Петр Нилус разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались практически забытыми на исторической родине. Петр Нилус принимал активное участие в деятельности Товарищества южнорусских художников.
На художественную стезю ступил в 1883 году, обучаясь в Одесской рисовальной школе у известного живописца Кириака Костанди. Дальнейшую, после 1915 года, судьбу «Одиночества» проследить не удалось. Бажинова, опубликованная в 84-ом томе «Литературного наследства» 6. Однако Нилус покидает её стены, не проучившись и года. В текстовой части – очерк о пяти южнорусских мастерах, в конце книги – репродукции (9 листов, 18 страниц без пагинации).
Чехова" (1902—1904) и "Портрет И. А. Павла. Участвовал в литературных сборниках: «Наши вечера» (Одесса, 1903), «Литературно-художественный сборник в пользу еврейских детей, осиротевших и обездоленных во время еврейского погрома в Одессе» (1906), «Слово». Родился Петр Александрович Нилус в Подольской губернии, вырос в обожаемой им Одессе. Один из организаторов созданного в 1897 г. Одесского литературно-артистического общества. Было это в самом конце пятидесятых годов.
Суть его хорошо сформулировал Стасов, сказав: «Для меня это княгиня Друбецкая из Войны и мира, только не княгиня, а мещанка, отставная, заплесневелая чиновница упрямство приставания и вымоленных денег, местечек – одни и те же» 9. Про детские и юношеские годы Нилуса сведений крайне мало. И всё-таки полотно привлекает не этим.
– Т. 2. – В картине есть какое-то мистическое напряжение и ожидание: вот-вот что-то случится. Нилус.
И снова шаг вперед. Сказанное вновь обращает нас к Чехову и Бунину, которых долгое время хотели видеть «своими» и реалисты и модернисты конца XIX – начала ХХ вв. Он показал комедию бытового сознания и драму бездуховности. В 1995–2010 в Воронежском музее прошло семь персональных выставок художника. Эти имена – Нилус, Бунин, Чехов – объединяет родство авторского мироощущения и стилистики.
Два из них особенно примечательны: Портрет А. П. Бунина, А. Федорова, К. Бальмонта, Л. Андреева, В. Жаботинского (под псевдонимом Altalena) и др. Бунина" (1917).
С 1876 года Пётр Нилус жил в Одессе, учился в Реальном училище Святого Павла. В 1924 году поселился в Париже. Участвовал в выставках русского искусства в Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (Quatre-Chemins, 1928 dAlignan, 1931 La Renaissance, 1932), Праге (1935).
Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму". эта рубрика Нилуса появилась на страницах газеты Вечерний час и журнала Жизнь). В 1933 стал членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции. Это «писатель, пообедавший в гостях». С 1876 года жил в Одессе, учился в Реальном училище имени Св.
Но. 50 коп. С последним познакомился в 1898 и в дальнейшем их связывала многолетняя дружба, продолжавшаяся и в годы эмиграции (Бунин посвятил художнику стихотворение «Одиночество», навеянное его одноименной картиной). Его учителем был художник греческого происхождения Кириак Костанди.
1896», нужная же подпись «Самотнсть. Здесь были опубликованы рассказы, стихи, статьи столичных и одесских писателей, поэтов, критиков: Ив. Декоративность Нилуса, сопоставимая с приёмом «остранения», свойственным позднему Чехову, будет отмечена в Париже. Совершил столь смелый поступок молодой художник по совету своего наставника и большого авторитета — Ильи Ефимовича Репина, который считал, что «не для каждого таланта Академия хороша иных она просто стандартизирует».
Картины «Улица Парижа» (1934), «Уголок порта» (1936), «Улица Парижа после дождя» (1939) могут рассматриваться в русле раннего европейского постимпрессионизма. Скроцкий (Одесский листок. Южнорусский стиль очень отличался от того, что делали в Санкт-Петербурге и Москве. В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Нлус.
В 1905 г. вместе с А. М. А вот учеба в Академии художеств закончилась для П. Нилуса в течение года. Я знал или мне казалось, что представлял себе экспозицию Художественного музея.
Но его акварельный «Концерт» (1920 – 1921. ) свидетельствовал о приверженности автора неоромантизму, который был свойствен «мирискусникам», предварявшим русский модерн. 4. Написал одно из предисловий (среди других авторов – В. В. Нилуса – один настоящий, другой ненастоящий». Он остался «русским» – художником, занявшим нишу между реалистами XIX и модернистами ХХ вв.
Но вернемся к упомянутому ранее изданию Афанасьева «Майстри пензля». Автор жанровых картин, пейзажей, портретов (У кассы театра, 1901, ГРМ Портрет А. П. А дело ведь в том, что Петр Нилус, начавший писать картины и этюды в конце 80-х годов XIX века как реалист, к началу XX века ощутил и притягательность модерна как стиля и очарование живописи полунамеков, от которой еще шаг и создание беспредметных композиций. И казалось, что во всём пространстве этой огромной страны нет места ни счастью, ни простой радости. Иконы – старинные миниатюры в интересных по рисунку серебряных оправах. Его дед был генералом – участником войны 1812 года.
С 1924 г. жил в Париже. Писал П. А. Родом из Подольской губернии. И если имена Метерлинка, Брехта, Гауптмана, Пристли ставили рядом с именем Чехова только в связи с его драматургией, то эстетизм «новой волны» в творчестве Нилуса констатировали довольно рано.
Парадные одежды женщин несут на себе отпечаток дамского наряда, не соответствующего «сегодняшнему дню». Исследователь «Протоколов сионских мудрецов» оберштурмбанфюрер СС Грегор Шварц-Бостунич утверждал о родственной связи двух Нилусов с одинаковым отчеством – Сергея Александровича и Петра Александровича. 5.
В нём есть та тихая и безграничная скорбь, которая присутствует и в рассказе Чехова «Тоска». Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». Так что весной 1902 года Бунин и Нилус приехали в Ялту, где художнику предстояло «снять» с Чехова портрет красками. В духе того времени в 1915 году П. А.
Следующий период в творчестве Нилуса – «символико-романтический» или «ретроспективный» : художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. Следующий период в творчестве Нилуса— «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет4. Как дань федотовской традиции воспринимается картина «По знакомым» (1892). – Это первая работа Нилуса, которую я увидел в черно-белом варианте в газете «Русская мысль», – вспоминает Владимир Бойков. Такая оценка в устах скептичного Бунина дорогого стоит.
Кажется, еще шаг и Нилус должен примкнуть к неоромантикам и неоклассикам. То, что теперь делают молодые художники, кажется многим странным и очень плохим. К тому же, главным у Нилуса оказались не «живопись пятном», не «пуантилизм», перечеркнувшие контур и объём, а всё та же «лирика настроения», поэтизация мгновения, «вписанные» в них. Исследователь «Протоколов сионских мудрецов» оберштурмбанфюрер СС Грегор Шварц-Бостунич утверждал о родственной связи двух Нилусов с одинаковым отчеством — Сергея Александровича и Петра Александровича.
Таким образом, 104 экспоната выставки сознательно представлены с нарушением хронологии, по творческим периодам: сперва показывали третий, самый современный и самый эффектный, гордость автора (38 номеров) за ним – второй, переходный (36) а в конце (как некая биографическая справка) – ранний первый (30). Всякое могло случиться с бесхозной картиной за последующее почти столетие В доступной нам литературе никаких дополнительных упоминаний об «Одиночестве» не обнаружилось, хотя интерес к творчеству Нилуса возрос за последние годы необычайно. В 1890–1900-е писал элегические пейзажи и небольшие жанровые картины в передвижнической манере в сочетании с приемами импрессионизма: «Официант» (1892), «Босяк» (1893), «На бульваре» (1895), «Серый день» (1900), «На скачках» (1902). В творчестве Нилуса это движение осуществлялось внешне неприметно.
Но ожидаемого эффекта не получилось – покуривая сигару, он подумал плотски-цинично: «Полосатое трико // Её на зебру делает похожей» 17. Павла. Петра и Павла. В уже цитированной нами статье И. Д. С 1891 г. он принимает участие в выставках Товарищества, а с середины 90-х годов, будучи секретарём названной организации художников, многое делает для роста её популярности (организуются передвижные выставки издаются иллюстрированные каталоги, налаживаются связи с художниками Москвы, Петербурга, Киева). Кроме российских музейных собраний (ГТГ, ГРМ и мн. др. ) произведения хранятся в Лувре, Национальной галерее живописи (Болгария), Музее русской культуры и истории (Прага), в коллекции университета Джорджтаун (Вашингтон) и др.
В течение многих лет он активно сотрудничал в одесских газетах и журналах. С 1891 г. – экспонент, с 1899 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. – М., 1959, с. 262-264. Умер Петр Нилус 23 мая 1943 года, не дождавшись победы в войне. С 1882 г. в училище преподавателем рисования стал молодой тогда художник Г. Ладыженский. (такие были тогда цены. ) достаточно редкую книгу: «Литературно-художественИлл. Бунина (1917). Писал пейзажи Парижа и натюрморты.
К тому же, некоторые ведущие представители одесского «Товарищества» оказались после гражданской войны в эмиграции (вспомним Н. Кузнецова, того же П. Нилуса, С. Колесникова, Б. Эгиза, Б. Эдуардса. ). В 1917 написал серию картин «Манифестация» по следам политических событий. Ещё можно назвать традиционным жанром то, что изображено в картине «Осень». Св. – 300 экз.
Картина «Осень», как «Сокольники» Левитана, как «Девушки» Серова, как «Хористка» Коровина таит в себе поэзию мгновенного и подкупает не сюжетом, а настроением, разлитым в полотне. Нилус мил сердцу многих одесситов. О хорошем знании Бенуа, а потом и позднего Коровина, говорят «Нарциссы у зеркала» (1931). Нилус. 236), автором которой был недавний их коллега из той же галереи В. Афанасьев.
Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Исследователь «Протоколов сионских мудрецов» оберштурмбанфюрер СС Грегор Шварц-Бостунич утверждал о родственной связи двух Нилусов с одинаковым отчеством — Сергея Александровича и Петра Александровича3. Этого шага Петр Александрович не сделал. В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Петр Александрович Нилус родился 8 (21) февраля 1869 года в родительской усадьбе, в Подольской губернии. В Москве были изданы два сборника рассказов Нилуса – Рассказы (1910) и На берегу моря (1918). В. Н.
Акварель «Концерт» (1921–1922) и картина «Натюрморт на столе» (1932) были приобретены для Люксембургского музея Парижа. Бажинова «Бунин и Нилус» есть наблюдение, безупречность которого не вызывает сомнения. С 1876 года Пётр Нилус жил в Одессе, учился в Реальном училище имени Св. «Ненастоящим» – автор, который позволил привнести в собственные произведения «модные» напевы и настроения. Бунина (1917).
Учитель посоветовал Нилусу оставить учебу, вернуться домой, «нанять мастерскую и работать». «Школой» и постоянным ориентиром для только что названных авторов, безусловно, была реалистическая традиция классиков ХIХ в., но идеи, художественная манера передвижников и писателей-психологов ими неизменно корректировались.
Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Нилус. В Одессе в 1919 г. вышла книга Дуня и другие рассказы. Такая репутация известности, зафиксированная «Одесским листком», позволила Нилусу уже при советской власти стать депутатом Городского совета.
Тематически, да и стилистически, такие чеховские произведения, как «Тоска», «Горе», «Агафья» и другие, восходящие к гоголевской, тургеневской, толстовской традиции, объясняют общий тон и тип героев ранних картин Нилуса, таких как «Лакей», «Посыльный», «Белошвейная мастерская», «Босяк», «В трактире» и др. Написал портреты А. П. Чехова (1902–1904) и И. А. Бунина (1917). Об этом времени Нилус вспоминал: "Был правоверным передвижником целых 13 лет. Чехова (1902—1904) и Портрет И. А. Теперь из своего возрастного «далеко», я благодарю Нину Евгеньевну и по-прежнему вижу в ней ту непостижимость высокого горизонта, к которому всегда тянулась душа.
Её изысканность должны были подчеркнуть продуманные детали пляжного антуража – «широкий балахон», в который она куталась крупный пёс, который с «гремящим лаем» носился за мячиком. П. А. Отсюда – чувство декоративности, культурологической интертекстуальности, присутствующих в картине.
1916 г. 8 нояб. ). Итак, предпочтение настроения действию (факту, событию), свойственное импрессионизму, явное тяготение к поэтике модернизма (в варианте русских «мирискусников»), которое оказалось очень характерным для Нилуса 1900 – 1910-х годов, заставляло думать о его последовательном движении к новым течениям в искусстве ХХ века. В конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме с И. А. Буниным.
Спустя годы в 1910-м Нилус напишет: «Лучший одесский художник-пейзажист. Нилус и портреты известных людей. И не пропал. «Бунинское» в творчестве Нилуса проявляется в тот момент, когда речь заходит о полутональности, о «переходности» эмоциональных движений, запечатлённых у него, о ритмической организации его композиций. Его работы имеются также в Киевском музее украинского искусства, Музее И. А. На выставке можно увидеть личные вещи Бунина, привезенные из частных собраний Москвы, Парижа и Воронежа.
и один из авторов устава товарищества 1894 года. 2 на стр. Петра и Павла. В 1900-е гг. В эмиграции художника связывали долгие дружеские отношения с уроженцем Воронежа писателем И. А. Буниным, называвшим Нилуса "поэтом живописи" (Бунин посвятил художнику одно из своих самых проникновенных стихотворений – "Одиночество"). Абсолютно очевидна перекличка жанровых картин Нилуса 90-х гг. Первые персональные выставки Петра Нилуса в Париже состоялись в 1924 году в престижных галереях Ж. Пти и Ж. Шарпантье.
Принимал участие в изданном обществом сборнике Наши вечера (1903). Был дружен с А. И. Куприным и В. В. Кандинским, продолжал тесно общаться с И. А. Буниным. Следовало сделать шаг вперед.
В 1889 г. Нилус решил продолжить образование в Петербургской Академии Художеств. Н. И. Крамского (в музее теперь находится 73 его произведения парижского периода, в 2011 выпущен альбом-каталог). Здесь есть иконы новгородского, московского и строгановского письма. Иван Бунин называл своего друга поэтом живописи. Благодаря им пляжная сценка обретает вполне прогнозируемое настроение холода, неустроенности, горечи разочарования и это эмоциональное переживание приобретает значение сюжетного фактора.
Буковецкого, Княжеская, 27, здесь же находилась его мастерская. (Одесский листок. Два из них особенно примечательны: Портрет А. П. Выпустил несколько книг рассказов. Петр Александрович Нилус (1869-1943) родился в родовом имении в Подольской губернии. В 1876 г. родители переехали в Одессу и Петр поступил в Реальное училище имени Св.
Выполняя заказ, он принёс в богатый дом букет, позвонил и ожидает у двери. Бунин, с которым художника связывала многолетняя дружба. Все – из собрания Владимира Бойкова. – писал художник и критик Н. И. Словно угадывая состояние Нилуса, Бунин посвящает своему другу одно из лучших стихотворений – «Одиночество» (И ветер и дождик и мгла над холодной пустыней воды. ). Этого не случилось даже на Западе.
Афанасьев. Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Барковская, В. А. И не пропал. Налицо банальная неряшливость издательства.
Его назовут «русским Сезанном», но главным в словосочетании нужно считать первое слово – «умирание натуры», её искажённые формы, эпатирующая контрастность цветовых решений, столь свойственные французскому мэтру, были Нилусу категорически чужды. Здесь собраны подлинные художественные богатства». «Смена акцентов» Бунина и Нилуса начала ХХ века была связана «с мечтами о вечном», с созерцательностью и с той «мудрой детскостью» восприятия мгновенья13, которыми наполнялись их новые произведения. Его дед был генералом— участником войны 1812 года2. Женские фигуры существуют как бы для того, чтобы соединить эти две стихии. С будущим нобелевским лауреатом по литературе у художника были настоящие дружеские отношения — Бунин посвятил Нилусу одно из самых проникновенных своих стихотворений Одиночество.
Основания для этого были. Обзоры выставок в периодической печати. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В 1916 на выставке одесских «Независимых» ему был отведен целый зал.
Однако один, антисемит, происхождением связан с Мценским уездом Орловской губернии другой, принявший участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе» и женатый на еврейке Берте Соломоновне, связан с самой южной околицей России— Балтский уезд Подольской губернии. Был женат на Берте Соломоновне Липовской (в первом браке Голубовская). Примером иллюстрирующим данный тезис, может быть избран «Посыльный» (1902). Вдпочинок.
Он выступает и по вопросам искусства в «Одесских новостях», хотя при этом понимает, что до писательской славы своего друга Бунина ему далеко. Два из них особенно примечательны: "Портрет А. П. Пронзительный некролог о нем написал Иван Бунин.
Член масонской ложи «Северная Звезда» и хранитель печати, выступал на собраниях ложи с докладами. В 1924 году поселился в Париже. Это сырой песок, холодный глянец воды, упоминание о сливах, которые, кутаясь в халат, ест героиня и, наконец, это одинокая скамья, которая чернеет в полосе уходящего дня. Петра и Павла. Автору этих строк случилось проверить его действенность на себе Летом того же 1966 года, когда была приобретена акварель, приписываемая Нилусу, в местном букинистическом магазине предложили за 1 руб.
Репродукция рисунка Нилуса ный сборник «Наши вечера» Одесского Литературно-артистического общества» изданный в Одессе в 1903 году (цензурное разрешение от 19 окт. Родился в родительской усадьбе Бушены в Подольской губернии. Воодушевившись столь ценным отзывом великого старца, можно было и далее писать подобные «жанрики» (один из них будет приобретен Русским музеем), но Нилус чувствовал: следовало сделать шаг вперед. Нилус и портреты известных людей. Конечно, в первую очередь, бросается в глаза «пристойная бедность», которая соблюдена в одежде персонажа и его скромно-просительная поза, соответствующая социальному статусу. Кн.
Нилус. Говорить о Петре Александровиче Нилусе просто как о художнике – мало. Нилус и портреты известных людей. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». Он экспериментировал новым, не став его поклонником.
О. М. Девушки, помещённые не в центре картины, а чуть сбоку, воспринимаются как часть (эпизод) общей композиции, в которой равнозначными женским фигурам предстают тоненькое деревце-подросток, собачка, морская даль и чахлая растительность. На ней изображена пожилая чиновница, которая, надоедая просьбами «о сочувствии», стучится в двери богатых домов. Многим казалось, что движение этого художника к модернистам неминуемо. Однако один, антисемит, происхождением связан с Мценским уездом Орловской губернии другой, принявший участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе» и женатый на еврейке Берте Соломоновне, связан с самой южной околицей России – Балтский уезд Подольской губернии. Только что был создан «Лакей» (1892), «проникнутый сочувствием к бесцветной жизни «маленького человека» 8. В 6 классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который только что закончил Петербургскую Академию художеств, Нилус поступил в Одесскую рисовальную школу: на протяжении 1883—1889 годов его преподавателем был К. Костанди, а другом— Евгений Буковецкий.
1902 г. ). Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Спустя год, Репин сказал своему подопечному о том, что ему больше нечему учиться. Жанровые сцены «Белошвейная мастерская» (1890), «В трактире» (1894), «Босяк» (1895) обращают нас к традиции Перова, к психологическим портретам Репина и др.
В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. По отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом – участником войны 1812 года. Пейзаж-фон картины составляют скудная прибрежная растительность и «кусочек моря». Нилус дал несколько вещей из которых мы можем указать в этом беглом очерке лишь на самую интересную из них – на «Одиночество». Однако Илья Ефимович Репин сумел убедить талантливого студента в том, что обучение в Академии только повредит его творческой индивидуальности и в 1889 г. Нилус покинул Академию и вернулся в Одессу. В том же году Петр Александрович Нилус, стал членом Товарищество южнорусских художников (русского общества любителей художественного искусства юга Российской империи) и с 1890 г. начал принимать участие в выставках Товарищества, а с 1891 г. и в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. Первая персональная выставка Петра Александровича Нилуса состоялась в Одессе в 1915 г. В 1919 г., опасаясь репрессий со стороны новой власти из-за серии созданных им антибольшевистских плакатов, Нилус покинул Россию. После эмиграции художник много путешествовал по Европе, организуя выставки своих произведений в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте, Белграде, а в конце 1923 г. поселился в Париже. В 1924 г. в престижных галереях «Пети» (Galerie G. Petit) и «Шарпантье» (Galerie Charpentier) прошли персональные выставки Петра Александровича Нилуса, положительно отмеченные критикой. В 1934 г. в галерее «Зак» (Gallery Zak) с успехом состоялась и последняя прижизненная персональная выставка художника. Работы живописца хранятся в Третьяковской галерее, в Одесском художественном музее, в Воронежском областном художественном музее им И. Н. Крамского, в Днепропетровском художественном музее.
Я излишне эмоциональная южанка, выламывая руки собственной застенчивости, буквально вытряхивала перед ней свой «чеховский багаж», а она Боже мой и слушала и поправляла и не соглашалась и поощряла. Писал П. А. Картина не лишена разных декадентских и символических новаторств и заблуждений, но в ней тем не менее есть нечто такое, что говорит вам о несомненном таланте художника, способного выразить то, что он задумал даже и при довольно фальБурова Г., Гапонова О., Румянцева В. Товарищество передвижных художественных выставок. В 1920 году в общем потоке эмиграции художник покинул страну. Этим шагом стал портрет Антона Чехова. Смею сказать, что многие последующие годы мы были интересны друг другу.
Симонович) к каталогу весенней выставки 1914 г. в Одессе. Кстати, фигура именно этого мужчины возникает в набросках Нилуса к другим работам, которые хранятся в запасниках Третьяковской галереи. Репин продолжал участвовать в судьбе своего подопечного, помогая организовывать выставки. Соглашаясь с общим содержанием высказывания, дополним его следующим образом: дело не столько в праздничной солнценосности одесских видов (тем более, что Нилус почти не писал «чистых» пейзажей), сколько в том, что «палитра настроения» в 90-е гг. И не пропал.
В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Метафорой молодости уходит лето, свет умирания коснулся всего живого. «Настоящим» для критика остался тот художник, у которого «великолепное мастерство рисунка», «ясные краски», «законченная манера». Он на долгие годы остался поэтом ночных гуляний, сумерек, таинственного и праздничного состояния души, когда мир тревожен и загадочен, а человек раскрепощен и прекрасен. Чехова, 1904-1905, Государственный литературный музей). А дальше следует раccказ о том, как эта девушка, мечтавшая, что «кто-нибудь увидит» её, выходящей на берег из морского прибоя что «кто-нибудь» оценит её стать, подчёркнутую «полосатым трико», «сидела на песке и ела сливы».
Мы познакомились с Ниной Евгеньевной в конце 70-х. Сотрудничал в журнале «Зеленая палочка». Принимал активное участие в деятельности Товарищества южнорусских художников. Писал П. А. Гершенфельд, М. М. Исполнил много произведений, посвященных Одессе: «Александровский проспект» (1898), «Церковь в Ботаническом саду» (1903), «Соборная площадь в Одессе» (1905).
Три года художник провел в разъездах по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде. – 302 с. : илл. Регулярно выступал в «Одесских новостях» (1900-е), затем в «Одесском листке» (1912–1917) с обзорами русских и зарубежных выставок, мыслями по вопросам современного искусства, художественного преподавания и музейного дела.
Жил в особняке Е. И. Буковецкого на Княжеской ул., 27 (там же провели последние месяцы перед эмиграцией Бунины). Признаюсь: мне, только что пришедшей на кафедру и доселе работавшей в «отдалённых от центров местах», это поручение показалось и ответственным и неподъёмным. Есть весьма ценные византийские иконы, вычеканенные из серебра. Посетив юбилейную выставку художника в 1915 г., он выделил в творчестве Нилуса три периода: а) 90-е гг., которые «характеризуются знаменитым влиянием «передвижников» б) первое десятилетие нового века как время, когда Нилус «бросает «идейную живопись» и «в художнике начинает заявлять свои права художник, жаждущий красок, поклоняющийся форме» в) последние несколько лет, отмеченные «пристрастием к ретроспективной живописи» и причастностью к характерному для новой живописи образу – у Нилуса появилась «стройная, с остроконечной мордой, нервная, всегда словно приплясывающая левретка» 10. Такие композиции сам Нилус называл "кринолинами".
В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. В духе того времени в 1915 году П. А. – Одесса, 2000. В свете сказанного вполне объясним тот факт, что именно Нилус, которого с Буниным связывали многие годы дружбы и взаимной переписки, решился написать и огласить статью «Бунин и его творчество» на литературном вечере в Одесском артистическом клубе (17 января 1913 г. ), а, комментируя «Деревню», отметить: «главное – дух земли, крепкий, настоящий» 12. Отметив близость лирического настроения, объединившего произведения двух авторов и обратившись к работе Нилуса, он подчеркнул: «По своему настроению эта картина, где на фоне осеннего пейзажа изображена женщина, одиноко сидящая на берегу моря, очень созвучна и поэзии и лирической прозе Бунина той поры» 15.
С точки зрения художественной педагогики это звучало странно, но Илья Ефимович всегда отличался необычностью слов и поступков. 1 (М., 1908), «Друкарь» (М., 1910) был редактором-издателем сатирического журнала «Звон» (Одесса, 1905). Она сопряжена с концептуальным восприятием творчества писателя, говорившего о пошлости мещанского сознания а также с ассоциативным рядом, восходящим, как минимум, к двум его произведениям: к «Даме с собачкой» с репликой, так ударившей Гурова («осетрина с душком») и к рассказу «Дочь Альбиона», в котором, в своём не соответствующем ни месту, ни занятию наряде, несчастная, унижаемая мисс Тфайс удила рыбу. Совершил столь смелый поступок молодой Петр Нилус по совету большого авторитета — И. Е.
Такая оценка в устах скептичного Бунина дорогого стоит. Чехова (1902 – 1904) и Портрет И. А. Но почти одновременно было написано и такое произведение, как «Осень» (1893), немного позднее – «Купальни» (1899), «На мостиках (Летом)» (1898), «Перед вечером» (1902), «В мастерской художника» (1903). Следующий период в творчестве Нилуса— «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. Отзывы на первые европейские его выставки содержали определения, характерные для лексики новых течений («эстетизм», «тонкое чувство цвета»). К примеру, режиссер фильма «Дневник его жены» Андрей Смирнов передал для выставки письма людей бунинского круга: письмо Веры Муромцевой-Буниной с дочерью Рахманинова, Татьяной Конюс.
Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем. Сделать, «взяв все хорошее, что было у передвижников». Следующий период в творчестве Нилуса— «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. 1902» обнаружилась на обороте того же листа, при другом рисунке. С 1891 г. он стал экспонентом, а с 1899 – членом Товарищества передвижников.
Но при всей общности позиций Нилус привносил в свою живопись стихию воздуха и света. Иван Бунин называл своего друга Петра Нилуса поэтом живописи. Следующий период в творчестве Петра Нилуса – "символико-романтический" или "ретроспективный": художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет (фото). А вот учеба в Академии художеств закончилась для П. Нилуса в течение года. Революцию 1917 года П. А. Нилус принял поначалу большей частью равнодушно, но вскоре, когда он осознал происходившее, его отношение к ней резко изменилось. В Париже нам редко кому счастливится». Его дед был генералом— участником войны 1812 года., у обоих были приятные голоса» 11.
В этом музее в 1989 состоялась ретроспективная выставка его живописных и графических работ, а в 1995 – выставка «Парижский период П. Ганского и П. Нилуса». Бунина в Воронеже, музеях Хабаровска и Одессы. Но в этой своей статье он высказался очень резко: « у нас есть два П. А. Нилус и портреты известных людей. Большой успех имела выставка Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной выставкой.
А теперь о том, как в мир моих художественных пристрастий вошел Нилус. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно в Одессе, где он учился в художественной школе (1883—1889). До 6 класса Петр обучался в реальном училище им. Петр Нилус родился в Подольской губернии, через 7 лет его семья переехала в Одессу. Он дружил с писателями Буниным, Куприным, Горьким, Маминым-Сибиряком.
Выходец из знатной семьи, он был типичным (в превосходном смысле слова) представителем своего времени, Серебряного века русской культуры. Бунина (1917). Своим названием – «Одиночество» – стихотворение обязано не только ситуации (вечером, в одиночестве, купается худая девушка-иностранка), но и только что процитированной фразе, перечеркнувшей возможность знакомства но и множеству деталей, подчеркнувших холод и заброшенность. Эмигрировав, Нилус как будто оказался в близкой для себя атмосфере модернистских поисков. Душевное состояние обоих героев – посыльного Нилуса и извозчика Чехова – полностью отражает ту бесконечную печаль, которая, реализованная строкой фольклорно-религиозного Плача Иосифа Прекрасного «Кому повем печаль мою. », была вынесена Чеховым в эпиграф его рассказа. Участвовал в благотворительных акциях, жертвуя свои картины (в пользу Политического Красного Креста, Объединения русских адвокатов, Комитета помощи русским писателям и ученым, Общества русских врачей имени Мечникова и др. ). В картине ностальгично перемешано все – и Париж и воспоминания о России.
Чехова (1902—1904) и Портрет И. А. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». Однако один, антисемит, происхождением связан с Мценским уездом Орловской губернии другой, принявший участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе» и женатый на еврейке Берте Соломоновне, связан с самой южной околицей России— Балтский уезд Подольской губернии. В 1920–1930-е создавал картины, навеянные образами XIX века, символико-романтические пейзажи: триптихи «На берегу моря» (1923), «У фонтана», «Ночной разговор» (оба – 1924) и др. Можно предположить – после юбилейной выставки работа вернулась в мастерскую автора. Переписывался с Репиным, о нём очень приязненно писал известный критик-искусствовед Стасов. Родился Пётр Александрович в 1869 году в селе Бушены Балтского уезда Подольской губернии (ныне Хмельницкая область Украины).
Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». Два из них особенно примечательны: Портрет А. П. С 1889 года продолжил обучение в Санкт-Петербургской Академии Художеств у Ильи Репина, который рекомендовал молодому художнику побыстрее начать выставочную деятельность и вернуться в родной город, где мощно заявило о себе Товарищество Южнорусских художников. Истоки модернизма заметны в композиции, в художественном решении шедевра Нилуса – его картины «На лестницах» (1901). На выставке одесских независимых в 1916 г. для работ Нилуса был предоставлен отдельный зал. Титульный лист сборника Илл.
Федоровым издавал сатирический журнал Звон (вышли 1-2), где в подписях к рисункам использовал псевдоним Пан. Однажды она приехала в Одессу в качестве оппонента. Направление поисков Нилуса удачно обозначил одесский критик Генис (Лоренцо). увлекся модерном, писал декоративные панно. Но нет, в этом стихотворении присутствует и чеховская аллюзия.
Муромцева-Бунина отмечала, что Нилус тонко чувствовал музыкальный ритм, хорошо пел: «Пётр Александрович мог насвистывать целые симфонии» «Нилус с Куровским (смотрителем Одесского художественного музея) часто пели дуэтом. Исследователь сравнивал два «Одиночества», начало которого в бунинском поэтическом варианте звучит следующим образом: «Худая компаньонка иностранка, // Купалась в море вечером холодным» 16. Родился в родительской усадьбе Бушены в Подольской губернии. Его «Встреча» или «Перед отъездом на родину» вовсе не характерны для него Нилус не протоколист в стиле старых передвижников, он – поэт, для которого важны не литературные, а чисто художественные сюжеты самый поэтический и интересный – третий период (комнаты I и II). В первые тяжкие годы эмиграции в Париже Бунины, Куприны и Нилусы жили в одном доме.
Но, преимущественно, только как наследник официально признанных передвижников1. Очевидно, ни предыдущий владелец акварели – П. Патиниоти, ни сотрудники картинной галереи, организовавшие выставку 1961 года и составившие ее каталог, не знали о существовании упомянутой репродукции под названием «Одиночество». Провел персональные выставки в парижских галереях G. Petit (1924), J. Charpentier (1924), M. Bernheim (1926), Zak (1934) и в своей мастерской (1929), выставлялся в салонах: Национального общества изящных искусств (1925–1928), Независимых (1924, 1925, 1927, 1929–1935, 1941–1943), Тюильри (1930–1939) и Осеннем (1935, 1936, 1938).
В главе о Нилусе – беглое упоминание интересующего нас «Одиночества»: «Глубоким сумом сповнена фгура молодо жнки («Самотнсть», 1902)», а среди репродукций в конце книги – воспроизведение известного рисунка из сборника «Наши вечера», но с ошибочной подписью: «П. О. далее примеч. Посвящение Нилусу в дальнейших публикациях стихотворения исчезнет и не по вине автора. «Маленькие люди» в его произведениях могли быть ничтожными и по-настоящему «большими», боль и неустроенность последних вызывали сострадание. Чехов (как и Нилус) пришёл в литературу с темой «маленького» и «среднего» человека.
В ней присутствует характерный для модернистов приём асимметризма, в расположении парадных пролётов и фигур угадывается любимая ими линия «плывущей водоросли». с жанристикой Маковского, Ярошенко и всех тех, чья художественная мысль совмещалась с духом народничества и просветительства. Мы подружились и уже навсегда, после моей защиты в Институте литературы АН Украины.
Следующий период в творчестве Нилуса— «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет2. В течение многих лет Нилус жил в доме своего друга художника Е. И. Совершил столь смелый поступок молодой Петр Нилус по совету большого авторитета — И. Е. Здесь Нилус прожил более двадцати пяти лет, отсюда эмигрировал в 1919 году. Напомним, что «русский вариант» импрессионизма уже заявлял о себе в картинах молодых Левитана, Серова, Коровина, ему был подвержен и Нестеров.
Смеялся над «рабьей кровью» обывателя, но умел понять и простить тех, кто не хотел принять психологию мещанина как единственно возможную. Не сам персонаж, а беспросветность его горестной судьбы стала сюжетом обоих произведений. Кандинский, М. К. В обозначенных Чуковским недостатках Нилуса присутствуют узнаваемые в ту пору приметы «декадентства» – это «тонкие, хрупкие деревья, жалобно тянущиеся к стилизованным тучам», это «сооружённое (то есть искусственно созданное, не имеющее отношения к реальности) настроение», это «символические позы женщин» и «модернизированные» складки их одежд14. Писал П. А. Родился 21 января 1869 года в селе Бушены Подольской губернии. За её спиной, на высоком берегу обрыва, появится долгожданный зритель. Литературную деятельность Нилуса всячески поддерживал И. А. Родился в родительской усадьбе Бушены в Подольской губернии.
Нилуса также собраны интересные произведения, представляющие любопытную коллекцию иконной живописи. Работы художника привлекли внимание знаменитого коллекционера и книгоиздателя А. Воллара. Важнейшую роль в рассказе играла интонация. 1916 г. 17 окт. ). Костанди основал Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ), давшее мощный стимул украинскому искусству («младший брат» знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок). Ведь незадолго перед выставкой этот же рисунок из «Наших вечеров» был повторно воспроизведен в напечатанной здесь же, в Одессе, летом 1960 года книжке «Майстри пензля» (см.
В 1889 г. Нилус поступает в Петербургскую Академию художеств в класс Репина. В 1920 году в общем потоке эмиграции художник покинул страну. С 1876 года Пётр Нилус жил в Одессе, учился в Реальном училище Святого Павла.
Её облик и выражение лица вызывают двойственное к ней отношение. В 1924 году поселился в Париже. В 1920 году в общем потоке эмиграции художник покинул страну. начинает заявлять о себе в русской живописи всё настойчивее. По возвращении в Одессу Нилус активно включился в местную художественную жизнь. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно в Одессе, где он учился в художественной школе (1883—1889).
«Бунинское» и «чеховское» так и осталось главными показателями творчества Нилуса – он навсегда остался верен тому, с чего начинал в России свой ХХ век. Типичный пример – гневная статья Чуковского о недостатках творческой палитры Нилуса, опубликованная им на страницах «Одесских новостей» в 1904 г. Чуковский хорошо знал Нилуса, неоднократно видел его работы, следил за развитием этого незаурядного дарования, восхищался им. П. А. Пётр возвращается в Одессу, чтобы начать работать самостоятельно. В 1917–1919 участвовал в реорганизации Одесского художественного училища и в создании одесского Союза пластических искусств, был избран председателем последнего, а также депутатом горсовета от трудовой интеллигенции (март 1918). В 1882 г. по совету художника Геннадия Александровича Ладыженского, преподававшего в училище, юноша приступил к занятиям в Одесской рисовальной школе в мастерской известного живописца Кириака Константиновича Костанди. Продолжал писать прозу, печатался в русских изданиях «Общее дело» (1920), «Сполохи» (1922), «Иллюстрированная Россия» (1931).