусстве. Это художественное высказывание имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику). Внутренняя скованность сообщает образу замкнутость и неуверенность в себе.
Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, скульптор О. Роден) привели в последней трети XIX в. к обновлению идейно-художественных концепций портрета, передающего теперь изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде.
Он проходит развитие от веризма («правдоподобия») позднереспублик. Художники второй пол.
Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Место портрета в произведении, равно как и способы его создания, менялось.
Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины. Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается.
18в. Краткий словарь. После этого файл записывается и пускается на печать (на холсте и красками имитирующими масло). Их традиции унаследовали более молодые английские мастера: Дж.
Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Мои руки расслабляются и теплеют. 3. Мы видим разных людей, объединенных художником в единый образ. А для современного художника портрет не может существовать, так как он не признаёт не только сходства, но даже соотносительности». Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета»69.
Ф. Рокотов, Д. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Такие похороны устраивались исключительно для знати. Такбыло в Древнем Риме и в эпоху Возрождения.
Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д. В противном случае я не заплачу Вам за неё ни фартинга». «Подход к сходству в портрете у заказчика и художника различный.
Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя ее герои могут быть изображены портретно. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный (реже встречается тронный), конный, в образе полководца (военный). Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). Палитрой художник пользуется, работаямасляными красками. Существуют многие разновидности портрета.
Таким же важным принципом является и принцип межпредметности.
В Китае, несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые мастера (особенно периода Сун, X-XIII вв. ) создали множество ярко индивидуализированных портретов, часто подчёркивая в моделях черты интеллектуализма. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека. П. – «автопортретен». В дальнейшем портретная композиция все больше обогащается реальным бытовым интерьером и атрибутами. Необходимо отметить, что это направление в работе с детьми менее всего изучено. Произведения портрет-ного жанра различают также по размеру.
Живопись. П. – серьезен. Дети дополняли картину эпизодами, которые могли бы вызвать такое эмоциональное состояние у Микки Морозова: «кто-то постучался, скрипнула дверь, кто-то прополз». Мое лицо расслабляется и теплеет. 11. Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль.
В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром). В период классицизма в среде знатоков искусства выработалась даже антономическая пара оценочных терминов— «правда» (точное подражание натуре) и «лесть». Парадный портрет – портрет, который, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром)27. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам.
Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. С кон. Использование символических элементов— атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма). Исследование, посвящённое пониманию жанра портрета (живописного, графического, скульптурного) позволит определить условия, содержание, формы и методы знакомства детей 5-6 лет с произведениями портретного жанра, вводящих их в мир человека, его эмоциональных переживаний и духовных ценностей. В каждой возрастной группе детей знакомят с видами и жанрами изобразительного искусства, содержанием произведений, выразительными средствами. П. (далее П. обозначает «портрет») – это художественное высказывание имеющее содержание и способ выражения /грамматику, стилистику/.
образ богородицы мы воспринимаем как гимн, прославляющий прекрасноечувство материнской любви. Близка по изображению «Сикстинской мадонне», проникновенна и нежна, другая картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле» (около 1504 года). Другой крупнейший художник эпохи Возрождения – МикеланджелоБуонаротти (1475–1564 гг. ) в 1504 году создал статую Давида. Ромни, Дж. Это доказали философы и педагоги разных поколений (Аристотель, Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Я. А. Коменскнй, Н. К. Крупская, Б. Т. Лихачев, И. Г. Песталоцци, В. А. Разумный, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. А. Унковский, Н. Г. Чернышевский и др. ). Портрет – «автопортретен».
Особенно ярко и выразительно сущность человека раскрывается в произведениях портретного жанра, в них изображается вся его жизнь (радость, страдание, любовь, мужество, сила духа и др. ), все то, что ребенок узнает из жизни, воссоздается в искусстве. Гончаровой – в скульптуре. В этом смысле портрет, по выражению Гегеля, «льстит» модели.
Существует внутренняя связь между созерцанием-размышлением и эстетической серьезностью. В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели.
Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными. В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая», «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником». З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о. У ч и т е л ь. (2 в. до н. э. ) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, признак, свойств, также этрусск.
Рейнолдс и Т. Гейнсборо, работавшие в XVIII веке. И только в XVII в. Андре Фелибьен, французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV, предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа». Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются портретами – они написаны не с конкретного человека, это лишь обобщающие образы. Его использовали художники древности. Первые создавались с целью возвеличивания и прославления людей, представленных на них. Все это говорит о кризисе классического канона портретного жанра в искусстве авангарда при сохранении «архетипа».
традиции погребального П. и антич. жанр антич. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией.
– М. : Просвещение, Ильина Т. В. Впервые с этой темой ребята встречаются уже во II четверти первого класса, которая называется «Ты украшаешь».
Этот стиль уходит корнями в глубь веков. Жизнеутверждающей силы полны групповые портреты Ф. Халса.
Учитесь смотреть и видеть. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) мастеров. Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». 10 Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность. В этом доме онжил и работал в течение многих лет. Модель на П. изображена в серьезную минуту жизни. М., Смирнова Л. П. Чаще всего это портреты супругов.
В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Корнель де Лион, Ж. Пилон). Алексеева В. В. Важнейший критерий портретности – сходство изображения с моделью (оригиналом). Архитектура.
Следует отметить, что слово «интимный» означает глубоко личный, внутренний, сокровенный, однако из этого не следует, что интимность в портрете означает изоляцию личности от окружающего мира: он, безусловно, находит свое отражение, преломляясь через то глубоко личное, что художник передавал в портрете. В древних средиземноморских цивилизациях Египта, Греции, Рима и Византии искусство было граничит с погребальными обрядами, поклонением богами или формой демонстрации величия правителя.
Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства. На третьем этапе передают индивидуальные особенности формы головы. М., Кравченко Т. Ю., Станишевский Ю. А. Художник при изображении фигуры выбрал нижнюю точку зрения и писал сидя на низенькой скамейке.
На П. могут звучать две, три темы и т. д., но каждая из них – тема индивидуальной жизни. Национальная школа портретной живописи появилась в Англии. (Краткая характеристика). Определение понятия «искусство».
Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Жанр портрета рассматривался, как государственное или частное искусство для избранных. В этом смысле интересен известный "Портрет семьи короля Карла IV" (1801) кисти знаменитого испанского живописца и графика Ф. Гойи.
Подобные художники достойны состояния, что они наживают. М., Вельфин Г. Основные понятия истории искусств. Азбука искусства. Портреты могут быть написаны лишь с человеческого существа, чья внешность демонстрирует чисто эстетическое созерцание67.
От того, насколько тщательно выписаны черты лица, зависит успех картины. Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс). Практическая работа. З а д а н и е. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным. Изменение положения головы ведет к изменению ее зрительного образа.
греков, а затем римлян. Полнокровные и яркие натуры привлекали П. П. Рубенса. Его основоположниками стали Никитин, Левицкий, Боровиковский, Рокотов.
Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека индивидуальная форма его бытия. Гончаровой – в скульптуре. Парными (или pendant— пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Сознание погружается в самого себя.
У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «Какая у него богатая палитра», – этозначит, что живопись этого художника отличается богатым цветом. Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека индивидуальная форма его бытия. Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д. периода к психологизму времени Антонинов (II в. н. э. ) и затем к позднеантич. Большое значение парадному портрету придавал В. А.
Так, знаменитый «Портрет мадам Рекамье» Ж. Л. Давида, был отклонён моделью, точно также, как не менее известный «Портрет мадам Икс» Джона Сарджента. Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей». И модель всё чаще выступала не на условном ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто— в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. А продругого говорят: «У него содержательная палитра».
Художники создают портреты по заказу— для частных людей и общественных организаций или же вдохновлённые собственным интересом или привязанностью к модели. И действительно, сходство не всегда является главной задачей портретиста— он может преднамеренно изменять внешность человека на полотне, украшая или совершенствуя его изображение, чтобы подчеркнуть или спрятать определённые качества модели. Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Портретный жанр известен в мировом искусстве с глубокой древности. Категория комического противопоказана «архетипу» жанра П. Эстетическим инвариантом П. является категория «серьезного».
Особую роль играл в таких портретах фон. Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади», пишет Борис Виппер. 38 Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким. Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение). Он был связан с изменением идеологии эпохи. Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. П. эллинистич.
Камерный портрет представляет собой поясное, погрудное, оплечное изображение. В настоящее время существует много разновидностей портрета. В ы с т а в к а работ учащихся. 2.
Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное. На портрете могут звучать две, три темы и т. д., но каждая из них – тема индивидуальной жизни. Введение в искусствознание. Позже (тоже в пещерах) на Балканах и в Италии стали появляться более четкие и определенные изображения, среди которых преобладали лица, нарисованные в профиль. В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармоничную ясность ренессансных образов: она сменяется напряжённостью образного строя и подчёркнутой драматичностью духовного выражения (произведения Я. Понтормо, А. Бронзино в Италии, Эль Греко в Испании). Необходимо отметить, что это направление в работе с детьми менее всего изучено.
Искренним чувством проникнуты "Портрет старушки" (1654), "Портрет сына Титуса за чтением" (1657), "Хендрикье Стоффельс у окна" (портрет второй жены художника, ок. Портрет – слово французского происхождения (portrait), означающее изображать.
В таких случаях, после того, как заказчик присылает свою фотографию, подобный «портретист» запускает компьютерную программу обработки изображений и открывает ней ряд заготовок с позами, куда копирует с фотографии лицо, голову или же туловище целиком, в зависимости от заказа. А если просто похож. «Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством.
Это главная идея произведения и художник настоятельно стремился донести ее до зрителя. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. С эпохи Возрождения до сер.
Новую страницу в истории портрета открыл итальянский художник Джотто ди Бондоне. Среди шедевров мастера – необыкновенно выразительный образ мадам Рекамье (1800) и романтически приподнятый портрет "Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар" (1800). С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова). «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место». Стоить отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание39: от магического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасной маски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели.
Рубенс, работавший при королевских дворах многих государств. Таков "Портрет мальчика" кисти Б. Пинтуриккьо. Главным героем советского портрета становится представитель народа. Слово «портрет» (portrait) в европейской культуре первоначально означало «изобразительное воспроизведение» любого объекта, в том числе и животного. Необыкновенно выразительно лицо В. Брюсова.
Также портрету противопоказано комическое. Среди самых известных портретов исполненных в технике энкаустики, – "Мужской портрет" (вторая половина I века н. э. ) и "Портрет пожилого мужчины" (конец I века н. э. ), являющиеся прижизненными изображениями. К тому же в это время возникла техника масляной живописи – портрет становится более тонким и психологичным. В портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто) жанр получил ещё большее развитие. Портрет – серьезен. В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. характеризуют такие черты, как «натюрмортность», выражение родового начала (не «Я», а «МЫ»), самовыражение, конструктивное сходство с моделью, гротесковость как ведущая эстетическая категория.
Один из первых примеров станкового портрета этого периода – «Портрет Иоанна Доброго», второго короля Франции. Эти рисунки с натуры называются зарисовками. У ч и т е л ь. Артур Шопенгауэр обсуждает вопрос того, что животные по своей сути не могут быть портретируемы— «у животных есть только родовой характер, а не индивидуальный». Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты.
Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно. М., Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. Особую отрасль П. сост. В Испании в этом жанре начинает работать Гойя.
Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). П. начиная с V в. до н. э. характерны элементы идеализации, модель трактуется в соотв. Выполнить зарисовки композиций портретов с натуры (работакарандашом). Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е о б х о д ы :1) контроль организации рабочего места 2) контроль правильностивыполнения приемов работы 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения 4) контроль объема и качества выполненнойработы. VII. Парадный портрет – явление менее распространенное в современном искусстве. Главное правило при любой работе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты наих формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства.
Существует внутренняя связь между созерцанием-размышлением и эстетической серьезностью. индивидуальностью составляли исключение для того времени (П. Первый, чисто технический – прогресс изобразительных навыков художника (изучение анатомии человека, владение законами композиции и т. д. ). Похожесть и непохожесть одинаково важны для портрета.
Объясните значение слова «палитра». У ч е н и к и. В XVII столетии важное место в европейской живописи занимал интимный (камерный) портрет, цель которого – показать душевное состояние человека, его чувства и эмоции. Самая древняя попытка изображения лица человека насчитывает 27 тысяч лет.
() Портреты способны зафиксировать человеческую жизнь начиная с младенчества до глубокой старости. Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров. Менцель и В. Лейбль в Германии, Я. Матейко в Польше, Д. Сарджент, Дж. В поселке Репино под СанктПетербургом есть «Пенаты» –музей великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.
Замечено, что модель на П. не смеется и не вызывает смеха. древнегреческий портрет становится более индивидуализированным (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа). ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ – это художественное высказывание имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику).
(Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ). Основная черта изображения – сходство с отображаемым объектом, с моделью. Портрет можно писать гуашью или пастелью.
Разница между знаком и символом. Идент-ция чел-ка путём сопоставления «словес. «В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением». Палитру держат на левой руке. М. : Знание, Орловский Г. И. А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству»64.
Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». Писатели, равно как и художники, довольно часто изображают лицо человека. Р е ш е н и е к р о с с в о р д а с ключевым словом «портрет». З а д а н и е к кроссворду:1) В изобразительном искусстве соразмерность всех частей тела человека. 2) Один из самых известных портретов Леонардо да Винчи. 3) Автор известного портрета «Девочка с персиками». 4) Автор портрета А. С. Пушкина, на который поэт откликнулсяследующими стихотворными строками:Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижуПристрастья важных аонид. 5) Человек, позирующий художнику при работе над произведением. В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. Введение в мировую художественную культуру. Какова тема любого портрета.
Портретная живопись имеет разнообразные функции. Когда человек серьезен, он не смеется. Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя.
до н. э. Часто он представляет собой неотъемлемую часть церковно-художественного ансамбля (изображения правителей их приближённых, донаторов). () В данном контексте скульптурный кумир, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку»25.
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным. Существует несколько отличительных признаков фотопечати: отсутствие или незначительность фактуры мазков (последнее наблюдается в ситуациях, когда поверх напечатанного полотна кладутся несколько мазков для создания впечатления написанной картины), ограничение по размерам (ширина холста, которую способны пропускать печатные машины, ограничена), ровные края живописного слоя (края холста не будут иметь брызг, подтёков, неравномерную линию обрыва)29. В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. до н. э. ) – т. н. «резервные головы» из Гизы, возникшие в связи с погребальным культом.
Портрет на заказ, который не превращает лицо в «вещь» и не живет только по каким-то абсолютно абстрактным формальным законам, заключает в себе истину об индивидуальности Человека созерцающего (и модели и автора). Вышеуказанные противоречия определили выбор темы исследования «Использование беседы об искусстве для ознакомления детей 5-6 лет с жанром портрет».
Достаточно ли этого. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства.
Ф. Гойя «Портрет семьи Карла IV»Техника письма этого портрета великолепна, но Гойя принципиально отказался от всего того, что было создано в парадном групповом портрете до него. Именно те вехи в истории, когда вера в возможности человека достигала наибольших вершин, когда к художникам приходило понимание действенной и преобразующей силы человека, считаются периодами расцвета портрета (римский скульптурный портрет, эпоха Возрождения, XVII и вторая половина XVIII веков). смысле этот жанр распространился в рим. Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. В этом смысле П., по выражению Гегеля, «льстит» модели.
Живописные материалы. Знаково-символический характер искусства. Мое лицо полностью расслабленное теплое неподвижное. 12. – М. : РИП-холдинг, Даниэль С. М. определил новый характер западноевропейского портрета.
Опираясь на классические традиции западноевропейского и русского реалистического портрета, творчески осваивая лучшие достижения портретного искусства XIX-XX вв., советские мастера создали жизненно правдивые портретные образы рабочих, колхозников, воинов Советской Армии (пластика Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, живопись А. А. Пластова, И. Н. Клычева и др. ), представителей советской интеллигенции (художники К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М. С. Сарьян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. А. Мууга, скульпторы Конёнков, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Т. Э. Залькалн, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский). Они подчеркивали роль искусства в гармоничном развитии личности ребенка. Эстетическим инвариантом портрета является категория «серьезного». деятеля, полководца, философа, оратора, поэта. Они изготавливались из воска и назывались imagines.
Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. Замечено, что модель на портрете не смеется и не вызывает смеха. Кроме темы, портрет имеет всеобщий (инвариантный) сюжет, такую форму бытия, как созерцание-мышление интеллектуальное, внутреннее созерцание.
Категория комического противопоказана «архетипу» жанра портрета. Своеобр. Основы истории искусств. Дальнейшее развитие портретный жанр получил в XVIII веке.
«На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. В отличие от инварианта («архетипа») каноническая структура портрета относится не ко всем эпохам, а лишь к некоторым: через каноны их историческую смену совершается развитие портретного жанра. Центральный акцент должен быть сделан на эстетическом восприятии самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий. Принципы ренессансного портрета, намеченные в итальянском искусстве треченто, прочно утвердились в XV в. (живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и А. Верроккьо, станковая скульптура Дезидерио да Сеттиньяно, медали Пизанелло). Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное. Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета».
«Эх, сударыня. Приподнято-романтические, страстно-эмоциональные, а подчас гротескно- сатирические образы создал в своих портретах испанский художник Ф. Гойя.
в литературе, описание внешнего облика персонажа (лица, фигуры, мимики, одежды), один из способов его характеристики. П. эпохи эллинизма передает черты и пафос героич. У ч е н и к и. Это не мешает иным способам использования портрета (мемориального, репрезентативного, декоративного и др. ) в соответствии с бытующей в искусствознании типологией портретного искусства. портрета» с фотоизображением. Изобразительное искусство Древнего Рима в скульптурных портретах, мозаиках, фресках (б. 8 в. 2)ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ПЛУТАРХАКоммуникативный портрет конкурентоспособного специалистаНатюрморт как жанр изобразительного искусства.
Анализ «архетипа» жанра П. с точки зрения способов выражения ведется на трех уровнях: коммуникативном, эстетическом и композиционном. Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади», пишет Борис Виппер. Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким.
Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Я расслабляюсь и успокаиваюсь. 2. Поздние работы Антуана Ватто, простые и искренние «жанровые» портреты Шардена, портреты Фрагонара, английского художника У. Хогарта открывают новую страницу портретного жанра. Эстетическим инвариантом портрета является категория «серьезного». Детская энциклопедия. Если темы теряют свою самостоятельность, П. выходит за пределы своей жанровой специфики. Главным условием при этом остается сходство, которое играет доминирующую роль.
19в. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Модель на портрете изображена в серьезную минуту жизни.
Например, стиль авангардного портрета конца XIX – XX вв. Модель на портрете изображена в серьезную минуту жизни. Вот почему познавательная функция портрета – существенный и необходимый признак жанра портрета, его «архетипа». Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека индивидуальная форма его бытия.
(Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ).
Портрет –«автопортретен». Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот три четверти в ту или другую сторону и в профиль. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное. Все это говорит о кризисе классического канона портретного жанра в искусстве авангарда при сохранении «архетипа». Чаще всего это портреты супругов. Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т. п. Моя шея расслабляется и теплеет. 9.
научились виртуозно передавать многообразие окружающего мира – тонкие серебристые кружева, переливы бархата, блеск парчи, мягкость меха, теплоту человеческой кожи. Вишневой, Е. В.
Сначала делается набросок, затем непосредственно рисунок. Натурщики давно уже умерли, так что подобие теперь уже не проверить. Исследования учёных позволили по-новому взглянуть на понимание важности ознакомления детей 5-6 лет с искусством портрета. П., как и каждое художественное высказывание, реализует себя через композиционную форму.
Мои ноги расслабляются и теплеют. 5. ФГОС п. 2. 6. Пожалуй, это закономерный этап его развития. Глиптика), портретная миниатюра.
П. и в дальн. В чем заключается эстетический инвариант жанра портрета. Крупнейшие ее представители – художники Дж. portrait, от устар. М. : Новый Диск, (CD-ROM).
– М. : Просвещение, Перепелкина Г. П.
Но его сильная, мужественная фигура лишь внешне напоминает греческих атлетов. В чем заключается эстетический инвариант жанра портрета. Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала — документальное и эстетическое. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.
«Наиболее упрощённый способ внутренней характеристики изображаемого на портрете лица создавался введением на полотно деталей определённого антуража (например изображение полководца на фоне битвы) и очень скоро превратился в слишком легко распознаваемый код», пишет Ю. Лотман. 11 Каждый из поджанров портрета чётко определяется по атрибутам, написанным на полотне, а также по дополнительным признакам, — в частности, по такой, казалось бы, второстепенной детали, как фон. На портрете человек обычно не действует, не говорит. Художественная культура может быть представлена и как социальный институт, создающий художественные ценности (деятельность профессиональных и самодеятельных художников, особенности народного творчества, функционирование художественных центров и т. п. ), как специфическая область распространения (система художественного образования, средства массовой информации, театры, кино, музеи и т. п., количественные и качественные изменения их деятельности за определенные периоды времени, широта и глубина проникновения в социальную среду, ответная реакция среды, то есть, социодинамика культурных процессов и т. д. ). Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным66. Все это говорит о кризисе классического канона портретного жанра в искусстве авангарда при сохранении «архетипа». Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя26. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния «Я» модели и «Я» автора.
Рассматривая портрет В. А. Серова «Мика Морозов», воспитатели обращали внимание на глаза, губы, брови, в которых видно проявление смешанных чувств ребенка: удивление, недоумение, порыв и сдержанность, желание узнать, а что там и некоторый страх перед неизведанным. Подумайте, чей это будет портрет. Замечено, что модель на портрете не смеется и не вызывает смеха. в Египте свой магический характер.
Сначала делается набросок, затем непосредственно рисунок. Как правило, это сугубо индивидуальный рисунок. «На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание.
Французский романист Теофил Готье так сказал о главных персонажах этого портрета: они напоминают «булочника с женой, которые получили крупный выигрыш в лотерею». В портрете не заметно ни малейшего желания приукрасить королеву Марию-Луизу. Долгое время– включая эпоху романтизма– в литературе доминировали идеализирующие портреты, особенно если речь шла о героинях. Она специфична для искусства. – М., Вачьянц А. М. Существовали и другие аспекты: «Портреты украшали зальцы помещичьих усадеб, принадлежавших барам иногда далёким от всякой духовной жизни, но из-за моды или спеси считавшим необходимым иметь у себя персоны свои и своих предков и не замечавшим при этом комического или даже сатирического эффекта, производимого их напыщенными и корявыми физиономиями. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица.
Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Сокольникова Н. М. Многообразие – вот главная особенность метафорического портрета. Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т. п.
Поза портрета: с лица, поворот в три четверти в любую сторону и в профиль. «В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением». Диалог художника с самим собой или моделью перерастает во внутренний диалог человечества». Это правдивый портрет королевских персон.
В этом смысле портрет, по выражению Гегеля, «льстит» модели. Яркий пример парных портретов – изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа. Широкое распространение получили и групповые портреты, когда на одном холсте художник показывал несколько моделей. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных»62. Портрет в изобразительном искусстве как самостоятельный жанр развивался на протяжении столетий под влиянием двух основных факторов. Рисунок лица человека на портрете – это одно из самых сложных направлений в живописи.
Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. П. характерно с самого нач. Например, в «Портрете В. Брюсова» М. А. Достаточно ли этого.
Одним из самых замечательных европейских портретистов XVII века был испанский художник Д. Веласкес, написавший не только великое множество парадных портретов, представляющих испанских королей их жен и детей, но и целый ряд камерных изображений простых людей. Сходство – это подобие, но не тождество. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Затем, по мере развития жанра, стремление к тому, чтобы показать личность более конкретно, ведет к тому и с указанием на его социальные характеристики с помощью атрибутов, ведет к тому, что появляются светские поясные портреты, затем и портреты целиком в рост.
По числу персонажей портрет делятся на индивидуальные, двойные, групповые. Философ Коллингвуд пишет: «Мы можем свободно предположить, что в портретах таких великих художников, как Рафаэль, Тициан, Веласкес или Рембрандт, сходство было достигнуто. Затем отмечают форму век их складок, радужную оболочку и зрачок. Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют «Выход из профиля» в фас. Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией.
Особое значение в интимном портрете приобретает психология портретируемого. Уистлер, Т. Эйкинс в США и др. ). Анализ «архетипа» жанра портрета с точки зрения способов выражения ведется на трех уровнях: коммуникативном, эстетическом и композиционном. В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя.
В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. Эстетическая форма выражения должна быть только абсолютной, гармоничной, «прекрасной», композиционная – «технически» обеспечивать реализацию эстетической и коммуникативной формы. Достижения французских мастеров импрессионизма и близких им художников (Э. синтезом египет. В этих произведениях поражает умелая светотеневая моделировка и использование цветового рефлекса.
Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Недаром говорят, что глаза— зеркало души человека, а руки— зеркало его тела». Ведь современному зрителю надобно не сходство, а повторение, не портрет, а точный оттиск.
общегреческих играх. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камер-ные. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964 Очерки по истории русского портрета первой половины XIX в.,, М., 1966 Л. С. Зингер, О портрете.
В эпоху Возрождения портрет заявил о себе как об одном из главных жанров, возвеличивающих человека как «венец мироздания», воспевающих его красоту, мужество и безграничные возможности. В портретных образах очевидно выражен интеллект, человеческое достоинство, чувство свободы, духовная гармония. Самый известный портрет в мире, относящийся к этому периоду, – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Затем происходит «разворачивание» модели в сторону зрителя: композиционный симптом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас4.
Непревзойденным мастером портретного жанра являлся Ж. О. Д. спиритуализму. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных». Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными. Он добавлял и убавлял, но что— неведомо»4445. Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное. Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии.
В этой портретной разновидности присутствуют элементы театральности. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. Выразительны портретные образы средневековых японских живописцев и скульпторов из живых наблюдений исходили мастера портретной миниатюры Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.
Как правило, это сугубо индивидуальный рисунок. Когда человек серьезен, он не смеется. Хотя такая постановка иногда встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне). Размеры портрета определяют его вид.
Как научиться понимать картину. При изображения головы в профиль откладывают одинаковую высоту и ширину. В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. Мастера писали свои модели на фоне пейзажа, архитектурных элементов (арок, колонн) и пышных драпировок. Крупнейшим мастером парадного портрета был фламандец П. П.
Важное место занимал портрет в искусстве Франции. Портрет – серьезен. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актером и его ролью. Возникают портреты-типы и портреты-картины, отражающие новые явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Ряжского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова, С. А. Чуйкова). П. восходит к этрусскому иск-ву. Свойственное ренессансным художникам ощущение цельности и гармоничности мироздания, признание человека высшим началом и центром земного бытия определили новую структуру портрета, в котором модель зачастую выступала уже не на условном ирреальном фоне, а в реальной пространственной среде иногда – в непосредственном общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами.
Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи. Традиция др. -рим. Выполняя сегодняшнее задание, вы учились решатькомпозиционные задачи при рисовании портретов.
portraire – изображать) изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Мои руки полностью расслабленные теплые неподвижные. 4. Сб. В противовес им идут интенсивные иногда противоречивые поиски новых средств выражения сложной духовной сущности современного человека, отразившиеся в графике К. Кольвиц (Германия), в пластике Ш. Деспьо (Франция), Э. Барлаха (Германия), в живописи П. Пикассо, А. Матисса (Франция), А. Модильяни (Италия). Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая.
Картина была обнаружена в пещере, недалеко от французского города Ангулем. Живописное средство влияет на восприятие портрета— невозможно выполнить торжественный парадный портрет в технике карандаша, а интимный жанр более удобен для миниатюры. Часты случаи, когда фотопечать используется без ведома заказчика.
Второй принцип заключается в том, что нравственно-эстетическое воспитание должно стать органической частью любого воспитания». Само слово «парадность» в отношении портрета иногда употребляется в отрицательном смысле, хотя это не всегда справедливо. Существенному идейно-содержательному обновлению портрета, выразившемуся, в частности, в расширении его жанровых границ (развитие группового портрета и перерастание его в групповой портрет-картину, особенно в творчестве Рембрандта, Халса, Веласкеса широкая и многообразная разработка станковых форм автопортрета у Рембрандта, ван Дейка, французского художника Н. Пуссена и др. ), сопутствовала эволюция его выразительных средств, придававших изображению большую жизненность.
Стоит отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание: отмагического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасноймаски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели. Анализ «архетипа» жанра портрета с точки зрения способов выражения ведется на трех уровнях: коммуникативном, эстетическом и композиционном.