И не только чувствовал, но и давал ей простор. Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров). С точки зрения художественности – верх совершенства. Гильдии художников грозил раскол.
К концу ее правления в императорском Эрмитаже насчитывалось пятьдесят восемь картин с именем Рембрандта. В 1835-ом году выдающийся революционер-демократ Николай Платонович Огарев писал в статье "Памяти художника": "Возьмите Микеланджело Буонарроти. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой. В Белом зале Пушкинского музея выставлена живопись Яна Ливенса, друга и соперника Рембрандта, с которым тот делил мастерскую в Лейдене (в том числе блестящий его ранний автопортрет), а на галерее — «Давид и Урия» (1619) их с Рембрандтом общего учителя Питера Ластмана.
Рембрандт передает глубину, многоплановость человеческой натуры. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Так как на крик Сусанны сбежались люди, старцы объявили, будто застали ее с любовником.
Ее взгляд действительно старческий. Но теперь уже слишком поздно: что бы он ни предложил, все будет отвергнуто. Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров.
Перечень этих произведений говорит о блестящем подборе рембрандтовских работ в коллекции Бодуэна. И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. Мужицкий нос, не ставший ни капельки изящнее, даже после того, как на него, словно кулак, обрушилась боль.
Вооруженный саблей, кинжалом, луком, который он держит в правой руке и колчаном со стрелами, прикрепленным за поясом, подбоченившись, он, повернув к нам свое юное, открытое лицо, медленно движется слева направо. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.
Именно этот подъем подчеркивает романтический взлет образа Титуса.
Как бы ни была велика их любовь к женскому телу, они передавали его, если можно так выразиться, несколько отвлеченно, как и всякий другой красивый предмет. Он действует подобно скульптору, освещая свою заготовку в соответствии с художественным замыслом, соразмеряя ее опору и ту тяжесть, которая приходится на нее. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской.
Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть. Мы видим, что душу ее раздирают противоречия. Вы можете подвергнуть его самым опасным сравнениям – и он выдержит испытание.
И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро. Фамильный герб или надпись с указанием возраста помогали идентифицировать модель. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Это отчасти напоминает то, что происходило со Львом Толстым, когда после величественных романов-эпопей он перешел к рассказам-притчам для народа и для детей. В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей. Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Душа человека – вот что больше всего занимало Рембрандта в портрете. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также. Она представляет собой старость таковой, какая она есть на самом деле.
Какой художник сумел бы написать портрет, подобный этому. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата.
Он чувствует, что к нему возвращаются силы. Через некоторое время она известила Давида о том, что она беременна. Титус не отличался сильным здоровьем.
Рембрандт и рок несовместимы. Но он еще ничего не сказал.
Доносчик, наемник Сикса. У зрелого Рембрандта можно увидеть скорее взаимопроникновение обоих начал. Моделируют уголок рукава и несколько суставов опирающейся о ручку кресла руки.
Тогда он выпивал глоток ледяной воды и ложился отдохнуть или отправлялся побродить и только после этого мог продолжать работу. Все кормятся несметным богатством, созданным его гением. Даже при беглом взгляде на эрмитажные картины очевидна их композиционная близость. У Рембрандта она стала ведущей темой творчества. Она словно уходит в свою жизнь.
В 1658-ом году появляется офорт "Юпитер и Антиопа" (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров). Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов.
Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем. В другом замечательном портрете Титуса, выполненном в 1656-ом году (высотой семьдесят один, шириной шестьдесят два сантиметра), оттенены черты одухотворенности и поэтической мечты. В музее Бойманса в Амстердаме находится один из лучших портретов Титуса. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Он на многих примерах убедился: кто падает, тот уже не поднимается.
Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Но оно вылеплено с поразительной пластической, скульптурной силой и в то же время живописной мягкостью. 175, 5 x 210, 5 см.
Чуть склонившееся вправо от зрителя, обращенное к нему, освещенное слева и сверху лицо – суть картины. Солдат, приподнявший коротко остриженную плешивую голову изображен в профиль. Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра). Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам.
В ней стерлись грани между конным портретом историческим и, может быть, религиозным жанром. Ведь они получили от него все, что он мог им дать. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Он подавил в себе желание зарыдать. Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье.
Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Встал и пошел к отцу своему.
Теперь все ученики уходят, все до одного. Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души. Нет. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход.
На четвертый раз ее мужество сопротивления иссякает и она является перед Синклитом, который налагает на нее позорное для того времени наказание, которому подвергали проституток – отлучение от таинства причастия. Что-то пугающее и величавое есть в том, как все на этой картине говорит и о внутренней силе этой женщины и о ее покорности судьбе и о ее умении воспользоваться ситуацией. Женщина изображенная на холсте, очень стара. Вирсавия представлена в момент тяжелого раздумья о своей судьбе.
Конечно же, шлют не разодетых сановников и ведут не по парадной лестнице. Он взял одну из них в руки. Здесь, наконец, Рембрандт достиг того, к чему он стремился всю жизнь.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. На ее верху установлен металлический блок с перекинутым через колесо стальным канатом. Кожа старушки напоминает цвет дерева.
Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина. Особенно это поражает нас в детстве. Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше. Это – протянутые вверх, к запрокинутой голове казненного, пальцы и ладонь левой руки Марии, стоящей во мраке на втором плане, справа от помоста.
Он уже не здесь. Фон и костюм Брейнинга выполнены Рембрандтом в предельно обобщенном плане с таким расчетом, чтобы они воспринимались лишь как нейтральное обрамление лица – и действительно, поток света льется на лицо, минуя фигуру и окружающую обстановку. Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена). Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. Его самоутверждение носит характер почти агрессивный, поражающий и подавляющий зрителя.
Мастерская художника – специальная маленькая комнатка рядом с прихожей. Мы уже ознакомились с несколькими картинами этого периода.
В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви. Петр – отец церкви. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее».
Рембрандт только пожимает плечами. Рембрандт моет кисти и щетки, смешивает краски.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Урия должен будет считать родившегося ребенка своим. В душе художника начался огромный и плодотворный перелом.
Широкий черный плащ облегает почти всю фигуру Брейнинга от плеч и ниже пояса. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Учитель стал спокойнее, он старается примириться с судьбой. Сын повёрнут к нам спиной.
Она имеет квадратную форму (длина сто сорок два, ширина сто сорок два сантиметра). Он выглядит несчастным существом, так как против него одного ополчилось все общество. В русле этой традиции оценивались и два экспонируемых полотна. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Рембрандт огляделся.
Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественного скептицизма. Многое в ней напоминает об Эрмитаже — не только нам, но и владельцу сокровищ. Часть из них и сегодня находится в Эрмитаже (помимо представленных на выставке полотен, это Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666) и Молодая женщина перед зеркалом (1657). Вихри веют, слабеют, улегаются.
Наверное, Титус был похож на себя много меньше, чем Саския или Гендрикье Стоффельс, так как на любом из портретов он поразительно напоминает лицом, обликом, телесным сиянием ангела в картине "Жертвоприношение Маноя", написанной до его рождения. И раструбы этих небесных инструментов, пронизывая воздух чистыми мелодиями неба, уже коснулись боковых сторон изображения.
В портретах Гендрикье Рембрандт выразил свои представления о прекрасном человеческом существе. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания.
Хендрикье тоже полюбила художника. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Пурпур и золото – это цвета его испачканного, заношенного халата. Настанет день и я познаю одиночество.
Это кажется фантастическим: Рембрандт написал Титуса раньше, чем его увидел.
Участь мастера. И мы, против воли своей, заступаем место подлинных слушателей. И вот нагрянуло то, чего он опасался, то, чего он, удрученный гнетом мучительного напряжения, страха и муки, ждал, ради чего он в слепой ярости бросал вызов бюргерам и живописцам.
Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65). Его занимает больше всего основа основ человеческого существования. А «Торговка», также подаренная фавориту, в конце 1920-х ушла на Запад.
Перед нами ни что иное, как рембрандтовская кузница чудес. Глаз смотрит остро и настороженно. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. В неожиданной встрече с ван Людиком, который как будто нарочно подкарауливал художника, Рембрандт усмотрел дурное предзнаменование.
Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. И вдруг, высоко подняв ее, размахнулся и швырнул об пол. Узнав об этом, царь позвал Урию на пир и приказал его, уже пьяного, отвести к Вирсавии.
Рембрандт беднее последнего бедняка. А тот, уже много лет не бывавший в доме Рембрандта, разглядывал все с острым любопытством. Молодая служанка Хендрикье Стоффелоказалась очень достойной девушкой и её очень полюбил сын Рембрандта и Саскии Титус. В инвентарях их называли Философами, Учеными, Сивиллами, Пророчицами. На третьем аукционе – дом и мебель.
Не один вечер проводит он с Сегерсом, Деккером, Асселайном, Франценом и другими друзьями, сидя в их кругу перед пылающим камином. В музее Гетти в Лос-Анджелесе долго висел, например, «Мальчик в плаще и тюрбане» Ливенса без упоминания владельца. Правдивый и точный рисунок обогащен чисто живописной манерой исполнения десятки, сотни, тысячи целомудренных штрихов следуют закруглению каждой объемной формы, среди их множества нет ни одного лишнего. Но Урия, заподозрив неладное, домой не пошел, а лег спать со слугами. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Наступила новая золотая, затянувшаяся осень. Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса. Некоторые остаются ему верны изредка заглядывают или шлют весточку. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Это два поразительных произведения.
Осталось два конкурента музей города Кливленда и Нью-Йоркский Метрополитен-Музей. Поверхность старческой кожи с седой щетиной волос передается при помощи небольших ударов кисти, наносящих мазки густой пастозной краски. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья.
Действительность во всем. Некоторые из этих вещей как раз она и купила.
И от учеников своих он настойчиво требовал упорного труда. Мы угадываем в Вирсавии Гендрикье. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков. Так пришло одиночество.
Задумчивый взгляд Вирсавии направлен на служанку, но мысли ее заняты письмом царя, которое она держит в опущенной на колено на правой руке. Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром и все это единая природа.
Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. И с тех пор двери его не закрываются. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи. Фигуры разбойников корчатся в агонии.
Саския умерла, но жив Титус. Руководил сбором Филипс де Конинк. Что тогда. Можно ли удивляться, что после такого безумного напряжения, огромного труда и многочисленных забот в его душе наступил перелом. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства.
Однако его не поняли. Только в 2011-м при расчистке обнаружилась подпись Фабрициуса в левом углу. Против него, Рембрандта использовали даже родственников. Затененная часть фигуры и косяк двери справа выделяются темными силуэтами на светлом фоне. Вторая поразительная особенность Лейденской коллекции, после ее исключительного уровня, — открытость.
Они не являются. Расчет был прост. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины.
Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Насыщенный, глубокий красный тон платка не является просто цветом ткани его мерцающие, то вспыхивающие, то угасающие пятна воспринимаются как отзвуки переживаний, как эхо затаенных чувств. Рембрандт и Гендрикье не обратились к церкви за санкцией своих отношений. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд.
Его золотистые тона полны живой, человеческой теплотой жизнь пульсирует в этом теле и в каждом его повороте, в каждом оттенке движения, даже в тонком локоне, упавшем на правую грудь, мы чувствуем и стыдливость женщины и охватившее ее смятение и ее грустное одиночество и сомнение и надежду и любовь к мужу и слабость и способность на предательство и в то же время нравственную чистоту. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Исполнена картина в высшей степени спокойно и просто.
Однако настоящего живописца из Титуса не получилось – по-видимому, оттого, что он принес в жертву свое призвание в борьбе за творческую победу своего отца. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе происходило великое знамение. Бледное искаженное лицо смотрело на него из зеркала. Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля».
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Освещенные и теневые места, равно как и тональные переходы между ними, различны по цветовым оттенкам. И что она добилась от Давида, чтобы он назначил Соломона престолонаследником. Улыбка была для Леонардо знаком внутренней жизни человека.
Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. В творчестве Рембрандта (1606-1669) и его учеников изображения старых, умудренных жизнью людей занимают особое место. " Счастливцы католики.
На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. Она растила и воспитывала своих детей и внуков. Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. Кажется, можно было расслышать, как стучит кровь в жилах взволнованной толпы.
Покупал у дилеров, занимающихся старой живописью, редко на аукционах, считая невероятной удачей, что все эти вещи продавались: «Мне везло, так как я очень быстро принимал решение». В глубине трапеции, посередине, возвышается распятие. Когда наступит время уходить из этого мира, ей не будет страшно. Но вот она выпрямляется во весь рост между землей и небом и такой видит ее художник.
Грубая действительность пробудила его от грез. Просто за 300-350 лет существования шедевров с ними чего только не случалось. Кровь снова пульсирует в жилах размеренно, ритмично. Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы.
Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. Портрет ли это вообще. Нужно работать". Но этот, по преимуществу коричневатый, фон неярок. Они как живые".
Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров).
Контуры второго и третьего ярусов образуют гигантский квадрат. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Этот совершающийся на глазах зрителя непрерывный процесс творческого перевоплощения и придает такую одухотворенность образам позднего Рембрандта. Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину "Давид и Саул" (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр). Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина "Давид и Урия"). Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы. Вирсавия повиновалась.
К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Да, зверь, пьяница, сумасшедший. Это было последнее долговое обязательство Сиксу, выданное меньше полугода назад. Тончайшая, словно тающая дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает ее контуры и тени на фоне отдаленного пейзажа в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.
Мы проживаем одну жизнь за другой. А как же дом, его дом. Одеяние дано большими, обобщенными пятнами. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Cпите спокойно, сестры и братья.
По случаю праздника наместник отпускал того из узников, которого выбирал народ. Он уже не так часто вспоминает Саскию. Уже его ранние работы демонстрируют незаурядный талант художника – «Паламеде перед Агамемноном» (1626), «Крещении евнуха» (1626), «Побиении камнями св. При этом героиня слегка, чуть-чуть наклонилась к нам так, что ее голова, правое плечо и рука (на картине слева) попали в полосу падающего слева света, а фигура в целом осталась в тени. Не случайно у него было много учеников, поклонников и еще больше завистников. Биографы великого художника сообщают, что Адриан не понимал Рембрандта, часто осуждал его за расточительность, завидовал его успехам и постоянно испытывал обиду от сознания того, что судьба одарила одного чересчур щедро и умалила участь второго – сапожника, потом мельника, таскавшего мешки, зарабатывавшего флорины, на которые в юности учился Рембрандт.
Его высокомерие причина всех зол. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Обвиняемый отрицал обещание жениться и ничего не сказал о кольце. Но тот вновь демонстративно отказался от свидания с женой и уснул на ступеньках дворца. Через посредничество агента императрицы Екатерины II, барона фон Гримма (1723-1807), граф сделал предложение русскому двору приобрести у него пинакотеку для Эрмитажа.
К этому библейскому мифу обращались многие выдающиеся мастера: в разных собраниях и музеях мира насчитывается до двадцати произведений, где фигурирует тема "Давид – Вирсавия – Урия". Днем над водою каналов нависали бесформенные клочья тумана. Спаситель сказал: "Свершилось" (то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода).
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Понятно, почему работа так называется. Царь немедленно призвал к себе Урию. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Чикагская картина "Девушка в североголландском платье" (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета.
А как покаяться, как очиститься такому, как Рембрандт. С точки зрения экспрессии портрет очарователен. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. В последние годы творчества, моделями для художника служили очень близкие, приближённые к нему люди.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Сидящая напротив нас массивная фигура Рембрандта возвышается на кресле, словно на троне, широкой пирамидой. Лондонский вариант "Сусанны" (высота шестьдесят один, ширина сорок семь сантиметров) имеет мало отношения к библейскому сюжету, отчего эту картину иногда называют просто "Купальщицей". Какой-то барон из Швейцарии сдался на сумме один миллион восемьсот тысяч какая-то богатая вдова отступила после миллиона девятисот тысяч. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. «Явление ангела Агари» (около 1645 года), одна из главных здесь вещей, — единственная хранящаяся в частном собрании картина художника. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной.
У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Но старейшины делали все, чтобы предотвратить его. А вот перед нами другой офорт с изображением обнаженной натуры.
Одетая в темные одежды она походит на вдову, которая скорбит по своему супругу.
Так московский портрет становится воплощением одухотворенной красоты старости. Итак, я прикажу наказать его, а потом освобожу". И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк 15:18-21). Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров).
Подняться можно только раз в жизни. "Конечно, я знаю, как помочь им, – размышлял Рембрандт. Ему было 44, когда он купил первых «рембрандтов».
Руки у него связаны за спиной. Для Рембрандта тело священно. От явного стремления не забывать своего места, особенно при гостях. Я – живой, а он или они на картине – как живые. Она спокойно встретит свою судьбу. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Эти неуловимые, но отчетливо видимые тени, так же, как в "Данае", называют "таинственным явлением" и это действительно так.
Они темные. Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного. Стол у них отличался простотой.
Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Он все забыл. Автопортрет. 1661. Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде. Глаза ее темны.
Cпите, дети. И, наконец, самое главное – свет и колорит в венском портрете. С точки зрения правды – совершенно правдив. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
В дом являлись те, о ком Рембрандт и вовсе забыл.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Так же истаскана близкая ей по фактуре красная ткань пояса и белая – шарфа на груди. Он получил урок. Почти все внешние черты этого изображения – расположение фигур на первом плане и их жесты – заимствованы у знаменитых академистов братьев Карраччи и у классика барокко Корреджо, у которого Рембрандт подметил юношескую кокетливость пожилого козлоногого сатира, развратного спутника Диониса-Вакха, бога вина и веселья.
Он не постеснялся послать к нему своих соглядатаев. Теперь, когда они уходят, он их едва узнает. Правая рука и голова героини вяло опущены, губы чуть тронуты беспомощной, вялой усмешкой. Глядя на нее, пристально всматриваясь в глаза и разглядывая старушечье лицо можно сделать вывод о том, что ее жизнь была не легкой.
Они шли отовсюду. Но почему. Вирсавия миловидна, но не ослепляет красотой это женщина лет тридцати – тридцати пяти (бальзаковский возраст), высокая, сильная.
И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. Наступает мрак. Ирина Соколова, куратор будущей эрмитажной выставки (куратором московской экспозиции стал заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ Вадим Садков), считает, что собрание Капланов в целом «воплощает замысел, весьма сходный с кабинетами живописи европейских знатоков искусства XVII-XVIII веков». Холод приятно подбадривает его. Лицо ее исчерчено глубокими морщинами. И вот он лишен того, что ценил. И все же, почему честолюбие, спутник его юности и поныне не оставляет его в покое.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Одну за другой она получает три повестки с требованием явки. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. В мастерской Рембрандта в беспорядке свалены незаконченные картины. Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры.
Победа осталась за нью-йоркским музеем. Половина его лица закрыта занавесом – портьерой, которой он утирает слезы. Лицо пожилого мужчины почти закрыто.
Важную роль в этом смысле играет и свет. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят.
Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Так с начала 1650-ых годов начался поздний период в творчестве Рембрандта.
Ван Людик сделал вид, что приятно поражен встречей с родственником. Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Всплывали долги, сделанные два-три года назад.
Это "Негритянка" (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров). По-видимому, цены занижались искусственно.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Он ярко раскрывает сущность искусства Рембрандта-портретиста.
Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен.
Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, "скользящим" (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. Он производит страшное впечатление. Он ловит себя на том, что, как всегда во время работы, тихо напевает или насвистывает. Она была написана в год его смерти и стала вершиной проявления его таланта. Только когда сгустившиеся вечерние сумерки или усталость вынуждают его прервать работу, он вновь соприкасается с жизнью, ключом бьющей рядом эта жизнь – Гендрикье, Титус, ученики, горсточка друзей.
А ныне он не выходит из своей мастерской, охваченный огромным творческим подъемом. "Спите спокойно, мать и отец. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Как далекий смутный образ, воспоминания исчезают, едва родившись. Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки. Уже современники понимали, что главное средство Рембрандта как живописца – это светотень. Все эти архитектонические, то есть композиционно-структурные качества портрета играют большую роль и в его психологическом содержании. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая.
Он видел множество картин, – чьей кисти они принадлежали, он не знал. Особенно известна блистательная "Вирсавия" Рубенса из Дрезденской галереи. В том числе над Библией.
У них и «Минерва» (1635), заставляющая вспомнить образцовых «рембрандтов» из Эрмитажа и Прадо и «Девушка в расшитой золотом накидке», украденная в 1975-м из Музея изящных искусств в Бостоне и через 10 лет проданная на аукционе. Он изобразит себя восточным пашой, вознесенным над ничтожными, пресмыкающимися у его ног угодниками. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Гендрикье – это, прежде всего, человек высшей доброты и всепокоряющей любви, человек, который отдает себя всего, целиком, любимому. Теперь Рембрандт избегает резкого противопоставления света и тени, к которому он ранее прибегал, подобно Караваджо.
Давид же играющий на арфе у его ног, справа, полон скрытой силы и уверенности ему суждено отобрать у Саула престол. Их формы растворяются в игре неясных рефлексов и бликов. Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы.
Тот, кто стоял перед картиной Рембрандта в гаагском Маурицхейсе, никогда не забудет этого потрясающего круглого глаза, который воплощает страх и одиночество царя на вершине власти. И заказчики, стоя перед собственным портретом, с удивлением глядят на внезапно вспыхнувший позади человеческой фигуры свет или на таинственные, окутанные дымкой пейзажи, на фоне которых сумрачно выступает их изображение. Фабрициус, погибший молодым при взрыве порохового склада в Делфте (для тех, кто читал «Щегла» Донны Тарт, — речь в романе идет именно о его картине), успел очень мало: известно всего 16 его подтвержденных работ. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Их владелец, граф Бодуэн (1715-1797), сделал военную карьеру, но в парижских кругах получил известность как гравер-любитель и страстный коллекционер.
Рембрандт категорически отвергает эти претензии и требует от заказчика остаток денег, предлагая представить картину на суд старшин гильдии святого Луки (цех живописцев). Каждый день после обеда, как только тарелки были перемыты и спрятаны, братья покидали женщин и шли в маленькую комнату, где молчание – так, по крайней мере им казалось становилось для них способом общения. Это – один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. «Возвращение блудного сына» Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта.
Ненарисованная линия горизонта явно понижена и Рембрандт смотрит на нас сверху вниз. Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. При этом Рембрандт отвергает каноны "идеальной наготы", созданной Рафаэлем.
Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Неровный свет идёт как бы от души человека. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком.
Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Нидерланды (Голландия). Он сделал несколько шагов. Как и полагал Давид, Урия вскоре был убит. Рано или поздно, а беды не миновать, он чувствовал это с уверенностью ясновидящего. Четыреста флоринов.
Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»). Но мастер настолько поглощен творением, выходящим из-под его рук, что она не произносит ни слова и молча уступает ему. Не оставались безучастными амстердамские художники.
Он выполнен в том же 1658-ом году. "Я во всем и всегда искал только естественности. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Рембрандт долго вертел фигурку в руках.
И на этот раз. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Стефана» (1629). На картине на фоне гористого, мрачного пейзажа изображен всадник в роскошном серебристо-зеленом военном кафтане и красной, отороченной мехом, шапке. Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей.
И в свете и в тени. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Выставленные в ряд, эти откровенные, пусть и невинные сцены — «Кошка, присевшая в мастерской художника» (1657) или «Молящийся старик» (около 1665-1670 годов), кажутся подсмотренными в замочную скважину и напоминают о вынужденной традиции протестантской Голландии не задергивать шторы в окнах, выставляя жизнь напоказ. Судьба этих произведений сложилась по-разному. Все знали о его доверчивости, знали, что он ни о ком не думает плохо.
Рембрандт поднял голову. Скорбно смотрит вниз знающий свою судьбу измученный Христос. Да, такова моя участь, Саския. При этом проглядывающее под простынями ярко-красное сидение, входящее в ту же гамму теплых и горячих тонов, получает как бы естественных спутников в виде зажигающихся красных вспышек в темно-каштановых волосах Вирсавии: это нитки кораллов, которыми убрана ее прическа. Голову ее покрывает шляпа черного цвета.
Если он изредка о них слышит, то лишь от торговцев картинами или от случайно повстречавшихся общих знакомых. На столе медные пластинки, гравировальные иглы.
Завершенные картины его уже не интересовали.
Под стать главному герою картины Рембрандт лепит коня. Рембрандт вдруг с ужасом осознал, с какою легкостью и опрометчивостью он ко всему относился. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща.
Абсолютно в ином плане решена картина Рембрандта. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. Однако следует говорить не только об охлаждении голландской торговой аристократии к искусству Рембрандта, но и о прямой враждебности патрицианских кругов и к личности Рембрандта и к его искусству.
Давать, ничего не получая взамен. В пятьдесят лет нечего рассчитывать на благосклонность изменчивой судьбы. В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния.
Мрачная сила его новых произведений так велика, что никто не свободен от их воздействия: все подражают ему иногда сами того не сознавая. Он заглянул в пергамент и узнал его. В окно виден огромный бледный диск холодного зимнего солнца, он словно висит на небе. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились). Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки.
Доброты, прошедшей испытание временем и страданием, мудрого всепонимания, нерастраченного запаса человечности. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Она прожила долгие годы, радуясь жизненным моментам и печалясь. И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними.
Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. Ее вообще нельзя безоговорочно причислить ни к области мифологического жанра, ни к бытовому жанру, ни к портрету, хотя в ней наличествуют и портретные черты и элементы жанра, а название заставляет вспомнить библейскую интригу. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. Скорбно опущены уголки еще алеющих губ и кажется, что они еще двигаются. Детали сведены к минимуму.
Повсюду зависть и злоба. Едва ли не половину из них составляли портреты стариков. контексте таких произведений отождествление изображенного лица играло важную роль. Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста.
Этот портрет ныне находится в Художественно-историческом музее Вены.
Не проходило недели, чтобы не являлись кредиторы.
Ты тоже спи спокойно, любимая и даруй мне прощение ибо без него я никогда не напишу твои глаза так, чтобы они были живыми. Амстердам. В 1503-ем году он создал находящийся ныне в парижском Лувре портрет Моны Лизы Джоконды, явившийся новым словом в мировом портретном искусстве (его высота девяносто семь, ширина пятьдесят три сантиметра). Служанка держит свечу, прикрывая от нас ее пламя правой рукой. Она хочет дотронуться до мертвого сына и высшая сила благословляет эту руку и она продолжает светиться.
Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета.
Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Они собрали необходимые для этого денежные средства. Он создавал картину за картиной. Холст не сопротивляется более. Вот почему, раз увидав эти лица их невозможно забыть и мы без труда узнаем их среди тысячи.
Эти люди, предлагавшие пятьдесят флоринов за то, что стоило самое меньшее триста, люди, вялые лица которых даже в алчности оставались невыразительными, а пальцы осторожно копались в отощавших кошельках – даже самые удачливые из них считали истекший год неблагоприятным. Краски лежат на холсте густыми мазками. Иногда доходило и до потасовок.
У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Долго они взывали к нему. Рука уверенно следует велениям мечты. Поначалу это были небольшого формата офорты (гравюры на металле – ред. ) на евангельские сюжеты, в которых художник экспериментировал со светом и тенью.
Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Жизнь снова возвратилась к нему. Это – небольшой рисунок (высота двадцать три, ширина тринадцать сантиметров) изображающий самого Рембрандта во время работы, в мастерской, одетым в нечто вроде длинного халата и рабочую шляпу.
Неизвестность мучительнее любого зла. Образуемая ими темная горизонтальная полоса служит как бы своеобразным основанием, пьедесталом для возвышающейся скорбной полуфигуры. Из трех портретных работ имеющихся в музейной коллекции, наиболее выдающейся является «Портрет старушки». В гаагской картине царь изображен в момент душевного переворота.
Чтобы дать понятие о том, какого рода истолкование сюжетных картин в состоянии приблизить нас к пониманию искусства Рембрандта, сравним его картину "Отречение Петра" с полотном "Давид и Саул". На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело.
В стеклянных сосудах – целое собрание диковинок: морские звезды, раковины, медузы, раки, кораллы. Он опять взглянул на статуэтку. История искусства не знала до него такой правды и откровенности. Однако это не портреты, хотя написаны с натуры.
Представитель Кливленда объявил, что его следует считать сдавшимся только после того, как он перестанет поднимать вверх свой золотой карандашик. Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали.
Сам Рембрандт почти не замечал этого, до самозабвения увлеченный новой могучей творческой силой, которую он в себе чувствовал. В пожилом возрасте Рембранд стал замкнутым, мало с кем общался, его круг общения составляли несколько старых друзей и родственников. Имя Рембрандта в списке отсутствует.
Эта грань как бы стирается и исчезает, когда мы стоим перед картинами Рембрандта. Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника. Прекрасный, но трагический удел. Его упрекают за неправдоподобие картин с ночным освещением. Польские искусствоведы настаивают на том, что это – портрет их соотечественника. Рембрандт могущественнее рока. Картинная галерея.
Жизнь проходила, время бежало. Все повторяется, думал он в такие минуты, но по-иному, по-новому, в измененном виде. Тем временем подошли к Бреестрат. Начальную цену – один миллион долларов – перескочили моментально. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту.
Таких в Амстердаме много и только надпись у входа – "Дом Рембрандта" – останавливает прохожего резко, как удар. Мы не знаем, что выражает его лицо. Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии. Но из своей горькой жизни Адриан вынес одно гордость. Главные завоевания — конечно, Рембрандт, которого у Капланов больше, чем у кого-либо из частных собирателей. Удивительны большие, грубоватые, натруженные руки Вирсавии.
«Портрет старика». Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской "Вирсавии", 1654-ый год. Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. Постепенно исчезают белоснежные цветы, которыми мороз изукрасил окна.
Он живет уже в другом мире, где сквозь черный мрак пробивается лучезарный свет. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
На лице выражена горесть. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Как человек, окруженный во тьме врагами, со всех сторон ожидает предательского удара, так и Рембрандт, затравленный и настороженный, был готов встретить неизбежное.
Глаза старушки не встречаются со взглядом зрителя – ее взор как бы ушел в себя и кажется, что она сосредоточена на своих переживаниях, мыслях, воспоминаниях, в мир которых и вводит нас художник. Портреты эти были написаны, по-видимому, во время посещения Рембрандтом Лейдена. Например, «Торговку селедью» (1964) Геррита Дау вместе с другими его работами, часть из которых— в том числе знаменитый «Старик, рассматривающий глобус», подаренный одному из братьев Орловых, — со временем все-таки вернулась в Эрмитаж. Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта "Иисус и блудница").
Дубовый печатный станок на стене – выполненная в семнадцатом веке географическая карта. Что же касается третьей картины, "Христос у колонны", музей в Дармштадте (высота девяносто четыре, ширина семьдесят три сантиметра), то кажется, что здесь раскрывается собственная драма Рембрандта. Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой". В еще большей степени это относится к психологическому содержанию. Жена Сикса, дочь доктора Тульпа, заказывает свой портрет уже другому художнику.
Пусть воплотятся в жизнь мечты и притчи. 1669 год. Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли. Теперь мы лучше прочитываем сложную игру чувств, которую придал Рембрандт образу героини. Но теперь он замер и впился убийственным и подозрительным взглядом в Петра. На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров.
Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий. Зверь.
О, какое упоительное счастье – исцеление. Он рассматривал кожу, которая сморщилась и обвисла от похудания и постоянного напряжения. Настольной книгой Рембрандта. У него было несколько причин съездить осенью 1654-го года на родину. Осталось только удерживать в памяти виденное.
Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Другие забывают, как только сами добьются славы. Ту же задачу проводит Данте. Туловище или, как принято называть его в искусстве, торс Вирсавии шероховат и налит силой.
Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете. Они позабудут меня, учителя и юность свою. В этих случаях вид предмета, рассматриваемого даже в фас, фронтально, не имеет ничего общего с ортогональной проекцией, то есть с контурами его сечения плоскостью.
Тот же путь проделало «Жертвоприношение Ифигении» (1671) лейденского художника Яна Стена, а его «Притча о богаче и Лазаре» (1677), отданная владельцем картины за свое и своей семьи спасение в 1940 году, на пять лет попало к Гитлеру в Линц. Какое же это дьявольское честолюбие – считать, что тебе тесно в пределах родной страны.
Популярные в Голландии заказные портреты создавались с мемориальной целью. Легкое несовпадение теней и бликов с формами лица создает впечатление движения. Этот офорт известен нам в восьми состояниях, но в любом из них он представляет самое строго построенное из графических произведений Рембрандта (в геометрическом смысле). Но ее спас, уличив старцев во лжи, пророк Даниил.
Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. Он никогда не приукрашивает его, даже тогда, когда рисует Саскию. Были у Титуса и собственные картины. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): "Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью". Грубая, жесткая, отвратительная в своей свирепости голова римского солдата, угрожающе поблескивающие его доспехи, шлем и кинжал, лежащие перед нами на борту прямоугольного сруба, противопоставлены тревожной одухотворенности благородного, но на минуту утратившего все свое мужество Петра, ярко освещенного свечой на втором плане.
И рухнул с высоты на мрачную и гнусную землю его завистники ныне празднуют свою победу. Ластман известный своей страстью к непопулярным ветхозаветным сюжетам, писал их как вполне исторические, перенося действие в знакомый и понятный контекст. Саския очаровывала Рембрандта и возбуждала его чувственность и фантазию. Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор. Она разлетелась на мелкие кусочки. Поза Гендрикье немного неуверенна, неустойчива: Гендрикье не сидит прямо, но и почти не опирается о ручку кресла.
В гостях у них не было ни аристократов, ни богатых бюргеров. Конкретно это полотно было продано в 1704 году как работа Фердинанда Бола (еще одного ученика Рембрандта, чьи холсты тоже привезли в ГМИИ), а в течение двух с половиной столетий, когда оно хранилось в австрийской коллекции графов Шенборн-Буххайм, его приписывали Рембрандту. Все как будто знали друг о друге и друг друга подзуживали.
Кресло на столько глубокое, что на картине видны лишь его подлокотники. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Саул – слева наверху, бородатый и в тяжелом богатом тюрбане на голове, как бы двуглавый, гиперболизированный, почти прикасающийся к верхнему краю изображения Давид – справа внизу с покорно опущенной черноволосой кудрявой головой, едва достающей средней горизонтали полотна. – Впрочем, по зрелом размышлении, я полагаю, что ты мог бы писать портреты и здесь. Но Давид старался сохранить тайну своей связи. Так и во втором варианте "Урока анатомии".
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. Само собой разумеется, что он живой. То есть такое движение можно сделать последовательно.
«Она изображена в своей лавке, где видны связки лука, пучки моркови, кочан красной капусты и бочка с сельдью. Тем временем деньги были собраны. В то же время сравнение с портретами Гендрикье показывает, что Рембрандт многое изменил, развив одни стороны и опустив другие. Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору.
Никто бы ему не поверил, если бы он рассказал об этом, все лишь переглядывались бы и, сдерживая улыбку, насмешливо и понимающе подмигивали друг другу. Сам собой напрашивается вывод, что кто-то умело и точно организовал разорение Рембрандта. К 1655-му году относятся оба варианта одного из последних офортов "Христос перед народом" или "Се человек", размеры которого (длина сорок пять, высота тридцать девять сантиметров) значительно превосходят все предыдущие гравюры мастера, уступая лишь "Трем крестам".
Никакими словами сочувствия и утешения нельзя прогнать его мрачность и безысходную скорбь. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика.
Необычайная духовная значительность свойственна этим образам. Кого еще оставалось ему писать. Огонь в камине еще только разгорается, а Рембрандт уже стоит перед холстом. Царь послал к ней гонца с письмом, в котором повелевал явиться к нему. Детское лицо средневековой фигурки улыбалось ему своей каменной, бессмысленной улыбкой.
И она пошла к нему, как сказано в Библии. Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькими размышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картине нью-йоркского Метрополитен-Музея "Пилат умывает руки" (длина картины сто шестьдесят три, высота сто двадцать пять сантиметров). А когда мы с трудом раскрываем глаза, наступление нового утра приносит нам отдохновение.
Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
И действительно, этот прекрасный юноша-всадник, так похожий на поляка семнадцатого века, в то же время напоминает торжественных мраморных конников, выполненных для каменной ленты-фриза афинского Парфенона великим греческим скульптором Фидием они преисполнены не только красотой, но и духом гражданственности и высокого самосознания. И угасает она в одну из грозовых ночей. Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами. Тело для них являлось только предлогом для изображения красивых линий и красок. Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония" Бетховена. Именно таковой ее пытался изобразить Рембрандт.
Теперь у него все отнимут. Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом.
Труп лежит в резком ракурсе, перпендикулярно к изобразительной поверхности картины, головой в глубину ракурсом в искусстве называется перспективное сокращение фигур или предметов. Ван Людик – шпион. Поэтическая метафора "Петр-скала" ("Петр" по-гречески означает "камень") – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры.
Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. Эта передача в портрете психического потока и составляет, строго говоря, центральную проблему всего рембрандтовского творчества.
То здесь, то там собирались группки враждующих художников. "Боже мой, Адриан, я от души сожалею. Сложнейшее психологическое содержание этого образа приближается к пределам возможного в изобразительном искусстве. Холст, масло.
Моделью ему, несомненно, послужил неизвестный поляк. Давид увидел ее купающейся и прельстился ее красотой она завладела его помыслами. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Для Рембрандта она и не была служанкой.
Нас не оставляет чувство зыбкости внутреннего движения, его сознательной незавершенности. С этого момента она становится для него то "Сусанной", 1654-ый год, Лондон, то "Вирсавией", тот же год, парижский Лувр. Соблазнителен вид натянутого чистого холста. На ее лице нет ни тени радости, ни удовлетворения, ни просто чувственного желания она сидит, как пришибленная царским приказом, зовущим ее в объятия властелина.
Ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс. Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги. Он отвернулся. Барокко. А его творчество — длинное и глубокое размышление. А светоносные потоки из невидимых мощных прожекторов, прорвавшиеся сквозь облака, все более расширяя гигантский конус сияния вокруг крестов, ослепляют фигуры и камни, заливают их лучами, уничтожают все, что попадается на пути. Правой рукой художник царственно опирается на ручку кресла.
И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Харменс ван Рейн Рембрандт (нидерл. Ни в одном живописном произведении трагическое мироощущение Рембрандта не оказывается выраженным в столь глубоко личном претворении и только в офорте, часто оказывавшемся своего рода творческой лабораторией художника, он позволял себе с такой безудержностью выразить свое настроение, свое ощущение одиночества, свою жажду сочувствия, которые овладевают им в середине пятидесятых годов после окончательного разрыва не только с торгашеским обществом, но и с официальными художественными кругами Амстердама. Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника. Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох. Рама окна, которую художник раньше включил бы в картину полностью (прием "картина в картине"), теперь осталась только внизу и слева от зрителя, другие два края вынесены за пределы полотна. Внешне величественный, Саул внутренне беспомощен. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Он увидел, как шатко и непрочно его положение. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Ему принадлежала инициатива этого начинания, он же и постарался довести это дело до конца. Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка. Возвышающийся над освещенной частью площадки световой конус видится в виде полыхающей трапеции, по краям которой располагаются тысячи пляшущих, жестких, словно незаконченных, штрихов, рисующих беспокойные, причудливые, угловатые, порой зловещие фигурки. Каждый день после обеда без умолку трещали доски дубового печатного станка. Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо.
Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Ван Людик все еще с озабоченным видом что-то искал, часто и тихо вздыхая, как бы прося сочувствия. Чувство горького одиночества подчеркнуто здесь еще сильнее, чем в портрете брата.
Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой "Моной Лизой" ("Джокондой") Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Движениями художника управляют далекие неведомые силы. Светлой массой, вписанной в большой треугольник, образуемый основанием картины (ее правым краем и диагональю) выделяется нагота сидящей женщины. Жизнь его всегда была очень бурной и полной. Взгляд ее опущен вниз. Мы не знаем, что нас ждет в будущем. Кассель.
В кабачке Аарта ван дер Неера встречались художники старшего поколения. Она не обладает светским изяществом Саскии. Цена увеличивалась, напряжение возрастало. Мы лежим, притаившись.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном».
Увидел китайские вазы и чашки гипсовые слепки голов и рук маленькие фарфоровые статуэтки, пожелтевшие от времени шлемы, военные доспехи с серебряными нагрудниками. – Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег". Рембрандт — новатор.
Леонардо прекрасно реализовал этот девиз в своем собственном творчестве. Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом "Портрете жены брата" (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра). Это оказался пергамент, скрепленный печатями.
Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто.