Портрет молодого человека, написанный Рембрандтом, передает образ юного парня.
Понимая этот факт, его родители в13 лет отдали Рембрандта учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, который был католиком. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Сейчас идут споры об этой картине. В центре офорта изображен остановившийся в нескольких шагах от нас подвыпивший бродяга неопределенного возраста, весь в каких-то вздутых мешкообразных лохмотьях испещренных заплатами. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год.
Освободившись, умерла через год. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.
Но художник не превращает картину в занимательное и парадное произведение, как это часто бывало у современных ему мастеров итальянского барокко он подчеркивает жестокий и трагический характер событий. Облако опустилось ниже и вместе с ним опустилась его нижняя кромка, на которой, как на ковре под ногами, замер гигантский ангел в широких белых одеждах, словно ниспадающих ослепительным, но спокойным потоком. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Эрмитаж).
Одиночество, усталость, особенно на женских лицах. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения7.
Первоначальные размеры были ещ, е больше). В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу7, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Сомневаются принадлежит ли этот портрет Рембрандту.
Молодой ван Рейн усердно занимался гравированием. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Рейксмюсеум). Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи.
В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Брошенные на берегу сандалии, по-видимому, были красноречивыми эротическими символами в голландском искусстве XVII века. Хендрикье тоже полюбила художника.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Санкт-Петербург. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.
Он был в моде. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
На картине изображено более двадцати фигур. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В них вы видите печаль. Жесты сведены к минимуму, вся сила картины — в выразительности лиц. Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком. Лондон.
Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Заказчики не заставили себя ждать.
Рембрандт стал его последним протеже. История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Музей, Амстердам) и Давид и Голиаф (Художественный музей, Базель).
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Заказчики отказались принять эту картину. Художник из круга Рембрандта.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. В центре площади находится памятник Рембрандту. Андромеда Рубенса – не идеальная античная красавица, а рыжеволосая, пышнотелая фламандка. Государственный музей Амстердама. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Кассель.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний6. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. То есть такое движение можно сделать последовательно. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. «Мартен Лоотен» (1632 год. Базель. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Чтобы придать её позе значительность, Рембрандт использует особый композиционный приём: даёт точку зрения снизу.
И подобно этому трагедия Бога стала чисто человеческой трагедией всех собравшихся здесь людей и зрителя. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. Девять лет отделяют эти портреты друг от друга, а между тем кажется, что они задуманы в один и тот же час и если ничто в первом портрете не напоминает о том робком, прилежном и сухом желтоватом периоде, самым значительным образчиком которого остается "Урок анатомии", то ничто также, решительно ничто во втором портрете не несет в себе следов тех дерзких опытов, которые начал Рембрандт "Ночным дозором". Эрмитаж) драматична по своему сюжету.
А что же случилось с Гертье Диркс. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку.
Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Из 50 картин, датированных 1632-1633, 46 являются портретами или этюдами голов. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. По сравнению с лейденскими работами их более гладкая фактура, позы, символическая ритмика рук (одна рука часто намеренно не показана) и поворот головы напоминают мимолетность и изменчивость барокко.
В сходном плане решен и портрет Яна Сикса (1654). На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Няня его сына, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться, чтобы уладить конфликт художнику пришлось расплатиться.
Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора.
Дрезден. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Государственные музеи, Картинная галерея). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Сюжеты, полные умиротворения, служат для них неким балластом. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини.
И его одежда — воздушный кружевной воротник, длинная шуба из русского соболиного меха — явно свидетельствует о его состоянии. Ранние автопортреты часто поверхностны, порой грубы. В эрмитажном «Портрете старика в красном» (ок. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами7, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма21. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Через три года Рембрандт ван Рейн настолько преуспел в рисунке и живописи, что развитием его таланта занялся сам Питер Ластман, который возглавлял амстердамскую школу живописи.
Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Одна из первых его работ – портрет матери (1628), а одна из лучших – "Мать Рембрандта под черной вуалью". Картинная галерея).
Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. К самым замечательным образцам рембрандтовского портретного искусства позднего периода должен быть отнесен портрет Брейнинга (1652 Кассель). Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей6. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Лицо с многочисленными морщинками говорит о богатом опыте. Используя в своих портретах сходные приемы, Р., однако, в каждом из них воплощает тонко индивидуализированный образ. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Санкт-Петербург. На лице играет тихая, робкая, полная нежности улыбка.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
почти не сохранилось. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Рембрандт умирает годом позже.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Сюжет взят из Нового Завета. Последний групповой портрет Рембрандта—«Синдики» (старшины цеха суконщиков), выполненный в 1662 г. Композиция картины очень проста: все пять синдиков в темных костюмах и шляпах изображены сидящими за столом перед зрителем они находятся на собрании членов цеха, один из синдиков излагает слушателям отчет позади синдиков с непокрытой головой стоит слуга. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Вещие слова сказаны.
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. По сути картина является пасторалью. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
Кто они — неизвестно. За свою жизнь Рембрандт сделал около восьмидесяти (в некоторых исследованиях около 100) автопортретов – картин, гравюр и рисунков. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг.
Смелый эксперимент еще не до конца удается молодому художнику. В 1631 году Рембрандт снова перебирается в Амстердам, который в те времена считался второй Венецией. Уже тогда Рембрандт выявляет роль света как средства эмоциональной выразительности сцены. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. В эти годы самые выдающиеся жители города стучались в двери художника. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)7 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни5. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Лос Анджелес. Образ лишен статичности кажется, что он живет, меняется у нас на глазах. Идею или мысль о написании подобного мог подать Иоганн Ульрих.
Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Эдинбург. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Всем известно имя величайшего художника Голландии Рембрандта ван Рейна. Кто не знает его величайших творений : Возвращение блудного сына, Синдики, Ночной дозор, Ассур, Аман и Эсфирь, Милосердный самарянин, Вирсавия, Отречение апостола Петра, Моисей разбивает скрижали. Возможно, решающую роль сыграла протекция Хендрика ван Эйленбюрха, у которого квартировал Рембрандт. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
«Возвращение блудного сына» (1666 год. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Государственные музеи.
«Ян Сикс» (1654 год. Базель. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом6. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Да и сама мода, под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Сколько угодно таких стариков можно встретить на улицах – но изобразить их.
Родился он в семье зажиточного мельника. Лондон.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Встал и пошел к отцу своему. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты6. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе.
Композиция картины по-шекспировски динамична. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья. Основная претензия к Рембрандту заключалась в том, что он давно не посещает службу в реформатской церкви. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Во -первых, надо убрать то тепло, которое она излучает или притяжение к себе.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. По другой версии, автор этого портрета вообще не относился к ближайшему окружению Рембрандта. Мужчина в золотом шлеме.
Государственный музей Амстердама. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Картина выполнена в холодной цветовой гамме, но оставляет удивительно теплое впечатление.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Лондон.
Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Берлинская картинная галерея. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся.
Отчасти они правы, но это относится только к людям имеющим слабую психику. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Исключительно жизнерадостно выглядит "Автопортрет с Саскией на коленях" (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Веселый и беспечный в минуты отдыха, всегда готовый на шутку, Рембрандт был неумолим за работой. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни.
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Париж.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Более тесный кружок ван Рейнов составляли амстердамский каллиграф (в то время каллиграфия считалась художеством и труд каллиграфа ценился очень высоко) Коппенол, проповедник Сильвиус с женой, в доме которых Рембрандт впервые встретил Саскию, ученый-юрист Эйлембург, поэт Иеремия Деккер, художник Экгоут, Ян Зоммерс, богатый торговец, первый составитель коллекций картин и гравюр своего бессмертного друга. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Вот таким образом, прежде чем повесить в комнате полотно, сюжет которого не располагает к расслаблению и может стать причиной ухудшения настроения эмоционального домовладельца (и его гостей), следует подумать о целесообразности присутствия в доме данной картины. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей7 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). А еще один, навалившись богатырю на грудь, самозабвенно высверливаем ему правый глаз кинжалом. Следует отметить, что уровень мастерства Рембрандта в «Ночном дозоре» еще не вполне соответствует значительности замысла.
Одежда на них нарядная и экзотичная. Его влекло к военному делу. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 г. в городе Лейдене в семье владельца мельницы.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Лондон. Во все времена это было совсем небезопасно – просто делается муляж, а с него уже пишется. Санкт-Петербург. Эрмитаж). Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»7. Они темные. Павлин на столе – символ богатства.
Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Старость в интерпретации Р. – это не увядание жизни, а достойное завершение. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Неровный свет идёт как бы от души человека. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Картина «Ночной дозор» (1642 год. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
Людям с нездоровой психикой ни к чему держать в доме картины с изображением страдающих героев. Так в сравнении с одухотворенной красотой образа Брейнинга в Сиксе явственнее выразились черты проницательной мудрости, порожденной суровым жизненным опытом.
Лучше всего юноше давалась живопись и опять же родители проявили мудрость и дальновидность. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов15. Гравюры его раскупались нарасхват даже за границей Голландии он пользовался такой славой, что некоторые продавцы картин и эстампов подделывали его подпись на произведениях других, менее известных художников. Утрехт. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
Но в целом значение этой картины очень велико. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания6.
Лейденский ранний период творчества ознаменован такими значительными работами, как Изгнание торговцев из храма (1626), Концерт (аллегория музыки) (1626), Скупец (Меняла 1627), конечно, Иуда возвращает серебряники (1629), которая вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса:. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира6, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории7.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Он полюбил филистимлянку Далилу и она, прельстившись серебром, которые ей обещали филистимские князья, вызнала от Самсона, что источник его богатырской силы – в его волосах. Я обвиняю. » (2008)11. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Амстердам. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке.
И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. В том же случае, когда хозяева дома – люди адекватные и уравновешенные, равно, как и их потенциальные гости, то какие бы страдания не были изображены на полотнах, восприниматься написанное будет исключительно с позиции эстетики.
Она "унесла" за собой и семейное счастье художника. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Линии плавно извиваются, формы круглятся.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)7. Удача в Амстердаме сразу улыбнулась художнику. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Художественная галерея). Берлин. Но его излюбленный жанр – это непринужденные автопортреты (музеи в Касселе, Стокгольме, Мюнхене, Ливерпуле, Бостоне) и небольшие этюды голов стариков и старух с выразительными морщинистыми лицами моделями этих портретов часто служили родственники художника ("Старик в колпаке", Маурицхёйс, Гаага "Мать художника", Виндзорский замок "Офицер с золотой цепью", Художественный институт, Чикаго). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена7.
Роттердам. «Портрет старика». Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Дела Рембрандта шли плохо. Святоши честили её на все лады, живописали всю глубину её падения и позора и в конце концов официально запретили Хендрикье принимать причастие в кальвинистской церкви.
А большие мозолистые руки говорят о том, как много он сделал перед тем, как уйти. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Здесь видны особенности обоих стилей.
Амстердам. Рембрандт же дружил с её старшим кузеном — Хендриком ван Эйленбургом, талантливым и успешным купцом-антикваром и, выражаясь современным языком, ведущим амстердамским арт-дилером. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Рембрандт, гуляя по улицам, запечатлевал понравившиеся образы резцом на лакированной дощечке. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Рембрандт самостоятельно печатает свои гравюры и каждый оттиск отличается от предидущего несколькими штрихами или линиями.
И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Это ступени одного и того же скорбного пути. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля7. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов "Флора" (1641). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Настолько важное, что сам художник, творец в растерянности: он ли Это создал.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Сын повёрнут к нам спиной. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Старый город был очень живописен. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Их лица озарены внутренним светом. Париж. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста6. Иногда это делается намеренно. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса.
Но это целое исследование. Но разговор об этой картине нас ждет в следующей части статьи. Высочайший талант.
Художнику удалось это запечатлеть. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Хотя начинал он свою карьеру при весьма хороших обстоятельствах, получая заслуженное признание после первых работ, удары судьбы в виде потерь самых близких людей во второй половине его жизни буквально сломили мастера. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. сохранилось мало. Этот портрет молодого человека с золотистыми кудрями, обрамляющими тонкое красивое лицо, захватывает своей одухотворенностью.
Еще бы. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Сын мельника, Рембрандт стал известен в родном Лейдене будучи совсем молодым. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства6. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Все портреты исполненные в 1630-е, демонстрируют наблюдательность и тонкость Рембрандта, которые сближают его с ван дер Хелстом и Кейсером, а также с Ван Дейком и Рубенсом. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Родители его были люди просвещенные. Широко расставив ноги в широких азиатских красных шароварах, привычно согнувшись – ему не впервой – он целится концом алебарды в левый глаз отчаянно сопротивляющегося Самсона. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Анастасий", 1631, Национальный музей, Стокгольм).
Фон черноват паркет – серый. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Лондон. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. (Флора) (1641, Дрезденская Картинная галерея). Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий.
Многочисленные портреты говорят о том, что художник был вхож в самые высокие слои амстердамского общества. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Кассель. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, вот таким образом ему разрешили распродать все имущество и отдать долги.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Удивительно выписана ткань ее одежды, которая выглядит как настоящая. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Государственный музей Амстердама.
«Похищение Европы» (1632 год. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты6. От 1630-х гг. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)10 и «Рембрандт. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Дрезден.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Но в новой квартире Рембрандт завязывает отношения со своей молодой служанкой, которая и становится его последней спутницей – художник был очень преданным человеком и ценил семью. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни5. Нью-Йорк. Именно Скривериус заказал Рембрандту в 1625 году одно из первых среди сохранившихся полотен Избиение Святого Стефана (Музей изящных искусств, Лион). Лос-Анджелес. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса7.
Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов Саския с цветком.
И перед тем, как распластаться на полу в молитвенном исступлении, он в последний раз всплескивает сложенными руками. На самом деле многие авторитеты отказались признать авторство Рембрандта их сомнения подтвердились изысканиями в рамках Программы исследования творчества Рембрандта, которая финансировалась правительством Нидерландов. 1654) считалось, что на полотне изображен др. греческий философ Зенон. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Ниваа. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
Дело в том, что некоторые обладатели интерьеров XVI-XIX веков считают, что копии картин великих мастеров должны непременно отражать нечто спокойное и полотна, на которых изображены страдания или "вещи", никак не ассоциирующиеся с отдыхом, в доме будут лишними. Если у Рубенса обнаженное мертвое тело Христа сохраняет и мощную мускулатуру и благородные очертания, то у Рембрандта это – жалкий комочек материи, бессильно свисающий на руки старика-апостола. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов.
Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Эти гравюры стремительно распродавались. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Столица Голландии в XVII в. была центром коммерческого мира. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. За серединой стола, вдоль главной оси фрески полуфигура Христа, представляющая логический центр повествования, отделена промежутками от фигур апостолов. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Легким и ласковым жестом Персей прикасается к руке смущенной принцессы.
В этом прохождении ступеней сквозь свет и мрак зритель невольно усматривает символическое подобие хода мыслей философа. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). В 1635 – 1640 –х гг.
В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. В награду за свой подвиг Персей получил в жены полюбившую его Андромеду". После распродажи в 1657-58 гг. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов5.
Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.
Дрезден. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног, но, прежде всего сорочки. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю.
Изображение торжественного выступления бюргеров-стрелков на фоне сооружения, напоминающего триумфальную арку, воспринимается в «Ночном дозоре» как воплощение триумфа республиканской Голландии, одержавшей победу в напряженной борьбе за национальную независимость. Государственный музей, АмстердамСвященник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. Одним из гениальных творений Рубенса является его картина "Персей и Андромеда".
Прекрасно выписаны обнаженные части тела. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». В Лейдене Рембрандт работает совместно со своим, равным ему по талланту, другом Яном Ливенсом. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)7. Заказчики не заставили себя ждать. Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий. Дрезден. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия.
В той же близкой Ластману манере исполнены знаменитый Валаам (1626, Музей Коньяк-Же, Париж), Товий и Ангел (1626, Гос. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1314. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод.
Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Чудный колорит, теплый и мягкий, уже как у шедевра мастера – "Ночной дозор" (1642). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
«Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. И так, сомневаться что эта работа не Рембрандта можно лишь с очень вескими доказательствами.
Одним из самых известных портретов по праву считается "Урок анатомии доктора Н. Тюльпа" (1632, Гаага, Маурицхёйс). Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой.
Старый город был очень живописен. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Здесь большую роль играет пейзаж.
Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. 1669 год.
Душа у человека к старости насыщается мудростью, а это тяжелый груз. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Ушло веселье, лукавство, надежда, любовь. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории.
Но это не является главным для него на тот момент. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Это все термины самого Леонардо. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Апостол принимает его с заметным усилием, но так бережно, так осторожно, что мы понимаем – трагедия Христа стала его личной трагедией. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе.
Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. И здесь Рембрандт принебрег традицией и вместо подростка изобразил капризного, пухлого четырехлетнего ребенка. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью.
Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. 14 июля 1642 года умерла Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом.
Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Государственный музей Амстердама. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. опустошила их казну.
Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
Позади жизнь. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Впрочем, в Лейдене его уже знали. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. У этой дамы уже больше ничего нет, остались одни воспоминания. И нас захватывает чувство теплоты и благорасположенности к этой женщине, мы являемся молчаливыми соучастниками её переживаний. Иуда изображен повернувшимся к Христу в профиль с выражением лживой преданности и тайного страха на грубом, хищном лице третьим слева от Христа, то есть четвертым от левого края фрески. Около 1650.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года7. Стол накрыт. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Художник НИЧТО (или Нечто) перед своим творением. В 1631 году Рембрандт, ободренный успехом, поселяется в Амстердаме.
Верхняя часть гравюры закруглена, ее края образуют как бы арочный проем окна, через которое мы с изумлением и невольным страхом наблюдаем действие. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Обесчещенная сыном римского императора Тарквиния Лукреция рассказывает мужу о своем позоре. В темнице его волосы отросли. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Тематика его офортов очень широка. Валтасар главенствует над группой, на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, ведь надпись предсказывает поражение в битве с персидским царем Дарием. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Москва. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Картинная галерея). Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год.
Р. Также изображал и своего сына Титуса. Санкт-Петербург. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Он имел собственную мастерскую и даже учеников. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника.
На щите Персея – голова убитой им Медузы Горгоны. ГМИИ им. Если человек рожден для счастья, то почему старость, как завершающий аккорд, так печальна.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. это дрожащее жалким трепетом тело - вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен. Лион.
И смотрят проницательные глаза, уже без иллюзий. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. После рождения сына Саския стала часто болеть с каждым днем она слабела и таяла. Порядки и законы, столь нерушимые для амстердамских мещан, не существовали для дружной семьи художника, во главе которой стоял восходящий гений.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». О Хендрикье напоминают работы "Молодая женщина, купающаяся в ручье" (1654) и "Портрет женщины у окна" (1656-1б57) и «портрет Хендрикье Стоффелс». Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Она застигнута врасплох, но не напряжена. Смерть Рембрандта была очень печальной.
В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Черты лица спокойны и расслаблены. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Опустившись на остров, он сразился с чудовищем и освободил принцессу.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Вопреки этой господствовавшей формальной традиции, хирурги изображены в естесственных позах и объеденены пирамидальной композицией увлеченных процессом людей. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Она отдалась ему и зачала. По-видимому, это эскизная работа. Берлин.
Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Лейденский период проходит под знаком поисков творческой самостоятельности. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх.
Эта картина чрезвычайно напоминает портрет, написанный в 1632 году. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек.
Многие имеют овальную форму. Героиня выглядит так, словно не подозревает, что является моделбю для художника. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены.
Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу7. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год.
Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. В-третьих, зачем связываться с золотом. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).
Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Свой особняк на берегу недавно вырытого канала он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Очень выразительны руки, способствующие раскрытию человеческого характера. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
В бюргерской среде Рембрандт становится популярным портретистом. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Саския предстает в образе богини растительности Флоры. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Благодарю, тебя, Алина за прекрасный пост. Государственный музей Амстердама. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Прав.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Картины, написанные им, как правило, на ровном светло-сером фоне, часто имеют овальный формат (портреты пастора Эллисона и его жены, 1634, Музей изящных искусств, Бостон супругов Солманс, 1634, собрание Ротшильда, Париж). Художник всю душу вложил в это "творение любви и печали".
Но для нас важно другое. Мы не знаем, что выражает его лицо. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год).
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Заказчикам не понравилось то, что некоторые мушкетеры оказались на втором плане или практически полностью перекрываются впереди стоящими фигурами. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Контур торжественной фигуры Христа, немного сдвинутый влево от вертикальной оси офорта, как бы повторяет очертание арочной формы изображения в целом.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. А теперь просто посмотрите на эти глаза. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Рейксмюсеум). Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Заказы получили шесть художников. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Санкт-Петербург. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Удача в Амстердаме сразу улыбнулась художнику.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Художник выписывает руки не менее тщательно чем лица.
В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Картина, стоившая немалых трудов и борьбы творцу, была окончена и унесена из мастерской. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. В портрете «Флора» (1634 год.
В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена7. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени.
Господня». Её дергали повестками еще и еще. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Главное - ухватить мимику, жест, передать сиюминутное настроение модели, найти такую деталь, с помощью которой можно подметить, подчеркнуть ведущую черту характера. Пожилой мужчина в меховой шапке, 1630Старик в военной одежде 1631 (отец Рембрандта)Портрет смеющегося молодого человека 1630Портрет смеющегося мужчины 1629-1630Уже в ранний лейденский период Рембрандт сделал немало своих автопортретов, и вовсе не потому, что его так интересовала собственная личность. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника9. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Боль и одиночество, тяжесть от сознания, что он заставил страдать Хендрикье, переложилна неё свою вину, отягощают и без того угнетённое состояние мастера. В европейском искусстве она заняла то же место, что и Форнарина Рафаэля, Елена Фоурмен Рубенса, возлюбленная Тициана и певица Забела-Врубель – муза Врубеля.
Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. В 1634 году Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх.
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Цвет интеллигенции Амстердама, центра науки XVII в., считали за честь посещать Рембрандта. Так что это не был брак по расчету.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Большинство сцен, подобно "Снятию с креста", погружено в глубокий мрак предметы выступают, словно вырванные из тьмы ярким лучом, упавшим на тело распятого или потерявшую сознание Марию. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни6, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Она словно уходит в свою жизнь.
Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». В 1665 году он достиг абсолютнолетия и если по закону стал распоряжаться деньгами Саскии, то, несомненно, был финансовой опорой в семье. Амстердам.
Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период.