И, как знать, сколько бы просуществовали их трогательные любовные отношения, если бы не чрезмерная ревность молодой женщины, которая, в общем-то и привела к тому, что Пикассо сбежал от нее с любовницей польского художника Маркусси -- красавицей Марсель. А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь». Акогда одна изпоследних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась сПикассо, Жан Кокто сказалей: «Вывовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь». Ранее полотно, на котором изображена одна из любовниц Пикассо Дора Маар, принадлежало коллекционеру из Греции Димитрию Мавромматису.
Пикассо не даст ей свою фамилию, а приведет любовницу вместе с ребенком к законной жене. Дора Маар, фотограф и любовница Пикассо, сделала семь снимков картины в процессе ее создания, что тоже было новым опытом для того времени. Хохлова и Пикассо продолжают жить в одном доме, но Пабло все время проводит у любовницы. Жило была любовницей Пикассо в 1944-1953 годах, родила ему двоих детей, а после расставания с испанским гением вышла замуж за американского изобретателя.
2. В парижском кафе сидела невероятной красоты молодая женщина. Как часто это бывало раньше, все изменила женщина.
Однажды увидев репродукцию «Герники», гестаповцы спросили: «Это вы сделали. ». Впервые они встретились в 1944 году, когда Женевьеве было семнадцать.
Но легкой добычей она не станет. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Пикассо скрывает от нее свои похождения, пока не замечает в парижской толпе юную Мари-Терезу Вальтер. Вариантов много и в каждом вроде та же поза. – потребовала осмотра клиники. Это период спокойного счастья на побережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море и нежно струящийся чистый песок.
«Прекрасная Фернанда», как называли ее друзья Пикассо, стала неразлучным спутником художника, она делила с ним тяготы жизни и первые успехи в течение последующих шести лет. Выходки Ольги вызывали у него лишь неприязнь и раздражение. семья решила провести отдых в родном городе Малаге. В Барселоне Пикассо водит на русский балет свою мать, знакомит ее с Ольгой. Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. Пабло возвращается на родину, но сердце его в Париже.
Жили влюбленные внищете. Как пройти мимо такой эксцентричному художнику. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.
В эти годы художник создал много картин и рисунков, на которых его дети, одетые в яркие одежды, увлечены игрой, беззаботны и веселы. Его предъязвенное состояние. А одна из последних любовниц гения — Женевьев Лапорт, когда рассталась с Пикассо, услышала мудрые слова от Жана Кокто: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь». В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Как оказалось, у красивой и страстной Ольги имелись еще и немалые претензии. Надо заметить, что Пикассо вообще не мог долго жить без общения с женщинами.
Первое, что он воскликнул, когда Пикассо привел ее в гости: «Дорогая, если бы я рисовал ваш портрет, волосы были бы зелеными». Поутрам они воровали круассаны имолоко. ФернандаС этой необычайно красивой девушкой, внешность которой можно по праву было бы отнести к идеалу красоты начала века, Пикассо познакомился во Франции, а точнее в Париже, куда гений перебрался, втайне мечтая снискать себе всемирную известность. Между прочим, это полотно называется «Плачущая женщина, 12». Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу Святой Анны, где ее лечили электрошоком.
Таким образом, в 16 лет он уже получил высшее художественное образование. Не раз художник заявлял, что делит представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». Хосе попросил своего приятеля разыграть сцену на пляже. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам.
Вот Мария-Тереза открывает своим ключом домик художника (ключ всегда прописывался достаточно четко) играет с мячом на пляже, забавляется с друзьями. В ней на этой картине есть что-то от Татьяны Лариной — некоторая сдержанность, мечтательность, грусть. Да и внешне юный художник изменился: коротко подстриженные смоляные волосы, округлый овал лица, правильные его черты вполне сочетались с крепко сбитой низкорослой фигурой. Его предъязвенное состояние. Он пользовался всеми плодами успеха, но по-настоящему не ценил их.
Этой любви, самой чувственной в его жизни, он обязан созданием своих лучших шедевров, таких как «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur), «Сон» (Le Rve), «Чтение» (La Lecture). То же самое можно сказать о женщинах». Фернанда должна будет либо позировать ему, либо заниматься с ним сексом.
Познакомился он с ней в ресторане и тут же пригласил ее принять ванну. Художник то ностальгировал по парижской студии, то по атмосфере Средиземноморья и своим голубям. Мария-Тереза вскоре повесилась. Но неизменно, так же, как и на этом полотне, отдельно изображается эта чёрно-серая гримаса горя, которое сильно искажает итак непритязательное лицо. 4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). Еще одной важной работой стала «Спящая девушка» Пикассо — портрет другой музы и многолетней подруги художника Марии-Терезы Вальтер.
Ольгу, разумеется, такой вариант не устраивает. Его слава распространилась по всему миру. Вместо покоя и счастья женщины вносили в его жизнь болезнь, страдания и боль.
А когда он уходит, смирно сидеть дома – Пабло запирает ее на замок. Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Наконец, в конце лета 1953г.
Натурщица Фернанда Оливье была первой женщиной Пикассо (ейбыло18, ему 23года), с которой у него установились долгосрочные отношения (1904—1912). Там она знакомится сПикассо, становится его моделью иего девушкой. Но в то время Ольга была счастлива, как, впрочем и Пикассо. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан. Друзья организовали вЛондоне выставку ееработ, ноона прошла незамеченной.
Конечно, Пикассо это всячески отрицал. Пикассо не привык отказывать себе в чувственных удовольствиях. Так и произошло.
Иногда дело даже доходило до рукоприкладства. Он не выносил бездарных людей так же, как талантливых.
Гений обречен на одиночество, даже когда он сам себе не отдает в этом отчета. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». Именно так Пикассо не рисовал больше никого. Пикассо познакомился сней в1904 году, после того как поселился в Париже. Вот таким образом он отказывал в визитах как конкурентам, так и друзьям. Пикассо и молодая художница Франсуаза Жило познакомились в 1943 году.
Он не мыслил своего существования без женщины. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Близкие друзья не могли не видеть размолвок между Пабло и его подругой. Так что Ольга официально до самой своей смерти в 1953г.
Через два года на свет появилась дочь. Для художника же уметь распознать человека очень важно. На разрыв всех родственных отношений повлиял и судебный иск, поданный Клодом в 1969г. Она станет организатором выставок покойного супруга. Однако родственников ожидало разочарование — Пикассо так и не сделал предложение Кармен.
Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Не покорившаяся любви. Как считают исследователи, она была моделью и для создания «Авиньонских девиц», одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века. Пожалуй, еще ни один женский образ не был так изуродован, как в серии «Плачущая женщина», где отвращение к Доре и к войне слились воедино. Но тем не менее со временем их отношения становились все более натянутыми. Однако же, ничего не продавал. Может что-то и из этого списка, а может и вовсе всё вместе сразу. Пабло пропадал в мастерской — Ольга вытягивала его на светские рауты.
Казалось, эти глаза обладали способностью проникать сквозь предметы и вскрывать их суть, а искры гнева или иронии в них способны были буквально обжечь собеседника. Хотя совенок не признал заботы и демонстративно отворачивался, стоило только Пикассо войти в комнату, создать несколько картин с его участием все же удалось. При этом особым наслаждением был процесс превращения первых во вторых.
Не удостаивал вниманием равнодушных с той же миной, что и поклонников. Донья Мария угадывает в Ольге властную и эгоистичную натуру. «Как это любезно, что «доктор» даже сам будет заезжать в отель за пациенткой. » – защебетала она. Такая жизнь смертельно наскучила гению. Три года они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях. На личном фронте дела складывались куда лучше.
При крещении малышка получила имя Мария де ла Консепсьон. И моя церберша растаяла и согласилась с тем, что мне просто необходим курс процедур. Франсуаза родила сына Клода. Вызволил ееоттуда ивывел изкризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан. Франсуаза вернулась в Париж с детьми, оставив Пабло одного в Валлорисе. Она увлекалась живописью и фотографией и вначале заинтересовалась Пикассо прежде всего как выдающимся художником.
В долгой жизни художника эти две стези станут основными. Через некоторое время мир узнает его как выдающегося художника. И хотя последствия частых ссор удавалось загладить, постепенно становилось ясно, что их связь не выдерживает испытания временем, особенно после того как стало улучшаться материальное положение Пикассо. Переполненный отвращением к войне, художник написал гигантское обвинение фашизму: так родилась на свет «Герника» (Guernica), картина тираническая, пугающая и многословная.
Пикассо познакомился с Франсуазой в 1946 году. Установившееся между ними доверие исчезло прежде, чем появились доказательства неверности. Но долго не может научиться читать и писать, освоить простейшие арифметические действия. Еежизнь остановилась, быть может в1944году, когда произошел разрыв сПикассо. Пикассо было девятнадцать лет, когда он приехал в Париж в1900 году, чтобы посетить Всемирную выставку, где в Гран Пале, в разделе, посвященном испанскому искусству, была выставлена его большая картина «Последние мгновения» исполненная в академической манере.
В период с 1930 по 1939 год к Пикассо пришла мировая слава. В начале 1936г. За закрытыми дверьми он повторял: «Приходите завтра или, лучше, через месяц», а при всех похлопывал незадачливого дилера по плечу, делая вид, что сделка состоялась. Пикассо многие годы пожинал последствия неудачного брака. Свадьба состоялась 12 июля 1918 года в мэрии VII парижского округа. Но и эта, казалось бы, счастливая связь продлилась недолго.
К тому же она серьезно увлекалась живописью и сама неплохо рисовала. Пикассо сопровождал труппу в этой поездке. Пикассо снимает две квартиры: одну под мастерскую, другую для проживания. В череде бесконечных женских тел художник в результате выделит свою ровесницу Фернанду Оливье (настоящее имя Амели Ланг), которая считалась первой красавицей коммуны. Наибольшая часть наследства достанется Жаклин. Для страстной Доры разрыв сПикассо стал катастрофой. Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года).
Оба они очень любили своих детей. В 19 лет художник отправился покорять Париж. Любовь была такой же частью его жизни, как творчество.
Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете. Затем Пабло несколько лет гнобит любовницу из-за того, что она занимается своей карьерой, а ему достается слишком мало внимания. Несчастная любовь. против отца, очевидно, с целью получить право на часть его наследства.
Ольга — иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну. Пикассо видел только один выход из создавшегося положения: развод с Ольгой, которая изводила его своей ревностью и создание новой семьи с Марией-Терезой. В период оккупации немцы его не трогали, хотя одной репутации как «революционера в искусстве» было достаточно, чтобы расправиться с ним. Но процедура безнадежно затянулась. Споявлением вжизни Пикассо Франсуазы вего картины возвращается лирика.
Затем учился в мадридской Королевской академии художеств Сан-Фернандо, ноне завершил курс обучения. Наказания удалось избежать исключительно благодаря влиятельным друзьям.
Дама втыкала нож между пальцами. Со временем она оборвет контакты с детьми и внуками и окажется единственной связью мужа с внешним миром до самой его смерти в 1973 году. В то время он с Франсуазой и детьми жил на вилле «Ла Галуаз», расположенной в живописном месте близ небольшого городка Валлориса.
Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном Соборе Александра Невского. Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций. Дора попала впарижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где еелечили электрошоками. Кто знает. Некоторые из его поздних картин только уважение не позволяет назвать пошлыми, другие предстают перед зрителем приободряюще-наивными.
Спустя полгода после знакомства ихотношения переросли вроман. С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.
Дарования юного Пабло проявились очень рано. Особенно поражали черные глаза Пабло и его пронзительный взгляд. Любовь, видимо, была. Жизнь покажет, что мать была права.
Годы, проведенные им в среде барселонской и парижской богемы, вполне могут быть охарактеризованы словами самого художника: «Если хочешь заниматься любовью, занимайся». Апримерно через год еепортрет «Рыдающая женщина» был продан нааукционе за37миллионов франков. Он заберет ее в свою мастерскую и не захочет больше ни с кем делить. Правда их жизнь не всегда протекала гладко. У них есть все: любовь, общение, работа и новые впечатления.
Вверху картины он подписал черной краской: «Я король. » Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Франсуаза не знает, что дети для Пикассо не значат ничего.
Понятно, что после бурной связи с ней разрыв с Ольгой стал неизбежен. Дора будет беситься от ревности, но Пикассо все реже оказывается в ее постели. Следом — венчание по православному обычаю в соборе Александра Невского. Хохловой нравилось быть «мадам Пикассо», но скоро в быту проявилась противоположность их характеров. Это, безусловно, красивая женщина, но красивая не по-испански.
Она с большой проницательностью замечает невесте, что ее сын не может сделать женщину счастливой, «так как он принадлежит только самому себе и никогда никому не подчинится». В этой книге ее бывший возлюбленный предстал в весьма неприглядном виде. Идея подарить Франсуазе зеленые волосы принадлежала Матиссу. Марию Дмитриевну оказалось дурачить проще простого. Встреча с 17-летней Марией-Терезой Вальтер, ставшей вскоре любовницей Пикассо, окончательно убедила его в необходимости разрыва с женой.
Пикассо подошел ближе. Но, с другой, это художественный документ эпохи. Можете забрать на память». оставалась женой Пикассо.
В конце концов и она была нарушена. Незадолго до отъезда Пикассо написал автопортрет, украсив одну из бровей броской надписью: «Я — король», выведенной красной краской трижды. Ольга никак не хотела оставить Пикассо в покое. В Барселоне, куда Пикассо вернулся после учебы, он много и упорно работал.
Применяет запрещенный прием: убеждает, что мечтает о совместном ребенке. И повторюсь, всё это в цвету, всё это жизненно. Ей дали имя Мария Консепсьон, хотя с детства называли Майей. Пикассо же мало волновала судьба бывшей супруги. И именно в России, после почти годовалого оплакивания своей подруги, Пикассо вновь влюбляется. Новая пассия — Франсуаза Жило — была моложе его почти на сорок лет.
Сложно сделать это, если не любишь. Его мать, Мария Пикассо Лопес любила рассказывать, что первым произнесенным звуком сына было подобие слова, обозначающее карандаш. Свою лепту в развитие талантов сына внес и отец, художник-любитель Хосе Руис Бласко, служивший в местном художественном музее. С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.
Женщины всегда обожали Пикассо. В медовый месяц они практически не вылезают из постели. Позже Пикассо шутя признавал, что в течение Второй мировой войны его основными натурщиками была любимая афганская овчарка Казбек и Дора Маар. Много лет спустя на вопрос о том, почему он не мог жить той жизнью, что и его жена, Пикассо ответил просто: «Она слишком много от меня хотела». Потеря какой-то вещи.
Пережив начетверть века того, кто, пословам Андре Бретона, был «безумной любовью» еежизни, Дора Маар скончалась виюле 1997 года в90-летнем возрасте водиночестве ивбедности. Этот портрет он подарил своей матери. Вот таким образом и решил уехать из Испании, хотя всегда был искренне привязан к родным и близким. В 14 лет он поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне. Потеря близкого.
В Барселоне он познакомил Ольгу со своей матерью. Некоторое время она позировала художнику ибрала унего уроки. Загадочный мир женщины и особенно её логики до сих пор никто не смог расшифровать.
Уход Франсуазы нарушил привычную схему: обычно Пикассо сам выбирал, кому оставаться в его жизни. Но глядя на это полотно, понимаешь, что случилось нечто страшное и неразумное. Матери она не понравилась. Он экономил на костюмах — она скупала изысканные туалеты. Да и вообще это было последнее лето, которое он провел вместе с семьей в Андалусии.
Просто может мы, не всегда обращаем внимание на то, как люди плачут. Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал в тряпки. Это лето оставило посебе дурные воспоминания.
Ольге пришлось на собственном опыте понять правоту слов доньи Марии. Деньги, выдававшиеся мне для «процедур», мы с Хосе весело тратили то на корриду в Барселоне (столица Каталонии находилась очень близко от курортного городка Ситджес, который облюбовала для моего отдыха Мария Дмитриевна), то на экскурсию в Таррагону (этот небольшой городок, где сохранились потрясающие римские развалины, сразу же покорил меня) или просто на изумительно вкусную паэлью в прибрежном кафе. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»).
Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Весной 1917г. Впоследствии, а точнее, осенью 1964г., обиженная Фрасуаза Жило опубликовала в Нью-Йорке написанную совместно с американским журналистом Карлтоном Лейком книгу «Жизнь с Пикассо». Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле.
И они расстались — Пикассо и Фернанда. Иони расстались— Пикассо иФернанда. Он часами заставлял своих покупателей ждать в приемной и, пока чинный дворецкий утверждал, что «мсье очень занят», сам наотрез отказывался вылезать из кровати. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». В Барселоне художник знакомит свою мать с будущей женой. В 1935 году пассия родила ему дочь Майю. Ольга тогда еще была загадкой, которую ему предстояло разгадать. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника, но обрела всемирную известность.
Иунего иунее были романы сдругими. «Женщина-цветок», написанная в1946 году— это ода женственности инежности.
Нобыло время, когда они жили врозь (лето иосень 1907года). Пикассо из Рима следует за труппой во Флоренцию и Неаполь. ОНИ всегда были красивы и молоды. Это отразилось в портрете 1946 года: в четкости линий, композиции работы.
Наступает один из самых счастливых периодов в отношениях Пабло и Ольги. В 1904 он снова приезжает в Париж, чтобы обосноваться тамокончательно. Среди них – Женевьева в свадебном платье и двойной кубистический портрет. Тем не менее, Любовь Пабло Пикассобыла безжалостной и, можно сказать, даже носила оттенки садизма.
поэт Жан Кокто неожиданно предложил Пикассо отправиться в Рим, чтобы помочь в создании декораций и костюмов для спектакля «Парад», который готовил к постановке знаменитый в те годы «Русский балет» Дягилева. Денег не было. Не очень большой охотник к перемене мест, Пикассо, к удивлению многих, согласился. А вот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног».
Весной 1932г. А такие слёзы только от горя или от отчаяния. Летом 1897г. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году.
Отношения рушатся. На этот раз его избранницей стала дочь царского генерала Ольга Хохлова. Сферы влияния в доме сразу же разделились. Но что же случилось.
Родственники устроили молодому Пикассо торжественную встречу. А ведь, не будь у Пабло еще одной яркой способности, высот он мог и не достичь. Легко узнаваемый профиль всех фигур дает ключ к отгадке модели. Пабло Пикассо рано берет в руки карандаш и сразу же делает успехи в рисовании. Именно эти искры счастья видим мы в «Радости жизни» — самой яркой картине периода с именем «Франсуаза».
Правда, его неуклонно растущая слава отнюдь не сопровождалась ростом доходов. Донье Марии возлюбленная сына понравилась, хотя она честно предупредила будущую невестку: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина». 135 лет назад 25 октября в испанской Малаге у преподавателя живописи и домохозяйки появился на свет первенец, которого назвали Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио РУИС и ПИКАССО. Но время этой музы подошло к концу, а на пути художника уже появилась другая. Художник представил ее своей семье. Словом, не одной славой пленял Пикассо женские сердца.
Очень скоро родился знаменитый образ «женщины-цветка» — именно так художник видел свою новую музу. Пару раз задела кожу, пошла кровь, но она не обращала внимания, лишь ускоряла движения. Его привычки оставались такими же простыми, как и в пору молодости.
Пикассо же был абсолютно безразличен к светским условностям. Вторую мировую войну Пикассо вместе с Дорой пережил в Париже. Однажды дав Пабло задание сделать рисунок голубя и увидев, как блестяще он справился с этой работой, дон Хосе в порыве чувств вручил сыну свой мольберт, краски и кисти, заявив при этом, что талант Пабло превзошел способности отца. После премьеры в Париже балета «Парад», декорации к которому выполнил Пикассо, гастроли продолжались в Испании. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Пикассо в то время было уже 36 лет. Всегда и во всем он должен был быть единственным.
Он все острее ощущал потребность в более широком масштабе деятельности. От их двухлетнего тайного и бурного романа сохранились десятки рисунков художника. Он хочет оставаться женатым, но вдохновляться все новыми женщинами. Перед «доктором» все почтительно расступались.
Пикассо пришлось обратиться за консультацией к юристам. Она обставила свои владения в соответствии с собственным вкусом. Клод рождается в 1947-м, Палома через два года. С одной стороны, книга «Я – любовница Пикассо» исповедь влюбленной женщины.
Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот. Женщина с младенцем интересует теперь живописца только как модель для картины. И это притом, что разрыв с Франсуазой он переживал очень тяжело. Ольга, не выдержав постоянного присутствия соперницы, вместе с сыном уезжает из дома.
В 1947г. В ответ на последнее предложение он гордо ответил: «Испанцу никогда не бывает холодно». «Нет, — ответил художник, — это сделали вы. Это лето оставило о себе дурные воспоминания. Франсуаза была единственной, кто не позволила довести себя до психиатрической лечебницы или самоубийства, как это случалось неоднократно с другими любовницами Пикассо, но ее уход обернулся началом тяжелой депрессии для художника. И Жаклин удастся то, что не получалось у прежних любовниц: выйти замуж.
И у него и у нее были романы с другими. Не поглощая ее, а будто наблюдая со стороны. В 1921 году у них рождается сын Пауло и на этом все заканчивается. Впрочем, у Франсуазы хватает сил забрать детей, сбежать от художника и начать новую жизнь. Со временем ему удается уговорить Жило переехать к нему, правда, это оказывается дом Доры.
С Франсуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни.